Определитель аккордов семиструнной гитары
ТОВАРИЩ ГИТАРА
Для вас, начинающие
БУКВЕННЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ АККОРДОВ ГИТАРНОГО АККОМПАНЕМЕНТА
Отвечая на анкету рубрики «Товарищ гитара», опубликованную в номере 23 нашего журнала за 1976 год, многие читатели просили напечатать руководство к пользованию буквенными обозначениями аккордов гитарного аккомпанемента. Выполняя эту просьбу, публикуем определитель аппликатуры аккордов на гитаре
Определитель составили гитаристы-любители В. Барке, А. Костромин, А. Пермин и Ю. Ревич. Полагаясь на свою практику, авторы считают его одним из наиболее удобных; склеенный в форме удлиненного конверта с прорезными окошками и подвижным вкладышем, определитель можно всегда иметь с собой в кармане. Определитель дается в двух вариантах —для шести- и семиструнной гитары.
В практике сложилась следующая система буквенного обозначения нот:
до ре ми фа соль ля си си-бемоль
C D E F G A H В
Аккорд обозначается над нотной строкой большой латинской буквой, соответствующей его основному тону (т. е. ноте, от которой аккорд построен).
В таблице (см. стр. 38) приведены для примера обозначения аккордов, построенных от ноты С (до). Такие же по звучанию и по названию аккорды, но построенные от какой-нибудь другой ноты, обозначаются буквами, присвоенными этим нотам. Большинство обозначений, кроме того, снабжено индексами, стоящими справа от основной буквы (цифры, маленькие латинские буквы, знаки + и –). Расшифровка всех этих индексов для практической игры не обязательна. Значение индексов, которые вам будут нужны для пользования определителем, мы объясним ниже.
Детали определителя вырезаем по контуру. Прорезав окна, обозначенные на чертеже прямоугольниками с крестом (), складываем половинки конверта по пунктирной линии и склеиваем клапаном. Сложенный пополам вкладыш вставляем в конверт. Определитель готов к работе.
Мы будем искать аккорды для шестиструнной гитары, лишь кое-где делая примечания для семиструнной, так как пользование обоими определителями аналогично.
Допустим, над нотной строкой обозначен аккорд Cm.
Прежде всего, обратим внимание на маленькую латинскую букву «m». Она означает, что определитель надо повернуть стороной, на которой написано «минорные аккорды». (Все обозначения, в которых этой буквы нет, надо искать на другой стороне — «мажорные аккорды».)
На конверте есть несколько окон, обозначенных цифрой 1 (они выделены красным цветом). Передвигаем вкладыш до тех пор, пока во всех этих окнах не появится буква С. (Для поиска букв G, А, В, Н, С вкладыш надо двигать вверх от среднего положения, а букв Е и D — вниз. В среднем положении в окнах 1 находится буква F.)
С левой стороны определителя мы видим четыре фигурные скобки с надписями «I вариант», «II вариант» и т. д.
С правой стороны против каждой фигурной скобки нарисована маленькая схема аккорда (вертикальные линии — струны, горизонтальные — лады, черные кружочки — места прижатия струн). На маленьких схемах изображены три основных варианта взятия аккорда. Для поиска дополнительных вариантов мы должны будем обратиться к центральной части определителя (так называемой сетке), о чем сказано чуть ниже.
Попробуем взять аккорд Cm первым вариантом. Рядом с маленькой схемой — окно, в нем цифра VIII. Это значит, что на VIII ладу надо взять баррэ, то есть прижать на этом ладу все струны указательным пальцем. (Прием этот обозначен прямой скобкой ].) Безымянным пальцем и мизинцем надо прижать соответственно пятую и четвертую струны на два лада выше (то есть ближе к корпусу гитары). Звук извлекается из всех шести струн.
Второй вариант взятия того же аккорда: баррэ на десятом ладу (в окне около схемы цифра X), первая струна прижата средним пальцем на XI ладу, вторая—мизинцем не XIII, третья—безымянным на XII. Звук извлекается из всех струн, кроме шестой.
Теперь для вас не представит трудности найти и третий вариант. Но тут нужно еще особое пояснение: в окне около схемы две цифры—XV и III. Это значит, что баррэ можно взять и на XV и на III ладу. Обычно предпочтительнее III. Вообще из всех вариантов, как правило, удобнее тот, который берется ближе к головке грифа (на первых пяти ладах). Тремя описанными вариантами, или приемами, можно взять и все остальные минорные аккорды. Меняться будет только номер лада, на котором берется баррэ. Этот номер каждый раз появится в окне рядом с маленькой схемой при появлении нужной буквы в окнах 1. Три аналогичных приема для мажорных аккордов показаны на обратной стороне определителя.
Над (или под) каждой струной в маленькой схеме стоят цифры, обозначающие пальцы левой руки, которыми эти струны прижимаются: 1 — указательный’ палец, 2 — средний, 3 — безымянный, 4 — мизинец. На определителе для семиструнной гитары, кроме того, указан и большой палец (значок D). В скобках указываются возможные варианты использования пальцев. Струна, из которой при взятии аккорда звук не извлекается, обозначается на маленькой схеме значком Ø
Если в окне около схемы появляется 0, это значит, что баррэ брать не нужно — аккорд строится от нулевого лада, а роль баррэ как бы играет верхний порожек грифа. Таков, например, третий вариант аккорда Am: первая струна — открытая, вторая — прижата на 1 ладу, третья и четвертая — на II, пятая и шестая — открытые. Аккорд берется на всех струнах.
Без баррэ исполняются также второй и третий варианты минорных аккордов на семиструнной гитаре. В этих случаях цифра в окне около схемы обозначает, на каком ладу располагается указательный палец. Его позиция служит исходной для построения аккорда.
На основе каждого из трех основных вариантов аккордов строятся и другие аккорды, более сложные. Для этого служит центральная часть определителя — сетка. Она, как и маленькие схемы справа, изображает гриф гитары. Номера струн указаны в кружочках наверху. Номера ладов определяются для каждого аккорда особо: горизонталь сетки всегда соответствует тому ладу, номер которого появился в окне справа от нее. От этого лада отсчитываются номера всех остальных, соответствующих другим горизонталям, против которых нет окон.
Окна на участках сетки, обозначенных слева фигурными скобками, расположены так же, как черные кружочки на маленьких схемах. Исключение составляют окна, обозначенные крестом. Их назначение мы объясним позже. Буквы, появляющиеся в окнах каждого варианта аккорда, обозначают нотный состав его основы, то есть соответствующего мажорного или минорного трезвучия.
Рассмотрим теперь более сложный аккорд Сm7. Находим сначала аккорд Сm. Затем находим на сетке струны и лады, где стоит цифра 7. В данном случае она соответствует четвертой струне, прижатой на VIII ладу, второй струне, прижатой на XI ладу, пятой струне, прижатой на XIII ладу и т. д. Добавив один из звуков, которые в этих случаях получаются, к аккорду Сm, получим аккорд Сm7. Какой звук выбрать, зависит от варианта аккорда и удобства расположения пальцев. Например, в первом варианте надо или прижать дополнительно вторую струну на XI ладу, или, наоборот, снять палец, прижимавший четвертую струну на Х ладу, и тогда она зазвучит, прижатая на VIII ладу указательным пальцем, взявшим баррэ, то есть как раз в том месте, где стоит цифра 7.
Теперь рассмотрим аккорд Cm5–7. Сначала надо взять только что найденный аккорд Сm7. Например, в первом варианте. Обратите внимание на цифры 5, стоящие на сетке: одна на второй струне, VIII ладу, другая — на пятой струне, Х ладу. Чтобы получить аккорд Cm5–7, звучание этих струн в аккорде Cm7 надо понизить на полтона (на понижение и указывает знак –; знак + означал бы повышение на полтона; если бы один из этих знаков стоял у какой-либо другой цифры, например Cm7+, надо было бы повышать звучание струн, обозначенных цифрой 7).
Чтобы понизить звучание второй и пятой струн на полтона, надо прижимающие их пальцы передвинуть на один лад в сторону головки грифа (в случае повышения — в сторону корпуса гитары). При этом взять баррэ на VIII ладу уже не удастся. Поэтому из аккорда Сm7 сохраняются: четвертая струна, прижатая 2-м пальцем на VIII ладу, третья струна, прижатая 3-м пальцем на VIII ладу, и первая струна, прижатая 4-м пальцем на VIII ладу. К ним добавляется вторая струна, прижатая 1-м пальцем на VII ладу. Пятую и шестую струны использовать не удается, и они в аккорде не участвуют.
Вообще рекомендуется брать аккорды на максимально возможном количестве струн, но, когда это не выходит, можно обходиться первыми четырьмя. Облегчает взятие аккордов и использование в них открытых (неприжатых) струн. Определитель указывает некоторые случаи, когда это можно делать. С этой целью на вкладыше обозначены красным цветом некоторые буквы. Когда такая буква появляется в окне сетки, струну, соответствующую этому окну, можно оставлять неприжатой. Может быть и такой случай: в аккорде Fm6 (первый вариант) цифра 6, стоящая на сетке на четвертой струне, приходится на нулевой лад. Значит, эта струна в аккорде (причем в любом его варианте) может остаться открытой.
Освоив по определителю три основных варианта аккордов, можно попробовать комбинировать варианты, то есть добавлять к одному из них отдельные звуки из соседних. Возьмем для примера аккорд G7. В третьем варианте он выглядит так; баррэ на Х ладу, вторая, третья и четвертая струны, прижатые на XII ладу, и первая струна, прижатая на XIII ладу. Поскольку буквы в окнах XII лада красные, соответствующие звуки можно извлечь на открытых струнах и строить аккорд от нулевого лада. При этом оказывается возможным использовать первый вариант (шестая струна, прижатая на III ладу), так называемый вневариантный звук (на сетке соответствующие таким звукам окна, а также струны на маленьких схемах, обозначены крестом), в данном случае его дает пятая струна, прижатая на II ладу, и звук из третьего варианта, где цифрой 7 обозначена первая струна, прижатая на XIII ладу, но поскольку весь аккорд перенесен на двенадцать ладов ниже, из XIII лада получается 1 (а вы, вероятно, знаете, что на гитаре через двенадцать ладов все звуки повторяются).
Над нотной строкой может встретиться аккорд с индексом «dim».В определитель этот индекс для простоты дела не включен, поскольку имеющие его аккорды соответствуют по звучанию аккордам с индексом [m5–6].Например, встретив в нотах обозначение Fdim, ищите по определителю аккорд Fm5–6.
Таблица буквенно-цифрового обозначения аккордов
№ | Буквенно-цифровые обозначения | Название аккорда | Нотный состав |
1 | C | мажорное трезвучие | CEG |
2 | Cm | минорное трезвучие | CEbG |
3 | С5+ | увеличенное трезвучие | CEG# |
4 | Cm5- | уменьшенное трезвучие | CEbGb |
5 | C6 | мажорное трезвучие с секстой | CEGA |
6 | Cm6 | минорное трезвучие с секстой | CEbGA |
7 | С7 | доминантсептаккорд (малый мажорный септаккорд) | CEGB |
8 | С7+ | большой мажорный септаккорд | CEGH |
9 | C5+7 | доминантсептаккорд с повышенной квинтой | CEG#B |
10 | C5–7 | доминантсептаккорд с пониженной квинтой | CEGbB |
11 | Cm7 | малый минорный септаккорд | CEbGB |
12 | Cm7+ | большой минорный септаккорд | CEbGH |
13 | Cm5+7+ | увеличенный септаккорд | CEG#H |
14 | Cm5–7 | полууменьшенный септаккорд (малый вводный септаккорд) | CEbGbB |
15 | Cdim | уменьшенный септаккорд (уменьшенный вводный септаккорд) | CEbGbA |
16 | C9 | большой нонаккорд | CEGD |
17 | C9- | малый нонаккорд | CEGDb |
18 | Cm9 | большой минорный нонаккорд | CEbGD |
19 | Cm9- | малый минорный нонаккорд | CEbGDb |
Журнал «Клуб и художственная самодеятельность», 1977, №8
Источник
Теория аккордов (1 часть)
Перед начинающими обучаться игре на гитаре часто стоит задача освоения и запоминания аппликатурных форм и буквенно-цифровых обозначений различных аккордов. Это нужно для аккомпанемента, сочинительства, да и просто для более осознанного исполнения музыки по нотам, по слуху или «с рук». Кроме того, полезно знать некоторые термины, чтобы не «спотыкаться» о них при чтении различной литературы, особенно, если
эти термины употреблены
не совсем точно или не совсем уместно, что иногда встречается. Существует множество различных пособий, «таблиц аккордов» и т.п., касающихся этого вопроса. Как правило, предлагаются громоздкие по объёму и потому трудные для запоминания таблицы или наборы примеров без систематического объяснения сути вопроса, т.е. строения аккордов. Не лучше ли самому научиться составлять такие таблицы аккордов? Ведь достаточно понять один раз, чтобы запомнить навсегда. Для того, чтобы освоить предлагаемый ниже материал,
нужно лишь одно условие — необходимо немного знать нотную грамоту. Материал преподнесён очень сжато — читайте, не торопясь.
Соотношение двух звуков по высоте называется интервалом. Единицей измерения интервала является тон. Один лад на грифе гитары равен 0,5 тона. Например, звук, взятый на пятом ладу первой струны, на один тон ниже звука, взятого на седьмом ладу той же струны. Названия интервалов и их величины:
малая секунда 0,5 тона
большая секунда 1 тон
малая терция 1,5 тона
большая терция 2 тона
чистая кварта 2,5 тона
чистая квинта 3,5 тона (малая терция + большая терция)
малая секста 4 тона
большая секста 4,5 тона
малая септима 5 тонов
большая септима 5,5 тонов
чистая октава 6 тонов
нона октава + секунда
децима октава + терция
ундецима октава + кварта
дуодецима октава + квинта
терцдецима октава + секста
Составные интервалы (больше октавы) могут называться «большими», «малыми» или «чистыми», в зависимости от тех простых интервалов, которые прибавляются к октаве для их получения.
Слова «уменьшенный» и «увеличенный», которые прибавляются к названию интервала, означают уменьшение или увеличение этого интервала на 0,5 тона. Например, «уменьшенная квинта» равна «увеличенной кварте» и тритону и равна 3 тонам. Если интервал бывает «большой» и «малый», а не просто «чистый», то «уменьшается» малый интервал, а «увеличивается»
большой.
Например, «увеличенная секунда» равна 1,5 тона, а «уменьшенная секунда» равна 0 тонов.
Важным является осмысленное правописание интервалов. Например, если мы говорим о малой терции от ноты «до», то обязательно записывается нота «ми-бемоль», но никак не «ре-диез», поскольку последняя является увеличенной секундой от «до». Несмотря на то, что увеличенная секунда равна малой терции, хаотичная запись может существенно осложнить восприятие нот. При отсчитывании интервала
следует перебирать
названия нот строго по порядку, приписывая знак альтерации уже после того, как название ноты определено. Таким образом, терцией (не важно, какой) от «до» всегда является «ми», т.к. терция — это «третья». До нужной величины (в данном случае — малой терции) мы «подгоняем» нашу терцию бемолем.
Обращением интервала является интервал, полученный при переносе на октаву какого-либо из звуков первоначального интервала, когда звуки «меняются местами» по высоте, сохраняя свои названия (для обращения составных интервалов перенос осуществляется на две октавы). Простые (не составные) интервалы, являющиеся обращениями друг друга, в сумме составляют октаву, поэтому, если первый интервал является обращением второго,
то второй обязательно
является обращением первого (взаимообратимость интервалов). Таблица пар взаимообратимых простых интервалов:
Интервалы делятся на консонансы (более мягкие на слух) и диссонансы (более резкие). Совершенными консонансами являются прима, октава, квинта и кварта. Несовершенными консонансами являются большие и малые терции и сексты. Остальные интервалы — диссонансы. Равенство интервалов по их величине при различных названиях называется энгармонизмом интервалов. Например, увеличенная кварта и уменьшенная квинта энгармонически равны.
Аккордом в принципе можно назвать любое созвучие, но наибольшее распространение имеют аккорды, состоящие из трёх или более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям путём октавных переносов (о таких аккордах и пойдёт речь дальше). Например, «ля-до-ми» или «до-ми-ля». Естественно, аккорды могут содержать октавные удвоения, которые «не считаются». Например, вышеприведённый
аккорд может содержать
несколько «ля» в разных октавах (скажем, «ля-до-ми-ля»), но его суть от этого не изменится (как и от октавных перестановок звуков). Аккорд получает своё название от своего самого нижнего звука после расположения этих звуков по терциям. Например, аккорд «до-ля-ми» называется «ля». Звуки аккорда имеют свои названия по интервалам от нижнего звука, который называется основным тоном аккорда. Следующий по высоте за основным тоном звук называется терцовым тоном или терцией аккорда, за ним идут квинтовый тон или квинта, септима, нона, ундецима
и терцдецима.
Например, аккорд «ми-ля-до-ми» взят с удвоенной квинтой. Некоторые звуки в аккорде могут быть, наоборот, пропущены. Например, аккорд «до-ля-до» взят с пропущенной квинтой.
Аккорды классифицируются в зависимости от количества звуков, из которых они состоят:
Поскольку терции бывают двух видов (большая или малая), трезвучия бывают четырёх видов:
мажорное трезвучие = большая терция + малая терция
минорное трезвучие = малая терция + большая терция
уменьшенное трезвучие = малая терция + малая терция
увеличенное трезвучие = большая терция + большая терция
Примечание: чтобы превратить минорное трезвучие в мажорное, достаточно повысить в нём терцовый тон на полтона.
Ещё одно примечание: уменьшенное и увеличенное трезвучия используются довольно редко.
Септаккорды образуются путём надстраивания ещё одной терции к трезвучиям. К каждому из четырёх видов трезвучий можно надстроить большую или малую терцию. Однако, септаккордов существует только семь, а не восемь видов, поскольку при надстраивании большой терции к увеличенному трезвучию получится звук, октавно удваивающий по звучанию основной тон этого трезвучия.
малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд) — мажорное трезвучие + малая терция
большой мажорный септаккорд — мажорное трезвучие + большая терция
малый минорный септаккорд — минорное трезвучие + малая терция
большой минорный септаккорд — минорное трезвучие + большая терция
уменьшенный септаккорд — уменьшенное трезвучие + малая терция
полууменьшенный септаккорд — уменьшенное трезвучие + большая терция
увеличенный септаккорд — увеличенное трезвучие + малая терция
Примечание: большой минорный и увеличенный септаккорды используются крайне редко.
Нонаккорды образуются путём надстраивания ещё одной терции к септаккордам. Свои названия имеют только два наиболее распространённых нонаккорда:
малый нонаккорд — доминантсептаккорд + малая терция
большой нонаккорд — доминантсептаккорд + большая терция
Ундецимаккорды и терцдецимаккорды образуются аналогично путём дальнейшего надстраивания терций и не имеют общепринятых названий.
Расположение аккордов и обращения
Обращением называется такое положение звуков аккорда, когда самым нижним из них (басом) является не основной, а какой-либо другой тон аккорда. Если в басу находится основной тон, говорят, что аккорд взят «в основном виде», в ином случае — «в обращении». При этом не рассматривается взаимное положение остальных звуков и их удвоения. Обращения трезвучий и септаккордов имеют свои названия:
трезвучие с терцовым тоном в басу — секстаккорд
трезвучие с квинтовым тоном в басу — квартсекстаккорд
септаккорд с терцовым тоном в басу — квинтсекстаккорд
септаккорд с квинтовым тоном в басу — терцквартаккорд
септаккорд с септимой в басу — секундаккорд
Обращения более сложных аккордов не имеют общепринятых названий.
Тон аккорда, соответствующий самому высокому звуку аккорда, определяет «мелодическое положение» аккорда. При этом не рассматривается взаимное положение остальных звуков и их удвоения. Например, аккорд «ля-до-ля-ми» находится в мелодическом положении квинты. Различают мелодию и её аккордовое (гармоническое) сопровождение, аккомпанемент. По отношению к одновременно звучащему аккорду каждый звук мелодии может быть аккордовым или неаккордовым. Аккордовый звук является основным тоном, терцией, квинтой и т.д. того аккорда, который в данный момент звучит (или должен звучать). Неаккордовым является любой другой звук. Задержание — неаккордовый звук, «оставшийся» от предыдущего аккорда и часто разрешающийся в аккордовый звук настоящего аккорда. Проходящий — неаккордовый звук, заполняющий интервал между аккордовыми звуками (иногда и двух разных аккордов) мелодическим движением по какой-либо гамме. Вспомогательный — это «проходящий» между повторениями аккордового звука. Предъём — неаккордовый звук, предвосхищающий звук следующего аккорда. В музыкальных произведениях часто применяется четырёхголосное изложение, т.е. аккорды берутся в виде сочетаний из четырёх звуков. На гитаре, например, на правой руке используются для звукоизвлечения чаще всего четыре пальца. В четырёхголосии самый нижний звук аккорда называется басом, далее по порядку — тенор, альт и сопрано (мелодия). Тенор, альт и сопрано называются «верхними голосами». Аккорд может иметь тесное, смешанное или широкое расположение. При тесном расположении каждый из трёх верхних голосов отстоит от своего соседнего на терцию или кварту (т.е. между ними нельзя вставить другие аккордовые звуки). При широком — на квинту, сексту или октаву. При смешанном — эти интервалы сочетаются. Как при тесном, так и при широком или смешанном расположении бас может находиться от тенора на любом расстоянии.
Иногда аккорды в тесном расположении, у которых бас находится достаточно далеко от тенора, называют аккордами в широком расположении. Строго говоря, это не совсем верная терминология.
Буквенно-цифровые обозначения звуков и аккордов
Обозначения звуков и названий аккордов:
B — си или си-бемоль
Остальные звуки и названия аккордов обозначаются буквами с добавлением знаков альтерации, например: Ab — ля-бемоль, A# — ля-диез. Исторически есть некоторая путаница с обозначением си, т.к. «B» в различной литературе может означать как си, так и си-бемоль. Однако, H — это всегда чистое си, а Bb — это всегда си-бемоль (последнее обозначение будет верным признаком того, что «B» будет использоваться для обозначения чистого си). В принципе, использовать «B» для обозначения чистого си удобнее, и чаще всего так и делают. Буквенно-цифровые обозначения аккордов довольно разношёрстны и разнообразны в различных изданиях и странах, часто встречаются различные неточности. В общих чертах принципы обозначения следующие: мажорное трезвучие обозначается просто буквой без дополнительных пометок, минорное — с добавлением буквы «m». Остальные аккорды образуются как бы путём повышения или понижения тонов этих трезвучий и/или добавления дополнительных тонов, что
обозначается в виде индекса соответствующими цифрами со знаками альтерации. Знаки альтерации могут заменяться на знаки «+» и «-«. Например, если к ля-минорному трезвучию добавить малую септиму (взятую от основного тона), а квинтовый тон понизить на полтона, получится полууменьшенный септаккорд, который может быть обозначен как Am7b5 и т.п. Вместо цифр могут использоваться специальные символы или сокращённые слова, сразу определяющие интервальный состав аккорда. Значения цифр следующие:
5 — чистая квинта
6 — большая секста
7 — малая септима
9 — большая нона
11 — чистая ундецима
13 — большая терцдецима
Встречающиеся обозначения, для примера взят аккорд «ля»:
В аккордах сложнее септаккорда (нон-, ундецим- и терцдецимаккордах) указывается цифра, обозначающая «самую дальнюю» ступень аккорда, т.е., например, в терцдецимаккорде присутствие септимы, ноны и ундецимы специальными цифрами не помечается, а как бы подразумевается само собой. При этом подразумевается, что эти тона берутся так, как они были бы обозначены просто цифрами без знаков альтерации, если не оговорено иное. Например, в аккорде A13b9 надо брать малую септиму, малую нону (b9), чистую ундециму и большую терцдециму. Впрочем, многие тона часто пропускаются. В основном, могут быть пропущены без особого ущерба для звучания квинта (но только если она чистая) и тона, лежащие между септимой и «самым дальним» тоном аккорда, если они специально не альтерированы. Например, в аккорде A13b9 можно не брать квинту и ундециму. Пропуск этих тонов не страшен потому, что они не несут в данном случае особой «смысловой нагрузки». Например,
терцию нельзя пропускать потому, что от этого сразу потеряется миноро-мажорная окраска звучания, аккорд станет нейтральным, невыразительным (поскольку минорное трезвучие отличается от мажорного только терцовым тоном). Нельзя пропускать специально альтерированные тона, поскольку ради них аккорд как бы и «задуман». Вообще, нельзя пропускать тона, отсутствие которых изменит вид (класс) аккорда или сделает этот вид (класс) неопределённым. Самыми важными в этом плане являются терция и септима аккорда. Обращения аккордов обозначаются с помощью дроби, в знаменателе которой указывается нота, лежащая в басу аккорда. Например, Am/C — это ля-минорный секстаккорд. Таким способом могут быть формально обозначены далеко не только обращения. Например, Am/F# — абсолютно то же самое, что и F#m7b5. Аппликатурные формы различных аккордов вы можете найти в огромном количестве источников, поэтому здесь этот вопрос рассматривать нет смысла.
Лад — это система взаимосвязей звуков, обусловленная тяготением части из них (неустойчивых) к другим звукам (устойчивым). Во всех выше рассмотренных ладах устойчивыми являются 1, 3 и 5 ступени, из них абсолютно устойчивая — 1. Остальные ступени являются неустойчивыми. Каждый неустойчивый звук тяготеет к соседнему устойчивому (к соседним устойчивым, если их два). Сила тяготений различна: 1 ступень обладает наибольшей силой притяжения как самая устойчивая; чем меньше интервал, отделяющий неустойчивый звук от устойчивого, тем сильнее тяготение. Ладовые тяготения определяют динамику развития мелодии.
Функции аккордов в ладу
Функцией аккорда называется роль этого аккорда в ладе, то есть его связи и взаимоотношения с другими аккордами данного лада. Аккорды могут выполнять функции тоники (T), субдоминанты (S) и доминанты (D) в зависимости от того, на какой ступени лада они построены. Главными трезвучиями называются трезвучия, построенные на 1 (тоника), 4 (субдоминанта) и 5 (доминанта) ступенях лада. В натуральном мажоре все главные трезвучия — мажорные, в гармоническом миноре — минорные, кроме доминанты (мажорное трезвучие). От функций аккордов зависят их возможные последовательности. В натуральном мажоре и гармоническом миноре обычные аккордовые последовательности в самом общем виде выглядят следующим образом:
II — IV — VI — I — III — V — VII
На схеме показаны три функциональные группы, из которых каждая имеет в центре своё главное трезвучие. Как видно, аккорды на некоторых ступенях (ступени лада, на которых построены аккорды, показаны римскими цифрами) входят одновременно в две группы (III и VI).
Источник