Only in sleep eriks esenvalds ноты

Тема: Эрикс Эшенвалдс (Ēriks Ešenvalds) *1977.

Опции темы
Поиск по теме

Эрикс Эшенвалдс (Ēriks Ešenvalds) *1977.

Композиторские границы /Вольный перевод/
Инесе Лусиня , « Диена »
Воскресенье 31 августа (2008.)


Autors: Kristians Putniņš

«Отгородиться и фанатично писать только христианскую музыку? Если могу быть частью приношения Латвийской культуры, тогда с величайшей радостью», — так считает композитор Эрикс Эшенвалдс (*1977) .
Композитор находится посередине. Как равновес – говорит Эрикс Эшенвалдс, чья награжденная опера «Плодовое дерево – это Язеп» только что прозвучала на фестивале духовной музыки. Его новые произведения прозвучат также на фестивале новой музыки «Арена» и на концертах к 90-летию провозглашения Латвийской республики.

Композитор София Губайдулина в одном интервью прекрасно сказала: духовное обновление это хороший повод для написания музыки. Почему ты пишешь музыку?
Мне пришлось столкнуться с мнением, что композиторы, художники находятся в связи с божественным, и почувствовав этот контакт, желание творить становится таким большим, что этому невозможно противиться. Часто у меня такое чувство, что накопилось, и так хочется побыть в одиночестве, сидеть за роялем и работать, выложить эти эмоции на бумаге. Работу композитора я считаю простой, обычной профессией. Господь призвал тебя быть композитором или шофером. Ты чувствуешь себя лучше всего, работая учителем химии или журналистом.Ты это чудесно делаешь и это получается. Но пока я понял, что стану композитором, прошел долгий и трудный «зигзагообразный» путь.

В каком смысле?
В городке Приекуле Лиепайского района я с хорошими результатами закончил музыкальную и основную школу — с золотым дипломом, как положено сыну учительницы, был отличником. Побеждал на математических олимпиадах и на детских конкурсах пианистов, везло на конкурсах сочинений Всемирного объединения свободных латышей, также на кроссах был первым. И именно потому, что давалось почти все, возникла проблема с выбором. Было время Пробуждения и, видя, как трудно музыкантам, совместно с матерью решили, что в музыкальное училище я не пойду. Надо изучать физику и химию, математику. Поступил в Лиепайскую 1-ю среднюю школу. Учился, живя один в трехкомнатной квартире в центре Лиепаи. Время от времени писал песни для молодежного хора Приекульской баптистской общины. Продолжал играть на рояле. Но это было только хобби.
Очень популярной профессией была психология – что-то новое для Латвии. Окончив среднюю школу , поступил в Латвийский университет на психолога. Из 300 претендентов у меня был третий лучший результат и я чувствовал себя бесконечно счастливым. Фанатично кинулся в учебу. Но я жил в ужасном общежитии. В окруженном березами здании на окраине города, на Юрмальском проспекте, где за окном видишь только березовую рощицу и слышишь, как по улице едет машина. Мне это казалось депрессивным. Я общительный человек, а здесь в конце недели вдруг приходилось оставаться одному в тишине.
Изучая психологию, мне очень хотелось упорядочить и самому свою жизнь. Я писал дневник. И однажды, в одну из пятниц, вечером, когда остальные разъехались по домам, мы остались в комнате вдвоем с Дайнисом. Он предложил на следующее утро совместно по клеить новые обои и собирался поехать за ними к своему брату. Незадолго до этого к нам зашел однокурсник в спортивной форме и предложил в школьном зале поиграть в баскетбол. Дайнис тоже был спортсменом, и ему очень хотелось поигратью . П оездка за обоями была перенесена на утро . Но вскоре появился пригласивший и с отчаянием сообщил, что Дайнис играя в баскетбол вдруг внезапно упал и умер. Я поспешил в зал. Он лежал там: никогда не забуду его изменившегося лица! Дождались скорую помощь, нашли телефоны родственников. Они приехали, забрали вещи Дайниса. После этого я провел ночь один в нашей комнате. Старался успокоиться, молясь и читая Библию, но все время перед глазами находилось его пугающее лицо. Что помогло? То, что рядом, в соседней комнате была музыка, дискотека. Общество, люди, были здесь же рядом.

Читайте также:  Макукин виталий полет кондора гитара

Что заставило резко вернуться к музыке?
Точку поставили занятия по нейро-лингвистическому программированию. Преподавательница призывала: закройте глаза и в тишине в воспоминаниях ищите, что у вас в жизни было связано с зеленым цветом. За 15 секунд «нашел» машину своего брата зеленого цвета и наши поездки зимними вечерами в Ригу. Я был уже влюблен в свою теперешнюю жену Инессу, и мне нравилось проводить свободные вечера в машине брата, где звучали романтические латышские песни. Я смотрел на пробегающие деревья и думал об Инессе. Помню юношескую экскурсию на высохшее болото – пристали на плотах, все было таким зеленым, собирали ягоды, и я чувствовал себя совершенно счастливым. Но рассказывая о своих счастливых мгновеньях чувствовал, что мне становится плохо. У меня потекли слезы. Преподавательница предложила поговорить. В течение двух часов я рассказал всю свою жизнь. И то, что не могу освободиться от пугающего лица Дайниса. Она предложила метод, как освободиться. Сначала надо было увидеть что-либо хорошее. Я вспомнил солнечный закат в Лиепае, который я описал в своем единственном стихотворении. «Теперь мысленно вставь его в рамку, как картину. А рядом установи картину с лицом Дайниса. Затем, считая до трех, — «хоп!» ставим впереди нее Закат». Так долго повторяли, пока я лицо Дайниса не увидел на фоне заката.
Во мне воцарился покой, я избавился от страха. Но я у нее не мог спросить: а где же во всем этом Бог? Могу разрешить проблему с «хоп!» манипуляциями? Говорил об этом со священнослужителями и епископом. Им казалось, что со своим романтическим нутром я слаб для психологии. Продумав, незамедлительно забрал документы.

Читайте также:  Ноты колокольчики джингл белс

Не пожалел ли об этом позднее?
Мне хотелось быть христианским психологом. Но этому нигде не учили. Был уже октябрь: куда идти? Совпало так, что начался баптистский теологический семинар. Я был в общине активный, уже проводил занятия по Библии, замещал священника. Казалось: «вот, какое руководство Господа?» Бросился в теологию. Проучился один год, начал второй, но и священник из меня не получился. Директор семинара позвал к себе в кабинет и сказал: «Эрик, голова у тебя есть, но священником ты не будешь»!
Все время продолжал писать хоровые песни для церкви. Брал уроки по вокалу у первой учительницы Инги Калны – Веры Зилпауши. Она радовалась, что у меня такой п рекрасный голос и за три месяца выучила из хорового баса в первые теноры. Тогда я вспомнил, что лиепайский дирижер Екаб Озолиньш однажды сказал, чтобы я показал свои песни в Музыкальной академии. Посмотрев песни, заведующий кафедрой Ромуалдс Калсонс сказал: талант у вас есть, знаний нет ! Попросил чтобы я за неделю написал произведение, импровизируя на рояле. Написал поэму. Мне предложили подготовительный курс. И я снова был готов с полной грудью окунуться внутрь : что делать? За один год надо заложить в голову материал всего пятилетнего обучения в музыкальном училище. Композитор Селга Менце мне «заложила внутрь» основательно, каждый урок несла CD , ноты – просмотрите это! Поступив на первый курс, понял, что необходимо учиться еще больше. Вечерами последний уходил домой. Вспоминаю: закрыл класс, ид у по коридору, и внезапно чувствую — вот место, где мне нужно быть. Мое призвание! И сразу почуствовал себя спокойным и счастливым. Вот, я рассказал двухгодичные путешествия, проведенные в поисках. Пройдя через все это , я просто не могу не писать .

Читайте также:  Маленький цветок ноты для скрипки

Христианином стал вопреки воспитанию в семье?
Мне с самого начала хотелось держаться на вершине. Отличник, лучший бегун, солист в хоре мальчиков. Во время Пробуждения внезапно очень популярными стали воскресные школы , можно было ходить в церковь. Это была большая перемена, потому что в советское время учителя смотрели, кто из детей посещает церковь. И тогда в понедельник шутили: можешь ли в классе спеть то, что вчера в церкви? Но вот дети стали массово ходить в церковь. Из моего класса тоже. Это что-то новое и интересное и еще они говорят о рождественских подарках из Америки. Подумал – хм, мне тоже хочется.

Тот подарок?
Проснулось любопытство: что там происходит? Тогда один одноклассник пригласил , не хочу ли я тоже прийти? Ну что ты, церковь не для меня. Я достоин чего-то большего, — отрубил с плеча. Но он не сдался и через месяц пригласил снова. В конце концов я пришел. В классе воскресной школы увидел огромный торт. Выяснилось, что я пришел на окончание учебного года и меня даже угостили тортом. Меня поразила сердечность и то, что не было амбициозных соревнований отличников. Учительница сообщила, что через две недели будет разбит школьный лагерь с палатками. Я тоже записался, потому что жить в палатке мне нравилось! Позднее, в молодежном кружке увидел около 20 человек молодежи из своей школы. Священник Арнолдс Штернс вел разговоры по нашим важным экзистенциальным вопросам: что — если твои родители алкоголики? Что делать, если не поддается учеба? Он рассказывал, как жили в ссылке в Сибири. Он нас вынянчил, дал жизненную школу и открыл для нас христианскую этику. Я понял, что мне в жизни важны ценности и нормы христианской этики: одна жена, церковная община как духовный дом, добродеятельный самаритянин , уважение к другому . Но в тоже время пришел к одному выводу : я хотел бы вечную жизнь, но есто одно НО – сам ключ к этой вечной жизни. Христос. Знаменитая алтарная картина, где Христос стучит в дверь дома. Но интересно, что на наружной части двери нет дверной ручки, дверь можно открыть только изнутри. Господь стучит, и твой выбор – откроешь ли ты? Однажды, в уединении, дома вспоминал свою жизнь – также боль, рос я без отца. Упал на колени – я здесь!

В молодежном ансамбле подготовили программу и пригласили родителей первый раз прийти в церковь. Мама сказала, что не пойдет, но все же пришла. Я, зажавшись, играл на фортепиано, ансамбль пел: что она, учительница пения, скажет? « Если хочешь креститься, так и делай!» Когда в разговорах, также в интервью говорю спасибо Господу , для меня это очень важно. Я благодарю и молюсь полностью обо всем и всех : о своих композициях, о работе, о дирижере Марисе Сирмайсе и о директоре хора «Латвия» Марисе Ошлейсе. И руковожу хором из 20 человек в рижской баптистской церкви в Виланде. Хочется написать новую песню к следующему Празднику песни баптистов.

Этим летом твоя песня «Уходи, дождик!» (« Aizej , lieti ņ!» ) первый раз звучала на Вселатвийском Празднике песни в исполнении всех сводных хоров на эстраде в Межапарке. А с фанфарами на празднике песни ты прекрасно подготовил песню Петериса Барисона «У песни сегодня великий день» (« Dziesmai š odien liela diena »).
Я слушая, почти разрыдался.

Но многим казалось, что в общем звучании всех хоров это осуществить будет сложновато .
У меня и самого были сомнения. Большие тузы праздника песни сказали: новые хоровые песни ненормальны, во всех имеются соло! Я понял, нет проблем с романтичными песнями, которые написаны в гомофонной фактуре: это прекрасно звучит, всем на раз вместе, в красивых аккордах. Сегодня композиторы получают более личный контакт с публикой через один голос солиста, мастерят хору прекрасные полифонические песнопения в алеаторической фактуре. Но любительские хоры эти песни не очень охотно принимают, это для них трудновато. В этом-то и вся борьба. Марис Сирмайс хочет продвигать новые песни, обучать хористов и дирижеров. Но я тоже чувствую, насколько это им трудно. Композитор находится посередине. Как равновес. Я доверился Сирмайсу, его опыту, и по его просьбе песню упростил. Но все равно некоторые кричали, что сложно.

Теперь ты знаешь, какой необходимо быть песне для Праздника песни?
В течении лет выкристаллиализировались еще более новые жемчужины праздника песни: «Солнце. Гром. Даугава.» Мартиньша Брауна ( M ā rti ņš Brauns « Saule . P ē rkons . Daugava ») , «Моей Родине» Раймонда Паула ( R.Paula « Manai dzimtenei »). Но возможно скоро их будет слишком много? Когда мне предложили написать произведение для фанфар к началу заключительного концерта, я спрашивал, что за этим последует? Я подгоню песне П. Барисона тему ее самой ! Но интересной была реакция. Знатные дирижеры, оба Кокара и Аусма Деркевица сказали: Эти фанфары надо убрать. С другой стороны дирижеры Рачевский и Думиньш: замечательно!

Как ты соединяешь христианскую уверенность с интересом к языческим ритуалам в самой музыке?
Меня иногда упрекают: что же ты, верующий человек, бросаешься в фольклор, в язычество. Но я благодарю Бога, что я родился на этой земле, во мне течет латышская кровь и я чувствую себя патриотом Латвии. Отгородиться и писать только фанатично христианскую музыку? Если я могу быть частью приношения культуры Латвии, тогда с самой большой радостью .

Ты пишешь уже вторую оперу?
Импульс дал конкурс оперных идей для новой оригинальной латышской оперы, проведенный Латвийской национальной оперой.

Каково будет послание будущей оперы?
Наша главная героиня – библиотекарь, хранительница знания и рассказ будет о строительстве библиотеки. Будут действовать главный архитектор города, женщина — министр культуры, будет политическая борьба.

О замке света? Не боишься привкуса «позитивизма» в кампаниях?
Так конкретно м ы не целимся. Расскажем также, как много людей во всем мире в течение истории были замурованы в стенах строений, чтобы строение долго простояло. Также и в Латвии в одной церкви была замуровани женщина.

Эту жертву ты имел в виду также в опусе «Замурованная жена»(« Iem ū r ē t ā sieva ») на основе старинной албанской легенды?
Опера будет о наших днях, но с примесью исторического мистицизма – что необходимо нести жертвы. Необходим такой яркий, универсальный рассказ, как в сказках Г. Х. Андерсена. Вместе с И. Зандере работаем также над другим проектом – концертом, посвященным 90-летию Латвии в Национальном театре.

Ты начал со сложных элитарных работ, но в последнее время твой музыкальный язык стал демократичнее, методичнее. Послушавшись Сирмайса: не пиши абракадабру?
Писать академически или демократически? Об этом я спрашивал также у продюсера турне Майкла Джексона, датчанина, который сделал постановку грандиозного мероприятия по открытию Александрийской библиотеки и Евровидения. Его совет был: живи на обоих полях! Ибо уже много композиторов потерпели крах , изо всех сил пытаясь удержаться только в узком академизме. Чаще всего это субсидорованная музыка и борьба за это очень большая. Если Приекульской музыкальной школе надо свой гимн – я напишу. Для следующего Праздника песен школьников я написал цикл песен на стихи Мары Залите (Māra Zalīte) , для кино фестиваля «Арена» — опус с электроникой, для симфонического оркестра – «Облака» (« M ā ko ņ i »). Так странствую. Балансирую.

Каковы твои самые большие творческие планы?
Я хочу написать оперу, Рождественскую ораторию с оркестром для Академическога хора «Латвия», фортепианный концерт для Вестарда Шимкуса. Но хочется написать что-либо элитарное для Радио хора с оркестром «Симфониетта Рига». Все время продолжаю отслеживать: что происходит на мастер-классах, какие работы побеждают на конкурсах по композиции? Не хочу законсервироваться. Только что написал «Последние письма» (« P ē d ē j ā s v ē stules ») для виолончели и электроники. Исторические письма, которые люди писали своим близким зная, что умрут. Занесенный метелью полярный исследователь Роберт Скотт перед замерзанием, японский камикад p е – перед полетом на самолете-смертнике. Виолончелист «пишет», скрипит как перо по бумаге: My dearest wife !

Также для духового оркестра «Рига» к торжественному концерту 90-летия Латвии пишешь новое произведение? В Латвии для этого состава пишут не так часто
Будет «Праздничная месса» для духового оркестра, смешанного хора и двух солистов. Несколько дней назад, вместе с Лиепайским оркестром в Рижском соборе играли латышские патриотические песни. Классику, соответственно. Ибо живем на старых , патриотических песнях времен первого Латвийского государства , которые современную латвийскую молодежь больше не заинтересовывают. Но посмотрите как в США ухаживают за патриотизмом, школьники маршируют , дуют в инструменты и осознают ценность своей нации. А у нас руководители оркестров и хоров еще не задумились призывать : пишите. Они заняты своими специальными проектами, а подумать о государственности — забывается.

Что ты сам готов сделать для улучшения ситуации?
Мне очень понравилось, что смог написать музыку для фанфар на Празднике песни. Но когда Петерису Барисону заказали песню « Dziesmai š odien liela diena », он застенчиво положил ее на стол в Союзе композиторов. У нас не хватает именно песен торжествующего патриотизма. И именно здесь надежда на духовой оркестр! Но для него не пишем. Мы не доверяем выразить радость через три трубы.

Почему ты поешь в хоре «Латвия»?
Мне необходимо было попасть в профессиональную музыкальную среду. Сразу поступило предложение для фестиваля духовной музыки – Оратория «Страдания и воскресение Христа» (« Kristus cie š anas un aug šā mcel š an ā s »). Продолжаю петь, ибо здесь неиссякаемое обновление, все время новые идеи и проекты. Я все время учусь: сразу вижу – это произведение у хора получается, а это нет. Академический хор «Латвия» в своих поездках всегда берет с собой свои музыкальные партитуры и записи. После репетиции подхожу к дирижеру: я буду рад, если сыграете мое произведение. Конечно, это навязчивоть . Но я это использую.
Третья причина – это дисциплина и регулярная работа. Если бы я был свободный художник, то легко мог бы спать до десяти часов. Медленно смаковать чай, кофе и тогда стал бы сочинять. А здесь в 9:00 начинается работа и если я хоть на минуту опоздаю – пиши объяснительную! И мне очень нравится такая дисциплина. И коллектив прекрасный! Хотя и шел сюда с сомнениями. Я думал, что в историческом государственном хоре, который поет реквием, средний возраст хористов наверное будет 60 лет, и в нем, в большинстве старые холостяки и старые девы. Но увидел коллег и студентов.

Что понял на мастер-классах у известных основателей Дармштадской школы и у основателей стиля «новые сложности» Майкла Финиси и Брайена Фернихо?
Они все говорили: пиши, как ты чувствуешь! И не бойся того, что скажут другие. М. Финиси не мог понять, почему чешские студенты сначала хотят рассказать: у меня здесь такая схема, система, алгоритм и тематический стержень, о во второй секции я это транспонирую. В конце он даже рассердился: ну не работают ваши алгоритмы, мне от них ни жарко ни холодно! Он сам основатель стиля « new complexity », уже нотная запись у него как современное модерное искусство. Но когда он показывал свои работы, были удивлены, насколько те эмоциональны.

Можешь ли позволить приписать себя к так называемому направлению новой духовности в музыке?
Произведения известных представителей «новой духовности» с сакральным повествованием часто медленного темпа и обращены к размышлению. Но я хочу драму, открытые эмоции. По моему мнению, чем больше эмоций, тем богаче будет слушатель. Исполняя сакральные опусы знаменитых композиторов иногда кажется, что присутствует большая отчужденность от жизни реального верующего человека. Почему так абстрактно? Прочитав рассказ о страданиях Христа ты ведь видишь его очень лично! Подумай, что ты один из той толпы, где кто-то уже кидает камень. В повседневной жизни церкви это реально и лично. Я это так чувствую и также отображаю в своей музыке.

Композитор. Автор вокально-симфонических, симфонических, хоровых и произведений камерной музыки.

Родился в Приекуле 26 января 1977 года.

Закончил в 2004 году факультет композиции Латвийской Музыкальной академии им. Язепа Витола.

С 2002 года хорист Государственного Академического хора «Латвия».

Преподаватель Латвийской Музыкальной академии им. Яз. Витола.

Работал преподавателем музыки в Рижской 31 . средней школе.

Награжден Большим Музыкальным призом и ежегодным Призом газеты «Диена» в области культуры.

Победитель конкурса « Rostrum » ЮНЕСКО в Париже по композиции ( в группе новых композиторов).

Источник

Оцените статью