Она не знает что делать с гитарой

Содержание
  1. Как ставить и зажимать аккорды. Частые ошибки начинающих гитаристов.
  2. Как зажимать и ставить аккорды. Общая информация
  3. Как зажать свой первый аккорд? С чего начать?
  4. Распространенные проблемы
  5. Я знаю несколько аккордов, но ставить их очень сложно
  6. Пальцы задевают другие струны
  7. Не хватает сил зажать аккорд
  8. Пальцы немеют и не слушаются
  9. Хромает координация правой и левой руки
  10. С какой силой нужно зажимать струны?
  11. Как лучше ставить пальцы на грифе?
  12. Как научиться быстро переставлять аккорды
  13. Как ставить аккорд F с баррэ
  14. Упражнение
  15. «Три аккорда» – Am, E, Dm
  16. 10 главных ошибок при постановке и изучении аккордов
  17. Топ 14 вопросов начинающего гитариста самоучки
  18. 1 — Нужно ли знать ноты, чтобы учиться играть на гитаре?
  19. Зачем вообще гитаристу знать ноты?
  20. Трудно ли начинающему гитаристу выучить ноты?
  21. 2 — На какой гитаре лучше начинать учиться играть?
  22. 3 — Нужны ли ногти для игры на гитаре?
  23. 4 — Нужны ли гитаристу упражнения на технику?
  24. 5 — Нужно ли гитаристу регулярно играть гаммы?
  25. 6 — Нужно ли сразу учить все аккорды на гитаре?
  26. 7 — Нужно ли гитаристу самоучке заниматься сольфеджио?
  27. 8 — Можно ли ставить стальные струны на классику?
  28. 9 — Можно ли ставить нейлоновые струны на вестерны?
  29. 10 — Можно ли сразу разучивать любимые произведения?
  30. 11 — До какой степени отрабатывать каждое произведение?
  31. 12 — Можно ли научиться играть на гитаре, если нет слуха?
  32. 13 — Как мотивировать себя заниматься на гитаре?
  33. 14 — Как повысить эффективность занятий на гитаре?
  34. Добавить комментарий Отменить ответ
  35. Гитара по-взрослому для самоучек

Как ставить и зажимать аккорды. Частые ошибки начинающих гитаристов.

Как зажимать и ставить аккорды. Общая информация

Проблема с постановкой аккордов – это классическая и типичная сложность, с которой сталкивались абсолютно все гитаристы. Действительно – струны сами по себе режут пальцы, преодоления натяжения для хорошего зажатия непривычно руке, из-за чего пальцы не слушаются и болят. Кроме того, сначала скорость смены позиций будет очень далека от совершенной и имеет свою сложность. Причина этого проста – вы находитесь в самом начале своего гитарного пути. Даже зная основные аккорды для начинающих, между тем как вы поймете все позиции и научитесь правильно ставить их пройдет какое-то время. Эта статья полностью посвящена данной проблеме начинающих и включает в себя полезные советы по их преодолению.

Читайте также:  Вивальди концерты для блокфлейты ноты

Как зажать свой первый аккорд? С чего начать?

Простой ответ на второй вопрос – начните с постановки левой руки. Это самое важное в данном вопросе. Главный критерий – она должна всегда оставаться максимально расслабленной, даже при постановке баррэ и обыгрывании сложных трезвучий.

Кроме того, сразу же начинайте следить за тем, как вы зажимаете аккорды. Струны не должны дребезжать и глушиться – они должны звучать все. Обязательно перед тем, как сыграть трезвучие, проверьте – все ли зажатые струны играются так, как должны.

Всегда начинайте с техники игры, а не со скорости. Тренируйте именно ее, потому что все остальное придет. Старайтесь не напрягать руку сверх меры, а также заставляйте все аккорды звучать правильно.

Распространенные проблемы

Я знаю несколько аккордов, но ставить их очень сложно

Сразу оговоримся, что данная проблема – абсолютно нормальна. С этим сталкиваются вообще все без исключения гитаристы, даже опытные – особенно когда они берут в руки гитару после долгого перерыва. Решается она также очень просто – практикой.

Просто больше тренируйтесь, делайте это каждый день. Берите гитару в руки и играйте хотя бы по полчаса, ведь регулярная тренировка на гитаре – залог быстрого роста как в техническом, так и музыкальном плане. Дело в том, что пальцам и мышцам надо привыкнуть к новым ощущениям, новым движениям и позициям. Кроме того, кожа на кончиках очень нежная, и ей требуется загрубеть для того, чтобы струны ее не резали.

Первое время у вас действительно будет болеть левая рука – и это нормально, в этом нет ничего странного. Можно провести аналогию со спортом – ведь при нагрузках организм также начинает болеть.

Пальцы задевают другие струны

Еще одна распространенная проблема новичков – это то, что подушечки пальцев задевают другие струны, не давая им нормально звучать. Ключ этой проблемы заключается в том, что постановка рук на гитаре далека от правильной. Обратите внимание и отработайте этот вопрос. Кончики пальцев должны находиться четко перпендикулярно грифу, чтобы мякоть не задевала другие струны. Больше тренируйтесь и никуда не торопитесь – старайтесь всегда проверять, звучат ли все трезвучия. Со временем мышцы привыкнут к положению и таких проблем не будет.

Не хватает сил зажать аккорд

Решение этой проблемы, опять же, заключается в часах практики. Старайтесь зажимать лучше и прилагать к этому больше усилий. Да, опять же, пальцы и рука будут болеть, однако это абсолютно нормальная реакция мышц на серьезные нагрузки.

Если же все совсем плохо – то попробуйте поупражнять свою руку на специальном резиновом эспандере – каждый день уделяйте время этому тренажеру, и вы точно увидите результат уже совсем скоро, поскольку гитара сама по себе крайне дружелюбный для новичков инструмент.

Пальцы немеют и не слушаются

В который раз скажем эту фразу – это нормально. Поскольку ваши руки не привыкли выдерживать упор и преодолевать напряжение струн, пока не пройдет какого-то количества времени, все так и будет продолжаться. Самое главное – не забрасывайте инструмент из-за этого. Занимайтесь на нем каждый день, можете даже через боль. Давайте себе отдых и садитесь опять – и буквально через неделю вы сможете забыть о такой проблеме.

Хромает координация правой и левой руки

Такое часто бывает, когда вместо простых аккордов боем вы играете соло и перебор. Выход тут один – делать все медленнее и под метроном. Берите очень низкий темп и играйте так, чтобы левая и правая рука двигались и исполняли ноты одновременно. Постепенно увеличивайте скорость, и вы заметите, что ситуация исправляется. Запомните важнейшую вещь – если вы что-то можете сыграть медленно, то точно сможете сыграть это быстро.

С какой силой нужно зажимать струны?

Этот вопрос также относится к тому, как ставить аккорды на гитаре, и он также очень важен и требует проработки. Как мы уже писали выше, главное – чтоб ваши пальцы не перенапрягались. Не надо с силой вжимать струны в гриф, поскольку из-за этого пойдет повышение ноты, и, как следствие, «нестрой» всего аккорда. Выполните простое упражнение: положите палец на любой лад любой струны и начните играть по ней, одновременно прижимая. Как только она зазвучит – это сигнал к тому, чтобы прекратить прижимать ее. Немного попрактикуйтесь с этим, и вы сразу поймете, с какой силой нужно нажимать на струны.

Как лучше ставить пальцы на грифе?

Пальцы должны быть перпендикулярны грифу гитары. Подушечки при этом не касаются других струн. Найти нужную позицию – не очень сложная задача, просто нужна регулярная практика. Рано или поздно ваши мышцы запомнят, как расположить пальцы на грифе. Кроме того, очень желательно следить за состоянием вашей руки – она должны быть максимально расслаблена даже во время зажатия сложных аккордов. Напряжения почти не должно быть – и это важный аспект, который позволит впоследствии быстро наращивать скорость.

Как научиться быстро переставлять аккорды

Ответ на этот вопрос мы уже писали выше – а именно играть их медленно. Как бы абсурдно это ни звучало, но да – для того, чтобы играть быстро сначала надо научиться играть медленно. Наигрывайте простой бой с простыми аккордами, поочередно переставляя их. Главное – следите за тем, чтобы все струны звучали хорошо, нигде не было глушения или дребезга. Не торопитесь – акцентируйте внимание именно на технике игры, и со временем ваши мышцы запомнят все нужные позиции трезвучий.

Как ставить аккорд F с баррэ

Если говорить честно, то среди всех аккордов именно F заслуживает звание самого многострадального. Множество гитаристов в начале своего пути просто бросало гитару, поскольку наткнулись на непреодолимую преграду в виде баррэ и, как следствие, критической просадкой в скорости смены аккордов.

Не будьте такими гитаристами!

Для начала – поймите, как ставить баррэ правильно. Сначала это может показаться очень сложным – потому что мышцы опять начнут болеть, большой палец начнет быстро неметь и не слушаться. Не сдавайтесь, поскольку это сигнал к тому, что вы все делаете правильно. Да, скорость исполнения будет значительно просажена, однако это нормально.

Совет: Еще один действенный совет по тому, как зажать аккорд F и научиться быстро, играть с ним – это выучить песню с его участием. Сначала у вас наверняка не будет ничего получаться, но если тренироваться каждый день, то со временем скорость вернется, и вы значительно прокачаете свое гитарное мастерство.

Упражнение

Разумеется, существуют упражнения для гитары, выполняя которые вы значительно ускорите свою аккордную технику игры.

«Три аккорда» – Am, E, Dm

Упражнение очень простое и заключается в одном – просто играть последовательность из этих трех аккордов, поочередно меняя их между собой. Начинайте с низкого темпа и следите за тем, чтобы они звучали так, как должны. Постепенно ваши мышцы запомнят постановку аккордов на гитаре и перестанут ошибаться при игре этими аккордами.

Аппликатуры аккордов для упражнения.

10 главных ошибок при постановке и изучении аккордов

  1. Бросать все из-за неудач. Так делать однозначно нельзя. Все проблемы, с которыми столкнетесь являются абсолютно нормальными для гитариста, и все они правятся практикой и упражнениями. Даже страшный аккорд F перестает быть таковым после недели занятий.
  2. Не видеть аккорд. Обязательно при разучивании аккордов держите перед глазами их аппликатуру. Конечно, ваши пальцы скоро привыкнут к тому, как они ставятся, но до этого всегда смотрите на то, что играете.
  3. Постановка сложных задач. Всегда разбивайте сложные песни на составные части и тренируйте их по отдельности. Не пытайтесь сразу сыграть сложный кусок – так вы только будете терпеть неудачи и терять мотивацию.
  4. Отсутствие тренировки пальцев. Если у вас не получается зажать аккорд из-за нехватки сил – то надо тренировать пальцы. Делать это можно упражнениями на гитаре, или же используя эспандер.
  5. Наблюдение за руками. Конечно, поначалу вам придется смотреть на то, что вы играете. Но со временем отучайте себя от этой привычки – вы должны научиться исполнять композиции несмотря на пальцы.
  6. Тренировка только одного аккорда. Старайтесь упражняться в аккордовой технике игры, исполняя прогрессии из разных трезвучий – так обучение будет продвигаться гораздо быстрее.
  7. Прятать неиспользуемые пальцы. Это ошибка касается техники. Когда вы пытаетесь поместить неиспользуемые пальцы за гриф, то сильно напрягаете руку, из-за чего она чрезмерно устает. Так делать не надо – лучше держите их перед грифом гитары в расслабленном виде.
  8. Отсутствие акцента на тонике. Тоника является главной нотой аккорда, поэтому ее ни в коем случае нельзя оставлять не звучащей. Старайтесь, чтобы при игре звучали все задействованные струны, а не только часть из них.
  9. Аккорд должен хорошо звучать от и до. Как уже было сказано выше, очень важно, чтобы ни одна струна в трезвучии не дребезжала и не глушилась. Поначалу обязательно проверяйте, все ли звучит нормально, и при необходимости двигайте и переставляйте пальцы в правильное положение.
  10. Учитесь всегда. Всегда уделяйте время гитаре, хотя бы по полчаса в день. Всегда следите за тем, как играют другие гитаристы, какие позиции они используют, как ставят пальцы – и тогда ваш навык будет расти очень быстро.

Источник

Топ 14 вопросов начинающего гитариста самоучки

У начинающего гитариста самоучки нет педагога, который научит его всему с самого начала. Вместо этого у него есть куча вопросов, которые даже непонятно, в каком порядке задавать.

Начав самостоятельно учиться играть на гитаре, я столкнулся со всеми теми же вопросами. Некоторые подсказки мне повезло узнать от профессиональных гитаристов. До других пришлось кропотливо доходить своим умом. В любом случае на поиски решений ушло немало времени.

Если вы такой же взрослый самоучка, то собранные мной ниже ответы здорово сэкономят ваши время и силы.

1 — Нужно ли знать ноты, чтобы учиться играть на гитаре?

Есть два способа играть на гитаре, не зная нот.

  • Выучить пьесу по разбору с экрана.
  • Играть по табулатуре.

Оба эти способа технически друг от друга не отличаются. Разбор на видео вживую показывает, куда тыкать пальцем на грифе гитары. Запись табулатуры делает то же самое на бумаге. Важно другое, что ни один из этих способов не отражает музыкальную фактуру произведения. И это их главное и принципиальное отличие от нотной записи. Поскольку гитара — это полифонический инструмент, способный звучать как небольшой оркестр, такое отличие приобретает критичный характер.

На мой взгляд, здесь уместна аналогия с книгами и комиксами. Текст книги позволяет вам самим мысленно нарисовать образ всех персонажей и детали обстановки. Комикс просто перечисляет вам события с уже прорисованными персонажами в статичных картинках. Казалось бы, ну и что? Какая разница, если в итоге сюжет понятен и история рассказана? Чтобы понять «ну и что», попробуйте прочитать комикс выразительно или хотя бы с разными интонациями.

Так и с музыкой, которую вы научились играть на гитаре по нотам. Нотная запись сама по себе показывает структуру пьесы и фактуру музыки.

Нотная запись

Все эти тонкости можно изобразить и в табулатурах. Но в результате сама запись станет слишком перегруженной и утратит изначальный смысл быть простой.

Громоздкая табулатура

Возвращаясь к аналогии, комикс превратится в книгу с иллюстрациями, которую нужно читать, а не смотреть.

Зачем вообще гитаристу знать ноты?

Давайте разберёмся, откуда вообще возникает вопрос, надо ли знать ноты, чтобы играть на гитаре. В первом случае — это начало обучения с полного нуля, но с горячим желанием. То есть новичок вообще не представляет не только с чего начать обучение игре на гитаре. Он даже не понимает, что именно хочет научиться играть и на какой гитаре. Однако изо всех сил пытается разобраться и готов к усердной работе. Надо ли учить ноты — это для него вопрос с целью получить правильный ответ.

Другой случай — это типичное проявление лени. К сожалению, гораздо чаще этот вопрос задаётся с целью услышать заранее ожидаемое оправдание нежелания напрягаться. За всем этим обычно следует мулька про Хендрикса и Эммануэля, которые никогда не знали нот. Прикиньте сами, сколько миллионов пытавшихся играть на гитаре без нот хотя бы приблизились к ним. Вот и ответ.

Самое интересное, что выучить ноты — это не так сложно и страшно, как кажется. Это не иностранный язык, как представляет большинство новичков. И даже более того, это вообще не какой-то отдельный от обучения игре на гитаре процесс. Вовсе не надо сначала изучить ноты, а только потом приступать к занятиям на гитаре. Что действительно важно, так это составить программу обучения хотя бы на первое время. Если правильно подобрать учебный репертуар, то ноты постепенно улягутся в голове сами собой без зубрёжки.

Трудно ли начинающему гитаристу выучить ноты?

А теперь самое вкусное на сладкое. Под знанием нот чаще всего понимают их название и размещение на нотном стане. То есть речь идёт, как правило, только о высоте звуков. Но у звука есть и другие свойства, которые вместе составляют нотную грамоту. Например, длительность, которая напрямую связана с ритмом. А ритм — это основа любой музыки. Невозможно учиться играть на гитаре и не развивать чувство ритма.

Ещё одно свойство звука — это громкость. Управляя ей, можно строить мелодические фразы, расставлять акценты и интонации, сочетать полифонические линии. В общем, делать музыку красивой. Невозможно учиться играть на гитаре, не думая о громкости.

Кроме того, ноты могут звучать одна за другой или вместе. В первом случае мы получим мелодию и басы, а во втором — гармонические интервалы или аккорды. Мелодия, гармония и басы могут звучать на гитаре одновременно. Это и превращает одну гитару в целый оркестр. Фальшивый аккорд режет ухо любому, независимо от наличия или отсутствия у вас музыкального образования.

Проще говоря, занимаясь на гитаре, вы уже изучаете нотную грамоту, осознаёте вы это или нет. Остаётся всего-то изучить названия и термины того, что вы делаете и так.

2 — На какой гитаре лучше начинать учиться играть?

Этот вопрос обычно содержит в себе сразу два аспекта. Один касается выбора типа гитары. Например, человек хочет учиться играть на электрогитаре или заниматься фингерстайлом на вестерне. Обязательно ли сначала пройти азы на классической гитаре?

Я считаю, что это вовсе не обязательно, но очень полезно и гораздо более правильно. Классическая гитара очень хорошо подходит для закладки фундамента под любое направление. Она позволяет понять, что такое красивый и одновременно разнообразный звук, не прибегая к куче примочек. Опять же на классической технике базируется любая пальцевая техника игры на любой гитаре.

Немаловажно для новичков, что даже бюджетная классика может звучать вполне прилично, причём сразу из магазина. Вестерны того же ценового диапазона не только не могут похвастать таким же приличным звуком. Вам крупно повезёт, если в магазине делают бесплатную предпродажную доводку бюджетных вестернов. Потому что без неё у ваших рук сразу же начнётся «весёлая жизнь».

Если всё же ваша душа однозначно лежит к конкретному стилю и типу гитары? Не вижу препятствий, учитесь сразу на том и тому, что вам нравится.

Другой аспект касается ценового диапазона учебной гитары. Надо ли с самого начала учиться играть на дорогой, качественной, а то и мастеровой гитаре? Здесь есть и свои «за» и свои «против». Главная разница между дешёвой и дорогой гитарой — это, конечно же, звук.

Однако дорогая гитара сама по себе ещё никого не сделала виртуозом. Чем богаче звук гитары, тем больше мастерства требуется, чтобы извлекать его. На более дорогой гитаре без мастерства у вас получится только более шумный шум. Даже на фанере новичок не слышит всех своих огрехов. Причина в том, что он ещё не умеет слушать самого себя. На гитаре, которая выдаёт гораздо больше обертонов, красок и оттенков, начинающий гитарист просто потеряется.

Но в дорогих акустических гитарах для начинающих гитаристов есть и плюсы. Сочный звук возникает из-за резонанса массива дерева, чего не происходит на залитой лаком фанере. И резонанс задней деки передаётся прямо в живот. В первые разы у новичков возникают незабываемые ощущения. Когда в буквальном смысле чувствуешь телом музыку с самого начала занятий, это, безусловно, очень хорошо.

В общем, выбор первой гитары для учёбы зависит от разных обстоятельств и условий.

3 — Нужны ли ногти для игры на гитаре?

Начинающие гитаристы задают этот вопрос даже немного с другого ракурса. Нужно ли учиться играть на гитаре сразу с ногтями?

Сам по себе этот вопрос чем-то сродни вопросу нужно ли сразу учиться играть на дорогой гитаре. Как и в том случае, разница между игрой на гитаре с ногтями и без заключается в звуке.

При этом стальным струнам ногти добавляют только звонкости. А вот на нейлоне начинает звучать гораздо больше различных оттенков. Однако на начальном этапе обучения всё это не имеет абсолютно никакого значения. Потому что оттенки и начинающие гитаристы — это понятия несовместимые.

Кстати, ученики ДМШ по классу гитары начинают играть с ногтями в среднем лет с одиннадцати. Просто потому, что до этого возраста детские ногти тонкие и хрупкие. Даже самые лучшие ученики, способные понять красоту звука, играют подушечками пальцев без ногтей. И это не мешает им в будущем заканчивать консерватории. Как говорится, всему своё время.

Возвращаясь к теме взрослых самоучек, ответ довольно простой. Начинайте беспокоиться о ногтях только тогда, когда почувствуете, что вашей музыке не хватает красок. До этого момента работайте на тем, чтобы ваши разрозненные звуки стало можно называть музыкой.

4 — Нужны ли гитаристу упражнения на технику?

Кто-то не занимается техническими упражнениями и этюдами вообще. Это сильно сужает репертуар по понятной причине неспособности играть что-то чуть сложнее начального уровня.

Другая крайность — так называемый гитарный спорт. Его почитатели упираются только в технику, совершенно забывая о красоте музыки. Главным становится поставить личный рекорд скорости, запилить быстрее, круче, зафиксировать достижение. «Полёт шмеля» в темпе 350 bpm напоминает монотонное жужжание мухи. В темпе 1300 bpm — это всего 9 секунд комариного писка. Да, круто, но есть два вопроса: зачем и где, собственно, полёт шмеля?

И вот, пожалуй, одна из главных трудностей, встающих на пути гитариста самоучки. Обучение нужно выстроить так, чтобы каждый новый приём вливался в общую копилку технического мастерства. То есть, отработав техническое упражнение, нужно разучить пьесу, в которой этот приём встречается в различных сочетаниях с другими уже известными приёмами. Сделать это без помощи преподавателя довольно сложно, особенно начинающему гитаристу. Однако если вы изначально понимаете необходимость такого подхода, то нет ничего невозможного.

5 — Нужно ли гитаристу регулярно играть гаммы?

Гаммы — это вовсе не нудятина, как их видят многие начинающие музыканты, не только гитаристы. Всё дело в том, что большинство новичков, особенно самоучек, представляют гамму в виде стандартных восьми нот. То есть до — ре — ми — фа — соль — ля — си — до и обратно вниз. Тупо запилив их под сотню раз, пожалуй, действительно заскучаешь. А главное — не получишь особой пользы, потратив много времени.

Но если разобраться, то перед начинающим гитаристом откроется увлекательное занятие с широчайшими возможностями для совершенствования. И речь идёт не о банальной тренировке скорости пальцев. Это настоящее погружение в фундаментальные основы красивой гитарной музыки.

Вы научитесь внимательно слушать каждый звук в собственном исполнении. Отсутствие привычки и навыка слушать свою собственную игру — это просто поголовная болезнь начинающих гитаристов. Зачастую проходит много времени, прежде чем гитарист начинает замечать свои глохнущие ноты и дребезг струн.

Ещё один бич многих гитаристов — отрывистое звучание каждой ноты. Гаммы позволяют избавиться и от него. Причём у разных аппликатур имеются свои сторонники и противники.

Любители играть гаммы без смены позиций считают преимуществом отсутствие лишних препятствий к залигованному соединению звуков. Сторонники же классической аппликатуры Сеговии стремятся достичь плавного слитного звучания в любой ситуации. В том числе и при частой смене позиций. Но и те и другие оттачивают мастерство на гаммах, хоть и с разными подходами.

Однако и это далеко не вся польза, которую получает начинающий гитарист, регулярно играя гаммы. Чтобы просто перечислить варианты использования гамм и даже самые стандартные упражнения, нужна отдельная статья. В рамках же этого раздела ограничимся пунктом, о котором нельзя не упомянуть, говоря о гаммах.

Это очень пластичная основа для ритмических упражнений и развития навыка расстановки метрических акцентов. Вы можете сами придумать бесконечное число ритмических рисунков и вариантов чередования сильных и слабых долей. И чем выше ваше мастерство, тем сложнее ваши упражнения на тех же самых гаммах.

6 — Нужно ли сразу учить все аккорды на гитаре?

Многие новички вообще опускают вопрос целесообразности и сразу спрашивают, как выучить все аккорды на гитаре. Найти в интернете полную сводную таблицу всех аккордов сейчас не проблема. Однако её объём таков, что чаще всего она вызывает тоску в глазах начинающего гитариста. На том обучение и заканчивается.

Чтобы избежать этой распространённой ошибки, нужно понять две вещи. Во-первых, выучить все аккорды, не зная, куда и как их применять, занятие изначально бессмысленное. Ну, купили вы отвёртки со всеми возможными головками любых размеров. А чего крутить ими у вас есть? Так и с аккордами. У вас уже имеется репертуар, для которого необходимо знание вообще всех аккордов на гитаре? Гораздо продуктивнее постепенно и последовательно разучивать подходящие по уровню произведения.

Во-вторых, все аккорды строятся по определённым правилам. Если вы знаете эти правила, то у вас в принципе отпадает нужда запоминать все аккорды. Вы можете в любой момент сами построить на любом ладу тот аккорд, который вам нужен.

В этом деле сильно помогает нотная грамота, о которой мы говорили чуть выше. И это снова вопрос регулярной практики, а вовсе не нудной зубрёжки.

7 — Нужно ли гитаристу самоучке заниматься сольфеджио?

Здесь часто возникает путаница в терминологии. Начинающие самоучки принимают сольфеджио, которое в буквальном переводе означает «пение по нотам», за нотную грамоту. Такое происходит из-за того, что в детских музыкальных школах эти две дисциплины для простоты смешивают. К пению при этом добавляют изучение тональностей, размеров, интервалов и т.п. А уроки сольфеджио в интернете зачастую носят форму, характерную именно для ДМШ. Потому что за более профессиональным уровнем люди идут уже в специальные учебные заведения.

Сольфеджио в чистом виде, на мой взгляд, нужно тем, кто решил заниматься серьёзно. Эти занятия позволяют развить слух и музыкальную память до уровня, необходимого профессиональному музыканту. Начинающему гитаристу самоучке важен, скорее, прикладной вариант, который превратит слепые блуждания в продуктивные занятия.

Например, новичок не знает ни сами ноты, ни их расположение на грифе гитары. Дёргая с горем пополам каждую следующую ноту, он уверен, что учится играть на гитаре. Однако все его силы уходят на то, чтобы продраться сквозь лес непонятных значков. В действительности, к обучению, собственно, игре на гитаре, он приступит ещё не скоро. Потому что отдельные рваные звуки с гигантскими паузами не имеют ничего общего ни с ритмом, ни с мелодией.

Есть простой и эффективный способ быстро выучить ноты и приступить к настоящим занятиям на гитаре. Играя пьесу, нужно одновременно петь её ноты. Это помогает не только хорошо запомнить сами ноты. Также в голове постепенно и прочно укладывается расположение нот на грифе гитары. Пройдя этот этап, вы начнёте уделять внимание главному, то есть красивой музыке.

И в этом вам по-прежнему будет помогать то же самое прикладное пение нот. С его помощью начинающий гитарист научится строить мелодические фразы, расставлять акценты, использовать интонации, создавать настроение. В общем, делать все то, из чего и состоит красивая гитарная музыка. Применение этого метода мы подробно разбираем в специальной статье по ссылке в предыдущем абзаце.

8 — Можно ли ставить стальные струны на классику?

Акустические гитары со стальными струнами или просто вестерны изначально возникли для громкого аккомпанемента в ансамбле. Их конструкция должна выдерживать мощные удары по струнам и значительно большее натяжение самих струн.

Классическая гитара сконструирована иначе и для других приёмов игры. Она просто не выдержит сильного натяжения стальных струн и сломается. Вам повезёт, если гриф отломится ровно или нижний порожек вырвет не с мясом, это чинится. Более грубые повреждения тоже можно отремонтировать, но это будет сильно дороже и не всегда рентабельно.

9 — Можно ли ставить нейлоновые струны на вестерны?

Что касается наоборот, то нейлоновые струны можно запросто установить на вестерн, физически он не пострадает. Однако возвращаемся к его конструкции и вспоминаем, что корпус рассчитан на совсем другие нагрузки. Поэтому нежный нейлон просто не сможет раскачать мощные деки. В результате звук получится блёклым и неинтересным.

К тому же нейлоновые струны толще стальных. По этой причине гриф у классики ощутимо шире, чем у вестерна. Толстые струны на узком грифе сильно затрудняют работу пальцев, особенно левой руки. Ну и высота струн по причине разного натяжения тоже должна быть разной. Без дополнительной регулировки низкая установка нейлона на вестерне приведёт к постоянному дребезгу струн об лады.

10 — Можно ли сразу разучивать любимые произведения?

Чему чаще всего хотят научиться большинство начинающих взрослых гитаристов? Они находятся под впечатлением от каких-то любимых гитарных композиций. И чаще всего новички, особенно самоучки, пытаются сразу начать играть именно эти произведения. Это самая главная ошибка начинающих гитаристов.

Есть два разных желания. Одно — научиться играть на гитаре. Другое — научиться играть на гитаре конкретное произведение. Для начала следует определиться, насколько существенна для вас эта оговорка.

Далее нужно понять степень сложности самого произведения. Если вы хотите выучить аккорды песни «Пачка сигарет», то разумно будет сразу учить именно их. А если речь идёт, к примеру, про «Перуанский вальс» или «Freight train»? Тогда это будет сказка о потерянном времени. И скорее всего она закончится заброшенной гитарой из-за отсутствия прогресса и, соответственно, утраты желания заниматься.

Знаете, что будет самым обидным? Запоздалое понимание, что за то же самое время вы могли действительно научиться играть на гитаре. Не сразу то, что хотели, но в ясной и обозримой перспективе — всё, что угодно.

11 — До какой степени отрабатывать каждое произведение?

Какова главная цель работы над каждым упражнением или учебной пьесой? Научиться играть их настолько правильно и красиво, насколько позволяет текущий технический уровень ученика. Как только эта задача решена, нужно переходить к следующему произведению.

Проблема в том, что без опытного педагога очень трудно самому определить эту тонкую грань. Объясню на примере. Допустим, в пятом такте у вас постоянно дребезжит одна струна. Это вам в принципе не хватает растяжки в такой позиции? Или именно в этом такте вы не обращаете внимания на ошибку? В первом случае пора идти дальше, а растяжка со временем появится. Во втором — надо продолжать работать именно над этим этюдом и устранить ошибку.

Отсюда же вытекает ответ и на другой попутный вопрос. Надо ли постоянно повторять и держать в памяти все пройденные произведения?

Дело в том, что нужно разделять учебный и концертный репертуар. Очевидно, что концертные пьесы следует поддерживать в рабочем состоянии. Даже если это концерты в узком кругу семьи на кухне. А вот учебные произведения для того и нужны, чтобы научиться и двинуться дальше.

Нет никакого смысла повторять этюд, который вы давно технически переросли и можете сыграть, проснувшись ночью. Представьте, что будет, если постоянно повторять всё, что вы интенсивно учили хотя бы за год. В конце концов, на это начнёт уходить всё время урока.

Здесь очень важно, чтобы учебный репертуар соответствовал вашему техническому уровню. В этом случае при необходимости вы легко вспомните любую пройденную пьесу буквально с одного прогона.

12 — Можно ли научиться играть на гитаре, если нет слуха?

Нет слуха — это когда вы не отличаете мужской голос от женского или свисток от барабана. Во всех остальных случаях у вас нет навыка музыкального применения слуха, а не самого слуха. Как и любой другой навык его можно развить.

Усердно занимаясь на гитаре, вы постепенно разовьёте и слух. Точно так же, как постепенно запомните названия и расположение всех нот на грифе гитары.

13 — Как мотивировать себя заниматься на гитаре?

Для меня гитара — это увлекательное занятие, которым я сам хочу заниматься. Это не задание, которое вы вынуждены выполнять по чужому указанию, и поэтому нуждаетесь в мотивации. Если вам нужно заставлять себя заниматься на гитаре и вы постоянно перегораете — смело бросайте. Будьте честны с собой, это просто или не ваше занятие или вам лень. Ни в том, ни в другом случае толку от занятий не будет. Вы просто потеряете драгоценное время. Никаких чудо-рецептов здесь не существует.

На мой взгляд, есть только одно объяснимое сочетание желания заниматься на гитаре и потери интереса. Как правило, отсутствие у самоучек чёткого вектора занятий ведёт к отсутствию прогресса. Желание играть лучше и непонимание, как этого добиться, загоняет начинающих гитаристов в уныние. Возникает топтание на месте, которое неизбежно ведёт к потере интереса. В этой ситуации вам поможет составление своей программы обучения игре на гитаре.

По собственному опыту я рекомендую пройти общие для всех стилей и направлений гитарной музыки основы. Во-первых, вы создадите прочный фундамент для дальнейшего обучения игре на гитаре. Во-вторых, проработка основ сильно упрощает понимание, как и куда двигаться дальше. Лично я сам метался между фингерстайлом, классикой и различными аранжировками хитовых мелодий. Несколько месяцев исканий привели меня к классической гитаре и решению вернуться на старт к основам.

На данный момент я так и занимаюсь на классической гитаре, она пришлась мне по душе. Кстати, мой репертуар при этом выходит далеко за рамки только классической музыки. Но главное даже не это. Если я захочу переключиться на другие направления и типы гитар, это не составит мне труда. Именно благодаря правильно заложенному фундаменту обучения, я легко нахожу решения, куда и как двигаться.

Если же у вас есть программа обучения и время на занятия гитарой, но нет мотивации — перечитайте первый абзац этого раздела и найдите себе другое занятие.

14 — Как повысить эффективность занятий на гитаре?

Как правило, в ответе на этот вопрос начинается перечисление конкретных пунктов, что и как делать. Например, как часто, как долго и в каком темпе заниматься. Или в каком сочетании выполнять те или иные упражнения.

На мой взгляд, рецепт гораздо проще. Нужно постоянно думать, что и зачем вы делаете, вникать в каждое движение, слушать каждый звук. Тогда у вас начнут возникать правильные вопросы. А это главное условие того, как получить правильные ответы.

Последовательно находя и применяя продуманные решения, вы и будете заниматься продуктивно. Собственно именно такому подходу и посвящён весь мой блог.

Добавить комментарий Отменить ответ

Гитара по-взрослому для самоучек

С 2016 года я самостоятельно учусь играть на гитаре. Это стало моей страстью. На моём сайте для таких же самоучек я с удовольствием делюсь тем, чему уже сумел научиться.

Источник

Оцените статью