Описание педагогического опыта учителя музыкальной школы по классу гитары

Анализ педагогического опыта обучения детей гитарному ансамблевому музицированию
статья на тему

В отличие от большого количества учебно-методических пособий, предназначенных для развития индивидуальной исполнительской техники гитаристов, работ, посвященных становлению искусству ансамблевого музицирования, существует немного и большей частью они ориентированы на детский возраст. Это обусловлено комплексным подходом в обучении детей в музыкальной школе, при котором наряду с индивидуальным воспитанием практикуется становление навыков коллективного музицирования. Любой инструментальный класс предполагает часы уроков, отведенные на ансамбль. Особенную важность эта тенденция приобрела в последнее время, когда общей установкой музыкального развития детей стала ориентация на массовость, масштабность звучания. Возвращается время сводных коллективов — хоров, оркестров, ансамблей, — что диктует свои приоритеты в музыкальном образовании. И класс гитары в этих условиях не является исключением.

Скачать:

Вложение Размер
alishevs.doc 47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ педагогического опыта

обучения детей гитарному ансамблевому музицированию

МБУДО ДШИ№6 Советского района Г.Казани

В отличие от большого количества учебно-методических пособий, предназначенных для развития индивидуальной исполнительской техники гитаристов, работ, посвященных становлению искусству ансамблевого музицирования, существует немного и большей частью они ориентированы на детский возраст. Это обусловлено комплексным подходом в обучении детей в музыкальной школе, при котором наряду с индивидуальным воспитанием практикуется становление навыков коллективного музицирования. Любой инструментальный класс предполагает часы уроков, отведенные на ансамбль. Особенную важность эта тенденция приобрела в последнее время, когда общей установкой музыкального развития детей стала ориентация на массовость, масштабность звучания. Возвращается время сводных коллективов − хоров, оркестров, ансамблей, − что диктует свои приоритеты в музыкальном образовании. И класс гитары в этих условиях не является исключением.

Отдельной чертой, делающей обучение ансамблевой игре благодарным занятием как для педагога, так и для учеников, является то, что в процессе коллективного музицирования могут участвовать дети с разной степенью одаренности, в равной мере ощущая себя артистами и полноправными участниками исполнительского действа. Поэтому появление новых методик обучения ансамблю становится весьма актуальным в настоящее время. Настоящий параграф будет посвящен обзору отдельных авторских программ по ансамблевому музицированию детей в классе гитары.

Преподаватель ДМШ №3 г. Белгорода А.М. Луценко свою программу «Ансамбль» (шестиструнная гитара) рассчитывает на обучение с 4 по 8 классы музыкальной школы. Целью создания программы разработчик ставит «развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных ими знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства», а основными задачами являются «формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования; развитие чувства партнерства, приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования». Поднимая вопрос о формировании состава ансамбля, А.М. Луценко подчеркивает возможность участия в одном коллективе учеников разных классов при условии соответствия сложности их партий уровню технической подготовки каждого школьника.

Преподаватель по классу гитары из Санкт-Петербурга Н.В. Белова в программе гитарного ансамбля, подчеркивая большую роль музыкального воспитания для развития общей культуры общества, говорит о важности детского музыкального образования, в котором доминирующую позицию занимает система дополнительного образования детей − детские музыкальные школы и школы искусств. В этой системе массовость музыкального воспитания осуществляется посредством обучения ансамблевому музицированию: учащиеся народного отдела (куда входит непосредственно гитара) являются участниками оркестра и/или ансамбля школы, который Н.В. Белова считает наивысшей степенью исполнительского мастерства.

Учебная программа ансамблевого музицирования на гитаре Е.В. Конновой предназначена не только для системы детских музыкальных школ и школ искусств, но в большей степени для обучения в кружках. Ценность такой направленности заключается в широком охвате контингента любителей, желающих овладеть гитарой «для себя», что повышает культурный уровень детей, не посещающих дополнительные музыкальные образовательные учреждения. Для того чтобы увлечение гитарой у школьников не пропало, Коннова предлагает подчинить весь комплекс общемузыкальных предметов овладению игрой на гитаре.

Педагоги Детской музыкальной школы №6 г. Хотькова Н.В. Балашова и А.Ф. Константинова разработали подробную учебную программу по гитарному ансамблю. Соавторы декларируют значимость ансамблевого музицирования для формирования звуковой культуры, навыков «синхронного исполнения темпа, метроритма, уровня динамики, атаки, артикуляции» . Н.В. Балашова и А.Р. Константинова рекомендуют при распределении партий между участниками ансамбля учитывать техническую подготовку детей, их физические данные, а также личностные качества (лидер — аутсайдер).

Образовательная программа по ансамблю для шестиструнной гитары, авторами которой являются А. Винницкий, В. Манилов, В. Молотков, направлена на развитие умения исполнять гитарную ансамблевую музыку различных музыкальных стилей и жанров. Программа рассчитана на шесть лет обучения и предполагает работу как с малыми составами (на начальных этапах обучения), так и с достаточно большим количеством участников ансамбля (старшие классы).

Осуществленный обзор последних программ по обучению детей ансамблевому музицированию на гитаре выявил основные требования, предъявляемые учащимся на каждом этапе образовательного процесса, выполнение которых должно послужить условием формирования ансамблевого чувства, развития исполнительской техники в условиях коллективной игры на инструменте. Однако, в силу того, что популярность гитарного искусства год от года набирает обороты, контингент учащихся гитарных отделений музыкальных школ увеличивается. Столь высокая заполняемость классов зачастую провоцирует педагога по инструменту на работу с группами детей. В этих условиях такая форма работы может быть даже более предпочтительной, нежели сугубо индивидуальные занятия. Так, при работе с малыми ансамблями (дуэт, трио) педагог имеет возможность уделить внимание и каждому участнику в отдельности и одновременно работать над ансамблевой культурой исполнения. По мере музыкального развития школьников целесообразно отдавать предпочтение игре в больших ансамблях по нескольким причинам. Прежде всего, большой ансамбль позволяет привлечь к исполнительскому процессу большое количество детей с разным уровнем технического развития. В этом случае слабые ученики, являясь полноправными участниками большого концертного коллектива, технически растут, ориентируясь на сильных учеников и одновременно развиваются как музыканты-исполнители.

Еще одной причиной является умение детей работать в большом коллективе, слушая партнеров, умея, когда необходимо, исполнять ведущую партию или партию аккомпанемента, взаимодействовать с остальными участниками на паритетных началах. В качестве третьей причины может выступать развитие в ансамбле обостренного чувства профессиональной дисциплины и ответственности за собственное исполнение перед другими участниками ансамбля.

Вышеизложенные основания послужили основой для написания автором собственной программы по обучению коллективному музицированию на гитаре, предназначенной для работы с большими ансамблями однородного и смешанного составов.

ЗАЯВКА
на участие в VII Открытых Алишевских педагогических чтений « Психолого-педагогические идеи Януша Корчака и современное дополнительное образование детей»

Фамилия, имя, отчество (полностью на русском языке)

Источник

Методическая разработка на тему: Формирование творческих способностей средствами учебного предмета (занятия в классе гитары в ДШИ )

Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного продвижения в информационных полях, формирования у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем — профессиональной деятельности, самоопределения в повседневной жизни.

На сегодняшний день, несмотря на огромную популярность инструмента, существует очень мало методических пособий и разработок, касающихся преподавания в классе гитары. Молодые педагоги, приходя работать в школу искусств или музыкальную школу, оказываются один на один с проблемой преподавания. Им сложно, не имея за плечами опыта, решать множество проблем, в том числе и развитие творческих способностей, что является одной из главных задач учителя музыки. В данной работе мы поговорим о формах и методах развития этих способностей.

Скачать:

Вложение Размер
moya_metodicheskaya_razrabotka.docx 36.61 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Институт дополнительного профессионального образования

Курсы повышения квалификации по программе « Искусство в системе воспитания и образования подрастающего поколения»

Методическая разработка на тему: Формирование творческих способностей средствами учебного предмета (занятия в классе гитары в ДШИ).

Призимирская Анна Владимировна

кафедры педагогики и

Работа выполнена на оценку:

“Музыкальное творчество детей – самый действенный способ их развития”.

(Борис Владимирович Асафьев — советский музыковед и композитор ).

Для того чтобы говорить о творческих способностях, необходимо выяснить, что же это такое? Можно ли их развить на самом деле или это дано от рождения?

Существует мнение, что творческими способностями обладают все люди. Но большинство, просто не знает о своих возможностях или даже не задумывается о них.

Человек сам может в себе воспитать, а скорее разбудить, способность к творчеству. Это не значит, что можно себя убедить в том, что ты виртуозный скрипач, но попробовать взглянуть на окружающий мир или конкретный вопрос под другим углом может каждый человек. Творческие способности — это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.

Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях. В большинстве случаев творческий человек — это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения.

Новые экономические методы хозяйствования, переход к рыночной экономике настоятельно требует специалистов, стиль которых определялся бы творческим отношением к делу, предприимчивостью, инициативой.

Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного продвижения в информационных полях, формирования у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем — профессиональной деятельности, самоопределения в повседневной жизни.

Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, должен обладать определенными качествами личности:

-гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике;

-грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения, выводы, устанавливать закономерности, анализировать;

— самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы, быть способным выдвигать новые идеи, творчески мыслить;

-самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;

-быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, легко выходить из любых конфликтных ситуациях.

Таким образом, главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, а его познавательная, творческая деятельность была бы ведущей.

Какие условия для этого необходимы? Прежде всего, возможность вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого сознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Это – возможность свободного доступа к необходимой информации, возможность ее всестороннего исследования.

Целью наших занятий является:

  • Всестороннее развитие личностно-творческого потенциала школьника и на этой основе формирование его эстетической культуры.
  • Оптимизация мышления и познавательной деятельности.
  • Овладение образным языком музыкального искусства посредством усвоения знаний, формирования умений и навыков.
  • Постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии по-средством инструментального музицирования.
  • Обучение игре на музыкальном инструменте ( гитаре).

В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развитию творческих способностей свойственны определенные этапы:

1этап (1-3классы). Личностная позиция учащихся « Я — первооткрыватель». Целью данной концепции является формирование познавательного интереса к музыке, воплощение образов прекрасного в различных видах элементарной творческой деятельности. Результат — расширение слушательского багажа учащихся, умение понимать язык музыки и активно им оперировать, развитие ассоциативного мышления.

2 этап (4-6 классы). Формируется личностная позиция « Я — творец».

Главный акцент в обучении делается на творческом самовыражении учащихся. Результат – постижение природы музыкального творчества, развитие художественно-образного мышления.

3 этап (7класс). Формируется личностная позиция «Я – исследователь», где в полной мере раскрываются способности учащихся как слушателей, исполнителей, соавторов исследуемых произведений искусства. Результат-развитие критического мышления, умения выражать свое ценностное отношение к произведению искусства.

Такое поэтапное целеполагание позволяет создать стратегию продукивно-творческой деятельности по формированию личностной позиции учащегося. Эта стратегия наиболее эффективно способствует созданию орга-низационно-педагогических условий, направленных на развитие творческого потенциала учащихся, а также решению целого ряда педагогических задач :

— воспитание интереса к музыкально-художественному искусству;

— развитие активного восприятия музыкальных произведений и творческого воображения учащихся;

— формирование навыков эмоционально-эстетического общения с искусством, необходимого для ориентации в мире музыки.

— приобретение знаний, умений и навыков.

Технология продуктивно-творческой деятельности строится на принципах общехудожественного постижения искусства:

— принцип увлеченности и эмоциональной отзывчивости;

— принцип природосообразности (от игры к творчеству);

— принцип единства воспитания и образования,

— принцип преемственности и непрерывности различных уровней музыкального образования;

— комплексный подход к синтезу всех видов искусств и сфер жизни;

— одновременная работа всех анализаторов (зрение, слух, осязание).

Процесс обучения музыкальному искусству включает в себя обязательный образовательный уровень (урок) и внеурочную деятельность. Навыки художественно-творческой деятельности, получаемые на уроках музыки, органично развиваются во всех последующих формах общения с искусством:

— внеурочная развивающая деятельность (занятие в кружках по интересам: клуб бардовской песни, эстрадный вокал, театральная студия, коллектив народного творчества, хореографическая студия);

— внешкольные мероприятия художественно-эстетической направленности;

— коллективное посещение концертов детской филармонии, театров, музеев,

— инструментальные конкурсы, интернет-проекты, дистанционные олимпиа-ды. Многоуровневое понимание процесса обучения музыкальному искусству обуславливает эффективность развития творческого потенциала учащихся и строится на принципах художественно-ориентированной педагогики. Согласованность всех вышеперечисленных компонентов в системе образовательного процесса в МОУ «Гимназия №26» позволяет создать целостную модель художественно- ориентированного обучения и воспитания .

При организации учебного процесса в данной технологии предусматриваются как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения уроков. Важная роль отводится обобщающим урокам в конце каждой четверти и года. Для выделения этих уроков как своеобразной «вершины» могут быть использованы нестандартные формы: уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-конкурсы, уроки-концерты и др. Такие нетрадиционные формы проведения уроков активизируют творческую деятельность учащихся на разных этапах урока. Очень важен заключительный этап награждения учащихся по различным номинациям: лучший музыкант, лучший певец, лучший актер, лучший художник, лучший импровизатор, лучший драматург, лучший композитор, лучший слушатель. Поощрение учащихся несет в себе огромное значение. Это большой стимул для дальнейшего изучения музыки, а также утверждение веры в собственные возможности и талант.

Свой вклад при написании данной работы я вижу в том, что на сегодняшний день, несмотря на огромную популярность инструмента, существует очень мало методических пособий и разработок, касающихся преподавания в классе гитары . Молодые педагоги, приходя работать в школу искусств или музыкальную школу, оказываются один на один с проблемой преподавания. Им сложно, не имея за плечами опыта, решать множество проблем, в том числе и развитие творческих способностей, что является одной из главных задач учителя музыки.

Творческая деятельность на уроках специальности должна быть выстроена целенаправленно, должна присутствовать преемственность изучаемого материала, методов работы и актуализация субъективного опыта. Обращение к опыту ребенка, к жизненным примерам, впечатлениям детей, к произведениям искусства, в которых запечатлены знакомые им ситуации, образы, явления позволяют глубже воздействовать на эмоциональную сферу ребёнка.

Одним из важных условий развития творчества является взаимосвязь с другими видами искусства . Это формирует отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность. Использование художественно-ценностного репертуара позволяет более эффективно воздействовать на внутренний мир ребенка. Важно создать на уроке поисковые ситуации, моменты самостоятельного выбора.

Применение проблемных методов требует затраты времени на уроке, но если дети самостоятельны в своем поиске, творчестве, до всего доходят сами, то приобретенные ими знания гораздо значимее, ценнее, так как дети приучаются мыслить, искать, верить в свои силы, то есть творчески развиваются.

Процесс творчества, начинается с того, чтобы «разбудить», оживить, островки, ещё не окончательно высушенные вербальным образованием.

Большое значение в развитии творческой активности имеет сам процесс работы над произведением (предложением, фразой и.т.д.).

  • В данном процессе может сыграть свою позитивную роль синестезия , которая является одним из феноменов человеческого восприятия мира. «Механизм этого феномена заключается в том, что в состоянии синестезии помимо или вместо ощущения, передаваемого одним, ведущим каналом восприятия добавляются новые нюансы, призвуки к основному ощущению, создавая тем самым полноту и глубину чувств «.

Необходимо отметить, что синестезийный подход не нов для музы-кального образования. Соощущения широко применяются в исполни-теской педагогике для привлечения внимания ученика к качеству звучания.

  • К активизирующим творческим заданиям , относятся такие, которые помогли бы ребенку, отталкиваясь от конкретного аспекта темы, прийти к осмыслению ее художественной целостности. Например, такое задание: представить и отразить в звуке поведение героя исполняемой пьесы в измененных обстоятельствах.
  • Использование метода варьирования , когда одни и те же фразы, предложения проигрываются решительно, мягко, задумчиво, что требует соответствующей динамики, звукоизвлечения и так далее, требует от ребёнка включения в работу воображения, эмоциональных личных сфер.
  • С большим удовольствием дети берутся за сочинение мотивов и фраз, предложений в квадратных периодах повторного строения. Переходя к сочинению мелодий, следует опираться на имеющийся у ребят слуховой опыт, усвоенные навыки игровых движений на инструменте. Работа над сочинением мелодий должна рассматриваться как средство накопления технической базы, формирования интонационного словаря, осмысления законов формообразования.
  • В форме игры ребёнок постигает и раскрывается гараздо больше, чем при однообразном объяснении нового учебного материала.
  • Ансамблевое музицирование- метод всестороннего развития ребёнка.
  • Также на уроке важен метод показа , учитель на собственном примере показывает, что одно и то же произведение можно исполнить по-разному, в зависимости от желаемого результата.

Как и любое творчество, творчество детей не может быть ограничено только процессом созидания. Оно непременно требует общения по поводу созданного, то есть его исполнения и восприятия. Психологические мотивы творчества, поддерживающие желание творить, нуждаются в подпитке в виде открытых концертных исполнений .

Для творчества не нужно изыскивать дополнительное время и, тем более специальных занятий. Творчеством должен быть пронизан весь урок, все, что делается на уроке. Обязательные компоненты урока следует пополнить творчеством.

Источник

Читайте также:  Цифровое фортепиано casio cdp s350bk обзор
Оцените статью