Опевание ноты что это

Опевание ноты что это

Второе упражнение состоит из нот Верхнего Трихорда, выделенных синим цветом. Упражнение начинается с пятой ступени лада, то есть с ноты Фа (Ре у инструментов в строе Eb, и Соль у инструментов в строе Bb) —

Третье упражнение объединяет Нижний и Верхний Трихорды, составляющие Минорную Пентатонику в пределах октавы. Упражнение начинается с первой ступени лада, то есть с ноты Си-бемоль (Соль у инструментов в строе Eb, и До у инструментов в строе Bb) —

Четвёртое упражнение. Опевание всех ступеней Минорной Пентатоники по схеме: центральный тон, ступень вниз, центральный тон. Упражнение начинается с первой ступени лада, то есть с ноты Си-бемоль (Соль у инструментов в строе Eb, и До у инструментов в строе Bb) —

Пятое упражнение. Опевание всех ступеней Минорной Пентатоники по схеме: центральный тон, ступень вверх, центральный тон. Упражнение начинается с первой ступени лада, то есть с ноты Си-бемоль (Соль у инструментов в строе Eb, и До у инструментов в строе Bb) —

Шестое упражнение. Опевание всех ступеней Минорной Пентатоники по схеме: центральный тон, ступень вниз, центральный тон, ступень вверх, центральный тон. Упражнение начинается с первой ступени лада, то есть с ноты Си-бемоль (Соль у инструментов в строе Eb, и До у инструментов в строе Bb) —

Седьмое упражнение. Опевание всех ступеней Минорной Пентатоники по схеме: центральный тон, ступень вверх, центральный тон, ступень вниз, центральный тон. Упражнение начинается с первой ступени лада, то есть с ноты Си-бемоль (Соль у инструментов в строе Eb, и До у инструментов в строе Bb) —

Читайте также:  Макс корж время пианино

Восьмое упражнение. Опевание всех ступеней Минорной Пентатоники по схеме: центральный тон, ступень вниз, ступень вверх, центральный тон. Упражнение начинается с первой ступени лада, то есть с ноты Си-бемоль (Соль у инструментов в строе Eb, и До у инструментов в строе Bb) —

Девятое упражнение. Опевание всех ступеней Минорной Пентатоники по схеме: центральный тон, ступень вверх, ступень вниз, центральный тон. Упражнение начинается с первой ступени лада, то есть с ноты Си-бемоль (Соль у инструментов в строе Eb, и До у инструментов в строе Bb) —

Источник

Гамма. Вводные ступени. Устойчивые и неустойчивые ступени. Опевание устойчивых ступеней. Главные ступени лада. Главные трезвучия лада.

Материал для повторения по сольфеджио 1 класс.

Ноты 1, 2 и малой октав. Скрипичный и басовый ключи

Гамма. Вводные ступени. Устойчивые и неустойчивые ступени. Опевание устойчивых ступеней. Главные ступени лада. Главные трезвучия лада.

Гамма – это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники (главного, опорного звука) до её повторения в другой октаве. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Всего ступенек у нас семь, обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Название гаммы даётся по главному звуку, тонике, I ступеньке.

Устойчивые ступени – это ступени сильные, опорные. На них можно остановиться или закончить мелодию. Это I, III и V ступени.

Неустойчивые ступени – это те, на которых нельзя остановиться. К неустойчивым относятся II, IV, VI и VII ступени. Они стремятся перейти, разрешиться в устойчивые ступени.

Вводные звуки – звуки, окружающие тонику, то есть VII и II ступени, окружающие I ступень.

Опевание – опеть ступени – это значит спеть соседей ноты сверху и снизу. Опевание I ступение – VII и II ступени. Опевание III ступени – II и IV ступени. Опевание V ступени – IV и VI ступени.

Очень распространенная ошибка в освоении сольфеджио – это путаница между устойчивыми и главными ступенями. Эти понятия путать не нужно, это как горячее и зеленое – характеристики разные. Итак, главными ступенями лада считаются I, IV и V.

В разных тональностях ступени будут всегда I, IV и V, но ноты всегда будут разные.

Вот главные ступени До мажора:

Если мы переместимся в другую тональность, то и ноты главных ступеней будут уже другие. Для примера рассмотрим ля минор, здесь будут уже другие главные ступени:

На каждой главной ступени лада строится своё главное трезвучие лада. Одно главное трезвучие мы с вами строили уже не один раз – Тоническое трезвучие (T53). Оно, как вы помните, строиться на I ступени, а также в его состав входят III и V ступени. Не забывайте, что в каждой тональности (гамме) эти ступеньки будут относиться к разным нотам. Например, в До мажоре Тоническое трезвучие (T53) будет строиться на I ступени – это нота «до», также в его состав войдут III ступень – нота «ми» и V ступень – нота «соль».

А в ля миноре будет иначе: I – нота «ля», III — нота «до», а V – нота «ми».

Следующее главное трезвучие лада – Субдоминантовое трезвучие (S53) – строиться на IV ступени, а также в его состав входят VI и I ступени.

Посмотрим на конкретных примерах. В До мажоре IV ступень – это нота «фа», значит от неё и начинаем строить трезвучие. Далее идут VI ступень – это нота «ля»в До мажоре и I ступень – это нота «до» в До мажоре.

В ля миноре иначе. IV ступень в ля миноре – это нота «ре», от неё и будем строиться субдоминантовое трезвучие. Также в его состав войдут VI ступень – это нота «фа» в ля миноре и I ступень – это нота «ля» в тональности ля минор.

И последнее главное трезвучие лада – Доминантовое трезвучие (D53) – строиться на V ступени, а также в его состав входят VII и II ступени.

Посмотрим на конкретных примерах. В До мажоре V ступень – это нота «соль», значит от этой ноты и начинаем строить трезвучие. Далее идут VII ступень – это нота «си» в До мажоре и II ступень – это нота «ре» в До мажоре.

В ля миноре иначе. V ступень в ля миноре – это нота «ми», от неё и будем строиться доминантовое трезвучие. Также в его состав войдут VII ступень – это нота «соль» в ля миноре и II ступень – это нота «си» в тональности ля минор.

Размеры: 2/4, 3/4 и 4/4.

Музыкальный размер – это числовое выражение метра. Музыкальный размер измеряет наполняемость тактов (иными словами: сколько нот должно умещаться в один такт, в одну «коробку»). Записывается размер обычно в виде двух чисел.

Верхнее число говорит о том, сколько всего долей в такте, то есть до скольких считать (до двух, до трех, до четырех, до шести и т.д.).

Нижнее число показывает длительность каждой доли, то есть какими нотами нам считать и какими нотами вообще отбивается пульс (четвертными, половинными, восьмыми и т.д.).

Примеры верных названий размеров: две четверти, три четверти, четыре четверти.

Длительности. Затакт

Не забывайте о том, что восьмые и шестнадцатые можно писать с хвостиками, а можно собирать в группы под одно ребро.

Вспомним, как делятся длительности, как считать их в размере 4/4.

Затакт – это не полный такт.

Затакт — это начало музыки со слабой доли.

Запомните! В основе музыкального времени лежит постоянное чередования сильных и слабых долей такта (метра).

Сильная доля – это всегда начало нового такта, а слабая доля – это все остальные ноты такта.

Но не всегда музыка начинается с сильной доли, очень часто, особенно, в мелодиях песен, мы встречаем начало со слабой доли.

По смотрите, например, на песенку «В лесу родилась ёлочка», в первом такте только одна восьмая, а размер данной песенки 2/4, а значит в такте должно быть целых 4 восьмых. Соответственно раз в 1 такте, только одна восьмая – это и есть затакт, неполный такт.

Источник

Опевание устойчивых ступеней в мажоре и миноре

Музыкальные произведения состоят из огромного количества разных по высоте, тембру и длительности звуков, составляющих мелодию и гармоническую вертикаль. Существуют также различные виды мелодических конфигураций, одной из которых является опевание устойчивых ступеней, о котором пойдет речь далее.

Ступени лада

В музыке существуют ладовая и тональная систематизации звуков.

Наверное, все, кто когда-нибудь пробовал петь, пусть даже и не профессионально, знают, что бывает ощущение как бы нехватки определенной ноты, нужной для окончания песни. Подобное чувство возникает после звучания неустойчивой ступени, без дальнейшего ее разрешения в устойчивую.

Опевание устойчивых ступеней производится следующим образом:

  • Седьмая — вторая — первая.
  • Вторая — четвертая — третья.
  • Четвертая — шестая — пятая.

Для того чтобы понять, как правильно сделать опевание устойчивых ступеней, вначале необходимо разобраться с такими понятиями, как «лад» и «тональность».

Что такое лад

Лад — система устойчивых и тяготеющих в них неустойчивых звуков и созвучий, дающая точные сведения о звуковысотном (интервальном) расстоянии между всеми ступенями ладового звукоряда.

Существуют различные виды этнических ладов, сформировавшиеся в разные времена, например ионийский, эолийский, фригийский, дорийский, лидийский, миксолидийский, дважды гармонический, мелодический и т. д.

В классической и современной европейской музыке более всего распространены мажорный и минорный (в основном гармонический) лады.

Мажорный звукоряд представляет собой последовательность следующих интервалов:

  • большая секунда;
  • малая;
  • две большие;
  • малая;
  • малая терция;
  • малая секунда.

Основные ступени лада: T — тоника (1-я ступень), S — субдоминанта (4-я ступень), и D — доминанта (5-я ступень).

Остальные ступени звукоряда называются второстепенными, к ним относятся вторая, третья, шестая и седьмая (вводная).

Также существует понятие «производных» звуков, в октаве их всего пять — это ступени, к которым добавляется знак альтерации (бемоль или диез).

В ладотональной музыкальной системе существует понятие «устойчивости» и «неустойчивости» ступеней.

Устойчивые — первая, третья и пятая ступени лада.

Ступени — звуки, из которых состоит лад. Их всего семь. В нотном письме обозначаются латинскими цифрами — от I до VII.

Существуют две системы обозначения нот — буквенная и слоговая. Они сформировались в эпоху Средневековья. Более известным является слоговое обозначение: do-re-mi-fa-sol-la-si, основанное на первых слогах католического песнопения XI в.

Тональности

Тональность — лад, располагающийся на определенной звуковой высоте (частоте). Все тональности, кроме до-мажора и параллельного ля-минора, имеют определенное количество (от 1 до 7) диезов или бемолей, которые необходимо указывать при ключе. Выявить, какие знаки имеет тональность, можно при помощи кварто-квинтового круга.

Существует также порядок последовательности написания диезов и бемолей:

Именно в таком порядке добавляются знаки по кварто-квинтовому кругу. Можно рассмотреть мажорные тональности квинтового круга (диезные), двигающегося в восходящем порядке: до-мажор — нет знаков, в находящемся квинтой выше соль-мажоре — один фа диез. Еще через пять звуков (квинта) от соль-мажора находится ре-мажор, имеющий уже два знака — фа и до диез и т. д.

По такому же принципу работает и квартовый (бемольный) тональный круг: до-мажор — знаки отсутствуют, находящийся квартой выше фа-мажор — один си бемоль, далее, в си бемоль-мажоре — си и ми бемоли и т. д.

Как сделать опевание устойчивых ступеней неустойчивыми

Все неустойчивые звуки имеют некий «окрас незавершенности», поэтому их необходимо разрешать в устойчивые.

Опевание устойчивых ступеней представляет собой конфигурацию из трех нот. Это поочередное воспроизведение двух неустойчивых звуков, а затем и самого устойчивого, находящегося посредине.

Опевание устойчивых ступеней в соль-мажоре:

  • Фа диез и ля — в соль.
  • Ля и до — в си.
  • До и ми — в ре.

Если необходимо обозначить в нотах устойчивые и неустойчивые звуки, то первые пишутся незакрашенными, а вторые — закрашенными.

В упражнениях по сольфеджио часто используется прием опевания устойчивых ступеней, так как это в значительной мере способствует развитию чувства ладового тяготения и музыкального слуха в целом.

Источник

Оцените статью