Определить метр по нотам

Простые музыкальные размеры: метр, ритм, пульсация

Метрзакономерное чередование равных по длительности тяжёлых и лёгких (опорных и неопорных) долей. Это система организации ритма.

Ритмсоотношение звуков и пауз по их длительностям.

Можно провести аналогию с поэзией: в ней есть чередование ударных и неударных слогов. В музыкально языке точно так же, и называется такое равномерное чередование долейпульсация.

Доляединица измерения пульсации.

Размер конкретизация метра, его связывание с определенной длительностью долей. «Уходя» в поэзию, можно провести такую параллель, как существование стихотворных размеров: ямб, дактиль, хорей и др. В каждом есть своя уникальная система ударных и безударных слогов.

«Мороз и солнце – день чудесный!

Ещё ты дремлешь друг прелестный…» – А. С. Пушкин.

«Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали», – С. Есенин.

У каждого примера есть метр, который организован индивидуально: в первом случае – четырехстопный ямб (2 слог ударный), во втором – трехстопный анапест (ударный 3 слог).

Вернёмся к музыке.

Метр бывает: двухдольныйдвижение четкого, мерного шага.

Трехдольныйплавное, закругленное движение.

Существует также переменный метр.

Размер – система, показывающая количество сильных и слабых долей в одном такте. Такт – это отрезок мелодии, заключенный между двумя тактовыми чертами (от одной сильной доли до другой). Счетные доли часто обозначаются четвертями, чуть реже восьмыми.

Размер обозначается дробью без черточки, где верхняя цифра обозначает количество долей, а нижняя – какой длительностью выражены доли.

Самые простые размеры – это 2/4 и ¾.

Размеры могут быть и сложными(однородными), когда долей становится больше, чем 3, например, 4/4, 6/8, 12/8.

Чаще всего сложные размеры состоят из двух простых: 2/4+2/4= 4/4, 3/8+3/8=6/8 и т.д.

В сложном размере столько сильных долей, сколько он содержит в себе простых размеров. И так первая доля становится сильной, а затем будет следовать относительно сильная.

Размер 4/4 имеет два варианта обозначения:

В этом размере пульсация обозначается: раз и, два и, три и, четыре и.

Галочка над нотой или под ней отображает акцент – резкое выделение доли. Так можно показать сильные и относительно сильные доли.

Размер 6/8 яркий пример того, как счетной долей становится восьмая длительность.

Пульсация выражается только цифрами, без «и»: раз , два, три, четыре , пять, шесть (красным обозначены сильные доли).

Смешанные сложные размеры – это как раз ответвление от переменного метра: 5/4,7/4,7/8. В них неявно и нечётко выражены сильные и слабые доли.

Пульсация в таком размере будет: Раз, два, Раз, два, три. Такое сочетание применяется, чтобы выделить границы простых размеров в составе сложного.

В каждом размере ноты группируются особым образом, об этом можно прочесть в статье «Группировка длительностей».

Источник

Что такое размер и метр в музыке?

Друзья всем привет! Сегодня открываю цикл статей относящихся не только к «ударным» и барабанам, а к музыке в целом. Будем рассматривать важные музыкальные термины и определения, знать которые стоит каждому музыканту. Эта статья будет посвящена музыкальному метру.

Что такое музыкальный метр?

Метр в музыке (определение, термин) — это мера, задающая воображаемую координатную временную сетку, которая состоит из непрерывного чередования, равных по длительности, сильных и слабых долей. Такие доли называются метрическими.

Единица и выражение музыкального метра.

Музыкальный метр выражается — размером (цифровое выражение), отражается в тактах и единицей измерения — являются доли. О долях мы сейчас и поговорим.

P.S. Очень часто можно встретить употребление выражения музыкального метра в кроссвордах и сканвордах.

Что такое доля и какие бывают доли в музыке?

Музыкальная доля — единица измерения музыкального метра. Доли бывают:

Сильная доля в музыке считается акцентируемой, а слабая не акцентируемой.

Однако, запомните: сильная доля и акцент — это не одно и то же. Акцент может применяться к любой доле. Выбор доли, которую нужно проакцентировать, ложится на плечи композитора. Воображение подсказывает ему, как должна выглядеть будущая композиция. Основываясь на этом автор и расставляет акценты.

Метрический акцент — это выделение определенных нот и долей. Метрические акценты могут быть как реальными (выделение за счет звука большей громкости), так и воображаемыми (выделение паузой).

Чтобы наглядно понять, что такое метр, возьмем линейку с миллиметровыми насечками, где расстояние между маленькими черточками будет означать ноты.

Средние черточки будут началом слабой доли, а большие — началом сильной доли.

По линиям нашей образной линейки можно задавать ритмические рисунки из нот различной длительности. Рисунки могут быть абсолютно разными, но они должны обязательно вписываться в черточки нашей линейки.

Друзья, вообще понятие музыкального метра довольно абстрактное. В музыкальных произведениях он может вообще никак не выражаться, и присутствовать лишь в «голове» у музыканта.

Что такое музыкальный размер?

Метр и размер в музыке тесно переплетаются между собой, в большинстве случаев если речь идет о метре, то его можно заменить размером. Но стоит запомнить важное отличие — размер задает относительную длительность каждой доли, чего не делает метр. Кроме того, размер в музыке связан с тактом, поэтому можно дать следующее определение:

Музыкальный размер — «числовое» отображение метра, показывающее, сколько используется долей в такте и их относительная длительность, а обозначается в виде дроби.

Возьмем, к примеру, размер «2/4», он говорит нам о том, что в такте будет 2 доли, и длительность каждой доли составляет одна четвертная ноты. Такой пример часто используют для детей, объясняя понятие размера в музыке.

На нотном стане размер ставится сразу после ключа в начале композиции или такта, с которого он меняется.

Дробная черта между цифрами показывающими размер на нотном стане не ставится. На картинке ниже показан размер — 4/4 (четыре четверти).

Какие бывают музыкальные метры и размеры? Виды размеров и примеры.

Музыкальные тактовые размеры подразделяются на:

Простые размеры (метры) в музыке.

Простые метры бывают двухдольные и трехдольные.

  • Двухдольный метр — музыкальные метр, в котором сильная доля повторяется равномерно через одну слабую долю. К двухдольным метрам относятся следующие размеры: «2/2», «2/4», «2/8» и т.д.
  • Трёхдольный метр — музыкальный метр, в котором сильная доля повторяется равномерно через каждые две слабые доли (состоит из одной сильной доли и двух слабых). К трехдольным относятся следующие размеры: «3/2», «3/4», «3/8» и т.д.

Сложные размеры (метры) в музыке.

Сложный (комбинированный, составной, смешанный) метр — музыкальный метр, получаемый при слиянии двух и более простых метров. Поэтому сложные метры могут включать в себя несколько сильных долей. Общее количество которых, равняется количеству сильных долей простых метров, входящих в состав сложного метра.

В сложном метре есть одна «изюмника»: первая сильная доля сложного метра — так и называется сильной, а вот последующие сильные доли называются относительно сильными. Акцент сильных долей выше, а относительно сильных ниже.

Какими бывают сложные размеры?

Все что будет больше трехдольного метра, считается сложным размером, например:

  • четырёхдольные — «4/2», «4/4» и т.д.
  • пятидольные — «5/4», «5/8» и т.д.
  • шестидольные — «6/4», «6/8» и т.д.
  • семидольные — «7/4», «7/8» и т.д.
  • восьмидольные — «8/4», «8/8» и т.д.
  • девятидольные — «9/4», «9/8» и т.д.
  • и другие.

Каких-то строгих рамок по сложным размерам не существует. Все упирается в фантазию музыканта и соответственно ее реализацию. Однако стоит помнить, что чем сложнее метр, тем сложнее написать и сыграть такую музыку композитору, и тем сложнее ее воспринять и прочувствовать простому слушателю.

Что такое несимметричные размеры (смешанные) размеры?

Особенность несимметричных размеров заключается в объединении двухдольных и трёхдольных метров. Для примера возьмем наиболее часто встречающийся смешанный музыкальный размер «5/4», который может получиться из двух вариантов соединения двухдольного и трёхдольного размеров:

Вариант: «3/4» + «2/4» — в этом случае акцент будет на первую и четвертую долю такта.

  • Вариант: «2/4» + «3/4» — в этом случае акцент будет на первую и третью долю такта.
  • Пятидольный размер «5/4» в музыке встречается в основном в джазе и народной музыке.

    Другими примерами несимметричных (смешанных) размеров являются: «7/4», «9/4» или даже «11/4», а также их разновидности «7/8», «9/8» «11/8» и так далее. В качестве домашнего задания попробуйте сами прикинуть, соединением каких размеров можно получить такие смешанные размеры? Пишите в комментариях что у Вас получилось =)

    Что такое переменный размер?

    Ещё одна разновидность размера — это переменный размер. Он образуется в случае, когда на протяжении одной композиции размер меняется из одного в другой (происходить это может неоднократно). Встречается данный вид размера в основном в народной музыке и связан по большей части с свободой исполнения песен не зажатых никакими музыкальными рамками.

    Что такое неравнодольный метр (размер)?

    Понятие неравнодольный метр появилось в 20 веке и означает такой музыкальный метр в котором длительность долей входящих в метр разная. Чаще всего неравнодольный метр можно встретить в народном песенном творчестве. Как пример — болгарские народные песни. Неравнодольный метр очень редко встречается в современной музыке, поэтому не стоит заострять на нем внимание, просто запомните что бывает и такая разновидность музыкального метра =)

    Как определить музыкальный размер?

    Определить размер простому слушателю либо новичку очень трудно, для этого нужно хорошо чувствовать чередование сильных, слабых и относительно сильных долей. Это называется «пульсацией». Научившись чувствовать «пульс» музыки, сможете определять размер на слух. Определить простые размеры не так трудно, а вот с сложными сделать это бывает крайне затруднительно даже профессионалам.

    На заметку! Очень хорошо умеют чувствовать музыку (и размер соответственно) танцоры.

    Источник

    Музыкальный размер

    Основой современной ритмической системы является метроритм. Для понимания этой системы большое значение имеют такие понятия как метр, такт и размер.

    Метром называется закономерное чередование равных по длительности тяжелых и легких (сильных и слабых) долей.

    Самый простой способ понять метр это произносить какое-либо слово ритмично. Например, если произносить слово музыка – музыка, то можно услышать, что акценты повторяются через равные промежутки времени. В данном слове этот промежуток равен трем слогам му-зы-ка_ му-зы-ка. В музыке это будет эквивалентно трехстопному размеру. Если произносить слово рука, то акценты будут повторяться через один слог и образуется двустопный метр.

    Акцент, приходящийся на первый слог, называется в музыке сильной долей, а остальные слабые.

    Расстояние от одной сильной доли до другой называется тактом. Подобно тому, как доли метра, подразделяясь на сильные и слабые, образуют такт, в свою очередь такты, благодаря равномерному чередованию тяжелых и легких тактов, могут объединяться в группы.

    Метр, тактовая пульсация как единообразная система временного счета находится в постоянном противоречии с фразировкой, артикуляцией, мотивной структурой, включающей ладо-гармоническую, линеарную стороны, ритмический и фактурный рисунок, и это противоречие является нормой в музыке XVII—XX вв.

    Вне метрической организации не может возникнуть ритмическая четкость. Роль метра в ритмическом движении можно уподобить роли лада в высотной организации: сильные доли соответствуют опорным, устойчивым звукам лада, а слабые доли и различные длительности ритмического рисунка — неустойчивым.
    Подобно тому, как на основе лада развивается мелодическая линия, на основе метра развивается ритмический рисунок. Таким образом, метр и ритм в музыке практически неотделимы друг от друга.

    Верхняя строчка метр, нижняя ритм.

    Очень близко понятию метра понятие размера. Если метр определяет лишь двухдольность или трехдольность (об этом я уже писал здесь), то размер представляет собой конкретизацию метра, то есть связывает метр с определенной длительностью долей. Так, метрическая основа может быть одинаковой, а продолжительность долей разной: они могут быть выражены половинными, четвертями, восьмыми и другими длительностями.

    Размер обозначается двумя арабскими цифрами, расположенными вертикально. Верхняя цифра показателя размера указывает количество метрических долей, а нижняя — кратность каждой доли.

    Размеры подразделяются на простые, сложные однородные и сложные смешанные.

    Простые размеры состоят из одной ритмической стопы, т.е. могут быть только двух или трех дольными. Наиболее распространённые размеры 2/4,3/4,2/2,3/2 и т.д. В простых размерах одна сильная доля – это их основное отличительное свойство. Размер 2/4 характерен для марша, а ¾ для Вальса, также Вальс может быть записан в размере 3/8 при более медленном темпе.

    Сложные однородные размеры – образуются путем склеивания двух, трех или более одинаковых простых размеров. Таким образом, мы получаем размеры 4/4, 6/4, 6/8.

    Обратите внимание, что в сложных размерах две и более ритмических стопы, т.е. кроме сильной основной доли образуется еще одна в месте соединения размеров – это доля называется относительно сильной. Например, в размере 4/4 третья доля это место склейки 2/4 размера и следовательно она относительна сильная. В размере 6/4 относительно сильной будет 4 четверть.
    Важное замечание касается размеров 6/4 и 6/8. Иногда путают эти размеры с простыми, поскольку внешне они выглядят одинаково:

    В первом такте представлена не правильная группировка акцентов, поскольку ее можно свести к простому размеру со счетной долей равной половинной. Такая группировка говорит нам о размере 3/2,который является простым. То есть, для правильного определения размера также важна счетная доля, которая определяется периодичность смены ритмических стоп внутри сложного размера. Также это можно проиллюстрировать размерами 6/8 и 3/4:

    Обратите внимание на разную ритмическую запись (группировка) – она объясняется наличием в первом размере относительно сильной доли и отсутствием таковой во втором. Сложные смешанные размеры, как Вы уже, наверное, догадались, образуются от смешивания неодинаковых простых. Например, ¾ + 2/4 образуют размер 5/4. Но также и размер 2/4+3/4 образуют 5/4.
    Эта двойственность характерная черта сложных неоднородных размеров, которая очень часто обыгрывается современными композиторами. Как определить, какие размеры смешаны? По акцентам и группировке. Например, известная тема Take Five записывается так:

    Из записи видно, что это сочетание ¾ + 2/4. Если развернуть зеркально, то получим обратное смешение.

    Также образуются размеры 7/8, 11/8 и прочие. Отличительная черта таких размеров неравномерное чередование ритмических стоп.

    Кроме описанных выше, в музыке встречаются также и переменные размеры. Переменным называется размер с изменяющимся количеством счетных долей.

    Если чередование (смена) определенных размеров в произведении производится строго систематически, то такой переменный размер называется периодическим. В этом случае в начале пьесы сразу выставляются обозначения обоих (или нескольких) размеров в соответствии с порядком их чередования.

    Если же смена различных размеров будет происходить лишь эпизодически, то есть без определенной системы, то данный размер называется непериодическим переменным размером. В таком случае внутри пьесы всякий раз выставляется обозначение вновь наступившего размера .

    Система переменных размеров характерная для свободного метра музыки XX века, в противовес строго классическому метру предыдущих трех столетий.

    Также стоить упомянуть об организации метра без тактовых черт и без размера. Как правило, в такой музыке метр является свободно изменяемой величиной практически неотделимой от ритма. И хотя соотношения длительностей сохраняются такие понятия как сильная и слабая доля не имеют значения, что свойственно уже рассматриваемым мной системам организации ритма.

    Теория такта в XX в. пополнилась нетрадиционной разновидностью — понятием неравнодольный такт.

    Пришло оно из Болгарии, где в таких тактах стали записывать образцы народных песен и танцев. В неравнодольном такте одна доля длиннее другой в полтора раза и записывается как нота с точкой («хромающий» ритм). Для адекватной звучанию нотной записи подобных смешанных тактов, болгарскими музыковедами предлагаются даже числа с дробями, например, вместо 5/16, 7/16 — обозначения:2 ½ /8 или 3 ½ /8.

    Новые, нетактовые формы организации ритма появились в XX в., наряду со свободным тактовым метром. К числу новейших форм относятся, в частности, ритмические прогрессии и серии, основанные на принципе временной нерегулярности, апериодичности, в противоположность принципам тактометричности.

    Источник

    Оцените статью