Опера сорочинская ярмарка ноты для фортепиано

Из: Сорочинской ярмарки

Модест Петрович Мусоргский – великий композитор XIX века, внесший огромный вклад в развитие русской культуры. Несмотря на обучение в детстве музыке композитор довольно долгое время не увлекался ею. Но, закончив обучение и вступив в кружок Балакирева, Модест Петрович начал плотное изучение музыкальных дисциплин и музыки в целом. В эти же годы приобрел замечательные навыки игре на фортепиано, став при этом великолепным пианистом. Здесь же началась и успешно завершилась работа над первым крупным сочинением композитора – над оперой «Борис Годунов», затем над «Хованщиной» и оперой «Сорочинская ярмарка». После распада «Могучей кучки» Мусоргский очень сильно переживал и на основе нервных срывов увлекся алкоголем. В скором времени он скончался от белой горячки.

Музыкальное творчество Мусоргского отличается яркой русской самобытностью и национальными чертами. В каждом его произведении можно услышать звуки и отголоски родной страны, увидеть и проследить сюжеты русской жизни, насладиться разнообразием образов и раскрытия их характеристик. Особенно ярко это прослеживается в небольших по масштабу вокальных произведениях, которым Модест Петрович отдавал большое предпочтение. В его вокальных циклах, романсах и песнях царит полная гармония текста и музыкального сопровождения, каждое слово – бездонная глубина, а каждый звук, каждая нота – бездна чувств и эмоций. Прочувствованных композиторов в разные моменты жизни. Но не стоит унижать и произведения более крупных масштабов и в особенности написание оркестровых партий, прописывание партии каждого инструмента, так как была проведена колоссальная огромная работа и высокий уровень мастерства отразился на признании каждого произведения, его восприятия, а также высокой оценки слушателей и критиков. Модест Петрович Мусоргский был новатором и первооткрывателем в своем творчестве. Он не приветствовал и не придерживался строгих правил, которые создавались столетиями. Мусоргский одобрял и принимал все новое и ранее не использованное и весьма смело употреблял их в своих произведениях. И пусть многие критики, современники и великие музыканты не понимали его творчества, но он остался в нашей памяти как гениальный композитор своего времени.

Читайте также:  Гитара это самый инструмент

Смотрите также ноты произведений композитора Модест Петрович Мусоргский:

Источник

Модест Мусоргский — Сорочинская ярмарка

Ноты к опере «Сорочинская ярмарка» Модеста Мусоргского для голоса, фортепиано в pdf


М. Мусоргский
Сорочинская ярмарка
Опера в трех действиях, четырех картинах
либретто композитора по одноименной повести Н. Гоголя
редакция П. Ламма
сочинение завершено В. Шебалиным
переложение для пения с фортепиано
“Музыка”, 1982г.
(pdf, 12.3 Мб)

ОТ РЕДАКЦИИ

Клавир оперы М. Мусоргского «Сорочинская ярмарка» печатается по изданию:
Мусоргский М. Полное собрание сочинений, т. 3, вып. 1. Редакция, вступительная статья и примечания П. Ламма. Музгиз, М., 1933.
Вступительную статью и примечания П. Ламма см. также в издании клавира оперы, вышедшем в издательстве «Музыка» в 1970 году.

ОТ РЕДАКТОРА ПЕРВОГО ИЗДАНИЯ

Во время окончания работы над сочинением оперы «Борис Годунов» в 1870 году, Мусоргский усиленно искал сюжетов для новых опер, в том числе и для комической, бытовой, по Гоголю, из украинской жизни. На это указывает -нам сам композитор в письме к А. Н. Пургольд (Молас) от 3 января 1872 года1): «Гоголевский сюжет мне хорошо известен, я думал о нем года два тому назад, но дело не подходит к пути мною избранному — мало захватывает Русь-матушку во всю ее простодушную ширь».
Но какой именно сюжет Гоголя подразумевает здесь Мусоргский, выяснить до сего времени не удалось. Интерес к сюжетам для опер из повестей Гоголя издавна существовал в кружке Балакирева. Об этом свидетельствует сохранившийся лист бумаги, озаглавленный: «Заседание 25 декабря 1858 г. «Спб.» с изложением «Программы оперы «Ночь на Иванов день» в трех действиях (сюжет заимствован из повести Гоголя)». В конце листа имеются следующие подписи с ремарками: «Писал П. Боборыкин, при сем присутствовали и имели словесное о деле прение Модест Мусоргский, Евгений Мусоргский, Василий (Захарьин), скрепил Милий Балакирев»).

Продолжая работу над второй редакцией «Бориса Годунова» и задумываясь над сюжетом для «народной исторической музыкальной драмы» (оперы «Хованщина»), Мусоргский стал собирать материалы и для оперы из украинской жизни. Уже летом 1874 года, во время работы над «Хованщиной», Мусоргский решил писать комическую оперу «Сорочинская ярмарка» по Гоголю, как он сообщает о том в письме к Л. И. Кармалиной3) от 23 июля 1874 года: «Хованщина» явится (буде суждено) попозже, а раньше представится комическая опера «Сорочинская ярмарка», по Гоголю. Это хорошо как экономия творческих сил. Два пудовика: «Борис» и «Хованщина», рядом, могут придавить, а тут еще, т. е. в комической опере, та существенная польза, что характеры и обстановка обусловлены иною местностью, иным историческим бытом и новою для меня народностью. Материалы украинского напева до такой степени мало известные, что непризванные знатоки считают их подделкою (под что?), накопились в изрядном количестве. Словом, работа на чеку: лишь бы сил да разума».

В. Стасов ошибочно относит первоначальные замыслы оперы «Сорочинская ярмарка» к 1875 году, когда пишет1): «Мысль о другой опере — «Сорочинская ярмарка»—возникла у Мусоргского в 1875 году, вследствие желания создать малороссийскую роль для О. А. Петрова, которого необычайный талант он страстно обожал и с которым (а равно и с его талантливой, и в самой старости, супругой, А. Я. Петровой) он чрезвычайно сблизился после постановки «Бориса» в 1873 и 1874 годах».
Трудности сочетания русского языка с цитатами на украинском языке, как это имеет место в повести Гоголя, по-видимому, смущали «реалиста» Мусоргского2), чем и был вызван временный отказ его от сочинения «Сорочинской ярмарки» в 1875 году. Об этом мы достоверно узнаем из письма композитора к Л. И. Кармалиной3) от 20 апреля 1875 года: «От малорусской оперы отказался: причины этого отречения — невозможность великорусу прикинуться малоруссом и, стало быть, невозможность овладеть малорусским речитативом, т. е. всеми оттенками и особенностями музыкального контура малорусской речи. Я предпочел поменьше лгать и побольше говорить правды. В бытовой опере к речитативу следует относиться еще строже, чем в исторической, зане в первой нет крупного исторического события, прикрывающего, как ширмы, кое-какие оплошности и неряшливость; поэтому недостаточно владеющие речитативом мастера избегают бытовых сцен в исторической опере».

Но решение это было временное, и в следующем 1876 году композитор снова принимается за эту оперу: делает записи народных песен и наброски музыки для голосов с фортепиано. Об этом свидетельствуют: во-первых, сохранившиеся в рукописях Мусоргского записи напевов украинских народных песен, частично использованных им в «Сорочинской ярмарке» (см. ниже), относящиеся к 1876 году и позднее к 1879 году, записи эти производились или самим Мусоргским, или со слов В. Вл. Крестовского, а также главного режиссера русской оперы в Петербурге — А. В. Морозова; во-вторых, письма Мусоргского к Л. И. Шестаковой и письмо В. В. Стасова к Н. А. Римскому-Корсакову.
В 1876 году, 24 июля Мусоргский писал Л. И. Шестаковой): «Балуемый Вами,»голубушка, седой юноша, все это время так и пышет музыкальной работой: еще для «Сорочинской» хорик дивчат приобрел». В письме от 31 августа 1876 года к ней же2): «Сочинился цыган для «Сорочинской ярмарки», — такой, имею Вам доложить, хват и плут этот цыган. Обмечтались кое-какие сценки на ярмарке, то грациозные, то забавные. Мерещится немножко любовная сценка Параси с парубками. А сколько я еще мечтаю сделать!. Имею «поповские завидущие глаза» в музыке».
В. В. Стасов в письме от 17 июля 1876 года к Н. А. Римскому-Корсакову писал: «Вижу только одного Мусорянина иной раз: он работает немало, да еще не только в «Хованщину», но и в «Сорочинскую ярмарку» — две оперы разом! И тут, и там он понаделал таких славных вещей, которые наверное вас порадуют».

  • СОДЕРЖАНИЕ
    • Вступление
    • Действие первое
    • Ярмарочная сцена
    • Действие второе
    • Кумова хата
    • Действие третье
    • Картина первая. Улица в Сорочинцах
    • Сонное видение Парубка
    • Картина вторая. Улица перед хатой Кума
  • ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
    • Черевик бас
    • Хивря, жена Черевика меццо-сопрано
    • Парася, дочь Черевика, падчерица Хиври. сопрано
    • Кум баритон
    • Грицько, парубок тенор
    • Афанасий Иванович, попович.. тенор
    • Цыган бас
    • Чернобог баритон
    • Торговки, торговцы, цыгане, евреи, парубки, казаки, дивчата, гости, бесы, ведьмы, карлики

Скачать ноты

Источник

Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
Сорочинская Ярмарка

Перевод: Полная партитура.

Перевод: Клавир, сольная партия. Сорочинский ярмарка . Для трубы или кларнета и фортепиано. Васильев. Ария Хивря в. Мусоргский, Модест.

Перевод: Полный оценка. Сорочинский ярмарка . Для скрипки и фортепиано. Рахманинов. Гопак. Механизмы и переложения. Мусоргский, Модест.

Перевод: Акт III. Сорочинский ярмарка . Завершение по Цезарь Кюи. Вокальные результаты. Мусоргский, Модест.

Перевод: Концерт транскрипция. Сорочинский ярмарка . Для фортепиано только. Рахманинов. Гопак. Механизмы и переложения.

Перевод: Полный оценка. Сорочинский ярмарка . более поздняя версия. Для фортепиано только. Гопак. Механизмы и переложения.

Перевод: Концерт транскрипция. Сорочинский ярмарка . Для фортепиано только. Рахманинов. Гопак. Механизмы и переложения.

Перевод: Предварительные, Введение и Акт I. Сорочинский ярмарка . Завершение по Цезарь Кюи. Вокальные результаты. Мусоргский, Модест.

Перевод: Акт II. Сорочинский ярмарка . Завершение по Цезарь Кюи. Вокальные результаты. Мусоргский, Модест.

Перевод: Полный оценка. Сорочинский ярмарка . более поздняя версия. Для фортепиано только. Гопак. Механизмы и переложения.

Перевод: Полный оценка. Сорочинский ярмарка . Для фортепиано в 4 руки. Лядов. Чернов. Введение. Механизмы и переложения.

Перевод: Ярмарка Сцена 2. Сорочинский ярмарка . Гопак. Ранняя версия. Гопак. более поздняя версия. Для фортепиано только. Выбор.

Перевод: Сорочинская ярмарка . Сорочинская ярмарка . Гопак. Модест Петрович Мусоргский. Piano Solo ноты. Для фортепиано.

Источник

«Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»: ноты для фортепиано

На этой странице представлены ноты классического произведения Модеста Мусоргского «Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка» . Ноты для фортепиано можно скачать бесплатно с нашего сайта в формате pdf чуть ниже. А пока вы можете прослушать данное произведение и посмотреть видео с примером его исполнения.

Слушайте Сорочинская ярмарка: Гопак веселых парубков — Государственный академический симфонический оркестр СССР. Евгений Светланов на Яндекс.Музыке

«Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»: скачать бесплатно ноты для фортепиано

Нотный архив NotaDo.ru представляет ноты произведений Модеста Мусоргского для фортепиано, гитары и других инструментов. Все ноты произведений этого композитора на нашем сайте можно скачать абсолютно бесплатно.

Модест Мусоргский — русский композитор, член «Могучей кучки». Работал в различных жанрах, в его творческом наследии оперы, оркестровые пьесы, циклы вокальной и фортепианной музыки, романсы и песни, хоровая музыка. В наши дни его оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» — признанные шедевры мирового музыкального театра, а его фортепианная и вокальная музыка исполняется выдающимися музыкантами всего мира.

Источник

Модест Мусоргский — ноты для вокала — романсы и песни

Сборники с нотами романсов и песен композитора Модеста Мусоргского для голоса, вокала в pdf


М. Мусоргский
Избранные романсы и песни

для голоса с фортепиано
“Музыка”, 1979г.
номер 2441

  • Юные годы. Вокальный цикл.
    • 1. Где ты, звездочка?
    • 2. Веселый час
    • 3. Листья шумели уныло
    • 5. Молитва
    • 7. «Что вам слова любви»?
    • 8. Дуют ветры, ветры буйные
    • 9. «Но если бы с тобою я встретиться могла»
    • 11. Песнь старца
    • 12. Царь Саул
    • 1За. Ночь.
    • 14а. Калистрат.
    • 16а. Спи, усни, крестьянский сын.
  • Желание
  • «Из слез моих выросло много»
  • Гопак
  • Светик Савишна
  • Ах ты, пьяная тетеря!
  • Семинарист
  • Еврейская песня
  • Стрекотунья белобока
  • Озорник
  • Козёл
  • По-над Доном сад цветет
  • Сиротка
  • Колыбельная Ерёмушки
  • Забытый
  • Детская. Вокальный цикл.
    • 1. С няней.
    • 2. В углу
    • 3. Жук
    • 4. С куклой.
    • 5. На сон грядущий.
    • 6. Кот Матрос.
    • 7а. Поехал на палочке
  • Без солнца. Вокальный цикл.
    • 1. В четырех стенах
    • 2. Меня ты в толпе не узнала
    • 3. Окончен праздный, шумный день.
    • 4. Скучай
    • 5. Элегия
    • 6. Над рекой
  • Не божним громом ударило
  • Горними тихо летела душа небесами.
  • Спесь
  • Ой, честь ли то молодцу лен прясти?
  • Рассевается, расступается
  • Видение
  • Странник
  • Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха
  • Песни и пляски смерти. Вокальный цикл.
    • 1. Колыбельная
    • 2. Серенада
    • 3. Трепак
    • 4. Полководец

Скачать ноты


М. Мусоргский
Избранные романсы и песни

для голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1981г.
номер 11141

  • Отчего, скажи, душа-девица
  • Калистрат (Вторая редакция). Слова Н. Некрасова
  • Песнь Балеарца на пиру в садах Гамилькара (из оперы «Ливиец»). Слова М. Мусоргского (по роману Г.Флобера «Саламбо»)
  • Гопак (Первая редакция). Слова Т. Шевченко (из поэмы «Гайдамаки»), перевод Л. Мея.
  • Светик Савишна. Слова М. Мусоргского.
  • Семинарист (Вторая редакция). Слова М. Мусоргского
  • Пирушка. Слова А. Кольцова
  • Колыбельная Еремушки (Вторая редакция). Слова Н. Некрасова.
  • Забытый. Слова А. Голенищева-Кутузова.
  • Горними тихо летела душа небесами. Слова А. К. Толстого
  • Спесь. Слова А. К. Толстого
  • Странник. Слова Фр. Рюккерта, перевод А. Плещеева.
  • Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха (Песня о блохе). Слова И. В. Гёте (из «Фауста»), перевод А. Струговщикова

Скачать ноты

М. Мусоргский
Романсы и песни

Том 1
для голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1976г.
номер 9091
(pdf, 8 Мб)

От издательства
В основу настоящей публикации романсов и песен М. Мусоргского (в двух томах) положено изданное Музгизом в 1960 году однотомное Собрание романсов и песен, подготовленное А. Н. Дмитриевым.
В данное издание входят все романсы и песни, за исключением некоторых авторских редакции отдельных сочинений, редко используемых в исполнительской практике.

  • Юные годы. Вокальный цикл
    • 1. Где ты, звездочка? Слова Н. Грекова.
    • 1а. Где ты, звездочка? Слова Н. Грекова. (Вторая оркестровая редакция)
    • 2. Веселый час. Слова А. Кольцова
    • 3. Листья шумели уныло. Слова А. Плещеева.
    • 4. Много есть у меня теремов и садов. Слова А. Кольцова
    • 5. Молитва. Слова М. Лермонтова
    • 6. Отчего, скажи, душа девица
    • 7. Что вам слова любви? Слова А. Аммосова.
    • 8. Дуют ветры, ветры буйные. Слова А. Кольцова.
    • 9. Но если бы с тобою я встретиться могла. Слова В. Курочкина
    • 10. Ах, зачем твои глазки порою. Слова А. Плещеева.
    • 11. Песнь старца. Из «Вильгельма Мейстера» И. Гёте.
    • 12. Царь Саул. Слова Д. Байрона, перевод П. Козлова. (Вторая редакция)
    • 13. Ночь. Слова А. Пушкина. (Первая редакция).
    • 13а. Ночь. Слова А. Пушкина в свободной обработке М. Мусоргского. (Вторая редакция)
    • 14. Калистрат. Слава Н. Некрасова. (Вторая редакция)
    • 15. Отверженная. Слова И. Гольц-Миллера
    • 16. Спи, усни, крестьянский сын. Колыбельная песня из пьесы А. Островского «Воевода». (Вторая редакция)
    • 17. Песнь Балеарца. Из оперы «Ливиец» [«Саламбо»]. Слова М. Мусоргского
  • Желание сердца. Русский текст Д. Усова
  • Желание. Слова Г. Гейне, перевод М. Михайлова.
  • Гопак. Из поэмы «Гайдамаки» Т. Шевченко. Перевод Л. Мея. (Первая редакция)
  • Из слез моих выросло много. Слова Г. Гейне
  • Светик Савишна. Слова М. Мусоргского
  • Ах ты, пьяная тетеря! Слова М. Мусоргского
  • Семинарист. Слова М. Мусоргского. (Вторая редакция).
  • Еврейская песня. Слова Л. Мея
  • Стрекотунья белобока. Слова А. Пушкина.
  • По грибы. Слова Л. Мея
  • Пирушка. Слова А. Кольцова
  • Озорник. Слова М. Мусоргского
  • Козел. Слова М. Мусоргского
  • Классик. Слова М. Мусоргского
  • По-над Доном сад цветет. Слова А. Кольцова
  • Сиротка. Слова М. Мусоргского. (Вторая редакция).
  • Колыбельная Еремушки. Слова Н. Некрасова. (Вторая редакция)
  • Детская песенка. Слова Л. Мея. (Вторая редакция).
  • Вечерняя песенка. Слова А. Плещеева
  • Забытый. Баллада. Слова А. Голенищева-Кутузова.

Скачать ноты

М. Мусоргский
Романсы и песни

Том 2
для голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1976г.
номер 9431
(pdf, 6.82 Мб)

  • Раек. (Вторая редакция). Слова М. Мусоргского
  • Детская. Вокальный цикл. Слова М. Мусоргского
    • 1. С няней
    • 2. В углу
    • 3. Жук
    • 4. С куклой
    • 5. На сон грядущий
    • 6. Кот Матрос
    • 7. Поехал на палочке (Вторая редакция)
  • Без солнца. Вокальный цикл. Слова А. Голенищева-Кутузова
    • 1. В четырех стенах
    • 2. Меня ты в толпе не узнала
    • 3. Окончен праздный, шумный день
    • 4. Скучай
    • 5. Элегия
    • 6. Над рекой
  • Надгробное письмо. Слова М. Мусоргского
  • Непонятная. Слова М. Мусоргского
  • Не божиим громом ударило. Слова А. К. Толстого
  • Горними тихо летела душа небесами. Слова А. К. Толстого
  • Спесь. Слова А. К. Толстого
  • Ой, честь ли то молодцу лен прясти? Слова А. К. Толстого
  • Рассевается, расступается. Слова А. К. Толстого
  • Видение. Слова А. Голенищева-Кутузова
  • Странник. Слова Фр. Рюккерта, перевод А. Плещеева.
  • Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха. Слова И. В. Гёте (из «Фауста»). Перевод А. Струговщикова
  • На Днепре. Слова по Т. Шевченко (из поэмы «Гайдамаки»)
  • Песни и пляски смерти. Вокальный цикл. Слова А. Голенищева-Кутузова
    • 1. Колыбельная
    • 2. Серенада
    • 3. Трепак
    • 4. Полководец

Скачать ноты


М. Мусоргский
Детская

эпизоды из детской жизни
для голоса с фортепиано
“Государственное музыкальное издательство”, 1931г.
номер м11727г

Редакция Павла Ламм

1. С няней
2. В углу
8. Жук
4. С куклой
5. На сон грядущий
6. Кот Матрос
7. Поехал на палочке

Скачать ноты

Мусоргский Модест Петрович (1839—1881)

В современных книгах и статьях о Мусоргском все чаще и настойчивее звучит мысль: это самый современный из классиков. Действительно, трудно назвать какого-либо композитора XX века, который не испытал бы влияния Мусоргского. Русские композиторы Стравинский, Прокофьев, Шостакович, Свиридов, француз Клод Дебюсси, венгр Бела Барток, чех Леош Яначек — каждый из них что-то воспринял от Мусоргского. При этом Мусоргский прежде всего был сыном своего века, чутко отразившим самые характерные, а главное, самые передовые его устремления. Это и дало его сочинениям долгую жизнь, это сделало его и нашим современником.
Начало биографии Мусоргского типично для русских художников, вышедших из помещичьей среды. Для него (как и для его друга Римского-Корсакова) предназначалась военная карьера. Обучение в школе гвардейских подпрапорщиков сочеталось с любительскими занятиями музыкой. Под руководством очень хорошего учителя — пианиста А. Герке — Мусоргский и сам вырос в превосходного пианиста. Вспоминая первую встречу с Мусоргским в период его службы в Преображенском полку, композитор Бородин нарисовал добродушно-иронический портрет нарядного офицерика, «совсем мальчонки», восхищавшего знакомых дам и девиц фортепианными импровизациями на темы модных опер.

Но жизнь Мусоргского решительно изменилась с тех пор, как один из знакомых ввел его в дом композитора Даргомыжского, где музыка была в центре общего внимания и серьезных творческих интересов. Это произошло зимой 1856/1857 годов, а вскоре Модест Петрович познакомился с Ми-лием Балакиревым и Цезарем Кюи. Под их влиянием крепнет стремление Мусоргского к музыкальному творчеству, рождаются интересные замыслы. Он задумывает оперу «Эдип» на сюжет Софокла, а затем оперу «Саламбо» по роману Флобера — трагические сюжеты, величественные характеры. Но Мусоргский еще не владел техникой композиции, и дальше сочинения интересных отрывков дело не пошло.
Мусоргский понимал, что стать настоящим композитором, ведя жизнь гвардейского офицера с обязательной муштрой, смотрами и парадами, невозможно. И он принял решение, показавшееся рискованным даже его новым друзьям: выйти в отставку и посвятить себя музыке. Решение это, видимо, и самому Мусоргскому далось нелегко — как раз в это время (в 1858—1859 годах) он перенес нервное заболевание, довольно тяжелое и тщательно им скрывавшееся.

Но в конце концов молодость и воля к жизни и творчеству побеждают, и от опытов и эскизов композитор приходит к сочинениям, поразившим всех новизной и смелостью. Это были вокальные сочинения. Но не лирические романсы и не песни в обычном понимании этого слова. Они должны были исполняться как бы от лица определенного персонажа, как монолог в театре или оперная ария. Персонажи эти были совсем необычными, и потому Мусоргский в большинстве случаев писал сам и текст песен. Ребенок, просящий милостыню («Сиротка»), убогий нищий, вымаливающий у молодой женщины жалостливое слово или взгляд («Светик Савишна»), уличный мальчишка-озорник, дразнящий проходящую старуху («Озорник»),— таковы образы этих песен. Сюда же примыкает и песня «Семинарист» — комический монолог дюжего парня, заучивающего «вдолбяшку» латинские слова и втихомолку мечтающего о хорошенькой поповой дочке. Слова песни, а главное, их интонации, как будто подслушанные в живой жизни, стали музыкой. Каждая песня — портрет, столь же живой и правдивый, как живописные портреты Репина, Перова, Крамского. И так же, как русские художники, композитор ставил себе целью привлечь внимание к тем явлениям русской жизни, мимо которых многие по привычке проходили равнодушно: к нищете, забитости, бесправию русского народа.
От этих «народных картинок», как называл их сам Мусоргский, лежал прямой путь к опере. Мусоргский задумал небывалое: создать оперу на прозаический текст гоголевской комедии «Женитьба». «Ведь успех гоголевской речи зависит от актера, от его верной интонации,— писал Мусоргский в одном из писем.— Ну, я хочу припечатать Гоголя к месту и актера припечатать, т. е. сказать музыкально так, что иначе не скажешь, и сказать так, как хотят говорить гоголевские действующие лица». «Припечатать», зафиксировать в музыке живую интонацию человеческой речи, отражающую не только смысл слов, но и отношение к ним самого говорящего,— эту задачу Мусоргский решил блистательно. Но. опера осталась незаконченной, и мы можем только догадываться почему. Вероятно, имело значение то, что музыка, верно передавая все оттенки живой речи, все же делала ее несколько замедленной, и это утяжеляло ход веселой, озорной комедии. Много лет спустя оперу завершил М. М. Ипполитов-Иванов, но репертуарной она все же не стала. Однако без «Женитьбы», как и без «народных картинок», не могли бы быть созданы ни «Борис Годунов», ни «Хованщина» — два оперных шедевра Мусоргского.

Написать оперу на сюжет пушкинской трагедии было еще более смелой задачей. В «Борисе Годунове» во весь голос звучит высокая нравственная тема ответственности человека за свои поступки, которая тем выше, чем большей властью обладает человек. Изобразив царя Бориса мудрым правителем, Пушкин в то же время раскрывает муки его совести и показывает несовместимость государственной мудрости и злодейства — убийства мальчика-царевича, который должен был бы наследовать трон1.
Преступление царя обличает и юродивый Николка — носитель народной совести, и летописец Пимен — носитель народной мудрости. А главный верховный судья — это сам народ.
И когда совершается новое преступление и снова убивают мальчика — сына Бориса, и опять для того, чтобы освободить дорогу на трон, мнение народное выражается в грозном, осуждающем молчании. «Народ безмолвствует» — такими словами завершается трагедия.
Цензор пушкинского времени писал по поводу трагедии Пушкина: «Царская власть представлена в ужасном виде». И трагедия была напечатана с большими пропусками, а постановка ее в театре была и вовсе запрещена. Запрет сняли только через тридцать лет после смерти Пушкина. Тогда-то и задумал Мусоргский свою оперу.
В первой редакции «Бориса Годунова» Мусоргский пошел по пути отбора наиболее важных сцен трагедии. В музыкальной характеристике царя Бориса раскрылся великий талант художника-психолога. Для выражения движений человеческой души композитор снова, как в «Женитьбе», но с еще большим искусством, применил могучее средство: музыкально-речевую интонацию. Так, например, в сценах с боярами или наедине с сыном Борис спокоен, величав, речь его полна достоинства. А оставшись один, терзаемый совестью и сознанием бед, которыми грозит ему и всей стране «Димитрия воскреснувшее имя», Борис мечется в смятении, речь его отрывиста, несвязна, хаотична.
По-новому трактует Мусоргский и хоровые сцены. Хор в его опере — это живая народная масса, в которой высвечены отдельные, бегло, но точно обрисованные фигуры.

Летом 1870 года Мусоргский представил свое детище Театральному комитету. И опера была отвергнута за «преобладание хоров над сольными партиями» и за «почти полное отсутствие женского элемента». Это был жестокий удар. Но Мусоргский не сдался и снова принялся за работу. Целых два года заняла у него вторая редакция оперы. Он добавил новое действие, происходящее в замке Мнишеков, и в лирической сцене у фонтана показал Самозванца не только смелым авантюристом, но и пылким влюбленным. А самое главное (и это уже не было связано с требованиями Театрального комитета), Мусоргский добавил то, что еще не могло быть показано в пушкинские времена, но стало одной из главных тем «шести-десятнического» искусства. Это кар-, тина народного восстания (сцена «Под Кромами»), где Мусоргский использовал темы народных песен, широко и вольно их развивая, чтобы передать стихийную мощь народного восстания. Это и дало Мусоргскому право написать на титульном листе «Бориса» знаменательные слова: «Я разумею народ как великую личность.»
Едва окончив первую редакцию «Бориса», Мусоргский задумывает новую работу для оперного театра. Перебрав и отбросив несколько сюжетов, композитор решил снова обратиться к русской истории. Его привлек конец XVII века, время правительницы Софьи и начало царствования Петра I, время стрелецких бунтов и религиозных распрей между раскольниками и «никонианами» — сторонниками церковных реформ. Но если в работе над «Борисом» Мусоргский опирался на гениальную трагедию Пушкина, то либретто новой оперы — «Хованщины» — он писал сам. Советами и историческими материалами помогал ему Владимир Стасов. Задача была трудной, но цель была ясна: изобразить движение масс народа правдиво, не сглаживая противоречий, «.народ хочется сделать: сплю и вижу его, ем и помышляю о нем, пью — мерещится мне он, он один цельный, большой, неподкрашенный и без сусального»,— писал композитор художнику Репину.

И цель была достигнута. Образ народа в «Хованщине» сложнее, многограннее, чем в «Борисе». Необычайная сила духа и одновременно власть тьмы вековых предрассудков свойственны и всей массе раскольников, и стрельцов, и отдельным персонажам — вождю раскольников Досифею, раскольнице Марфе.
Богаче и разнообразнее стал и музыкальный язык. Работая над мелодией, «творимой говором человеческим» (как говорил сам композитор), Мусоргский создал особый род мелодии, одновременно и говорящей и напевной.
Такое название получила оппозиция Петру I, возглавленная князем Хованским.
Если работа над «Борисом Годуновым» шла в счастливые годы постоянного дружеского общения «Балакиревского кружка», а с Римским-Корсаковым Мусоргский в это время даже и жил вместе, то работа над «Хованщиной» протекала в совсем иных условиях. Кружок уже не был единым, каждый искал свой собственный путь, а Балакирев и вовсе отошел от прежних друзей. Мусоргский тяжело переживал это. Особенно одиноким почувствовал он себя летом 1873 года, когда неожиданно скончался близкий друг композитора архитектор В. Гартман, а второй друг — В. Стасов — надолго уехал. Неожиданный удар нанес один из ближайших друзей: счастливейшее событие в жизни Мусоргского — постановка «Бориса Годунова» на оперной сцене (1874) — было омрачено появлением резко критической, недоброй статьи Цезаря Кюи. В среде сослуживцев-чиновников Лесного департамента, где ради заработка служил Мусоргский, трудно было бы найти единомышленников. Чтобы заглушить чувство одиночества, Мусоргский все чаще стал прибегать к алкоголю, и это перешло в привычку, пагубно отразившуюся на его здоровье и душевном состоянии.
В позднем творчестве Мусоргского явно преобладают трагические образы. Сами названия его вокальных циклов — «Без солнца», «Песни и пляски смерти» — красноречиво говорят об их содержании. Суров, мрачен и колорит «Хованщины». Только вступление к опере — знаменитая музыкальная картина «Рассвет на Москве-реке» светла, ясна, прозрачна. Это как бы образ будущего, воплощение чаяний и надежд русского народа.

«Хованщина» осталась незаконченной. В настоящее время она идет на сцене в редакции Римского-Корсакова, который и оркестровал ее. Есть и другая редакция, включающая написанные Мусоргским, но не использованные Римским-Корсаковым фрагменты. Оркестровка этой полной редакции принадлежит Д. Д. Шостаковичу. И есть глубокий смысл в том, что к шедевру Мусоргского обратился так остро и современно мыслящий советский композитор. Это свидетельствует об огромной жизненной силе русского реалистического искусства XIX века, остающегося и поныне живым, действенным, современным.

Основные сочинения. Оперы: «Женитьба» (1868, не окончена), «Борис Годунов» (1869—1872), «Хованщина» (1872—1880, завершена и оркестрована Римским-Корсаковым), «Сорочинская ярмарка» (1874—1880, окончена Ц. Кюи). Для оркестра: «Ночь на Лысой горе» (1867) — оркестровая картина. Для голоса и фортепиано: три вокальных цикла — «Детская» (1868—1872), «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1875—1877); песни и романсы на слова Некрасова, Шевченко, А. К. Толстого и собственные. Для фортепиано: «Картинки с выставки» (1874).

Источник

Оцените статью