Описание концерта для фортепиано с оркестром чайковского

П. И.Чайковский

История создания

Лето 1874 П. И. Чайковский посвятил сочинению оперы «Кузнец Вакула»; он закончил ее в августе. Можно предположить, что он закончил ее в августе. Именно к этому времени относятся первые мысли композитора о фортеианном концерте на украинские темы. Первые сведления о новом сочинении содержатся, как это часто у Чайковского, в письме к его брату Модесту, с которым композитор был очень дружен, и который писал для него либретто его опер. По-началу дело шло трудно, как признавался композитор брату. Чайковский очень хотел, чтобы будущий концерт исполнил Николай Григорьевич Рубинштейн.

Несмотря на трудности в сочинении, в которых Чайковский сознавался родным, концерт был сравнительно быстро закончен. На автографе переложения концерта для двух фортепиано стоит авторская дата «21 декабря 1874». В оркестровом варианте произведение было закончено 9 февраля 1875 года.

Странным образом Концерт не сразу получил признание московских друзей Чайковского, и самое главное – он не понравился тому, для кого предназначался, то есть Н.Рубинштейну. Интересно, что три года спустя Чайковский раскрыл причину конфликта между ним и Н. Рубинштейном в письме к Н. Ф. фон Мекк, его горячей почитательнице и покровительнице. Чайковского оскорбил тон критических замечаний Рубинштейна, который не увидел в концерте ничего хорошего не только с точки зрения виртуозной, но и художественной. Написанной было посвящение Рубинштейну Чайковский уничтожил и заново посвятил концерт сначала С. Танееву, своему ученику, а затем – передумав – Гансу фон Бюлову, выдающемуся пианисту и дирижеру. Последний был страстным поклонником творчества Чайковского. Он и исполнил впервые концерт, ставший столь прославленным в последствии, в Бостоне 25 октября 1875 года. Вскоре концерт сыграл в Петербурге пианист Г. Кросс; дирижировал, как и многими петербургскими приемьерами Чайковского, Э. Направнгик. Сам Чайковский, присутствовавший в зале, на сей раз остался недоволен исполнением. И, наконец, 31 ноября того же года Концерт прозвучал в Москве в замечательном по совершенству испонении молодого – девятнадцатилетнего – С. Танеева. Дирижировал в тот вечер… Николай Рубинштейн.

Читайте также:  Гитара как ставить квинты

В одной из своих статей Чайковский, обрадованный успехом московской премьеры, писал: «…да позволено мне будет выразить г. Танееву самую горячую благодарность автора исполненного им концерта за то, что он так хорошо зарекомендовал это необычайно трудное сочинение благосклонному вниманию публики. Такой же точно запас благодарных чувств автор питает к г. Рубинштейну, столь художественно, искусно, горячо ведшему оркестр, аккомпанировавший г. Танееву. Лучшего исполнения этого сочинения, как то, которым он обязан симпатичному таланту г. Танеева и капельмейстерскому мастерству г. Рубинштейна, этот автор и желать не может».

Н. Г. Рубинштейн, которому Концерт при первом знакомстве с ним не понравился, вскоре «прозрел» — оценил его красоты и художественную значимость. Начиная с 1878 года он стал исполнять его в Москве и Петербурге. В 1879 году на показе русской музыки в Париже Рубинштейн произвел подлинную сенсацию своим исполнением Концерта.

Первый концерт П. Чайковского – это целая эпоха в русской фортепианной музыке. По своему значению он превышает все, написанное до него. Он послужил краеугольным камнем в развитии последующего русского фортепианного творчества. Концерт оказал огромное влияние на С. Рахманинова, в творчестве которого жанр фортепианного концерта был поднят на новую ступень.

Музыка

Первая часть — Allegro non troppo e molto maestoso . Чайковский в качестве формы своего Концерта воспользовался классическими образцами трехчастного цикла. В такой форме в эпоху романтизма свои концерты писали Ф. Мендельсон, Ф. Шопен, Р. Шуман, А. Рубинштейн. Это следует особо отметить, поскольку ко времени написания Концерта инструментальная музыка знала и иные образцы. Ф. Лист, например, создал свободную одночастную форму концерта. И среди композиторов было немало тех, кто ориентировался на открытия Листа в этой сфере. Чайковский не отказался от классической трехчастной композиции концерта, но по существу создал совершенно новаторскую концепцию. Оставив главное значение за первой наиболее симфонизированной частью, он осложнил и весьма оригинально сконструировал ее форму.

Читайте также:  По бугоркам ноты для гармони

Первая часть состоит из большой интродукции и сонатного Allegro , причем значение интродукции так велико, что она может претендовать на роль самостоятельного раздела формы. Тема интродукции проходит три раза. Перед последним проведением темы Чайковский поместил большую виртуозную каденцию пианиста виртуохзного склада.

Следующий после интродукции раздел построен аналогично первым частям симфонических циклов Чайковского. В нем есть трехчастная главная партия и побочная партия, состоящая из двух тем. Наличие богатого и разнообразного музыкального тематического материала открывает возможность для композитора развернуть его во всем блеске и с большим мастерством. Разработка в этой части тоже сродни разработкам симфоний – в ней происходит преобразование основных тем экспозици: лирические образы приобретают патетическую окраску. Реприза включает в себя развернутую каденцию фортепиано, создает новую ступень в развитии образов. Сейчас, когда Первый концерт Чайковского является одним из ключевых номеров репертуара большинства концертирующих пианистов (во многом это благодаря яркой виртуозности Концерта), трудно объяснить, как этого пианистического блеска, можно сказать, пиршества, не разглядел Н. Рубинштейн, когда знакомился с Концертом.

Вторая часть — Andantino semplise . В ней композитор попытался – весьма успешно – соединить характерные черты двух частей традиционного симфонического цикла – лирической части и скерцо. Она написана в излюбленной Чайковским трехчастной форме, в которой средняя часть контрастирует с крайними. Впоследствии этот принцип великолепно развил С. Рахманинов в своем Третьем фортепианном концерте . Во всех разделах этой части Концерта большое значение имеет вариационный тип развития тематического материала.

Третья часть — Allegro con fuoco . Энергичный зажигательный финал производит колоссальное впечатление на слушателей. Еще при самых первых исполнениях финал Концерта вызвал настоящий взрыв энтузиазма публики. В письме к Н. А. Римскому-Корсакову от 12 ноября 1875 года Чайковский, сообщая о большом успехе концерта в Америке, где его исполнял Ганс фон Бюлов, писал: «Представьте, какой у американцев аппетит: при каждом исполнении моего концерта Бюлов финал должен был повторять». Финал концерта написан в так называемой форме рондо-сонаты, часто встречающейся в концертной литературе XIX века. У Чайковского эта форма трактована интересно и оригинально: здесь образуются как бы три аналогичных друг другу малых цикла, состоящих из чередования нескольких образов. В последний цикл включена кода торжественного характера.

Источник

Описание концерта для фортепиано с оркестром чайковского

П.И. Чайковский Концерт для фортепиано с оркестром № 1

Первый концерт для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского открыл новую эпоху в русской фортепианной музыке. Это первый образец подобного жанра в отечественной культуре. Не случайно исследователи отмечают, что произведение Чайковского значительно превышает все написанное до него по своему значению.

Историю создания Концерта для фортепиано с оркестром Чайковского, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

История создания

Практические все лето 1874 года композитор был занят сочинением своей оперы «Кузнец Вакула», успешно завершив ее в августе этого года. В то же время его начинают одолевать мысли о написании фортепианного концерта с использованием народных украинских тем. Он упоминал в своих письмах к Модесту Чайковскому о своих замыслах, указав также на то, что сочинение данного произведения идет с трудом. Несмотря на это, концерт был написан довольно быстро и уже в декабре 1874 года была готова партитура, но только лишь в переложении для двух фортепиано. Оркестрована она была в феврале 1875 года.

К сожалению, не все друзья оценили сразу новое сочинение композитора. Николай Григорьевич Рубинштейн, для которого Чайковский и создавал свое творение, раскритиковал партитуру, заметив, что не нашел ничего положительного в ней с технической и художественной стороны. Это очень задело автора и послужило причиной разногласия между музыкантами. Маэстро строго заявил, что ничего менять в партитуре не будет. Обо всем этом Петр Ильич спустя три года рассказал в одном из писем к Ф. фон Мекк.

Ганс фон Бюлов, которому Чайковский в итоге посвятил свой концерт, был страстным почитателем его творчества. Впервые пианист исполнил произведение в Бостоне 25 октября 1875 года. Спустя некоторое время уже российская публика смогла познакомиться с шедевром Чайковского благодаря Г. Кроссу, который исполнил концерт в Санкт-Петербурге. Оркестром дирижировал Э. Направник. Петр Ильич при этом присутствовал в зале в качестве зрителя. Вот только композитору не понравилось исполнение и он остался крайне недоволен. 31 ноября 1875 года начинающий пианист Сергей Танеев выступил перед московской публикой с Первым концертом. Оркестром дирижировал Н. Рубинштейн, который ранее отказался его исполнять. Эта премьера прошла более удачно и публика очень тепло встретила работу композитора. Чайковский остался весьма доволен этим исполнением.

Н. Рубинштейн смог убедиться в том, что ошибался на счет произведения и уже через несколько дней после премьеры сам включил его в свой репертуар. Так, начиная с 1878 года он успешно представил его в разных городах страны. В 1879 году в Париже Николай Григорьевич и вовсе произвел настоящий фурор, блестяще исполнив сочинение Чайковского.

Интересные факты

  • Примечательно, что первоначально концерт был написан специально для исполнения Н.Г. Рубинштейном. Однако тот назвал партитуру довольно сложной и отказался от нее. В связи с этим Чайковский был вынужден исправить посвящение. Сначала он указал имя своего ученика С. Танеева. Однако потом передумал и вписал немецкого пианиста и ученика знаменитого Ф. Листа, Г. фон Бюлова. Исследователи отмечают, что причина отказа Рубинштейна скорее всего в новаторстве произведения, а никак не сложности партитуры.
  • Всего существует три редакции Первого концерта, но наибольшую популярность получила последняя, которая была сделана уже после смерти композитора. Авторская редакция была исполнена в конце XX века лишь пианистом Лазарем Берманом совместно с симфоническим оркестром Берлинского радио под управлением Ю. Темирканова.
  • Встретив негативные отзывы о своем концерте, Чайковский обратился за советом к своему коллеге Карлу Клиндворту. Тот и посоветовал ему обратить внимание на немецкого пианиста Г. фон Бюлова.
  • После успешной премьеры Концерта в Санкт-Петербурге, Чайковский, находясь под впечатлением, поспешил исправить посвящение и вписал имя С. Танеева. Но внимательно поразмышляв, он все же зачеркнул его и поставил инициалы первого исполнителя – Ганса фон Бюлова.

  • Первый концерт до сих пор входит в обязательную программу финала Международных конкурсов им. Чайковского (с 1958 года).
  • Во время заграничных гастролей, Чайковскому пришлось исполнять Первый концерт (композитор выступал в качестве дирижера), так горячо полюбился он публикой. Даже при открытии «Карнеги Холл» в Нью-Йорке было представлено это произведение под управлением Петра Ильича.
  • Любопытно, что это сочинение звучало и на последнем концерте Чайковского, где он управлял оркестром. Партию фортепиано исполнила американская пианистка Аус дер Оэ. Помимо Первого концерта в программе была представлена его Шестая симфония. Исследователи отмечают, что подобным образом композитор простился не только с русской публикой, но и всеми современниками.


  • С. Танеев назвал сочинение первым русским концертом, что полностью соответствует действительности.
  • Любопытно, что Кюи и Ларош, после первого знакомства с Концертом, написали практически разгромные рецензии. Лишь после исполнения произведения Н. Рубинштейном они кардинально изменили свое мнение. Спустя время критики направили восторженные отзывы композитору.
  • Чайковский не был виртуозным пианистом, поэтому при написании концерта он консультировался по поводу технических подробностей с П. Пабстом.
  • Известный пианист Андрей Гаврилов высказал мысль, что на всей земле не встретишь человека, не знающего начальную тему Концерта. Этот мотив заслуженно можно назвать эмблемой композитора.

Содержание Концерта для фортепиано Чайковского

Музыкальная часть концерта основана на украинских народных мелодиях, как композитор и задумывал с самого начала.

Первая часть открывается интродукцией с блестящей темой. Она не похожа ни на что, особенная, выражающая торжество и мощь в ослепительном сиянии. Ее можно назвать по праву Гимном жизни. Главная партия основана на народном напеве лирников (песня под аккомпанемент лиры). Это не прямая цитата, Чайковский использовал лишь часть напева. Оригинал построен на жалобных интонациях, здесь же тема приобретает скерцозность. Первая часть является наиболее важной и определяет характер всего цикла.

Вторая часть совершенно иная. В ней композитор попытался совместить традиционную медленную часть и скерцо (впоследствии этот прием использовали другие композиторы). В этой части Чайковский использовал французскую народную песню, красивая и плавная начальная мелодия построена на народных интонациях. По свидетельствам Модеста Петровича, они часто в детстве напевали ее.

Финал концерта необычайно яркий, он всегда привлекал особое внимание публики. Здесь композитор использовал украинскую хороводную песню «Выйди, выйди, Иваньку». Даже Бюлов отмечал в своих письмах, что на концертах публика требовала повторить исполнение финала. Оригинально трактует Чайковский форму третьей части, используя рондо-сонату. В конце звучит торжественная кода, построенная на отдельных мотивах, звучащих ранее.

Исследователи отмечают близость концерта к симфонии. С этим действительно не поспоришь, ведь он наделен всеми чертами сонатно-симфонического цикла – это многогранная концепция, принцип контраста, развитые формы, яркие и индивидуальные темы.

Три редакции концерта

Первый концерт Чайковского существует в трех различных редакциях. Отчасти причина их появления была связана с недооценкой новаторских приемов композитора, при написании произведения. Вторую редакцию концерта сделал сам Чайковский. Однако эта версия, как и первая, почему-то не прижились. Спустя время появилась третья редакция, которая возникла уже после смерти композитора. Считается, что принадлежит она пианисту А. Зилоти. Тяжелые аккорды, открывающие концерт, были заменены на более мягкое арпеджио. В финале была вовсе сделана купюра, а также изменены темпы в частях. Любопытно, что именно Зилоти считали одним из лучших исполнителей Первого концерта в 80-90-х годах. Он даже лично просил композитора сделать некоторые изменения, например, сократить финал. Но Чайковский не был уверен в необходимости купюр и в итоге отдал партитуру в печать без каких-либо существенных сокращений и правок. Все «преобразования» начались лишь после кончины автора. Именно новая редакция получила наибольшее распространение и известность.

Пианист Андрей Хотеев в 1998 году совместно с Большим симфоническим оркестром им. Чайковского исполнил и записал на диск все произведения Петра Ильича для фортепиано с оркестром. При этом сочинения были представлены в авторской редакции. Эта запись произвела фурор и стала отправной точкой, после которой вернулись вновь первоначальные варианты концерта, сделанные самим автором. Чуть ранее пианист Джером Ловенталь также решил обратиться с авторской редакции (1989), записав ее на диск совместно с Лондонским симфоническим оркестром.

Первый концерт оказал огромное влияние на творчество других композиторов, а также на развитие всей фортепианной музыки. В настоящее время это произведение является одним из самых популярнейших сочинений Чайковского во всем мире. Оно входит в репертуар многих именитых пианистов, а также является обязательным произведением в международных конкурсах исполнителей. В нем все прекрасно, праздничные и блестящие темы удивительным образом переплетаются с лирическими, задумчивыми. Каждая из них, подобно драгоценному камню, сверкает множеством граней, искусно обработанных гениальным мастером.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

П.И. Чайковский Концерт для фортепиано с оркестром № 1

Источник

Оцените статью