Опера елка ноты для фортепиано
В опере-сказке «Ёлка» Вальс фа#-минор звучит дважды.
В первый раз — девочка, просящая милостыню в морозный вечер перед Рождеством, слышит его за окнами богатого дома. Они ярко сияют — в доме ёлка, праздник. Красота музыки и радостный свет приводят замерзающую девочку в восхищение. Силы покидают её, она тихо засыпает на холоде. — В последнем своём земном сне девочка видит, что этот волшебный вальс танцуют для неё куклы в огромном блестящем зале, а за руку её держит принц. — К утру бедняжка умерла. На Небе девочку встретила её мама, потом Ангелы; на ней теперь сияли белые одежды Вечной Жизни. — Вот содержание рождественской оперы-сказки Ребикова.
Музыка Вальса хрупкая, лирическая, в ней красота зимы, мерцание разноцветных снежных искр — в то же время чистота этих белых одежд, светлое утешение. Высокий регистр напоминает о небесной природе души, тональность фа#-минор несёт в себе тонкую боль: у замерзающей девочки болели пальчики. Ясная фактура и малая длина пьесы делают её образы мимолётными, лёгкими; сострадание и чувство вины, вызываемые сюжетом сказки, не тяготят нас, потому что через них душа обретает стройность.
Пьеса состоит из трёх частей: белый «иней» мелодии первой части сопоставлен с «игрой света» во второй; третья часть — повторение первой, к ней добавлена маленькая кода (как бы желание удержать волшебный образ ещё немного).
Вальс Ребикова — произведение не очень трудное; посмотрим его в деталях.
ПРАВАЯ РУКА в I части.
ДЛИННЫЕ ЛИГИ здесь относятся к «дыханию» руки, а не к штрихам: на начало лиги опускаемся рукой и запястьем, затем по ходу лиги уровень запястья постепенно вновь поднимается. Внутри длинной лиги почти всегда есть маленькие «волночки» руки, но общий порядок от этого не меняется (сравните с исполнением длинного арпеджио, где единая большая волна и несколько позиций внутри неё). — Если окончание лиги совпадает с окончанием фразы, почувствуйте «запятую» — смысловую люфтпаузу; при этом можно снять руку с клавиш. Внутри фразы переходите через тактовую черту на legato (если нет скачка).
ДВОЙНЫЕ НОТЫ требуют выведения мелодии на первый план (она в верхнем голосе). Этого можно достичь посредством особого приёма, который советовал Николай Метнер: опускайтесь рукой на каждую двойную ноту с нажимом на 5-й (4-й) палец при лёгком staccato 2-го (1-го) пальца — как бы «отказываясь» от среднего голоса. Связная игра при разрывах в верхнем голосе (они перед долями) достигается за счёт педали и ровного тембра. В среднем голосе при повторе одного звука 1-2 пальцами 1-й играет штрихом tenuto, как бы заменяющим legato, — в этот момент в верхнем голосе разрыв. Подкладывание 5-го пальца под 4-й в Вальсе невозможно.
МАЛЫЕ «ВОЛНЫ». Пары двойных нот в тт.1 и 3 можно играть «вниз-вверх» (в плане запястья); если наоборот, здесь это прозвучит «внешне», как бы незначаще. «Дыхание» запястья избавляет руку от застывания; со временем оно станет почти незаметным.
Дальше иной порядок: в тт.5-6 вилочки, дышащие волнением, требуют обратных действий запястья: отвечающих т.н. «движению Куллака». На 2-ю и 3-ю долю — пары «вверх-вниз» и «вверх» (чтобы на 1-ю долю было «вниз»); можно в начале разучивания все пары подряд играть «вверх-вниз», то есть строго по Куллаку. Вторую восьмую лучше — и для руки, и для головы — играть 1-3 пальцами, а не 1-4. Такт 7: «вниз», «вверх» и «вниз-вверх» (отдельная лига), чтобы в т.8 длинная лига была «вниз-вверх», по правилу «дыхания». Пары «вниз» и «вверх», статичные в плане запястья, снимаются всей рукой. — В т.14, ведя лигу, лучше играть только пальцами (это как бы колокольчики). Тт.15-16 содержат короткие лиги «вниз-вверх»; между ними legato. Такт 31: «вниз», «вверх» и «вниз-вверх», чтобы в т.32 длинная лига была по правилу. Соблюдайте мелкие вилочки — в них выражается жалость.
У вас может быть свой порядок движений — сложившийся сам собой через многократное интонирование пьесы. Но описанный порядок тоже полезно изучить: он выражает переменчивость чувств, в то же время образуя логическую линию. «Споря» с этим образцом, экспериментируйте; ищите, как вам естественнее играть это. — После освоения двойных нот в медленном темпе средний темп потребует интуитивной игры: движения, вошедшие в привычку (хранящиеся в подсознании), начнут выполняться автоматически — если они будут неопределёнными, появится «нетвёрдость» руки и (как следствие) сбивчивость в игре.
ЛЕВАЯ РУКА в I части
БАС И АККОРДЫ. Характерный вальсовый аккомпанемент исполняется так: бас (всегда 5-м пальцем) — на движении руки вниз, два аккорда (они всегда с участием 1-го) — на движении вверх. Учитывая переносы руки с баса на аккорд и обратно, получаем большой «круг». Условно говорят о совершающемся круговом движении.
Мизинец на чёрной клавише будет устойчивым, если «посмотрит» на неё прямо, а не сбоку, для чего рука принимает пронационное положение; при нажиме на клавишу все три сустава мизинца, не ломаясь, должны быть примерно одинаково согнуты (см. в группе тему «Постановка руки»). Чёрная клавиша берётся точно посередине — представьте себе, что там «ямочка», на которую и опускается кончик пальца.
В аккордах растяжение должно быть посильным, чтобы они звучали мягче (например, в т.3 берите аккорд 4-2-1 пальцами, а не 3-2-1, избегая играть кварту 3-2). Также пусть растяжение будет пропорциональным — с учётом баса (в т.7 аккорд будет 3-2-1 пальцами, а не 4-2-1, ориентируясь на возможность arpeggiato от баса: Ре-Соль#-Си-Фа#). Первый принцип важнее второго, потому его требования нужно предпочитать. В тт.1,3,6 важен первый принцип, в тт.5,7 — второй.
ТАКТЫ ИЗ ВОСЬМУШЕК. Бас играется движением руки и запястья вниз, затем в течение лиги уровень руки постепенно поднимается. Полезно учить, превращая бас в восьмушку и включая его в лигу — тогда чувствуется постепенный поворот кисти вправо по ходу лиги. Басы нужно отпускать после пятой восьмушки такта — чтобы рука в конце лиги могла легко «взмыть», не будучи прикована к клавиатуре. Саму эту восьмушку (она 2-м пальцем) задерживать не нужно, несмотря на то что её звук входит в гармонию. В т.2 скольжение 2-го пальца по чёрной клавише — лёгкое, без нажима; «съезжаем» на белую клавишу по правому наклонному рёбрышку чёрной. Нажим только потом — на Си. В т.8 мизинцем оттолкнитесь от баса влево, чтобы преодолеть скачок; в смысле запястья Ре после баса — вверх, Ми# — вниз (от него как бы исходит лига, в которой 4-ре восьмых). В т.32 аппликатура 5-3-2-1-1, с повторением 1-го пальца; Ми# он берёт в направлении Фа# («наружу»).
II часть: ПРАВАЯ РУКА
Первые четыре ноты т.33 — играя каждую «вниз», как бы декламируя их, но связно, без отпускания клавиш — что показано лигой в таком же т.41. Знак tenuto на Фа# не разрешает играть форшлаг «движением Куллака» (снизу вверх в смысле запястья). Затем идут взволнованные лиги — они требуют частого дыхания руки (запястье ходит «вниз-вверх», независимо от направления мелодии).
В т.36 на Фа# верхнего голоса нужна смена пальцев с 4-го на 5-й; в среднем голосе — скольжение 1-го пальца (воздушное, без давления).
В тт. 37 и 39 играйте с «завитками» в смысле запястья: два полных движения Куллака (т.е. на 1-й и 2-й долях будет «вверх-вниз») и подъём руки до конца такта, где её снятие, — чтобы затем можно было опуститься на сильную долю.
Средний голос в т.38 и 40 как бы «семенит» — 1 и 2 пальцы танцуют с грацией.
В тт.45 и 46 в течение лиги уровень руки поднимается; яркость и полнота верхних звуков создаём, поворачивая кисть по рисунку мелодии. Т.47 — более тёмный (он как бы «в тени елей» — за счёт среднего регистра); т.48 — быстрое раскрытие звучности, подобно вееру (на пассаже прибавляйте нажим). Триоли пусть»убегают вперёд» во время подъёма уровня руки.
В тт.61 и 62 все лиги (частые, кружащие голову) играются по принципу «вниз-вверх» в плане запястья. Всюду «движение Куллака», придающее звучанию тембровую яркость, открытость.
Тт.63-64: сначала повышение руки (1-2-3), затем она на уровне (1), после чего опускаемся на диезную кварту — чтобы при разрешении вновь выйти из кл-ры (тогда оно прозвучит прозрачно). Если бы мы «упали» на 1-й, чтобы затем взять кварту Соль#-До# жестом вверх, то она прозвучала бы резко, а последующее разрешение (Ми-Ля) из-за опускания руки стало бы слишком основательным, потеряло бы изящество.
Аппликатура, стоящая в издании Музгиза (1950г), хорошая; ради уверенности в игре её желательно выучить точно. Вилочки во II части — быстрое набегание и отступление звука; они выражают праздничную контрастность, яркость. Здесь Вальс из лирического становится танцевальным, чему способствует небольшое ускорение темпа (Poco piu mosso).
ЛЕВАЯ РУКА во II части
Т.33 — от басовой октавы Ми-Ми оттолкнитесь в направлении маленьких лиг, одновременно свешивая кисть. Обе лиги играются «вниз-вверх», в конце такта снятие руки.
Т.34 — двойные терции идут по верхнему голосу. Поучите их приёмом Метнера, играя нижний голос staccato e piano. Также поиграйте, исключая 2-й палец либо 3-й в двух начальных долях, покачивая рукой вокруг оси; запястье — «вниз-вверх». Последняя из терций (3-5 пальцами) берётся «вверх», со снятием руки.
Тт.35,37,39 — вальсовый аккомпанемент, уже описанный по поводу I части пьесы.
Т.36 — аппликатура 5-1-2-1-1 (с повтором 1-го пальца).
Т.38 и 40 — средний голос изящно «семенит».
Тт.45-48: аппликатура аккордов — по два раза 3-2-1, 4-2-1, 4-2-1, 3-2-1.
Тт.61-62: в аккордах будет 3-2-1, затем (arpeggiato) 5-3-2-1, дальше 3-2-1 и 5-4-2-1.
Тт.63-64: септима 5-1 («вниз», с осевым покачиванием) и терция 3-2 («вверх», снимая руку в направлении баса Ля — взяв который, тоже нужно будет снять её). На третью долю, т.е. перед началом репризы пьесы — молчание; для этого педаль снимается.
III часть — точное повторение первой. После неё идёт 5-тактовая кода: двойные ноты, соединённые парными лигами, играются как в начале пьесы — «вниз-вверх». Мелодический голос: 5-4,5-4,3-2 пальцы. Половинную ноту — аккорд 1-3-5 пальцами — можно разложить, если не хватает растяжения; держите две верхние ноты (кварту Соль#-До#), 1-й палец немного подведя к кисти. Сексту Ля-Фа# добавьте 1-2 пальцами, связав Фа# с Соль#. При малом растяжении руки верхний До# придётся отпустить. Пассаж из левой руки переходит в правую — смените педаль на 3-й доле (не до конца) и проинтонируйте кварту До#-Фа# ровным тембром, как будто её играет одна рука, а не разные. Педаль на пассаже — не выписанная в нотах, но интуитивно нужная — держится ровно два такта. Восьмые в правой руке играются на боковом растяжении (то есть кисть наклонена супинационно). Это позволяет без усилия исполнить кварту 2-3 и квинту 3-5 пальцами. На мизинце соберите кисть; к пассажу прибавляется одновременная терция (она 2-4) — запястье пойдёт «вниз». В этот момент левая рука берёт квинту 3-1 тоже «вниз», затем тоническую октаву (pianissimo) 5-1 пальцами — её вместе с правой рукой тотчас отпустите (почти staccato). Дайте аккорду «повисеть» в воздухе, затем спокойно, но точно (например, на третью долю) снимите педаль: музыка исчезает.
Описание «профессионального» исполнения Вальса может оттолкнуть своей детальностью. Зато здесь рассказано всё в точности; так играют, желая передать изменчивую картину чувств, не упрощая её. Попытайтесь разобрать маленький фрагмент Вальса, используя комментарий — возможно, этого будет достаточно для общего понимания мотивной фразировки. Может быть, надо было описать сами принципы, а не картину игры. Неудачный комментарий, не получилось сделать лучше. Простите!
Источник
Опера елка ноты для фортепиано
Автор: Г. Пыстин
Год: 2006
Издательство: Окарина
Страниц: 40
Формат: PDF
Размер: 2,1 МВ
Язык: русский
В «Альбом популярных пьес» вошли 4 обработки для двух фортепиано, сделанные Г. Пыстиным. Пьесы сборника предназначены для исполнения в концертных программах и музыкально-педагогической практике, доступны для учащихся старших классов ДМШ.
Вальсы «На сопках Манчьжурии» и «Амурские волны» относятся к широко известным и часто исполняемым произведениям репертуара российских духовых оркестров. Они звучали в парках, на танцплощадках, в концертных залах. Неувядаемая красота и благородство музыки, ее независимость от времени и моды обусловили их необычайную популярность на протяжении XX в. Поэтому сегодня кажется, что «содержательное пространство» этих вальсов овеяно многими событиями отечественной истории.
Вальс из оперы-сказки «Елка» — тонкая лирическая Миниатюра часто исполнялась в переложениях для народного оркестра, гитары, баяна и т. д. Можно сказать, что своей известностью В. Ребиков — композитор, писатель и деятель культуры рубежа XIX веков -обязан именно этой пьесе. В обработке для двух фортепиано вальс Ребикова трактуется с позиций романтической шопеновско-фильдовской традиции. Романтическое, свободное прочтение «волшебно-сказочного» музыкального материала позволяет автору обработки включить в пьесу близкую по духу цитату из фортепианного концерта В. А. Моцарта (II часть).
Заключительная «Постлюдия» является результатом концертной обработки небольшого фрагмента, написанного в традициях русской романсовой лирики, из музыки А. Шнитке к мультфильму по рисункам А. С. Пушкина. Обработка посвящена канадской пианистке Доминик Морель — артдиректору фортепианно-дуэтных фестивалей в Квебеке.
СОДЕРЖАНИЕ:
- М. Кюсс. Амурские волны
- И. Шатров. на сопках Манчжурии
- В. Ребиков. Вальс из оперы-сказки «Елка»
- А. Шнитке. Постлюдия из музыки к мультфильмам по рисункам А.С. Пушкина
Источник
М. Раухвергер. «Елка»: ноты для фортепиано
На этой странице представлены ноты детской песни Михаила Раухвергера под названием «Елка» . Ноты для фортепиано можно скачать бесплатно с нашего сайта в формате pdf чуть ниже. А пока мы предлагаем вспомнить мелодию этой песни на стихи О. Высотской.
Ноты для фортепиано «Елка» ниже текста песни
Соберемся вместе мы
На празднике своем,
Потанцуем весело
И песенку споем.
Не шуми ты, елка,
Не роняй иголки,
Соберем сегодня мы всех ребят,
Песни новогодние пусть звенят!
Елочка игрушками
Украшена кругом,
Синими хлопушками,
Серебряным дождем.
Не шуми ты, елка,
Не роняй иголки,
Соберем сегодня мы всех ребят,
Песни новогодние пусть звенят!
Вот на праздник радостный
Пришел к нам Дед Мороз.
Много разных сладостей
Ребятам он принес.
Не шуми ты, елка,
Не роняй иголки,
Соберем сегодня мы всех ребят,
Песни новогодние пусть звенят!
Встретим праздник песнями
О детстве золотом.
Жить нам все чудеснее,
Все лучше с каждым днем.
Не шуми ты, елка,
Не роняй иголки,
Соберем сегодня мы всех ребят,
Песни новогодние пусть звенят!
«Елка» : скачать бесплатно ноты для фортепиано
Надеемся, вы оценили представленные выше ноты песни «Елка» Михаила Раухвергера. Д ругие ноты новогодних и рождественских песен для фортепиано вы можете найти здесь.
Нотный архив NotaDo.ru представляет ноты произведений Михаила Раухвергера для фортепиано и других инструментов. На нашем сайте все ноты произведений этого композитора можно скачать абсолютно бесплатно.
Михаил Раухвергер (1901 – 1989) – советский пианист, композитор и педагог. Автор опер и балетов для детей, симфонических произведений, музыки к драматическим спектаклям и кинофильмам, романсов на стихи советских поэтов, а также большого количества фортепианных пьес и песен для детей.
Источник