Как и почему уходит популярность
С эстрадными шлягерами всё сразу ясно-понятно. Простенькие мелодии, незамысловатые гармонии, упругий ритм, массированная ротация в СМИ обеспечивают взрывную популярность у молодёжной аудитории.
По прошествии времени слушатели взрослеют, а прежние чемпионы хит-парадов перемещаются в разряд » ретро «, занимают места в разного рода » рейтингах «, » топах » и прочих » списках лучших композиций десятилетия / столетия / тысячелетия / всех времён «.
Самое унылое торжественно провозглашается «классикой».
Больше вопросов возникает в отношении произведений, по праву имеющих статус » шедевра «, но по каким-то причинам преданным забвению и переставшим исполняться.
События какого масштаба должны были произойти, чтобы имя самого успешного оперного композитора XIX века стало достоянием только узкого круга меломанов?
Что пошло не так?
Это собственно он. Назову его Призраком .
Родился в Пруссии в самом конце XVIII века. Дебютировал на сцене в десятилетнем возрасте, сыграв 20-ый ре минорный концерт для фортепиано Вольфганга Амадея Моцарта . Энциклопедии и справочники идентифицируют его как немецкого и французского композитора.
И действительно, этот еврей-универсал мог сочинять немецкую оперу для немцев, итальянскую оперу для итальянцев и французскую оперу для французов. Он — отец французской » Grand opera » (Большой оперы).
Его влияние ощущается в произведениях Винченцо Беллини , Гаэтано Доницетти , Джузеппе Верди , Шарля Гуно и Рихарда Вагнера .
Ференц Лист и Фредерик Шопен на основе мелодий из его опер создавали свои произведения. Приёмы и нововведения Призрака копировали, им искренне восхищались одни, и жутко завидовали другие. Завидовали успеху, богатству, таланту.
Зависть стала одной из пружин, приведших в действие механизм забвения .
Когда нечего сказать по существу творчества — переходят на личность творца. В случае с Призраком зацепились за его национальность.
Сейчас общепринято вешать всех собак на Рихарда Вагнера. Однако, первым антисемитские нападки начал Роберт Шуман :
Снова и снова мы должны были отвернуться с отвращением … Можно долго, но напрасно искать чистую мысль, истинно христианское чувство … Всё это так натянуто, все лицемеры притворяются верующими!
В 1850 году немецкий скрипач, композитор, музыкальный критик и ярый вагнерианец Теодор Улиг написал для «Нового музыкального журнала» целых шесть эссе под общим заголовком «Современные размышления», в которых объявил крестовый поход «еврейским вкусам в искусстве».
И только через несколько месяцев в борьбу вступил сам Вагнер, опубликовав первую версию «Иудаизма в музыке». Смелости подписаться тогда у него не хватило. И понять его можно. Он не мог в открытую рубить сук на котором сидел. Поэтому он не только скрылся сам под псевдонимом К. Фрейгеданк , но и не назвал имени атакуемого композитора.
Его зависимость от Призрака ещё была сильной. Не такой, конечно, как лет десять до этого, когда он в личной переписке подобострастно называл своего корреспондента «господином», а себя «рабом».
Британский музыковед Джон Дэтридж утверждает, что Вагнер не только пользовался финансовой поддержкой Призрака , но и создавал свои оперы по лекалам старшего коллеги.
Призрак принимал активное участие в постановках ранних опер Вагнера — «Летучий голландец» и «Риенци».
В 1843 году Шуман прямо сообщал Вагнеру о «безоошибочных отголосках Призрака » в «Летучем голландце», а дирижёр Ганс фон Бюлов как-то назвал «Риенци» лучшей оперой . Призрака .
Вагнер изо всех сил пытался превзойти своего оппонента, но затем подверг свои произведения тщательной цензуре, чтобы стереть все следы его художественного влияния. Позже он напишет:
Признаюсь, что должно было произойти удивительное чудо природы, чтобы черпать вдохновение из этого источника, малейший запах которого, доносящийся издалека, вызывает у меня тошноту.
В 1869 году Вагнер публикует «Иудаизм в музыке» под своим именем в виде отдельной брошюры. Призрак уже пять лет как мёртв, и Вагнер смело называет его имя. Антисемитские настроения в Европе повлияли на дальнейшее развитие событий.
И если в конце XIX века в Париже постановки опер Призрака ещё преобладали, то уже в 1909 году только три его представления приходились на шестьдесят спектаклей Вагнера.
Приход к власти нацистов ещё больше усугубил ситуацию. За композитора некому было заступиться, немцы его отвергли, французы предали. Оперы Призрака исчезли с европейских подмостков.
В наши дни попытки возрождения выглядят не очень впечатляюще. Режиссёры ссылаются на трудности в подборе исполнителей: вокальные партии требуют не только серьёзного технического мастерства, но и выносливости. Продюсеры сетуют на дороговизну постановок из-за чрезвычайной длительности.
Какое лицемерие! В случае с аналогичными операми Вагнера такие проблемы никого не пугают.
Дело ещё может быть в том, что сюжеты опер Призрака до сих пор актуальны, и представляют своеобразное зеркало общества, даже современного.
Все, кто узнал героя публикации — большие молодцы. Тем самым вы подтверждаете своё членство в закрытом клубе любителей классической музыки.
Ну а кто не узнал, у того и голова не болит .
Без несмешной байки нельзя.
Как ни странно, но еврей Феликс Мендельсон тоже питал отвращение к музыке Призрака . Более того, эта неприязнь распространилась отчасти на самого Призрака из-за их внешнего сходства. У них был характерный еврейский тип лица, оба были стройного телосложения и привыкли одинаково причёсываться.
Однажды в Париже Мендельсон, не выдержав добродушных шуток по поводу похожести на Призрака , побежал к цирюльнику.
Однако, его новая короткая стрижка лишь стала поводом для новых острот.
Источник
Классическая музыка несёт в себе семена расизма
Новый полемический тренд, поднятый волной BLM со дна человеческой глупости.
На этот раз жертвой стал француз Клод Дебюсси . Руководство детской музыкальной школы «Музыкальный центр Кауфмана» в Нью-Йорке приняло решение полностью запретить две фортепианные пьесы композитора — «La Petit Nègre» («Негритёнок») и «Golliwog’s Cake-Walk» («Кукольный кэк-уок»).
В послании, адресованном учителям фортепиано говорится:
Эти две пьесы больше неприемлемы в нашем нынешнем культурном и художественном ландшафте.
Мы хотим сделать нашу школу местом, где все ученики будут чувствовать поддержку, а обе пьесы имеют расистский и устаревший оттенок.
К счастью, репертуар фортепиано обширен — есть много альтернатив.
«Golliwog’s Cake-Walk» был написан Дебюсси в 1908 году для фортепианного цикла «Детский уголок». Голливог — тряпичная кукла, привезённая композитором из Лондона для дочери Эммы.
Голливога придумала иллюстратор Флоренс Кейт Аптон для книги 1895 года «The Adventures of Two Dutch Dolls and a Golliwogg» («Приключения двух голландских кукол и Голливога»).
На Всемирной выставке 1900 года Дебюсси наблюдал выступление чернокожих танцоров из ансамбля Джона Филипа Соуза . Их танец — кэк-уок — это пародия рабов на походку своих белых хозяев.
Пьесу Дебюсси считают одной из первых попыток реализации в академической музыке джазовой стилистики.
Спустя год композитор сочиняет следующий вариант «прогулки» — «La Petit Nègre», воплотив в ней синкопированные ритмы регтайма.
Руководству школы надо пойти ещё дальше: запретить джазовую музыку. Ведь она так напоминает пьесы Дебюсси.
Французский трубач ливанского происхождения Ибрагим Маалуф , посмотрев новогодний концерт Венских филармоников, написал в Twitter, что глубоко сожалеет об отсутствии в оркестре этнического разнообразия:
В 2021 году мы хотим большего разнообразия!
Как и следовало ожидать, твит музыканта вызывал массу негативных откликов. Журналист Андре Беркофф назвал «этнические фантазии» Маалуфа «метастазами рака политкорректности»:
У таланта нет ни цвета, ни общности, ни этикета: он приходит отовсюду и несёт в себе тепло жизни. И никогда горечь плесени.
Но дело в том, что в США уже серьёзно считают, что необходимо прекратить слепые прослушивания при наборе в оркестры, когда комиссия выбирает лучших на основании их музыкальности, а не этнической принадлежности / пола / возраста / размера печени.
Согласно исследованиям 2014 года чернокожих музыкантов в крупных оркестрах всего 1,8 %, латиноамериканцев — 2,5 %. Эти показатели позволили особо одарённым сделать вывод: классическая музыка слишком «белая» и несёт в себе семена расизма .
И это возмутительно!
В январе этого года в Метрополитен-опера появилась новая должность — директор по разнообразию . В обязанности бывшей помощницы окружного прокурора штата Нью-Йорк Марсии Линн Селлс будет входить выявление структурного неравенства, а также реализация планов по увеличению разнообразия, справедливости и инклюзивности.
Я очень рада присоединиться к талантливой команде Метрополитена, которая демонстрирует приверженность к устранению расового неравенства внутри организации.
Критерием отбора теперь становится не талант, а природная данность. Можно быть никчёмным музыкантом, но родиться женщиной , или чернокожим , или стать инвалидом . Этого достаточно. Для разнообразия сойдёт любой вариант.
К счастью, все эти нововведения не могут коснуться сферы настоящего творчества — сочинения музыки. Там сторонникам разнообразия ловить нечего абсолютно.
Перед вами сотня лучших композиторов всех времён и народов.
Все они — белые мужчины.
На самом деле никто никому не запрещает становиться частью оркестров, исполняющих академическую музыку. Для этого необходимы только талант, усидчивость и любовь к этой самой музыке. Музыкальные школы, училища и консерватории открыты для всех.
Однако, большинство социально-общественных слоёв не ценит классическую музыку вообще, не прививает у детей желания её слушать, как-то изучать и анализировать.
Их окружают другие стили и направления — популярно-эстрадные (джаз, рок, поп, рэп и прочее), созданные на основе негритянских народных ритмов и мелодий (в том числе ритуальных) в начале XX века.
Так слушайте свою музыку и не лезьте в «калашный ряд» академической классики!
Классическая музыка не нуждается в рекламе и продвижении. Это закрытая художественная форма, она недоступна всем и каждому по причине своей сложности. Это чистый источник, не надо его мутить.
Утверждения о «расизме» академической классики» не имеют ничего общего со здравым смыслом и лежат в области вульгарного политиканства. Апологеты подобных идей скоро могут договориться до следующего:
Давайте посмотрим на фортепианную клавиатуру. Мы видим 88 клавиш: 52 — белых, 36 — чёрных и . ни одного радужного. Это — расизм, доминирование белого патриархального общества, признак угнетения чернокожих людей и представителей ЛГБТ сообщества. Все фортепиано надо уничтожить!
Источник
Слушать подано
Я люблю кофе. Давно и навсегда. Мой рецепт его приготовления чрезвычайно прост: четыре чайные ложки молотого кофе средней обжарки без горки на половину 300-от миллилитровой турки. Довести до кипения, перед снятием с огня добавить щепотку соли. Готово!
По известной легенде Людвиг ван Бетховен начинал свой день с чашки кофе приготовленной ровно из 60 кофейных зёрен. После такого допинга вполне возможно родилась фортепианная соната № 3 до мажор, произведение в высшей степени бодрое, с обилием виртуозных токкатных элементов. Слушаем игриво жизнерадостное скерцо с лёгким оттенком меланхолии и темпераментными душевными порывами.
Не меньше любил крепкий кофе со свежими сливками Иоганнес Брамс . Он варил его в собственной кофеварке, которой очень гордился. Виолончелист и автор популярных книг о классической музыке Стивен Иссерлис рассказывает такую историю:
Как-то раз в ресторане Брамсу подали кофе, смешанный с цикорием (это такой корень, который дешевле кофейных зёрен; и , если его заварить как кофе, получается неплохая подделка). Брамс вызвал владелицу ресторана. «Скажите, — промурлыкал он, — у вас случайно нет цикория?» Дама ответила, что есть. «Удивительно! — сказал Брамс. — Можно мне на него взглянуть?» Хозяйка вынесла ему два пакетика с цикорием. «И это всё, что у вас есть?» — разочаровано спросил Брамс. Дама с сожалением сказала, что больше цикория у неё нет. «Отлично, — радостно воскликнул Брамс, запихивая оба пакетика себе в карман, — А теперь, будьте любезны, приготовьте-ка нам настоящий кофе!
Настоящий гимн чудесному напитку написал Иоганн Себастьян Бах . По своей сути «Kaffeekantate» («Кофейная кантата») является прародительницей комической немецкой оперы. В ней в пародийной форме рассказывается о трудностях подстерегающих кофе на пути в рацион бюргеров. Слушаем весёлый финальный терцет.
Во втором действии балета-феерии «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского , в так называемых характерных танцах, перед зрителем проходит целый парад напитков и десертов. В этом сказочном дивертисменте кофе символизирован томным арабским танцем, чай — китайским, карамель — русским, а шоколад — испанским.
Для эффектного конфетного танца Феи Драже Чайковский впервые применил новый ударный инструмент — челесту. Говорят, что он был так очарован его звучанием, что отдал за его приобретение 1200 франков и умолял своего издателя Петра Юргенсона держать покупку инструмента в тайне, чтобы другие композиторы не опередили его.
В 1913 году французский композитор Эрик Сати пишет фортепианную миниатюру «Valse du chocolat aux amandes» («Вальс шоколада с миндалём»), вошедшую в цикл «Детское меню». Очаровательные пьесы без всяких «фиг в кармане» от эксцентричного композитора.
Сати сам был ребёнком и за его выходками стояло детское, а потому и наивное, стремление к простоте. Пьесы написаны именно для детей, они не трудные, в них используются только белые клавиши.
«Вальс шоколада с миндалём» это диалог матери с маленьким сыном, который очень любит конфеты и готов съесть всю коробку, несмотря на то, что внутри какие-то косточки.
В следующем произведении для фортепиано под аппетитным названием «Бутерброд в до мажоре» правая рука играет глиссандо или одним пальцем. И кажется тоже только по белым клавишам. Авторство приписывают Вольфгангу Амадею Моцарту (сочинение даже внесено в список его произведений под номером KV.Anh.284n). Есть мнение, что он написал его в возрасте пяти лет. Другие утверждают, что автором является его отец — Леопольд. По третьей версии пьесу сочинил английский композитор Генри Чарльз Литольф . В любом случае звучит необычно.
Большим любителем поесть был Джоаккино Россини . Закончив сочинять музыку, он полностью посвятил себя приготовлению разных блюд и угощении ими своих гостей. Список рецептов композитора был издан отдельной книгой. Между тем в списке его сочинений можно найти «Les hors d`oeuvres» («Закуски») для фортепиано. Пьесы цикла получили гастрономические названия: Редис, Анчоусы, Корнишоны, Масло и Ух, Горох. Эту музыку композитор писал только для себя и близких друзей и не собирался публиковать. Может в этом и есть настоящий Россини? Сколько душевной теплоты в Редисе! Вы только послушайте.
Все найденные мною «съедобные» музыкальные произведения по большей части относятся к легкоусвояемой классике, что, конечно, немаловажное свойство духовной пищи. Но чтобы хорошо насытиться необходимо что-то посущественнее . Например, роскошный симфонический ужин из четырёх блюд частей, часа на полтора, не меньше.
В качестве десерта традиционная несмешная байка:
После исполнения квинтета «Форель» Франца Шуберта немецкий композитор и пианист Макс Регер , исполнявший партию фортепиано, получил от одного из поклонников в подарок целую корзину форели. Регер направил ему благодарственное письмо, в котором шутливо заметил, что в следующем концерте он будет играть «Менуэт Быка» Йозефа Гайдна .
Дорогие читатели, если вам нужны материалы для написания реферата, доклада или статьи, то вы можете воспользоваться Каталогом публикаций канала. Сохраните его себе и в любой момент Океан музыкальной информации будет у вас под рукой.
Источник