- Нотная грамота (часть 1). Свойства звука, тон и полутон, октава
- Волшебные клавиши
- Тон и Полутон
- Что такое тональности и как их использовать? 7 заповедей музыканта
- Звукоряд, лад, тоника
- Тональность и гамма
- Параллельные тональности
- Как найти параллельную тональность
- Одноименные тональности
- Энгармонизм тональностей
- Для чего нужны тональности
- Сколько тональностей всего
- Порядок Диезов и бемолей
Нотная грамота (часть 1). Свойства звука, тон и полутон, октава
Приветствую уважаемые читатели блога BigSong.ru. В этой части урока мы рассмотрим что такое свойства звука, ступени звукоряда, звукоряд, тон и полутон и октава. В первой части нашего курса вы узнаете много теоретической информации. Ваша задача будет, состоят не в том что бы запомнить все что написано, а уловить суть того что написано. Свойства звука. По сути все окружающие звуки делятся на шумовые и музыкальные.
Шумовые звуки – это звук ветра, треск деревьев ну и т.д. Такие звуки в музыке не используются.
Музыкальные звуки характеризуются следующими свойствами: это высота, тембр и громкость. Рассмотрим каждый из них.
- Высота звука. По определению можно понять следующее: ” что высота звука зависит от частоты колебания вибрирующего тела, такие как (голосовые связки, струна и т.д.). Чем чаще будет колебания, тем выше будет звук”. Это определение высказывается в физике, просто так проще объяснить. Вот, например: у баса низкие частоты, ну а у скрипки высокие частоты.
- Тембр звука. Тембр звука определяется на слух. То есть, когда вы услышали мягкий звук, густой, резкий или звенящий – это все будет обусловлено тембром звука. Например: Вы сможете всегда отличить звук фортепиано от гитары, так как каждому инструменту присуща своя окраска звука, т.е. свой тембр.
- Громкость звука. Здесь даже нету необходимости объяснять, я думаю и так всё понятно.
Длительность звука. Это одно из главных свойств звука с точки зрения музыки. Пока просто возьмите себе на заметку, ну а в дальнейшем мы еще будем об этом писать.
Звукоряд. В основе музыкальной системы создан ряд звуков. Этих звуков ровно 88 (для фортепиано). Их расположения состоят в порядке возрастания высоты звука. От самых низких нот до самых высоких нот. Вот это расположение звуков по высоте нот назвали звукорядом.
Ступень звукоряда. У каждого звука своя ступень звукоряда. Как лестница: 88 ступенек вверх. Но существует всего 7 основных ступеней звукоряда, у которых есть самостоятельные названия: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Также есть еще пять производных ступеней, у которых нет своих названий, они образуют их путем прибавления к ним суффиксов –бемоль или –диез.
На клавиатуре пианино звуки из основных ступеней будут извлекаться после нажатия на белые клавиши, а производные – на черные. Почему – подумаете вы – Ведь если в звукоряд входят 88 звуков, но ступеней основных и производных всего 12? Здесь нету ничего странного, так как все ступени последовательно повторяются через одинаковый интервал, называемой октавой.
В основном в музыке используется буквенное обозначение ступеней. Каждому названию ступени соответствует определенная буква латинского алфавита: это до=C, ре=D, ми=E, фа=F, соль=G, ля=A, си=В . Раньше вместо ноты си использовалась си-бемоль, и имела обозначение “B”. Звукоряд начинался со звука ля и выглядел так: ля, си-бемоль, до, ре, ми, фа, соль. В таком случае ступени обозначались так: A, B, C, D, E, F, G . Используйте эту историческую заметку – чтобы проще было запомнить названия ступеней.
Если при буквенном обозначении нот нужно показать октаву, которой принадлежит нота, то делают это следующим образом: указывают ноту и цифру рядом с ней. Для контроктавы, субконтроктавы и большой октавы нота будет обозначаться большой буквой, для остальных октав – маленькой. Цифры выставляют следующим образом:
- Субконтроктавы обозначают цифру 2 ниже названия ноты, т.е.: A2 (ля субконтроктавы).
- Контроктавы обозначают цифрой 1 ниже названия ноты, т.е. A1 (ля контроктавы) называют: D (ре большой октавы).
- Для маленькой октавы цифру не указывают: d (ре малой октавы). Для всех остальных октав цифра (номер октавы) указывается сверху: e1 (ми первой октавы), g2 (соль второй октавы) и так далее.
Иногда вместо цифр ставят чёрточки. Количество чёрточек будет соответствовать заменяемой цифре (если например, заменяем, цифру 2, то чёрточек должно быть тоже две). Чёрточки располагают (сверху ноты, или под нотой) так же, как цифры (если же цифра стояла внизу, то чёрточка тоже рисуется внизу). Например, фа контроктавы можно обозначить так: F.
Октава. Это промежуток расстояния между соседствующими звуками ступеней с одинаковыми названиями. То есть: между соседними двумя звуками до – ровно октава, между двумя соседними ми – тоже октава. Этот термин октава кроме своего основного значения (т.е. интервал, расстояние между нотами), также используется для обозначения или указания части фортепианной клавиатуры. В таком значении октавой назвали целую часть звукоряда, в которой принадлежат все 7 нот.
То есть – это ряд звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) тоже может называться октавой. В звукоряде фортепьяно можно насчитать 7 полных и 2 неполные октавы. Кстати, как и у звуков (нот), у октавы тоже есть свои собственные названия. Можете их не запоминать, но для полной информации напишу названия октав от самых низких до самых высоких: это субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая, третья, четвёртая и пятая октава.
Полутон. Как мы уже узнали, октава состоит из 7 основных ступеней. Давайте посмотрим на фрагмент клавиатуры пианино:
Выше на рисунке можете увидеть октаву. Белых клавиш ровно 7. Это ноты от (до) до (си). Но всего клавиш, включая и белых, и чёрных, ровно двенадцать. А это значит, что октава состоит из двенадцати звуков. Расстояние которое будет между двумя соседними звуками называется полутон.
Целый тон. Здесь всё просто: целый тон – считается расстоянием из двух полутонов. Посмотрите на картинку выше: расстояние от первой слева белой клавиши до следующей первой слева чёрной клавиши – это полутон. Или расстояние от крайней левой чёрной клавиши до следующей второй слева белой клавиши – тоже называется полутоном.
В итоге целый тон (или просто тон) – это расстояние между 1-й (первой) и 2-й (второй) слева белыми клавишами. Или же проще: полутоном называется расстояние до ближайшей соседней клавиши, а тон (т.е. целый тон) – расстояние через клавишу. Только не думайте выбрасывать из рассмотрения чёрные клавиши!
Подведем итоги 1 урока. Подводя итоги этого урока, мы узнали об основных свойствах звука: тембре, высоте и громкости, а также о необходимом его свойстве – это длительности звука. Узнали, что звуки составляют звукоряд и что ступени, т.е. звуки упорядочены по высоте звука. Также узнали, что такое октава и что она состоит из 7 основных ступеней (т.е. белые клавиши). Узнали что такое полутон и целый тон.
Привет, меня зовут Сергей. Музыка для меня как хобби. Занимаюсь созданием Hip-Hop минусов в Fl Studio уже продолжительное время.
Если вам понравился этот материал, то поделись с ним с другими. Так вы поможете в развитии этого сайта и у меня будет стимул в дальнейшем развивать этот проект.
Источник
Волшебные клавиши
Тон и Полутон
Здравствуйте, дорогие любители клавиш! Сегодня наше внимание направлено на — Тон и Полутон. Давайте с ними познакомимся! И узнаем, зачем нам они нужны? А без них никак?
Тон и Полутон — это музыкальные интервалы. Самое маленькое расстояние между двумя клавишами (черные, белые) — это ПОЛУТОН.
Сразу наглядный пример на клавишах:
Если нажать ноту ДО и посмотреть, какая нота будет ближе всего справа, то мы увидим, что это черная нота между ДО и РЕ. ( Название этой и других таинственной черных нот смотрите в статье — Диез, бемоль, бекар)
И расстояние между До и близлежащей черной нотой — это ПОЛУТОН.
Теперь определим полутон от ноты Ре. Нажмите ноту Ре и черную клавишу, которая ближе всех к ноте Ре справа. Это тоже Полутон.
А Тон — это два Полутона. (Полутон + Полутон)
Значит от ноты ДО Тон это — интервал от ДО до РЕ (белые клавиши).
До-Ре, Ре-Ми, Фа-Соль, Соль-Ля, Ля-Си — образуют Тон.
Но, обратите внимание, что не между всеми белыми клавишами есть посередине черная.
Это Ми-Фа и Си-До. Между этими клавишами черных нет. Они составляют интервал — Полутон.
Забегая вперед отвечу на вопрос, который у вас может возникнуть… а зачем нужно знать Тон и Полутон?
Нужно знать! Поверьте! Чтобы понять следующие темы — Знаки альтерации (диез, бемоль, бекар) и Построение аккордов.
На этом рисунке красные стрелки — это Тон, синяя — Полутон.
Вопрос к вам — можете ли вы различить теперь Тон и Полутон? Если возникли трудности, задавайте вопросы в комментариях.
Источник
Что такое тональности и как их использовать? 7 заповедей музыканта
Понятие «тональность» гораздо проще, чем может показаться, если открыть музыкальный словарь.
Вы наверняка слышали это слово в быту. Например, когда от собеседника требуют более уважительного отношения, говорят «смени тон». А водители иногда называют тональностью звук двигателя.
Что же такое тональность в музыке, сколько их и зачем они нужны? Об этом поговорим в этой статье.
Звукоряд, лад, тоника
Чтобы понять, что же такое тональность, нам необходимо сперва разобраться с некоторыми понятиями. И давайте начнем с лада.
Звукоряд — это звуки, располагающиеся друг за другом в восходящем или нисходящем порядке. Вы знаете, что нот всего семь и каждая располагается на своей ступени. Соответственно, ступеней тоже семь. Если выстраивать звукоряд от ноты До, то нота До будет располагаться на первой ступени, Ре — на второй, Ми — на третьей… Если строить звукоряд от ноты Ми, то нота Ми станет первой ступенью, Фа — второй и т.д.
Лад – это взаимосвязь звуков между собой, их согласованность и слаженность. В ладу есть устойчивые и неустойчивые ступени. Их принято обозначать римскими цифрами. I, III, V ступени – устойчивые, опорные, к ним тяготеют неустойчивые – подвижные звуки, расположенные на II, IV, VI, VII ступенях:
Неустойчивые звуки отражают незавершенность музыкальной мысли. Но когда неустойчивый звук переходит в устойчивый, мысль становится завершенной и это называется разрешением.
Вот пример того, как звучит незавершенная музыкальная мысль:
Существует довольно расхожая история о том, как сын И.С. Баха импровизировал на клавесине, в то время как его великий отец спал. Мальчик закончил свою импровизацию на неустойчивом аккорде и удалился от инструмента. Иоганн Себастьян проснулся, вскочил с постели, подбежал к клавесину, разрешил аккорд и помчался догонять сына, чтобы проучить его.
Самой главной среди устойчивых ступеней, является тоника – первая ступень. Сочетание I III V ступеней дают тоническое трезвучие, которое характеризует звучание лада, создают его окраску:
Мажор – лад, на первой ступени которого образуется тоническое трезвучие с БОЛЬШОЙ терцией в основании. Звучит мажор ярко, жизнеутверждающе.
Минор — лад, на первой ступени которого образуется тоническое трезвучие с МАЛОЙ терцией в основании. Звучит минор печально, драматично.
Тональность и гамма
Теперь, когда мы знаем что такое лад, можно переходить к главному вопросу – что же такое тональности и как их использовать.
Мажорный и минорный лад так же, как и звукоряд можно построить от любой ноты. Нота, от которой мы строим лад называется тоникой.
Тональность – это лад, у которого есть определенная тоника.
Каждая тональность имеет свое название, которое формируется из двух составляющих: первая – тоника; вторая – лад. Допустим, тоника – нота До, а лад – мажор. Значит тональность будет называться До мажор. Или тоника – нота Ми, а лад минор. Значит тональность – Ми минор.
Если сыграть по порядку звуки какой-либо тональности от тоники до тоники, то получится гамма. Например, сыграем от ноты До восемь нот: До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си – До.
Получилась гамма. Кстати, она называется также, как и тональность – До мажор. А если взять за основу ноту Ля, и сыграть восемь нот, то получится гамма Ля минор.
Но почему в случае с нотой До, гамма будет иметь мажорный окрас, а в случае с нотой Ля – минорный? Давайте разбираться.
Как вы знаете, расстояние между звуками измеряется тонами и полутонами. В гаммах, расстояние между звуками должно соответствовать специальной формуле. Вот формула для мажорной гаммы:
А вот формула для минора:
Вот и получается, что гамма, построенная от ноты До полностью совпадает с формулой мажора. Гамма от ноты Ля, совпадает с формулой минора. Вот как эти гаммы будут выглядеть в нотной записи:
А что, если нам нужно выстроить мажорную гамму от ноты Соль? Думаю, вы уже догадались – нужно расставить звуки в соответствии с формулой. Вот что получится:
Как видите, для соблюдения формулы, нам пришлось использовать знак альтерации — диез. Так нота Фа превратилась в Фа диез.
В гамме Ми минор, нам также придется использовать знак альтерации и это снова будет ФА ДИЕЗ. Посмотрите на изображение:
Вы могли заметить, что гамма До мажор и Ля минор не имеют знаков альтерации; гамма Соль мажор и Ми минор имеют 1 знак альтерации. А в гамме Ре мажор, как и в гамме Си минор будет два диеза. Закономерно то, что гаммы с одинаковым количеством знаков альтерации, идут парами: До и Ля — ПАРА, Соль и Ми — ПАРА, Ре и Си – ПАРА. Такие гаммы (а значит и тональности) называются ПАРАллельными.
Параллельные тональности
Как мы выяснили, тональности с одинаковым количеством знаков альтерации, называются параллельными. Оказывается, у этих тональностей одинаковые звуки — все до единого.
Но есть у параллельных тональностей и отличия. Как вы помните, название тональности определяет тоника и лад. Этими двумя составляющими и отличаются параллельные тональности. До мажор отличается от Ля минора тоникой (звуком До) и ладом (мажорным окрасом). Тем же и остальные параллельные тональности отличаются друг от друга.
Как найти параллельную тональность
Найти параллельную тональность можно двумя способами. Рассмотрим оба.
Мы уже знаем, что До мажор и Ля минор параллельны. На них мы и будем опираться для дальнейших рассуждений.
Чтобы найти параллельный минор, нам нужно выяснить, на какой ступени находится нота Ля в До мажоре. Давайте считать:
Нота Ля является VI ступенью в тональности До мажор. Отсюда можно сделать вывод: чтобы найти параллельный минор, нужно найти VI ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на VI ступени и будет тоникой параллельного минора.
Чтобы найти параллельный мажор, проделаем ту же процедуру – посчитаем ступени в Ля миноре:
В тональности Ля минор, нота До расположилась на III ступени. Вывод напрашивается такой: чтобы найти параллельный мажор, нужно найти III ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на III ступени и будет тоникой параллельного мажора.
Чтобы быстрее найти VI ступень, пользуйтесь небольшой хитростью – считайте ступени не вверх, а вниз:
Очень важно учитывать знаки альтерации, когда вы считаете ступени. Например, нам необходимо определить параллельную мажорную тональность для Ре минора. В тональности Ре минор есть один знак альтерации – Си бемоль. Мы ищем VI ступень – это нота Си, но мы не забываем учесть бемоль, и вот наша нота Си превращается в Си бемоль. Наша параллельная тональность – Си бемоль мажор.
Второй способ определения параллельной тональности также прост, и он подойдет тем, кто хорошо знаком с интервалами.
Чтобы начать пользоваться этим способом, нам нужно выяснить, какой интервал возникает между тониками параллельных тональностей. Считаем, как обычно, на примере тональностей Ля и До. Между этими тониками образуется интервал, который составляет 1,5 тона и называется он Малой терцией.
Чтобы найти параллельный мажор, нужно отмерить малую терцию вверх от тоники минорной тональности, в которой мы находимся. Так находясь в Ля миноре, от ноты Ля мы отмеряем малую терцию вверх и получаем ноту До, которая и станет тоникой параллельного мажора:
Тоже самое проделываем в поисках параллельного минора – отмеряем малую терцию вниз и получаем искомое:
Одноименные тональности
Как мы уже сказали, Тоника + Лад = тональность. Если мы возьмем за тонику ноту «До» и подставим мажорный лад, то получим тональность До мажор. А если возьмем ту же ноту «До» и подставим минорный лад, то получим тональность До минор.
Такие тональности называются ОДНОИМЁННЫМИ. У них одна тоника, но разный лад, а соответственно, разные звуки. Чтобы от ноты До построить минорную гамму, нам нужно вспомнить формулу (ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН) и ввести необходимые знаки альтерации — в данном случае Си, Ми и Ля бемоли.
Энгармонизм тональностей
Тональности могут быть мажорными и минорными, параллельными и одноименными, но также они могут быть энгармонически равными. Давайте разберемся, что это значит.
Энгармонизм – это одинаковое звучание при различном названии и написании нот . Например, нота Ми бемоль звучит так же, как нота Ре диез. Эти ноты пишут на разных линейках, с разными знаками альтерации. Но по факту за обе ноты отвечает один звук, одна клавиша.
Энгармонически равные тональности – это тональности, которые обладают одинаковым звучанием, но в нотах записаны разными нотами и имеют разные знаки альтерации. Например, тональность Ми бемоль минор энгармонически равна тональности Ре диез минор. Тональность Ля диез мажор энгармонически равна тональности Си бемоль мажор.
Для чего нужны тональности
Что такое тональности мы усвоили. Теперь давайте разберемся, зачем они нужны и как их использовать.
В прежние времена, тональности имели гораздо более глубокий смысл нежели сейчас. Так в музыке И.С. Баха тональности символизировали различные евангельские сюжеты. Подробнее о музыкальной символике в музыке Баха, вы можете прочитать у В.Б. Носиной.
В музыке эпохи романтизма, композиторы также наделяли тональности особыми смыслами. Ми бемоль мажор, к примеру, использовали, когда речь шла о любви и преданности, диалоге с Богом; Фа минор употребляли для выражения горечи, печали, невосполнимой утраты.
В XX веке композиторы Новой венской школы (Шенберг, Берг, Веберн), решили отказаться от тональности в традиционном понимании этого слова и раздвинули музыкальные рамки, в связи с чем появилась атональная музыка. Особо любопытным из вас, рекомендую послушать финал второго струнного квартета Шёнберга – именно с ним связывают начало атональности.
В наши дни семантика тональностей утратила свое значение, а вот практическая составляющая осталась. Давайте более подробно поговорим о том, зачем нужны тональности и как их использовать.
Самое первое и понятное значение тональности – настроение. Как вы помните, тональность обладает мажорным или минорным ладом, от которого зависит настроение музыки. Бывают и такие случаи, когда минорное произведение звучит бодро и живо, а мажорное наоборот погружает в задумчивое состояние, нагоняя воспоминания и легкую тоску. Этих оттенков можно достичь, скорее, за счет фактуры, ритма и темпа, которые влияют на характер произведения. Тональность же, сразу дает понять какое настроение несет музыка.
Второе значение тональностей связано с удобством. Музыканты, которые аккомпанируют вокалистам, часто сталкиваются с ситуацией, когда вокалист «не в голосе» и просит сыграть на тон-полтора ниже оригинальной тональности, дабы не перегружать голосовые связки. Опытный музыкант может транспонировать переложить музыкальное сочинение из одной тональности в другую транспонировать на ходу и играть в разных тональностях одно и то же произведение.
Сколько тональностей всего
Итак, мы выяснили, что у каждой тональности есть сестра – параллельная тональность. Также, тональности могут энгармонически заменять друг друга. А теперь давайте узнаем, сколько тональностей всего.
Если сосчитать все белые и черные клавиши в одной октаве , то их получится 12 (7 белых клавиш и 5 черных). От каждой из них, мы можем построить гамму, соответственно, получим 12 тональностей. Но мы не должны забывать про одноименные тональности. Получается: имея 12 звуков, мы можем построить 24 тональности – 12 мажорных и 12 минорных.
Чисто теоретически, мы можем получить 30 тональностей:
2 — без знаков альтерации
14 диезных (7 мажорных и 7 минорных)
14 бемольных (7 мажорных и 7 минорных)
Тональности, в которых больше 6 знаков альтерации существуют в теории, но на практике не используются. Их логично заменить энгармонически равными тональностями. Например: в До диез мажоре 7 знаков, а в энгармонически равном Ре бемоль мажоре – 5. Таким образом, тональности с большим количеством знаков заменяют на энгармонически равные и остается 24 тональности, которые реально используются.
В таблице ниже, вы найдете названия всех 30 тональностей, их буквенное обозначение и количество знаков альтерации для каждой.
Порядок Диезов и бемолей
Диезы и бемоли могут встречаться в нотном тексте внезапно, неожиданно. В таком случае, они называются случайными. Но также, они могут быть изображены рядом со скрипичным и/или басовым ключом. Такие знаки называются ключевыми. Именно ключевые знаки указывают нам на тональность произведения. Важно запомнить, что диезы и бемоли располагаются на линейках в строгой последовательности, которую нужно запомнить.
Диезы располагаются так: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. Вот как это выглядит в скрипичном и басовом ключах:
Бемоли расставляют в обратном порядке: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА:
Как располагаются знаки при ключе, вы теперь знаете и можете этот порядок заучить как считалочку. Но как определить, сколько знаков в той или иной тональности? Конечно, можно выучить наизусть как таблицу умножения, но есть другой способ, о котором вы можете узнать из статьи «Кварто-квинтовый круг тональностей» .
Очень надеюсь, что статья оказалась интересной и вы поняли, что такое тональности, зачем они нужны и как их использовать. Пишите в комментариях, о чем еще вы хотели бы узнать. Вступайте в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорого!
Источник