Опера добрыня никитич ноты

Опера добрыня никитич ноты

Александр Тихонович Гречанинов

Добрыня Никитич

Опера-былина «Добрыня Никитич»

(Dobrynja Nikitisch), op. 22

Треклист:

01. №1 Вступление
02. №2 Песенка Насти «Ты не рвись, не путайся..»
03. №4 Речитатив Насти и сцена с Добрыней «Ну, не кручинься, матушка. «
04. №5 Плач. Трио Мамелфа, Настя, Добрыня
05. №6 Рассказ Добрыни и прощание с матерью «Ну куда твой путь лежит»
06. №7 Женский Хор и ариетта Насти «Не тужи, не горюй. «
07. №8 Прощание Добрыни с Настей и Хор «Прощай Настя..»
08. №9 Речитатив и первая песенка Алеши «Полно убиваться красавица»
09. №10 Вторая песенка Алеши «Расцветали в поле цветики. «
10. №18 Ария Марины и сцена колдовства «Белы дубовы дрова разгорайтесь»
11. №19 Дуэт Добрыни и Марины «Что это. Не сон ли это. «
12. №25 Хор с пляской «Воин, воин, воробей. «
13. №26 Сцена появления Добрыни. Славление Князя «Не гневайся, Владимир. Красно Солнышко»
14. №27 Песня Добрыни «Из-за гор было гор высоких»
15. №29 Финал

Скачать: 124 Mb Запись (MP3 320)

15,9 Mb Ноты оперы (pdf)

Опера-былина «Добрыня Никитич»

Опера в трех актах, четырех картинах. Либретто А. Гречанинова по русским былинам.
Премьера: Москва, Большой театр, 14 (27) октября 1903 г., под управлением И. Альтани.
Действующие лица:
Владимир Красное Солнышко, князь Киевский (бас)
Забава Путятична, его племянница (сопрано)
Добрыня Никитич, богатырь (высокий бас)
Настасья Микулична, жена его (сопрано)
Мамелфа Тимофеевна, мать его (альт)
Алеша Попович, богатырь (тенор)
Змей Горыныч (без слов)
Марина, чародейка, живет у Змея (меццо-сопрано)
Придверник на пиру у князя Владимира (тенор)
Богатыри, их жены, народ, пленники и пленницы Змея Горыныча

Действие происходит в Киеве и во владениях Змея Горыныча в былинные времена.

История создания

В 1895 году Гречанинов, недавно окончивший консерваторию и живший в столице, возможно, не без влияния своего педагога Римского-Корсакова, только что закончившего «Садко», взялся за работу над первой оперой — тоже на былинный сюжет. В качестве основы либретто, над которым композитор работал сам, были избраны три былины: «Добрыня Никитич и Змей», «Добрыня Никитич и Алеша Попович» и «Добрыня Никитич и Маринка». В первой Гречанинова заинтересовал мотив борьбы со Змеем, послать на которую Добрыню князю советует Алеша Попович, поскольку у Добрыни:

М. Г. Цыбущенко — Забава Путятична. Фотостудия К. А. Фишера. Фото из коллекции В.Н. Лапина

В этой былине Добрыня не женат, а имя его матери Мальфа Тимофеевна. Из второй былины, где присутствуют жена Настасья и мать Офимья Олександровна, автор заимствовал мотив завета Добрыни, уезжающего на подвиги, ждать его шесть лет, а потом выйти замуж, только не за Алешу. Наконец, из последней былины взято, по существу, только имя «ставщицы да ожеленщицы», колдуньи, жившей в Киеве. В былине Добрыня приходит к ней за своей стрелой, ненароком залетевшей в сад. Маринка обращает его в жабу, затем в кобеля, затем в тура и освобождает только принудив богатыря дать клятву жениться на ней. Добрыня сдерживает клятву, но наутро срубает жене голову. Объединив различные сюжетные линии, частично изменив как события, так и их мотивировки, Гречанинов сжал до предела действие, в былинах традиционно растянутое, уложив его в четыре картины, события в которых происходят на протяжении шести лет.

Опера создавалась долго. Лишь в 1901 году была поставлена последняя точка в партитуре, посвященной жене, Вере Ивановне Гречаниновой. Премьеры оперы пришлось ждать еще два года. Она состоялась 14 (27) октября 1903 года в московском Большом театре.

Сюжет

На широком дворе киевской усадьбы Добрыни прядут Мамелфа и Настя. Мамелфа рассказывает сон, который, как ей кажется, сулит беду сыну, Настя успокаивает ее. Приходит Добрыня и объявляет, что князь Владимир послал его в поход на Змея Горыныча, похитившего княжескую племянницу Забаву Путятичну. Жене Добрыня приказывает ждать его шесть лет, а потом считать убитым и выйти замуж, только не за Алешу Поповича. Настя дает ему перстень, а мать — камень-самоцвет, который охранит его от беды. Добрыня уезжает, провожаемый народом. Тут же появляется Алеша, поет Насте песенки и пытается соблазнить ее. На крик Насти входит Мамелфа с палкой и прогоняет незадачливого ухажера. Алеша объявляет, что тоже пойдет на бой со Змеем, и убегает. Вернувшийся с проводов Добрыни народ смеется над ним.

Во владениях Змея Горыныча горюют пленницы. Змей пролетает вдали, Марина провожает его злобными возгласами: не может она простить, что забыл он ее, украв Забаву. Вбегает Алеша и прячется, когда мимо пролетает Змей, преследуемый Добрыней. Вскоре Доб- рыня появляется с головой Змея. Он рад Алеше, который говорит, что его послал князь в помощь Добрыне. Отворяются двери терема, выходит Марина, окруженная невольницами, и приглашает богатырей отдохнуть. Очарованные ее красотой, витязи следуют за чародейкой.

В тереме Марины спят богатыри. Марина колдует, чтобы влюбить в себя Добрыню. Добрыня просыпается привороженный, забывший Настю, и объясняется красавице в любви. Марина велит волшебным девам усладить их танцами. Просыпается Алеша и, увидев происходящее, убегает в Киев с тем, чтобы объявить себя победителем Змея и жениться на Насте. Но Добрыней овладевает тревога, ему душно. Непроизвольно хватается он за шею и срывает шнурок с талисманом. Самоцвет загорается, и богатырь приходит в себя. Он велит Марине указать, где спрятаны пленные. Волшебница отказывается, Добрыня поднимает меч, но она оборачивается птицей и улетает. Исчезают волшебные девы. Добрыня идет на поиски и вскоре возвращается с освобожденными пленниками и Забавой.

В гриднице князя Владимира пир. Сам князь сосватал Настю за Алешу Поповича. Тот рассказывает о своих подвигах и о смерти Добрыни. Князю докладывают, что калика перехожий рвется в терем. Входит переодетый Добрыня с гуслями и просит разрешения спеть песню. Владимир в гневе, но уступает просьбам гостей. Добрыня славит князя и княгиню, затем поет песню и просит разрешения поднести чару вина, кому сам знает. Князь соглашается. Добрыня опускает в чару кольцо, данное Настей на прощанье, и подносит ей чару с требованием выпить до дна. Настя узнает кольцо и просит мужа простить ее — не своей охотой, а по повелению князя шла она за Алешу. Добрыня упрекает князя, Алеша хочет незаметно выбраться из гридницы, но в дверях сталкивается с Мамелфой. Мать бросается к сыну, терем наполняется освобожденными Добрыней пленниками, среди них и Забава. Все ликуют, славят богатыря.

Музыка

«Добрыня Никитич» не отличается самостоятельностью стиля. При явном стремлении автора опереться на традиции русской эпической оперы — «Руслана и Людмилы» и «Князя Игоря» — отчетливы влияния не только Глинки и Бородина, но и Чайковского и Римского-Корсакова, в частности оперы-былины «Садко». Образная сфера оперы делится на русскую народную и фантастическую, причем первая решена в романсово-лирическом плане.

Это относится и к единственному номеру оперы, сохранившему популярность до наших дней — второй песне Алеши из I акта «Расцветали в поле цветики, расцветали дни весенние» с широкой распевной мелодией и аккомпанементом, имитирующим звучание гуслей.

Источник

Опера добрыня никитич ноты

Опера А. Т. Гречанинова в трех актах, четырех картинах. Либретто композитора по русским былинам.
Премьера: Москва, Большой театр, 27 октября 1903 г., под управлением И. Альтани.

Действующие лица:

  • Владимир Красное Солнышко, князь Киевский (бас)
  • Забава Путятична, его племянница (сопрано)
  • Добрыня Никитич, богатырь (высокий бас)
  • Настасья Микулична, жена его (сопрано)
  • Мамелфа Тимофеевна, мать его (альт)
  • Алеша Попович, богатырь (тенор)
  • Змей Горыныч (без слов)
  • Марина, чародейка, живет у Змея (меццо-сопрано)
  • Придверник на пиру у князя Владимира (тенор)
  • Богатыри, их жены, народ, пленники и пленницы Змея Горыныча

Действие происходит в Киеве и во владениях Змея Горыныча в былинные времена.

История создания

В 1895 году Гречанинов, недавно окончивший консерваторию и живший в столице, возможно, не без влияния своего педагога Римского-Корсакова, только что закончившего «Садко», взялся за работу над первой оперой — тоже на былинный сюжет. В качестве основы либретто, над которым композитор работал сам, были избраны три былины: «Добрыня Никитич и Змей», «Добрыня Никитич и Алеша Попович» и «Добрыня Никитич и Маринка». В первой Гречанинова заинтересовал мотив борьбы со Змеем, послать на которую Добрыню князю советует Алеша Попович, поскольку у Добрыни:

Со змеей заповедь положена
А не ездить боле во чисто поле.
Не топтать-то ведь младых детенышей,
А змее не летать да на святую Русь,
Не полонить ей да людей русских.
Так он может достать без бою,
Без драки кровопролития.

В этой былине Добрыня не женат, а имя его матери Мальфа Тимофеевна. Из второй былины, где присутствуют жена Настасья и мать Офимья Олександровна, автор заимствовал мотив завета Добрыни, уезжающего на подвиги, ждать его шесть лет, а потом выйти замуж, только не за Алешу. Наконец, из последней былины взято, по существу, только имя «ставщицы да ожеленщицы», колдуньи, жившей в Киеве. В былине Добрыня приходит к ней за своей стрелой, ненароком залетевшей в сад. Маринка обращает его в жабу, затем в кобеля, затем в тура и освобождает только принудив богатыря дать клятву жениться на ней. Добрыня сдерживает клятву, но наутро срубает жене голову. Объединив различные сюжетные линии, частично изменив как события, так и их мотивировки, Гречанинов сжал до предела действие, в былинах традиционно растянутое, уложив его в четыре картины, события в которых происходят на протяжении шести лет.

Опера создавалась долго. Лишь в 1901 году была поставлена последняя точка в партитуре, посвященной жене, Вере Ивановне Гречаниновой. Премьеры оперы пришлось ждать еще два года. Она состоялась 14 (27) октября 1903 года в московском Большом театре.

Сюжет

На широком дворе киевской усадьбы Добрыни прядут Мамелфа и Настя. Мамелфа рассказывает сон, который, как ей кажется, сулит беду сыну, Настя успокаивает ее. Приходит Добрыня и объявляет, что князь Владимир послал его в поход на Змея Горыныча, похитившего княжескую племянницу Забаву Путятичну. Жене Добрыня приказывает ждать его шесть лет, а потом считать убитым и выйти замуж, только не за Алешу Поповича. Настя дает ему перстень, а мать — камень-самоцвет, который охранит его от беды. Добрыня уезжает, провожаемый народом. Тут же появляется Алеша, поет Насте песенки и пытается соблазнить ее. На крик Насти входит Мамелфа с палкой и прогоняет незадачливого ухажера. Алеша объявляет, что тоже пойдет на бой со Змеем, и убегает. Вернувшийся с проводов Добрыни народ смеется над ним.

Во владениях Змея Горыныча горюют пленницы. Змей пролетает вдали, Марина провожает его злобными возгласами: не может она простить, что забыл он ее, украв Забаву. Вбегает Алеша и прячется, когда мимо пролетает Змей, преследуемый Добрыней. Вскоре Доб- рыня появляется с головой Змея. Он рад Алеше, который говорит, что его послал князь в помощь Добрыне. Отворяются двери терема, выходит Марина, окруженная невольницами, и приглашает богатырей отдохнуть. Очарованные ее красотой, витязи следуют за чародейкой.

В тереме Марины спят богатыри. Марина колдует, чтобы влюбить в себя Добрыню. Добрыня просыпается привороженный, забывший Настю, и объясняется красавице в любви. Марина велит волшебным девам усладить их танцами. Просыпается Алеша и, увидев происходящее, убегает в Киев с тем, чтобы объявить себя победителем Змея и жениться на Насте. Но Добрыней овладевает тревога, ему душно. Непроизвольно хватается он за шею и срывает шнурок с талисманом. Самоцвет загорается, и богатырь приходит в себя. Он велит Марине указать, где спрятаны пленные. Волшебница отказывается, Добрыня поднимает меч, но она оборачивается птицей и улетает. Исчезают волшебные девы. Добрыня идет на поиски и вскоре возвращается с освобожденными пленниками и Забавой.

В гриднице князя Владимира пир. Сам князь сосватал Настю за Алешу Поповича. Тот рассказывает о своих подвигах и о смерти Добрыни. Князю докладывают, что калика перехожий рвется в терем. Входит переодетый Добрыня с гуслями и просит разрешения спеть песню. Владимир в гневе, но уступает просьбам гостей. Добрыня славит князя и княгиню, затем поет песню и просит разрешения поднести чару вина, кому сам знает. Князь соглашается. Добрыня опускает в чару кольцо, данное Настей на прощанье, и подносит ей чару с требованием выпить до дна. Настя узнает кольцо и просит мужа простить ее — не своей охотой, а по повелению князя шла она за Алешу. Добрыня упрекает князя, Алеша хочет незаметно выбраться из гридницы, но в дверях сталкивается с Мамелфой. Мать бросается к сыну, терем наполняется освобожденными Добрыней пленниками, среди них и Забава. Все ликуют, славят богатыря.

Музыка

«Добрыня Никитич» не отличается самостоятельностью стиля. При явном стремлении автора опереться на традиции русской эпической оперы — «Руслана и Людмилы» и «Князя Игоря» — отчетливы влияния не только Глинки и Бородина, но и Чайковского и Римского-Корсакова, в частности оперы-былины «Садко». Образная сфера оперы делится на русскую народную и фантастическую, причем первая решена в романсово-лирическом плане.

Это относится и к единственному номеру оперы, сохранившему популярность до наших дней — второй песне Алеши из I акта «Расцветали в поле цветики, расцветали дни весенние» с широкой распевной мелодией и аккомпанементом, имитирующим звучание гуслей.

Источник

Добрыня Никитич (Гречанинов)

Гречанинов Александр Тихонович – знаменитый русский композитор, популярен своими хоровыми произведениями. За всю свою творческую жизнь создал 59 опусов, которые были опубликованы, 8 сочинений без номера публикации и 6 неизданных сочинений. Его опера «Добрыня Никитич» остается актуальной и на сегодняшний день. Либретто оперы автора по русским былинам. В 1895 году Гречанинов закончил консерваторию и проживал в Москве. Как только он закончил работу «Садко», сразу же начал писать свою первую оперу. Основой либретто послужили три былины «Добрыня Никитич и Змей», «Добрыня Никитич и Алеша Попович» и «Добрыня Никитич и Маринка». В первой былине Гречанинова привлек внимание поединок со Змеем. Алеша Попович посоветовал князю отправить на нее именно Добрыню. В данной былине у Добрыни нет жены. Во второй же былине он женат. Богатырь уехал, а жена ждала его шесть лет и вышла замуж за другого. Из третьей былины, автор по сути только взял имя колдуньи, которая жила в Киеве. Добрыня является к ней, чтобы забрать стрелу, которая случайно попала в сад. Колдунья Маринка превращает его в разных животных, а потом возвращает ему свой облик, но при условии, что он на ней женится. Добрыня соглашается, но утром срубает ей голову. Соединив три сюжета, Гречанинов немного изменил сюжет и сжал его до минимума. Опера создавалась в течение нескольких лет. В 1901 году Гречанинов, наконец, завершил свое произведение. Первый показ состоялся лишь через два года, в 1903 году в Московском Большом театре.

События оперы «Добрыня Никитич» развиваются в трех действиях на протяжении шести лет. Произведение переносит нас в Киев во владение Змея Горыныча. В Киевской усадьбе сидят прядут жена и мать Добрыни. Мамелфу терзает беспокойство, ей приснился сон, в котором ее сына ожидает неприятность. Настя пытается утешить ее. Является Добрыня и сообщает, что князь отправляет его на битву со Змеем Горынычем, который украл племянницу князя Забаву Путятичну. Насте Добрыня повелевает ожидать его шесть лет. Если же он не вернется – значит, его убили. Настя должна будет выйти замуж, но только не за Алешу Поповича. Настя отдает Добрыни перстень, а мать, желая любым способом защитить сына, камень-самоцвет. Добрыня уезжает, все его провожают. Внезапно возникает Алеша, который хочет понравиться Насте своими песнями. Она его прогоняет, услышав крик выбегает и Мамелфа с палкой, прогоняя такого поклонника. Алеша решает тоже идти бороться со Змеем, все люди над ним насмехаются.

Далее содержание повествует о том, как во владениях Змея Горыныча печалятся пленницы. Ведьма Марина видит вдалеке Змея. Она зла на него, ведь он совсем про нее забыл после кражи племянницы. Алеша следует за Добрыней по пятам. Добрыня выходит с головой Змея и радуется, что Алеша пришел ему на помощь. Выходит Марина и приглашает богатырей немного поспать. Их очаровала ее красота, и они следуют за колдуньей.

В избе Марины богатыри спят. Марина привораживает к себе Добрыню, и когда тот просыпается, забывает о своей жене Насте. Марина приказывает девам станцевать для них с Добрыней. Тут открывает глаза Алеша и следит за происходящем. Не упуская своего шанса, он бежит в Киев, чтобы сообщить, что убил Змея и хочет жениться на Насте. Внезапно Добрыне становится плохо, он рвет на шее шнурок с талисманом. Самоцвет сияет и Добрыня моментально очнулся. Он приказывает колдунье сказать, где находятся невольницы. Марина превращается в птицу и исчезает. Добрыня направляется на поиски пленниц. Спустя некоторое время он находит и спасает всех, в том числе и Забаву.

Во владении князя Владимира пиршество. Князь обручил Настю и Алешу Поповича, который всем сообщает о победе над змеем и о смерти Добрыни. Князю сообщают, что один прохожий намерен войти во владение. Это оказывается переодетый Добрыня с гуслями, он хочет исполнить песню. Владимир разозлился, но все же позволил. Богатырь прославляет князя и его жену, затем хочет преподнести чару вина одному из гостей. Князь дает согласие. Добрыня кладет в чару кольцо, которая Настя дала ему, когда провожала. Он дает ей чару и просит, чтобы она все выпила. Настя понимает чье это кольцо и просит у Добрыни прощения. Ведь она не по своей воле выходит замуж за Алешу. Так приказал князь. Добрыня не может сдержать своего гнева, он осуждает князя. Алеша в это время хочет незаметно скрыться. Но путь ему перекрывает Мамелфа. Мать стремится к сыну. В терем входят все пленницы, в том числе и Забава. Народ прославляет Добрыню.

Оперы «Добрыня Никитич» не отличается независимым стилем. В наше время популярной остается лишь одна ария «Расцветали в поле цветики…» из оперы «Добрыня Никитич», которую исполнил Алена в первом действии. Она имитирует гусли. Прослушать ее и другие арии можно онлайн на сайте клуба «Орфей», причем совершенно бесплатно.

Источник

Читайте также:  Андреев дмитрий романович гитара
Оцените статью