Омоним холодный разведка номер нота

Омонимы: виды, отличия и 40 примеров

Омонимы — это слова, которые звучат и пишутся одинаково, но обозначают совершенно разные вещи. Например, лук на огороде, лук для стрельбы и модный лук.

Рассказываем, чем отличаются омонимы от синонимов, антонимов и паронимов, какими они бывают, и приводим список для школьников.

Виды омонимов

Частичные омонимы — это омонимы, у которых совпадают по звучанию не все формы. Например, ласка (животное) и ласка (нежность) не совпадают в форме родительного падежа множественного числа: ласок — ласк.

Омофоны — это слова, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся; например, кот и код, порог — порок — парок.

Сказала Алла:
– Это ж – утка.
А Ян услышал:
– Это – жутко!
А я услышал:
– Это – шутка

На самолёте
Я лечу в Париж.
А ты за мной
На облаке паришь…(С. Белорусец)

Омографы — это слова, которые одинаково пишутся, но по-разному произносятся (различие обычно бывает в ударении): зАмок и замОк, бЕлки и белкИ.

Ко́сит косец, а зайчишка коси́т,
Тру́сит трусишка, а ослик труси́т.

Люди, поверьте: мы живы тоской!
Только в тоске мы победны над скукой.
Всё перемелется? Будет муко́й?
Нет, лучше му́кой!

Омоформы — это слова, которые одинаково пишутся только в каких-то определенных формах, однако они могут быть даже словами разных частей речи; например, стекло (оконное) и стекло (что-то вниз); мой (собственный) и мой (посуду).

Намного позже
Петухов
Встаёт Серёжа

Петухов.

Омонимы, синонимы, паронимы и антонимы. В чем разница?

Омонимы – это слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но абсолютно различные по смыслу.

Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
— Где вы были?
— У лисички!
— Что вы ели там?
Лисички! (Я.А. Козловский)

Сев в такси, cпросила такса:

– За проезд какая такса?

А водитель: «Денег с такс

Не берём совсем,

вот так-с». (Я.А. Козловский)

Синонимы имеют схожее или тождественное значение (например, томат — помидор).

Антонимы — это слова с противоположным значением (например, добрыйзлой; больше примеров тут).

С омонимами не стоит путать паронимы. Это слова, которые звучат и пишутся похоже, но не одинаково, а также сходны по смыслу. Их часто путают, совершая смысловые ошибки. Например, экономический и экономичный, невежа и невежда.

Омонимы и многозначные слова

Многозначные слова — это слова, у которых несколько значений. Например, кисть — ‘часть руки’, ‘украшение из ниток’, ‘приспособление для рисования’, ‘ветка с цветами или ягодами’.

Как определить, что перед нами: омонимы или два значения многозначного слова? На самом деле, это не так уж и просто: часто грань довольно тонкая. Но основной критерий такой: нужно поискать общий элемент значения. Например, для многозначного слова кисть такой элемент — ‘несколько длинных предметов, скрепленных в одной точке’. Омонимы же никак не связаны по смыслу, или связь давно утрачена.

Примеры омонимов

Боксёр – спортсмен, занимающийся боксом;

Боксёр – порода собаки.

Бор – хвойный лес;

Бор – зубоврачебный инструмент.

Брак – семейный союз;

Брак – некачественное изделие.

Валить – заставлять падать;

Валить – двигаться толпой; уходить.

Венец – житель города Вены.

Гранат – плодовое растение;

Гранат – драгоценный камень.

Гусеница – личинка насекомого;

Гусеница – деталь гусеничного транспорта.

Дача – действие по значению глагола давать (дача показаний);

Дача – загородный дом.

Дипломат – специалист по международным отношениям;

Дипломат – небольшой чемодан.

Дворник – работник, поддерживающий чистоту;

Дисциплина – подчинение правилам;

Дисциплина – отрасль научных знаний.

Заставлять – ставя что-либо, занимать поверхность.

Каток — площадка для катания на коньках;

Каток – машина для выравнивания дороги.

Ключ – приспособление для открывания замка.

Кол – заострённая толстая палка;

Кол – низшая школьная оценка.

Коса – инструмент для срезания травы;

Коса – протяжённая речная отмель.

Лавка – скамейка;
Лавка – магазин.

Лама – копытное животное;
Лама – учитель буддизма.

Ласка – проявление нежности;

Ласка – хищное животное.

Лук – огородное растение;

Лук – оружие для метания стрел.

Мат – проигрышная ситуация в шахматной партии;

Мат – мягкая подстилка;

Мат – грубая брань;

Мат – отсутствие блеска.

Мир – земной шар;
Мир – отсутствие войны.

Мотив – мелодия;
Мотив – повод для действия.

Мушка – небольшая муха;

Мушка – деталь прицела.

Мышь – небольшой грызун;

Мышь – компьютерное устройство.

Норка – небольшая нора;
Норка – хищный пушной зверек.

Оклад – размер заработной платы;

Оклад – украшение иконы.

Предлог – вымышленная причина.
Предлог – служебная часть речи.

Предложение – то, на что предлагается согласиться;

Предложение – грамматически оформленное слово или сочетание слов, выражающее законченную мысль.

Роман – литературное повествование;
Роман – любовные отношения.

Свет – источник освещения;

Свет – земля, мир;

Свет – высшее общество.

Скат – ровная наклонная поверхность;

Скат – рыба с плоским телом.

Следствие – результат, вывод;

Собачка – маленькая собака;

Собачка – деталь замка или застежки.

Союз – объединение;
Союз – служебное слово.

Источник

Комплексная контрольная работа по теме «Стилистика. Лексика. Фонетика»

Контрольная работа № 3

Прочитайте текст и выполните задания.

Да скроется тьма!

1. Еще будучи студентом, думал Володя Филатов о том, как облегчить участь слепых и попытаться восстановить утраченное зрение.

2. Годы напряженных поисков, исканий, работа «по исправлению изъянов и несовершенств» человеческого тела.

3. Сначала В. П. Филатов предлагает оригинальный метод пересадки кожи, с помощью которого делают различные пластические операции.

4. А потом — такие удачные опыты по пересадке роговицы.

5. Молва об искусном исцелителе разлетелась по стране.

6. Но где взять материал для массовых операций?

7. И вот в 1931 году он производит первую успешную операцию по пересадке трупной роговицы, предварительно выдержанной в холоде.

8. Филатову принадлежат также ценные исследования в области тканевой терапии, помогающей бороться с различными глазными заболеваниями.

9. Девизом замечательного ученого были слова: «Все средства науки — для исцеления больного».

Задания с выбором ответа

1. В каком предложении выражена основная мысль автора?

2. Какое утверждение противоречит позиции автора?

1) Будучи студентом В. Филатов задумал облегчить участь слепых и попытаться восстановить утраченное зрение.

2) Сначала Филатов предложил оригинальный метод пересадки кожи.

3) Филатову принадлежат ценные исследования в области

4) Главный девиз его достижений — не все средства науки хороши для исцеления больного.

3. Определите стиль текста:

1) Научный стиль.

2) Публицистический стиль.

3) Художественный стиль.

4) Разговорный стиль.

4. Определите тип речи текста

5. Какой способ связи предложений использует автор в первом абзаце?

Тест по теме «Лексика. Фразеология »

1.Какие функции выполняет слово?

а) Различает звуковые оболочки;

б) создает новые слова;

в) называет различные явления действительности, выражает чувства, служит для общения людей.

2. Что такое антонимы?

а) Слова с противоположным значением;

б) близкие по значению слова;

в) слова, совпадающие по написанию.

3. Определите, чем являются пары слов: безнравственный — аморальный

4. Какое слово имеет омоним?

1) холодный; 2) разведка; 3) номер; 4) нота.

5. Какое слово является устаревшим?

1) священник; 2) кочевник; 3) нигилист; 4) бражник.

6. В каком предложении не используется фразеологизм?

1) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.

2) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.

3) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.

4) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

Тест по теме «Фонетика. Орфография»

1. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) плести 2) приют 3)объезд 4)деньги

2. В каком слове произносится звук [з]?

1) груз 2) рассказчик 3) сговор 4) резкий

3. В каком слове произносится звук [й’] ([ j ‘])?

1) тёрка 2)еда 3)сюда 4) прятать

4. Определите, в каком ряду находятся слова только со звонкими согласными:

а) отгадать, разговор, пройти;

б) всходы, сдать, жизнь;

в) мирный, вокзал, вензель;

г) глупость, сильный, сказка.

5. В каком слове произносится звук [ж]?

1) нож 2) намажьте 3) зажигать 4) резче

6. В каком ряду во всех словах пишется разделительный Ь:

1) б..ётся, об..ект, вол..ный, ад..ютант;

2) под..ём, необ..ятный, нал..ют, воз..ми;

3) бад..я, медал..он, поп..ёт, в..юга?

7. В каком слове на месте пропуска пишемся буква Ё?

1) юркий мыш..нок 3) ч..порный человек

2) с благородной душ..й 4) удобная ж..рдочка

8. Укажите слова с приставкой на -з:

1) ра..жечь, 2) и..печь, 3) ра..чет,

9. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

1) в..зти, к..пучий, взр..стить

2) выт..рать, р..гламент, огр..жденный

3) ед..ница, приз..мляясь, оп..здать

4) пр..зидиум, пож..мать, см..гчённый

10. В каком слове на месте пропуска пишемся буква Ы после приставки?

Контрольная работа № 3

Прочитайте текст и выполните задания.

1) Многие меня спрашивают:

Как вы научились хорошо писать на своем языке?

2) После раздумья, воспоминаний и всяких колебаний отвечаю:

— . Дело было не в том, чтобы научиться, а в том, чтобы встретить свой родной язык как друга, нужно было искать этой встречи.

3) Мой личный путь и мои достижения находятся никак не в моем творчестве: я получил свое мастерство как понимание законов родного языка от своей матери, няньки, от школы и от всего народа даром, как все.

4) Не в мастерстве моя заслуга, а в поведении, в том, как страстно, как жадно метался я по родной земле в поисках друга, и когда нашел его, то этот друг, оказалось, и был мой родной язык.

5) Я хочу сказать, что для писателя мастерство — дело маленькое.

6) Писателю надо выйти из зависимого положения, надо сделаться хозяином своего языка.

7) В том-то и дело, что настоящий писатель, на пути своем преодолевший свою зависимость от мастерства своего в языке, писатель больше не ученик, а хозяин и строитель души человека.

Задания с выбором ответа

1. В каком предложении выражена основная мысль автора?

2. Укажите фразу, которая не противоречит содержанию текста:

1) Я получил свое мастерство как понимание законов родного языка от своей матери, няньки, от школы и от всего народа даром, как все.

2) Не в мастерстве моя заслуга, а в знаниях.

3) Для писателя мастерство — великое дело.

4) Н астоящий писатель всю свою жизнь — ученик.

3. Определите стиль и тип речи данного текста:

1) художественный стиль;

2) научный стиль;

3) публицистический стиль;

4) разговорный стиль.

4. Определите тип речи текста

5. Какой способ связи предложений использует автор в тексте?

Тест по теме «Лексика. Фразеология»

1. Что изучает лексика?

а) Звуки, ударение, интонацию;

в) словарный состав языка.

2. Что такое синонимы?

а) Одинаковые по звучанию слова;

б) близкие по значению слова;

в) слова с противоположным значением.

3. Определите, чем являются пары слов: победа — поражение

4. Укажите лишнее слово к ряду синонимов:

1) невежественный; 2) небрежный; 3) непросвещенный; 4) необразованный.

5. Какое из данных слов является диалектным?

1) солнце; 2) ратник; 3) шабёр; 4) меломан.

6. Какое значение имеет фразеологизм «обрасти мхом»?

1) сильно разбогатеть;

2) нравственно опуститься, одичать;

3) терпеливо ждать;

4) возмужать, повзрослеть.

Тест по теме «Фонетика. Орфография»

1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1) съест 2) меньше 3) скачешь 4) поют

2. В каком слове произносится звук [с]?

1) изморось 2) изморозь 3)воз 4) сидеть

3. В каком слове произносится звук [й’] ([ j ‘])?

1) няня 2) деревня 3) въезд 4) колёса

4. Определите, в каком ряду находятся слова только с глухими согласными:

а) звонок, штурм, веселье;

б) сказка, шёпот, отпустить;

в) вперёд, раздать, театр;

г) влечение, туча, раскаты.

5. В каком слове произносится звук [т’]?

1) территория 2) тенденция 3)тест 4) ателье

6. В каком ряду во всех словах пишется разделительный Ъ:

1) пят..ю, п..едестал, меж..языковой, фельд..егерь;

2) из..ян, четырёх..ядерный, ин..екция, транс.европейский;

3) с.ёмка, руж..ё, интерв..ю, с.естной?

7. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) металлическая реш..тка

3) исполнить чеч..тку

8. Укажите слова с приставкой на -з:

1) ра..сказ, 2) ра..дать, 3) ра..свирепеть;

9. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

1) водор..сли, впеч..тление, не..хотно

2) подж..гатель, пр..оритетный, щ..бетать

3) м..ниатюра, заст..лая, опр..вдать

4) пог..сить, в..рхушка, сбл..жаясь

10. В каком слове на месте пропуска пишемся буква Ы после приставки?

Контрольная работа № 3

Прочитайте текст и выполните задания.

1) О том, что драматическое действо является самым древним видом искусства, говорят многие историки.

2) По мнению многих исследователей, драматическое действо с самого начала было не только и не столько средством эмоционального самовыражения или настраивания на определенное поведение, сколько способом общения мыслями, передачи информации.

3) Однако в пантомиме происходит не просто передача информации, взаимный обмен ею, но и обучение неопытных соплеменников будущему действию.

4) Фиктивные сражения, как и изображение работы в игре, облегчают выполнение последующих движений.

5) Даже не участвующие в танце извлекут пользу из одного только наблюдения за действиями, к которым им придется впоследствии прибегать самим.

6) Итак, значение пантомимы для развития культуры первобытного человека, для обогащения его интеллектуального и социального опыта нам кажется кардинальным.

7) Таково же оно и для возникновения языка.

Задания с выбором ответа

1. В каком предложении выражена основная мысль автора?

2. Какая проблема не затронута в этом тексте?

1) Драматическое действо является самым древним видом искусства.

2) Драматическое действо с самого начала было способом общения мыслями, передачи информации.

3) Драматическое действо обогатило интеллектуальным и социальным опытом первобытного человека.

4) Язык первобытного человека стал понятен каждому.

3. Определите стиль текста:

1) Научный стиль.

2) Публицистический стиль.

3) Художественный стиль.

4) Разговорный стиль.

4. Определите тип речи текста

5. Какой способ связи предложений использует автор в первом абзаце?

Тест по теме «Лексика. Фразеология »

1. Все слова образуют его

2. Что такое омонимы?

а) Слова, близкие по значению;

б) слова, совпадающие по написанию, но различные по значению и звучанию;

в) слова, не связанные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

3. Определите, чем являются пары слов: аккуратный — опрятный

4. Какое из данных слов является антонимом к слову «зной»?

1) стужа; 2) дождь; 3) жара; 4) зима.

5. Укажите многозначное слово:

1) свежий; 2) непоседа; 3) запретный; 4) отдых.

6. Укажите в ряду фразеологизмов один, не являющийся синонимом:

1) след простыл, поминай как звали, не поминайте лихом, как сквозь землю провалился;

2) бить баклуши, ни то ни сё, лодыря гонять, ловить мух;

3) рукой подать, в двух шагах, на краю света, не за горами.

Тест по теме «Фонетика. Орфография»

1. В каком слове букв меньше, чем звуков?

1) объезжать 2) ярмарка 3) опаздывать 4) мягкий

2. В каком слове произносится звук [п’]?

1) глуп 2)вглубь 3)коробка 4) стопа

3. В каком слове произносится звук [й’] ([ j ‘])?

1) ясный 2) светло 3) книга 4)шоколад

4. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) цепи 2) жилище 3) увидеться 4) сияние

5. В каком слове произносится звук [с]?

1) сбросить 2)счёт 3) извлечь 4)близко

6. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) отреж.. пирога, нет телепередач.,

2) очень тощ. уже брееш..ся,

3) дорогая брош. береч..ся от огня,

4) упасть навзнич. компот из груш..

7. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1) упавший ж..лудь 3) затяжной прыж..к

2) умелый ж..нглер 4) в чуж..м краю

8. Укажите слова с приставкой на -з:

1) ..дача, 2) ра..кусить, 3) ра..меренный.

9. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) обозн..чение, задр..жать, т..инственный

2) обог..щаться, к..ричневый, прик..сновение

3) зап..х, г..реть, раск..ленный

4) обл..котиться, б..гровый, прил..жение

10. В каком слове на месте пропуска пишемся буква Ы после приставки?

Номер материала: ДБ-160228

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Лазарев ноты для синтезатора
Оцените статью