Он был титулярный советник она генеральская дочь ноты

Титулярный советник.

Титулярный советник. Этот чин IX класса современникам известен более других во многом благодаря популярному романсу Даргомыжского на слова Вейнберга, начинающемуся словами: «Он был титулярный советник, она — генеральская дочь».

****
Он был титулярный советник,
Она — генеральская дочь;
Он робко в любви объяснился,
Она прогнала его прочь.

Пошел титулярный советник
И пьянствовал с горя всю ночь,
И в винном тумане носилась
Пред ним генеральская дочь.

Как-то неожиданно возникла своя «современная» версия:
____________________________________________________

Он был генеральный директор,
Она — секретарь-референт.
Он как-то схватил её крепко,
Она уступила в момент.

Потом генеральный директор
Был груб с ней, забыв этикет,
И про включённый «селектор».
Что было. Теперь — не секрет.

****
Она была супер-моделью,
А он — опустившийся бомж,
Она его сбила машиной
С названьем сияющим «Порш».

Картинка во всём благолепии
Застыла в «бомжовых» глазах:
Красотка с журнальной обложки
Без мысли о тормозах.

Была она всем известной кокеткой,
Он консулом был иностранной державы,
Их встречи на тайной квартире нередко
Случались не ради забавы.

Потом он был выслан персоной «нон грата»,
Её вёз «столыпин» в Сибирь.
Ждала его дома жена и награда,
Её — белоснежная ширь.
_________________________________________________________

Татьяна Игнатова 5 ( http://www.stihi.ru/avtor/ignattur):
_________________________________________________________

Он жил под одним псевдонимом,
Она же — открыто для всех.
Он в мире представился мнимом,
Она — как и есть — человек.

Играл роль и так он, и эдак,
Она же старалась понять.
Остался вопрос без ответа.
Наскучило дальше играть.

Гала Исакова ( http://www.stihi.ru/avtor/abrakadabra12fr):
_________________________________________________________

Он был генеральский ребенок
Она — дочь кухарки одной.
Влюбилась в него с пеленок,
Ходила к ним часто домой

Бог красотой не обидел,
А там нажо ж мыть, убирать.
Он как-то ее увидел
И затащил в кровать.

.
Ребенок красив словно кукла.
Ну что тут еще сказать .

Генералу любимым внуком
Ему все равно не стать. 🙁
:)))))

Был бы рад вариациям на эту тему (Вейнберга) в рамках русского литературного языка. )))

Источник

А. С. Даргомыжский

Титулярный советник

Жанр: песня для голоса с фортепиано.

Автор стихов: П. И. Вейнберг.

Время создания стихотворения : 1859 год.

Время создания романса: 1859 год.

Начнем с автора слов этой песни (романса).

Петр Исаевич Вейнберг (1831-1908) — поэт, переводчик, академик историк литературы. Сын нотариуса, детство провёл в Одессе. Учился на юридическом факультете Ришельевского лицея, который оставил в 1850 и поступил на филологический факультет Харьковского университета. Окончив в 1854 университет, переехал в Тамбов, где служил чиновником особых поручений при губернаторе и редактировал неофициальную часть «Тамбовских губернских ведомостей». С 1858 до конца жизни жил в Петербурге. [1]

В стихотворении «Он был титулярный советник» отразилась безответная любовь поэта к дочери тамбовского губернатора.

Чтобы полнее осознать драматизм ситуации, описанной в стихотворении П. Вейнберга и в песне А. Даргомыжского, необходимо знать, кто был кто в Табели о рангах в царской России.

Титулярный советник — этот чин IX класса Табели о рангах. Он более других известен по литературе и искусству. Из стихотворения П. Вейнберга и песни А. Даргомыжского, начинающихся словами: «Он был титулярный советник, она — генеральская дочь», создается впечатление чин этот был совсем незначительным, поскольку женитьба на дочери генерала остается несбыточной мечтой героя. «Между тем чин титулярного советника был не мал, он равен армейскому капитану. Почему бы генеральской дочери не выйти замуж за молодого, преуспевающего капитана? Суть в том, что не одни лишь чины определяли положение в обществе; герой стихотворения-романса явно был человеком незнатным и неимущим, выслужившимся из разночинцев. Никакой генерал не выдал бы дочь за не дворянина или даже за личного, то есть непотомственного дворянина; в этом случае внуки его не наследовали бы дворянство. Право на потомственное дворянство давал только следующий чин, VIII класса, поэтому-то на пути к нему лежала незримая преграда, преодолеть которую разночинцу-чиновнику было чрезвычайно трудно; дворянство остерегалось чрезмерно пополняться за счет незнатных. Большинство титулярных советников навеки оставались в этом чине, не рассчитывая на большее; их называли «вечными титулярными советниками», а насмешливо — штулярами или титуляшками». [2]

А. С. Пушкин был титулярным советником. [3]

Общеизвестно, что Даргомыжский многое в своем творчестве унаследовал от М. Глинки. Но у него появляются и новые вокальные жанры. Это романсы сатирические, их не было у Глинки. Это скорее песни. «Титулярный советник», как и «Червяк» — это сатирическая сценка, с характерными, можно сказать, сценическими ремарками. Эта песня относится к позднему периоду творчества А. Даргомыжского, охватывающему 1857 – 1866 годы.

Предметом внимания А. Даргомыжского становятся низшие сословия — представители солдатской среды, бедного чиновничества. Своею главную задачу в этот период композитор видит в обнажении пороков и язв социальной действительности николаевской России. И в этом А. Даргомыжский отнюдь не одинок. Его музыка сродни литературе того времени (Некрасов, Ф. Достоевский) и живописи (В. Перова).

В песне «Титулярный советник» А. Даргомыжский своеобразно претворил стиль водевильных куплетов, присущую этому жанру острую характеристичность и точную манеру обрисовки действующих лиц. Эта песня отчасти напоминает другую его песню в этом жанре — «Мельника»: лаконизмом формы, до наглядности выразительным контрастом образов (униженного чиновника и гордой «властительницы его дум»), тонкой фиксацией подробностей «действия». В музыке передан властный жест генеральской дочери, нетвердая из-за опьянения походка «героя», его заплетающаяся речь. [4]

Именно эта характерная черта стиля А. Даргомыжского делает его произведения очень трудными для исполнения. С одной стороны, кажется, что яркая образность, заключенная в самой музыке, может легко воплотиться в исполнении, с другой – существует реальная угроза превратить романсы этого рода в карикатуру. Требуется большой талант, чтобы исполнить эти романсы ярко, но не вульгарно – талант, которым в непревзойденной степени обладал, вероятно, лучший исполнитель вокальных произведений А. Даргомыжского Федор Шаляпин.

[1] Свыше 80 стихотворений Вейнберга положены на музыку. Среди композиторов (кроме А. Даргомыжского) – Ф. Направник, М. Ипполитов-Иванов, А. Гречанинов, Ц. Кюи.

[2] Федосюк Ю. Что непонятно у классиков, иди Энциклопедия русского быта XIX века. М. 2003. С. 96.

[3] В некоторых исторических документах А. Пушкин именуется камергером. Но это следствие ошибки. Впервые поэт так именуется в «Военно-судном деле» (начато 1-го февраля и оконченным 20-го марта 1837). Эта ошибка возникла вследствие того, что 31-го декабря 1833 г . Николай I решил преподнести Пушкину новогодний подарок в виде высочайшего указа: «Служащего в Министерстве ин[остранных] дел тит[тулярного] со­в[ет­ни­ка] Александра Пушкина всеми­ло­сти­вейше по­жа­ловали мы в звание камер-юнкера двора нашего». Когда было заведено «Военно-судное дело», поэт в нем по ошибке был назван вместо камер-юнкера, камергером. (См. http://www.krags.ru/doc/tirasp/19.doc).

В составленной молодым А. Чеховым в 1886 году юмористической табели о рангах писателей П. Вейнберг был удостоен чина коллежского асессора (чин IX класса, то есть даже на ступень ниже чина героя песни и, быть может, реального чина поэта).

[4] Огромная заслуга А. Даргомыжского в том, что он не только звуками передал настроение — это стремились сделать и все его предшественники, но воспроизвел именно интонации речи. Это воспринял и дальше развил до исключительной выразительной силы М. Мусоргский. В. Стасов в биографическом очерке «Модест Петрович Мусоргский», характеризуя 60-е годы ( XIX века) в музыке писал: « в это время прибавился еще новый могучий художественный элемент: элемент национальной жизненности и комизма. Без сомнения, этот элемент глубоко лежал в натуре Мусоргского и рано или поздно высказался бы во всей своей характерности. Но что этот элемент высказался именно в ту минуту и сразу в таком изумительном совершенстве – тому причиной был Даргомыжский. Он первый ступил на эту новую, никем до тех пор не пробованную дорогу Когда Мусоргский в 1857 году познакомился с Даргомыжским, у этого последнего существовала уже целая галерея неподражаемых жизненных созданий, высоко оригинальных и с такими национальными формами, каких до него не пробовал никто в мире. «Титулярный советник», «Червяк», «Мчит меня в твои объятья», «Как пришел муж из-под горок», «Ох тих-тих-ти!» — все это были высокие создания ». – Стасов В. Статьи о музыке. Выпуск 3. М . 1977. С. 76 – 77.

Источник

О дворянстве

Я был батальонный разведчик,
А он писаришка штабной.
Я был за Россию ответчик,
А он спал с моёю женой.

Эту пронзительную длинную какбынародную песню я услыхал в детстве от своего папы. Он тоже запомнил её подростком, когда после Великой Отечественной войны мотался в поездах по России: «Батальонного разведчика» пели всюду.
Текст восходит к городскому романсу времён Первой мировой , а тот к намного более раннему:

Он был титулярный советник,
Она — генеральская дочь;
Он робко в любви объяснился,
Она прогнала его прочь.

Пошёл титулярный советник
И пьянствовал с горя всю ночь,
И в винном тумане носилась
Пред ним генеральская дочь.

В 1859 году отставной тамбовский чиновник Пётр Исаевич Вейнберг (1831-1908) перебрался в столичный Петербург и по мотивам личных переживаний написал эти два четверостишия, которые сделались популярными настолько, что знаменитый композитор Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869) сочинил для них музыку.

С тех пор песенка сохраняется в репертуаре российских оперных певцов и выглядит немудрёной. В самом деле, вторая строфа написана лишь для того, чтобы первая не осталась в одиночестве, а вот первая была наполнена для современников глубоким смыслом .

Пётр Первый в 1722 году ввёл Табель о рангах , которая распределяла всех придворных, статских и военных по четырнадцати классам. Табель обозначала социальный лифт . Поступив на службу, не-дворянин мог выслужить себе сперва личное дворянство, затем потомственное, которое передавалось детям, — и пройти карьерную лестницу до самого верха, обретая всё новые привилегии. Хороший стимул!

Однако с годами механизм становился всё более сложным и работал всё хуже, а после изменений 1845 года в Табели о рангах возникли непреодолимые границы. Всяк сверчок знай свой шесток!

Титулярный советник — чин IX класса , достижение которого давало чиновнику личное дворянство, а генерал-майор — это IV класс и потомственный дворянин. Добраться до такого уровня из низов было уже невозможно. Для генеральской дочери любовь с титулярным советником означала утрату дворянства её детьми. Стоит ли удивляться, что героиня песенки прогнала прочь такую незавидную партию?

Кстати, Александр Сергеевич Пушкин был выпущен из Лицея в Министерство иностранных дел чиновником Х класса — коллежским секретарём, и перешёл в IX класс лишь много лет спустя, когда вернулся на службу в чине титулярного советника.

Пётр Вейнберг на службу не возвращался: он сделал блестящую карьеру переводчика, состоял в Театрально-литературном комитете, преподавал историю русской и иностранной литературы на Высших женских педагогических курсах и кафедре всеобщей литературы Санкт-Петербургского университета, руководил Союзом взаимопомощи русских писателей.
. а ещё в 1862 году написал «Весёлую песенку», которая до сих пор звучит вполне современно 😊

Ах ты, русская, русская гласность!
Сколько важных вопросов ты в ясность
Из тумана на свет привела!
И какая ты чудная сила,
И какие ты, право, свершила
Величаво-благие дела!
Если взятки ещё не пропали,
Так теперь получать-то их стали
Осторожно, без грубых манер.

Если многие спины так гибки,
Если подлостью пахнут улыбки,
Если силу имеет нахал —
Так ведь это одни исключенья,
И бледнеют они от сравненья
С тем, что ты нам так щедро дала,
О великая русская гласность,
Всё приведшая в яркую ясность.
Тра-ла-ла, тра-ла-ла, тра-ла-ла!

Источник

Он был титулярный советник она генеральская дочь ноты

ОН БЫЛ ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК…

Музыка Александра Даргомыжского
Слова Петра Вейнберга

Он был титулярный советник,
РћРЅР° — генеральская дочь;
Он робко в любви объяснился,
Она прогнала его прочь.

Пошел титулярный советник
И пьянствовал СЃ РіРѕСЂСЏ РІСЃСЋ ночь —
И в винном тумане носилась
Пред ним генеральская дочь.

, слова
1859, музыка

Антология СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ романса. Золотой век. / РђРІС‚. предисл. Рё Р±РёРѕРіСЂ. статей Р’. Калугин. — Рњ.: Р­РєСЃРјРѕ, 2006

«РћРґРёРЅРѕРє стоит РґРѕРјРёРє-крошечка. » Гурилева-Любецкого (1851) Рё «РћРЅ был титулярный советник. » Даргомыжского-Вейнберга (1859) стоят Сѓ истоков жанра РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ романса, получившего распространение Рє концу XIX века.

Источник

Роковой 1845 год… Почему титулярный советник не мог жениться на дочери генерала?

В свое время романс «Он был титулярный советник, она — генеральская дочь», написанный в 1859 году на стихи , был необычайно популярен в среде разночинцев и городских обывателей. В романсе, как в зеркале, отразились реальности российского общества середины XIX века.

Чем же не устраивал генеральскую дочь титулярный советник? Ведь имел он чин не маленький, в армии ему соответствовали в то время капитан и ротмистр, в гвардии — поручик. Казалось бы, вполне приемлемая партия даже для генеральской дочери, её папаша тоже не сразу получил лампасы, а когда-то прошел и через чин капитана. Но не все так просто.

В российском дворянском обществе все отношения строились на основе введенной еще Петром I «Табели о рангах». А эта «Табель» ставила капитана и титулярного советника, имеющих одинаковый чин IX класса, на разные ступеньки в общественной иерархии. Оговоримся, что все это касается только людей, которые с детства не являлись потомственными дворянами. Дело в том, что со времен Петра I офицер с получением первого чина автоматически становился потомственным дворянином. А гражданский чиновник, если не имел дворянства с рождения, тоже получал его, но только личное. Дворянином считался он сам и его супруга, но их дети дворянами не являлись и получали странноватый статус «обер-офицерских детей», а с середины XIX века — почетных граждан.

Естественно, что любой генерал решительно воспротивится выходу его дочери замуж за личного дворянина, не имеющего перспектив, ведь его внуки уже не будут дворянами, а станут почетными гражданами наравне с купцами. Кто же на подобный мезальянс согласится?

Знаменитый романс оказался написан на злобу дня. К моменту его создания отношения в среде чиновников еще более обострились. Роковым для российского чиновничества стал 1845 год, когда произошло резкое повышение требований к получению дворянства в соответствии с присвоенным чином. До этого года следующий за титулярным советником чин коллежского асессора давал право на потомственное дворянство. Помните в грибоедовском «Горе от ума» Фамусов говорит про Молчалина: «Безродного пригрел и ввёл в моё семейство, дал чин асессора и взял в секретари». Только благодаря этому чину Молчалин и мог претендовать на руку Софьи.

Но вернемся к «титулярникам», у которых до 1845 года была хоть какая-то перспектива. А с этого года именно титулярный советник стал первым чином, обладатель которого получал личное дворянство, и дослужится до чина IV класса (действительного статского советника), дающего потомственное дворянство, обычному чиновнику стало практически не реально.

В это время произошло еще одно важное для чиновников событие — изменились условия получения дворянства в связи с награждением орденом. Раньше получение чиновником любого российского ордена давало ему права потомственного дворянина. Вспомните картину Федотова «Утро чиновника, получившего первый крестик». Теперь же это право давали только ордена святого Георгия, святого Владимира и высшие степени остальных орденов, получить которые чиновник не мог. Так что и этот вариант получения дворянства отпал.

Именно с подобной ситуацией и столкнулся автор стихотворения, послужившего основой романса, Петр Исаевич Вейнберг. Он родился в 1831 году в Николаеве в семье нотариуса. После окончания Харьковского университета служил в Тамбове чиновником для особых поручений при губернаторе. Получил чин титулярного советника, став личным дворянином, но перспектив дослужиться до потомственного дворянства не имел. Бывая в доме губернатора, Вейнберг познакомился с его дочерью, возникла влюбленность, переросшая в глубокое, но безответное чувство. Все произошло так, как позднее отразилось в стихотворных строчках: «Он робко в любви объяснился, она прогнала его прочь».

Через небольшое время после неудачного сватовства Петр Исаевич перевелся на службу в столицу, где быстро вошел в литературную среду, стал вести в «Библиотеке для чтения» раздел «Литературная летопись». Тогда он и познакомился с Даргомыжским, которому показал свои стихи и переводы. В результате родился знаменитый романс, очень быстро ставший чрезвычайно популярным.

Для полноты картины вернемся к «обер-офицерским детям». Этот термин не означал, что их отцы на самом деле были офицерами. Просто «Табель о рангах» была разделена на три условных части. Чины с XIV по IX класс относились о обер-офицерским, вне зависимости, были они военными, статскими или придворными. Чины с VIII по V класс относились к штаб-офицерским, а с IV по I — к генеральским. Поэтому дети чиновников с XIV по IX класс и назывались обер-офицерскими детьми.

Не являясь дворянами, обер-офицерские дети имели относительно высокий социальный статус, их принимали в дворянской среде, им предоставляли льготы при поступлении на службу и в учебные заведения. В армии у них была перспектива быстро выслужиться в офицеры. Определенные преимущества перед выходцами из мещан или купцов на начальном этапе карьеры у них были, но не более того. Кстати, девушка с таким социальным статусом вполне могла выйти замуж не только за потомственного, но и за титулованного дворянина, так как в этом случае приобретала все социальные права, предоставленные её мужу. А вот у юноши породниться с потомственными дворянами шанса было еще меньше, чем у личного дворянина. Фактически же, у него такого шанса не было вообще. Но таковы уж были реалии российской жизни.

А нам остается только посочувствовать титулярным советникам той далекой поры, судьба которых зависела от пресловутого чина, и вспомнить стихи знаменитого романса.

Он был титулярный советник,
Она — генеральская дочь.
Он робко в любви объяснился,
Она прогнала его прочь.

Ушел титулярный советник
И пьянствовал с горя всю ночь —
И в винном тумане носилась
Пред ним генеральская дочь…

Источник

Оцените статью