Опера садко вступление океан море синее ноты

Николай Римский-Корсаков. Садко. Вступление (Океан — море синее)

⭐️ В ИЗБРАННОЕ
Evgeny Svetlanov, Bolshoi Theatre Orchestra

Народный рейтинг популярности: 49688

Николай Римский-Корсаков. Садко. Вступление. «Океан — море синее» | Sadko. Introduction («The Blue Sea»)

Опера начинается оркестровым вступлением, названным самим композитором «Океан-море синее», рисующим спокойную, но грозную морскую стихию

«Садко» — опера Николая Римского-Корсакова в семи картинах. Либретто написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко. Впервые поставлена в Частной опере Солодовникова в Москве под управлением Евгения Эспозито в 1897 году.

Опера начинается оркестровым вступлением, названным самим композитором «Океан-море синее», рисующим спокойную, но грозную морскую стихию: ровно и бесстрастно катятся волны в необъятном морском просторе, глухой гул стоит над океанской ширью. И нигде из конца в конец не видно ни корабля, ни живого существа. Поразительно, как композитор создал столь захватывающую звуковую картину из мотива, состоящего всего из трех звуков. Этот мотив будет появляться в опере и дальше всякий раз, когда будет изображаться или только упоминаться море.
Майкапар А. Е.

Служба на флоте

Николай Андреевич родился в дворянской семье Римских-Корсаковых, известной своими традициями службы на флоте. Сильное влияние на будущего композитора оказал его старший брат, Воин Андреевич, морской офицер и будущий контр-адмирал.

Николай с отличием окончил Морской корпус и был принят на морскую службу. С 1862 по 1865 год он служил на клипере «Алмаз», участвовавшем в экспедиции к берегам Северной Америки, благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Впечатления от морской жизни позднее воплотились в «морских пейзажах», которые композитору удалось запечатлеть в своих произведениях посредством оркестровых красок.

Читайте также:  Аранжировка для гитары ансамбли

Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.

Комментарии (1)

Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.

Также Вы можете добавить мелодию на сайт самостоятельно. 🔎 Не получается найти музыку ?

Список использованных произведений находится в разделе «Музыка». Там же есть поиск по названию и композитору. 🤔 Указано неправильное название ?

Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.

Мы обсудим замечания с Клубом защиты музыки от неверных названий и внесём поправки, либо объясним, почему именно такое название использовано.

    👍 07.12.2019 12:25 Ноль | Садко. Вступление (Океан — море синее)

* Отрывки «Николай Римский-Корсаков. Садко. Вступление (Океан — море синее)» использованы в качестве цитаты в информационных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла автора.

Источник

Опера садко вступление океан море синее ноты

Н.А. Римский-Корсаков «Океан – море синее»

Море. Его манящие, завораживающие и величественные пейзажи, переливающиеся всевозможными красками, всегда являлись источником вдохновения людей творческих профессий. Морю посвящали свои поэтические строки такие великие стихотворцы, как Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Рабиндранат Тагор и Федерико Гарсиа Лорка. Своей грандиозностью впечатляют картины художников: Ивана Айвазовского, Клода Верне и Поля Синьяка. А грозный рокот бурлящей морской пучины или безмятежная водная гладь нашли отражение в звуках замечательных сочинений Клода Дебюсси, Александра Глазунова и, конечно же, композитора, которого называют главным музыкальным маринистом – Николая Андреевича Римского-Корсакого . К примеру, когда слушаешь вступление к опере «Садко», которое называется «Океан – море синее» вмиг представляется не только величие морской стихии, но даже явно слышится шум трепещущих волн.

Историю создания композиции «Океан – море синее» Римского-Корсакого, интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.

История

Безусловно, что история сочинения композиции «Океан – море синее» неразделимо связана с созданием Римским-Корсаковым оперы-былины «Садко» .

В 1882 году, после премьерной постановки оперы «Снегурочка», Римский-Корсаков ощутил большое удовлетворение. Во-первых, произведение, которое он создал в короткий срок на воодушевлённом подъёме, хорошо было принято публикой. А во-вторых, признав данное творение лучшим из своих сочинений, он почувствовал себя вполне сформировавшимся оперным композитором.

Однако в то время жизнь приготовила Николаю Андреевичу такие неожиданности, что сочинение опер ему на время пришлось отложить. Причин было много и одна из них — политическая ситуация в России, наступившая после того как на престол вошёл Александр III. К тому же « Могучая кучка » уходила в прошлое, и хотя на смену ей формировался Беляевский музыкальный кружок, после смерти Мусоргского в 1881 году весь архив его неоконченных и неизданных произведений, которые требовали значительной доработки, был передан Римскому-Корсакову. Композитору пришлось дописывать и оркестровать значительное количество музыкального материала « Хованщины », и в дальнейшем активно содействовать её постановке.

Затем в 1887 году музыкальная культура России понесла ещё одну большую утрату: умер Александр Порфирьевич Бородин , оставивший незаконченной оперу «Князь Игорь» , которую дописывал опять-таки Николай Андреевич. Такие чрезвычайные обязательства, а помимо этого работа в консерватории, в придворной Певческой капелле, дирижёрская практика, а также активная общественная работа занимали у композитора всё свободное время. И всё же, несмотря на большую загруженность в 1888 году из-под его пера вышла блистательная оркестровая пьеса « Шехеразада », а немного позже увертюра «Светлый праздник».

Затем начались девяностые годы, которые принесли Римскому-Корсакову много горестей. Смерть любимой матушки и в тот же год годовалого сынишки Святослава, серьёзная болезнь жены и сына Андрея, а затем ещё одна утрата – кончина пятилетней доченьки Машеньки, выбили композитора из колеи и вылились в трёхгодичное композиторское бесплодие. Как только душевный кризис Николая Андреевича стал ослабевать, в апреле 1894 года он приступил к созданию оперы «Ночь перед рождеством». Да к тому же, в начале лета композитор получил послание от музыковеда-историка Николая Финдейзена, с настоятельной просьбой написать оперу на сюжет былины о «Садко». Это письмо стало новым сигналом для неуёмного воображения Римского-Корсакого, тем более, что данный былинный герой интересовал Николая Андреевича и ранее. В начале своей композиторской карьеры, в 1867 году он создал музыкальную картину «Садко», а затем в 1880 году стал задумываться о создании оперы, но из-за сложившихся обстоятельств на время отложил свои замыслы на неопределённое время.

Теперь размышляя над новой оперой, Римский-Корсаков своими намерениями поделился с истинным знатоком русской культуры музыковедом Стасовым. Владимир Васильевич с большим восторгом поддержал идею Николая Андреевича, так как ещё в 1861 году пытался этим сюжетом заинтересовать Милия Балакирева. Он написал Римскому-Корсакову содержательное письмо, в котором обращал внимание композитора на многовариантность изложения древней былины. Следует заметить, что композитор впоследствии внимательно прислушивался к рекомендациям Стасова. Именно по совету Владимира Васильевича опера начинается с картины, колоритно отображающей жизнь новгородцев в древние времена.

Римский-Корсаков начал работать над «Садко» летом 1894 года. С либретто ему помогали Николай Штруп, Василий Ястребцев, а затем поэт Владимир Бельский. В тот год Николай Андреевич с семьёй впервые приехал отдыхать в находящееся в Псковской губернии поместье Вечаша. Там, в располагающей к творчеству, красивой усадьбе, на берегу живописного озера он с вдохновением приступил к созданию нового произведения и, тогда-то написал вступление к опере, которое назвал «Океан – море синее».

Интересные факты

  • Римского-Корсакова по праву называют композитором-сказочником, и действительно Николай Андреевич много произведений создал на сказочный сюжет. Например, из шестнадцати опер, написанных композитором, волшебно — фантастическое содержание имеют шесть: « Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», « Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный» и « Золотой петушок».
  • Ещё в 1867 году, во время сочинения музыкальной картины «Садко», в целях красочного изображения фантастического мира Николай Андреевич применил необычный звукоряд, состоящий из особой последовательности тонов и полутонов. Впоследствии этот оригинальный звукоряд получил название «гамма Римского-Корсакого».
  • Римский-Корсаков в детстве мечтал о путешествиях в дальние страны, поэтому отец в возрасте двенадцати лет отдал его на обучение в Морской кадетский корпус, после окончания которого, восемнадцатилетний Николай был направлен в звании гардемарина на клипер «Алмаз». Служа на парусном судне, Римский-Корсаков побывал в разных странах, таких как Англия, Польша, Норвегия, Франция, Испания, Италия, США и Бразилия. Впоследствии впечатления от этого путешествия композитор колоритно отобразил в своих произведениях.
  • Римского-Корсакова называют не только музыкальным сказочником, но и непревзойдённым музыкальным маринистом. Морская тематика ярко отображена в таких произведениях композитора, как симфоническая картина «Садко», сюита «Шехеразада», вокальный цикл «У моря», а также в музыкальной былине «Садко» и «Сказке о царе Салтане».
  • Николай Андреевич обладал удивительным музыкальным слухом, например, тональности он сразу осмысливал в цветовой гамме. Так для вступления к опере «Садко» композитор выбрал ля-бемоль мажор. Именно с целью достоверного отображения морской стихии нужен был серо — свинцовый окрас, каким в его сознании обладала данная тональность.

Содержание

«Океан – море синее». Именно так Николай Андреевич Римский-Корсаков озаглавил вступление к своей опере – былине «Садко», в котором нарисовал напряжённую по характеру звуковую картину грозной морской стихии. Изначально океанская ширь спокойна: по ней ровно и невозмутимо катятся волны, но затем динамика возрастает, музыкальные краски меняются и в сознании слушателей уже отображается бушующее суровое море, однако со временем оно вновь успокаивается.

Произведение, включающее в себя всего сорок четыре такта, написано в тональности Ми-бемоль мажор, тактовом размере 5/4 и с авторским темповым указанием «Largo».

Композиция начинается с интонируемой альтами нисходящей трёхзвучной попевки, которая не только во вступлении, но и на протяжении всей оперы имеет важное значение: в дальнейшем она будет звучать как лейтмотив моря. Затем в третьем такте с «текучим» музыкальным материалом, который основан на тех же самых трёх нотах начального мотива: соль, ми-бемоль и ре, вступают первые скрипки . Постепенно, на фоне рокочущих звуков в басах, происходит постепенное увеличение звучности и соответственно нагнетание напряжения. Таким образом, вырисовывается живописная картина грандиозных морских широт.

Трёхзвучный мотив, который настолько прост, что его трудно назвать мелодией, постоянно претерпевает вариационные изменения, однако данное развитие касается по большей части не мелодического, а гармонического преображения. Такое красочное формирование тематического материала: с одной стороны, неизменно сохраняющиеся струящиеся очертания главного лейтмотива, а с другой — его непрерывное развитие, рисует реальный образ бескрайней и всесильной морской стихии.

Завершает композицию небольшая, но поэтичная кода, в которой композитор весьма причудливыми гармониями, создающими сказочный оттенок, намекает на чудесный и загадочный подводный мир, спрятанный от людей в океанских глубинах.

«Океан – море синее». Это вступление к опере Николая Андреевича Римского-Корсакого «Садко» по праву называют музыкальной живописью. Творческая фантазия композитора создала такой образ величавого моря, что воображение непроизвольно рисует явственную картину, отображающую всю красоту непредсказуемой водной стихии.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Николай Андреевич Римский-Корсаков «Океан – море синее»

Источник

Океан — море синее _ вступление к опере САДКО (открытый урок)

специалист в области арт-терапии

Выбранный для просмотра документ КАРТОЧКИ РЕФЛЕКСИИ деятельности учащихся.docx

МНЕ ПОНРАВИЛИСЬ ЗАДАНИЯ:

МНЕ ПОНРАВИЛИСЬ ЗАДАНИЯ:

МНЕ ПОНРАВИЛИСЬ ЗАДАНИЯ:

МНЕ ПОНРАВИЛИСЬ ЗАДАНИЯ:

Выбранный для просмотра документ Карточки _ дидакт игра.docx

Зеленый, синий, бирюзовый,
Лиловый, нежно голубой…,
И каждый раз оттенок новый
Таит в себе морской прибой.

Зеленый, синий, бирюзовый,
Лиловый, нежно голубой…,
И каждый раз оттенок новый
Таит в себе морской прибой.

То тихий он, то беспокойный,
То мелко плещется волной,
То мирно дремлет в полдень знойный
Безбрежной изумрудной пеленой.

То тихий он, то беспокойный,
То мелко плещется волной,
То мирно дремлет в полдень знойный
Безбрежной изумрудной пеленой.

То черным омутом бурлящим
Стремится в бездну поглотить,
И в вихре ветра завывая,
Величием морским заворожить.

То черным омутом бурлящим
Стремится в бездну поглотить,
И в вихре ветра завывая,
Величием морским заворожить.

То вновь в лазури плавно тает
Под восходящею луной,
То неба краски отражает
Сапфировой голубизной.

То вновь в лазури плавно тает
Под восходящею луной,
То неба краски отражает
Сапфировой голубизной.

Оттенками, цветами и тонами,
Что словом их не описать,
Так море разговаривает с нами,
Пытаясь свою сказку рассказать.

Оттенками, цветами и тонами,
Что словом их не описать,
Так море разговаривает с нами,
Пытаясь свою сказку рассказать.

Зеленый, синий, бирюзовый,
Лиловый, нежно голубой…,
И каждый раз оттенок новый
Таит в себе морской прибой.

Зеленый, синий, бирюзовый,
Лиловый, нежно голубой…,
И каждый раз оттенок новый
Таит в себе морской прибой.

То тихий он, то беспокойный,
То мелко плещется волной,
То мирно дремлет в полдень знойный
Безбрежной изумрудной пеленой.

То тихий он, то беспокойный,
То мелко плещется волной,
То мирно дремлет в полдень знойный
Безбрежной изумрудной пеленой.

То черным омутом бурлящим
Стремится в бездну поглотить,
И в вихре ветра завывая,
Величием морским заворожить.

То черным омутом бурлящим
Стремится в бездну поглотить,
И в вихре ветра завывая,
Величием морским заворожить.

То вновь в лазури плавно тает
Под восходящею луной,
То неба краски отражает
Сапфировой голубизной.

То вновь в лазури плавно тает
Под восходящею луной,
То неба краски отражает
Сапфировой голубизной.

Оттенками, цветами и тонами,
Что словом их не описать,
Так море разговаривает с нами,
Пытаясь свою сказку рассказать.

Оттенками, цветами и тонами,
Что словом их не описать,
Так море разговаривает с нами,
Пытаясь свою сказку рассказать.

Выбранный для просмотра документ ОУ_Океан — море синее _ вступление к опере САДКО.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ» им. П.Л. Капицы

(ГОБУ «ФИЗТЕХ-ЛИЦЕЙ» им. П.Л.Капицы)

Открытый урок по музыке в 3 классе:

Опера-былина «Садко» Н.А. Римский-Корсаков,

вступление к опере «Океан – море синее».

Разработала и провела:

учитель музыки первой категории

Фолифорова Елена Алексеевна

март 2018, г.Долгопрудный

Сформировать представление учащихся о выражении в музыке образа морской стихии на примере темы «Океан – море синее» из оперы — былины «Садко». Создать условия для развития умений воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания.

Образы природы в музыке Н.А.Римского-Корсакова. Как композитор передаёт характер моря? В чём здесь секрет?

Предметные: Узнают понятия опера, интонация, развитие, изобразительность в музыке. Научатся: слушать и исполнять музыку, создавать музыкально пластические композиции, называть произведения и автора, средства музыкальной выразительности, определять трёхчастную форму, следить за развитием темы в музыке, выявлять изобразительные интонации в музыке.

Л ичностные: формирование желания выполнять учебные действия через мотивацию; развитие эстетических чувств.

регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу.

познавательные: ставят новые задачи в сотрудничестве с учителем, выбирают способы решения исполнительской задачи.

коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; контролируют свои действия в коллективной работе и понимают важность их правильного выполнения; выражают своё мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства.

Тип урока: Обобщение полученных знаний.

Методы и приемы:

активное слушание музыкальных фрагментов, восприятие музыки, метод наглядная презентация, переинтонирование образа на язык смежных видов искусств (методы художественно-изобразительной, литературной), сравнения, эмоциональной драматургии, репродуктивный, музыкальная разминка.

Организационная форма обучения: фронтальная форма.

Образовательный и музыкальный материал, включая медиаматериал:

1. Учебник «Музыка» 3 класс авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, с.84-85;

2. Аудио-запись отрывка вступления к опере-былине «Садко» муз.Н.А.Римского-Корсакова ;

3. П есня «Оранжевая песенка» муз. К. Певзнера, сл. А.Арканова, Г.Горина .

Оборудование (включая мультимедийное):

репродукции картин И.К. Айвазовского;

презентация «Океан – море синее»;

фортепиано, аудиоцентр, мультимедийный проектор с экраном, доска.

Учащиеся маршируют под музыку.

— Ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Надеюсь, занятие пройдёт в атмосфере творчества. Желаю вам новых открытий!

Приветствие (на основе тонического трезвучия по системе Г. Струве).

Вокальная работа (отработка исполнения песни):

Работа над композицией «Оранжевая песенка» муз. К. Певзнера, сл. А.Арканова, Г.Горина (интонация, ритмический рисунок)

-Что придаёт песне такую лёгкость?

(Пунктирный ритм, танцевальность )

— Ребята, объясните название этой песни.

(Счастливый человек всё видит в розовом цвете, в данном случае в оранжевом: небо, море, зелень и т.д.)

— Портрет какого композитора вы видите на экране?

( Н. А. Римского-Корсакого)

Хочу вам рассказать интересные факты из его биографии.

Этот человек родился в семье, где все мужчины были военными – морскими офицерами, и сам Николай Андреевич окончил морское училище. Но ещё с детства у мальчика были необычные музыкальные способности. Например, он мог по памяти исполнить музыкальное сочинение, которое только что услышал, и даже записать его по нотам. А ещё музыкальный слух у Николая Андреевича имел одну особенность — он был цветным. То есть он не только мог назвать услышанные звуки, но видел их в определённом цвете. Поэтому даже во время учёбы в морском училище Римский-Корсаков старательно занимался музыкой, сочинял произведения.

— С каким музыкальным произведением знакомились на прошлом уроке?

Музыкальная подсказка : 2-ая Песня Садко ( опера «Садко» )

Богат и разнообразен мир, а заветная мечта Садко – снарядить корабли, собрать дружину хоробрую и, побывав в далёких краях, прославить по всей земле Великий Новгород.

Постановка и отработка учебной задачи.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня мы с вами продолжим путешествие в музыкальный театр.

-С чего начинается опера?

— Как вы думаете, что изобразил композитор?

/Прослушивание музыкального материала/.

(Изобразил море , морскую стихию)

— Композитор дал название вступлению — «Океан – море синее», рисующим спокойную, но грозную морскую стихию: ровно и бесстрастно катятся волны в необъятном морском просторе, глухой гул стоит над океанской ширью.

-Какие средства музыкальной выразительности композитор использовал? /Слайд на экране «Цветик-семицветик»/

— Как композитор передаёт характер моря? Какое средство музыкальной выразительности выходит на первый план?

( ДИНАМИКА : спокойное море, перекатывающиеся волны — музыка звучит на пиано, бушующее море – на форте.).

— Послушайте тему-мотив вступления. Она состоит из трёх звуков — это ЗЕРНО — ИНТОНАЦИЯ . /Исполнение мелодии учителем /

/Пропевание мелодии и анализ нотного рисунка, графическое изображение волны/

— Поразительно, как композитор создал столь захватывающую звуковую картину из мотива, состоящего всего из трех звуков. Этот мотив будет появляться в опере и дальше всякий раз, когда будет изображаться или только упоминаться море.

Было ли слышно в музыке изменение?

— Каким изображено море?

(Спокойным, взволнованным, бушующим, …потом вновь спокойным)

Такое изменение музыкальной темы называется «РАЗВИТИЕ».

-Сколько раз менялась музыка?

(Три раза : спокойное – бушующее — опять спокойное)

-Как называется музыкальная форма, где первая и третья части повторяются или очень похожи?

(Трехчастная форма), /графическое изображение на доске/.

Метроритмические движения с изменением их динамики. -Давайте ещё раз послушаем вступление и при помощи движений передадим состояние моря. /Повторное слушание с пластическим интонированием/.

Слушая, музыку вы сразу представили картину моря. В музыке это называют ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ или ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ ИНТОНАЦИЯМИ.

В живописи пишут картины красками, а в музыке на помощь приходят музыкальные краски. Когда мы слушаем музыку, в нашем сознании начинает вырисовываться целая картина. Мы видим её внутренним зрением.

— Как изобразить на сцене море? Одними декорациями здесь не обойтись: на помощь приходит музыка.

— Ребята, рассмотрите репродукции картин И.К.Айвазовского.

Это художник-маринист. Картины с изображением моря называют МАРИНАМИ, а художники, изображающие море на своих картинах — МАРИНИСТАМИ. Надо сказать, что Айвазовский писал все свои картины по памяти, находясь в комнате, где не было окон. — Что изобразил художник на них?

(Море: спокойное, мрачное, взволнованное, бушующее, успокаивающееся, суровое, манящее…)

— Давайте попробуем с вами озвучить эти картины. Во время прослушивания расположите репродукции (даны под номерами) в определённой последовательности.

— Хочу прочитать вам воспоминания Николая Андреевича Римского-Корсакова.

«Чудные дни и чудные ночи! Дивный, тёмно-лазоревый днём цвет океана сменялся фантастическим фосфорическим свечением ночью. С приближением к югу сумерки становились всё короче и короче, а южное небо с новыми созвездиями всё более и более открывалось» — так написал композитор в книге «Летопись моей жизни».

Три года провёл на военном клипере» Алмаз» в кругосветном плавании.

Н.А. Римский-Корсаков всю свою любовь к морю выразил музыкой.

Информация о домашнем задании.

Составляем кроссворд по теме урока. Класс делится на команды. Вопросы указаны на слайде. Ответы на доске дублируются учениками в тетрадях.

Домашнее задание: подобрать определения к словам кроссворда.

Рисунок: красками изобразить морскую стихию.

Подведение итогов урока ( рефлексия содержания учебного материала )

оценки деятельности учащихся.

— На партах лежат листки-раздатки. Ребята, прошу их заполнить.

Сегодня на уроке я:

больше всего понравилось …

(ответы и комментарии учеников).

До свидания, ребята. Желаю вам новых музыкальных открытий!

Выбранный для просмотра документ Презентация к ОУ _Океан — море синее_Итог верс.pptx

Источник

Оцените статью