Окончить консерваторию по классу фортепиано

Окончить консерваторию по классу фортепиано

Чем «круче» — тем лучше.

Это точно!Чем «круче»,тем лучше надо ее играть.

с какой программой можно (сто процентно) поступить в косерваторию по классу фортепиано?

Куда именно вы собрались поступать? В МГК сейчас например есть определённые требование к вступ. программе:

И. С. Бах. Хорошо темперированный клавир, Прелюдия и фуга
В. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт – соната (возможно исполнение отдельных частей) либо вариации
Два виртуозных произведения (одно из них – обязательно этюд)

Вот же,выше написано::-)

И. С. Бах. Хорошо темперированный клавир, Прелюдия и фуга
В. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт – соната (возможно исполнение отдельных частей) либо вариации
Два виртуозных произведения (одно из них – обязательно этюд)

Вот,собственно,наши жесткие требования.В этих рамках и следует выбирать.

Аня!
Это было очень-очень много лет назад! 😉

Меня просто удивило отсутствие той суровости в подборе программы.
А та программа или не та — то было решать моему педагогу. Да, думаю, что то было не столь важно. Меня бы все равно нигде и никто не взял. Слишком много со мной возни (руки очень маленькие, много проблем с подбором программы).

Я как собака — сказать хочу много, но не могу. :)))))
Очень маленькие-это,если не секрет,сколько?:-)

А программа. ну знаете,в чем-то такую программу сыграть даже сложнее.Нет времени,чтобы исправлять впечатление.Все,что ты можешь,надо показать на ничтожно малом отрезке времени..вложить в это все 11 лет обучения.

Источник

Фортепиано

Вступительные испытания творческой и профессиональной направленности:

  1. Исполнение программы.
  2. Сольфеджио и гармония (письменно и устно).
  3. Собеседование и чтение с листа.

Исполнение программы
Поступающий должен исполнить:

  1. Полифоническое произведение (прелюдия и фуга И. С. Баха из «Хорошо темперированного клавира» или прелюдия и фуга Д. Д. Шостаковича).
  2. Классическую сонату (Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен), I или II и III части — или классические вариации.
  3. Два виртуозных этюда (один — на пальцевую технику, другой — на иной вид техники).
  4. Развернутое произведение, включающее элементы виртуозности (исполнение концерта нежелательно).

Собеседование и чтение с листа
Собеседование выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по специальности. Также могут проверяться понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.

На экзамене проверяются навыки поступающих по чтению с листа.
Примерная трудность предлагаемых произведений:

  1. Г.Ф.Гендель. Соната
    16 маленьких пьес (№3 Прелюдия, №7 Жига, №9 Гавот, №15 Алеманда)
  2. М.Клементи. Сонатины
  3. Ф.Мендельсон. Песни без слов
  4. Э.Григ. Лирические пьесы
  5. Б.Барток. Сюита ор.14, Багатели №№ 2,10, 14
    Скерцо, Адажио
  6. А.Бородин. Маленькая сюита (№5 Грёзы)
  7. А.Рубинштейн. Романс ор. 44 №1
  8. Д.Кабалевский. 24 прелюдии, Скерцо ор.27 №14
  9. С.Слонимский. Элегия памяти Сибелиуса
    Северная песня

Сольфеджио и гармония (письменно и устно)
Сольфеджио

  1. Записать двухголосный диктант гармонического склада с мелодизированным нижним голосом, с хроматизмами и модуляционным развитием. Диктант исполняется 8 раз.
  2. Определить на слух:
    а) тональность по данному тону «ля», по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями;
    б) мелодические интервалы простые и составные (через несколько октав) в диапазоне от большой до четвертой октавы (звук за звуком, «цепочкой»);
    в) гармонические интервалы (простые и составные);
    г) вид лада по звукоряду и в мелодическом фрагменте;
    д) аккорды по структуре (звучанию): малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный) септаккорды с обращениями, нонаккорды, уменьшенный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры – увеличенный терцквартаккорд, увеличенное трезвучие;
    е) аккорды в тональности (по разрешению): малый мажорный септ– и секундаккорды, уменьшенный септаккорд с обращениями, увеличенный терцквартаккорд;
    ж) «именные» аккорды: шопеновская и прокофьевская доминанты, рахманиновский аккорд, шубертова VI;
    з) гармоническую последовательность в форме периода, включающую различные виды модуляций и альтерированные аккорды субдоминантовой и доминантовой групп; назвать тональный план, аккорды, повторить на фортепиано;
    и) гармонию во фрагменте музыкального произведения; назвать тональный план, аккорды повторить на фортепиано.
  3. Спеть:
    а) «цепочку» звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
    б) небольшой мелодический фрагмент из музыки ХХ века, запомнив его после двух прослушиваний (образец может включать вариантные ступени, сдвиг и т.д.);
    в) одноголосную мелодию с листа. Примерная трудность: Н. Качалина. Сольфеджио. Вып. 1. №№ 25–70;
    г) для поступающих на фортепианный факультет: спеть с листа фрагмент вокального сочинения под собственный аккомпанемент. Примерная трудность: Ф. Шуберт. Литания; А. Даргомыжский. «Чаруй меня!».
  1. Письменно гармонизовать мелодию без неаккордовых звуков (12–16 тактов), включающую модуляции в тональности 1-й степени родства. Срок выполнения – 2 часа (120 минут).
  2. Играть на фортепиано в четырехголосном изложении:
    — функциональные модуляции в тональности 1-й степени родства (в форме 4-х и 8-митактовых построений);
    — секвенции тональные и модулирующие;
    — разрешать аккорды (в основном виде и в виде обращений) с учетом их энгармонического равенства: уменьшенный септаккорд, малый мажорный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры – увеличенный терцквартаккорд, увеличенное трезвучие.
  3. Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Например: Л. Ван Бетховен. Соната для ф-но № 8, ч. II; П. Чайковский. «Времена года»; Ф. Шопен. Ноктюрны. Мазурки; А. Скрябин. Прелюдии ор. 11.
  4. Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии.

Источник

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. 4. Окончание консерваторий по специальности игры на фортепиано

Согласно мысли и плану основателя консерватории А. Г. Рубинштейна оканчивающие по специальному отделу игры на фортепиано должны были на окончательном экзамене дать публично целый концерт. Программа этого концерта называлась «стильной» программой: в ней в историческом порядке представлены были главнейшие стили фортепианной литературы. Надо заметить при этом, что в программу могли быть включены только наиболее значительные по своим техническим и художественным заданиям произведения.

Исполнение стильной программы оканчивавшими консерваторию назначалось обыкновенно на середину или конец $ марта месяца.

Выдержавшие экзамен в марте должны были в мае выступить вторично с исполнением фортепианного концерта с оркестром (партия оркестра исполнялась на втором рояле кем-нибудь из товарищей по классу, а не профессором, у. которого занимался оканчивающий).

Кроме концерта с сопровождением второго рояля, нужно было еще исполнить любое произведение для фортепиано — соло по собственному выбору.

Одним из существенных условий, по мысли Рубинштейна, было требование, чтобы к обоим этим выступлениям оканчивающие готовились совершенно самостоятельно, без всяких указаний со стороны профессора, о чем я уже упоминал раньше.

Роль профессора сводилась только к тому, чтобы, прослушав за несколько дней до экзамена приготовленную оканчивавшим программу, дать разрешение к этим выступлениям, конечно, в случае если исполнение программы будет найдено им удовлетворительным.

На подготовку к исполнению стильной программы давалось обыкновенно от двух до двух с половиной месяцев; для майской же программы — промежуток между мартовским исполнением и выступлением в мае.

К средине января, в год окончания мною консерватории, восстановивши к этому времени уже полностью свою фортепианную игру после описанного мною выше повреждения правой руки, я пришел в класс к профессору Вейссу с тем, чтобы он задал мне стильную программу для мартовского экзамена.

После довольно продолжительного совместного обсуждения мы остановились на следующих произведениях:
1) И.-С. Бах — Прелюдия и фуга до-диез-минор, пятиголосная (из первого тома).
2) Гайдн — Вариации фа-минор.
3) Бетховен — 28-я соната в Ля-мажоре (вся).
4) Шопен — 1-е «Скерцо» — в си-миноре.
5) Шуман — 7-я Новеллетта.
6) Лист — 13-я Рапсодия.

На подготовку этой программы я имел немного больше двух месяцев.

Однако из этого сравнительно небольшого срока я часть времени потерял благодаря болезни, целый месяц удерживавшей меня в постели.

Но не весь этот месяц оказался потерянным для моих работ.

Через две недели после этого вторичного заболевания воспалением легких, я стал выздоравливать. Вставать с постели, однако, мне еще не было разрешено, поэтому и остальные две недели до полного моего выздоровления я был лишен возможности работать на рояле.

На мое счастье я до заболевания уже успел настолько ознакомиться со всей моей программой, что мог, смотря в ноты, представлять себе, как звучит каждое произведение.

Чтобы не потерять времени, я поэтому в дни, пока шло выздоровление, лежа в постели прорабатывал мысленно помногу раз все шесть произведений моей стильной программы, вначале по нотам, а затем, когда увидел, что уже знаю их наизусть, отказался и от пользования нотами.

Чем дальше я работал таким образом, тем яснее и отчетливее начал внутренне слышать мельчайшие подробности звучания изучавшегося мною произведения. Оттенки силы—forte, piano, crescendo, diminuendo, легато, стаккато, темпы — все это внутренне обдумывалось, перерабатывалось и усваивалось мною. Так же точно внутренне, мысленно, я работал над темпом, ритмом и фразировкой, иначе говоря над всеми подробностями художественной отделки.

Такая работа без инструмента называется работой с помощью внутреннего слуха.

Способность внутреннего представления и слышания музыки не только для композитора, но для каждого музыканта-исполнителя настолько важна, что на этом вопросе, я на некоторое время остановлю ваше внимание.

Когда я был профессором консерватории, одна ученица,, оканчивающая по классу другого профессора, за две недели до экзамена обратилась ко мне за советом:
— Не можете ли вы посоветовать, что мне делать? Сколько я ни работаю над моей стильной программой, я все время сбиваюсь в разных местах и останавливаюсь.

Я ей посоветовал работать не только на рояле, но и без инструмента:
— Старайтесь без рояля представить себе все подробности звучания произведения. Мысленно отделывайте его художественную сторону, а также технику его исполнения (о мысленной работе над техникой я скажу дальше).

В результате проведенной ею таким образом с помощью внутреннего слуха и внутреннего представления работы, она на экзамене без одной запинки сыграла всю программу. Даже художественно и технически она при этом играла настолько лучше своего привычного уровня, что качество исполнения ею программы для самого ее профессора было полной неожиданностью.

Лицо, близко знакомое со знаменитым пианистом Иосифом Гофманом, мне рассказывало, что Гофман долгое время изучает и обрабатывает свое исполнение совершенно без инструмента. Только усвоив произведение наизусть и во всех художественных и технических подробностях без инструмента, он работает затем на рояле.

Насколько у Гофмана высоко развита способность мысленно изучать и мысленно же усваивать музыку, вы можете видеть из следующего случая.

В антракте между первым и вторым отделением одного из его концертов в Петербурге ему принесли небольшое, только что вышедшее из печати фортепианное произведение Чайковского.

В течение короткого времени, пока продолжался антракт, изучив это произведение по нотам без рояля, Гофман, по окончании программы, в том же концерте сыграл его на бис со свойственной ему всегда высокой художественностью и законченностью.

Этих примеров достаточно, чтобы вы оценили огромное значение работы внутреннего слуха и внутреннего представления.

Мысленная работа над техникой исполнения производится следующим образом.

Нужно представить себе, что вы сидите за роялем, и вызвать в себе отчетливое представление обо всех подробностях различных движений рук и пальцев так, как если бы вы действительно играли. Весьма важно при этом мысленно же прежде всего установить апликатуру, т. е. выбор пальцев, какими вы будете играть данное место.

Разумеется, параллельно с этим вы должны внутренне слышать самое звучание данного места в связи с этими техническими движениями.

Когда мне было разрешено встать с постели, и через два-три дня после этого я в первый раз после месячного, перерыва сел за рояль, я прежде всего сыграл всю программу, мысленно проработанную без инструмента.

К величайшему своему удивлению и удовольствию, я исполнил все номера программы совершенно гладко и уверенно наизусть.

Не меньше этого поражен был я тем, насколько и технически и художественно исполнение мною программы оказалось выше того, как я играл ее по нотам месяц назад,, до моего заболевания.

Благодаря такому усвоению программы, сделанному без инструмента в период выздоровления, я за оставшийся до самого экзамена короткий двухнедельный срок успел не только закончить технически и художественно всю работу над стильной программой, но и усвоить заданную всем нам, оканчивающим, за неделю до экзамена «конкурсную» пьесу соль-минор из сонаты Шуберта.

В заключение описания подготовки к исполнению на экзамене стильной программы, я должен еще сказать об одной важнейшей стороне этой подготовки — о том, как я работал над содержанием произведений, входивших в мою программу.

Задача художника-исполнителя состоит прежде всего в том, чтобы уяснить себе содержание музыкального произведения, а затем ясно и определенно выразить его в своем исполнении.

Только соблюдая все имеющиеся в нотах композиторские указания, можно подойти к выяснению содержания музыкальных произведений. Тут имеют значение не только словесные обозначения темпа, характера музыки и словесные термины выразительности, но даже обозначения дуг, легато, стаккато — все это находится в теснейшей связи с содержанием произведений. Стоит вам в каком-нибудь месте вместо легато сыграть стаккато, как совершенно изменится весь характер и все содержание данного места: самая углубленная и сосредоточенная музыка может таким образом либо превратиться в шутливую, легковесную, либо лишиться совершенно всякого содержания и характера.

Тщательно работая таким образом, я уяснил себе и старался возможно определеннее выразить содержание каждого номера моей программы.

Как иллюстрацию приведу содержание двух номеров этой программы так, как я его понял в итоге своих подготовительных работ. .

Трагедия поэта, переживающего глубокое разочарование и негодование по поводу полного несоответствия между суровой и мрачной действительностью и его светлой мечтой о счастье (медленная средняя мажорная часть) — таким представлялось мне тогда и сейчас представляется содержание драматического первого «Скерцо» Шопена в си-миноре.

В большой и сложной 28-й сонате Бетховена смены настроений и характеров музыки ее четырех частей более разнообразны.

Первая часть ее проникнута теплой, светлой поэтичностью. Она вызывала во мне образы счастливого детства, любимых людей, образ любящей матери, картину мирного весеннего пейзажа — вообще картину мирного счастья. Кипучей, здоровой молодой энергией деятельности и борьбы дышит быстрый марш второй части.

Средний эпизод этого марша вызывал, во мне образ двух монахов (двухголосный канон), встретивших на жизненном пути деятельного и энергичного юношу. Их ханжеские увещания, однако, нисколько не воздействуют на него: бодрая музыка марша возвращается, и весь марш заканчивается сильно и энергично.

Короткая в несколько строк третья часть сонаты (Adagio) — эпизод меланхолического, грустного настроения, за которым идут небольшие фразы, имеющие характер воспоминания. Мотивы этих фраз — мотивы начала первой части. Радостный крик, длинные ликующие трели и перелом настроения из меланхолического в бодрое, радостное, энергичное всей четвертой части (Allegro non troppo). Эти смены настроений и характеров музыки в соединенных в одно целое третьей и четвертой частях я истолковывал себе следующим образом: воспоминание о счастливых образах, заключающихся в первой части, сразу вызывает перелом в настроении Adagio и радостно изменяет грустное, меланхолическое чувство на счастливое, бодрое и светлое.

Таким образом, вся соната в целом представлялась мне, как большая поэма, гимн всепобеждающей энергии, жизнедеятельности и светлого счастья.

И сейчас, через много лет после того как я впервые работал над этой сонатой, каждый раз, когда я ее играю, я толкую ее таким же точно образом.

Я, конечно, далек был от мысли, что Бетховен в средней части марша действительно изобразил двух ханжей-монахов, но в остальном, я думаю, с моим толкованием нельзя не согласиться. Образ же двух монахов мне очень помог в художественном освещении двухголосного канона, заключающегося в этой средней части марша.

Вообще я должен заметить, что такими определенными реалистическими образами и программами я всегда пользовался и продолжаю пользоваться только как вспомогательным средством к наилучшему художественному выражению общего, гораздо более широкого содержания изучаемых музыкальных произведений.

На мартовском экзамене я вперед решил перед своим выступлением не слушать других оканчивающих, так как по опыту знал, что если до своего выступления слушаешь много музыки, теряется вся свежесть исполнения.

Я ушел поэтому в один из более отдаленных от концертного зала классов, сговорившись предварительно с одним из моих товарищей, чтобы он за несколько минут до наступления моей очереди пришел мне сказать.

Наконец решительный момент наступил, и я вышел на эстраду.

Думаю, что благодаря достаточной предыдущей эстрадной практике я в течение всего исполнения программы хорошо владел собой. Мне удалось поэтому полностью сделать в каждом исполнявшемся произведении все, что мною было обдумано и выработано в период подготовительных работ.

Даже небольшой инцидент, который я сейчас опишу, не нарушил моего самообладания.

Когда я, исполнив Баха, Гайдна и первую часть бетховенской сонаты, сыграл первые несколько тактов быстрого марша (второй части этой сонаты), сидевший за экзаменационным столом профессор фан-Арк вдруг прервал мое исполнение. Захлопав в ладоши, он крикнул мне: «Темп слишком быстрый! Играйте медленнее!»

Нисколько не растерявшись, я спокойно ответил ему:
— Профессор! Я готовил программу самостоятельно. Я так понимаю темп этой части и сейчас не буду пробовать играть ее в другом темпе.

Фан-Арк на это ничего не возразил и, начав заново играть марш, я взял опять свой темп и в этом темпе исполнил всю вторую часть сонаты.

На майском экзамене, к которому я после удовлетворительного исполнения мартовской программы был допущен, я играл четвертый концерт Бетховена (по заданию профессора Вейсса) и до-диез-минорный этюд Шопена (по собственному выбору).

На втором рояле партию оркестра бетховенского концерта исполняла ученица
С-ова, также оканчивавшая в том же году по классу Вейсса.

После моего исполнения мы с ней поменялись ролями. Она играла партию соло пятого концерта Бетховена, партию же оркестра на втором рояле исполнял я.

Через несколько дней после сдачи этого последнего экзамена я был приглашен в кабинет инспектора, который сообщил мне, что я назначен играть на акте в «Михайловском дворце».

В то время к исполнению на акте по каждой специальности Художественным советом назначалось только по одному оканчивающему из данного выпуска.

Я был, конечно, очень доволен, что удостоился такой чести.

Прошло еще несколько дней, в течение которых я серьезнейшим образом работал над концертом Бетховена, готовясь к предстоящему выступлению на акте.

И тут произошла следующая курьезная неожиданность.

Профессор Соловьев, класс свободного сочинения которого я продолжал посещать, на одной из последних своих лекций попросил меня выйти с ним вместе из класса, где сидели остальные ученики, и в коридоре сказал мне:
— Вы назначены играть на акте? Вот что. Перевяжите себе палец и идите сейчас к директору в кабинет, где вас ждут директор и инспектор, и заявите им, что вы порезали себе палец и играть на акте не сможете..

На мой вопрос о причине, которой вызвано это его предложение, он ответил:
— Вам я могу сказать, чем оно вызвано. Я знаю, что вы не будете разглашать этого дальше.

Затем он сообщил, что мой профессор, по классу игры на фортепиано которого я оканчивал, Художественным советом единогласно уволен за оскорбление всего преподавательского персонала в лице одной преподавательницы-профессора, которой он на ее классном экзамене в своем экзаменационном журнале поставил единицу.
— Художественный совет, — закончил свое объяснение Соловьев, —: нашел совершенно неудобным, чтобы на акте выступил ученик класса уволенного профессора, и поручил мне передать вам, чтобы вы под благовидным предлогом сами отказались от участия на акте.

Несмотря на то, что мне очень хотелось сыграть на акте концерт Бетховена с ученическим оркестром, я очень легко пережил постигшую меня невзгоду, так как все мои мысли сосредоточились тогда на желании усовершенствовать свою игру под руководством профессора Лешетицкого.

Вот почему я с легкой душой разыграл требовавшуюся от меня комедию и, перевязав палец, отказался от выступления на акте.

Вместо меня была назначена и играла на акте Леокадия Кашперова.

Пробыв в классе А. Г. Рубинштейна четыре года, она после его ухода из консерватории два года работала самостоятельно, так как не хотела переходить от него ни к какому другому профессору. Оканчивала она поэтому как экстерн.

По правилу экстерны не могли быть назначены к выступлению на акте, но в данном случае, ввиду того, что Кашперова четыре года была ученицей консерватории по классу игры на фортепиано, для нее было сделано исключение.

Источник

Оцените статью