Он был титулярный советник романс ноты для

А. С. Даргомыжский

Титулярный советник

Жанр: песня для голоса с фортепиано.

Автор стихов: П. И. Вейнберг.

Время создания стихотворения : 1859 год.

Время создания романса: 1859 год.

Начнем с автора слов этой песни (романса).

Петр Исаевич Вейнберг (1831-1908) — поэт, переводчик, академик историк литературы. Сын нотариуса, детство провёл в Одессе. Учился на юридическом факультете Ришельевского лицея, который оставил в 1850 и поступил на филологический факультет Харьковского университета. Окончив в 1854 университет, переехал в Тамбов, где служил чиновником особых поручений при губернаторе и редактировал неофициальную часть «Тамбовских губернских ведомостей». С 1858 до конца жизни жил в Петербурге. [1]

В стихотворении «Он был титулярный советник» отразилась безответная любовь поэта к дочери тамбовского губернатора.

Чтобы полнее осознать драматизм ситуации, описанной в стихотворении П. Вейнберга и в песне А. Даргомыжского, необходимо знать, кто был кто в Табели о рангах в царской России.

Титулярный советник — этот чин IX класса Табели о рангах. Он более других известен по литературе и искусству. Из стихотворения П. Вейнберга и песни А. Даргомыжского, начинающихся словами: «Он был титулярный советник, она — генеральская дочь», создается впечатление чин этот был совсем незначительным, поскольку женитьба на дочери генерала остается несбыточной мечтой героя. «Между тем чин титулярного советника был не мал, он равен армейскому капитану. Почему бы генеральской дочери не выйти замуж за молодого, преуспевающего капитана? Суть в том, что не одни лишь чины определяли положение в обществе; герой стихотворения-романса явно был человеком незнатным и неимущим, выслужившимся из разночинцев. Никакой генерал не выдал бы дочь за не дворянина или даже за личного, то есть непотомственного дворянина; в этом случае внуки его не наследовали бы дворянство. Право на потомственное дворянство давал только следующий чин, VIII класса, поэтому-то на пути к нему лежала незримая преграда, преодолеть которую разночинцу-чиновнику было чрезвычайно трудно; дворянство остерегалось чрезмерно пополняться за счет незнатных. Большинство титулярных советников навеки оставались в этом чине, не рассчитывая на большее; их называли «вечными титулярными советниками», а насмешливо — штулярами или титуляшками». [2]

А. С. Пушкин был титулярным советником. [3]

Общеизвестно, что Даргомыжский многое в своем творчестве унаследовал от М. Глинки. Но у него появляются и новые вокальные жанры. Это романсы сатирические, их не было у Глинки. Это скорее песни. «Титулярный советник», как и «Червяк» — это сатирическая сценка, с характерными, можно сказать, сценическими ремарками. Эта песня относится к позднему периоду творчества А. Даргомыжского, охватывающему 1857 – 1866 годы.

Предметом внимания А. Даргомыжского становятся низшие сословия — представители солдатской среды, бедного чиновничества. Своею главную задачу в этот период композитор видит в обнажении пороков и язв социальной действительности николаевской России. И в этом А. Даргомыжский отнюдь не одинок. Его музыка сродни литературе того времени (Некрасов, Ф. Достоевский) и живописи (В. Перова).

В песне «Титулярный советник» А. Даргомыжский своеобразно претворил стиль водевильных куплетов, присущую этому жанру острую характеристичность и точную манеру обрисовки действующих лиц. Эта песня отчасти напоминает другую его песню в этом жанре — «Мельника»: лаконизмом формы, до наглядности выразительным контрастом образов (униженного чиновника и гордой «властительницы его дум»), тонкой фиксацией подробностей «действия». В музыке передан властный жест генеральской дочери, нетвердая из-за опьянения походка «героя», его заплетающаяся речь. [4]

Именно эта характерная черта стиля А. Даргомыжского делает его произведения очень трудными для исполнения. С одной стороны, кажется, что яркая образность, заключенная в самой музыке, может легко воплотиться в исполнении, с другой – существует реальная угроза превратить романсы этого рода в карикатуру. Требуется большой талант, чтобы исполнить эти романсы ярко, но не вульгарно – талант, которым в непревзойденной степени обладал, вероятно, лучший исполнитель вокальных произведений А. Даргомыжского Федор Шаляпин.

[1] Свыше 80 стихотворений Вейнберга положены на музыку. Среди композиторов (кроме А. Даргомыжского) – Ф. Направник, М. Ипполитов-Иванов, А. Гречанинов, Ц. Кюи.

[2] Федосюк Ю. Что непонятно у классиков, иди Энциклопедия русского быта XIX века. М. 2003. С. 96.

[3] В некоторых исторических документах А. Пушкин именуется камергером. Но это следствие ошибки. Впервые поэт так именуется в «Военно-судном деле» (начато 1-го февраля и оконченным 20-го марта 1837). Эта ошибка возникла вследствие того, что 31-го декабря 1833 г . Николай I решил преподнести Пушкину новогодний подарок в виде высочайшего указа: «Служащего в Министерстве ин[остранных] дел тит[тулярного] со­в[ет­ни­ка] Александра Пушкина всеми­ло­сти­вейше по­жа­ловали мы в звание камер-юнкера двора нашего». Когда было заведено «Военно-судное дело», поэт в нем по ошибке был назван вместо камер-юнкера, камергером. (См. http://www.krags.ru/doc/tirasp/19.doc).

В составленной молодым А. Чеховым в 1886 году юмористической табели о рангах писателей П. Вейнберг был удостоен чина коллежского асессора (чин IX класса, то есть даже на ступень ниже чина героя песни и, быть может, реального чина поэта).

[4] Огромная заслуга А. Даргомыжского в том, что он не только звуками передал настроение — это стремились сделать и все его предшественники, но воспроизвел именно интонации речи. Это воспринял и дальше развил до исключительной выразительной силы М. Мусоргский. В. Стасов в биографическом очерке «Модест Петрович Мусоргский», характеризуя 60-е годы ( XIX века) в музыке писал: « в это время прибавился еще новый могучий художественный элемент: элемент национальной жизненности и комизма. Без сомнения, этот элемент глубоко лежал в натуре Мусоргского и рано или поздно высказался бы во всей своей характерности. Но что этот элемент высказался именно в ту минуту и сразу в таком изумительном совершенстве – тому причиной был Даргомыжский. Он первый ступил на эту новую, никем до тех пор не пробованную дорогу Когда Мусоргский в 1857 году познакомился с Даргомыжским, у этого последнего существовала уже целая галерея неподражаемых жизненных созданий, высоко оригинальных и с такими национальными формами, каких до него не пробовал никто в мире. «Титулярный советник», «Червяк», «Мчит меня в твои объятья», «Как пришел муж из-под горок», «Ох тих-тих-ти!» — все это были высокие создания ». – Стасов В. Статьи о музыке. Выпуск 3. М . 1977. С. 76 – 77.

Источник

О дворянстве

Я был батальонный разведчик,
А он писаришка штабной.
Я был за Россию ответчик,
А он спал с моёю женой.

Эту пронзительную длинную какбынародную песню я услыхал в детстве от своего папы. Он тоже запомнил её подростком, когда после Великой Отечественной войны мотался в поездах по России: «Батальонного разведчика» пели всюду.
Текст восходит к городскому романсу времён Первой мировой , а тот к намного более раннему:

Он был титулярный советник,
Она — генеральская дочь;
Он робко в любви объяснился,
Она прогнала его прочь.

Пошёл титулярный советник
И пьянствовал с горя всю ночь,
И в винном тумане носилась
Пред ним генеральская дочь.

В 1859 году отставной тамбовский чиновник Пётр Исаевич Вейнберг (1831-1908) перебрался в столичный Петербург и по мотивам личных переживаний написал эти два четверостишия, которые сделались популярными настолько, что знаменитый композитор Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869) сочинил для них музыку.

С тех пор песенка сохраняется в репертуаре российских оперных певцов и выглядит немудрёной. В самом деле, вторая строфа написана лишь для того, чтобы первая не осталась в одиночестве, а вот первая была наполнена для современников глубоким смыслом .

Пётр Первый в 1722 году ввёл Табель о рангах , которая распределяла всех придворных, статских и военных по четырнадцати классам. Табель обозначала социальный лифт . Поступив на службу, не-дворянин мог выслужить себе сперва личное дворянство, затем потомственное, которое передавалось детям, — и пройти карьерную лестницу до самого верха, обретая всё новые привилегии. Хороший стимул!

Однако с годами механизм становился всё более сложным и работал всё хуже, а после изменений 1845 года в Табели о рангах возникли непреодолимые границы. Всяк сверчок знай свой шесток!

Титулярный советник — чин IX класса , достижение которого давало чиновнику личное дворянство, а генерал-майор — это IV класс и потомственный дворянин. Добраться до такого уровня из низов было уже невозможно. Для генеральской дочери любовь с титулярным советником означала утрату дворянства её детьми. Стоит ли удивляться, что героиня песенки прогнала прочь такую незавидную партию?

Кстати, Александр Сергеевич Пушкин был выпущен из Лицея в Министерство иностранных дел чиновником Х класса — коллежским секретарём, и перешёл в IX класс лишь много лет спустя, когда вернулся на службу в чине титулярного советника.

Пётр Вейнберг на службу не возвращался: он сделал блестящую карьеру переводчика, состоял в Театрально-литературном комитете, преподавал историю русской и иностранной литературы на Высших женских педагогических курсах и кафедре всеобщей литературы Санкт-Петербургского университета, руководил Союзом взаимопомощи русских писателей.
. а ещё в 1862 году написал «Весёлую песенку», которая до сих пор звучит вполне современно 😊

Ах ты, русская, русская гласность!
Сколько важных вопросов ты в ясность
Из тумана на свет привела!
И какая ты чудная сила,
И какие ты, право, свершила
Величаво-благие дела!
Если взятки ещё не пропали,
Так теперь получать-то их стали
Осторожно, без грубых манер.

Если многие спины так гибки,
Если подлостью пахнут улыбки,
Если силу имеет нахал —
Так ведь это одни исключенья,
И бледнеют они от сравненья
С тем, что ты нам так щедро дала,
О великая русская гласность,
Всё приведшая в яркую ясность.
Тра-ла-ла, тра-ла-ла, тра-ла-ла!

Источник

Титулярный советник.

Титулярный советник. Этот чин IX класса современникам известен более других во многом благодаря популярному романсу Даргомыжского на слова Вейнберга, начинающемуся словами: «Он был титулярный советник, она — генеральская дочь».

****
Он был титулярный советник,
Она — генеральская дочь;
Он робко в любви объяснился,
Она прогнала его прочь.

Пошел титулярный советник
И пьянствовал с горя всю ночь,
И в винном тумане носилась
Пред ним генеральская дочь.

Как-то неожиданно возникла своя «современная» версия:
____________________________________________________

Он был генеральный директор,
Она — секретарь-референт.
Он как-то схватил её крепко,
Она уступила в момент.

Потом генеральный директор
Был груб с ней, забыв этикет,
И про включённый «селектор».
Что было. Теперь — не секрет.

****
Она была супер-моделью,
А он — опустившийся бомж,
Она его сбила машиной
С названьем сияющим «Порш».

Картинка во всём благолепии
Застыла в «бомжовых» глазах:
Красотка с журнальной обложки
Без мысли о тормозах.

Была она всем известной кокеткой,
Он консулом был иностранной державы,
Их встречи на тайной квартире нередко
Случались не ради забавы.

Потом он был выслан персоной «нон грата»,
Её вёз «столыпин» в Сибирь.
Ждала его дома жена и награда,
Её — белоснежная ширь.
_________________________________________________________

Татьяна Игнатова 5 ( http://www.stihi.ru/avtor/ignattur):
_________________________________________________________

Он жил под одним псевдонимом,
Она же — открыто для всех.
Он в мире представился мнимом,
Она — как и есть — человек.

Играл роль и так он, и эдак,
Она же старалась понять.
Остался вопрос без ответа.
Наскучило дальше играть.

Гала Исакова ( http://www.stihi.ru/avtor/abrakadabra12fr):
_________________________________________________________

Он был генеральский ребенок
Она — дочь кухарки одной.
Влюбилась в него с пеленок,
Ходила к ним часто домой

Бог красотой не обидел,
А там нажо ж мыть, убирать.
Он как-то ее увидел
И затащил в кровать.

.
Ребенок красив словно кукла.
Ну что тут еще сказать .

Генералу любимым внуком
Ему все равно не стать. 🙁
:)))))

Был бы рад вариациям на эту тему (Вейнберга) в рамках русского литературного языка. )))

Источник

Прослушивание романса «Титулярный советник» Даргомыжского.

— Вот, оказывается, как можно ошибиться. Но ошибку вашу легко объяснить. Давайте попробуем объяснить ее вместе!

О чем или о ком рассказывается в тексте этого романса?

Он был титулярный советник.

Она — генеральская дочь.

Он скромно в любви объяснился.

Она прогнала его прочь!

Пошел титулярный советник

И пьянствовал с горя всю ночь.

И в винном тумане носилась

Пред ним генеральская дочь!

— О женщине и мужчине. Об отвергнутой любви.

— Совершенно верно. В сатирическом музыкальном рассказе от лица автора ярко обрисовывается облик двух участников действия — скромного титулярного советника и генеральской дочери, с возмущением его оттолкнувшей. А почему любовь оказалась отвергнутой?

— Может быть, мужчина был бедный, а генеральская дочь – богатой.

— Да, точно так, вот вы и понимаете, что в романсе поётся не только о мужчине и женщине, но и о социальном неравенстве. Именно поэтому интонации-характеристики и меняются местами. Именно поэтому вы и допустили ошибку.

Но мы начали урок с этого романса не только ради этого. В нём — удивительна точность попадания в содержание образов. Посмотрите на свои «клавиатуры»: интонация титулярного советника расположена в очень узком пространстве — в пределах секунды, а генеральской дочери — квинта (на сколько рангов выше!).

Музыкальное повествование, как и сам текст стихотворения, отличается краткостью, простотой и до наглядности выразительным контрастом образов: униженного чиновника и гордой «властительницы» его дум – генеральской дочери. С самого начала они характеризуются контрастными интонациями: смиренно и робко на повторяющемся звуке звучат слова «он был титулярный советник», властно, решительно звучат слова «она генеральская дочь». Начинается фраза активным мелодическим скачком, затем звучит шире.

При словах «пошел титулярный советник» меняется ритм, передающий приплясывающую походку; мелодия более певучая носит несколько надрывный характер — человек отвергнут, оскорблен.

А как рельефно передано состояние эйфории, в котором купается герой, как бы отрешась от земной несправедливости (кстати, великолепный контраст к предыдущим интонациям), как зримо стирается в его сознании образ генеральской дочери. Прием контрастного сопоставления образов дан в романсе «Титулярный советник» очень ярко.

В музыке этого романса очень ярко проявился главный принцип Даргомыжского, его кредо: «Хочу, чтобы звук прямо передавал слово. Хочу правды».

И, действительно, музыка идёт за каждым словом текста.

Хочу подчеркнуть, что музыкальные интонации в этом романсе удивительно пластично сливаются с речевыми, и не случайно именно А.С. Даргомыжского великий русский композитор М.П. Мусоргский считал своим учителем, у которого надо учиться искусству говорить музыкой, как словами, чтобы музыкальная речь была подобна разговорной.

Целеполагание

— Какие же размышления нам сегодня предложит музыка?

О музыкальной речи, об интонации.

— Совершенно верно. Музыка нам предлагает все интонации, какие мы услышим, связать с образами героев, понять, как точно можно передать образ персонажа, героя одной лишь интонацией.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. «Титулярный советник» и «Старый капрал» А.С. Даргомыжского

Романс «Титулярный советник» — это не просто комическое произведение, слушая его, сжимается сердце, это как «смех сквозь слёзы».

Лучший исполнитель этого романса, Фёдор Шаляпин, вспоминая, говорил: «Когда Лев Толстой услышал романс «Титулярный советник», он вынул из-за пояса руку и вытер скатившиеся у него две слезы».

По словам музыкального критика Асафьева, Даргомыжский «…владел порой гениальной интуицией музыканта-драматурга…». Даргомыжский погружается в детали. Художник очень наблюдательный, он аналитически изучает человеческую личность, подмечает особенные ее качества, манеру поведения, жесты, интонации речи. Особенно его привлекала передача тонких процессов внутренней, душевной жизни, различных оттенков эмоциональных состояний.

Даргомыжскому были очень созвучны и жизнь простого сословия в ее неприкрашенной обыденности, и психология маленького человека. Особенно ярко это проявилось в опере «Русалка», обличительных романсах конца 1850-х гг. («Червяк», «Титулярный советник», «Старый капрал»).

Другой романс А.С. Даргомыжского — «Старый капрал» мы прослушаем сегодня в исполнении великого Ф.И. Шаляпина (текст см. в Приложении). Это произведение можно назвать миниатюрной энциклопедией музыки, так как в нём интонационно-выразительные средства, развитие, построение музыки совершенно неотделимы от содержания произведения и друг от друга, и выделить какую-либо проблему отдельно просто невозможно. Поэтому к этому романсу мы вновь и вновь будем возвращаться во всех последующих четвертях года.

Перед прослушиванием хочу предупредить, ребята, на что вам следует особенно обратить внимание:

Прежде всего, на то, что образ капрала — «отца солдат», как он сам себя называет, — очень богат, потому и все куплеты будут носить совершенно различный характер (здесь-то вы и увидите проявленный в полной мере феномен Шаляпина). Постарайтесь определить чувства, выраженные музыкой и гениальным ее исполнителем. Я думаю, что сложностей с определением чувств у вас не возникнет: они легко различимы, да и помогут вам текст романса и опять та же изумительная интонационная точность автора музыки и исполнителя.

Прослушивание песни А.С. Даргомыжского «Старый капрал». Музыкальный анализ:

— Какие же чувства вы услышали?

— Чувство человечности, собственного достоинства, мужество накануне смерти.

— Я хочу обратить ваше внимание, ребята, что все вами названные различные, казалось бы, чувства обладают одним общим интонационным признаком, вкладывающим один смысл во все эти чувства – передача образа старого солдата-капрала.

Каким предстает перед нами этот образ?

Благородный, человечный, с чувством собственного достоинства.

— Вы правы, музыка нарисовала живой правдивый образ, полный благородства и человеческого достоинства.

Композитор в этой драматической песне развивает жанр монолога: это уже драматический монолог-сцена, своеобразная музыкальная драма, главный герой которой — старый наполеоновский солдат, осмелившийся ответить на оскорбление молодого офицера и осужденный за это на смерть.

Волновавшая Даргомыжского тема «маленького человека» раскрывается здесь с необыкновенной психологической достоверностью: вокальная партия песни выдержана в речитативном стиле; ее гибкая декламация следует за каждой интонацией текста, достигая полного слияния со словом.

Давайте подумаем, при помощи каких средств музыкального языка подчеркивается выразительность вокальной партии?

— Ритм – пунктирный. Выделяются яркие, четкие акценты, яркая гармония и динамика. Строгие аккорды в сопровождении фортепиано.

— Верно, ребята, фортепианной партии в романсе Даргомыжского отведена также важная роль: она как бы помогает последовательно воплощать слова в музыке. Поэтому в ней также присутствуют элементы изобразительности и живописности, она подчеркивает психологическую выразительность текста и отличается яркими гармоническими средствами.

Мы с вами говорили ранее о трех музыкальных сферах – песенности, танцевальности, маршевости. Так вот, каждая из этих сфер в музыке становится прямым продолжением человеческих состояний и переживаний. Любые человеческие чувства складываются в рамках этих музыкальных сфер. И понять, к какой сфере можно отнести то или иное музыкальное произведение, мы можем, опять же, именно по интонационным признакам, помогающим нам различать смысл.

Давайте прослушаем еще раз песню «Старый капрал» и назовем сферу (область) музыки, к которой мы отнесем этот музыкальный портрет, и интонационные признаки, помогающие нам в этом.

Повторное прослушивание.

— Из музыкальных сфер здесь — песенность и маршевость.

— Одновременно с песенными чертами в мелодии звучат речевые интонации, похожие на декламации. Это как в настоящей армии — солдат привык говорить по-военному четко, коротко отдавать и выполнять команды.

Источник

Оцените статью