Описание фортепиано как музыкального инструмента для детей

Фортепиано музыкальный инструмент

Пианино — струнно-клавишный музыкальный инструмент с клавиатурой. Обычное пианино имеет 88 клавиш. Хотя основные принципы работы фортепиано просты, утонченность, необходимая для разработки мощного, но чувствительного современного фортепиано, делает его также самым сложным из всех механических инструментов, кроме органа. Струны фортепиано ударяет войлочный молоток, который должен отскочить от струн мгновенно, иначе это ослабит их вибрации в самом процессе их инициации. Таким образом, молоток должен свободно лететь к струнам. Чтобы пианист сохранил максимальный контроль над громкостью, расстояние свободного полета молотка должно быть как можно меньше.

Инструмент бывает двух основных типов: рояль и фортепиано. Фортепиано — клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн. Пианино было чрезвычайно популярным инструментом в западной классической музыке с конца 18-го века. Человек, который играет на пианино, называется пианистом.

История происхождения пианино

Фортепиано было изобретено в 18-ом веке Бартоломео Кристофори из Падуи, Италия. Свой первый рояль он сделал в 1709 году. Он происходил от клавесина, который выглядит как пианино. В фортепьяно на струны ударяет кусок дерева, называемый молотком.

Ранние инструменты с клавиатурой, такие как клавикорды, клавесины и органы, которые использовались в то время, имели гораздо более короткую клавиатуру, чем сегодня. Постепенно клавиатура стала длиннее, пока в ней не стало 88 нот (7 октав плюс три ноты) современного пианино.

Сначала инструмент назывался «фортепиано». Это означает «громко-тихо» по-итальянски. Ему было дано это имя, потому что его можно было играть громко или тихо, в зависимости от того, как сильно была нажата нота.

Читайте также:  Три аккорда когда был последний выпуск

Хотя пианино было изобретено в начале 18-го века, только спустя 50 лет оно стало популярным. Первый раз на пианино было сыграно на публичном концерте в Лондоне, это было в 1768 году, когда на нем сыграл Иоганн Кристиан Бах. Вертикальное пианино было изобретено в 1800 году Джоном Исааком Хокингсом. Семь лет спустя Т. Саутвелл изобрел «перетягивание». Это означает, что струны для низких нот проходят по диагонали через деки, чтобы они могли быть длиннее и издавать гораздо больший звук.

У ранних фортепиано были струны, которые были прикреплены к деревянной раме. Они были не очень тяжелыми, но они были не очень сильными или громкими, поэтому их не очень хорошо слышали в большом концертном зале. В 1825 году чугунная рама была изобретена в Америке. Это сделало пианино намного сильнее, чтобы оно могло издавать больший звук, и струны вряд ли бы сломались.

Устройство фортепиано

У пианино есть клавиатура с белыми клавишами и черными. Когда клавиша нажата, демпфер отрывается от струны, и молоток ударяет струну. Он ударяет его очень быстро и отскакивает, так что струна может свободно вибрировать и издавать звук. Когда пианист убирает палец с ключа, демпфер падает обратно на струну, и звук прекращается. Струны натянуты очень плотно по раме, проходя по мосту на пути. Мост касается деки. Это означает, что вибрации отправляются на деки. Дека является очень важной частью фортепиано. Если он поврежден, пианино не издаст звука.

Механизм, который заставляет молот отскочить от струны очень быстро, называется «спуск». В 1821 году Себастьян Эрар изобрел своего рода двойной спуск. Молоток касается струны только около одной тысячной секунды. Молотки покрыты войлоком, который представляет собой смесь шерсти, шелка и волос.

Стандартные пианино имеет две педали, но есть разновидности с тремя.

  • Педаль демпфера — эта педаль находится справа. Когда пианист прижимает его правой ногой, любые ноты, которые он играет, будут звучать, даже если он уберет палец с ноты. Это потому, что есть демпферы (они немного похожи на молотки), которые опираются на все струны. Когда пианист удерживает правую педаль, все демпферы отрываются от струн, так что струны могут свободно вибрировать. При воспроизведении ноты эта нота продолжит звучать. Некоторые другие струны также будут вибрировать очень легко (это называется «сочувствующей вибрацией»). Это сделает звук более гладким и богатым. Пианисты должны научиться правильно пользоваться педалью. Это будет зависеть от таких вещей, как стиль музыки, размер пианино, размер комнаты и много ли там обстановки.
  • Вторая педаль — мягкая педаль находится слева. Когда пианист прижимает его левой ногой, ноты звучат тише. На рояле вся клавиатура и действие немного смещены влево, так что молотки бьют только по двум струнам вместо трех. Также части войлока, которые поражают нить, мягче, потому что они не стали твердыми при большом количестве использования.
  • Средняя педаль, как и правая педаль, она поддерживает звучание, но влияет только на ноты, которые уже воспроизводятся в момент нажатия средней педали. Это позволяет сохранить один аккорд во время исполнения других нот, которые не будут продолжаться. У всех концертных роялей есть такая педаль, а также у некоторых современных пианино.

Знаменитые композиторы и пианисты

Как только пианино стало популярным в конце 18 века, многие композиторы писали музыку для фортепиано. Вольфганг Амадей Моцарт начал учиться игре на клавесине, когда был очень маленьким, но пианино становилось популярным, когда он был молодым, и он написал много сонат и концертов для фортепиано. Франц Йозеф Гайдн также написал много фортепианной музыки. Людвиг ван Бетховен был очень известным пианистом, прежде чем он стал очень известным как композитор. Его фортепианные композиции включают 5 концертов и 32 сонаты. В романтический период многие композиторы писали для фортепиано. Среди них Франц Шуберт, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс, Ференц Лист и Фридерик Шопен. Позднее композиторы — Сергей Рахманинов, Клод Дебюсси, Морис Равель, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Бела Барток.

Одни из первых известных пианистов игры на фортепиано Дюссек, Моцарт, Муцио Клементи, Джон Филд и Шопен. В 19 веке Ференц Лист очень сильно повлиял на фортепиано, сочиняя и исполняя очень сложную музыку. Другими великими пианистами являются Клара Шуман и Антон Рубинштейн. Пианисты 20-го века Артур Шнабель, Владимир Горовиц, Иосиф Гофман, Вильгельм Кемпф, Дину Липатти, Клаудио Аррау, Артур Рубинштейн, Святослав Рихтер и Альфред Брендель. Среди величайших пианистов сегодня Владимир Ашкенази, Даниэль Баренбойм, Лейф Ове Андснес, Борис Березовский и Евгений Кисин.

Пианисты, играющие популярную музыку, Либераче, Джерри Ли Льюис, Литтл Ричард, Элтон Джон, Билли Джоэл, Телониус Монах, Тори Эймос и Рэй Чарльз. Возможно, величайшим джазовым пианистом был Фэтс Уоллер.

Пианино было очень популярным инструментом с середины 18-го века, когда вскоре он заменил клавикорд и клавесин. К началу 19-го века звучание фортепиано было достаточно большим, чтобы заполнить большие концертные залы. Маленькие пианино были сделаны для использования в домах людей.

Пианино не часто используются в оркестрах (если они есть, они являются частью секции ударных). Они могут использоваться для концертов фортепьяно (пьесы для сольного пианиста в сопровождении оркестра). Существует огромное количество музыки, написанной для фортепиано соло. Пианино также можно использовать вместе с другими инструментами, в джазовых группах и для сопровождения пения.

Видео

Посмотрите видео ниже чтобы послушать и насладиться звучанием инструмента.

Источник

Первое знакомство с фортепиано

Разделы: Музыка

Научить ребёнка свободно ориентироваться на клавиатуре, выработать стойкое запоминание знания клавиатуре.

Используя инновационныё методы, добиться инициативного отношения к изучаемому материалу.

Развивать абстрактно- образное мышление, умение анализировать и сопоставлять.

Развивать двигательно-игровые навыки ученика.

Научить ребёнка активно и продуктивно работать за инструментом.

    Способствовать быстрому и эффективному знакомству с инструментом фортепиано и его клавиатурой и регистрами.
  1. Развивать внимание и концентрацию.
  2. Способствовать накоплению игровых навыков non legato.

Методические советы и выводы. Специальный дидактический материал.

    Знакомство с инструментом – фортепиано.
  1. Знакомство с регистрами фортепиано.
  2. Знакомство с клавиатурой.
  3. Игра песенок-попевок на инструменте.
  4. Игры – загадки.
  5. Вывод, оценка занятия.
  6. Домашнее задание.

Освоение необходимого объёма знаний. Устойчивое запоминание предлагаемого материала за одно занятие.

Закреплёния навыков игры на инструменте приёмов исполнения non legato.

Самый первый урок, начинается со знакомства с инструментом. На вопрос: “Как называется инструмент, на котором ты пришёл учиться играть?”. Ребёнок отвечает: “Пианино”. Я добавляю, что он ещё называется “Фортепиано”. Изобрёл его флорентийский мастер Бартоломео Кристофори в 1709 году, а назвал он его тогда – чембало с piano и forte, потому что на нем прекрасно можно было воспроизводить различную динамику, то есть громкость звучания. Предшественниками этого инструмента были: клавикорд, спинет и клавесин, но они имели более тихое, металлическое звучание и не обладали богатой и разнообразной динамикой. На нашем же современном пианино возможно добиваться самых различных динамических красок: от громкой – форте, до тихой – пиано. Потому-то этот инструмент называют не просто пианино, а ещё и “Фортепиано”. На нем, можно воспроизводить певучую мелодию, сложную, богатую гармонию и разнообразную полифонию. Подтверждаю свои объяснения исполнением на инструменте довольно больших отрывков из произведений, ярко характеризующих возможности фортепиано.

Тихое звучание произведения — фрагменты из произведений А. Лядова “Пастораль”, А. Гречанинова “Облака плывут”…

Яркое звучание произведения – фрагменты из произведений С. Геллера “Этюд” (ре мажор), В. Витлина “Страшилище”…

В процессе исполнения этих музыкальных примеров задаю ребёнку вопросы:

— Как звучит тот или иной музыкальный фрагмент (громко или тихо; форте или пиано)?

— Какая эта музыка по настроению (грустная или весёлая, задумчивая или задорная)?

— Какая эта музыка быстрая или медленная?

-Каким приёмом исполняется произведение (плавно, гибко или отрывисто, остро, а может музыка просто шагает)?

— О чём эта музыка, что ты себе представляешь, когда слышишь такую разную музыку?

Ребёнок в форме беседы отвечает на вопросы, и мы вместе с ним приходим к выводу, что наш инструмент, фортепиано, может “рассказать” обо всём: на нем можно создать любое настроение, любой образ и характер. Уже на первом этапе знакомства с инструментом малыш понимает, насколько богат и разнообразен инструмент, на котором он пришёл учиться играть, насколько богаты его выразительные возможности.

Далее, я прошу его самого извлечь из инструмента громкие звуки – форте, прошу не бояться и смело опереться, погрузиться руками в клавиатуру, используя корпус; затем извлечь тихие звуки – пиано, ребёнок старается при этом прикоснуться мягко, нежно, даже трепетно только кончиками пальчиков.

Продолжая знакомство с инструментом, знакомимся с регистрами. Изучаем три регистра: нижний, средний, верхний. Для более быстрого запоминания исполняем в нижнем регистре песенку медвежонка, или слонёнка, или динозаврика (например, пьесу Ю. Виноградова “Танец медвежат”, второй её раздел; или фрагмент пьесы И. Парфёнова “Бармалей”)…; в верхнем – песенки птичек, мышек, комариков (например, пьесу П. Чайковского “Песня жаворонка”, или С. Майкопара “Мотылёк”)…; а в среднем регистре, я объясняю малышу, “мы живём, и песенки свои поём…”. Потом, можно попросить ребёнка пофантазировать в том, или ином регистре. Любое прикосновение к инструменту раскрепощает ребенка, развивает его свободу и инициативность. Но с первого прикосновения к клавиатуре необходимо разъяснить ребёнку, что стучать и бить по инструменту нельзя, что звук из-за этого получается не музыкальный, неприятный, злой и даже “противный”; что инструменту, когда его бьют тоже больно, он от этого не поёт, а визжит, кричит. Чтобы ребёнку стало понятно, привожу пример грубого звукоизвлечения, демонстрируя его на себе:

— резко ударяю по ноге рукой – получаю шлёпающий звук, это плохо, ведь ни кому не нравится, когда его шлёпают – это не правильный приём звукоизвлечения.

— активно опускаю руку на ногу глубоким, вминающим движением, пружиня кистью – звука шлепка нет – это правильный приём звукоизвлечения.

Переношу примеры на клавиатуру и прошу ребёнка ответить, когда у меня доброе, глубокое, поющее — правильное f (форте), а когда злое, резкое, кричащее — неправильное. Учимся вместе понимать, ощущать и слышать разницу.

На первом уроке происходит знакомство и с механикой инструмента. Я убираю верхнюю стенку инструмента, показываю малышу, как и благодаря чему, получается звук. Обращаю его внимание на устройство молоточков, они очень похожи на наши пальчики, когда наши пальчики опускаются на клавиши, шагают по ним, молоточки фортепиано “шагают” по стрункам. У фортепианных молоточков, как и у нас, есть мягкие подушечки, только сделаны они из войлока. Низкий или высокий звук зависит от толщины струн, по которым ударяют молоточки. Детям очень нравится процесс знакомства с механикой инструмента, а мне он помогает в дальнейшей работе над пианистической артикуляцией.

Продолжая знакомство с инструментом, мы знакомимся с клавиатурой. Основным принципом является лёгкость и доступность в её восприятии, понимании и запоминании.

Знакомство происходит с радостью и улыбкой, в простой игровой форме.

Я показываю на клавиши и акцентирую внимание на том, что клавиши бывают белые и чёрные и что все они называются — клавиатура. Что чёрные клавиши группируются по 2 вместе и по 3 вместе. Воспользовавшись советам Льва Ароновича Боренбойма, прошу ребёнка показать мне все группы из двух черных клавиш; затем – из трёх. После того, как ребёнок увидел и начал узнавать на клавиатуре группы черных клавиш, у него, естественно, возникает желание погладить их, дотронуться. И тут можно предоставить ему возможность с закрытыми глазами, на ощупь определить, какая из групп у него под рукой – “по две” или “по три”, ощупывать клавиши лучше подушечками пальцев. Эта простая игра очень нравится малышам. Знакомство с чёрными клавишами позволяет сразу же ориентироваться в клавиатурных просторах и не заблудиться в них. Научившись узнавать группы из двух и трёх черных клавиш, включив зрительную и осязательную, ориентацию ребёнок будет легко находить любую нужную клавишу, что в дальнейшем поможет чтению нот с листа.

Первоначальное знакомство с клавиатурой и названиями клавиш мы начинаем не по звукоряду.

Я совершенно убеждена, что изучение клавиатуры в разном порядке (по моей методике) более целесообразно, чем абстрактное “вызубривание” названия клавиш по звукоряду, приводящее к стойкой привычке пользоваться “порядковым” методом. Ведь это ужасно, когда в поисках нужной клавиши, малыш начинает каждый раз “от печки”, от клавиши “до”. Чтобы ребёнок не стал “заложником отсчёта”, гораздо эффективнее развивать у ребёнка гибкое мышление в запоминании клавиатуры, используя предложенные мной картинки -“маночки”. Конечно, ребёнок обязательно должен знать и звукоряд, но эту работу я провожу несколько позже, когда он уже прекрасно знает все клавиши и хорошо ориентируется на клавиатуре.

Итак, начинаю я изучение клавиатуры по группам нот, запоминание, которых проходит благодаря картинкам – образам, своеобразным “маночкам”. Каждый такой “маночек” дает возможность ребёнку включить в работу все виды мышления:

Схемы, дидактический материал для изучения клавиатуры

Там, где две чёрные клавиши мы строим домик. Он опирается на клавиши до и ми, поём для большего запоминания песенку “Домик”. Учимся играть её в разных октавах.

Домик, домик, До – Ми
Хорошо ты в нём живи,
Домик, домик, До – Ми,
До – Ми, До – Ми.

Дальше мы должны построить забор, ведь у нас дачный домик, а у каждого дачного домика должен быть забор. Забор строим там, где три чёрных клавиши, ведь они очень похожи на забор.

У забора четыре дощечки. У первых двух, что ближе к домику, мы посадим фасоль. Я объясняю ребёнку, что на даче у забора обычно высаживают горох или фасоль, так вот мы посадили – фасоль и споём про неё песенку.

Фасоль, фасоль, растёт фасоль,
Это — Фа, а это – Соль,
Фасоль, фасоль.

— Теперь ты “посади” фасоль, например, для мишки, или для киски, или для птички… Ребенок переносит песенку в разные регистры.

-Только, когда играешь, обязательно следи за рукой. Погружай ручку глубоко, но мягко в клавиатуру, не спеши, а снимай гибкой кистью. В нижнем регистре играй песенку левой рукой, в верхнем – правой.

— А кого мы разместим у двух других дощечек забора, посмотри, ведь там место ещё ни кем не занято?

Спрашивая, я достаю маленькую лягушку. Если нет игрушки, её с успехом можно нарисовать прямо на заборе, как и фасоль, будет тоже весьма наглядно.

— А туда мы посадим лягушку. У забора часто прыгают лягушки, ведь там довольно сыро, поэтому им там нравится. Смотри, как наш лягушонок удобно сидит на этих двух клавишах. Давай споём и сыграем про него песенку.

Ля – Си лягушка сидит,
На нас весело глядит.
Ля – Си, Ля – Си,
Улыбнись, меня спроси: “Где же Ля, а где же Си?”

— У кого в гостях сидит наш лягушонок? (играю песенку в верхнем регистре).

— Наверное, у мышки…

— А теперь ты приглашай лягушонка в гости ещё к кому-нибудь.

Ребёнок исполняет её в разных октавах и, в соответствии с октавой, придумывает, у кого же гостит лягушонок.

Ну, а теперь надо посмотреть, какая же клавиша осталась неузнанной? Ребенок быстро находит её, эта клавиша “живёт в домике”. И поэтому я предлагаю посадить на неё собачку, пусть сидит в домике и охраняет его и рычит! Назовём его Рекс, ведь это клавиша — Ре.

Ре, Ре, Рекс в доме поживает,
Ре, Ре, Рекс домик охраняет.

Песенка исполняется на одной клавише – РЕ.

Все эти схемы сразу рекомендую искать и строить в разных октавах, чтобы ребёнок абсолютно свободно находил благодаря визуальным образам, любую клавишу, быстро узнавал её по “маночкам”. В процессе занятия ребёнок приобретает необходимые знания: развивается его музыкальный слух, формируются пространственно – зрительные навыки.

Обучение превращается в увлекательную игру, сказку со своими образами и героями и поэтому является весьма эффективным:

-Ребёнку нравится работать-играть с визуально-дидактическим материалом;

— У ученика вырабатывается быстрое и глубокое запоминание названия всех клавиш.

В домашних заданиях ставится в основном задача закрепить ещё раз пройденный материал, причём весь дидактический материал я даю ребёнку домой, что, весьма радует малышей и стимулирует к домашнему повторению материала.

Ещё хочу остановиться на одном из важнейших аспектов: изучая клавиатуру, исполняя песенки, мы с ребёнком сразу пытаемся “ставить” ручку, то есть сразу формируем правильные пианистические движения. Играем все песенки 3 пальчиком, следим за горсточкой, за округлыми, но не сжатыми пальчиками, за свободным запястьем, за глубоким, свободным погружением руки в клавиатуру от плеча, “крылом”. Следим за мягким, гибким снятием руки с клавиатуры. Конечно, процесс “лепки” руки весьма длительный процесс, но начинать его надо с первых уроков, с первого прикосновения к клавишам.

-Педагог “берёт” любую клавишу, а ребёнок называет её, пользуясь приобретёнными знаниями.

-Педагог называет любую нотку и регистр, а ребёнок должен найти клавишу, соответствующую данной ноте, в заданном регистре.

Педагог и ребёнок могут меняться ролями. Форма игры могут варьироваться.

Оценка работы ребёнка на уроке:

В течение всего урока следует хвалить ребёнка за хорошую работу, стремиться поощрять любую инициативу со стороны малыша в отношении освоения материала. В конце урока даётся положительная оценка, потому что другой и быть не может. Все дети всегда прекрасно справляются со всеми задачами и заданиями данного урока.

Источник

Оцените статью