Определение названия аккорда по его аппликатуре

Определитель аппликатуры аккордов

Система определения аппликатуры

Распределение пальцев при игре на музыкальных инструментах, в том числе на гитаре, называется аппликатурой. Рассмотрим аппликатуру левой руки на грифе гитары.

При игре на гитаре может быть два типа аппликатуры левой руки — типовая и уникальная.

Типовой аппликатурой называются случаи, когда все звуки аккорда извлекаются на струнах, каждая из которых прижата к какому-либо ладу грифа. Уникальной — когда часть звуков аккорда извлекается на открытых струнах (не прижатых кладам).

Предлагаемая система построена на основе типовой аппликатуры.

Поскольку буквенно-цифровое обозначение не показывает порядка расположения звуков в аккорде, то имеет смысл изобразить аппликатуру в виде схем-рисунков участка грифа гитары, на которых указаны места прижатия струн пальцами левой руки.

Здесь приведены: таблица 6 и 85 схем-рисунков аппликатуры.

Таблица 6 дает возможность определить, каким приемом и на каком ладу можно построить аккорд от заданной ноты.

Схемы-рисунки аппликатуры образуют 17 горизонтальных и 5 вертикальных рядов. Горизонтальные ряды носят названия разновидностей аккордов с буквенно-цифровыми обозначениями. Вертикальные ряды условно названы «приемами».

Определение аппликатуры аккорда производится следующим образом. Например, надо найти аппликатуру мажорного аккорда от звука до. По таблице 6 определяем, что аппликатуру аккордов от звука до можно построить пятью способами: 4-м приемом на III ладу грифа гитары, 5-м-на V ладу, 1-м приемом на VIII ладу, 2-м — на X, 3-м — на XII.

После этого из горизонтального ряда мажорного трезвучия выбираем наиболее удобный прием.

На данных ладах устанавливается указательный палец левой руки, остальные пальцы расставляются, как указано на схемах-рисунках.

Чтобы получить минорный вид аккорда от до, следует вышеперечисленные приемы строить на тех же ладах (т. е. 4-м приемом на III ладу, 5-м — на V, 1-м — на VIII и т. д.), но брать эти приемы надо из горизонтального ряда, носящего название «минорное трезвучие».

Таким образом, чтобы получить любой другой вид аккорда от до, приемы аппликатуры, найденные по таблице 6, надо строить из горизонтального ряда, носящего название требуемого вида аккорда.


Таблица 6. Приемы аппликатуры на грифе гитары

Пользуясь данной системой, можно построить на грифе гитары 17 видов аккордов от до или любой другой ноты звукоряда. Причем, система дает возможность построить каждый вид аккорда пятью приемами, что позволяет свободно и разнообразно подбирать аккомпанемент (сопровождение) на гитаре с учетом удобства исполнения и выразительности звучания.

Аппликатуру аккордов от других нот определяем аналогично приведенному выше примеру. То есть, пользуясь таблицей 6, определяем, каким приемом и на каком ладу строятся аккорды от данной ноты, находим в схемах-рисунках горизонтальный ряд с требуемым видом аккорда, и в соответствии с таблицей переносим любой из пяти приемов аппликатуры на гриф гитары.


Схемы приемов аппликатуры

Рисунки с аппликатурой представляют схему участка грифа гитары.

Шесть горизонтальных линий соответствуют струнам гитары.

Верхняя горизонтальная линия — 1-я струна (тонкая), нижняя — 6-я (бас).

Вертикальные линии обозначают лады на грифе гитары.

Расположение пальцев левой руки на ладах и струнах (аппликатура) показано точками. Цифры, стоящие слева от точек, обозначают пальцы левой руки: 1-указательный, 2 — средний, 3 — безымянный, 4 — мизинец.

Звуки следует извлекать только на струнах, прижатых к ладам. Как ранее говорилось, такую аппликатуру называют типовой. При типовой аппликатуре указательный палец левой руки часто прижимает на одном ладу несколько струн одновременно (такой прием называется «барре»).

Наша система позволяет пользоваться также и уникальной аппликатурой, при которой ряд звуков аккорда извлекается на открытых струнах. Можно сказать, что уникальная аппликатура образуется, когда роль указательного пальца левой руки выполняет верхний, порожек грифа гитары.

В таблице 6 рядом с обозначением звуков до, ре, ми, соль, ля указаны номера приемов, которыми можно строить аккорды этих звуков в уникальной аппликатуре. Поскольку в этом случае роль указательного пальца будет выполнять верхний порожек грифа, то остается построить только аппликатуру остальных пальцев (см. рис. 2).


Рис. 2. На рис. 2а показана одна из схем типовой аппликатуры. Рис. 2б — ее уникальный вид. Роль указательного пальца в уникальной аппликатуре выполняет верхний порожек грифа гитары

При подборе аккомпанемента уникальную аппликатуру следует использовать в первую очередь, так как она технически легче для пальцев левой руки. В таких случаях надо логично изменить обозначенную на схеме-рисунке постановку пальцев, используя освободившийся указательный палец. При уникальной аппликатуре часть звуков будет извлекаться с прижатых струн, а часть — с открытых. В этом случае из открытых струн должны звучать только те, которые освободились от нажатия указательного пальца левой руки.

В таблице 6 указаны основные ступени звукоряда. Аккорды от производных ступеней звукоряда, записываемые со знаками альтерации: F# — Фа-диез мажор, E b — Ми-бемоль мажор, — до-бемоль минор и т. п. определяются сначала как от основной ноты (F, E, C), а затем найденный лад следует изменить в зависимости от знака альтерации. Например: если аккорд от до построен на III ладу, то аккорд от до-диез надо строить на IV ладу, аккорд от до-бемоль — на II ладу.

Над некоторыми схемами-рисунками аппликатуры встречаются знаки альтерации (# или b), что также говорит о необходимости изменить найденный по таблице 6 лад в соответствии со знаком. Например, требуется построить уменьшенное трезвучие от соль (т. е. Gm 5- ). По таблице 6 определяем, что аккорд можно сыграть 1-м приемом на III ладу, но над этой схемой-рисунком стоит знак b (бемоль). Значит, его следует строить на II ладу. И наоборот, при знаке # аккорд строится одним ладом выше.

На схемах-рисунках встречаются крестики. Их значение аналогично точкам, они позволяют изменять аппликатуру схемы рисунка, причем вид аккорда остается прежним. (См. рис. 3, 4, 5.)


Рис. 3

Рисунки 3а, 4а, 5а показывают аппликатуру, на которой кроме точек, указывающих места прижатия лальцев, еще имеются крестики.


Рис. 4

Рисунки 3в, 4в, 5б,в показывают допустимое изменение аппликатуры в приемах, где имеются крестики. В результате изменения аппликатуры на рис. 4в, 56, в указательный палец перемещается на один лад по отношению к основным схемам-рисункам (рис. 4а, 5а). Это нужно учитывать при построении данных приемов на гитаре. Так, например, требуется исполнить минорное трезвучие от ми (Em). По таблице 6 определяем, что его можно сыграть 2-м приемом на II ладу. Этот прием изображен на рис. 46. Если пожелаем строить аппликатуру по рисунку 4в, то указательный палец следует ставить на 3-й лад.


Рис. 5

Для освоения изложенного материала в конце пособия имеется хрестоматия для практического пользования системой при исполнении аккомпанемента к ряду песен.

В заключение следует сказать о прижатии струн при извлечении звуков на гитаре. У начинающих гитаристов какой-либо звук аккорда подчас звучит плохо или не звучит совсем. Для проверки, все ли звуки одинаково хорошо звучат, надо по очереди извлечь каждый звук аккорда, не меняя в это время положения пальцев левой руки, прижимающих струны, и не ослабляя силу прижатия струны. Пальцы левой руки должны достаточно крепко, но без напряжения прижимать струны около металлического порожка лада. Плохое звучание происходит от слабого прижатия струны или от того, что к этой струне прикасается палец, прижимающий одну из соседних струн. Указательный палец при приеме «барре» должен быть выпрямленным и располагаться параллельно порожку лада. Руку надо подвинуть вперед (в направлении от корпуса исполнителя), чтобы кисть в запястном суставе оказалась значительно изогнутой. Это будет способствовать распрямлению указательного пальца. Надо в совершенстве овладеть приемом «барре», так как он при игре на 6-струнной гитаре применяется очень часто.

При извлечении звуков пальцами правой руки следует помнить, что большой палец предназначен для 6-й, 5-й, 4-й струн; указательный — для 3-й, средний — для 2-й, безымянный — для 1-й струны.

Все, что касается настройки гитары, посадки, положения гитары, приемов извлечения звуков, подробно описано в любом самоучителе игры на гитаре.

Изложенная система позволяет сделать удобное наглядное пособие для определения аппликатуры к аккордам.

Определитель в собранном виде представляет собой сложенный вдвое лист с изображением на лицевой стороне схем-рисунков аппликатуры. Внутри сложенного вдвое листа помещен круг, на котором в специальном порядке расставлены буквы основных звуков аккордов и нумерация ладов из таблицы 6. На лицевой стороне листа рядом со схемами-рисунками аппликатуры имеются прорезанные окна, в которые видны необходимые данные из подвижной таблицы. Кроме схем-рисунков на определителе имеется пояснение к пользованию им. Помещается определитель в развернутом виде на отдельных страницах в конце пособия. Следует самостоятельно вырезать и собрать его.

Источник

Генератор аккордов

Часто возникает необходимость определять обозначения аккордов по аппликатуре в процессе написания новой мелодии на гитаре, для этой цели нашей командой был создан инструмент в виде генератора аккордов для шестиструнной гитары.

Как пользоваться?

Чтобы определить аккорд достаточно перенести «рисунок» аппликатуры (аппликатура — схема аккорда на гитарном грифе) с грифа вашей гитары на условный гриф генератора и название аккорда сгенерируется мгновенно. То есть нужно «включить» точки на генераторе в местах, аналогичным тем ладам, которые вы зажали на своей гитаре.

Особенности этого генератора!

Особенности этого генератора в том, что он работает онлайн, мгновенно определяя аккорд по заданной Вами аппликатуре и не требует дополнительного нажатия других кнопок. Другой особенностью является его адаптивность, ведь гриф онлайн-генератора расположен вертикально, за счет чего обеспечивается удобство в использовании этого инструмента на мобильных устройствах.

Что важно знать

База аккордов всё ещё пополняется и в данный момент в базе находится более названий.

Источник

Генератор аккордов онлайн

Автоматический генератор аппликатур, с заложенными алгоритмами их построения и расположения пальцев всегда поможет Вам найти нужный аккорд в любой тональности и правильно его поставить.

Цифры 1 2 3 4 и так далее — это номера ладов.

Цифры в кружочках:
Струна зажимается указательным пальцем
Струна зажимается средним пальцем
Струна зажимается безымянным пальцем
Струна зажимается мизинцем

Другие обозначения:
о — означает, что струна открытая (то есть не зажимается);
х — означает, что струна не должна звучать в данном аккорде;
Струны считать слева направо. То есть самая левая горизонтальная полоска — это 6 струна на гитаре (самая толстая).

Рассмотрим пример на аккорде Am:

* Указательным пальцем зажимаем 2 струну на 1 ладу
* Средним пальцем зажимаем 4 струну на 2 ладу
* Безымянным пальцем зажимаем 3 струну на 2 ладу
* 1 и 5 струны не зажимаются
* 6 струна не должна звучать

Обозначения аккордов:

  • C — мажорное трезвучие (мажорные аккорды)
  • Cm — минорное трезвучие (минорные аккорды)
  • Cm4 — минорные аккорды с квартой
  • C+5 — увеличенное трезвучие
  • Cm-5 — уменьшенное трезвучие
  • C5- — мажорные аккорды с пониженной квинтой
  • Cm5- — минорные аккорды с пониженной квинтой
  • C+ — мажорные аккорды с повышенной квинтой
  • Cm+ — минорные аккорды с повышенной квинтой
  • C6 — мажорное трезвучие с секстой (мажорные секстаккорды)
  • Cm6 — минорное трезвучие с секстой (минорные секстаккорды)
  • C7 — доминантсептаккорд (мажорные септаккорды)
  • Cm7 — малый минорный септаккорд (минорные септаккорды)
  • Cmaj7 — большой мажорный септаккорд
  • Cm+7 — большой минорный септаккорд
  • Cmaj — мажорные аккорды с большой септимой
  • Cm7+ — минорные аккорды с большой септимой
  • Cm7/4 — минорные септаккорды с квартой
  • C7-5 — доминантсептаккорд с пониженной квинтой
  • C7+5 — доминантсептаккорд с повышенной квинтой
  • C7+5- — большие мажорные аккорды с малой квинтой
  • Cm7-5 — полууменьшенный септаккорд
  • C+7+5 — увеличенный септаккорд
  • Cm75- — минорные септаккорды с малой квинтой
  • C75- — мажорные септаккорды с малой квинтой
  • C75+ — мажорные септаккорды с большой квинтой
  • C7/6 — мажорные септаккорды с секстой
  • C9 — большой нонаккорд (мажорные нонаккорды)
  • Cmaj9 — большие мажорные нонаккорды
  • Cm9 — минорный нонаккорд (минорные нонаккорды)
  • C-9 — малый нонаккорд (мажорные аккорды с пониженной ноной)
  • C9+ — мажорные аккорды с повышенной ноной
  • C11 — мажорный ундецимаккорд
  • Cm11 — минорный ундецимаккорд
  • C13 — мажорный терцдецимаккорд
  • Cadd9 — мажорное трезвучие с добавленной ноной (мажорные аккорды с большой ноной)
  • Cmadd9 — минорное трезвучие с добавленной ноной (минорные аккорды с большой ноной)
  • C6add9 — секстаккорд с добавленной ноной
  • Cadd11+ — мажорные аккорды с увеличенной ундецимой
  • Cdim — уменьшенные трезвучия
  • Cdim7 — уменьшенный септаккорд
  • Csus2 — трезвучие с секундой (аккорды с секундой)
  • Csus4 — трезвучие с квартой (аккорды с квартой)
  • C7sus4 — септаккорд с квартой (септаккорды с квартой)

Источник

Читайте также:  Аккорд 7 предохранитель генератора
Оцените статью