Одна гитара два гитариста

Ритм-гитара >Как превратить две партии ритм-гитар из соперников в лучших друзей?

На мировой музыкальной сцене есть немало отличных групп, но также и нет недостатка в музыкантах классом ниже. То же можно сказать и о записях – какие-то уже стали классикой, а какие-то достойны лишь того, чтобы пылиться на полке. В силах любого гитариста сделать так, чтобы группа звучала хорошо как на сцене, так и на записи. Для этого важно научиться создавать гитарные партии, сочетающиеся и взаимодействующие друг с другом.

Задача – сыграть две партии для одной композиции так, чтобы они звучали по-разному и в то же время дополняли друг друга и музыку в целом. Запись двойных треков может также помочь при разработке интересных партий для живых выступлений.

Примеры в этой статье включают два трека – один звучит в левом канале, другой – в правом, что характерно для миксов. Если вы хотите прослушать одну гитару без другой, просто выберите соответствующий наушник и приложите его к уху. Кроме того, вы можете отделить партии друг от друга с помощью программы SoundSlice.

Читайте также:  Средь шумного бала ноты баритон

Если вы хотите, чтобы две гитарные партии хорошо звучали вместе, нужно, чтобы они отличались друг от друга. В данных примерах гитара на левой стороне – это Телекастер через усилитель Vox, а гитара с правой стороны – это бриджевой хамбакер через усилитель Fender. Звуковые отличия между двумя гитарами помогут вам отделить их друг от друга.

Эксперименты с каподастром

Помните: цель – сделать так, чтобы гитары звучали по-разному. Каждый элемент микса должен занимать свое место, и использование каподастра в разных позициях способствует этому. Если песня написана в тональности G, гитарист обычно играет первую ритм-партию без каподастра, а для второй ритм-партии ставит каподастр на третий лад и играет так, словно речь идет о тональности Е. Таким образом партии получают разные текстуры, ведь аккорды и фразы в G отличаются от аккордов и фраз в Е или в любой другой тональности. В Примере 1 вы увидите, как можно разнообразить самую простую аккордовую прогрессию меняя не только аккорды, но и ритм.

Внизу и вверху

Когда я играю композицию на сессии впервые или же выступаю с ней с новой командой музыкантов, я всегда смотрю, что делает другой гитарист. Играет ли он открытые аккорды или же просто бьет по нижним струнам? А может, он играет повторяющийся рисунок на высоких струнах? В любом случае я стараюсь не заходить на его территорию. Пример 2 – демонстрация того, как одна партия обеспечивает смены аккордов, а другая перемещается в их верхней части.

Глушить или не глушить?

Глушение ладонью – отличный прием для игры куплетов, но когда две гитары одновременно играют глушением, это может быть очень опасно, потому что если кто-то один выбьется из ритма, это прозвучит очень нехорошо. Есть способ обойти эту ловушку. Пусть одна гитара играет глушением ладонью, а другая тихо прикасается к струнам, не прерывая их звучания ( Пример 3 ). Ключевое слово здесь – тихо. Второй гитаре нужно следить за тем, чтобы она оставалась на том же или меньшем уровне громкости, что и гитара, играющая глушением. Иначе получится скорее перетягивание одеяла на себя, чем взаимная поддержка.

На пути к звездам

Возьмем большой припев или большое соло, где обе ритм-гитары должны следить за соблюдением пульсации и движения мелодии, подчеркивая при этом определенные доли. Одна гитара может акцентировать восьмые ноты и сильные доли, а другая – просто ударять по сильным долям, не прерывая звучание струн ( Пример 4 ). Короткие ноты продвигают музыку вперед, а длинные сохраняют единство музыкальной ткани.

Обращения аккордов

Эту технику можно комбинировать с приемами, которые мы обсуждали выше. Либо с ее помощью можно добиться того, чтобы обе гитары играли восьмые ноты с чистым звучанием. Если речь идет о двух электрогитарах, они обычно разделяются на левый и правый каналы, поэтому для получения яркого стереозвучания их партии должны отличаться. Пусть один гитарист играет обычные аккорды от тоники, а другой – первые обращения. Это как раз и создаст тот самый эффект стерео, который так нужен продюсеру и звукоинженеру. Партия из первых обращений сама по себе прозвучит довольно странно, но ведь аудитория никогда и не услышит ее в отдельности. Ее можно будет услышать только в сочетании с первой гитарой и с другими инструментами в миксе, поэтому важно, чтобы она звучала хорошо именно в этом контексте ( Пример 5 ). Контекст – очень важная вещь!

Переключения

Если вы играете сессию с другим гитаристом на электрогитаре, вполне естественно меняться друг с другом. Но когда одна и та же электрогитара отвечает сначала за первую ритм-партию, а потом за вторую, ситуация усложняется.

На первой партии можно оставлять пустые места, которые вы потом заполните второй партией. Это создаст чувство взаимодействия гитар. Так можно делать в рамках куплета или же меняться ролями при смене куплетов ( Пример 6 ).

Унисонные партии

Музыка профессионалов обычно создает впечатление «Мы так и планировали», а не «Понятия не имеем, что мы там записали». Самый легкий способ достичь первого эффекта – играть в унисон. Это означает какое-то время играть одинаковые партии ( Пример 7 ). Это очень хорошо работает между линиями вокала в куплете и в конце фраз, например, во второй половине четвертого такта фразы из четырех тактов.

Октавы

Это то же самое, что и унисонные партии, с тем отличием, что здесь требуется немного больше планирования, потому что необходимо разобраться с аппликатурами. Чаще всего игра в октаву звучит лучше и объемнее, чем игра в унисон ( Пример 8 ). Октавные партии также можно применять более свободно, чем унисонные. Многие известные хиты отличаются фразами во вступлениях, где каждая нота играется в октаву.

Гитарные гармонии

Эта идея опять же напоминает унисоны и октавы, но она несколько более сложна. Гармонии должны взаимодействовать не только друг с другом, но и с аккордами композиции, поэтому начинать такие эксперименты на сессии может быть довольно рискованно, если вы не уверены в том, что делаете. Но если у вас есть время, почему бы не поэкспериментировать. Главное не перестараться, ведь гитарные гармонии могут легко перегрузить песню. Лучше применять их в какой-либо конкретной секции песни, например, в соло или во второй половине второго куплета ( Пример 9 ).

Тишина – наш лучший друг

Отказ от одной или даже двух партий в первом куплете или в первой половине первого куплета может привести к тому, что после этого припев буквально «выстрелит» своим звучанием ( Пример 10 ). Отличная идея для вашего арсенала! Сложно сделать так, чтобы гитарная партия звучала объемнее, чем открытые аккорды на овердрайве, поэтому можно немного приглушить другие партии и приберечь грязь для тех моментов, когда она действительно нужна. Это, пожалуй, самая важная техника из всех, находящихся в вашем распоряжении… И самая легкая!

Хороший набор для аранжировки композиций!

Спасибо за интереснейший урок! Мы с братом разобрали и сыграли все упражнения в две гитары. Очень качественный и полезный урок.

Просто клад, для тех кто хочет звучать интересно.

Очень хороший и понятный материал. Спасибо за труд!

Источник

Размеры гитар и советы по выбору гитары идеального размера

Гитару, как и любой другой струнный инструмент, необходимо подбирать по размеру. Это нужно, чтобы гитарист во время репетиции или концерта не испытывал дискомфорт.

Особенно важно, правильно подобрать инструмент для ребенка и профессионального гитариста. В первом случае, размер музыкального инструмента будет влиять на успехи в обучении юного музыканта. Во втором – на практичность и удобство в регулярной работе профессионала.

Определяем тип инструмента

При выборе сначала нужно определиться с целью, то есть с тем, зачем вам нужна гитара. От этого зависит выбор конкретного типа.

Если вы планируете играть классику или фламенко, вам нужна «классика» с нейлоновыми струнами.

Если вы хотите играть джаз или эстрадную музыку, вам нужна эстрадная акустика (дредноут, джамбо, парлор или аудиториум).

Если вы хотите играть в рок-группе, то вам обязательно нужна полноразмерная электрогитара с мензурой не меньше 24 дюймов.

Общепринятые размеры гитары

В гитаре есть два основных размера – это ее общая длина и длина мензуры. Общая длина измеряется по двум крайним точкам, началу деки и кончику головы грифа.

Общая длина гитары

Мензура замеряется от верхнего порожка до бриджа.

Длина мензуры гитары

Обратите внимание!

Если общая величина музыкального инструмента влияет только на удобство игры, то мензура нужна для настройки инструмента в нужной тональности.

Размер считается четвертями или восьмыми. Существует всего 5 основных размеров. Все они перечислены в таблице ниже.

Размер Общая длина (см / дюймы) Длина мензуры (см) Рост гитариста (см)
4/4 100 / 40 65 160 и выше
7/8 94 / 39 62 153
3/4 88,5 / 36 57 140
1/2 82,5 / 34 53 130
1/4 76,5 / 30 48,5 110

Обратите внимание!

Цифры в сантиметрах имеют условный характер и могут колебаться в пределах 5-7 см. Вам не нужно заучивать эти данные наизусть. Ниже мы расскажем о каждом размере более подробно.

ИНТЕРЕСНО! Трэвел-гитары

Сейчас очень популярны уменьшенные акустические и электрогитары со стандартной мензурой. Они легче и меньше по размеру, чем обычные. Это достигается за счет уменьшения корпуса и добавления в него полостей.

Подобные инструменты удобно брать с собой в командировку, путешествие или на природу. Поэтому их и назвали «трэвел-гитары» (от английского «travel» – путешествовать).

Размер 1/4

Такие инструменты предназначены для детей 3-6 лет. Они самые маленькие из возможных и нужны только для обучения. Они не подходят для выступлений на публике. «Четвертинки» звучат по-игрушечному: тихо, серединисто и несколько мутновато из-за маленького корпуса и мензуры.

Размер 1/2

1/2 – это уже полноценный инструмент, с которым юные гитаристы могут выступать на отчетных концертах в музыкальной школе. Их звук более яркий, нижние частоты не столь ватные, как у 1/4, середина немного провалена. Чаще всего дети начинают свое обучение именно с этих инструментов.

Размер 3/4

3/4 – не самая популярная разновидность. Для детей младшего школьного возраста такая гитара будет слишком большой, а для подростка быстро станет слишком маленькой.

Но, с другой стороны, можно найти профессиональный инструмент этого размера. Кстати упомянутые трэвел-гитары очень часто предстают именно в таком исполнении.

Размер 7/8

7/8 является переходной ступенью межу 3/4 и полноразмерным инструментом. Она звучит почти так же как 4/4, слегка уступая той в глубине низких частот.

7/8 выбирают исключительно из личных предпочтений музыканта.

Если же вы покупаете инструмент своему чаду для обучения в музыкальной школе, то лучше сразу возьмите 4/4, чтобы через год не тратить деньги снова.

Размер 4/4

Это полноразмерный инструмент величиной примерно в 1 м. Его звук оптимален и зависит исключительно от качества производства и материалов. В большинстве музыкальных магазинов ассортимент состоит именно их таких инструментов.

Не надо думать, что все гитары 4/4 похожи друг на друга. В этом сегменте представлена и «классика» с широким толстым грифом, и «эстрадная» акустика всех типов.

На что влияет размер гитары

Размер инструмента оказывает очень сильное влияние на его конечное звучание.

Чем больше корпус, тем более глубокими и объемными будут низкие частоты. И, наоборот, чем меньше, тем более «вялый» звук получается. Также теряется яркость верхних частот, уменьшается сустейн.

Это объясняется элементарной физикой. Чем длиннее мензура, тем сильнее натянуты струны. А чем объемнее корпус, тем сильнее резонанс.

Помните об этом, когда будете покупать инструмент.

Если вы хотите более собранный звук, то возьмите гитару поменьше. Если вам нужен объем, то возьмите инструмент побольше.

Как правильно подобрать размер гитары

Далеко не всегда есть возможность лично оценить инструмент перед покупкой. Особенно это актуально при покупке гитары через интернет-магазины. В этом случае вы можете воспользоваться критериями правильного подбора инструмента.

Возраст гитариста

Возраст является решающим фактором только при покупке гитары ребенку. Очень важно подобрать инструмент правильно. Так, чтобы юный музыкант не испытывал дискомфорта при игре.

Общепринятая маркировка предназначена для средних значений. Поэтому, если ваше дитя ощутимо выше своих сверстников, купите ему гитару побольше.

Особенности выбора гитары для детей

При покупке гитары для ребенка нужно обязательно учитывать, то, что он быстро растет. Если вы ограничены в средствах, то лучшим решением будет начать обучение с 1/2, а через некоторое время купить 7/8 или 4/4. Так вам не нужно будет менять гитару каждый год.

Особенности выбора гитары для взрослых

Если вы покупаете гитару себе или в подарок взрослому, то ориентируйтесь на его телосложение. В 9 случаях из 10 подойдет полноразмерный инструмент.

Рост и длина ладони гитариста

Средняя длина человеческой ладони составляет 17 – 18 см. Она измеряется от кончика среднего пальца до запястья. Если ваша ладонь меньше, то вам будет очень неудобно играть на «классике». Поэтому лучше выбрать «эстрадную» акустику: джамбо или дредноут. У них более узкий гриф, и вам не придется прикладывать излишние усилия, чтобы сыграть какой-либо пассаж.

Виды “эстрадных” акустических гитар

Внешние размеры гитары

Внешние размеры – это не только длина, но и ширина деки гитары. Сядьте с гитарой, положите правое предплечье на корпус и опустите руку. Если вы не дотягиваетесь до 1 струны второй фалангой среднего пальца, то вам надо присмотреться к гитарам с корпусами поменьше.

Также, если вы не дотягиваетесь до самого крайнего колка левой рукой, то гитара для вас слишком большая.

Не надо думать, что вы привыкнете к гитаре, и все будет нормально. Это неверно. Если инструмент не подходит вам по величине, то игра на нем будет вызывать у вас дискомфорт. В дальнейшем это и вовсе может привести к травмам рук и болезням позвоночника.

Длина мензуры

Оптимальная длина мензуры определяется только личными предпочтениями. На полноразмерных гитарах она составляет около 650 мм (от 24” до 25,5”). Гитары с более короткой мензурой (24”, 24,75”) более серединистые и чуть более глуховатые. Инструменты с «фендеровской» мензурой (25”) более яркие с проваленной серединой.

Решите, что вам больше нравится.

Если у вас объективно короткие пальцы, то предпочтительно выбрать инструмент с мензурой меньше. В любом другом случае полагайтесь исключительно на свой вкус.

Советы по выбору и покупке инструмента

Следующие советы применимы к гитарам любого типа, величины и ценовой категории.

  1. Возьмите гитару в руки и посидите с ней несколько минут. Определите, удобно ли вам? Подходит ли этот тип корпуса? Нет ли физического дискомфорта?
  2. Попробуйте дотянуться до первых ладов и первой струны. Если для этого нужно приложить усилия – возьмите инструмент поменьше.
  3. Поиграйте в разных позициях. Определитесь, нравится ли вам звучание.
  4. Проверьте техническое состояние. Гриф должен быть прямой. На ладах не должно быть ямок, и они не должны резать ладони. Высота струн над 12 ладом не должна превышать 3 мм. Если вы покупаете электрогитару, проверьте всю электронику.
  5. Проверьте «мертвые ноты». Сыграйте каждую струну на каждом ладу. Если где-то нота не прозвучала, инструмент бракованный.
  6. Проверьте колки, чтобы они держали строй.
  7. Попросите работника музыкального магазина покрутить анкер в грифе. Если анкер будет сорван, то любое изменение температурных условий негативно отразится на вашем инструменте, и вы ничего не сможете сделать.

Вместо заключения

Конечно, вы можете взять рулетку, провести необходимые замеры своего роста и ладоней, потом пойти в магазин и этой же рулеткой измерить длину гитары и ее мензуру.

А можете просто сходить в магазин и попросить консультанта показать гитару для вас или вашего ребенка.

Потом взять инструмент в руки, посидеть с ним, поиграть 20-30 минут и понять, удобно ли вам играть именно на нем. Насколько вас устраивает ширина грифа, достаете ли вы до 1 струны, не опуская плечо.

На основе своих ощущений и сделайте выбор. Кому-то даже с ростом в 2 м будет удобнее играть на 7/8.

Каждый человек индивидуален, и нельзя точно сказать, какая гитара 100% подойдет именно вам или вашему ребенку. В любом случае (тем более, если это первый инструмент) гитару нужно подержать в руках и послушать.

Поэтому, чтобы вы не теряли лишнее время в музыкальном магазине, изучите 4 таблицы, которые помогут вам в выборе и покажут, на какие размеры нужно обратить внимание в первую очередь.

Источник

Оцените статью