- Дребезжат струны! Как самостоятельно устранить дефекты звучания гитары?
- Почему дребезжат струны на гитаре?
- Источники проблемы и способы их самостоятельного устранения
- 1. Дребезжит открытая струна
- 2. Дребезжит на одном или нескольких ладах
- 3. Струна дребезжит на всех ладах
- 4. Струны дребезжат только на первых ладах
- 5. Струны дребезжат только на последних ладах
- 6. Дребезжание при сильном ударе по струнам во время игры
- 7. Дребезжат только колки на гитаре
- 8. Дребезжит дека гитары
- 9. Ладит гитара после корректировки
- 10. Другие причин дребезжания
- Заключение и советы
- Чем хороша и плоха 12-струнка?
Дребезжат струны! Как самостоятельно устранить дефекты звучания гитары?
Почему дребезжат струны на гитаре?
Одна из наиболее частых встречающихся у молодых гитаристов проблем – это дребезжащие, или, так называемые, ладящие струны, которые сильно мешают исполнять песни и играть на гитаре. Иногда они просто издают не очень приятный звук, а иногда вообще на нескольких ладах дают одну и ту же ноту. Как же с этим справиться?
Для начала надо усвоить и понять одну вещь – струны могут звенеть, а могут дребезжать. Звон при игре – это очень хорошо, обычно он проявляется при установке новых комплектов. Это обогащает звук, делает его более плотным и объемным. Звон ни в коем случае не надо пытаться устранять – потому что это нормально.
Дребезжание же проявляется при зажатии определенных ладов на гитаре, либо же при игре в целом – и это очень неприятный звук, как будто бы струну зажали неплотно. Именно тому, что делать, если струны дребезжат, и посвящена данная статья.
Источники проблемы и способы их самостоятельного устранения
Главный и общий источник всех неполадок инструмента – это плохой уход за гитарой. Она лежит в холодном помещении, без какой-либо теплоизоляции, часто находится в холодной среде, за счет чего дерево под воздействием натяжения струн деформируется и гриф ведет в разные стороны. Почти все ситуации, когда струна ладит, правится регулировкой анкера.
1. Дребезжит открытая струна
Итак, источников может быть два:
1. Проблемы с порожками. Их надо отшлифовать. Для этого снимите на гитаре струны, возьмите обычную пилочку для ногтей и аккуратно обработайте выступающую часть порожков, держа пилочку четко параллельно грифу, чтобы впоследствии струна лежала на нем ровно. Не переусердствуйте – достаточно снять пару слоев материала, чтобы исправить проблему. Порожек обязательно должен выступать над подкладкой грифа – так что следите за этим. Делайте все максимально аккуратно.
2. Проблемы с грифом – он просто перетянут. Для того, чтобы исправить это, сильно ослабьте или снимите струны и найдите анкер. Вставьте в его ключ и крутите в сторону ослабления. Делайте это максимально аккуратно – опять же, достаточно лишь несколько движений для того, чтобы брусок встал на свое место. После этого снова натяните струны и дайте некоторое время гитаре постоять – чтобы все встало на свое место, и после этого можете пробовать играть.
3. Кроме того, могут дребезжать струны с большей оплеткой. Такая проблема бывает очень редко, но исправляется она только покупкой нового, более тонкого комплекта.
2. Дребезжит на одном или нескольких ладах
Еще одна проблема – когда на гитаре струна дребезжит на одном или сразу нескольких ладах. В таком случае проблема почти наверняка связана с анкером – гриф гитары слишком сильно затянут, за счет чего струны буквально лежат на нем, сильно соприкасаясь с ладами. Для того, чтобы исправить это, возьмите шестигранный ключ, немного ослабьте струны, и подкрутите анкер по часовой стрелке – хватит буквально на четверть оборота.
Кроме того, проблемы могут быть с верхним порожком – он слишком глубокий, из-за чего струны также лежат ниже, чем требуется. Вопрос можно решить просто подложив под них что-то, например, кусочек картона, либо же покупка и замена нового порожка.
3. Струна дребезжит на всех ладах
Собственно, в данном случае дело вовсе не в грифе или порожках – просто вы приобрели комплект струн, который не подходит под вашу гитару. Для акустических инструментов самым оптимальным форматом являются диаметры 10-47 или 11-52, больше – уже хуже, шанс появления дребезжания гораздо выше.
Кроме того, может быть обратная ситуация, которая свойственна, скорее, электрогитарам – вы купили верный комплект, но пользуетесь им не в том строе. Например, при игре в Drop B – очень низком, метал-строе, нужно использовать специальные струны, вплоть до 13-68, иначе они начнут болтаться и неприятно дребезжать.
Кроме того, вы можете, также, спутать дребезг со звоном – так что помните, что он появится, прежде чем как поменять струны на гитаре.
4. Струны дребезжат только на первых ладах
В данном случае почти наверняка проблема с анкером – его надо подкрутить сильнее. Возьмите ключ, найдите болт, и сделайте буквально четверть оборота по часовой стрелке – перед этим не забыв немного ослабить струны.
Кроме того, проблема также может быть в порожке – тогда она решается его заменой, либо же подложите под струны прямо в него какой-нибудь кусочек картонки, например.
5. Струны дребезжат только на последних ладах
В данном случае анкер ни при чем – все дело, опять же, либо в нижнем порожке, либо в подставке для струн, который находится чуть ниже розетки. Независимо от того, дребезжит струна на ладу двенадцатом или четырнадцатом – попробуйте также подложить под порожек или подставку кусочек картона или что-то, что физически повысит расстояние между струной и грифом.
6. Дребезжание при сильном ударе по струнам во время игры
Чаще всего это слышно гораздо лучше, потому что при игре сильнее всего дребезжит шестая струна. Тут уже вопрос технического характера – у вас слишком сильная атака, в результате чего струна в своей амплитуде касается ладов, и из-за этого происходит неприятный звук. Физически это не исправишь никак – просто тренируйте свою игру и атаку правой рукой. Помните, что слишком сильные удары могут стать еще и причиной разрыва струны.
7. Дребезжат только колки на гитаре
Здесь все совсем просто – вам надо подтянуть колки. Снимите струны, и при помощи гаечного ключа против часовой стрелки подкрутите колки, ухватившись за небольшое кольцо под местом, куда непосредственно накручиваются струны. Сделайте пару движений – и все встанет на свои места. После этого отверткой подкрутите винты на ручках, которыми вы пользуетесь для настройки шестиструнной гитары – они также могут дребезжать при игре.
8. Дребезжит дека гитары
А это более серьезный случай. В этом случае дребезжит сам материал корпуса, и понять, что с ним вообще происходит, становится довольно проблематично. Вспомните – если вы роняли гитару, то весьма вероятно, что от нее откололся кусочек, и этот скол дребезжит при игре. Кроме того, внутри гитары находится рейка, которая может оказаться оторвана. В этом случае рекомендуется ничего не трогать, а обратиться к гитарному мастеру – только он сможет найти источник проблемы и устранить его правильно.
9. Ладит гитара после корректировки
Скорее всего вы что-то сделали неправильно – особенно его регулировали анкер. Посмотрите на прогиб грифа – возможно, вместо усиления вы еще больше ослабили его, или же недостаточно сильно закрутили. Кроме того, после проведения всех ремонтных работ верните струны в тот строй, в котором вы играете – и подождите некоторое время. Дереву надо встать на место – вполне возможно после ожидания гитару перестанет ладить.
10. Другие причин дребезжания
Как уже было сказано выше – это может быть не дребезжание, а звон новых струн. Кроме того, у вас может быть просто слишком сильная атака, из-за чего струны задевают порожки. Еще одна причина – слабое зажатие струн вами, из-за чего они просто-напросто не звучат.
Заключение и советы
Как можно понять, причин, почему дребезжат струны, немного – и почти все они поправимы без особых проблем. Тем не менее, рекомендуется все-таки обращаться к мастеру по таким вопросам, а не пытаться выправить гриф самостоятельно – ведь это может нанести урон гитаре, заставить ее треснуть и сделать инструмент бесполезным.
Источник
Чем хороша и плоха 12-струнка?
Этот вопрос может показаться несущественным для тех, кто никогда не играл на двенадцатиструнной игре, но для меня это очень важно. Я играл на ней несколько лет как на единственной гитаре и много экспериментировал, чтобы учесть и использовать её особенности.
Многие гитаристы отмечают, что всё, что они играют на двенадцатиструнной игре, звучит «лучше», чем на шестиструнной. В некоторой степени это правда, и это большая часть привлекательности этого типа гитары, несмотря на её многочисленные недостатки.
Фактор «сладости для ушей», вероятно, является основной причиной, по которой большинство гитаристов начинают играть на этом инструменте. Это просто «круто звучит». В поп-музыке партия двенадцатиструнной гитары часто является основным «хуком», который привлекает слушателей и делает песню запоминающейся. Примеров, наверное, тысячи. Вот некоторые из них, которые я заметил в своих попытках делать каверы на популярные песни: «Stairway to Heaven» («Led Zeppelin»), «Mr. Tambourine Man» («The Byrds»), «As Tears Go By» и «Lady Jane» («Rolling Stones»).
Имея шесть хоров по две струны в каждом, одна двенадцатиструнная гитара может легко передать звук двух шестиструнных гитар.
- Увеличение количества струн, на которых можно играть одновременно, раздувает и усиливает то, что происходит на шестиструнной гитаре. Гитары с шестью голосами, как правило, уже намного интереснее струнных инструментов, где одновременно может звучать только один звук. Таким образом, двенадцатиструнный инструмент, безусловно, обладает ещё большим потенциалом для создания интересных звуков.
- В разное время с шестиструнной гитарой вы одновременно слушаете от одного до шести разных звуков. Для двенадцатиструнной гитары их может быть до десяти , потому что четыре из шести хоров настроены в октаву, а два — в унисон. Струны, настроенные в унисон, как правило, просто звучат как «почти одинаковые».
Имитация двух гитар превращает сольное выступление в дуэт. Дуэты могут быть интереснее, чем гитарист-одиночка. Так же как пара гимнасток, выступающих вместе, часто более впечатляющая, чем одна. Когда вы пытаетесь критически оценить одну, вас отвлекает другая. Это значит, что ни одна из них не должна быть настолько хороша, как если бы она была в одиночестве. Идея «больше — лучше» не обязательно верна, но часто так может казаться .
На двух струнах каждого хора большую часть времени, если не всегда, играют одновременно . Струны расположены так близко друг к другу, что удерживать их по отдельности невозможно. Лучшее, что вы могли бы сделать в этом отношении — это зажать одну струну и каким-то образом заглушить другую.
Вы можете играть по отдельности, искусно защипывая одну, но не другую струну. Однако, это сложно сделать, и такая практика редко используется даже самыми опытными гитаристами. Таким образом, когда вы играете на двенадцатиструнной гитаре, в основном вы получаете эффект «хоруса».
- Эффект «хоруса» заметен, потому что две струны никогда не могут быть настроены точно в унисон. Они всегда будут звучать так, как будто два человека в вокальном хоре поют в унисон. Вы будете знать, что есть два голоса, даже если они имеют тенденцию сливаться в один и тот же звук.
- Хор отличается от соло и имеет совершенно другие выразительные качества. Чем больше совпадают два голоса по высоте и тембру, тем ближе они к тому, чтобы действительно быть «единым голосом». Человеческое ухо может легко это воспринять, и публика обычно одобрительно реагирует, когда два вокалиста приближаются к этому идеальному состоянию. Певцы в дуэте могут сорвать гораздо больше аплодисментов, чем любой из них в одиночку.
- Эффект «хоруса» для остальных четырех хоров, настроенных в октаву, заметно отличается. Точно так же человек слышит сопрано и баритон, поющие в октаву, и полностью осознаёт, что это разные люди, которые поют «одно и то же». Не-музыканты обычно не имеют понимания октавного интервала. Таким образом, для них это звучит как две разные вещи, которые волшебным образом «идут вместе».
- Эффект от умножения голосов в хорусе не является линейным. Он экспоненциальный. То есть, когда вы удваиваете количество голосов, он звучит более чем в два раза насыщеннее. Когда одновременно поёт дюжина человек и вы их не видите, вы, вероятно, подумаете, что их больше двенадцати. Аналогичный эффект дает добавление к инструменту большего количества струн. Звучит «больше», чем есть на самом деле.
Любой аккорд, сыгранный на гитаре, обычно содержит тоны, разнесённые на октаву. Это по-разному работает на шестиструнных и двенадцатиструнных гитарах.
- На шестиструнной системе основной аккорд ми мажор (022100) содержит три ми, один соль-диез и два си.
- В случае с двенадцатью струнами, 4-й и 6-й хоры, играющие ми, имеют по две струны, играющие разные ми. Верхняя струна 6-го хора играет тот же тон, что и нижняя струна 4-го хора. На верхней струне 4-го хора звучит та же самая ми, что и на двух струнах 1-го хора.
Итак, хотя у вас всё ещё есть ми, играемый в трёх разных октавах, у самого низкого есть один голос, у среднего — два, а у самого высокого — три голоса. Это много ми! Хоровое звучание соль-диез состоит из двух голосов, разделённых на октаву. Хоры, в которых звучат ноты си, имеют четыре голоса в двух октавах. Всего двенадцать голосов. Как и в случае с двенадцатиголосным вокальным хором, это звучит как нечто большее.
Со всеми этими различными высотами и октавными обертонами двенадцатиструнная гитара, даже акустическая, создает эффект «стены звука», столь же властный, как электрическая шестиструнная с обработкой тяжёлыми эффектами. Другими словами, это по умолчанию — «впечатляюще».
Вы можете более убедительно имитировать другие инструменты с помощью 12-струнной гитары, по крайней мере, без специальных эффектов. Вот некоторые из них, которые я заметил: цитра, мандолина, клавесин, цимбалы и вёрджинел.
Некоторые «особые» качества двенадцатиструнных гитар — это компромисс . Вы многое получаете, играя на двенадцати струнах, но также отказываетесь от других вещей.
- Эффект «стены звука» нелегко отключить. Сложно сыграть простую, чистую, однотонную мелодическую линию в манере шестиструнной гитары. Независимо от того, какую технику вы используете, это всё равно звучит как двенадцатиструнная гитара.
- Удерживание двух струн одновременно требует большей силы рук. Повышенное давление руки замедляет вашу работу. Играть ноты по всей длине грифа в манере шестиструнного солиста — настоящий подвиг. Практически никто не может этого сделать.
- Использовать баррэ в лучшем случае сложно, а для новичков — невозможно. Это ограничивает то, какие аккорды вы можете сыграть, что, в свою очередь, ограничивает сложность исполняемой музыки.
- Забудьте о бэндах, как на шестиструнной. Это слишком сложно.
- Люди используют разные струны для получения интересных звуков, основанных на открытых струнах, поэтому им не нужно использовать баррэ. Это работает, но вам нужно проделать много дополнительной работы, настроив гитару по-другому и научившись так играть на ней. Даже простая песня с необычной настройкой равносильна изучению нового инструмента.
- Большинству людей нравится использовать двенадцатиструнный инструмент в качестве аккомпанирующего инструмента, то есть играть на ритм-гитаре и поддерживать «лидирующих» людей. На это есть причина: на двенадцати струнах тяжело играть соло. Если вы хотите использовать свой двенадцатиструнный инструмент в качестве ведущего или сольного инструмента, выполнить эту роль в несколько раз сложнее, чем с шестиструнной гитарой.
Источник