Одинокая бродит гармонь табы для гитары

ОДИНОКАЯ ГАРМОНЬ

Советские лирические песни 50-60 годов
_
_
Текст, аккорды, разбор, ноты, midi
_
Музыка Б. Мокроусов
_
Слова М. Исаковский

_ рекомендуемый рисунок:

(в тональности Dm)
__
_ _ Dm A7 Dm
Снова замерло все до рассвета
_ _ Gm A7 Dm послушать midi
Дверь не скрипнет не вспыхнет огонь
_ _ Gm C F
Только слышно на улице где-то 2р.
_ _ Gm A7 Dm
Одинокая бродит гармонь

То пойдет на поля за ворота
То обратно вернется опять
Словно ищет в потемках кого-то 2р.
И не может никак отыскать

Веет с поля ночная прохлада
С яблонь цвет облетает густой
Ты признайся кого тебе надо 2р.
Ты скажи гармонист молодой

Может статься она недалеко
Да не знает ее ли ты ждешь
Что ж ты бродишь всю ночь одиноко 2р.
Что ж ты девушкам спать не даешь?

_ рекомендуемый рисунок:

(в тональности Am)
__
_ _ Am E Am
Снова замерло все до рассвета
_ _ Dm E Am
Дверь не скрипнет не вспыхнет огонь
_ _ Dm G C F
Только слышно на улице где-то
_ _ Dm E Am
Одинокая бродит гармонь

Источник

Песня «Одинокая гармонь». Аккорды. Бой. Перебор

27 марта — день памяти композитора Бориса Андреевича Мокроусова (1909—1968). В этот день можно вспомнить одну из самых известных его песен — «Одинокая гармонь» и посмотреть, как она играется на гитаре.

Песня «Одинокая гармонь» Бориса Мокроусова на стихи Михаила Исаковского. Как играть на гитаре

Мокроусов Борис Андреевич (1909—1968), советский композитор. Опера «Чапаев» (2 редакция 1942; 3 редакция 1961), оперетта «Роза ветров» (1947), песни (св. 60), в т. ч. «Заветный камень», «Одинокая гармонь». Государственная премия СССР (1948).

Стихотворение «Снова замерло всё до рассвета» было написано летом 1945 года. Поэт Михаил Исаковский показал его своему другу — композитору Владимиру Захарову. Захаров сочинил песню «Гармонист», которая была исполнена хором имени Пятницкого, однако не получила популярности.

В начале 1946 года Исаковский публикует в журнале «Октябрь» это стихотворение. Прочитав журнальную публикацию, Борис Мокроусов сочиняет к нему музыку.

Песня Б. Мокроусова и М. Исаковского «Одинокая гармонь» сумела быстро завоевать всенародную известность. В июне 1946 года она была опубликована Музфондом. Через два года — удостоена Сталинской премии. В 1948 году её записал в сопровождении фортепиано певец Ефрем Флакс, в 1949-м — солист Всесоюзного радио Георгий Абрамов в сопровождении эстрадного оркестра под управлением Виктора Кнушевицкого. В советское время песню исполняли С. Лемешев, П. Киричек, Л. Александровская, дуэт Л. Лядова — Н. Пантелеева, Георг Отс и многие другие.

Сегодня мы с вами попытаемся разучить эту песню на гитаре.

Песня «Одинокая гармонь». Слушать онлайн. Видео

Для начала стоит послушать, как исполняют данное произведение корифеи советской песни.

Песня «Одинокая гармонь» Бориса Мокроусова на стихи Михаила Исаковского. Исполняет Валентина Толкунова в сопровождении Эстрадно-симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Фрагмент заключительного концерта 3-го Всесоюзного телевизионного фестиваля «Песня года». 1973 г.

Песня «Одинокая гармонь». Аккорды для гитары

В видеоролике Валентина Толкунова и Эстрадно-симфонический оркестр исполняют «Одинокую гармонь» в тональности си-минор. На гитаре удобнее играть в ля-миноре, сделав транспозицию на тон ниже.

Аккомпанемент песни не очень сложен. Это последовательность тоника — субдоминанта — доминанта — тоника в первых двух фразах и одна из самых распространённых секвенций в третьй фразе. Однако есть и некоторые нюансы гармонизации этой песни, которые придают ей неповторимость и определённый шарм. Так, в качестве субдоминанты лучше сыграть минорный септаккорд (Dm7) в первых двух фразах вместо традиционного трезвучия (Dm). В третьей кульминационной фразе это большой мажорный септаккорд (Сmaj7) вместо трезвучия (С). И наконец в кадансе — трезвучие с секстой (Dm6) вместо чистого трезвучия (Dm).

Источник

Б. Мокроусов, М. Исаковский. ОДИНОКАЯ ГАРМОНЬ

Музыка Б. Мокроусова, слова М. Исаковского

ПЕСНЯ «ОДИНОКАЯ ГАРМОНЬ». АККОРДЫ ДЛЯ ГИТАРЫ

Размер 3 / 4

ТРАНСПОНИРОВАТЬ В ДРУГУЮ ТОНАЛЬНОСТЬ. НА ПОЛТОНА

Текущая тональность: ре минор

I. Струны от 6-ой до 1-ой (слева направо).
II. Номер лада.
III. Открытая струна.
IV. На струне не извлекается звук.
V. Пальцы: указательный ( 1 ), средний ( 2 ), безымянный ( 3 ), мизинец ( 4 ).
VI. Барре указательным пальцем.

ПЕСНЯ «ОДИНОКАЯ ГАРМОНЬ». ПОДОБРАТЬ БОЙ (ПЕРЕБОР)

Шестиструнная гитара. Аккомпанемент и ритмические рисунки

Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?

Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.

ПЕСНЯ «ОДИНОКАЯ ГАРМОНЬ». ТЕКСТ

Снова замерло всё до рассвета —
Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь,
Только слышно — на улице где-то
Одинокая бродит гармонь:

То пойдет на поля, за ворота,
То обратно вернется опять,
Словно ищет в потемках кого-то
И не может никак отыскать.

Веет с поля ночная прохлада,
С яблонь цвет облетает густой…
Ты признайся — кого тебе надо,
Ты скажи, гармонист молодой.

Может, радость твоя недалёко,
Да не знает — её ли ты ждешь…
Что ж ты бродишь всю ночь одиноко,
Что ж ты девушкам спать не даешь?!

Две последние строки куплетов повторяются

Стихотворение Михаила Исаковского называется по первой строчке — «Снова замерло всё до рассвета. » Авторский вариант первой строчки последнего куплета — «Может статься, она — недалёко».

ПЕСНЯ «ОДИНОКАЯ ГАРМОНЬ». АВТОРЫ

Советский композитор Борис Андреевич Мокроусов (1909—1968)

БОРИС МОКРОУСОВ

Борис Андреевич Мокроусов родился 27 февраля (14 февраля по старому стилю) 1909 года в посёлке Канавино под Нижним Новгородом. В школе освоил домру, балалайку, мандолину и гитару. В 13 лет по слуху научился играть на фортепиано в клубе железнодорожников. Через два года Мокроусов уже работал тапёром в том же клубе. С 1925 по 1929 был студентом Нижегородского музыкального техникума, а в 1936 окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского. Борис Мокроусов известен прежде всего как автор массовых песен. Среди наиболее популярных можно назвать патриотическую балладу «Заветный камень» (1944), «Хороши весной в саду цветочки» (1946), «Песню о родной земле» и «Одинокая гармонь» (1947), отмеченные Государственной премией СССР (1948). Среди других не менее популярных песен — «Милый мой живёт в Казани» (1939), «Песня защитников Москвы» (1942), «Не тревожь, ты себя, не тревожь» (1949), «Сормовская лирическая» (1949), «Вологда» (конец 1940-х), «Назначай поскорее свидание» (1953). Среди соавторов Бориса Мокроусова — поэты М. Исаковский, А. Фатьянов, А. Жаров, С. Островой, А. Софронов, А. Чуркин, М. Лисянский и др. Перу композитора принадлежат произведения крупной формы — опера «Чапаев» (1942) и оперетта «Роза ветров» (1947), а также музыка к кинофильмам «Свадьба с приданым» (1953), «Весна на Заречной улице» (1956), «Неуловимые мстители» (1966) и др. Борис Мокроусов имеет звание Заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР (1962). Борис Андреевич Мокроусов умер 27 марта 1968 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Советский поэт Михаил Васильевич Исаковский (1900—1973)

МИХАИЛ ИСАКОВСКИЙ

Михаил Васильевич Исаковский родился 19 января (7 января по старому стилю) 1900 года в деревне Глотовка Смоленчкой губернии в крестьянской семье. В 1913 году окончил начальную школу, затем два года проучился в Смоленской гимназии. В 1914 году опубликовал в газете «Новь» своё первое стихотворение — «Просьба солдата». До Октябрьской революции Исаковский работал учителем сельской школы, после октября 1917 г. — секретарем волисполкома. В 1919—1921 годах Исаковский — редактор ельнинской уездной газеты, затем сотрудник — смоленской областной газеты «Рабочий путь». В 1927 году в Москве вышла его книга стихов «Провода в соломе», кторая получила положительный отзыв М. Горького. В 1931 году Исаковский переезжает в Москву и становится редактором журнала «Колхозник», однако в 1932 году по состоянию здоровья покидает должность и целиком посвящает себя литературной деятельности. Стихотворения Исаковского в эти и последующие годы посвящены преобразованиям в городе и деревне после революции 1917 года, коллективизации, культурной революции, Великой Отечественной войне, восстановлению народного хозяйства в послевоенное время. В 30-е годы Исаковский получает всенародную известность как поэт-песенник. За первой песней «Вдоль деревни» последовали «Катюша», «И кто его знает», «Провожанье», «Шёл со службы пограничник». В годы войны и послевоенные годы — «В лесу прифронтовом», «Огонёк», «Лучше нету того цвету», «Под звёздами балканскими», «Летят перелётные птицы», «Ой, цветёт калина» и др. Михаил Исаковский был награждён четырьмя орденами Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени. Имеет звание Героя Социалистического Труда (1970) и лауреата двух Сталинских премий (1943, 1949). Михаил Васильевич Исаковский умер 20 июля 1973 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

ПЕСНЯ «ОДИНОКАЯ ГАРМОНЬ». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Рукописный клавир песни «Одинокая гармонь» с исправлениями, сделанными рукой Бориса Мокроусова (фото с официального сайта Бориса Мокроусова)

Рассказывает музыковед Юрий Бирюков.

Для людей моего поколения эта песня композитора Бориса Мокроусова и поэта Михаила Исаковского сродни позывным из далекого детства и юности.

Время ее рождения — первые послевоенные месяцы 1945 года (я имею в виду стихи). В архиве их автора сохранился первоначальный вариант песни, в котором две заключительные строфы выглядели совсем не так, как в окончательном виде: «Отчего мне и сладко и больно В эту пору в родимом краю? Отчего я вздыхаю невольно, Как заслышу гармошку твою? — спрашивала себя героиня будущей песни и сама же пыталась объяснить это для себя:

— Словно жду я тебя втихомолку,
Хоть и знаю, что ты не придешь.
Что ж ты бродишь всю ночь по поселку,
Что ж ты девушкам спать не даешь?»

Взамен этих двух строф первоначального варианта песни, исключавшего возможность встречи героев, Исаковский в окончательном варианте стихотворения сделал одну: «Может статься, она — недалеко, Да не знает — ее ли ты ждешь… Что ж ты бродишь всю ночь одиноко, Что ж ты девушкам спать не даешь?!» И слова будущей песни заиграли совсем по-иному, позволяя нам самостоятельно «домыслить» дальнейшее развитие событий, их эпилог.

Стихотворение свое Исаковский показал поначалу композитору Владимиру Захарову. Тот сочинил к нему музыку, назвав свою песню «Гармонист». Ее разучили и исполнили в руководимом им хоре имени Пятницкого. Однако всеобщей известности песня не получила.

В начале 1946 года поэт публикует это свое стихотворение в журнале «Октябрь». Там-то его и приметил Борис Мокроусов и вскоре сочинил к нему музыку.

Песня Б. Мокроусова и М. Исаковского «Одинокая гармонь» была опубликована в июне 1946 года Музфондом мизерным тиражом (всего 500 экземпляров), но сумела быстро завоевать всенародную популярность и через два года была удостоена Сталинской премии. Конечно, этому способствовали записи песни на радио. Так, в 1948 году ее записал в сопровождении фортепиано известный ленинградский певец Ефрем Флакс. В следующем году — солист Всесоюзного радио Георгий Абрамов в сопровождении эстрадного оркестра под управлением Виктора Кнушевицкого, блестяще ее инструментовавшего. Прикосновение к песне руки такого непревзойденного до наших дней мастера аранжировки, каким был Кнушевицкий, явилось, мне кажется, одной из решающих причин ее успеха.

В дальнейшем песню «Одинокая гармонь» исполняли С. Лемешев, П. Киричек, Л. Александровская, дуэт Л. Лядова — Н. Пантелеева и многие другие. Прекрасно исполнил ее Георг Отс.

Песня живет и сегодня, волнуя самые сокровенные струны души. Наверное, именно поэтому ее избрали своей эмблемой и своеобразной «визитной карточкой» Тереза Рымшевич и Виктор Татарский — создатели популярной радиоперадачи «Встреча с песней».

ПЕСНЯ «ОДИНОКАЯ ГАРМОНЬ». СЛУШАТЬ ОНЛАЙН

ВАЛЕНТИНА ТОЛКУНОВА

Эстрадно-симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио

Дирижёр: Юрий Силантьев

Заключительный концерт 3-го Всесоюзного телевизионного фестиваля «Песня года»

Ведущие: дикторы Центрального телевидения Анна Шилова и Игорь Кириллов

Борис Мокроусов, Михаил Исаковский

Песня «Одинокая гармонь»

ПЕСНЯ «ОДИНОКАЯ ГАРМОНЬ». ПАРОДИИ

ОДИНОКИЙ ГОРМОН (ПЕСНЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ)

Всё уснуло вокруг до рассвета,
Организм погружается в сон,
Только в сонной артерии где-то
Одиноко блуждает гормон.
Только в сонной артерии где-то
Одиноко блуждает гормон.

То спускается по кровотоку,
То рецептор начнет раздражать,
Что ты бродишь такой одинокий,
И куда тебя надо послать?
Что ты бродишь такой одинокий,
И куда тебя надо послать?

Ты ответь на вопрос лаконично
Прежде чем в vena cava зайдёшь:
Что ты бродишь такой специфичный,
Что ты девушке спать не даешь?
Что ты бродишь такой специфичный,
Что ты девушке спать не даешь?

Всё уснуло вокруг до рассвета,
Организм погружается в сон,
Только в сонной артерии где-то
Одиноко блуждает гормон.
Только в сонной артерии где-то
Одиноко блуждает гормон.

На песню «Одинокая гармонь» создавалось и создается множество пародий (уж больно соблазнительно переделать ключевое слово «гармонь» в «гормон» со всеми вытекающими из этого последствиями). Одна из таких пародий принадлежит Дмитрию Ерохину и называется «Одинокий гормон».

Источник

Оцените статью