Онеггер концертино для фортепиано с оркестром

Онеггер. Концертино для фортепиано и Концерт для виолончели с оркестром

Глава №64 книги «История зарубежной музыки — 6»

Постепенно Онеггер отходит в симфонических опусах от программных импульсов; этим как бы подготовляется последующий переход к многочастной симфонической структуре.

Миниатюрность четырехчастного цикла и «сонатинность» фактуры Концертино для фортепиано с оркестром (1924) обусловили наименование этого сочинения. Пианистическое письмо его прозрачно, лишено эффектов «крупной техники» и виртуозных пассажей. Общий характер скорее дивертисментный: «. кажется, что его написал сегодня Моцарт», — сказал о нем Ансерме. Действительно, что-то моцартовское есть в беспечном изяществе тем первой части и мечтательной пасторальности Larghetto. Но некоторые гармонические «дерзости», а также прямые отзвуки джаза в ритмах и тембрах духовых напоминают о музыкальной атмосфере XX века.

В кристаллизации симфонических принципов Онеггера важное значение имел Концерт для виолончели с оркестром (1929), посвященный французскому виолончелисту М. Марешалю *.

* Жанр сольного концерта во Франции после расцвета в последней трети XIX века (творчество Сен-Санса, Лало и других) оказался забытым. Он возрождается в 20-е годы XX века, сначала в виде концертных пьес (Форе — Фантазия для фортепиано с оркестром, 1918; Мийо — Пять этюдов для фортепиано с оркестром, 1920, и Три регтайма для фортепиано и малого оркестра, 1921), а затем и полномасштабного цикла. Первым образцом такого цикла явился Концерт для фортепиано, духовых инструментов и контрабасов Стравинского (1924); в дальнейшем сольные концерты создают Онеггер, Руссель, Пуленк, Мийо, Равель.

В классической структуре его трехчастного цикла (Andante — Lento — Allegro marcato) драматическим центром становится средняя часть, в которой главенствует мрачный патетический монолог виолончели, в то время как первая часть имеет лирико-повествовательный, а финал — моторно-динамический характер. Примечательно, что и в Первом, и во Втором квартетах Онеггера, так же как и в его Первой симфонии, наибольшей эмоциональной значительностью отмечены именно средние, медленные части трехчастного цикла.

Источник

Онеггер концертино для фортепиано с оркестром

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

А. Онеггер — Концертино для фортепиано с оркестром (Б. Крайни / Ж. Кослер)

Яркое, остроумное произведение. В нем, пожалуй, наибольший интерес представляет не столько фортепианная партия, незамысловатая, прозрачная, лишенная виртуозных красот, хотя и довольно эффектная, сколько тонко организованное взаимодействие духовых инструментов, их тембры, напоминающие звуки джаза того времени. Особенно хороша средняя медленная часть, где красивейшая лирическая мелодия на фортепиано обрамлена чуть ли не волшебной перекличкой духовых и струнных. Отголосок этого Ларгетто можно услышать в Концерте Франсиса Пуленка для двух фортепиано с оркестром, написанном семью годами позже, в 1932 году.

Ритмически это чрезвычайно живая вещь, напоминающая атмосферу некоторых произведений то Прокофьева, то Равеля. Последний написал свой Леворучный концерт в 1929 году, и маршеобразная третья часть Концертино Онеггера напоминает ритмический рисунок, использованный Равелем во второй половине своего Концерта.

Концертино Онеггера длится очень недолго (около 10 минут), и, честно говоря, мне было жаль так быстро с ним расставаться. Возможно, поэтому его исполняют довольно редко. Тем не менее запись Б. Крайни и Ж. Кослера великолепна — ударная, но при этом негрубая, яркая игра на рояле, и весьма сочный оркестр. Духовые звучат просто замечательно. И по темпам, как по мне, идеальное попадание. Хотел купить диск, но он уже вышел из продажи, к сожалению.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1574)
  • Симфоническая (548)
  • Фортепианная (400)
  • Камерная (298)
  • Скрипичная (188)
  • Духовная (113)
  • Хоровая (95)
  • Народная (56)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1515)
  • Музыкальные жанры и формы (729)
  • Концерт (245)
  • Симфония (172)
  • Соната (108)
  • Вальс (82)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (445)
  • Танцовщики (199)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (381)
  • Певцы (359)
  • Музыканты (355)
  • Пианисты (180)
  • Скрипачи (112)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (320)
  • Музыка и литература (247)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (203)
  • Музыкальная культура народов мира (164)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкотерапия (111)
  • Музыкальный словарь (103)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (37)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Маленькие шедевры для фортепиано с оркестром

Вторник, 23 Августа 2016 г. 10:44 + в цитатник

liudmila_leto все записи автора В истории музыки существуют миниатюрные произведения для инструмента с оркестром, которые, обладая большой художественной ценностью, не пользуются, тем не менее, популярностью.

Ниже речь пойдет о двух таких маленьких жемчужинах музыкального искусства. Оба произведения были написаны французскими композиторами, жившими в XIX и XX веках. Эпохи совсем разные, и произведения, следовательно, совершенно не похожи друг на друга.

Свою симфоническую поэму «Джинны» Сезар Франк (1822-1890)сначала мыслил как чисто оркестровое сочинение без фортепиано. Но позже одна весьма известная и влиятельная во Франции пианистка попросила безотказного и добросердечного композитора специально для нее вписать в сочинение фортепианную партию. Франк исполнил эту просьбу, однако написал настолько неудобно, что этой пианистке пришлось отказаться от премьеры. Сам композитор почему-то довольно прохладно относился к «Джиннам».

И напрасно: такой красочной, живой изобразительности могли бы позавидовать даже Дебюсси и Равель, пусть это и романтическое, а не импрессионистское произведение, в котором джиннам, условно говоря, противопоставлен человек. Поэма Франка — это настоящая восточная сказка, сочинение уровня «Шехерезады» Римского-Корсакова. Тем не менее почти все великие пианисты прошлого века обходили ее стороной. Все, кроме Святослава Рихтера, сделавшим замечательную запись с Кириллом Кондрашиным в 1952 году.

Sviatoslav Richter, piano
Kirill Kondrashin, conductor
(1952)
Мастер образности, Рихтер играет с такой страстью и мощью, что временами кажется, будто он сносит оркестр, а не оркестр — его. При этом его игра лишена какой-либо грубости, прямолинейности. «Джинны», несомненно, одна из самых огненных (притом довольно ранних) записей пианиста. Поражает и то, насколько чувственно и вместе с тем строго, возвышенно звучит у него тема-мольба после первой кульминации, когда стихает первая волна ярости джиннов. Ну и, конечно же, сама тема отличается божественной красотой.


Совсем иное по характеру Концертино для фортепиано с оркестром Артюра Онеггера(1892-1955), написанное в 1925 году. Это яркое, остроумное, чрезвычайно подвижное произведение, раскрепощенные ритмы которого будто говорят о нарастающем движении человеческой жизни. Как если бы трамвай, застывший на потрепанной фотографии 20-х годов прошлого века. Или немного хаотичная толпа людей на входе в мюзик-холл. Никакой патетики и виртуозности романтизма здесь нет и в помине, это настоящая музыка XX столетия.

В Концертино, пожалуй, наибольший интерес представляет даже не столько фортепианная партия, незамысловатая, прозрачная, хотя и довольно эффектная, сколько тонко организованное взаимодействие духовых инструментов, их тембры, напоминающие звуки джаза того времени. Особенно хороша средняя медленная часть, где взволнованная лирическая мелодия на фортепиано обрамлена дуновениями перекликающихся духовых и струнных. Отголосок этого Ларгетто можно услышать в Концерте Франсиса Пуленка для двух фортепиано с оркестром, написанном семью годами позже, в 1932 году. Важную роль играют ритмы, напоминающие атмосферу некоторых произведений то Прокофьева, то Равеля (как известно, любивших джаз).

Концертино Онеггера длится еще меньше, чем «Джинны» Франка — около 10 минут, и очень жаль так быстро с ним расставаться. Великолепна запись Бориса Крайни в содружестве с дирижером Зденеком Кослером — ударная, но при этом негрубая, яркая игра на рояле, и весьма сочный оркестр. Духовые звучат замечательно, и по темпам, похоже, идеальное попадание.

Allegro molto moderato — Larghetto sostenuto — Allegro

Остается лишь гадать, почему эти миниатюры не популярны у музыкантов, которые редко их исполняют. Можно, конечно, предположить, что из-за сочетания краткости и достаточно большого состава оркестра их невыгодно исполнять на концертной сцене, но ведь есть звукозапись. Поэтому единственным ответом на этот вопрос может быть короткая реплика: «Так получилось». Впрочем, две упомянутые выше записи могут дать достаточные представления об этой музыке.

Рубрики: Музыка/Фортепианная
Композиторы

Метки: Франк Сезар Онеггер Артюр французские композиторы симфоническая поэма концертино

Процитировано 3 раз
Понравилось: 8 пользователям

Источник

Онеггер концертино для фортепиано с оркестром

Онеггер — большой мастер, один из немногих современных композиторов, которым свойственно чувство величественного.
Э. Журдан-Моранж

Выдающийся французский композитор А. Онеггер — один из наиболее прогрессивных художников современности. Вся жизнь этого разностороннего музыканта и мыслителя была служением любимому искусству. Ему он отдавал свои разносторонние способности и силы на протяжении почти 40 лет. Начало творческого пути композитора относится к годам первой мировой войны, последние произведения написаны в 1952-53 гг. Перу Онеггера принадлежит свыше 150 сочинений, а также множество критических статей по различным животрепещущим вопросам современного музыкального искусства.

Уроженец Гавра, Онеггер значительную часть юности провел в Швейцарии, на родине своих родителей. Музыкой занимался с детства, но не систематически, то в Цюрихе, то в Гавре. Всерьез он начал учиться композиции в 18 лет в Парижской консерватории у А. Жедальжа (учителя М. Равеля). Здесь же будущий композитор знакомится с Д. Мийо, который, по словам Онеггера, оказал на него очень большое влияние, способствовал формированию его вкусов и интереса к современной музыке.

Творческий путь композитора был сложным. В начале 20-х гг. он вошел в творческую группу музыкантов, которую критики назвали «Французской шестеркой» (по числу ее участников). Пребывание Онеггера в этом содружестве дало существенный толчок к проявлению в его творчестве идейных и художественных противоречий. Заметную дань конструктивизму он отдал в своей оркестровой пьесе «Пасифик 231» (1923). Ее первое исполнение сопровождалось сенсационным успехом, и произведение получило шумную известность у любителей всякого рода новинок. «Первоначально я назвал пьесу Симфоническое движение», — пишет Онеггер. — «Но. закончив партитуру, я озаглавил ее „Пасифик 231“. Такова марка паровозов, которые должны вести за собой тяжеловесные составы». Увлечение Онеггера урбанизмом и конструктивизмом сказывается и в других сочинениях этого времени: в симфонической картине «Регби» и в «Симфоническом движении № 3».

Однако, несмотря на творческие связи с «Шестеркой», композитора всегда отличала самостоятельность художественного мышления, что и определило в итоге основную линию развития его творчества. Уже в середине 20-х гг. Онеггер начал создавать свои лучшие произведения, глубоко человечные и демократичные. Этапным сочинением стала оратория «Царь Давид». Она открыла длинную цепь его монументальных вокально-оркестровых фресок «Зовы мира», «Юдифь», «Антигона», «Жанна д’Арк на костре», «Пляска мертвых». В этих произведениях Онеггер самостоятельно и индивидуально преломляет различные тенденции искусства своего времени, стремится к воплощению высоких этических идеалов, представляющих вечную общечеловеческую ценность. Отсюда и обращение к античной, библейской и средневековой тематике.

Лучшие произведения Онеггера обошли крупнейшие эстрады мира, покоряя слушателей эмоциональной яркостью и свежестью музыкального языка. Композитор сам активно выступал как дирижер своих произведений в ряде стран Европы и Америки. В 1928 г. он посетил Ленинград. Здесь установились дружеские и творческие отношения Онеггера с советскими музыкантами и особенно с Д. Шостаковичем.

В своем творчестве Онеггер искал не только новые сюжеты и жанры, но и нового слушателя. «Музыка должна переменить публику и обратиться к массам», — утверждал композитор. — «Но для этого ей нужно изменить свой характер, стать простой, несложной и в крупных жанрах. Людям безразличны композиторская техника и поиски. Именно такую музыку я пробовал дать в „Жанне на костре“. Я старался быть доступным для рядового слушателя и интересным для музыканта».

Демократические устремления композитора нашли выражение и в его работе в музыкально-прикладных жанрах. Он много пишет для кино, радио, драматического театра. Став в 1935 г. членом Народной музыкальной федерации Франции, Онеггер совместно с другими прогрессивно настроенными музыкантами вошел в ряды антифашистского Народного фронта. В эти годы он писал массовые песни, делал обработки народных песен, участвовал в музыкальном оформлении представлений в стиле массовых празднеств Великой французской революции. Достойным продолжением деятельности Онеггера явилось его творчество в трагические годы фашистской оккупации Франции. Участник движения Сопротивления, он создал тогда ряд произведений глубоко патриотического содержания. Это Вторая симфония, «Песни освобождения» и музыка к радиопостановке «Биения мира». Наряду с вокально-ораториальным творчеством к высшим достижениям композитора принадлежат и его 5 симфоний. Последние из них написаны под непосредственным впечатлением трагических событий войны. Повествующие о жгучих проблемах современности, они стали значительным вкладом в развитие симфонического жанра XX в.

Свое творческое кредо Онеггер раскрыл не только в музыкальном творчестве, но и в литературных трудах: его перу принадлежат 3 музыкально-публицистические книги. При большом разнообразии тем в критическом наследии композитора центральное место занимают проблемы современной музыки, ее общественного значения. В последние годы жизни композитор получил всемирное признание, был почетным доктором Цюрихского университета, возглавлял ряд авторитетных международных музыкальных организаций.

Сочинения:

оперы — Юдифь (библейская драма, 1925, 2-я ред., 1936), Антигона (лирич. трагедия, либр. Ж. Кокто по Софоклу, 1927, т-р «Де ла Монне», Брюссель), Орлёнок (L’aiglon, совм. с Ж. Ибером, по драме Э. Ростана, 1935, пост. 1937, Монте-Карло), балеты — Правда — ложь (Vèritè — mensonge, балет марионеток, 1920, Париж), Скетинг-Ринг (Skating-Rink, шведский роликовый балет, 1921, пост. 1922, «Театр Елисейских полей», Париж), Фантазия (Phantasie, балет-скетч, 1922), Под водой (Sous-marine, 1924, пост. 1925, т-р «Опера комик», Париж), Роза из металла (Rose de mètal, 1928, Париж), Свадьба Амура и Психеи (Les noces d’Amour et Psychè, на темы «Французских сюит» Баха, 1930, Париж), Семирамида (балет-мелодрама, 1931, пост. 1933, «Гранд-Опера», Париж), Икар (1935, Париж), Белая птица улетела (Un oiseau blanc s’est envolè, для авиационного праздника, 1937, «Театр Елисейских полей», Париж), Песнь песней (Le cantique des cantiques, 1938, «Гранд-Опера», Париж), Рождение цвета (La naissance des couleurs, 1940, там же), Призыв гор (L’appel de la montagne, 1943, пост. 1945, там же), Шота Руставели (совм. с A. H. Черепниным, T. Харшаньи, 1945, Монте-Карло), Человек в шкуре леопарда (L’homme а la peau de lèopard, 1946); оперетты — Приключения короля Позоля (Les aventures du roi Pausole, 1930, т-р «Буфф-Паризьен», Париж), Красотка из Мудона (La belle de Moudon, 1931, т-р «Жора», Мезьер), Малютки Кардиналь (Les petites Cardinal, совм. с Ж. Ибером, 1937, т-р «Буфф-Паризьен», Париж); сценические оратории — Царь Давид (Le roi David, по драме Р. Moракса, 1-я ред — Симфонический псалом, 1921, т-р «Жора», Мезьер; 2-я ред — драматическая оратория, 1923; 3-я ред. — опера-оратория, 1924, Париж), Амфион (мелодрама, 1929, пост. 1931, «Гранд-Опера», Париж), оратория Крики мира (Cris du monde, 1931), драматическая оратория Жанна д’Арк на костре (Jeanne d’Arc au bucher, текст П. Клоделя, 1935, исп. 1938, Базель), оратория Пляска мертвых (La danse des morts, текст Клоделя, 1938), драматическая легенда Никола из Флю (Nicolas de Flue, 1939, пост. 1941, Невшатель), Рождественская кантата (Une cantate de Noel, на литургич. и нар. тексты, 1953); для оркестра — 5 симфоний (первая, 1930; вторая, 1941; Литургическая, Liturgique, 1946; Базельские удовольствия, Deliciae Basilienses, 1946, симфония трёх ре, Di tre re, 1950), Прелюдия к драме «Аглавена и Селизетта» Метерлинка (Prèlude pour «Aglavaine et Sèlysette», 1917), Песнь Нигамона (Le chant de Nigamon, 1917), Сказание об играх мира (Le dit des jeux du monde, 1918), сюита Летняя пастораль (Pastorale d’ètè, 1920), мимическая симфония Гораций-победитель (Horace victorieux, 1921), Песнь радости (Chant de joie, 1923), Прелюдия к «Буре» Шекспира (Prèlude pour «La tempete», 1923), Пасифик 231 (Pacific 231, 1923), Регби (Rugby, 1928), Симфоническое движение No 3 (Mouvement symphonique No3, 1933), Сюита из музыки к фильму «Отверженные» («Les misèrables», 1934), Ноктюрн (1936), Серенада Анжелике (Sèrènade pour Angèlique, 1945), Архаическая сюита (Suite archaique, 1951), Монопартита (Monopartita, 1951); концерты с оркестром — концертино для фп. (1924), для влч. (1929), камерный концерт для флейты, англ. рожка и струн. орк. (1948); камерно-инструментальные ансамбли — 2 сонаты для скр. и фп. (1918, 1919), соната для альта и фп. (1920), соната для влч. и фп. (1920), сонатина для 2 скр. (1920), сонатина для кларнета и фп. (1922), сонатина для скр. и влч. (1932), 3 струн. квартета (1917, 1935, 1937), Рапсодия для 2 флейт, кларнета и фп. ( 1917), Гимн для 10 струнных (1920), 3 контрапункта для малой флейты, гобоя, скр. и влч. (1922), Прелюд и блюз для квартета арф (1925); для фортепиано — Скерцо, Юмореска, Adagio expressivo (1910), Токката и вариации (1916), 3 пьесы (Прелюдия, Посвящение Равелю, Hommage а Ravel, Танец, 1919), 7 пьес (1920), Сарабанда из альбома «Шести» (1920), Швейцарская тетрадь (Cahier Romand, 1923), Посвящение Русселю (Hommage а A. Rousell, 1928), Сюита (для 2 фп., 1928), Прелюд, ариозо и фугетта на тему BACH (1932), Партита (для 2 фп., 1940), 2 эскиза (1943), Воспоминание о Шопене (Souvenir de Chopm, 1947); для скрипки соло — соната (1940); для органа — фуга и хорал (1917), для флейты — Танец козы (Danse de la chevre, 1919); романсы и песни, в т. ч. на сл. Г. Аполлинера, П. Верлена, Ф. Жамма, Ж. Кокто, П. Клоделя, Ж. Лафорга, Р. Ронсара, А. Фонтена, А. Чобаняна, П. Фора и др.; музыка к спектаклям драматического театра — Сказание об играх мира (П. Мераля, 1918), Пляска смерти (К. Ларронда, 1919), Новобрачные на Эйфелевой башне (Кокто, 1921), Саул (А. Жида, 1922), Антигона (Софокла — Кокто, 1922), Лилюли (Р. Роллана, 1923), Федра (Г. Д’Аннунцио, 1926), 14 июля (Р. Роллана; совм. с др. композиторами, 1936), Шёлковый башмачок (Клоделя, 1943), Карл Смелый (Р. Моракса, 1944), Прометей (Эсхила — А. Боннара, 1944), Гамлет (Шекспира — Жида, 1946), Эдип (Софокла — А. Обе, 1947), Осадное положение (А. Камю, 1948), С любовью не шутят (А. Мюссе, 1951), Эдип-царь (Софокла — Т. Мольньера, 1952); музыка для радио — 12 ударов в полночь (Les 12 coups de minuit, К. Ларронда, радиомистерия для хора и орк., 1933), Радиопанорама (1935), Христофор Колумб (В. Aгe, радиооратория, 1940), Биения мира (Battements du monde, Aгe, 1944), Золотая голова (Tete d’or, Клоделя, 1948), Св. Франциск Ассизский (Aгe, 1949), Искупление Франсуа Вийона (Ж. Брюира, 1951); музыка к фильмам (35), в т. ч. «Преступление и наказание» (по Ф. М. Достоевскому), «Отверженные» (по В. Гюго), «Пигмалион» (по Б. Шоу), «Похищение» (по Ш. Ф. Рамю), «Капитан Фракас» (по Т. Готье), «Наполеон», «Полёт над Атлантикой».

Литературные сочинения: Incantation aux fossiles, Lausanne (1948); Je suis compositeur, (P., 1951) (рус. пер. — Я — композитор, Л., 1963); Nachklang. Schriften, Photos. Dokumente, Z., (1957).

Литература: Шнеерсон Г. М., Французская музыка XX века, М., 1964, 1970; Ярустовский Б., Симфония о войне и мире, М., 1966; Раппопорт Л., Артур Онеггер, Л., 1967; её же, Некоторые особенности гармонии А. Онеггера, в сб.: Проблемы лада, М., 1972; Друмева К., Драматическая оратория А. Онеггера «Жанна д’Арк на костре», в сб.: Из истории зарубежной музыки, М., 1971; Сысоева Е., Некоторые вопросы симфонизма А. Онеггера, в сб.: Из истории зарубежной музыки, М., 1971; её же, Симфонии А. Онеггера, М., 1975; Павчинский С, Симфоническое творчество А. Онеггера, М., 1972; George A., A. Honegger, P., 1926; Gèrard С, A. Honegger, (Brux., 1945); Bruyr J., Honegger et son oeuvre, P., (1947); Delannoy M., Honegger, P., (1953); Tappolet W., A. Honegger, Z., (1954), то же (Neucnвtel, 1957); Jourdan-Morhange H., Mes amis musiciens, P., 1955 (рус. пер. — Журдан-Моранж Э., Мои друзья музыканты, ред. и вступ. ст. Г. Шнеерсона, М., 1966); Guilbert J., A. Honegger, P., (1959); Dumesnil R., Histoire de la musique, t. 5- La premiиre moitiè du XX-e siиcle, P., 1960 (рус. пер. фрагментов — Дюмениль Р., Современные французские композиторы группы «Шести», ред. и вступ. ст. М. Друскина, Л., 1964); Peschotte J., A. Honegger. L’homme et son oeuvre, P., 1966.

Источник

Оцените статью