Оформление открытого урока фортепиано

Открытый урок по фортепиано 2011 г.
план-конспект урока по теме

Урок с обучающейся 1-го класса по теме «Комплексный подход к музыкальному воспитанию ученика-пианиста».

Скачать:

Вложение Размер
plan_otkrytogo_uroka_may_2011.doc 46 КБ
samoanaliz_uroka_kirilenko_may_2011doc.doc 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Нижнеодесская детская школа искусств 25.05.2011

Открытый урок по фортепиано преподавателя

Кириленко Г.В. с учащейся 2 класса Скоровой Евгенией.

Комплексный подход к музыкальному воспитанию ученика-пианиста.

Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний на практике

Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов.

  • Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся
  • Продолжить знакомство с музыкой норвежского композитора Эдварда Грига
  • Познакомить с содержанием симфонической сюиты Э.Грига «Пер Гюнт»
  • Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
  • Научить грамотно читать нотный текст
  • Продолжить работу над подбором по слуху мелодий с сопровождением
  • Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
  • Развитие двигательно-игровых навыков
  • Развитие навыка игры по нотам
  • Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие навыка подбора по слуху и транспонирования
  • Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту
  • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
  • Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
  • Воспитание навыков самоконтроля
  • Воспитание культуры поведения за инструментом

1. Организационный этап . 1 мин

  • Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.

2 Основной этап.

  • Игра упражнений . 2 мин

— позиционные упражнения на мелкую технику

— гаммообразные упражнения на мелкую технику

— упражнения на крупную технику

  • Работа над этюдами. Преодоление пианистических неудобств: 10 мин

— Ф.Лекуппе Этюд соч.17№ 6

— К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 28 1 тетр.

— К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 29 1 тетр.

— К.Черни (ред.Гермера) Этюд № 5 2 тетр

  • Чтение с листа в ансамбле с преподавателем. Краткий анализ нотного текста
  • Физкульт.минутка. Игровая разминка с мячом. Применение знаний из области музыкальной терминологии, повторение интервалов 2 мин
  • Подбор по слуху мелодии с гармоническим сопровождением (T – D – T – S – T) песни М.Хилла «С днем рождения» и транспонирование ее в тональности первой степени родства. 3 мин
  • Беседа о творчестве Э.Грига. Краткое содержание симфонической сюиты «Пер Гюнт». 4 мин
  • Слушание музыкальных фрагментов из симф.сюиты «Пер Гюнт»: 4 мин

— «В пещере горного короля»

Анализ средств выразительности, характеристика образов, отраженных в этих

  • Просмотр детских рисунков и художественных репродукций, иллюстрирующих музыкальные фрагменты 1 мин
  • Игра на фортепиано учащейся муз. фрагментов «Утро», «В пещере горного короля» в обр. С.Баландина 5 мин
  • Слуховая разминка. Игра «Угадайка». 2 мин
  • Игра на фортепиано любимого произведения: Г.Уоррен «Поезд на Чуттанагу»
  • Прослушивание песни «Поезд на Чуттанагу» в звукозаписи. Анализ жанровой принадлежности, настроения произведения. 2 мин

3.Заключительный этап. 4 мин

  • Подведение итогов
  • Оценивание работы учащейся.
  • Домашнее задание

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Нижнеодесская детская школа искусств 25.05.2011

Самоанализ открытого урока по фортепиано преподавателя

Кириленко Г.В. с учащейся 2 класса Скоровой Евгенией.

Скорова Евгения — учащаяся 2-го класса фортепиано, 10 лет. Без музыкальной подготовки. Имеет отличные музыкальные данные: устойчивое, хорошо развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, достаточно обширный запас слуховых представлений, отличную музыкальную память. Эмоционально отзывчива на музыку, темпераментна. Увлекающаяся натура. Серьезна, самокритична. Несмотря на возраст, обладает внутренней культурой и интеллигентностью. Отлично учится по всем предметам в музыкальной школе, успевает на «хорошо» и «отлично» в общеобразовательной школе, посещает языковую школу «Лингва» и кружок эстрадных танцев. Очень доброжелательна и контактна. К занятиям музыкой относится серьезно, работает за инструментом увлеченно, с полной отдачей. Справляется с репертуаром повышенной сложности. Любит выступать на сцене, хорошо справляется с эстрадным волнением. Игровые приемы усвоены ею в полном объеме, руки свободны и хорошо организованы для игры на инструменте. Есть небольшое неудобство в постановке рук – низкая кисть, что обусловлено слабостью ладонных мышц. Женя многого уже добилась, чтобы исправить это неудобство, продолжает активно работать над постановкой рук. Очень ответственна и работоспособна, умеет ставить цели и добиваться их выполнения. Может продуктивно работать самостоятельно.

Тема: Комплексный подход к музыкальному воспитанию ученика-пианиста.

Тип урока: Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний на практике

Цель урока: Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов.

  • Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся
  • Продолжить знакомство с музыкой норвежского композитора Эдварда Грига
  • Познакомить с содержанием симфонической сюиты Э.Грига «Пер Гюнт»
  • Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
  • Научить грамотно читать нотный текст
  • Продолжить работу над подбором по слуху мелодий с сопровождением
  • Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
  • Развитие двигательно-игровых навыков
  • Развитие навыка игры по нотам
  • Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие навыка подбора по слуху и транспонирования
  • Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту
  • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
  • Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
  • Воспитание навыков самоконтроля
  • Воспитание культуры поведения за инструментом
  • принцип единства воспитания, обучения, развития.
  • принцип связи с жизнью.
  • принцип научности.
  • принцип увлеченности.
  • принцип активности, самостоятельности и сознательности.

1. Организационный этап . 1 мин

  • Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.

Комплексное развитие ученика-пианиста включает в себя следующие элементы:

-воспитание двигательно-игровых навыков, работа над техникой и пластикой движений.

— развитие навыка игры по нотам

-развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора, накопление слуховых представлений.

— развитие всех компонентов музыкального слуха

— развитие чувства ритма

— развитие навыка подбора по слуху и транспонирования

Без хорошего развития все этих качеств не может состояться хороший музыкант-исполнитель.

2 Основной этап.

На этом этапе применялись различные методы:

— словесный (объяснение, беседа)

— наглядный (применение репродукций картин и детских рисунков, портреты композитора)

— практический (слушание музыки, игра на инструменте, решение пианистических и художественных задач.)

— творческий ( подбор по слуху, транспонирование, поиск средств выразительности для образного воспроизведения программных произведений)

— репродуктивный ( воспроизведение выученного текста)

— метод музыкального наблюдения

— метод эмоциональной драматургии

  • Игра упражнений . 2 мин

В начале урока целесообразно подготовить руки к игре на инструменте. Для этого играем несколько упражнений на различные виды техники: позиционные упражнения Ш.Ганона, гаммообразные упражнения, упражнения на крупную технику (октавы, аккорды).

  • Работа над этюдами. Преодоление пианистических неудобств: 10 мин

— Ф.Лекуппе Этюд соч.17№ 6

— К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 28 1 тетр.

— К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 29 1 тетр.

— К.Черни (ред.Гермера) Этюд № 5 2 тетр

При исполнении этюдов перед учащейся ставились различные практические задачи: качественно и быстро делать позиционные переносы рук, соблюдать хорошую координацию рук в разных регистрах (Ф.Лекуппе Этюд соч.17 № 6), показать хорошую пальцевую артикуляцию и беглость в гаммообразных пассажах, владение кистевыми движениями (К.Черни этюд № 29), следить за хорошим подкладыванием 1-го пальца и синхронностью звучания (К.Черни Этюд № 28), следить за своевременной сменой педали и ровностью звучания арпеджированных фигур, глубоким погружением левой руки при исполнении отдельных нот мелодии (Ф.Рыбицкий «Зефир»), качественно, ровно и верной аппликатурой исполнять в среднем темпе длинные гаммообразные пассажи, не прогибая запястье (К.Черни Этюд № 5).

Учащаяся успешно справилась со всеми задачами, работала вдумчиво, осознанно.

  • Чтение с листа в ансамбле с преподавателем. Краткий анализ нотного текста 3 мин

Прежде чем начинать играть по нотам, с учащейся были повторены ноты басового ключа, сделано несколько ритмических упражнений на воспроизведение ритмического рисунка по карточкам (отдельно каждой рукой и двумя руками вместе).

Перед игрой пьесы с листа был сделан краткий анализ нотного текста: музыкальный размер, тональность, ритмические и штриховые особенности. Затем в среднем темпе пьеса была исполнена. С заданием Женя справилась блестяще.

Игра в ансамбле при чтении с листа мобилизует все внимание учащегося, не дает расслабляться и останавливаться, звучание при этом более яркое и насыщенное, чем при сольном исполнении. Такая форма работы очень нравится ученикам и хорошо развивает навык игры по нотам. Со слабыми учениками можно исполнять не ансамблевые пьесы, а двуручные, играя при этом партию одной руки, а ученику поручить партию другой руки.

  • Игровая разминка с мячом. Применение знаний из области музыкальной терминологии, повторение интервалов 2 мин

Игра с мячом позволила учащейся расслабиться и переключить внимание.

  • Подбор по слуху мелодии с гармоническим сопровождением (T – D – T – S – T) песни М.Хилла «С днем рождения» и транспонирование ее в тональности первой степени родства. 3 мин
  • Беседа о творчестве Э.Грига. Краткое содержание симфонической сюиты «Пер Гюнт». 4 мин
  • Слушание музыкальных фрагментов из симф.сюиты «Пер Гюнт»:

— «Утро», — «В пещере горного короля» 4 мин

Анализ средств выразительности, характеристика образов, отраженных в этих произведениях.

  • Просмотр детских рисунков и художественных репродукций, иллюстрирующих музыкальные фрагменты 1 мин
  • Игра на фортепиано учащейся муз. фрагментов «Утро», «В пещере горного короля» в обр. С.Баландина 5 мин

Учащаяся постаралась передать художественные образы, воспринятые ею при прослушивании этих произведений в исполнении симфонического оркестра. Игра была эмоционально окрашена, убедительна, образна.

  • Слуховая разминка. Игра «Угадайка». 2 мин

Даны задания на нахождение по слуху отдельных нот, угадывание направления и характера движения мелодии, определение интервалов.

  • Игра на фортепиано любимого произведения: Г.Уоррен «Поезд на Чаттанугу» 2 мин
  • Прослушивание песни «Поезд на Чуттанагу» в звукозаписи. Анализ жанровой принадлежности, настроения произведения. 2 мин

3.Заключительный этап 4 мин

  • Подведение итогов
  • Оценивание работы учащейся.

Работа оценена положительно, ученица получила отличную оценку за урок.

  • Домашнее задание: продолжать работу над произведениями с учетом поставленных на уроке задач. Ознакомиться с «Песней Сольвейг» Э. Грига в фортепианном изложении. По желанию: нарисовать рисунок к понравившейся пьесе.

В процессе урока учащаяся была активна, внимательна, заинтересована. Практические задачи, поставленные преподавателем выполнялись творчески, осмысленно.

Цель урока: Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов, считаю, достигнута.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по фортепиано с учеником 1-го года обучения .

В данном материале представлен план — конспект открытого урока по фортепиано. Подробно показаны форма и методы проведения урока с учащимся первого года обучения.

Урок для учащихся 1 класса фортепианного отделения.На сайте имеется презентация «Средства музыкальной выразительности».

Открытый урок с обучающейся 2-го класса по теме»Работа над репертуаром во II классе фортепиано».

Открытый урок по фортепиано с обучающейся 2-го класса по теме «Развивающие формы работы на уроках фортепиано».

В данном материале представлен план-конспект открытого урока по фортепиано с учеником пятого года обучения. В процессе занятия обучающийся совершенствует навыки работы над гаммами и упражнениями, помо.

Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения.

Источник

Открытый урок по фортепиано

Содержимое публикации

1 Семенова Ольга Васильевна. 2 МБОУ ДО «ДШИ» г. Нелидово, Тверская обл. 3 Преподаватель по классу фортепиано.

Открытый урок по фортепиано преподавателя Семеновой О.В.с ученицей 2 класса Ляпуновской Н. на тему:«Музыкальный образ и технические приемы его воплощения»

Характеристика учащегося: Ляпуновской Надя ученица 2 класса фортепиано, 7 лет. С музыкальной подготовкой («Малышкина школа»). Имеет хорошие музыкальные данные: устойчивое, хорошо развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, музыкальную память, развитое мышление. Эмоционально отзывчива на музыку, темпераментна. Заинтересована в обучении. Очень доброжелательна и контактна. К занятиям музыкой относится серьезно, работает за инструментом увлеченно, с полной отдачей. Игровые приемы усваивает легко, руки достаточно свободны и хорошо организованы для игры на инструменте. Ответственна и работоспособна, может объективно оценить свою работу.

Цели урока: закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале упражнений, дидактических игр и изучаемых произведений. Научить ориентироваться на клавиатуре, продолжить работу по организации игровых приемов и освоению нотной грамоты. В ходе урока я стремилась реализовать принципы воспитания, обучения и развития во всей полноте урока их единства.

1. Художественный образ (смысл, содержание):
расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся. Средства музыкальной выразительности для передачи образного содержания произведения. 2. Звук во времени.
Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано, освоение нотной грамоты. Формировать навык игры по нотам, закрепить теоретические знания (музыкальная терминология: аппликатурный принцип, штрихи). 3. Техника, как совокупность средств, нужных для разрешения художественной задачи, практические навыки (знание аппликатуры, умение найти нужный игровой прием, умение применить полученные знания на другом материале).

Воспитательные: воспитание интереса и любви к предмету и инструменту, воспитание чувства любви и уважения к классической музыке, воспитание чувства ответственности за результаты своей работы, воспитание навыков самоконтроля, воспитание культуры поведения за инструментом. При подготовке и проведении урока я руководствовалась принципами: принцип единства воспитания, обучения, развития, принцип связи с жизнью, принцип научности, принцип увлеченности, принцип активности, самостоятельности и сознательности

Развивающие: развивать умение самостоятельно работать над звуком и музыкальным образом, развитие творческой активности учащейся через различные виды деятельности (сочинение подтекстовок и слов, мелодий, музыкальных сказок, кроссвордов с использованием музыкальной терминологии, иллюстрации к пьесам).

Практический: музыкальные дидактические игры, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.

Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает. Освоение и закрепление приемов игры non legato, legato, staccato.

Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной учителем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.

Словесные (изучение клавиатуры, нотной грамоты, анализ произведений). Наглядные (показ репродукций, рисунков, портрет композитора). Практические (исполнение упражнений и произведений, прямая и наводящая формы воздействия). Проблемно-поисковый метод (при характеристике звучания разных регистров, угадывании нот по слуху, развитие мышления). Метод творческой работы (транспонирование пьес, подбор по слуху, активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика). Метод контроля (опрос в конце урока).

Применение педагогических технологий:

— Развитие мышц пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться. Рациональная организация урока: динамическая пауза, включение игровых моментов, гимнастика для глаз на расслабление мышц. Чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется разбором нотного материала, повторением выученных пьес и слушание музыки).

Технология личностно-ориентированного обучения:

Работа на уроке была выстроена с учетом индивидуальности учащейся, наделенной своим субъективным опытом, созданы условия для самореализации учащейся, развития ее индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения.

Технология проблемного обучения:

Учебные проблемы для учащейся были определены последовательно и целенаправленно. Таким образом, были созданы позитивные условия для включения учащейся в активную мыслительную деятельность, она активно высказывала собственное мнение и активно усваивала знания. Технология формирования мотивации или игровая технология:

Включение в учебный процесс игровых моментов (работа с рисунками, карточками) повышало интерес учащейся к занятию, активизировало ее творческую деятельность. Преподаватель умело создавала на уроке так называемую «ситуацию успеха», которая повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции

Форма урока — индивидуальный урок.

Использован комбинированный тип урока. Работа была направлена на закрепление теоретических знаний и практических навыков через совместную деятельность ученицы и преподавателя в различных видах музыкально-творческой деятельности, при освоении выразительных средств музыки. Деятельность учащейся тщательно спланирована на каждом этапе урока.

Репертуарный план урока:

упражнения : а) «Птичка»: б) «Колечко»: в) «Лошадка

1 Н.Любарский. Курочка. 2 Л.Емельянова .Щенок. 3 В.Шаинский. Кузнечик. 4 Н.Торопова. Лошадка и жеребенок. 5 А. Абелян. Осенняя. 6 И.Королькова. Мышка. 7 И. Королькова. Мурка. 8 И.Королькова Кораблик. 9 Ю.Весняк. Мелодия. 10 И.Столяревская. Вариации. 11 Л.Моцарт. Менуэт. 12 Н.Торопова. Танцующий муравей.

1. Организационный этап. Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога. Посадка за инструментом

2. Основной этап. Гимнастика: а) «Птичка»: имитировать полет лебедя, взмахивая свободными руками. б) «Колечко»: поочередно соединять кончики первого пальца с остальными пальцами кисти. Следить, чтобы пальцы образовали круглое «окошко». в) «Лошадка» (на столе): положить руки с локтями на стол и стучать поочередно всеми пальцами, добиваясь отчетливого стука кончика пальца. Следить за тем, чтобы кисть была закругленной.

3. Заключительный этап.

1 Н.Любарский. Курочка. Стаккато. Следить за свободой рук и устойчивостью пальцев. Особенность движения руки и мышечное ощущение при игре -Staccato – заключается в умении извлекать короткий, отрывистый звук. Дети легко воспринимают, если привести сравнение со знакомым всем движением руки при игре в мяч. Предложим Наде непрерывно ударять об пол мяч, соприкасаясь к нему не ладонью, а одним пальцем, и она повторит как раз то движение, которое ей нужно для игры Staccato. Отрывистый звук при игре на фортепиано получится не оттого, что ученица будет отдергивать палец и руку от клавиши, а оттого, что рука вместе с пальцем, легко столкнувшись с поверхностью клавиши, непроизвольно отталкивается от неё, чтобы «взять» следующую. При игре: кисть и предплечье составляют единое целое, извлекают «звук» активные кончики пальцев. Острое взятие клавиши вызывает быстрый, упругий отскок пальца вместе с рукой, как мячик, до определённой точки; высота верхней точки зависит от темпа движения, силы и характера звука. В верхней точке, без остановки, рука закругляется, делает петлю, и начинает опускаться. Опускание – это не свободное падение, а управляемое движение, в нижней точке, также без остановки, палец остро извлекает следующий звук и повторяется тот же процесс.

2 Л.Емельянова. Щенок. Закрепление приема стаккато. Ноты второй октавы. Ударения. Одна из часто встречаемых ошибок при исполнении – это сближении мелодии и аккомпанемента, недостаточное разделение между первым и вторым планом. В этом случае преувеличение динамической дистанции между аккомпанементом и мелодией поможет многое уточнить и объяснить ученице. 3 В.Шаинский. Кузнечик. Подбор по слуху. Ансамбль с педагогом.
Для длительной концентрации внимания рекомендуется систематически играть лёгкие пьесы в четыре руки с педагогом. На первых порах партия ученика должна быть предельно простой (как мелодически, так и ритмически) и располагаться в удобной позиции. Игра в четыре руки должна продолжаться в течение всего времени обучения, постепенно охватывая богатый и интересный материал оркестровых, оперных и других произведений. 4 Н.Торопова. Лошадка и жеребенок. Сочетание приемов игры. Повторение регистров и октав. Аккорды. Закрепление навыков игры Staccato. 5 Абелян. Осенняя. Группа четверть с точкой и восьмая. Залигованные ноты. Сущность приёма, звукоизвлечения — legato- заключается в связном, плавном переходе одного звука в другой, причём такая плавность возможна при внимательном вслушивании.
Надя закругляет пальцы сначала правой, потом левой руки и держит их над закрытой крышкой пианино. Нажимает кончиками пальцев на поверхность крышки и плавно «переступает» с одного пальца на другой: со второго на третий, с третьего на четвертый, с четвертого снова на третий, а с третьего на второй. Палец отрывает от крышки только тогда, когда очередной палец уже начал «наступать» на поверхность крышки. Следить, чтобы эти два момента совпали – один палец поднимается с крышки, но в этот же момент другой палец уже начинает нажимать на крышку. Внимание девочки направляется на выработку навыка связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев, вместе с тем, кисть руки не должна быть неподвижной, окаменелой. 6 И.Королькова. Мышка. Закрепление навыков. Упражнение на постановку 1 и 5 пальцев: «Квинты». Период повторного строения. Работа над пульсом. Шестнадцатые. Ударения. Подтекстовка нотного текста. При разборе очень важно обратить внимание на аппликатуру. Часто ученики играют всё время разной аппликатурой, в результате пальцы не запоминают свои места, не вырабатывается автоматизм в движении.
Разбирая текст, необходимо обратить внимание на фразировку. 7 И. Королькова. Мурка. Ансамбль с педагогом. Полезно применять такое упражнение: ученик, глядя в ноты, должен быстро схватить зрением наиболее типичные фигуры нотного рисунка. Подобная зрительная тренировка одно из необходимых условий будущего безостановочного чтения с листа. Находим части, повторяющиеся места, места в которых могут быть трудности, определяем с какой доли начинается произведение, расставляем аппликатуру.
8 И.Королькова Кораблик. Ансамбль с педагогом.При разборе очень важно обратить внимание на аппликатуру. Часто ученики играют всё время разной аппликатурой, в результате пальцы не запоминают свои места, не вырабатывается автоматизм в движении.
Разбирая текст, необходимо обратить внимание на фразировку. 9 Ю.Весняк. Мелодия. Басовый ключ. Игра двумя руками. Трехдольный размер. Шаг вальса — четверть. Мелодия и аккомпанемент. Мелодия пьесы написана в пределах одной позиции. Объединяющее движение рук совпадает с фразировкой, с движением к «опорным точкам» мелодии. Надя играет и слушает: как один звук сменяется другим, мысленно представляет, как будет звучать каждая следующая нота. В основе умения «фразировать» лежат интонации разговорной речи. Надя определяет фразы данной пьесы (4 фразы), её настроение, характер, нужные приёмы звукоизвлечения на основе музыкально-слуховых представлений 10 И.Столяревская. Вариации. Хотелось бы подчеркнуть роль мышления и необходимость его развития. Прежде всего, развивая навыки разбора и разучивания пьес, следует с первых шагов добиваться, чтобы ученица воспринимал нотный текст (а значит, и воспроизводила на инструменте) сразу группами по 2-3-4 ноты, в зависимости от того, как они укладываются в мотивы, такты или слова (если это песенка). Одной из труднейших для пианиста задачей является создание звуковой многоплановости. Ведь, если играющий слышит многоплановость фактуры, то он обязательно найдет средства для ее передачи. Очень полезно при аккордовой, или октавной игре учить каждый голос отдельно.
Любая работа, не только над звуком, должна проводиться через слуховое восприятие, ведь, только через слух можно добиться красочного, певучего звучания отдельных фраз и произведения в целом.

11 Л.Моцарт. Менуэт. Процесс переработки зрительного восприятия нотной записи во внутреннее её слышание может осуществляться при помощи многих дополнительных приёмов, выработанных на уроках сольфеджио. Таких, как запись коротких попевок, мелодических движений вверх или вниз, которые постепенно ученик начинает понимать и запоминать, находить в нотном тексте. Благодаря таким систематическим занятиям у ученика постепенно развивается внутреннее слышание разных мелодий, которые он впоследствии начинает узнавать в нотах.
Полезно применять такое упражнение: ученик, глядя в ноты, должен быстро схватить зрением наиболее типичные фигуры нотного рисунка. Подобная зрительная тренировка одно из необходимых условий будущего безостановочного чтения с листа.

12 Н.Торопова. Танцующий муравей. Паузы. Запев и припев. Переходить к более трудным пьесам следует не раньше, чем будет основательно закреплён предыдущий уровень трудности. Усложнение задач должно быть постепенным и почти незаметным для ученика. Необходимой предпосылкой хорошего звука является полная свобода предплечья, кисти, и, в целом, руки от плеча до кончиков пальцев, которые должны быть всегда начеку. Одна из причин волнения — боязнь забыть текст. Поэтому произведение должно быть выучено не на 100%, а на 150%.
Но даже когда программа выступления кажется идеально выученной и можно ее играть на сцене, каждый музыкант хочет на всякий случай застраховаться от ошибок, Как бы ни было хорошо выучено произведение.

Важнейшее значение для выступающего имеет умение сконцентрировать внимание. Во время исполнения могут появиться какие-то неожиданности, случайности, шероховатости. В конце концов, немудрено где-то и пассаж «смазать» или «зацепить» не ту ноту. Необходимо воспитывать у ученика умение «забыть» любой промах во время исполнения, иначе из-за незначительной помарки можно провалить все выступление.

Подведение итогов. Оценивание работы учащейся. Домашнее задание.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащейся на протяжении всего урока.

В процессе урока Надя была активна, внимательна, заинтересована. Все произведения девочка играла наизусть. Практические задачи, поставленные преподавателем, выполнялись творчески, осмысленно. Работа оценена положительно, ученица получила отличную оценку за урок.

Урок поставленных задач достиг. Все этапы работы взаимосвязаны между собой.

Источник

Оцените статью