Он был титулярный советник фортепиано
РћРќ БЫЛ РўРТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНРК…
Музыка Александра Даргомыжского
Слова Петра Вейнберга
Он был титулярный советник,
РћРЅР° — генеральская дочь;
Он робко в любви объяснился,
Она прогнала его прочь.
Пошел титулярный советник
Рпьянствовал СЃ РіРѕСЂСЏ РІСЃСЋ ночь —
Рв винном тумане носилась
Пред ним генеральская дочь.
, слова
1859, музыка
Антология СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ романса. Золотой век. / РђРІС‚. предисл. Рё Р±РёРѕРіСЂ. статей Р’. Калугин. — Рњ.: РРєСЃРјРѕ, 2006
«РћРґРёРЅРѕРє стоит РґРѕРјРёРє-крошечка. » Гурилева-Любецкого (1851) Рё «РћРЅ был титулярный советник. » Даргомыжского-Вейнберга (1859) стоят Сѓ истоков жанра РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ романса, получившего распространение Рє концу XIX века.
Источник
А. С. Даргомыжский
Титулярный советник
Жанр: песня для голоса с фортепиано.
Автор стихов: П. И. Вейнберг.
Время создания стихотворения : 1859 год.
Время создания романса: 1859 год.
Начнем с автора слов этой песни (романса).
Петр Исаевич Вейнберг (1831-1908) — поэт, переводчик, академик историк литературы. Сын нотариуса, детство провёл в Одессе. Учился на юридическом факультете Ришельевского лицея, который оставил в 1850 и поступил на филологический факультет Харьковского университета. Окончив в 1854 университет, переехал в Тамбов, где служил чиновником особых поручений при губернаторе и редактировал неофициальную часть «Тамбовских губернских ведомостей». С 1858 до конца жизни жил в Петербурге. [1]
В стихотворении «Он был титулярный советник» отразилась безответная любовь поэта к дочери тамбовского губернатора.
Чтобы полнее осознать драматизм ситуации, описанной в стихотворении П. Вейнберга и в песне А. Даргомыжского, необходимо знать, кто был кто в Табели о рангах в царской России.
Титулярный советник — этот чин IX класса Табели о рангах. Он более других известен по литературе и искусству. Из стихотворения П. Вейнберга и песни А. Даргомыжского, начинающихся словами: «Он был титулярный советник, она — генеральская дочь», создается впечатление чин этот был совсем незначительным, поскольку женитьба на дочери генерала остается несбыточной мечтой героя. «Между тем чин титулярного советника был не мал, он равен армейскому капитану. Почему бы генеральской дочери не выйти замуж за молодого, преуспевающего капитана? Суть в том, что не одни лишь чины определяли положение в обществе; герой стихотворения-романса явно был человеком незнатным и неимущим, выслужившимся из разночинцев. Никакой генерал не выдал бы дочь за не дворянина или даже за личного, то есть непотомственного дворянина; в этом случае внуки его не наследовали бы дворянство. Право на потомственное дворянство давал только следующий чин, VIII класса, поэтому-то на пути к нему лежала незримая преграда, преодолеть которую разночинцу-чиновнику было чрезвычайно трудно; дворянство остерегалось чрезмерно пополняться за счет незнатных. Большинство титулярных советников навеки оставались в этом чине, не рассчитывая на большее; их называли «вечными титулярными советниками», а насмешливо — штулярами или титуляшками». [2]
А. С. Пушкин был титулярным советником. [3]
Общеизвестно, что Даргомыжский многое в своем творчестве унаследовал от М. Глинки. Но у него появляются и новые вокальные жанры. Это романсы сатирические, их не было у Глинки. Это скорее песни. «Титулярный советник», как и «Червяк» — это сатирическая сценка, с характерными, можно сказать, сценическими ремарками. Эта песня относится к позднему периоду творчества А. Даргомыжского, охватывающему 1857 – 1866 годы.
Предметом внимания А. Даргомыжского становятся низшие сословия — представители солдатской среды, бедного чиновничества. Своею главную задачу в этот период композитор видит в обнажении пороков и язв социальной действительности николаевской России. И в этом А. Даргомыжский отнюдь не одинок. Его музыка сродни литературе того времени (Некрасов, Ф. Достоевский) и живописи (В. Перова).
В песне «Титулярный советник» А. Даргомыжский своеобразно претворил стиль водевильных куплетов, присущую этому жанру острую характеристичность и точную манеру обрисовки действующих лиц. Эта песня отчасти напоминает другую его песню в этом жанре — «Мельника»: лаконизмом формы, до наглядности выразительным контрастом образов (униженного чиновника и гордой «властительницы его дум»), тонкой фиксацией подробностей «действия». В музыке передан властный жест генеральской дочери, нетвердая из-за опьянения походка «героя», его заплетающаяся речь. [4]
Именно эта характерная черта стиля А. Даргомыжского делает его произведения очень трудными для исполнения. С одной стороны, кажется, что яркая образность, заключенная в самой музыке, может легко воплотиться в исполнении, с другой – существует реальная угроза превратить романсы этого рода в карикатуру. Требуется большой талант, чтобы исполнить эти романсы ярко, но не вульгарно – талант, которым в непревзойденной степени обладал, вероятно, лучший исполнитель вокальных произведений А. Даргомыжского Федор Шаляпин.
[1] Свыше 80 стихотворений Вейнберга положены на музыку. Среди композиторов (кроме А. Даргомыжского) – Ф. Направник, М. Ипполитов-Иванов, А. Гречанинов, Ц. Кюи.
[2] Федосюк Ю. Что непонятно у классиков, иди Энциклопедия русского быта XIX века. М. 2003. С. 96.
[3] В некоторых исторических документах А. Пушкин именуется камергером. Но это следствие ошибки. Впервые поэт так именуется в «Военно-судном деле» (начато 1-го февраля и оконченным 20-го марта 1837). Эта ошибка возникла вследствие того, что 31-го декабря 1833 г . Николай I решил преподнести Пушкину новогодний подарок в виде высочайшего указа: «Служащего в Министерстве ин[остранных] дел тит[тулярного] сов[етника] Александра Пушкина всемилостивейше пожаловали мы в звание камер-юнкера двора нашего». Когда было заведено «Военно-судное дело», поэт в нем по ошибке был назван вместо камер-юнкера, камергером. (См. http://www.krags.ru/doc/tirasp/19.doc).
В составленной молодым А. Чеховым в 1886 году юмористической табели о рангах писателей П. Вейнберг был удостоен чина коллежского асессора (чин IX класса, то есть даже на ступень ниже чина героя песни и, быть может, реального чина поэта).
[4] Огромная заслуга А. Даргомыжского в том, что он не только звуками передал настроение — это стремились сделать и все его предшественники, но воспроизвел именно интонации речи. Это воспринял и дальше развил до исключительной выразительной силы М. Мусоргский. В. Стасов в биографическом очерке «Модест Петрович Мусоргский», характеризуя 60-е годы ( XIX века) в музыке писал: « в это время прибавился еще новый могучий художественный элемент: элемент национальной жизненности и комизма. Без сомнения, этот элемент глубоко лежал в натуре Мусоргского и рано или поздно высказался бы во всей своей характерности. Но что этот элемент высказался именно в ту минуту и сразу в таком изумительном совершенстве – тому причиной был Даргомыжский. Он первый ступил на эту новую, никем до тех пор не пробованную дорогу Когда Мусоргский в 1857 году познакомился с Даргомыжским, у этого последнего существовала уже целая галерея неподражаемых жизненных созданий, высоко оригинальных и с такими национальными формами, каких до него не пробовал никто в мире. «Титулярный советник», «Червяк», «Мчит меня в твои объятья», «Как пришел муж из-под горок», «Ох тих-тих-ти!» — все это были высокие создания ». – Стасов В. Статьи о музыке. Выпуск 3. М . 1977. С. 76 – 77.
Источник
Титулярный советник (романс)
«Титулярный советник» (или по первой строчке «Он был титулярный советник») — романс композитора А. С. Даргомыжского на стихотворение П. И. Вейнберга; время создания стихов и музыки — 1859 г. [1] [2] .
Жанр произведения обозначен: песня для голоса с фортепиано [2] .
Этот романс стоит у истоков жанра городского романса, получившего распространение к концу XIX века [1] .
Петр Исаевич Вейнберг, известный в 19 веке русский поэт, прозаик и литературовед, сочинил несколько стихотворений, ставших романсами [3] , однако ни один из них не получил такой популярности, которая выпала коротенькому, в два куплета, «Титулярному советнику». Успех этой очень милой и непосредственной песенки перерос и XIX век, и ХХ, и не уменьшился в XXI столетии.
Музыковед Александр Майкапар пишет, что созданию своему это стихотворение обязано несвершившейся любви поэта к дочери губернатора города Тамбова [2] , куда П.Вейнберг отбыл по окончании историко-филологического факультета Харьковского университета в 1854 году и где он прослужил чиновником особых поручений при губернаторе до 1858 года, пока не переехал в Петербург [3] . Сочинено стихотворение было уже в Петербурге, в 1859 году, когда, по всей видимости, трагедийность несчастливой безответной любви уже несколько отошла, уступив место самоиронии: мол, куда титулярному советнику до генеральской дочери.
Следует учитывать, что это время для Российской империи характерно подъемом разночинцев, а сословия для России этого времени имели огромное социальное значение. Так что стихотворение оказалось «в струю» — оно поднимало проблему несправедливости социального уклада.
Кто такой губернатор — ясно; это царь и бог провинциального российского города 19 столетия. Так что чиновник особых поручений при нём — это, хоть и чин (не сошка какая-нибудь!), но и не слишком значимая «шишка», вполне может отождествляться с титулярным советником.
Титулярный советник — по Табели о рангах — чин IX класса [2] [4] . Занимали его люди не знатного, не дворянского происхождения, для которых продвинуться в карьере выше этого чина было немыслимо. Представителю третьего сословия не пробраться на более высокую ступеньку следующего по классу чина коллежского асессора, предназначенного для дворян [5] . Право на потомственное дворянство давал только следующий чин, VIII класса [4] . Тут уместно напомнить, что русская литература середины 19 столетия знала немало титулярных советников: гоголевский Башмачкин («Шинель»), Макар Девушкин в «Бедных людях» Достоевского, отставной титулярный советник Мармеладов в «Преступлении и наказании». Все они весьма немолодые люди (им уже за сорок лет — и они в этом чине давно), бедные и забитые [4] , в этом же чине пребывал Прохор Гаврилыч Васютин из пьесы А. Н. Островского «Старый друг лучше новых двух» (пьеса написана в том же 1959 году). Чин титулярный советник — стал своеобразным социальным типажом России 19 столетия.
Читателям и слушателям 19 столетия эти детали были хорошо известны. А поскольку время на российском дворе стояло социально-обличающее, то и тема оказалась модной. Композитор А. Даргомыжский, как и литератор П. Вейнберг, были люди интеллигентными и вполне отвечали духу врмени. Предметом внимания А. Даргомыжского становились низшие сословия — представители солдатской среды, бедного чиновничества. Своею главную задачу в этот период композитор видел в обнажении пороков и язв социальной действительности николаевской России [2] .
Обличительный пафос романса проступал явственно.
Однако само стихотворение несло в себе еще и иронию. И композитор вполне уловил ее. Будучи приверженцем и последователем М. И. Глинки, А. Даргомыжский вместе с тем развивал жанр сатирического романса [2] , чего у М. Глинки не было. Даргомыжский использовал форму водевильных куплетов [2] и свойственную им характерность. Музыка словно театрально обрисовала контрастные характеры: наивный безнадежно влюбленный мелкий чиновник (образ «маленького человека») — и уверенная в себе «хозяйка жизни», а вовсе не прекрасная юная дева. Никаких даже намеков нет на лиричность в этом любовном по тематике произведении. Оба персонажа — исключительно социальные типажи. Но с каким изяществом — и литературным, и музыкальным — выстроены эти характеры!
Романс оказался хорош на все случаи жизни — социальная несправедливость России вещь перманентная. А таящаяся в нем артистичность привлекает и исполнителей, и зрителей.
Романс «Титулярный советник» не потерял своей популярности вплоть до нашего времени.
Более того — его название и первая строчка стали определенными социальными символами времени.
Строчка «Он был титулярный советник» была использована в театральной постановке — в 2004 году современный московский театр Мастерская Петра Фоменко поставил моноспектакль «Он был титулярный советник» по мотивам «Записок сумасшедшего» и других произведений Гоголя [6] .
Источник
Певец Леонид Харитонов
Титулярный советник
(3 голос(ов), средняя: 3,67 из 5)
Леонид Харитонов — «Титулярный советник»
Старинный русский романс, Музыка – Даргомыжский, слова – П. Вейнберг.
Песня из музыкального фильма «Поет заслуженный артист РСФСР Леонид Харитонов», снятого в 1974 году. Партия фортепиано – Е. Виноградова.
Слова песни:
Он был титулярный советник,
Она генеральская дочь.
Он робко в любви объяснился,
Она прогнала его прочь.
Ушел титулярный советник
И пьянствовал с горя всю ночь —
И в винном тумане носилась
Пред ним генеральская дочь.
Источник
Певец Леонид Харитонов
Титулярный советник
(3 голос(ов), средняя: 3,67 из 5)
Леонид Харитонов — «Титулярный советник»
Старинный русский романс, Музыка – Даргомыжский, слова – П. Вейнберг.
Песня из музыкального фильма «Поет заслуженный артист РСФСР Леонид Харитонов», снятого в 1974 году. Партия фортепиано – Е. Виноградова.
Слова песни:
Он был титулярный советник,
Она генеральская дочь.
Он робко в любви объяснился,
Она прогнала его прочь.
Ушел титулярный советник
И пьянствовал с горя всю ночь —
И в винном тумане носилась
Пред ним генеральская дочь.
Источник