Опус для фортепиано это

Опус — это музыкальный термин. Для чего существует в музыке это понятие?

Что означает слово «опус» применительно к музыкальной культуре? История возникновения слова, теоретическое обоснование его, как музыкального термина, современное значение — обо всем этом далее в статье.

В нашей языковой культуре слово «опус» закрепилось в основном в двух смысловых значениях:

  • Насмешливо-пренебрежительное определение какого-либо литературного сочинения, не заслуживающего высокой оценки.
  • «Опус» — это музыкальный термин.

Поскольку с первым вариантом всё ясно, попробуем разобраться со вторым.

Возникновение слова «опус»

В основе слова «музыка» лежит понятие «музыкальное произведение», однако второе не идентично первому и имеет исторические границы.

Есть музыка, как произведение, и это связано с письменной традицией; и есть музыка, как деятельность, связанная с импровизационным воспроизведением её образцов.

Это разграничение впервые было зафиксировано в трактате Н.Листениуса «Musica» в 1537 году. Именно в этом трактате впервые было сказано, что опус – это «письменно оформленное, полностью законченное произведение». Таким образом, впервые было зафиксировано новое понятие «опус».

В первом тысячелетии христианства устная форма музыки господствовала настолько, что даже термина «импровизация» не существовало, поскольку не было альтернативы. Развитие двух вариантов творчества в музыке началось лишь с 9-10 веков, когда появились первые экземпляры, зафиксированные на бумаге.

В этот период средневековья «опусная» музыка и «практика» ещё существовали параллельно, все события человеческой жизни сопровождались игрой музыкантов и часто исполнитель чередовал собственные сочинения с чужими, не ощущая резкой грани между этими понятиями.

Важно было мастерство комбинирования уже устоявшихся формул, одни и те же мотивы свободно мигрировали из одного произведения в другое, и это не считалось плагиатом. Талант проявлялся в способе обработки материала.

Письменная музыкальная культура — европейское новшество

Постепенно стали всё больше цениться элементы новизны в творчестве, такое создание новых, ранее не существовавших напевов, стало называться «сочинительством». В этом смысле история становления европейского музыкального профессионального искусства ничем не отличается от процессов, происходивших на других континентах.

Принципиальная разница заключается лишь в том, что именно в Европе берёт своё начало письменное творчество, здесь родилась единственная в мире письменная музыкальная культура. И это изменило всё: появилась новая концепция музыкального искусства, эстетические критерии, изменилась психология творчества, слуховые настройки, стали создаваться методы обучения музыке профессионально.

Вместе с уникализацией музыкального сочинения появилось понятие «композитор» — создатель нового произведения. Следующим естественным шагом было создание автономной музыки, которая уже не была связана с какими-либо бытовыми нуждами, а представляла ценность сама по себе.

Теоретическое обоснование понятия «опус»

Немецкий философ и теоретик музыки ХХ века Карл Дальхауз выделяет следующие атрибуты, определяющие понятие «опус»:

  • композиционная завершённость;
  • полностью зафиксированный в письменном виде текст;
  • автономность, отсутствие прикладной привязки музыки;
  • «эстетическое созерцание как благоговение», самоценность «абсолютной музыки», без текста и программы.

Ещё один немецкий теоретик музыки Ганс Эггебрехт дал более точное определение понятия «сочинение», написав, что «опус» — это:

  • теоретичность (подчинённость правилам теории);
  • наличие философской содержательности;
  • зафиксированность в нотах;
  • многоголосие;
  • принадлежность автору;
  • завершённость формы;
  • уникальность.

Что означает слово «опус» сегодня?

На сегодняшний день опус – это уже не просто сочинение, зафиксированное нотами на бумаге. Слово «опус» означает, что произведение было издано и в процессе издания ему присвоен определённый номер. В зависимости от времени, когда была опубликована музыка, опус может иметь большее или меньшее цифровое выражение.

Если при жизни композитора какое-то из его произведений не было напечатано ни разу и, соответственно, не имеет своего опуса, то ему присваивается название «посмертный опус», то есть такой, который был издан после смерти автора.

Цифра опуса не всегда отражает время написания произведения. Если оно было написано в ранний период творчества, а издано впервые спустя много лет, то и номер опуса ему будет присвоен поздний. Например, написанное Бетховеном в молодости рондо «Ярость по поводу утерянного гроша» имеет поздний номер опуса 129.

Иногда композитор издаёт сразу несколько произведений. Всем им присваивается один номер опуса, но разные порядковые номера. Например, 24 прелюдии Шопена изданы как опус 28, но имеют разные порядковые номера от 1 до 24. Таким образом, выражения: «Шопен – пятая прелюдия» и «Шопен – опус 28, №5» означают одно и то же.

Источник

Опус (музыка)

Необходимо перенести содержимое этой статьи в статью «Музыкальное произведение».

Опус (лат. Opus — дело, произведение) — музыкальное работа. В широком смысле — вообще сочинение, труд. Также, этот термин использовался некоторыми композиторами или их издателями для нумерации произведений при публикации.

Использование

Практика нумерации опусов известна с 2-ой половины 17 века. До конца 18 века опусы использовали издатели для инструментальных произведений одного жанра, обычно по три, шесть или двенадцать штук (например: 6 органных концертов op.4 Генделя; 12 сонат op.2 Вивальди; 6 квартетов op.33 Гайдна) для того, чтобы различать их. С конца 18 века (одним из первых был Бетховен) опусы стали использовать композиторы при каждой своей публикации, чтобы помочь идентифицировать свои сочинения. Опусы обычно ставились по мере создания произведений или по мере их публикации. Однако некоторые композиторы использовали опусы непоследовательно или вообще не использовали. Также, такие композиторы как Лист, Дебюсси, Барток и Стравинский вначале использовали, но потом прекращали практику нумерации своих изданий. А например Прокофьев назначал новые номера опусов даже к новым редакциям произведений (четвертая симфония имеет два номера: 1-я редакция – op.47; 2-я — op.112) и неоконченным произведениям (десятая соната — op.137).

Аббревиатура WoO (от нем. Werke ohne Opuszahl) означает произведение без номера опуса. Этот термин применяется к безопусным произведениям Бетховена, Р.Шумана и Брамса и составлен музыковедами.

Термин Opus Posthumum означает произведение, изданное после смерти композитора. Например, последние номера опусов Ф.Мендельсона, Шопена и Чайковского изданы и назначены после их смерти.

Поскольку перечень опусов в очень редких случаях может считаться полным каталогом сочинений данного композитора, каталоги иногда создают музыковеды. Существуют музыковедческие каталоги практически всех известных композиторов. Наиболее известные каталоги – это BWV (Bach-Werke-Verzeichnis – перечень произведений И.С. Баха); KV (Köchel-Verzeichnis – каталог произведений Моцарта, составленный Л. Кёхелем); RV (Ryom-Verzeichnis – каталог сочинений Вивальди, составленный П. Риомом); D (каталог произведений Шуберта, составленный О. Дойчем); S (каталог произведений Листа, составленный Г. Сёрлом).

В России в значении слова опус также иногда употребляется слово сочинение (соч.). Во Франции слово oeuvre, в Австрии и Германии слово werk.

Для улучшения этой статьи по музыке желательно ? :
  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Опус (музыка)» в других словарях:

Опус (значения) — Опус (лат. opus «работа»): Музыкальное произведение в широком смысле всякая музыкальная пьеса Произведение искусства не имеющее определённого названия, девиза, надписи, темы или сюжета[1] Опус (музыка) термин, использующиеся для… … Википедия

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА — муз. произведения христ. содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Д. м. часто противопоставляют светской и в таком понимании к данной области иногда относят чрезвычайно широкий спектр явлений от богослужебной музыки… … Православная энциклопедия

Музыкальное произведение — У этого термина существуют и другие значения, см. Произведение. У этого термина существуют и другие значения, см. Опус (значения). Необходимо перенести в эту статью содержимое статьи Опус (музыка) и поставить оттуда перенапр … Википедия

Список произведений Петра Чайковского — В основу настоящего списка положен список произведений из тематико библиографического указателя Юргенсона сочинений П. И. Чайковского. Содержание 1 Список произведений по жанрам 1.1 1. Сценическая музыка … Википедия

Вилинский, Николай Николаевич — Николай Николаевич Вилинский Николай Николаевич Вилинский, Киев, 1953 Основная информация … Википедия

Испания — (Espana) официальное название Испанское Государство (Estado Espanol). I. Общие сведения И. государство на крайнем Ю. З. Европы. Занимает 5/6 Пиренейского полуострова, Балеарские и Питиусские острова в… … Большая советская энциклопедия

Грабовский, Леонид Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Грабовский. Леонид Александрович Грабовский [[Файл … Википедия

Грабовский, Леонид — Леонид Грабовский Леонид Александрович Грабовский (укр. Леонід Олександрович Грабовський р. 28 января 1935 Киев) украинский композитор. Проживает в США с 1990 г. С 1951 по 1956 Грабовский учился на экономическом факультете Киевского университета… … Википедия

Грабовский Л. — Леонид Грабовский Леонид Александрович Грабовский (укр. Леонід Олександрович Грабовський р. 28 января 1935 Киев) украинский композитор. Проживает в США с 1990 г. С 1951 по 1956 Грабовский учился на экономическом факультете Киевского университета… … Википедия

Грабовский Леонид Александрович — Леонид Грабовский Леонид Александрович Грабовский (укр. Леонід Олександрович Грабовський р. 28 января 1935 Киев) украинский композитор. Проживает в США с 1990 г. С 1951 по 1956 Грабовский учился на экономическом факультете Киевского университета… … Википедия

Источник

Что означают «Act, Op., No.» в названиях классических музыкальных произведений?

Op. — Opus — Опус — номер произведения композитора, среди всех его известных работ не зависимо от жанра.
Часто один опус — это одно произведение (любое: от небольшой инструментальной пьесы, до оперы или симфонии). Хотя это так для большинства произведений начиная с 18го века, но далеко не всегда: В один опус может входить и несколько произведений.

Пример: Опус 8 Вивальди «Спор гармонии с изобретением» включает 12 инструментальных концертов, то есть этот опус является циклом из 12 произведений (кстати, именно первые 4 из них известны под названием «Времена года»).

No. — № — Номер. Это просто сокращение слова номер в самом широком смысле, и может иметь разные смыслы и в случае классических произведений. Здесь рассмотрим два самых нужных, которые важно не путать.

В случае, если номер указан после жанра произведения, то он обозначает порядковый номер только среди произведений именно такого жанра у конкретного композитора. Притом произведения одного общего жанра, но написанные для разных инструментов имеют свою нумерацию для каждого варианта: сонаты для фортепиано у каждого композитора имеют одну нумерацию, сонаты для скрипки и фортепиано другую, сонаты для скрипки соло — свою; у концертов для фортепиано с оркестром отдельная нумерация от концертов для скрипки с оркестром и так далее. Можно добавить здесь пример Мендельсона, который написал 5 симфоний, но ещё и 9 симфоний для струнного оркестра, что не то же самое, что просто симфония (для полного симфонического оркестра), поэтому симфонии для струнного оркестра у него имеют отдельную нумерацию.

Но номер может быть указан и после опуса: в таком случае он обозначает уже нумерацию только внутри этого опуса.

Например, в том же опусе 8 Вивальди — 12 концертов естественно нумеруются по порядку, только в пределах этого опуса: концерт «Лето» имеет в нём номер 2, «Зима» — 4, а концерт «Морская буря» — 5. Но это нумерация только внутри опуса, так как Вивальди написал множество произведений в жанре инструментальный концерт, которые в его случае общепринятой порядковой нумерации не имеют (а нумеруются по каталогу, что уже уводит нас за рамки темы).

Завершим, пожалуй, самым подходящим, примером, в котором присутвуют все три вышеописанных варианта:
Опус 27 Бетховена под названием «Sonata quasi una fantasia» включает две сонаты для фортепиано: номер 13 и 14.
14я имеет заголовок «Лунный свет» и так же известна как «Лунная соната».
Её нумерация:
No. 14, op. 27 no. 2
Здесь:
No. 14 — номер сонаты только среди фортепианных сонат композитора: У Бетховена 32 фортепианных сонаты, а кроме них много сонат для других инструментов, включая например 9 сонат для скрипки и фортепиано.
Op. 27 — порядковый номер работы (в данном случае двух фортепианных сонат) среди всех работ композитора.
No. 2 — порядковый номер произведения ВНУТРИ опуса (соответственно №1 в нём имеет соната для фортепиано №13).

Источник

Опус для фортепиано это

ОПУС (лат. opus; буквально — труд, творение, сочинение; сокращенно — ор.) — одно или несколько музыкальных сочинений одного жанра, снабжённых порядковым номером.

1) од­но или несколько музыкальных со­чи­не­ний (про­из­ве­де­ний) од­но­го жан­ра, снаб­жён­ных по­ряд­ко­вым но­ме­ром (например, Сим­фо­ния № 5 op. 67 Л. ван Бет­хо­ве­на, 12 этю­дов для фортепиано op. 25 Ф. Шо­пе­на). Пер­во­на­чаль­но (с конца XVI века) опус­ный но­мер про­став­лял­ся из­да­те­лем. Со вре­ме­нем ком­по­зи­то­ры, от­да­вая со­чи­не­ния в пе­чать, ста­ли са­ми при­сваи­вать сво­им со­чи­не­ни­ям опус­ные но­ме­ра. При из­да­нии со­чи­не­ний из не­опуб­ли­ко­ван­но­го на­сле­дия ком­по­зи­то­ра при­ме­ня­ет­ся латинское обо­зна­че­ние opus posthumum (буквально — по­смерт­ное со­чи­не­ние; сокращенно — op. posth.). Ес­ли пуб­ли­ка­ция со­чи­не­ний ком­по­зи­то­ра на­чи­на­ет­ся от­но­си­тель­но позд­но (например, на­сле­дия Ф. Шу­бер­та), опус­ные но­ме­ра мо­гут от­ра­жать по­ря­док из­да­ния, а не соз­да­ния со­чи­не­ний.

2) В музыкально-эс­те­тическом смыс­ле — тип во­пло­ще­ния ком­по­зи­тор­ской (ав­тор­ской) дея­тель­но­сти, сло­жив­ший­ся в Западной. Ев­ро­пе во вре­ме­на позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья и Воз­ро­ж­де­ния. То же, что музыкальное про­из­ве­де­ние как факт сво­бод­но­го ис­кус­ст­ва (в от­ли­чие от вне­лич­но­го ано­ним­но­го му­зи­ци­ро­ва­ния в древ­них и тра­диционных куль­ту­рах). Тер­мин «опус­ная му­зы­ка» (нем. Opusmusik) пред­ло­жен в 1970-х годах Х.Г. Эг­геб­рех­том. Основные при­зна­ки про­из­ве­де­ния опус­ной му­зы­ки: замк­ну­тость му­зы­каль­ной фор­мы, нот­ная фик­са­ция, ори­ен­ти­ро­ван­ность про­из­ве­де­ния на вы­пол­не­ние оп­ре­де­лён­ных при­клад­ных за­дач (пуб­ли­ка­ция, ис­пол­не­ние на специальной сце­не и другие). В рам­ках аван­гар­диз­ма соз­да­лись пред­по­сыл­ки для раз­ру­ше­ния опус­ной му­зы­ки, ко­то­рые в ус­ло­ви­ях по­стмо­дер­низ­ма при­ве­ли к ак­туа­ли­за­ции идеи от­кры­той фор­мы.

Источник

Читайте также:  Жили были для гитары для начинающих
Оцените статью