Олерская ручные пьесы ноты

Методическое сообщение Интенсивная методика обучения игре на фортепиано Е.Олерской «Ручные пьесы”
методическая разработка

Основные направления, новаторство, методы и приемы методики Е.Олерской

Скачать:

Вложение Размер
metodsoobshchenie_ruchnye_pesy.docx 28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Городской округ Кашира

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Каширская детская школа искусств»

Методическое сообщение

«Интенсивная методика обучения игре на фортепиано Е.Олерской «Ручные пьесы»

Подготовила Федорова Г.В.

Екатерина Алвиановна Олерская — преподаватель ДШИ, колледжа искусств им. П.И. Чайковского г Улан-Удэ, член Союза композиторов РФ, автор методики «Ручные пьесы».Вот ее рассказ о том, как появилась идея создания методики:

«Эта идея появилась неожиданно. Однажды во время просмотра чемпионата мира по фигурному катанию, я начала размышлять, а как вот эти чемпионы впервые в жизни вышли на лёд. Я представила, как их, наверное, держали за маленькую ручку, показывали, как сделать первые шаги, потом они учились просто кататься, затем осваивали какие-то движения и так далее. Потом я вспомнила, как учу ребятишек делать первые шаги в освоении фортепиано. И тут в моём сознании картинка вдруг по аналогии с музыкальными занятиями переключилась на тот вариант, что едва маленький фигурист научился робко, перемещаться по скользкому льду, неуверенно пока, рискуя в любой момент упасть, как тренер ему сказал: «Всё, дальше занимаемся так – вот тебе листочек, там знаки. Этот означает такое движение, этот — такое, этот – третье. И малыш, вместо того, чтобы продолжить учиться кататься начинает расшифровывать эти значки, что-то пытается сделать, падает, встаёт, забывает какой знак что обозначает, учитель ему подсказывает и больше кататься ребёнка не учит, а всё расшифровывают и расшифровывают. Потом постепенно растерянный ученик запоминает значки, которых очень много, и на запоминание уходит уйма времени, происходит постоянно какая-то путаница, но всё равно учитель упорно отказывается учить ребёнка собственно катанию, а в основном — только расшифровке. А потом те движения, которые они кое-как сумели разобрать, начинают технически прорабатывать – недолго, конечно, потому что некогда, надо расшифровывать дальше. А через пару месяцев два таких листочка уже надо на экзамене откататься, а через следующие два месяца ещё два листочка, а потом снова и снова – и только так, и никак иначе. Скажите, вам такая ситуация не кажется неестественной?И в тот момент я подумала, а мы-то вот таким диким способом учим ребёнка игре на инструменте с самого начала. Ставим ему ноты и начинаем расшифровывать. А ведь малыш ещё играть-то не умеет!»

Эта методика предполагает начинать учиться играть на фортепиано, как и на любом другом инструменте, с довольно длительного безнотного периода. Нотная же грамота должна изучаться параллельно, по специальным нотным азбукам. В ходе развития игровых навыков и навыков чтения нот, эти два процесса должны частично пересекаться и постепенно полностью объединиться. И объединиться они должны тогда, когда учащийся хорошо освоит нотную грамоту – с одной стороны, а с другой – обретет довольно уверенные пианистические навыки и развитую технику игры. В таком случае медленно развивающееся умение читать нотный текст не будет тормозить становление и развитие исполнительской техники. Начальное обучение чтению нот должно проводиться не хаотично, в ходе разучивания пьес, а по специальной системе.

Главное правило: на первых этапах обучения нельзя ставить чтение нот и игру на инструменте в зависимость друг от друга.

Учась по традиционной схеме, человек теряет несколько первых лет обучения в развитии исполнительских навыков лет из-за того, что тратит 80-90% учебного времени на разбор произведений по нотам вследствие неразвитого навыка чтения нот. К тому же сами эти произведения не настолько сложны, чтобы активно развивать технику, но иного не позволяет уровень сложности нотного текста. В великолепно поставленной на государственном уровне системе отечественных музыкальных школ не приветствуется обучение игре «с показа»! Это считается непрофессиональным подходом. И совершенно напрасно! Почему не дать детям возможность помузицировать? Тогда, кроме того, что они хорошо продвинутся в учёбе, они ещё получат необходимую мотивацию для продолжения занятий! Ведь музыка напрямую связана с эмоциональной сферой. Красивая игра, обогащает человека внутренне, и зажигает желание добиться ещё лучших результатов. Вероятно, педагоги опасаются, что ученики так и не освоят нотную грамоту, если регулярно поощрять такую практику. Да и не все произведения удобно выучить наглядно. Кроме того, когда умеешь читать ноты, игра по нотам становится удобной, лёгкой, приятной. Даже несмотря на то, что сегодня существуют довольно интересные и эффективные компьютерные программы для разбора музыки, все же учить произведения по нотам – это самый простой и рациональный способ. Но только не в первые годы обучения, считает Екатерина Олерская .

Методика «Ручные пьесы» предлагает изучения нотной грамоты путём применения специальной системы, изложенной в «Азбуках чтения нот». Параллельно дети учатся игре на инструменте с показа, совершенствуя навыки развития техники и выразительной игры с первых месяцев занятий.

Не все произведения традиционного детского репертуара удобно разучивать с показа. Это не удивительно. Ведь они предназначались для игры по нотам. Практика работы по принципу длительного донотного обучения, привела автора методикиа к тому, что часть пьес нужно написать особо – для разучивания без нот. Тем более, нужен был материал для каждого этапа постановки пианистического аппарата, и который бы стимулировал развитие техники.

Эти идеи воплотились в сборнике «Ручные пьесы».

Для чего нам будут полезны эти ручные пьесы:

2.МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ РУК ​

3.РАЗВИТИЕ ТЕХНИКИ С ПЕРВЫХ МЕСЯЦЕВ ОБУЧЕНИЯ

4.ТЕКСТ УЧИТСЯ БЫСТРО, А ТЕХНИКА — ПРОРАБАТЫВАЕТСЯ ОСНОВАТЕЛЬНО

Даже развёрнутые, сложные ручные пьесы имеют простую конструкцию. Их легко проанализировать и запомнить. Но при этом они достаточно развиты технически. Поэтому их текст быстро запоминается, но чтобы такие пьесы качественно исполнить, ученику потребуются хорошо потренироваться, и как следствие, его технический уровень быстро растет.

​ В «Ручных пьесах» МОЖНО видоизменять те или иные элементы текста в зависимости от целесообразности задач, физиологических особенностей руки ученика, свойствах его памяти и индивидуальных интеллектуальных способностей каждого конкретного ребёнка.

— ЛЁГКОСТЬ РАЗБОРА ПЬЕС ОСВОБОЖДАЮТ ВРЕМЯ ДЛЯ НОТНОЙ ГРАМОТЫ, ТЕХНИКИ И РИТМА,

— НЕПРИНУЖДЕННО УСВАИВАЕТСЯ ТЕОРИЯ.

— К РУЧНЫМ ПЬЕСАМ НАПИСАНО 70 ФОНОГРАММ В РАЗЛИЧНЫХ ТЕМПОВЫХ ВАРИАНТАХ

.Уровень сложности «Ручных пьес» весьма разнообразен: от простых упражнений для игры одним, двумя пальцами до развернутых виртуозных произведений.

Игра «Ручных пьес» невероятно сокращает время, затрачиваемое на разбор произведения, давая возможность педагогу сосредоточить внимание ученика на исполнительских аспектах: правильности движений, качестве звукоизвлечения и т.д. Быстро разобрав пьесу, поработав над её качественным исполнением, ученик получает ощутимый творческий результат. Достижения питают внутреннюю мотивацию. В свою очередь, мотивация стимулирует желание поставить новые цели и достигнуть их.

«Ручные пьесы» — не самоцель. Это в первую очередь — техническая база. Говоря о технике, автор имеет ввиду не только силу и беглость пальцев, но и владение звуком, гибкость туше, разнообразие штриховой палитры, агогику и многие другие составляющие выразительного исполнения. Игра «Ручных пьес» — это подготовка к качественному исполнению классических произведений. Е.Олерская с детьми играет пьесы из этого сборника 3-4 года, со второго года понемногу добавляя в программу произведения классиков. Постепенно пропорции классических пьес увеличиваются и наконец, ребенок переходит на обычный репертуар. Однако оставленв в программе учащихся несколько этюдов из «Ручных пьес», чтобы обеспечить постоянный интенсивный технический рост.

​ За четыре года занятий , исканий написала для своей методики несколько книг :

1. Его величество Ритм

2.Азбука чтения нот

3.Тренажер для юного музыканта

4. Сборник Ручные пьесы и фонограммы к ним.

Кратко остановимся на каждой из них.

Концепция, изложенная в пособии «Его величество Ритм», обеспечивает прошедшему курс обучения умение бегло и грамотно читать самые замысловатые ритмические рисунки.

«Азбука чтения нот» в нескольких частях содержит детализированный алгоритм пошагового приобретения умения читать нотный текст , предусматривает систему тренинга.Диапазон трудности очень велик – от простейших одноголосных упражнений до очень сложных построений.

«Тренажер для юного музыканта» предназначен для систематизации теоретических знаний,для умения применить теорию на практике.

И, наконец, «Ручные пьесы» — авторский сборник произведений Екатерины Олерской. Пьесы, упражнения и этюды предназначены для изучения с показа, логического разбора и запоминания. Чем они лучше обычных, традиционных пьес?

В основе каждой пьесы лежит определенная формула, основанная на конкретных элементах, развернутая по определенному принципу. Как утверждает автор, ни одна из пьес не сочинялась в свободном творческом устремлении. Каждая написана так, чтобы ребенок мог легко выучить ее, поняв и запомнив закономерности. Ясная и простая структура пьес помогает быстро запомнить текст, освобождая время на уроке для формирования основ пианизма. Каждая пьеса решает задачу освоения конкретного исполнительского навыка – игра одним пальцем, соединение двух звуков на легать, постановка 1 и 5 го пальцев, трезвучия и т д.

Большинство пьес 1 года обучения снабжены фонограммами, что очень радует ребенка. Игра с фонограммой формирует метро-ритмическую стабильность, дисциплину исполнения, умение мыслить и играть в среднем и быстром темпе. Фонограмма не дает расслабиться, развивает концентрацию внимания. И, конечно, дает возможность участвовать в концертах класса совсем юным музыкантам, положительно влияет на мотивацию. Обучение по этой методике экономит время, затрачиваемое на разбор, сделать процесс начального освоения инструмента интенсивным , оживить стартовый период.

Пьесы из классического учебного репертуара предназначены для изучения их по нотам. Автор методики предлагает в первое время тоже учить их с показа, хотя это сложнее.

Сравнивая свой опыт преподавания по традиционной методике и по системе «Ручные пьесы», Олерская отмечет несомненное преимущество последней. Весь материал создан в процессе обучения группы ребят, принятых в класс без вступительных прослушиваний. Дети разные , но играют все.

В методических пояснениях предложено на первом этапе записывать логические схемы словами. Любую пьесу можно видоизменить для конкретного ученика. Есть специальный раздел – пьесы-трансформеры. Есть пьесы очень похожие по технике – это сделано для того, чтобы работая над схожими задачами играть разнообразные произведения.

Материал пьес схематизирован – это база для получения навыков. Наряду с этим необходимо включение классических произведений. По мере приобретения опыта игры на инструменте и изучения нотной азбуки, можно вводить частичный разбор. Например – правую руку- по нотам, левую с показа.

Некоторые дети с большим трудом обретают навык чтения нот, в таком случае автор методики предлагает проявить терпение, продолжать играть ручные пьесы и классические произведения с показа, параллельно тренируясь в чтении нот по «Азбуке».

В 2017году Екатерина Олерская разработала авторскую программу «Ручные пьесы», рассчитанную на восьмилетнее обучение. Первый раздел четко структурирован, разделен на 4 этапа, каждый на несколько уровней сложности. В каждом этапе четко прописаны технические задачи, качественные степени изучения пьес. Очень четко прописаны контрольные точки – зачеты, экзамены, зачеты по ритму и чтению нот, зачет по грамотности – знания по теории музыки и терминология.

Интересный момент – предлагается фрагментарное изучение музыкальных произведений, с целью ознакомления с различными фактурными и стилевыми особенностями, развития музыкального кругозора.Причем требуется исполнить несколько фрагментов на зачете. Предлагается ввести разный уровень освоения произведений — от концертного, художественного, до рабочего, технического, по нотам. Предлагается продленная работа над произведением.Так например, некоторые произведения предлагается играть на зачетах дважды – например, виртуозную пьесу или этюд, исполненную в мае., играть еще раз в конце октября, для того чтобы начало года не оставалось без интенсивной технической нагрузки.

Изучение гамм ведется в свободном режиме, максимально приспособленном к индивидуальным особенностям ученика. Со второго класса все учащиеся начинают играть 11 положений от ноты «до», причем начинают не с трезвучий, а с септаккордов с обращением.Естественно, не сразу все 11, уровень сложности повышается постепенно.

Общий принцип перехода на программу, близкую традиционной, заключается в постепенном уменьшении количества ручных пьес и увеличении произведений классического репертуара.

Продолжительность такого перехода занимает от одного до трѐх, а в отдельных случаях даже четырѐх лет. В некоторых случаях ручные пьесы продолжают иметь место в программе наряду с классическими произведениями. Ниже приводятся некоторые общие принципы и методы работы в период постепенного перехода и дальнейшего совершенствования навыка нотного разбора.

Метод повышенной и пониженной трудности пьес . Метод заключается в изучении фрагментов с повышенным уровнем сложности нотного текста, что расширяет опыт ученика и приводит к тому, что обычный уровень сложности воспринимается, как простая задача. Пьесы пониженного уровня сложности тренируют беглость чтения нот.

Метод аккомпанемент . Программа предлагает в период изучения «Азбуки чтения нот» 2 часть исполнить аккомпанирующую партию по нотам, что имеет положительное влияние на растущий навык чтения нот.

Метод изучения фрагментов . Метод позволяет познакомиться с большим разнообразием фактуры, типичными формами записи нотного текста.

Метод неравномерного проучивания . Метод позволяет сфокусировать внимание на главном. То, что на данном этапе является второстепенным изучается на уровне знакомства. Все вышеизложенные методы работы позволяют ускорить и расширить получение опыта чтения нот.

Отсутствие жанровой диктатуры на этапе перехода к классической программе . Выбор пьес, исполняемых учащимися на этапе перехода должен производиться с учѐтом потребности учащегося, а не по привычным репертуарным схемам

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей, формирование личности.является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приёмы п.

Воспитание чувства ритма у учащихся ДМШ и ДШИ — это одна из наиболее важных задач в музыкальной педагогике и заниматься ею надо с раннего возраста. Педагог-музыкант должен владеть множеством разнообра.

При обучении игре на фортепиано, большое значение имеет правильная аппликатура, которая помогает развивать ученика как в техническом , так и в художественном отношении .«Наилучшая аппликатура та , кот.

Музыкальное воспитание – это средство формирования интеллекта, нравственности, эмоциональной культуры. Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное ра.

Статья посвящена довольно специфической проблеме постановки рук у обучающихся в позднем возрасте. Читатель может ознакомиться с выводами, сделанными на основании многолетнего опыта работы с суворовцам.

Баскетбол — это одна из увлекательнейших спортивных игр.

В работе рассматривается начальный этап обучения игре на фортепиано в музыкальной школе, который включает в себя знакомство с инсрументом, постановку рук, слушание музыки, воспитание чувства ритма, ра.

Источник

Читайте также:  Здравствуйте табы для гитары
Оцените статью