Определить ноты по буквам

Буквенное обозначение нот. Таблица буквенных обозначений нот на гитаре и других инструментах

Буквенное обозначение нот. Общая информация

Не каждый музыкант может уметь читать с нотного листа, однако каждый должен знать буквенное обозначение нот. С его помощью помечаются нужные аккорды на различных сайтах, обозначаются тональности и многое другое. В этой статье мы подробно расскажем о том, какие ноты отмечаются какими буквами и принципы их расстановки на разных инструментах.

Таблица буквенных обозначений нот

Нота Обозначение
До C
До-диез/Ре-бемоль C#/ D♭
Ре D
Ре-диез/Ми-бемоль D# / E♭
Ми E
Фа F
Фа-диез/Соль-бемоль F# / G♭
Соль G
Соль-диез/Ля-бемоль G# / A♭
Ля A
Ля-диез/Си-бемоль A# / B♭ (B)
Си B (H)

Правила буквенного обозначения нот

Изначально ноты обозначались греческими буквами – по первым слогам церковной распевки, однако потом греческий алфавит поменялся на латинский. Обозначение прижилось, и сейчас каждая нота имеет свою букву.

Если мы говорим про неполные ноты, то к ним добавляются так называемые диезы и бемоли – знак # и ♭. Если мы движемся по гамме вверх – то используем диез, если вниз – то бемоль.

Читайте также:  Serge lutens un bois vanille ноты

B и H – обозначение ноты Си

Некоторые начинающие музыканты, запоминающие буквенное обозначение нот, сталкиваются с путаницей. Где-то ноту Си обозначают как B, а где-то как H. Это связано с тем, что в англоязычных музыкальных учебниках нота Си-бемоль отмечается как B♭, а си – B, а в русскоязычных и немецких – си-бемоль становится B, а си – H. Такое может встречаться, и нужно просто запомнить, что чаще всего под H имеется в виду Си. При встрече с тем, что под B подразумевают си-бемоль нужно следить за гармонией композиции и понять, какая из нот уместна в данном случае.

Разница между диезом и бемолем

По сути, разница состоит исключительно в том, какие ситуации требуют от нас написания бемоля, а какие – диеза. Звуки при этом никак не меняются, но может изменяться их функция – в зависимости от того, в какой тональности мы находимся.

Как уже было сказано выше, если мы движемся по гамме вверх – то все промежуточные ноты обозначаются диезами. Если вниз – то бемолями.

Многие современные музыканты используют только один тип обозначения, независимо от того, как движутся по звукоряду. Таким образом, вам придется меньше запоминать, и при этом вы все равно будете понимать, что и почему делаете.

Буквенное обозначение тональностей

Тональности обозначаются по буквам тоники – первых нот в гамме, от которых начинается ее построение. Кроме этого, существует несколько способов обозначения минора и мажора.

Первый – приписками maj или min к букве тональности.

Второй – словами dur при мажоре и moll при миноре. Академически это написание более правильно, однако его не используется практически никто из современных групп и музыкантов.

Буквенное обозначение нот на гитаре и фортепиано

Буквенное обозначение нот на гитаре ничем не отличается от их стандартного написания на письме. Каждый лад – это отдельная нота на расстоянии полутона от предыдущей. В совокупности они расположены по определенной системе – и за счет этого там существуют такие вещи, как аккордовые формы. Более подробно о том, как звуки расположены на грифе, вы можете прочитать в статье про ноты на гитаре .

В случае с фортепиано все предельно просто. Белые клавиши – это полные ноты, и обозначаются они также. Черные – половинные – то есть, обозначаются диезами и бемолям.

Обозначение аккордов

На письме аккорды обозначаются по тем же самым буквам их тоники. Меняются только приписки, которые зависят от того, какой это аккорд и какие ступени в нем используются.

— Минорные аккорды пишутся с припиской m после буквы.

— Аккорды с задержанием помечаются как sus2 и sus4 – в зависимости от того, какая ступень в них используется.

— Расширенные и уменьшенные аккорды обозначаются припиской aug и dim соответственно.

— Септаккорды обычно обозначаются цифрой 7 после буквы, а также припиской, конкретизирующий его функцию. Например, maj – большой мажорный септаккорд.

— Аккорд с другой тоникой в басу обозначается слешем с нотой, на которую заменили тонику. Например, C/G – это аккорд До-мажор с тоникой Соль в басу.

— Дополнительные ступени пишутся после всех остальных приписок, обычно обозначаясь номером добавочной ступени.

Источник

Как читать и считать ноты – подробная инструкция + фото

Открывая сборник нот, неподготовленный человек вряд ли что-то поймет. В то время как профессиональный музыкант, глядя в ноты может услышать музыку, даже без помощи инструмента.

Дело в навыке. Научиться читать ноты и другие музыкальные знаки можно также, как вы когда-то научились читать буквы, складывая их в слова и предложения. Но для этого нужно овладеть знаниями, которыми я поделюсь с вами в этой статье.

Эволюция нотной записи

Чтобы лучше понять, как читать и считать ноты, нам придется обратиться к истокам и узнать, как формировалась нотная запись.

Как и любую другую информацию, в древние времена музыку передавали из уст в уста. Конечно, люди очень давно осознали потребность в сохранении музыки и перенесении ее на более надежный носитель. Эти попытки систематизировать и записать музыку предпринимались в различные времена. И, надо сказать, что способы были весьма разнообразны.

Истоками современной системы нотной записи стала работа древнегреческого теоретика музыки Алипия (III или IV в. н. э.). Он составил список символов (в основном это были греческие буквы), и подробно описал их значения. Символ обозначал звук определенной высоты. Эта система получила широкое распространение. В интерпретации римлян, буквы греческого алфавита были заменены на латинские: A, B, C, D, E, F, G. Именно они и по сей день широко применяются в музыкальной практике.

В средние века появилась невменная нотация. С позднелатинского «невма» — знак, намек.

Использовалась такая запись в религиозной католической музыке. Над текстом псалмов подписывались эти самые знаки или их комбинации. Они показывали направление движения мелодии: вверх или вниз, мелодические обороты или ноты, повторяющиеся на одной высоте. Но, точную высоту звука невмы не отражали. Эта система была хорошим подспорьем, подсказкой для певцов — напоминала ранее разученную мелодию.

Потребность более подробной записи сохранялась, поскольку в церковной традиции использовалось множество различных песнопений. И певцам было очень трудно удержать весь этот объем в голове.

Поиски решения продолжались. Очень важно было придумать, как же обозначать конкретную высоту звука, а не только направление движения. Сначала попробовали рядом с каждой невмой писать букву, которая соответствует определенному звуку. Но от этой идеи быстро отказались. Более рациональным стало решение ввести линию для одного звука. Она обозначала звук fa и стала ориентиром, от которого вверх и вниз стали считать все остальные звуки.

После, для еще большего удобства ввели еще одну параллельную линию сверху для звука do.

Этим нововведением мы обязаны итальянскому монаху, выдающемуся педагогу Гвидо Аретинскому. Именно он, в XI в. предложил ввести параллельные линии для более точного определения высоты звука. В течение своей педагогической деятельности он постоянно совершенствовал свою систему. Ему нужно было найти способ быстро разучивать с певцами незнакомые песнопения. Это привело к настоящей реформе в области нотной записи.

Сложившаяся система Гвидо Аретинского представляла собой четыре параллельных линии, расположенных друг под другом. Невмы стали изображать на самих линиях и между ними.

Каждая невма в этой системе имела определенную высоту. Это прямой прообраз современного нотного стана. Отличие только в том, что сейчас параллельных линий пять, а вместо невм – ноты.

Не интересно 10

Кому принадлежат названия нот

Создание системы нотной записи – не единственное достижение Гвидо Аретинского. Ему также принадлежат названия нот, которыми мы пользуемся и по сей день: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

В те времена был очень популярен гимн, посвященный Святому Иоанну. Мотив его был хорошо известен певцам и имел очень интересную структуру: каждая строка гимна начиналась на тон выше предыдущей. Начальные слог каждой строки и стал названием ноты, с которой она начиналась.

Итак, звукоряд Гвидо Аретинского состоял из шести нот, последовательно восходящих и отстоящих друг от друга на один тон: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Эта система просуществовала достаточно долго и была действительно очень удобной и понятной. Но, время шло и ей предстояло претерпеть еще множество изменений, прежде чем получить современный вид.

Первые изменения коснулись слога «Ut». Он оказался не удобен для пения, поскольку заканчивается на согласную. Поэтому в XVII веке музыковед Джованни Баттиста Дони заменил «Ut» на привычное нам «Do». Мнения относительно создания этого звука разделились: одни считают, что слог «Do» это первые буквы его фамилии, а другие уверяют, что этот слог происходит от слова DOMINUS что означает – Господь.
Название ноты «Si» также принадлежит ему. Он взял первые буквы словосочетания «Sancte Iohanne» (Святой Иоанн) из последней строчки гимна.

Существует также версия, что названия нот имеют другие корни:

Это красивая легенда, и она вполне могла бы иметь право на существование.

Звукоряд, интервал, октавы

Итак, постепенно количество нот дошло до семи: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Названиями этих нот мы и пользуемся до сих пор.

Ноты располагаются в определенной последовательности по возрастанию высоты, то есть каждая следующая нота выше предыдущей.

Если мы хотим научиться бегло читать ноты, необходимо научиться пользоваться интервалами.

Отношение между двумя звуками, взятыми одновременно или последовательно, называется интервалом . Одновременное звучание образует гармонический интервал, последовательное – мелодический.

Интервал имеет основание и вершину. Расстояние между ними можно посчитать ступенями или количеством тоно́в. Названия интервалов происходят от латинских порядковых числительных. Например, расстояние от основания до вершины в две ступени называется секундой, а в пять ступеней – квинтой. Также, каждый интервал обозначается арабской цифрой:

  • Прима (prima — первая)
  • Секунда (secunda — вторая)
  • Терция (tertia — третья)
  • Кварта (quarta — четвертая)
  • Квинта (quinta — пятая)
  • Секста (sexta — шестая)
  • Септима (septima — седьмая)
  • Октава (octava — восьмая)

Прима — это интервал, который имеет больше формальный характер, поскольку отражает расстояние между одной и той же нотой. Сами понимаете, что фактического расстояния там нет или оно равно 0. Но, тем не менее интервал существует и мы должны о нем знать.

Секунда — это интервал, где расстояние от основания до вершины включительно, составляет две ступени.

Терция интервал, в котором разница между двумя звуками составляет 3 ступени.

Кварта 4 ступени

Квинта 5 ступеней

Секста 6 ступеней

Септима 7 ступеней

Октава 8 ступеней

Источник

Как обозначаются ноты и откуда взялись эти обозначения?

Слоговое обозначение
Всем нам известное «до-ре-ми-фа-соль-ля-си». Обозначение ввёл в XI веке Гвидо д’Ареццо, монах-бенедиктинец, впоследствии известный теоретик музыки. Ноты названы по первым слогам акростиха молитвы к Иоанну Крестителю «Ut queant laxis», исполнявшегося прихожанами в качестве распевки:

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
Sancte Ioannes.

Несмотря на то, что в гимне 7 строчек и есть известное нам «си», у Гвидо нот было 6. Си ввели в 1574 году и назвали по первым буквам имени Sancte Ioannes из последней строчки гимна. Позже вместо Ut появилось «до» — для удобства пения. Приписывается замена музыканту Дж. Дони, который по одной версии назвал ее в честь Господа (Dominus), по другой — взял первые буквы своей фамилии.

Буквенное обозначение нот, по разным упоминаниям, появилось раньше слогового. Используются буквы латинского алфавита: C соответствует «до», D — ре, E — ми, F — фа, G — соль, A — ля, B или H — си. Достаточно запомнить, что A — это «ля» и дальше ряд легко выстраивается.

На звуке «си» нужно заострить внимание, поскольку есть две традиции записи. В немецкой, которая повсеместно использовалась в Советском союзе, звук си обозначался буквой «H», а букву «B» используют для звука си-бемоль.

С появлением интернета стало доступно много зарубежной литературы из США и Англии, поэтому важно запомнить и английскую традицию записи. У них «B» как си и «Bb» как си-бемоль. Но не пугайтесь раньше времени, если не разобрались, — чаще всего в сборниках даётся уточнение о буквенных обозначениях.

Источник

Буквенное обозначение нот и тональностей

В музыке есть две системы обозначения высоты звука – буквенная и слоговая. Слоговые обозначения все знают, они привычны на слух – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Но есть и другой способ – обозначение звуков с помощью букв латинского алфавита. Причем буквенная система обозначения звуков возникла даже исторически раньше, чем слоговая.

Итак, по буквенной системе музыкальные звуки обозначаются следующими буквами латинского алфавита: ДО – C (цэ), РЕ – D (дэ), МИ – E (э), ФА (эф) – F, СОЛЬ – G (гэ), ЛЯ – A (а), СИ – H (ха) .

Интересно, что во время, когда формировалась буквенная система, музыкальный звукоряд начинался со звука ЛЯ, а не со звука ДО. Именно поэтому, первой букве алфавита A соответствует именно звук ЛЯ, а не ДО. Еще одной особенностью этой старой системы является звук СИ-БЕМОЛЬ в основном звукоряде, он обозначается буквой B. А за нотой СИ, являющейся основной ступенью современного звукоряда, позже была закреплена буква H.

Диезы и бемоли по буквенной системе

Повышенные и пониженные ступени, то есть диезы и бемоли, тоже можно изобразить в буквенной системе звуков. Для того чтобы сказать о диезе, к букве ноты прибавляется суффикс IS (ис). А для бемолей используется другой суффикс – ES (эс).

Например, ДО-ДИЕЗ – CIS (цис), а ДО-БЕМОЛЬ – CES (цес).

Однако из этих правил есть несколько исключений, которые нужно запомнить. Все они касаются обозначения бемольных нот. Звук МИ-БЕМОЛЬ по буквенной системе выглядит как EES, но в практике одна, средняя гласная сокращается и таким образом получается обозначение ES. Точно такая же история возникает со звуком ЛЯ-БЕМОЛЬ, в его обозначении AES сокращается один гласный звук и в результате получается просто AS.

И еще одно исключение из правил связано чисто с историческими причинами. Звук СИ-БЕМОЛЬ принято обозначать как B, а не HES.

Дубль-диезы и дубль-бемоли по буквенной системе

Когда речь идет о двойных понижениях и понижениях, то есть о знаках дубль-диеза и дубль-бемоля, принцип отражения их в буквенной системе очень простой и логичный. Дубль-диез – это два диеза, а значит два суффикса IS – ISIS, дубль-бемоль – это два бемоля и, соответственно, два суффикса ES – ESES. Причем правило с дубль-бемолями касается также и звука СИ-ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ, который обозначается в данном случае по общему правилу – HESES.

Таким образом, с помощью буквенной системы можно обозначить не только основные звуки, но и диезы с бемолями, а также дубль-диезы и дубль-бемоли. Давайте подытожим все эти способы обозначения в таблице:

Таблица буквенных обозначений звуков

Нота Диез Дубль-диез Бемоль Дубль-бемоль
ДО c cis cisis ces ceses
РЕ d dis disis des deses
МИ e eis eisis es eses
ФА f fis fisis fes feses
СОЛЬ g gis gisis ges geses
ЛЯ a ais aisis as ases
СИ h his hisis b heses

Буквенное обозначение тональностей

В названии любой тональности – мажорной или минорной – всегда сообщаются два элемента: это ее основной звук (тоника) и ее ладовое наклонение (мажор или минор). Эта же структура всегда находит отражение и в буквенной системе. Тоника обозначается как обычный звук, только с одной особенностью – для мажорных тональностей тоника записывается с заглавной, большой буквы, а для минорных – наоборот, с малой, строчной буквы.

Для обозначения ладового наклонения используются специальные слова. Для мажора – слово DUR, которое является сокращением от латинского термина DURUS (в переводе значит «твердый»). Для минорных тональностей используется слово MOLL, в переводе с латинского языка этот термин означает «мягкий».

Обозначение октав по буквенной системе

Наблюдательный читатель, быть может, уже с самого начала задался вопросом о том, как же в буквенной системе различить звуки малой октавы и, например, второй, или первой и большой. Оказывается, все предусмотрено, и для обозначения разных октав в буквенной системе есть свои правила. Только многие почему-то о них забывают, а иные и вовсе о том не слышали. Давайте же разбираться.

Здесь все на самом деле довольно просто. Если вы пока плохо знаете названия всех октав, то рекомендуем к изучению материал Расположение звуков на клавиатуре фортепиано, где этот вопрос рассматривается довольно подробно.

Итак, правила следующие:

  1. Звуки большой октавы пишутся заглавными, большими буквами.
  2. Звуки малой октавы пишутся, наоборот, строчными, малыми буквами.
  3. Для обозначений звуков первой, второй, третьей и последующих верхних октав используют малые буквы, к которым прибавляются либо верхние индексы с номером октавы, либо штрихи-черточки, располагаемые сверху над буквой. При этом количество штрихов соответствует номеру октавы (один штрих – первая октава, два штриха – вторая и т.д.).
  4. Для обозначения звуков контроктавы и субконтроктавы используются большие, то есть заглавные буквы, к которым прибавляются либо числа 1 или 2 (1 для контроктавы и 2 для субконтроктавы) в нижнем индексе, либо тоже черточки-штрихи, только, естественно снизу.

На рисунке вы можете посмотреть примеры звука ЛЯ с разным обозначением октав. Кстати этот же октавный принцип имеет точно такое же действие и в слоговой системе обозначения звуков. Поэтому примеров обозначения будет сразу несколько.

Дорогие друзья, если у вас еще остались вопросы по данной или по какой-нибудь другой музыкально-теоретической теме, то напишите их, пожалуйста, в комментариях к данному материалу.

А сейчас для лучшего усвоения урока мы предлагаем вам просмотреть видео по теме и рекомендуем выполнить упражнения, которые там будут предложены.

Источник

Оцените статью