Огинский полонез прощание с родиной пианино

«Полонез Огинского»: ноты для фортепиано

На этой странице представлены ноты популярного классического произведения, всемирно известного как «Полонез Огинского» . Ноты для фортепиано, в том числе легкое переложение для начинающих, можно скачать бесплатно в формате pdf чуть ниже. А пока вы можете вспомнить мелодию этого произведения и узнать некоторые факты о его создании.

  • Полное название произведения – полонез ля минор «Прощание с Родиной».
  • Полонез как жанр – торжественный танец-шествие польского происхождения, написанный в размере 3/4 . Его предшественником был танец «ходзоный», исполнявшийся на свадьбах.
  • Произведение написано в 1794 году под Минском . Название «Прощание с Родиной» отсылает к бегству Огинского из Речи Посполитой после подавления русскими войсками польского восстания.
  • Первые ноты полонеза Огинского звучат в Московском метро при попытке проскочить «зайцем» через турникеты.
  • Ансамблем «Песняры» произведение исполняется с текстом на русском языке:

Песня летит, как птица вдаль,
Ведь где-то там, в тиши лесной,
Стоит у речки синей дом родной,
Где ждет меня любимая и верная.
Где тихий мой причал,
И вечером в саду из дома
Слышатся лишь звуки полонеза…

Сон в ночи несет, несет к далеким берегам
Моей любви. А там, все так задумчиво и тихо,
Только волны, только свет и облака
И мы с тобой в руке рука…

Читайте также:  Грустные глаза под гитару

Там, на холме – высокий храм,
К нему я в детстве бегал сам
Любил смотреть в глаза святым на образах,
И ангелы, летая, улыбались в белоснежных куполах

И слышались под сводами чарующие звуки Благовеста…

Боже храни мой край от бед и невзгод храни
Не дай позабыть мне, не дай
Куда мы идем и откуда шли
И от сохи и от земли
И от лугов и от реки
И от лесов и от дубрав,
И от цветущих спелых трав
К своим корням вернуться должны
К спасению души обязаны вернуться…

Песня летит, как птица вдаль,
Ведь где-то там, в тиши лесной,
Стоит у речки синей, дом родной,
Где ждет меня любимая и верная.
Где тихий мой причал,
И вечером в саду из дома
Слышатся лишь звуки полонеза…

«Полонез Огинского» : скачать бесплатно ноты для фортепиано

«Полонез Огинского»: переложение для фортепиано
«Полонез Огинского»: переложение для фортепиано для начинающих
«Полонез Огинского»: легкое переложение для фортепиано

Нотный архив NotaDo.ru представляет ноты произведений Михаила Огинского для фортепиано, гитары, баяна и других инструментов. Все ноты произведений этого композитора на нашем сайте можно скачать абсолютно бесплатно.

Михаил Клеофас Огинский — польский композитор-любитель, дипломат, политический деятель. Композиторский талант проявился у Огинского в зрелом возрасте. В этот период он написал многочисленные боевые песни, марши, полонезы. Наибольшую известность получил полонез «Прощание с Родиной», более известный как полонез Огинского.

Источник

Полонез ля минор — ноты для фортепиано полонеза Огинского

«Полонез ля минор» или «Прощание с Родиной» – произведение польского композитора Огинского. Cкачать бесплатно ноты в формате pdf, запакованные в zip архив можно по ссылке ниже.

Это произведение было написано в непростые для композитора времена. Михалу было 29, когда началось восстание. Огинский отказался от княжеского титула и стал называть себя просто гражданином. Его избрали в национальный Совет, на заседании которого он заявил: «Отдаю на благо Родины свои имущество, труд и жизнь». Это были не пустые слова. На свои средства он сформировал батальон егерей численностью 2500 человек, которым сам и командовал. И чудес не бывает: восстание было подавлено, генерал Костюшко – тяжело ранен.

У Огинских все имения и имущество были конфискованы Российской империей и Пруссией за участие в восстании. Михал Огинский вместе с Изабеллой должны были бежать. Михал Клеофас Огинский написал полонез «Прощание с Родиной» (польск. Poegnanie Ojczyzny, билл. Развітанне з Радзімай), более известный как полонез Огинского. Щемяще-грустный полонез – это двойное прощание: физическое прощание Михала с родной землей и прощание гражданина с государством, которая исчезла с карты мира. Говорят, эта музыкальная грусть примирила всех поляков и дала призрачную надежду последними аккордами. Этот полонез сделал композитора известным.

Фрагмент нот для фортепиано:

Источник

Огинский полонез прощание с родиной пианино

Полонез Огинского «Прощание с Родиной»

А вы знаете, какое произведение является наиболее известным и популярным не только в Польше, но и во многих других странах? Сомнений быть не может, конечно же «Полонез Огинского». Это сочинение знакомо многим еще со школьной скамьи, ведь даже в музыкальных школах ученики часто исполняют его.

Историю создания «Полонеза» Огинского, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

В этом случае уже само название произведения подсказывает ответ на главный вопрос – кто написал полонез Огинского? Это был Михал Клеофас Огинский, родившийся 25 сентября 1765 года недалеко от Варшавы. Стоит уточнить по поводу имени композитора, ведь за частую его фамилию пишут с мягким знаком, а имя указывают Михаил. Как же правильно? Михал – это всего лишь польская форма Михаила, а вот фамилия Огинский по-польски правильно произносится именно с мягким знаком. Именно поэтому оба варианта употребления его имени не являются ошибочным.

В творчестве этого композитора преобладают сочинения для фортепиано, причем отличительной чертой многих из них является наличие национальных черт и элементов. Кроме того, многие его произведения наделены особым лиризмом и изяществом, что отличает стиль Огинского.

Свой знаменитый полонез Огинский сочинил когда жил в Венеции в 1794 году, где был вынужден скрываться после подавления восстания Костюшко в Речи Посполитой. Примечательно, что полонез ля минор No 13 имеет название, данное ему самим Огинским «Прощание с Родиной».

Интересные факты

  • Михал Клеофас был превосходным композитором, но также занимал весьма престижную должность при дворе, равную министру финансов.
  • Сохранились сведения, что некоторые сочинения композитора пришлись по вкусу императрице Екатерине II и это несмотря на то, что взаимоотношения между Российской империей и Польшей были не самыми лучшими.
  • Михал Клеофас принимал непосредственное участие в восстании Костюшко и даже сам снарядил целый отряд на свои средства.
  • Когда восстание было разгромлено, композитору пришлось бежать в Италию, прикинувшись лакеем и используя поддельные документы.
  • У Михала Клеофаса Огинского есть еще один полонез, который носит название «Раздел Польши». Он сочинил его, впечатлившись политическими событиями в стране.
  • Любопытно, что сам полонез возник в Польше в XV веке, и первое время считался лишь свадебным танцем. Лишь позднее он стал дворцовым, со всей характерной пышностью.

  • Примечательно, что в XIX веке они очень часто звучали на всех балах и званых ужинах высшего общества в Санкт-Петербурге и Москве.
  • Первые такты произведения можно услышать в московском метрополитене, если попытаться пройти через турникеты не оплатив.
  • Белоруссия рассматривала Полонез Огинского для своего государственного гимна, но отклонила, посчитав его достаточно сложным для исполнения и восприятия.
  • В мультфильме про кота Леопольда это произведение слушает на грампластинке главный герой.
  • Художник И. Репин изобразил Михала Клеофаса на картине «Славянские композиторы».
  • Польский писатель А. Ленкевич высказал необычную версию о том, что полонез был создан на самом деле дядей композитора – Михалом Казимиром Огинским, который также принимал участие в мятеже. По его версии, написал он это произведение в 1773 году в Париже, однако каких-либо достоверных доказательств этому нет. Кроме того, большинство исследователей не принимают эту версию.
  • Всего композитору принадлежит около 40 произведений для фортепиано, из них 25 – это полонезы. Помимо этого им написаны камерно-вокальные произведения, а также опера, состоящая из одного акта.
  • В 1994 году выпустили почтовую марку, посвященную композитору.

Содержание

Изначально полонез – это танец торжественный, который более уместно было бы назвать шествием. Он имеет польское происхождение. Трехдольный размер и четкий ритм отличают этот танец от других.

Из самого названия произведения Огинского, уже ясно о чем оно. Это прощание с Родиной, которая была так дорога для композитора, не случайно он пожертвовал всем, принимая участие в восстании, отстаивая свою страну. Лирическая, красивая мелодия одновременно передает слушателям грусть и в то же время величественную ностальгию. Можно с уверенность сказать, что это произведение о Любви. Но она здесь другая, это любовь к Родине. Примечательно, что в данном случае, расставание это было связано не только с фактическим отъездом Огинского в другую страну, но и с прощанием уничтоженной победителями страной. Четкий танцевальный ритм здесь превосходно соединяется с плавными интонациями, придающими лиричность и даже некую меланхолию.

На протяжении всего полонеза выдержан единый настрой, только в конце возникают краткие торжественные нотки, которые выражают скорее всего надежду композитора на возвращение в родные края.

Интерпретация и современные обработки

Свое произведение автор изначально сочинил именно для клавикорда, позднее переписав его уже для фортепиано. Принято считать, что этот вариант наиболее точно передает задумку Огинского и всю палитру чувств, которая скрыта за музыкальными звуками.

Полонез был необычайно популярен, именно поэтому на данный момент существуют переложения для самых различных инструментов, ансамблей и даже оркестра. Многие исполнители не упустили возможности добавить полонез в свой творческий репертуар.

Например, «Квартет им Чюрлёниса» исполнил «Полонез Огинского» в переложении для струнного квартета. Благодаря этого, такое знакомое произведение заиграло новыми красками, став более нежным.

Необычный вариант представили публике исполнители из Новой Зеландии. Трио «Тройка» значительно ускорили темп произведения, а их инструменты (домра, гитара, контрабас) во многом приблизили звучание к русско-народной музыке.

Такое популярное произведение нашло отражение и в кинематографе. В 1971 году Лев Голуб снял фильм с одноименным названием.

Слушая то или иное классическое произведение, порой мы даже не догадываемся, какие чувства испытывал композитор, когда сочинял свой очередной шедевр. Только звуки подскажут правильное направление и приоткроют завесу тайны. Невероятная грусть, глубокая лирика и светлая ностальгия. а что вы почувствуете, прослушав «Полонез Огинского»?

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Полонез Огинского

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Напитки. Вино. Ликеры (31)
  • ProShow Producer (7)
  • Вязание-детям. (2)
  • Вязание на вилке. (1)
  • Видео-презентация. (0)
  • Сайты интересные (71)
  • Торты. Рулеты. Рогалики. (144)
  • Архитектура. История. Страны. (42)
  • Аудио-книги. Библиотека. (136)
  • Блины. Оладьи. Печенье. (102)
  • Закуски. Бутерброды. (48)
  • Варежки, перчатки (24)
  • Вареники, пельмени, сырники. (21)
  • Варенье, желе. (5)
  • Видео (уроки) (3)
  • Создаем видеоклипы (1)
  • Видео. Йога. Гимнастика. (97)
  • Видео. МК (208)
  • Видео.Вязание (54)
  • Видео.Разное (81)
  • Видео.Рецепты (56)
  • Видео.Шитьё (160)
  • Вкуснятина на второе (208)
  • Говядина (1)
  • Из фарша (21)
  • Курятина (23)
  • Курятина (18)
  • На скорую руку (3)
  • Свинина (7)
  • Во саду ли в огороде. Дача. (23)
  • Все для дома (388)
  • Интерьер. Трафареты. (37)
  • Для кухни. (8)
  • Мебель и другое. (13)
  • Постельное белье. (11)
  • Чехлы для мебели. (13)
  • Чистим. Моем. Гладим. (56)
  • Шторы. (23)
  • Вязание. Жакеты, болеро (118)
  • Вязание. Кардиганы,свитера (70)
  • Вязание. Пончо, накидки, пелерины (29)
  • Вязание. Пуловеры, платья (221)
  • Вязание. Топы, жилеты (166)
  • Вязание. Туники. Юбки (82)
  • Вязание.Разное (185)
  • Комбинирование вязания с тканью (48)
  • Гарниры. Каши. (16)
  • Грибные блюда (40)
  • Детям. Мультики. Сказки (250)
  • Образование. (87)
  • Русский язык. (10)
  • Литература. (3)
  • Для компа (185)
  • Для меня (106)
  • Духи, любимые ароматы (7)
  • Учим языки. Караоке. (14)
  • Цитаты. Мысли. (18)
  • Для мужчин (84)
  • Для оформления дневника (385)
  • Флэш-эпиграфы. Аватарки. Схемы. (134)
  • Для позитива. Посмеемся! (72)
  • ЖЗЛ. ЛЮБИМЫЕ АРТИСТЫ. (99)
  • Чтобы помнили. (16)
  • Журналы (59)
  • Заготовки на зиму (54)
  • Запеканки. Рулеты. Пудинги (56)
  • Игрушки (35)
  • Интересное и познавательное (159)
  • Притчи. Легенды. (18)
  • Искусство. Картины. Памятники. (20)
  • Книги (86)
  • Коврики, покрывала (46)
  • Красота и здоровье (636)
  • Гимнастика. (70)
  • Помоги себе сам. (27)
  • Народные рецепты. (24)
  • Глаза. Ресницы. Брови. (17)
  • Мудры. (1)
  • для волос (41)
  • для лица и шеи (85)
  • для ножек (29)
  • для ручек (20)
  • Кожные заболевания (1)
  • Кулинария (226)
  • Идеи и советы. (19)
  • Пикник. (2)
  • Шашлыки. Чебуреки. Беляши. (11)
  • Кулинария (89)
  • Десерт к чаю (44)
  • Ли Ру (78)
  • МК (447)
  • Моделирование одежды (110)
  • Выкройки-построение и готовые. (81)
  • Модные советы (196)
  • «Модный проговор» (2)
  • Блузки, платья. Идеи. (37)
  • Вечерние платья. (18)
  • Для шикарных дам. Идеи. (4)
  • Моя семья. Фильмы.Музыка. (317)
  • Телеканалы. Интернет-Радио. (262)
  • Фильмы. Игры. (6)
  • Мясные блюда: из курицы (104)
  • На досуге. (11)
  • Рисование. (10)
  • Новогоднее (49)
  • Носки, следочки (46)
  • Овощные блюда (35)
  • Переделка. Hand made. (287)
  • Декупаж. Декорирование. (33)
  • Батик. Техника Crazy. (2)
  • Пироги. Пирожки. Пицца. (216)
  • Пледы (29)
  • Подушки (104)
  • Полезные советы (202)
  • Поэзия. Стихи. Поздравления (238)
  • Православие (269)
  • Все для поста. (75)
  • Передача: «Церковь и мир» (4)
  • Передача: «Беседы с батюшкой». (3)
  • Пэчворк. Аппликации. Синель. (63)
  • Разное (3)
  • Рамочки (52)
  • Картинки. Анимашки. (5)
  • Позитивные фотографии. (5)
  • Рукоделие, идеи, советы для швеи (973)
  • «Реанимируем» одежду. (9)
  • Приспособления для утюжки (6)
  • Исправление дефектов. (6)
  • Клуб «Сезон» (2)
  • Ткани и их характеристика. (5)
  • Воротнички. Цветы. Аксессуары. (59)
  • Рыбные вкусности (69)
  • Сайты по вязанию (32)
  • Сайты по шитью. Сочетания цветов (469)
  • Как вшить молнию. (12)
  • О шитье. Снятие мерок и т. д. (9)
  • Технология шитья. (78)
  • Салаты. Украшение блюда. (61)
  • Сало, мясные рулеты (19)
  • Салфетки, прихватки (35)
  • Соусы. Кремы (21)
  • Сумки (78)
  • Супы (33)
  • Тапочки. Обувь. (104)
  • Телепередачи (54)
  • Узоры крючком (116)
  • Узоры спицами (91)
  • Шали, палантины, шарфы (158)
  • Шапки, береты (94)
  • Швейная машина. (19)
  • Лапки и приспособления для шитья. (11)
  • Учимся шить на машинке. (2)
  • Шитье. Домашняя одежда. (8)
  • Шитьё. Жилетки, туники (209)
  • Шитьё. Сарафаны (198)
  • Купальники. Белье. (7)
  • Шитьё.Блузки. Топы (309)
  • Шитьё.Брюки. Шорты (125)
  • Шитьё.Верхняя одежда (84)
  • Шитьё.Платья, халаты, пижамы. (373)
  • Платья-трансформеры (7)
  • Шитьё.Юбки (216)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

Полонез Огинского. История создания полонеза.

Понедельник, 06 Августа 2012 г. 16:26 + в цитатник

Полонез Огинского «Прощание с Родиной».

Самое знаменитое и наиболее популярное в мире произведение польской классической музыки — это полонез «Прощание с Родиной», более известный как «Полонез Огинского»

Из названия уже понятно, кто написал полонез Огинского — польский композитор Михал Клеофас Огинский (Michal Kleofas Oginski).

И чтобы уж до конца разобраться с названиями, внесём ещё одно уточнение — по правилам польского языка фамилия Oginski произносится как Огиньский, с мягким знаком, хотя в русскоязычных источниках мягкий знак обычно убирают, поэтому оба сокращённых названия — «Полонез Огинского» и «Полонез Огиньского» — одинаково правильны.

Помимо ошибок в названии нередко допускают ещё и ошибку историческую — полонез «Прощание с Родиной» обычно считают исключительно польской национальной музыкой, однако полонез Огинского в такой же степени белорусский, как и польский.

История создания полонеза Огинского «Прощание с Родиной» такова:

В конце XVIII века сильные в военном отношении государства считали совершенно нормальным и вполне естественным навязывать свою волю государствам более слабым, используя в качестве предлога для вооружённого нападения что угодно (и в начале XXI века абсолютно ничего не изменилось).

И вот в роли сильных государств в конце XVIII века оказались Пруссия, Австрия и Российская империя, а в роли более слабого оказалось то государство, которое обычно называют «Польша», хотя его полное официальное наименование звучало так: «Речь Посполитая Короны Польской и Великого княжества Литовского».

«Речь Посполитая» в переводе с польского и старобелорусского означает «республика», и это было союзное государство, состоящее из двух частей — Короны Королевства Польского, куда входили территории нынешних Польши и Западной Украины, и Великого Княжества Литовского, куда входили территории нынешних Литвы, Белоруссии, Центральной и Восточной Украины.

Кстати, в Великом княжестве Литовском государственным языком наряду с польским и литовским был также западнорусский (старобелорусский) язык, и многие руководители по своей этнической принадлежности происходили из западных русинов (предков нынешних белорусов).

Одним из таких руководителей был Михал Клеофас Огинский, который в 1793 году занял должность, называвшуюся «Великий подскарбий Великого княжества Литовского» — по своим функциям этот пост соответствовал министру финансов.

Огинский был не только госчиновником, но и композитором-любителем, и написал на тот момент довольно много музыкальных произведений, и некоторые из них даже стали популярными в Российской империи, и понравились лично императрице Екатерине II, хотя отношения между странами были весьма враждебными.

Австрия, Пруссия и Российская империя с 1772 года начали делить Речь Посполитую между собой, и этот процесс, получивший в литературе название «разделы Польши», представлял собой обычную военную оккупацию, когда три великие державы, заранее договорившись, просто одновременно вводили войска на понравившиеся территории, а Речь Посполитая в то время не обладала достаточными силами, чтобы оказывать эффективное сопротивление сразу троим мощнейшим противникам.

К 1793 году в результате таких «разделов» Австрия, Пруссия и Российская империя оттяпали от Речи Посполитой почти половину территории, и держали свои воинские гарнизоны в тех городах, которые официально ещё оставались в составе Речи Посполитой, и тем самым переполнили чашу терпения поляков, литовцев и белорусов.

Причём недовольны были в основном люди не очень богатые, а тогдашние «олигархи», которых называли «магнатами», наоборот, поддерживали оккупантов, так как их богатству ничего не угрожало.

И вот в такой обстановке в Речи Посполитой, на территории нынешних Польши и Западной Белоруссии, начинается восстание под руководством генерала Тадеуша Костюшко (который так же, как и М.К. Огинский, происходил из белорусов).

Михал Клеофас Огинский принял участие в восстании Костюшко, и на все свои личные деньги (именно на личные, а казённых денег министр финансов не тронул!) снарядил вооружённый отряд численностью в 2500 человек.

Огинский не только командовал боевым отрядом, но и написал для повстанцев несколько патриотических песен и маршей. Он отказался от княжеского титула, и стал называть себя просто гражданином. Девизом повстанческого отряда Михала Клеофаса Огинского были слова «Свобода. Стойкость. Независимость».

Восстание под руководством Костюшко и Огинского напоминало действия зверя, загнанного в угол — это был акт последнего, отчаянного, беспримерного мужества, однако совершенно бесполезного и не имеющего ни малейшей надежды на успех. Силы были слишком неравны.

В октябре 1794 года восстание Костюшко было подавлено, Речь Посполитая как государство окончательно ликвидирована, сам генерал Костюшко был тяжело ранен и взят в плен российскими войсками, а Михалу Клеофасу Огинскому, после разгрома его отряда, удалось бежать — по чужим документам, под видом лакея, он пробрался на австрийскую территорию, а оттуда — в Италию, и поселился в Венеции.

Именно там, в Венеции, Михал Клеофас Огинский написал полонез «Прощание с Родиной» (по-польски — «Pozegnanie Ojczyzny»). За годы эмиграции он успел побывать, помимо Италии, также в Турции и Франции, а в 1802 году российский император Александр II амнистировал многих участников восстания Костюшко, в том числе и Огинского.

Композитору было возвращено ранее конфискованное за участие в восстании его имение Залесье на территории нынешней Белоруссии, и Михал Огинский смог вернуться на Родину, с которой он до этого казалось бы навсегда распрощался.

В 1810 году Михал Клеофас Огинский был даже назначен тайным советником и сенатором Российской империи, однако даже высшие государственные должности не могли заглушить в нём тоску по утраченной независимости его Родины.

Огинский понял, что не может видеть, как по его родной земле ходят победители, ему невыносимо было осознавать, что той его Родины, какая она была раньше, уже нет, и больше никогда не будет. И он не мог заставить себя служить победителям, хотя к нему относились очень доброжелательно.

Поэтому в 1817 году Михал Клеофас Огинский отказался от всех государственных должностей, и вернулся в своё имение, затем он жил в Вильно (нынешний Вильнюс) и Варшаве, а в 1822 году в связи с резко ухудшившимся здоровьем уехал лечиться в Италию, и поселился во Флоренции, где и умер через 11 лет, в 1833 году.

Как становится понятным из истории его написания, полонез Огинского «Прощание с Родиной» символизирует расставание с Родиной во всех смыслах — и как физический отъезд за границу, и как прощание с захваченной, уничтоженной победителями страной.

И вот что особенно важно — написанный Михалом Клеофасом Огиньским полонез «Прощание с Родиной» стал той музыкой, которая примирила победителей с побеждёнными.

В Российской империи полонез Огинского стал одной из самых популярных мелодий. Русский писатель Фаддей Венедиктович Булгарин пишет в одном из своих писем: «Кто же не знает полонеза Огинского?». Русский художник Илья Ефимович Репин изобразил Михала Клеофаса Огинского на картине «Славянские композиторы», которая установлена в фойе Большого зала Московской консерватории. В одном из репинских писем есть такие строки об Огинском: «Имя его известно всей России».

Полонез Огинского «Прощание с Родиной» прозвучал в двух советских фильмах.

Первый фильм, снятый в 1971 году, так и называется — «Полонез Огинского», там речь идёт о польском музыканте, который бежал в Белоруссию после захвата немцами Польши в 1939 году, а когда немцы захватывают и Белоруссию, он начинает помогать белорусским партизанам.

Второй фильм — это фильм 1990 года «Попугай, говорящий на идиш», рассказывающий о польском еврее, также из-за нападения немцев вынужденном покинуть Польшу. В этом фильме полонез Огинского звучит в качестве музыкальной заставки в самом начале кинокартины.

В современной Польше полонез Огинского «Прощание с Родиной» считается музыкальным символом страны, были даже предложения сделать эту музыку польским гимном. Полонез Огинского исполняется в польских школах на выпускных вечерах, очень часто используются рингтоны и сигналы вызова мобильных телефонов с этой мелодией.

Кстати, польский писатель Антоний Ленкевич выдвинул версию, что полонез «Прощание с Родиной» написал не Михал Клеофас Огинский, а его дядя Михал Казимир Огинский, который в 1771 году, точно так же, как впоследствии его племянник, участвовал в восстании против российского вмешательства в дела Речи Посполитой, и тоже был вынужден бежать за границу. По версии А. Ленкевича, полонез «Прощание с Родиной» был написан Михалом Казимиром Огинским в Париже в 1773 году.

Однако никаких убедительных доказательств того, что полонез «Прощание с Родиной» написал Михал Казимир Огинский, а не Михал Клеофас Огинский, не имеется, и другими исследователями и музыкальными историками версия Антония Ленкевича не поддерживается.

Если говорить о чисто музыкальных особенностях, то полонез — это особый жанр музыки, возникновение которого в Речи Посполитой относится к XVII веку. Полонез как мелодия предназначался сначала для торжественного танца-шествия, также называемого «полонез», а затем оторвался от этого танца, и стал музыкой ради музыки.

Для полонеза характерны медленность, иногда торжественность, иногда грустность. Полонез М. Огинского «Прощание с Родиной» как раз относится к таким грустным образцам полонеза.

Полное наименование полонеза Огинского, именно так, как назвал его сам композитор в сборнике своих музыкальных произведений, изданном во Флоренции в 1831 году, таково: Полонез № 13 ля минор «Прощание с Родиной».

Полонез Огинского написан для исполнения на фортепиано, и хотя были различные его аранжировки для симфонического оркестра, скрипки и органа, авторский вариант для фортепиано является самым удачным.

Полонез М. Огиньского — это необычайно грустная мелодия, очень соответствующая своему названию — «Прощание с Родиной», и некоторые вполне серьёзные и солидные люди говорили мне, что когда они начинают слушать полонез Огинского, у них на глазах появляются слёзы. К концу мелодии постепенно появляются некоторые торжественные нотки, но они не меняют общей минорной тональности произведения.

Полонез «Прощание с Родиной», написанный Михалом Клеофасом Огинским, уже больше двух столетий остаётся самым известным и самым популярным в мире произведением классической музыки, и это одна из лучших инструментальных мелодий за всю музыкальную историю человечества.

Виктор Зинчук. Концерт в клубе Джаггер, Санкт-Петербург, 18-03-2012

Александр Соколов-гитара. Полонез Огинского.

Фильм «Полонез Огинского» (СССР, 1971г.)

Повесть военных лет.

Осиротевший маленький скрипач вместе со своим старшим другом проводят одну за другой серьезные операции в тылу врага.

Источник

Оцените статью