MasterGitar.com
Рассмотрим, как можно сделать кант гитары. Какие бывают канты. Каким образом они вклеиваются в гитару. И конечно обязательно затронем тему, как сделать всё это простыми способами.
Задача статьи очертить общую картину и дать практические рекомендации, которые помогут сразу двинуться с места.
Проблема установки и изготовления кантов отягощается на первых порах отсутствием специального инструмента, навыка и материалов. А переклеить кант часто требуется уже на этапе первых ремонтов, когда ещё нет небольших циркулярных пилильных станочков, калибровщиков, инструмента для гнутья, да и самого материала для канта. Поэтому очень важно коснуться именно простых способов.
В этой статье помимо всего затронем тему изготовления несложных кантов, а в смежной статье поговорим о ручном (т.е. дешевом и простом) инструменте, которым можно прорезать паз под кант, ну и конечно о фрезерах и насадках для них.
Зачем нужен кант
Задач у канта на самом деле несколько:
- защита торца деки и дна,
- укрепление контура гитары и
- внешний вид.
Кант защищает торец деки и дна
Защищает мягкую древесину деки от ударов по углу, от руки самого гитариста. Именно для того, чтобы держать удар, кант делается из плотной древесины. Без канта сначала легко теряется целостность края гитары от малейшего удара, даже если имеется лаковое покрытие, которое бьется и истирается. Открытый торец легко впитывает влагу из воздуха или от самого гитариста. Можно легко зацепится одеждой, и отколоть или надколоть деку.
Укрепление склейки и конструкции
Дека гитары приклеивается не только к обечайкам, а точнее к контробечайкам (кратко — контры), а также и к самому канту и этот клеевой шов находится под прямым углом ко шву с контрами. (Фото ниже.) Дека крепче держится за корпус гитары. Клеевой шов, находящийся в разных плоскостях, эффективнее справляются с разного рода разрушающими воздействиями.
И, конечно, собственная жесткость канта, а также клеевой бутерброд формируют подобие рамки по контуру деки. И если ваш кант – это полоска черного дерева или палисандра с размерами 4х5мм, то это не так уж мало как может показаться на первый взгляд.
Тут всё понятно, зачем это делается. Элементарная эстетика подсказывает, что по углу гитары должна идти окантовка.
Добавим сюда ещё технику вклеивания рядом с кантом разного рода украшений, как правило, полосок или/и орнамента, которые сделаны по такой же технологии что и розетка гитары и часто образуют с ней единый ансамбль. В английском варианте эта красота называется purfling (пурфлинг), инкрустация или/и ус – по-нашему. Помаранчевая область на схеме.
Как правило, сложная инкрустация покупается готовая, потому что изготовление такого рода изделий — это фактически отдельная профессия.
Полосатую дорожку легко сделать, набрав пакет из разноцветного шпона, промазать клеем и придавить к шаблону, повторяющему форму гитары. Потом нарезать это на тонкие полоски. Можно набирать и в самом пазе, т.е. делаете паз и вклеиваете в него шпон. На форуме у нас есть подобные работы.
Как сделать кант
Кант гитары – это изготовление самого канта и выточка паза по краю гитары соответствующей формы. В настроенной мастерской все делается достаточно быстро и просто.
Дерево нарезается на полоски заданного размера на маленькой циркулярной пиле и потом изгибается по контуру гитары. Можно делать и наоборот, т.е. распустить на полоски уже согнутую пластину дерева, как будто вы согнули обечайку, а потом распустили её. Таким образом, получается толстая внешняя часть канта. На схеме — это черная область.
Во внутрь часто запускается разноцветный шпон. Шпон клеится пакетом вместе с основным кантом на всю высоту. Но так можно делать только с узким пакетом усов.
Если вы хотите сделать широкую полосатую дорожку (фото сверху справа), с большим количеством разноцветного и шпона переменной толщины, то придется делать сложный по конструкции ступенчатый паз, т.е. прорезать дополнительно деку примерно на 1мм, и вставить туда ус или полоску орнамента.
Тоже самое делается и на обечайке, чтобы ус или орнамент шёл по краю канта и с боку гитары.
Простейший кант гитары
Простой кант – это широкая, темнее, чем дека, полоска по контуру гитары без орнамента и уса. Как её сделать? Думаю, что лучшим способом будет изготовление такого канта из двух полосок массива плотного темного дерева. Простейший вариант красное дерево. Красное дерево уже достаточно плотное, чтобы стать кантом. Используется и вариант с прокраской плотных светлых пород. (Я сам не крашу и не травлю дерево. На форуме у нас затронут этот вопрос — используйте поиск по форуму.)
В варианте окантовки из двух частей, надо изготовить две полоски толщиной почти 2мм. Общая ширина канта пусть будет до 4мм. Сами выбирайте толщины с точностью до десяток. В принципе, достаточно только уверенно углубиться на толщину обечайки, пройти клеевой шов между обечайкой и контрой, чтобы клеить кант к чистой контре и деке. 3мм достаточно, чтобы прорезать 2.5мм обечайку уверенно.
Безусловно, можно гнуть и цельный кант, но это сопряжено с некоторыми проблемами. Такую толстоватенькую 3-4мм полоску плотного дерева тяжеловато гнуть, особенно без опыта. Если дерево не имеет четкого радиала, то оно тем более будет пытаться поломаться, а именно витиеватая структура красиво смотрится. В общем, попробуйте сами, какой способ выбрать.
Можно подготовить обечайки с учетом кантов, потом, после изгибания, срезать их и приклеить с тонкой полоской темного шпона, чтобы пройти линию склейки. А на обечайке врезать маленький светлый усик, чтобы визуально отделить кант.
Визуально, из-за того, что в последствии на канте будет снята фаска, его ширина немного уменьшается, т.е. если сделать кант слишком тонким, то после снятия фаски визуально он совсем незначительный.
Можно добавить и третью полоску из тонкого шпона, чтобы прийти к выбранной вами толщине канта. Всё на ваше усмотрение. По толщине выбранного пакета уже точно настраивайте инструмент для изготовления паза.
В последнее время я делаю кант 4х5мм из двух полосок эбенового дерева и палисандра или только палисандра. Нарезаю полоски на минициркулярке, калибрую их на барабане со шкуркой, изгибаю как обечайки и вклеиваю пакетом. Со стороны обечайки врезаю светлый усик, целю прямо в склейку между кантом и обечайкой. Такой вот аскетичный и практичный вариант.
Самый простой вариант канта из тонкого шпона
Теперь обещанный сверхпростой вариант канта. Суть в том, чтобы набрать пакет из 4 полосок шпона красного дерева. Общая толщина будет около 3мм. Нарезаете шпон необходимой высоты, а это где-то 4.5-5мм. Слишком высокий кант, как и слишком низкий, выглядит не очень.
Нарезаете ножом для бумаги, придавим шпон чем-то ровным и жестким по всей длине, иначе будет смещаться. У меня это была палка прямоугольного сечения из оргстекла и четыре струбцины.
Клеить весь пакет сразу, т.е. кисточкой промазываете клеем сразу все 4 полоски на некотором участке и приматываете их к гитаре шнурком или резиной. Таким образом, клей не будет успевать высыхать, и вы спокойно будете приматывать. Также слишком много резины на корпусе опасно, насколько я не знаю, поэтому клею небольшими участками, делю обечайку на три части примерно.
Плохая сторона в том, что надо очень точно сделать паз, так как практически не будет возможности что-либо корректировать, чтобы не прошкурить, если внешний шпон будет очень тонким.
Полезные советы по простому канту и не только
- После того, как вы примотали кант к гитаре, возьмите какую-то палочку и дополнительно вдавите кант в паз со стороны обечайки. Резинка или шнурок давят только на угол, и часто бывает, что кант не ложится точно в паз — мешает клей.
- Важный момент – вы должны хорошо подготовить обечайки, так как сильно мучить простейший кант будет нельзя, чтобы не прошкурить тонкие полоски. В принципе, подготавливать обечайки надо в любом случае, чтобы кант был одинаковой толщины.
- Вам необязательно иметь шпон по длине обечайки – это где-то 730мм для нормальной классики, такой пакет можно стыковать коротких отрезков. Только стыковать не сразу всё в одном месте, а со сдвигом по одной полоске из четырёх. Обычно такие стыки совсем не видно.
Сегодня часто используется вариант с пластиковым кантом. Разноцветный пластик можно найти в строительных магазинах и использовать клей, который хватается и за пластик, и за дерево.
Некоторые технические подробности обработки кантов
Изготовление кантов – это также и их обработка сразу после вклеивания.
На практике часто бывает, что плавает ширина паза или самого канта, поэтому, когда вы рассчитываете эти параметры, делайте таким образом, чтобы кант был или как раз по пазу или немного выступал. Снять немного выступающего канта, это не то же самое, что снять обечайку.
Когда я клею кант, то придерживаюсь правила, не жалейте заварки — лишнее выдавится. Клей делаю более жидким, чтобы он легко наносился кисточкой. Использую Тайтбонд.
После прижатия просто рукой, а потом и резинкой вытираю лишний клей влажной тряпочкой и дополнительно додавливаю палочкой в кант со стороны обечайки, чтобы убедится, что он лег на своё место.
Если у вас жесткий кант, то предлагаю вам начинать его приматывать с талии, так как легко промахнуться , если начинать с клеца.
Резинку или шнурок можно снимать через час и сразу влажной тряпочкой вытереть остатки клея, которые спрятались под резинкой. Придется немного потереть, так как клей подсох. Конечно, можно потом срезать высохший клей, но дека мягкая и не очень уж удобно и безопасно над ней резать и скоблить, особенно, когда вы близки к конечному размеру по её толщине — минимум всяких резаний на открытой деке.
Мастера применяют всякие специальные скребки, которыми обрабатывают кант заподлицо с основной поверхностью. Особенно они актуальны, когда у вас ремонт, и вы не хотите менять лак. Простейшая конструкция такого скребка – это деревянная ручка, из которой на необходимую ширину торчит какое-то лезвие. Типа кололи палочку, не докололи, и лезвие заклинило. Принцип почти как у ручного рейсмуса для вырезания паза под кант, только лезвие не режет бороздку, а скоблит на всю выставленную ширину.
Я обрабатываю кант заподлицо с декой и обечайкой с помощью обычной цикли. Если вести лезвие прямо по канту, давя в него, а остальным только касаться поверхности, то цикля практически не будет скоблить ничего, кроме выступающей части канта. Старайтесь операцию делать плавно, не формируйте всякие ступеньки и волны, меняйте угол цикли, если что. А также используйте маленький притир с наждачной бумагой, около 240.
Над декой делаю всю-таки не циклей — срезаю лишнее маленьким рубанком, наклоняю его немного от деки, потом рубанком же снимаю грубо фаску с канта, и теперь уже над декой остаётся совсем небольшой выступ, который снимается легко притиром.
Старайтесь изгибать кант точно по форме гитары, чтобы не заклеивать его под напряжением. Небольшого прижатия должно хватать, чтобы кант лег в паз.
Всякого рода щелки надо обязательно шпатлевать.
Каким образом сделать паз для окантовки, какие бывают приспособления для этого, в том числе и ручные, мы рассмотрим в следующей статье.
Источник
Как быть с изуродованным кантом
(потому что в советских гитарах ВСЕ сделано через задницу, да-да-да)
Когда такую гитару приносят на замену ладов, то что с этим кантом делать — черт его знает. В этот раз принесли Jolana Special. Чтобы заново окантовать ее гриф, придется его, как минимум, перекрасить, а это недешево и долго. Если бы анкер не работал, то в любом случае пришлось бы снимать накладку и перекрашивать, можно заодно и окантовать. Но анкер работает, так что надо просто заменить лады, причем как-нибудь не особо дорого. В принципе, можно поставить их так же, как было изначально — но я попробую сделать что-нибудь получше.
Два — поксипол с масляными красками (смешиваются до получения нужного цвета — в данном случае «белила цинковые» и «охра»). Сухие пигменты подойдут лучше, но и масляные краски в минимальном количестве, насколько я могу судить, практически не влияют на свойства эпоксидки. Не раз случалось что-то клеить на подкрашенную таким образом смолу — все было в порядке.
Жду несколько часов, затем сошлифовываю смолу чистой шкуркой (сначала можно поковыряться стамеской):
Еще не закончил, но, в принципе, результат уже виден: с одной стороны, на окантовке до сих пор обозначены границы пазов, но с другой — они гораздо меньше бросаются в глаза. Если брызнуть лаком и вывести в глянец, а потом поставить ослепительно сияющие лады — то вообще красота будет. Ах да, еще новые черные точечки придется поставить.
Потом, к сожалению, ничего не снимал, но суть ясна и так.
Предполагаю, что можно было бы не затыкать дыры в окантовке, а поставить лады уже с обкусанными ножками на подкрашенную эпоксидку, после чего просто обрезать и отшлифовать все лишнее. Но, думаю, поксипол в качестве шпатлевки лучше, т.к. не пузырится и не стекает.
UPD.: еще, если это был целлулоид, можно было бы замазать дыры таким же целлулоидом, растворенным в ацетоне. Неоднократно восстанавливал таким образом дыры в окантовке. В данном случае почему-то даже пробовать не стал, уже не помню, почему.
Еще раз напомню, что все показанное выше — это некий факультатив, ни к чему не обязывающая попытка слегка выпендриться. Денег за это не берется.
Источник