Одна октава пианино распечатать

Наглядный материал_Клавиатура на парты (можно распечатать и заламинировать на каждой парте)
учебно-методический материал на тему

Материал для распечатки и использования на уроке сольфеджио:
ОЧЕНЬ удобно пользоваться: клавиатура шириной во всю парту распечатывается и ламинируется (либо укрепляется плотной плёнкой во избежание очень скорой порчи).
В результате дети получают пианино каждый на своей парте. Пусть не звучит, но очень удобно использовать в самых разных формах работы.
Каждый ученик задействован, всем интересно!

Скачать:

Вложение Размер
solf._1_kl._klaviatura_na_stoly.doc 181 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная презентация составлена для урока обществознания в 9 классе.

Презентация урока в 11 классе по обществознанию.Цели урока:Образовательные: Сформировать у учащихся представление о том, что такое партия. Показать признаки и роль политических партий.

Данный курс является авторской разработкой, имеет практико-ориентированную направленность, расчитан на 17 часов, предназначен для обучающихся 9 классов.

Урок по обществознанию в 10 классе «Демократические выборы и политические партии».Учебник: «Обществознание. 10 класс» (авторов Л.Н.Боголюбова, Ю.И Аверьянова и др. — М.: Просвещение, 2008Урок .

Материал для распечатки и использования на уроке сольфеджио.

Материал для распечатки и использования на уроке сольфеджио.

Источник

В помощь начинающему преподавателю сольфеджио. Наглядные пособия

От редакции. Данным материалом редакция постаралась ответить на многочисленные поисковые запросы пользователей интернета, связанные с наглядными пособиями по сольфеджио для ДМШ. Наиболее популярные в педагогической практике пособия нужны как самим педагогам, так и родителям учащихся, которых преподаватели обычно просят изготовить часть из них. Материал может быть полезен также студентам музыкальных учебных заведений, начинающим преподавать сольфеджио в секторе педагогической практики. Для удобства использования молодыми педагогами все пособия кратко описаны и прилагаются в PDF-формате для скачивания.

На уроках сольфеджио большое значение в усвоении теоретического материала имеют различные наглядные пособия. С первых уроков в подготовительном классе предлагается использовать пособие «пуговки». Это два нотных стана со скрипичным и басовым ключами. На них вертикально натягиваются лески. На каждую леску надеваются по две пуговицы — белая и чёрная. В результате вверху выстраивается ряд белых пуговиц, внизу — ряд чёрных. Пуговки свободно двигаются по леске, короткие звуки обозначаются чёрным цветом, длинные звуки — белым. Это пособие сначала помогает изучать ноты, причём в обоих ключах, затем с помощью пуговок «записываются» простейшие и даже более сложные мелодии. Так как на уроке сольфеджио много форм работы, а маленькие дети плохо и медленно пишут ноты, данное пособие экономит время.

Общеизвестно, что применение пособий-карточек очень оживляет уроки сольфеджио. В подготовительном, первом и даже втором классе желательно рассказывать детям небольшие увлекательные истории, героями которых являются музыкальные термины. Очень хорошо для этой цели подходят сказки В. Кирюшина. Познакомить ребят с различными интервалами, дать им яркую эмоциональную окраску можно на примере «Сказки о глупой жирафе Октаве» и «Сказки о двух братьях Консонансе и Диссонансе». С другой стороны, никто не мешает творчески ориентированному педагогу сочинить свои сказки и предложить другой персонаж, изобразив его на карточке. С помощью сказок дети легко запоминают названия интервалов. Разумеется, педагог должен сопровождать свой рассказ музыкой. После усвоения материала дети любят играть в «интервальные дорожки», используя карточки, «загадывать» интервалы на фортепьяно, при этом ответы-карточки демонстрирует вся группа.

Пособия помогают в развитии ладового, гармонического, внутреннего слуха, способствуют чистому интонированию. Можно предложить ещё три пособия, которые используются начиная с подготовительного класса и далее в последующие годы обучения.

Первое пособие — это ЛЕСЕНКА. Лесенка предлагается в качестве пособия в учебнике для подготовительного класса М. Котляревской-Крафт. В основе её заложен релятивный способ изучения соотношения ступеней-звуков в ладу, который очень хорошо зарекомендовал себя для развития чистой интонации, помогая расширять диапазон голоса ребёнка. Предлагается сопровождать изучение лесенки ручными знаками. Первые интонационные упражнения по лесенке рекомендуется начинать с попевок и песенок на двух ступенях III-V (ВИ-ЗО), затем к данным попевкам присоединяется VI- ступень РА, только потом I ступень (Ё), даётся понятие тоники, далее — все остальные. Cтупени лесенки предлагается дифференцировать в цветовом отношении и связывать окраску лесенки со сказочными персонажами. ЛЕСЕНКА, которую мы используем, окрашена в цвета «любимые» главными героями сказки В. Кирюшина «В Стране Гармонических функций». Сказку лучше рассказывать, когда вводится ступень Ё (I) — Тоника, она по сказке В. Кирюшина — Царица страны Гармонических Функций, которая живёт в восьмиэтажном дворце, на первом этаже находится её тронный зал, а на восьмом — комната для отдыха. В сказке есть ещё один главный персонаж — Доминанта — главный министр Страны Гармонических Функций, который носит красный плащ и красную шляпу. Четвёртая ступень окрашена в жёлтый цвет, так как на этом этаже во дворце «живёт» главный повар Страны — Субдоминанта, предпочитающая в своём наряде жёлтый цвет. Остальная раскраска ступеней лесенки связана также с персонажами сказки. Таким образом, уже в подготовительном классе можно познакомить детей с названиями III ступени — Медианты, VI ступени — Субмедианты, связывая их с героями сказки и давать определённую функциональную принадлежность этих ступеней. На примере ЛЕСЕНКИ целесообразно проводить изучение строения мажорного звукоряда, а с помощью расширенной Лесенки — минорного. Предлагается петь песенки, показывая по Лесенке движение мелодии.

Второе пособие, хорошо знакомое преподавателям сольфеджио — это Болгарская Столбица. Рекомендуется главные ступени лада I, IV, V преподнести в той же цветовой гамме, что и на Лесенке, то есть использовать синий, жёлтый, красный цвет. На Столбице целесообразно стрелочками показать тяготение неустойчивых ступеней в устойчивые. Разрешение ступеней очень полезно дублировать ручными знаками в интонационных упражнениях. С помощью Столбицы удобно зафиксировать в сознании детей строение мажорного и минорного звукорядов. Даже обозначения ступеней римскими цифрами хорошо получается изучать по Столбице. По Столбице можно проводить распевки, когда в роли учителя выступает ученик, импровизировать, петь знакомые песенки, «загадывать загадки» из мелодий, таким образом развивая внутренний слух детей. С помощью Столбицы наглядно происходит знакомство учащихся с интервалами, аккордами и их более глубокое изучение в старших классах. Для изучения хроматизмов, видов минора, мажора рекомендуется с правой стороны от каждой ступени проставить диезы и бекары, а с левой стороны — бемоли и бекары.

Третье предлагаемое пособие — КЛАВИАТУРА ЗВУКОРЯДОВ. В данном пособии очень наглядно выделены главные ступени лада, причём в той же цветовой гамме, что и в Лесенке и в Столбице. Поскольку чёрные клавиши не раскрашены в нужные цвета, то ключевые знаки детям предлагается домысливать самостоятельно.

Общеизвестно, что изучать все гаммы, интервалы, аккорды важно в связи с КЛАВИАТУРОЙ ФОРТЕПИАНО. Вызывать же всех детей к инструменту на групповом уроке сольфеджио бывает часто невозможно. Поэтому, данное пособие исключительно полезно во всех классах ДМШ на уроках сольфеджио.

Источник

Октавы на фортепиано: полная информация

Все музыкальные звуки, если их расположить по высоте от самого низкого до самого образуют музыкальный звукоряд, в который входит около ста различных по высоте звуков. Наибольший объем имеют:

  • орган (104 звука),
  • фортепиано (85-88 звуков),
  • полный баян (57 звуков),
  • современная бандура (до 55 звуков).

Каждому звуку музыкального звукоряда соответствуют подобные ему по звучанию, но разные по высоте звуки. Они называются октавными, а группа звуков между ними — октавой (от лат. oktava).

Полная октава содержит двенадцать различных по высоте звуков (октавный звук тринадцатый). Из них лишь семь основных имеют самостоятельные названия: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Названия звуков периодически повторяются в других октавах.

На фортепиано и на правой клавиатуре аккордеона и баяна основным звукам соответствуют белые клавиши (1) или белые кнопки (2).

Остальные пять звуков, которым соответствуют черные клавиши или кнопки упомянутых инструментов, самостоятельных названий не имеют. Их названия зависят от повышения или понижения соседних с ними основных звуков.

Ряд клавиш фортепиано, аккордеона или кнопок баяна называется клавиатурой. На фортепиано — одна клавиатура, на баяне, гармони и аккордеоне — две (для правой и левой рук). На баяне или гармони обе клавиатуры имеют кнопки. На аккордеоне правая клавиатура имеет клавиши, как фортепиано, а левая — кнопки, как баян.

На струнных инструментах роль клавиатуры выполняет гриф, в который врезан ряд узеньких металлических планочек — ладки (лады).

Некоторые струнные инструменты не имеют ладов на грифе (скрипка, альт, виолончель, контрабас). Точность воспроизведения звуков на этих инструментах в большой степени зависит от музыкального слуха исполнителя.

На бандуре, которая также не имеет ладов, каждая струна соответствует одному из звуков музыкального звукоряда, то есть бандура имеет определенный строй.
На духовых инструментах звуки добываются с помощью губ исполнителя, разных мундштуков (с тростью или без нее) и клапанов или вентилей, перекрываются пальцами, сокращая или удлиняя столб воздух внутри инструмента. Определенную роль играет также сила, с которой
вдувается воздух в духовой инструмент.

Началом каждой из октав условно считается звук до, что соответствует белой клавиши слева от первой из двух черных.

Сколько октав на фортепиано

Весь звукоряд делится на девять октав: семь полных и две неполные.

Название октав на фортепиано

Субконтроктава

Самая низкая в звукоряде субконтроктава — неполная, она имеет только три звука.

Ноты субконтроктавы в басовом ключе:

Контроктава

Следующая зовется контроктава, она — полная.

Вот так записываются нот контроктавы в басовом ключе:

Большая октава

Следующая большая октава — тоже полная.

Малая октава

Идет после большой, тоже полная октава.

Ноты малой октавы в басовом ключе

Октавы, идущие после малой, обозначаются порядковыми числами и называются: первая, вторая, третья, четвертая (полные).

Первая октава

Ноты первой октавы в скрипичном ключе:

Вторая октава

Ноты второй октавы

Третья октава, Четвертая октава и Пятая октава

Некоторые фортепиано вовсе не имеют пятой октавы, и зукоряд у них заканчивается звуком ля четвертой октавы.

Клавиатура фортепиано с нотами и октавами

На рубеже XVII и XV III вв. установился музыкальный звукоряд, называемый равномерно — темперированным. В нем все звуки расположены на одинаковом расстоянии друг от друга (расстояние здесь следует понимать как соотношение звуков по высоте), а октава делится на двенадцать равных частей.

Кратчайшее расстояние между двумя соседними звуками называется полутоном. Его принято считать наименьшей единицей измерения соотношений звуков по высоте. Полутону равняется расстояние между двумя основными звуками, соответствующими двум белым клавишам (или кнопкам), между которыми нет черной (то есть ми — фа и с и — к), или между основным и соседним с ним повышенным или пониженным звуком, то есть между белой и прилегающего к ней черного клавишами фортепиано (или кнопками баяна).
Два полутона в сумме составляют целый тон. Итак, октава имеет двенадцать полутонов, или шесть тонов.

Расстояние между звуками до — ре, ре — ми, фа — соль, соль — ля и ля — си равно двум полутонам или целому тону. На фортепиано (баяне) это две белые клавиши( две кнопки), между которыми есть черная. Кроме того тон равен расстоянию между двумя клавишами (кнопками) , между которыми есть третья.

Источник

Оцените статью