Гитарное дерево
Выбирая гитару, особое внимание обращайте на дерево корпуса – его порода может многое сказать о звучании инструмента в целом. Хотя гриф и накладка играют, безусловно, очень важную роль в звукообразовании, и им можно посвятить отдельную статью, всё же основа инструмента – его корпус, ведь именно он превращает механические колебания струны в бесчисленное множество частот и обертонов. Поэтому самое важное свойство древесины – его звучание, и нужно уметь разбираться во всех нюансах. Давайте рассмотрим четыре основные породы древесины для корпуса.
Липа (basswood)
Дерево гитары Липа – нетяжёлая древесина с однородной текстурой, материал для большинства гитар среднего уровня. Будучи относительно дешёвым и легко доступным материалом, липа по своим акустическим свойствам является прекрасной заменой такому “гитарному” дереву, как ольха. Мягкость липы влияет на тембр инструмента и его долговечность. Небольшой резонанс древесины несколько приглушает высокие частоты, звук становится теплее, плотнее в середине – это придаёт звучанию “мяса”, которое многим так нравится. Вес липы также выручает в случае установки на гитару тяжелого железа типа Floyd Rose. Типичная проблема мягкой древесины – сорванная резьба (решить это можно вставив зубочистку в разболтанное отверстие) или трещина. Поэтому в продаже редко встретишь липу в чистом виде (ещё и из-за невзрачной текстуры), обычно инструмент покрывают слоем полиуретана. Из известных мне гитар, липовый корпус стоит у Schecter Damien и большинства Ibanez серии RG.
На интернет-форумах ведутся жаркие споры о пригодности липы, но, в конце концов, мнения сходятся – всё зависит от навыка, слуха и размера кошелька. Звучание готового инструмента во всём зависит от человека, который его создал. Вот вам пример: один известный гитарных дел мастер Боб Бенедетто однажды взял да и сделал из первого попавшегося куска сосны archtop. Несмотря на всевозможные сучки и изъяны, “Сучковатая сосна”, как её прозвали, звучала не хуже остальных шедевров Бендетто! Так что если вы не располагаете достаточными средствами, берите бюджетную модель проверенного производителя – они знают, что делают.
Ольха (alder)
Этот материал был излюбленным у производителей Fender в конце 50х – начале 60х. Так что если вы хотите себе Страт, неважно, Standard Stratocaster или Clapton Signature, корпус его будет, скорее всего, ольховым. Эту породу выбирают за небольшой вес и отличный звуковой баланс, хотя материал довольно мягкий. Уступая в звучности ясеню, ольха предпочтительнее липы на всём диапазоне частот. Вихревая текстура с красивыми мелкими порами отлично выглядит в любом конечном варианте – от винтажного нитроцеллюлозного покрытия до одноцветного полиуретанового. Насыщенность и чёткость – вот определяющие акустические свойства ольхи, что делает её прекрасным материалом и для бас-гитар. В общем, в ней есть всё, что необходимо гитарной древесине– акустика, равномерность звучания и универсальность.
Болотный ясень (swamp ash)
Разновидность ясеня, болотный ясень – легкое дерево с открытыми волокнами и большими порами, произрастает в болотистых местностях на юге США. Особенность дерева, растущего в столько влажных условиях, в том, что его древесина состоит из мягких и твёрдых чередующихся колец. В результате дерево обладает отличной акустикой с широким динамическим диапазоном, а верхние частоты настолько выражены и чисты, что их прозвали “колокольными”. Известно, что одни из своих лучших телекастеров Fender произвёл в 50х годах именно из ясеня. Необыкновенная лёгкость материала придаёт этому определённо гитарному дереву певучести и звучности. Болотный ясень прекрасно звучит на всём диапазоне, включая глубокие басы, сочетая теплоту и резкость звучания.
Северный ясень (или просто ясень)
Это – более плотная и тяжёлая порода. Сустейн и даже звонкость у этого ясеня выше. Однако используют его реже из-за большого веса. Стоит упомянуть, что звучание корпуса сильно зависит от конкретно взятой заготовки, как у ясеня, так и у всех остальных гитарных пород. Главная причина тому в их широком видовом разнообразии по всему свету. Например, попадаются тяжелые гитары из болотного ясеня и совершенно глухие модели из обычно певучей ольхи. Так что, из какого бы материала не был сделан инструмент, обязательно поиграйте на нём перед покупкой.
Красное дерево (mahogany):
Махогани тяжелее ясеня и ольхи. Открытостью пор древесины и равномерностью текстуры эта порода схожа с ясенем. А благодаря большей плотности, древесина хорошо звучит на всех высотах – чёткие низы, плотные средние частоты и полный, яркий звук наверху. Ноты острее, но менее выразительны, а вес древесины даёт очень длительный сустейн. Если сравнить неподключенные Les Paul и Stratocoaster, то у первого густой, глубокий звук, у второго же– невыразительный и плоский. Если бы не кленовый топ, Les Paul звучал бы ещё глубже. Её основная цель – не придание благородности внешнему виду (что, конечно, тоже важно), а придание звучанию большей резкости благодаря твердости клёна. Поэтому SG, корпус которой целиком из красного дерева, звучит более плотно, не так звонко. Тому ещё способствует тонкость корпуса и его особая форма.
Как и ясень, махогани распространён на планете, существует африканский махогани, гондурасский (называют ещё подлинным махогани), низкого качества филиппинский, который собственно, к махогани вообще не имеет отношения – звучит он гораздо хуже, древесина намного мягче и легче. На ударной установке среднего класса всё дерево будет именно из этого “махогани”. Поэтому при возможности всегда узнавайте, откуда привезена древесина, иначе купите себе очередную лопату.
Есть ещё много пригодных для гитарного дела пород, например гавайская коа, орех, палисандр и другие, но чаще всего используют именно эти четыре. Да, сложно при выборе гитары держать в голове все нюансы не только дерева, но и звучков, электроники и прочего, прочего… Начните с простейшего – веса гитары. Звук махогани многим по нраву, но сможете ли вы таскать всё выступление этого пятикилограммового монстра? К тому же не всё зависит от дерева – многое от того, что на нём стоит. Всегда выбирайте гитару по звуку и удобству, остальное не так важно. Тем для разбора ещё очень много, так что до новых встреч!
Источник
Путеводитель по гитарной древесине Ibanez: электрогитары
Характер звучания вашей гитары – несомненно, результат командной работы многих слагаемых. На него влияют тип звукоснимателей, толщина струн, длина мензуры, строение бриджа и ещё десяток немаловажных вещей. Одним из самых важным факторов, конечно, считается тип древесины, который используется для изготовления корпуса, грифа и накладки, ведь, по сути, это 90% вашей гитары в целом! Различные комбинации пород дерева дают различное звучание, и в то время как некоторые другие компоненты, такие как звукосниматели или фурнитура, можно поменять со временем, корпус и гриф вашей гитары останутся неизменными на протяжении всей её жизни.
Различные производители могут отдавать предпочтение различным породам дерева, которые они используют в своём производстве. Есть, однако, и общемировые тренды: например, в предыдущие годы практически всем производителям гитар пришлось значительно сократить употребление в производстве палисандра, заменив его на схожие породы, так как палисандр был признан редкой породой дерева, и для его экспорта требовался сертификат CITES. По сути, на использование палисандра не был наложен запрет, однако процесс экспорта инструментов, имеющих в своей спецификации части из палисандра, сильно усложнился, и стал занимать достаточно много времени. Несмотря на то, что в начале 2020 года в регламент CITES были внесены изменения, разрешающие использование палисандра для производства музыкальных инструментов, многие производители не спешат возвращаться к нему в полном объёме, так как варианты-заменители показали себя ничуть не хуже.
Почему различные породы дерева звучат по-разному?
Наверняка вы слышали, что некоторые породы дерева звучат ярче других, некоторые – теплее, некоторые – темнее, и важно понимать, почему.
Дерево – это органический материал, оно меняется в размерах в процессе жизни. Со временем его волокна становятся больше, и приобретают случайную форму, структура древесины неизбежно становится неоднородной, можно сказать «неидеальной». Различные породы дерева имеют различную степень «неидеальности», но именно благодаря ей они и звучат по-разному.
Представьте себе две комнаты: одну большую и одну маленькую. Если вы дадите аккорд на гитаре в маленькой комнате, он будет звучать чисто и читаемо, но быстро затухнет, так как в этом помещении мало места для распространения звука. Если вы проделаете то же самое в большой комнате – вы получите более долгое звучание аккорда, однако он будет не таким читаемым. Теперь применим это представление к древесине: если мы возьмём плотный кусок дерева, то, по аналогии с маленькой комнатой, между волокнами такого дерева будет мало пространства для распространения звука, поэтому мы получим быструю атаку и яркое звучание. Если взять кусок более лёгкой породы, для звука будет больше места, и такое дерево будет звучать темнее и обладать большим сустейном.
Породы дерева, используемые в качестве материала корпуса
Далее мы расскажем о самых популярных породах, которые Ibanez использует для производства корпусов своих электрогитар. Некоторые из них так же используются и в качестве материала грифа гитары или даже накладки.
Ольха произрастает в основном в Европе, России и Северо-западной Африке и является очень популярным деревом для производства гитарных корпусов благодаря своему лёгкому весу.
Звучание ольхи часто называют самым сбалансированным среди всех остальных часто используемых пород. Ольха обладает великолепным балансом низких, средних и высоких частот, делая звучание инструмента особенно богатым. За счёт того, что ольха – достаточно плотное дерево, она имеет хорошо читаемые средние частоты, и в целом может быть описана как порода дерева, находящаяся по звучанию где-то по середине между «ярким» и «тёмным» вариантами. Её плотности, однако, недостаточно для того, чтобы справляться с натяжением струн, поэтому грифы и накладки на гриф из ольхи не производятся.
Ольха ценится за своё специфическое блюзово-роковое звучание, но богатство её обертонов делает эту породу практически универсальной и подходящей для большинства музыкальных стилей. При этом, ольха имеет вполне бюджетную стоимость, что, помимо всего прочего, также делает её одним из самых популярных вариантов в качестве материала корпуса электрогитары.
Как правило, древесина ольхи – красновато-розового цвета, но чаще всего её покрывают непрозрачной краской, так как рисунок волокна редко представляет из себя что-то особенное.
В гитаростроении существует два вида ясеня: северный ясень – жесткий, и южный ясень – мягкий, часто называемый «болотный ясень».
Болотный ясень, как вы можете догадаться из названия, произрастает на болотах, и его корни находятся в воде. Это – достаточное лёгкая и пористая древесина кремового цвета с затейливым рисунком волокон, поэтому гитары из болотного ясеня часто имеют полупрозрачное покрытие. Болотный ясень обладает широким частотным спектром с немного «проваленной» серединой, благодаря чему он звучит одновременно достаточно ярко и мягко. Его звучание более читаемо на верхних частотах по сравнению с ольхой, и он обладает схожей быстрой атакой. На гитары из болотного ясеня часто устанавливают синглы в качестве звукоснимателей, ведь вместе они обеспечивают чистое и прозрачное звучание.
Северный ясень – более плотный и тяжёлый, по сравнению с болотным ясенем. Хотя они и выглядят очень схоже, большая плотность северного ясеня обеспечивает более яркое звучание и более быструю атаку. Этот вид ясеня лучше подойдёт для работы с дисторшном.
Сорта липы для производства гитар по большей части добываются в США. Липа – легковесное дерево, относительно более мягкое, если сравнивать её с предыдущими породами, о которых мы говорили. Липа произрастает на Земле в большом количестве, поэтому такая древесина – относительно бюджетная. Липа никогда не используется в качестве материала грифа или накладки, так как слишком мягкая. Чаще всего встречается древесина белого цвета, иногда – с зелёными прожилками. Как правило, гитары из липы имеют плотное непрозрачное покрытие.
Липа – частный предмет споров среди гитаристов. Одни считают её слишком дешёвой и бесхарактерной в плане звучания, другие же, наоборот, говорят о том, что липа имеет идеально сбалансированное звучание с тёплыми нотками, ведь не зря сам Джо Сатриани или Стив Вай использовали липу в качестве материала для некоторых своих подписных моделей!
Название «махагони» часто применяется к целому списку жестких пород дерева с разных уголков планеты. Махагони, как правило, – очень крепкое дерево, которое мало подвержено процессу гниения, поэтому эта порода также широко используется в кораблестроении и мебельной промышленности. Махагони – популярный выбор как для производства электрогитар, так и для производства корпусов и грифов акустик. Самая популярная порода махагони на сегодняшний день, пожалуй, Гондурасский махагони – относительно бюджетная порода благодаря её широкому распространению в природе.
Махагони – достаточно тяжёлое дерево: вы сразу почувствуете разницу, если сравните гитару из махагони с гитарой из липы, ольхи или ясеня. Его цветовая палитра варьируется от жёлтого или лососевого, если дерево молодое, до глубокого, насыщенного красно-коричневого, если это многолетнее дерево. Благодаря визуальной эстетике древесины, инструменты из махагони часто имеют прозрачное покрытие.
Махагони звучит тепло и мягко, обладая очень богатыми низкими частотами, артикулированной серединой и немного приглушенными верхами. Махагони ценится за свой превосходный сустейн, и чаще всего используется на гитарах, ориентированных на рок-музыку. С годами гитары из махагони звучат ещё характернее и богаче. Махагони также – крайне стабильное дерево, именно поэтому оно – самый популярный выбор для производства грифов гитар.
Как и в случае с ясенем, различают «жесткий» клён и «мягкий» клён.
Жесткий клён, так же известный как «восточный клён» или «сахарный клён», в основном произрастает на севере США и в Канаде. Этот клён славится своей большой плотностью и часто используется в производстве шаров для боулинга. Из-за того, что сахарный клён обладает слишком большим весом, из него чаще всего делают гитарные грифы, а для изготовления гитарных корпусов выбирают мягкий клён. Жесткий клён, однако, может выступать в качестве материала топа на корпусах из нескольких кусков дерева. В таком случае клён добавляет яркости общему звучанию инструмента.
Сахарный клён – очень светлое дерево, чаще всего его цвет можно описать как белый. Он обладает очень прочной структурой волокон, что и обеспечивает его яркое звучание, а также быструю атаку. Сахарный клён особенно ценится за свои чистые и выразительные верха, но при условии использования подходящих звукоснимателей, не потеряются и нижние частоты. Клён подчёркивает каждую отдельную ноту, не смешивая ноты между собой, что станет большим плюсом для соло-гитаристов.
Термин «мягкий клён» не относится к какому-то конкретному сорту клёна, а объединяет в себе все виды, помимо сахарного. Самые частые виды мягкого клёна – западный клён, серебряный клён и крупнолистный клён. Мягкий клён имеет меньший вес по сравнению с жестким клёном, поэтому охотно используется в качестве материала корпуса электрогитар. Также, благодаря особенным рисункам волокон, часто напоминающим волны, полосы или другие узоры, мягкий клён используется в качестве материала топа для придания инструменту эксклюзивного внешнего вида.
Что касается его звукового профиля, мягкий клён обладает яркой атакой и неплохим сустейном, при этом в его звучании нет резкости, присущей некоторым другим плотным породам. Мягкий клён, однако, недостаточно плотный для того, чтобы использоваться в качестве материала грифа.
Ещё несколько вариантов пород
Тополь – тополь обладает звучанием, схожим с ольхой, некоторые музыканты, впрочем, отмечают, что у тополя более выраженные средние частоты. Тополь, как правило, не отличается особенным рисунком волокон, но в отдельных случаях могут попадаться куски удивительной красоты.
Бубинга – тропическая порода дерева, часто сравниваемая с палисандром. Бубинга имеет более плотную структуру волокон и более яркое звучание.
Коа – произрастающая на Гавайях порода дерева карамельного цвета, обладающая привлекательным узором волокон. По своему звучанию коа очень схожа с махагони, однако имеет чуть более выраженные верха.
Орех – орех напоминает сахарный клён, но, будучи более маслянистым, звучит мягче. Древесина ореха имеет притягательный светло-коричневый цвет.
Породы дерева, используемые в качества материала накладки грифа
Породы дерева, используемые в качестве материала накладки грифа часто отличаются от тех, что используются для корпуса и грифа, поэтому о них мы расскажем отдельно.
Палисандр, пожалуй, до недавнего времени являлся самой популярной породой для изготовления накладок. Как мы уже упоминали в начале статьи – из-за регламента CITES его использование было ограничено в течение последних нескольких лет, а после снятия запрета многие производители продолжают успешно использовать его альтернативы.
Однако, палисандр не просто так получил звание самой популярной древесины для изготовления накладок на гриф. В первую очередь, эта порода ценится за её прочность и долговечность. Накладка из палисандра не будет царапаться или изнашиваться, сколько бы и как бы активно вы не играли на гитаре. Что касается звучания, палисандр обладает богатой звуковой палитрой и отличается особой теплотой. Накладка из палисандра отлично дополнит любое сочетание древесины, использование для создания гитары. Благодаря тому, что палисандр сам по себе достаточно маслянистый, ему не требуется покрытие, он очень приятный на ощупь.
Эбеновое дерево, как и палисандр, получило свою популярность в качестве древесины для накладки грифа многие годы назад. Его всегда можно узнать по его особенному тёмному цвету, одновременно универсальному и завораживающему. Существует две основные разновидности эбена: африканский и азиатской. Древесина азиатского эбена часто имеет коричневые прожилки, что не нравится некоторым музыкантам, предпочитающим абсолютно чёрную накладку, однако такой рисунок дерева – наоборот, притягивает к себе внимание, и имеет свою аудиторию. Гитары с накладкой из эбенового дерева – частый выбор гитаристов метал групп, для которых целиком чёрные гитары – обязательное условие на сцене, однако накладки из эбена используются и на топовых сериях акустических гитар.
Эбеновое дерево – очень плотное и тяжёлое, что делает его схожим с клёном, однако, в отличие от клёна, эбен более маслянистый, что позволяет использовать эту древесину без покрытия. Многие поклонники быстрой игры выбирают эбен, так как пальцы скользят по нему без препятствий. Он также отличается особенной износостойкостью и останется как новый спустя многие годы.
Эбеновое дерево, по сути, сочетает в себе лучшие черты палисандра и клёна. Он имеет утонченный тёмный цвет и маслянистую структуру, подобно палисандру, но по своей звуковой характеристике эбеновое дерево во многом схоже с сахарным клёном.
Как мы уже говорили ранее, клён — плотное и тяжёлое дерево, знаменитое благодаря своему яркому звучанию и изысканному светлому цвету. Всё это верно и если мы говорим об использовании клёна в качестве материала накладки. Кленовая накладка добавляет звучанию инструмента читаемости. С годами клён может темнеть, приобретая при этом не менее утончённый и интересный цвет. Некоторые производители, стремясь добиться такого цвета, искусственно состаривают клён в печах. Более того, существуют несколько самых характерных узоров волокон, особенно ценных для визуальной эстетики накладки: например, огненный клён, волнистый клён, глазковый клён и так далее.
Что лучше: цельный кусок дерева или несколько кусков вместе?
Часто корпус и гриф гитары делается из цельного куска дерева, однако не менее часто вы можете увидеть корпус или гриф, собранный из нескольких кусков. В чём же состоит разница?
Среди многих гитаристов бытует мнение, что корпус или гриф из цельного куска дерева – предпочтительнее. Однако, корпусы и грифы сотен моделей гитары сделаны из двух и более кусков, и часто вы просто не почувствуете разницу. Более того, в защиту составных конструкций говорят исследования, заключившие, что, благодаря процессу склеивания кусков между собой, инструменты становятся более прочными, резонирую лучше и служат дольше. Особенно это касается грифов гитар: гриф должен постоянно выдерживать натяжение струн, поэтому сделать гриф как можно более прочным – первостепенная задача при создании гитары. Для грифов Ibanez мы чаще всего использует три, пять или семь кусков дерева.
Гитара, чей корпус выполнен из одного цельного куска дерева, как правило будет стоить дороже, так как её производство требует особенного внимания к деталям. Тем не менее, такая конструкция корпуса более подвержена потере формы при перепадах температуры и влажности. Но, несмотря на это, гитары из одного куска дерева всё же пользуются популярностью среди ценителей и коллекционеров.
Источник