Одри хепберн с гитарой
4 мая исполняется 90 лет со дня рождения Одри Хепберн. За свою карьеру она успела сыграть в театре и кино, стать примером для подражания и признанной иконой стиля. Благодаря ей вошли в моду балетки, узкие брюки и — отчасти — массивные темные очки. Впрочем, Одри — это не только кино и мода. Огромную роль в ее жизни сыграла Вторая мировая война, а в 1980-е годы она всерьез начала заниматься благотворительностью.
Одри родилась в Бельгии, но детство провела в голландском городке Арнем, куда переехала с матерью после развода родителей. Эти годы пришлись на время Второй мировой войны и период оккупации Нидерландов нацистами. Воспоминания о войне всегда были для актрисы болезненными: она пережила сильный голод, каждый день серьезно опасалась за свою жизнь и жизнь родных — ее дядю Отто расстреляли за неповиновение режиму. В 1959 году режиссер и продюсер Джордж Стивенс предложил Одри сыграть главную роль в экранизации знаменитого «Дневника Анны Франк». Темноволосая и худенькая, Хепберн вполне подошла бы на эту роль. Кандидатуру одобрил и отец Анны Отто — с ним Одри встречалась лично. Однако в конце концов от роли она отказалась, объяснив это тем, что принимает историю погибшей еврейской девочки слишком близко к сердцу: «Я вновь была так этим раздавлена, что сказала, что не смогу с собой справиться, — объяснила актриса. — Все это будто случилось с моей маленькой сестрой… Она и была в каком-то смысле моей сестрой».
Одри была одной из тех, кто популяризировал одну из знаковых для ХХ столетия моделей женской обуви. В детстве и ранней юности она серьезно занималась балетом, поэтому в обуви, напоминающей пуанты, чувствовала себя более чем комфортно. Этим пользовались многие фотографы и режиссеры. В балетках Хепберн появляется в «Римских каникулах», «Сабрине» и «Забавной мордашке». Туфли на плоской подошве (балетки и лоферы, часто Tod»s) она нередко носила и в повседневной жизни — и снималась в них для журналов и промо. Ни шпильки, ни высокие каблуки актриса не любила.
Криминальная комедия «Как украсть миллион», где партнером Одри был Питер О’Тул, стала очередным взаимным признанием в любви Хепберн и Юбера де Живанши. Для героини Одри Николь Юбер создал несколько десятков роскошных нарядов, в их числе — вуаль из черного кружева. Этот предмет стал одним из символов фильма. Как черное платье с открытой спиной — символом «Завтрака у Тиффани». А черное кружево так и осталось одной из важных составляющих ДНК дома Givenchy, его часто использовал в своих коллекциях Рикардо Тиши.
Яркую помаду Одри носила редко (хотя в юности ее иногда можно было увидеть с губами, накрашенными темно-красным), куда чаще — нюдовую и бледно-розовую. Одна из самых запоминающихся сцен в «Завтраке у Тиффани» — та, в которой героиня Хепберн красит губы в такси нежно-коралловым, прежде чем прочесть письмо от любовника, где тот сообщает ей о разрыве: «Девушка не может читать такое без губной помады!». Уже в наши дни журналисты и фанаты сумели разузнать, какую именно помаду использовала Холли Голайтли: это была Revlon Pink in the Afternoon. Она до сих пор есть в продаже. Кстати, в черно-белых «Римских каникулах» принцесса Анна тоже красит губы Revlon — только уже насыщенным красным оттенком (хоть на пленке этого и не видно) Fire and Ice.
Цветочно-альдегидный аромат L»Interdit («Запретный») стал первым в парфюмерной линейке дома Givenchy. И посвятил его Юбер, конечно, Одри. По одной из версий он решил так поддержать подругу, когда та тяжело переживала выкидыш. Дизайнер подарил ей флакон со словами: «Я запрещаю тебе грустить!» Отсюда и название аромата. Есть и еще одна легенда: до начала 1960-х этих духов не было в широкой продаже — якобы потому, что актриса не хотела ни с кем «делить» любимый аромат. При этом, когда L»Interdit все-таки появились на полках магазинов, Одри охотно — и бесплатно — снималась в их рекламе. Последнее, видимо, принесло свои плоды: эти духи стали одними из самых модных и коммерчески успешных ароматов 1960-х.
L’Interdit можно найти в продаже и сегодня. Классическая — чуть переформулированная, но все же узнаваемая — версия аромата есть в линейке Les Parfums Mythiques de Givenchy, которая продается в больших магазинах вроде парижского Printemps. Но не стоит путать классический L»Interdit с ароматом, выпущенным в 2018 году (его лицом стала Руни Мара), — к тезке из 1957-го он не имеет ровным счетом никакого отношения.
Несмотря на то что Одри сделала карьеру в Голливуде и долго жила в Америке, она всегда считала себя европейкой. И была, пожалуй, самой европейской голливудской актрисой. Родилась Хепберн в Бельгии в семье голландки и британца, детство провела в Голландии, юность в Великобритании. Она свободно говорила на английском, французском, голландском и итальянском. По удивительному совпадению действие многих фильмов с участием Одри происходит именно в европейских городах — начиная от «Римских каникул» и заканчивая многочисленными фильмами, снятыми в Париже: это «Забавная мордашка», «Париж, когда там жара», «Любовь после полудня» и «Шарада». Во Франции — но уже на юге — снимались и многие эпизоды фильма «Двое в пути», а на римской студии «Чинечитта» — экранизация «Войны и мира», в которой Хепберн сыграла Наташу Ростову (зимние сцены снимали в Финляндии).
Став звездой, Одри смогла выбирать, где жить, и остановилась сперва на Швейцарии, где в 1950-е поселилась с мужем Мелом Феррером, затем на Испании (здесь у пары был дом в Марбелье), а потом и на Италии. В Риме Одри жила со вторым мужем, психиатром Андреа Дотти. В последние годы Одри вновь жила в Швейцарии — и умерла здесь же, в январе 1993 года, в своем доме неподалеку от городка Толошеназ.
Даже те, кто не видел ни одного фильма с Одри Хепберн, скорее всего, знают о ее многолетнем сотрудничестве с Юбером де Живанши. Их имена в сознании большинства людей связаны так же прочно, как имена Энди Уорхола и Эди Седжвик или Александра Маккуина и Изабеллы Блоу.
В общей сложности Живанши одевал героинь Одри в семи картинах — начиная с «Сабрины» и заканчивая комедией «Как украсть миллион». Именно он создал для персонажей Хепберн предметы одежды, вошедшие затем в историю: платье с вырезом-лодочкой для «Сабрины», роскошные туалеты для «Забавной мордашки», маленькое черное платье с вырезом на спине для «Завтрака у Тиффани» или шляпку-таблетку с леопардовым принтом для «Шарады». Многие из этих вещей так или иначе переосмысляют преемники Юбера на посту креативного директора Givenchy — особенно увлеченно работает с архивами периода Одри Клэр Уэйт Келлер.
Живанши одевал Хепберн и в повседневной жизни. Актриса не раз говорила в интервью, что своим статусом иконы стиля обязана именно Юберу. До самой ее смерти они оставались близкими друзьями. Когда уже тяжело больная актриса (в 63 года у нее обнаружили рак кишечника) должна была лететь из клиники в Лос-Анджелесе домой в Швейцарию, он предоставил ей свой частный самолет, который предварительно заполнил букетами цветов. Об этом в книге воспоминаний о матери Audrey Hepburn, An Elegant Spirit рассказал сын Одри, Шон Феррер. Кстати, после смерти актрисы Юбер де Живанши стал официальным распорядителем ее наследства.
«Завтрак у Тиффани»
Фильм, роль в котором навсегда осталась визитной карточкой Одри, а образ главной героини Холли Голайтли — в узком черном вечернем платье, в перчатках до локтя, в тиаре и с сигаретой в мундштуке — стал одним из самых узнаваемых (и копируемых) образов в истории кино и поп-культуры. Примечательно, что об этой работе сама Хепберн отзывалась как о самой сложной в своей карьере. Характер Холли — такой, какой ее видели режиссер Блейк Эдвардс и автор романа «Завтрак у Тиффани» Трумен Капоте, — резко отличался от того, какой была и ощущала себя Одри. Взбалмошная светская девушка с Манхэттена, любительница бриллиантов и роскошной жизни, совершенно не походила на скромную, замкнутую Хепберн, которая Америке предпочитала Европу, а мегаполисам — уединенную жизнь в деревне. Как известно, кандидатура Одри казалась сомнительной и самому Капоте — он хотел видеть в роли своей героини Мэрилин Монро. Тем не менее режиссер и боссы киностудии остановились именно на Хепберн (почему — объясним ниже) и не прогадали: за «Завтрак у Тиффани» актриса получила «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар».
Образ Одри Хепберн ассоциируется в первую очередь с модой 1950–1960-х гг., но в фильмографии актрисы есть несколько картин, в которых она носит костюмы в стиле XIX или начала ХХ столетия — корсеты, кринолины, турнюры и шляпы с пышным декором. Самый известный костюмный фильм Хепберн, конечно, «Моя прекрасная леди» — экранизация одноименного бродвейского мюзикла и пьесы Бернарда Шоу. Наряды и для мюзикла, и для фильма создал легендарный фотограф и дизайнер Сесил Битон. Родившийся в 1904 году, он прекрасно помнил моду Belle Epoque (действие пьесы разворачивается в 1914 году), так что созданные им вещи вошли в историю — а сам он получил за картину два «Оскара» как художник-декоратор и как художник по костюмам. В общей сложности Битон придумал для фильма больше тысячи предметов туалета — включая знаменитое белое платье с «русалочьим» подолом, украшенное черными лентами, в котором героиня Одри Элиза Дулиттл появляется на скачках в Аскоте.
Часть костюмов хранится в архивах Warner Brothers в Бербанке, часть — у частных коллекционеров. Некоторые из них периодически выставляются на аукционах. Впрочем, когда в преддверии премьеры фильма в 1964 году журналисты спросили Одри, повлияла ли работа с Сесилом Битоном на ее собственный стиль в одежде, она ответила: «Вряд ли, ведь я все равно люблю геометрические силуэты. Так что продолжу носить Givenchy». Что касается «Войны и мира», то сама Одри настаивала на том, чтобы костюмами в экранизации романа Льва Толстого занимался Живанши, но тот отказался, так как эта работа могла подорвать его авторитет современного и прогрессивного дизайнера. В результате наряды для Наташи Ростовой создавали художники «Чинечитты» Мария де Маттеи и Джулио Феррари. Однако Юбер регулярно приезжал на съемки, чтобы проконтролировать процесс.
Источник
gela_guralia
ГЕЛАКТИКА
Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа
Одним из неожиданных открытий Евровидения-2017 стал португальский певец Сальвадор Собрал. Этот странный, словно не от мира сего, исполнитель с не самым сильным голосом приковал внимание зрительного зала. Тишина, мерцающие, словно множество свечей, огоньки и нежная мелодия с простыми и всем понятными словами о любви.
Наверное, в нашем сегодняшнем стремительном ритме жизни не хватает лиричных, берущих за душу песен. Одна из таких песен вспомнилась мне, и захотелось поделиться историей ее создания.
Песню «Moon River» («Лунная река») впервые исполнила Одри Хепберн в знаменитом фильме «Завтрак у Тиффани» (1961). Одри играет в фильме роль Холли Голайтли, эксцентричной и легкомысленной героини, прячущейся от других и от самой себя за придуманным именем, поступками, словами.
Но иногда зрителю открывается настоящая Холли – романтичная, мечтающая о настоящей любви. В одну из таких редких минут мы видим ее с гитарой в руках, поющую «Moon river» на пожарной лестнице.
Лунная река, что шире мили,
Я перейду тебя в один прекрасный день.
Старый мечтатель, разбивший мне сердце,
Куда бы ты ни шёл, я пойду за тобой.
Двое бродяг, что пустились в путь увидеть этот мир,
В котором так много всего, что стоит увидеть.
Мы следуем за одним и тем же концом радуги,
Ждущим нас за поворотом.
Мой задушевный друг,
Лунная река и я.
Авторы Джонни Мерсер и Генри Манчини написали песню специально для Одри Хепберн с её не очень сильным, но приятным голосом. Однако продюсерам Paramount Pictures не понравилось исполнение, и было принято решение вырезать эту сцену из прокатной версии фильма.
Одри с трудом отстояла эпизод и оказалась совершенно права: исполненная ею в фильме песня «Moon River» принесла композитору Генри Манчини и автору текста Джонни Мерсеру премию «Оскар» в 1962 году.
Чем можно объяснить успех песни?
Незамысловатая мелодия возвращала зрителей в годы юности, когда казалось, что лунная дорожка зовет в неведомый и прекрасный мир и всегда рядом с тобой на этом пути будут верные друзья.
Интересно, что в оригинале песни звучит строчка «Huckleberry friend» (что можно перевести как «задушевный» или, дословно, «черничный» друг).
Автор слов Джонни Мерсер в одном из интервью пояснил, что в детстве он с друзьями ходил собирать чернику у реки, и это ностальгическое воспоминание он запечатлел в тексте песни.
Первым эстрадным исполнителем «Moon River» стал американский певец Энди Уильямс, которого критики, отмечая его тонкость и камерность, называли музыкальным романтиком 60-х. Песня является одной из визитных карточек певца: она вошла в его альбом «Moon River and Other Great Movie Themes» (1962) , поднявшийся на вершину хит-парадов.
Ставшая популярной, песня исполнялась впоследствии многими известными певцами: в числе исполнителей «Moon River» Фрэнк Синатра и Луи Армстронг, Сара Брайтман и Джуди Гарленд, Барбра Стрейзанд и Элтон Джон.
И все же в памяти остается первое исполнение песни Одри Хепберн, загадочной и прекрасной, как лунная река.
Источник