Орф ноты для детей

Орф ноты для детей

Список книг, составлен Лилией Аллаяровой (Казань):

17 мар 2018 в 6:13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для орф-педагога.

Когда я только начинала преподавать «по Орфу», я испытывала огромный недостаток материала, дифференцированного по возрастам и «разложенного по полочкам». Очень спасала практика — уроки и семинары орф-педагогов, где можно было почувствовать на себе эффект орф-подхода, и попытаться понять и передать детям его суть. Теперь я понимаю, почему было так сложно! Ведь орф-подход вмещает в себя очень много направлений!

1. Музыка. Чтобы стать орф-педагогом желательно играть на нескольких музыкальных инструментах, петь, знать много музыкальных стилей, не бояться ИМПРОВИЗИРОВАТЬ.
2. Движение. Желательно свободное владение телом, умение проживать и выражать различные состояния, их динамику, «жить ТАНЦУЯ».
3. Речь. Приветствуется хорошая артикуляция, АРТИСТИЗМ, знание основ сцен.движения, режиссуры.
4. Психофизиология. Необходимо знать ее основы, а также ЧУВСТВОВАТЬ, себя и других, чтобы не навредить.

Словами Дага Гудкина — путь орф-педагога — «путь длиною в жизнь».

Поэтому, список литературы у меня получился внушительный. Хотя, и он не полон — буду рада вашим добавлениям!

Думаю, что необходимо будет постепенно добавлять описание каждой книги и главное, где ее можно сейчас найти.
Итак, вот он:

1. Гудкин Д. Пой, играй, танцуй! Введение в Орф-педагогику. – Классика XXI. –М., 2013
2. Баренбойм Л.А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М., 1978.
3. Леонтьева О.Т. Карл Орф. – М.: Музыка, 1984.
4. Забурдяева Е., Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу. Выпуск I «Движение и речь». СПб.: Невская Нота, 2009.
5. Забурдяева Е., Карш Н., Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу. Выпуск II «Поем, танцуем, играем в оркестре». СПб.: Невская Нота, 2009.
6. Забурдяева Е., Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу. Выпуск III «Музыкальные композиции. Старинные танцы и джазовые мелодии». СПб.: Невская Нота, 2009.
7. Забурдяева Е., Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу. Выпуск IV «Детская и взрослая тетради: учебное пособие по элементарному музицированию на фортепиано». СПб.: Невская Нота, 2009.
8. Забурдяева Е., Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу. Выпуск V «Ритм: просто о сложном». СПб.: Невская Нота, 2012.
9. Жилин В.А. Орф-уроки. Челябинская область, село Варна, 1995.
10. Жилин В.А. Речевые упражнения. Екатеринбург, 1998
11. Жилин В.А. Музыка, движение, хайку. Екатеринбург,
12. Жилин В.А. Дразнилки: упражнения для голоса, блокфлейты и других ударных инструментов. Челябинск: MPI, 2012.
13. Галянт И.Г. Музыкальное развитие детей 2-7 лет: методическое пособие для специалистов ДОО. – М.: Просвещение, 2013 (есть в переиздании).
14. Галянт И.Г. Смешные человечки. Пальчиковые игры и игры с палочками для развития детского творчества: учебно-методическое пособие. Челябинск, 2010.
15. Галянт И.Г. Игры с голосом.
16. Галянт И.Г. Игры с музыкальными инструментами.
17. Виноградов Л.В. Развитие музыкальных способностей у ребенка. СПб.: 2009.
18. Виноградов Л.В. Коллективное музицирование. Спб, 2008.
19. Вестники Педагогического Общества Карла Орфа. – Челябинск.
20. Орф К. Музыка для детей: рус.версия: т.I; сост.: В.Жилин, О.Леонтьева; пер.с нем., сост., пер.стихов Г.Хохряковой. – Челябинск: MPI; Mainz : Schott, 2008.
21. Сафарова И.Э. Игры для организации пианистических движений. Екатеринбург, 1994.
22. Потехина Т.Е. Пример терапевтического эффекта ритмического самовыражения. Новосибирск, 2006.
23. Потехина Т.Е. Пара фраз на тему пеленания младенцев (статья)
24. Рокитянская Т. Воспитание звуком. Музыкальные занятия от 3 до 9 лет: методическое пособие. М., 2015.
25. Рокитянская Т. Блокфлейта. Обучение в группе. М., 1999.
26. Каноны круглого стола. Сост.: Е.Филимонова. Спб.
27. Русские народные песни и танцы: для голоса, блокфлейты и Орф-инструментов/ Обраб.В.Жилина. –Челябинск, 2004.
28. Ж.Бин, А.Оулдфилд. Волшебная

Источник

Шульверк / Schulwerk

В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа “Шульверк. Музыка для детей”.

Карл Орф Слово “Schulwerk”, понятное без перевода педагогам всего мира, было создано самим Орфом и обозначает “обучение в действии”. Главный принцип этой педагогики — “учимся, делая и творя” —позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования.

Орф почитаем во всем мире как композитор, предложивший практическую и осуществимую модель музицирования с детьми. Вся “теория” его концепции зафиксирована в нотах — небольших и полных очарования партитурах для пения, игры и танца с аккомпанементом орфовских инструментов. Каждая небольшая пьеса из Шульверка доступна в исполнении даже маленьким детям.

Источник

Шульверк. МЕтод К.Орфа
учебно-методический материал

Мастре-класс для воспитателей

Скачать:

Вложение Размер
master-klass._shulverk.metod_k.orfa_.docx 43.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Светлячок» р.п. Базарный Карабулак

Мастер –класс на тему:

«Шульверк». Метод Орфа»

Подготовила: музыкальный руководитель

«Шульверк». Метод Карла Орфа»

Музыкальное дошкольное образование, предложенное австрийским композитором Карлом Орфом, дает простой ответ: обучение музыке через игру. Его методика популярна сейчас более, чем в 40 странах мира, благодаря пятитомной антологии «Шульверк. Музыка для детей».

Карл Орф родился в 1885 году в музыкальной семье и все его детство прошло в окружении музыки. Партитуры, разыгранные в четыре руки по вечерам родителями одаренного малыша, не сыграли свою роль. Как признает Орф, «повсюду была музыка, которая влияла на меня, пусть я в младенчестве и не принимал непосредственного участия в семейных концертах».

В 5 лет Орф стал серьезно заниматься музыкальной грамотой и даже попробовал себя в роли композитора. После выпуска из Музыкальной Академии он становится дирижером в Мюнхене. В это же время его увлекают танцы, он изучает взаимосвязь музыки и движения. Так появляется музыкальная школа Гюнтершуле в Мюнхене – для молодых танцовщиков и музыкантов. Обучение в школе строится на синтезе искусств: пластики, ритмики и музыки. Вспоминая свое детство и годы обучения в Академии, Карл Орф пытается вывести аксиому «нескучной» музыки для детей.

В 60-х годах в Зальцбурге открывается Институт Карла Орфа, а после смерти композитора — Фонд Карла Орфа, который возглавит его жена. Фонд оказывает разнообразную помощь педагогам разных стран в обучении и спонсирует проведение семинаров.

Описание методики Карла Орфа

Школа Карла Орфа получила название Шульверк (от нем. «школа» и «работа», «творение»), а методика — «Музыка для детей». Основная идея заключается в том, что все дети, вне зависимости от таланта или предрасположенности к музыке, должны к ней приобщаться, раскрывать свой природный музыкальный потенциал.

Традиционное обучение игре на конкретном инструменте, по его мнению , сильно ограничивает ребенка, его страсть к импровизации. Детей, в противовес классическому подходу, нужно учить играть не на сложных инструментах, на освоение которых уйдут годы, а на простых, например:

  • ударные — ксилофон, металлофон, треугольники, цимбалы, колокольчики, маракасы,
  • и мелодические – блокфлейта.

Дети музыкальное дошкольное образование по Карлу Орфу воспринимают легко, потому что музыка через простые инструменты, незатейливые мелодии становится доступной. Дошкольное образование можно начинать уже с трех лет.

Классический подход: дети играют музыку.

Методика Карла Орфа: дети играют в музыку.

Каждая пьеса в пятитомной антологии – простая партитура, доступная даже маленьким детям. За основу материала Карл Орф южно-немецкий, французский, английский, датский, шведский фольклор. Мечтал Карл Орф включить и партитуры, основанные на русском фольклоре, но не успел.

Дети в Шульверке – это не статичные слушатели, а сокомпозиторы, сотворцы. Создавая Шульверк, Орф задумывал изобрести «игру в музыку», музыкальную игру-импровизацию, которая могла бы подготовить детей к дальнейшему музыкальному развитию и дать толчок творческому мышлению на годы вперед.

«Удобрения обогащают землю и позволяют зернам прорасти, и точно так же музыка

пробуждает в ребенке силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели» — так считал Карл Орф.

Основным предназначением Шульверка является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их талантов.

В названии орфовской антологии есть фраза «Музыка для детей». Это не случайно! Орф был против того, чтобы ограничивать музыкальный слух ребенка рамками классической музыки, мажорно-минорной гармонии. Он стремился показать, что музыка бывает разной — по ритму, по темпу, по настроению.

Воспитать открытый миру слух, восприимчивое ухо и сформировать вкус у ребенка — было его главной задачей. Музыка должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психическому развитию ребенка. Это не просто музыка, а музыка, связанная с движением и речью. Музыка с элементами театра, если попытаться выразить иначе. Например , дети по Орфу могут петь и одновременно изображать кошечку — потягиваться, лежать, или приплясывать, выкрикивать, звенеть инструментами. Детская элементарная музыка, считал Карл Орф, неразрывно связана с речью и движением, причем связана генетически. У любого народа есть потешки, заклички, попевки и т.д.

Орф мечтал, чтобы дети учились «играть в музыку», игры — импровизации призваны подготовить детей к дальнейшему музыкальному развитию. Он мечтал возвратить педагогов к гармоническому синтезу речи и движения как к истокам музыки, ее первоосновам. При этом, Орф хотел дать толчок фантазии педагога, чтобы тот в свою очередь показал малышне, что такое импровизация, как можно относится к музыке творчески.

По-особому выглядят отношения «педагог – дети» в видении Карла Орфа. Педагог — не авторитарный персонаж на уроке, он помогает детям раскрыться, он общается с детьми с помощью музыки. А кто будет оспаривать, что с помощью музыки и танца можно общаться? По Орфу, музыкальное воспитание — это не просто приобщение детей к исполнению. Дети должны не повторять, а создавать свою детскую элементарную музыку. Поэтому и конкретных уроков — рекомендаций в «Шульверке» вы не найдете. Выбор метода подачи музыки — в руках у учителя. Работа педагога, по Орфу, — это импровизация . Он может придумать вместе с детьми аккомпанемент из хлопков, звоночков к известной народной песенке, дать детям побренчать на инструментах. Дети обожают придумывать, творить, фантазировать, и подход Карла Орфа в этом смысле очень сродни природе ребенка.

Главные виды деятельности- движение и танец.

Движение – это источник любой человеческой деятельности и инструмент мышления. Присутствует на каждом Орф-занятии.

Танец — это организованное движение в пространстве-времени. Используется двух типов :

Как говорил Орф, «вначале был барабан». Ритм лежит в основе движения и в основе музыки, с него начинается любая традиционная культура. Ритм организует жизнедеятельность и мышление.

Каждый человек одарен голосом не только для говорения, но и для вокализирования. Звук голоса – это связь с душой. Голос – самый богатый возможностями инструмент, который всегда при нас. В бытовой речи мы используем ничтожную долю того, что может наш голос. На Орф-уроке – гораздо больше.

В быту смысл слова важнее, чем его звуки. Обычная речь – просто способ передачи закодированной информации. Однако в поэзии, традиционной культуре и культуре детей звуки слов, их ритм, не менее важны. Именно так их использует Орф-подход. Он переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. Слова становятся мантрами – вибрациями и ритмами, оказывающими воздействие на энергетику человеческого организма. На Орф-уроке используются три варианта речевого текста:

1) на родном языке

2) на языках других культур

3) на выдуманном языке

История, сказка, миф – нужны для завершения целостности процесса во времени. Без них невозможен никакой осмысленный цикл работы. На определенном этапе процесса все вышеперечисленные виды деятельности (ритм, движение и т.д.) нуждаются в сюжете, который бы их объединил в осмысленное целое.

Барабаны и ударные инструменты. Широко используются все существующие виды ударных – маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко.

Ксилофоны. Это — необходимый переходный этап между барабанами и сложными мелодическими инструментами.

Звучащие жесты . Это техника ритмической игры на собственном теле. Присутствует во многих культурах, в наибольшей степени у американских негров. Хлопки, щелчки, притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой.

Материалы, предметы. Шары, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любой предмет может быть использован на уроке: либо в качестве музыкального инструмента, либо для дополнительной организации движения (например, ленты), либо для создания образа (например, мыльные пузыри), и т.д.

Игра. Это язык, на котором говорят дети, способ самоорганизации, присущий детскому возрасту и традиционной культуре. Задав правила игры, учитель перестает быть диктатором, оставаясь просто в роли арбитра игры. Теперь не он организует процесс, а сама игра. Схватив ее правила, дети могут сами предлагать свои варианты ее развития, вступая таким образом в диалог с учителем.

Импровизация. Иными словами, организованная спонтанность. Легче получается у детей, чем у взрослых. Импровизация, экспериментирование, свободный разговор с телом, голосом, инструментом – начинают каждый новый учебный блок.

Выучивание, отработка. Как правило, следует за импровизацией – только после того, как ее возможности исчерпаны.

Спектакль-демонстрация. Вначале Орф-занятие — магическое действо, где все участники равно вовлечены и процесс важнее результата. В процессе работы над материалом (песней, танцем, сказкой, историей) разные виды деятельности объединяются вокруг сказки или истории. Возникает спектакль, театральное действо, предполагающее зрителей. Группа делится на несколько частей – одни показывают, другие смотрят.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие построено на развитии у детей чувства ритма, координации движений и совершенствовании певческих навыков.

Это тематическое музыкальное за нятие для старших дошкольников с использованием методов и приёмов немецкого композитора и музыканта Карпа Орфа. Это занятие будет интересно тем музыкальным .

Особую роль в музыкальном образовании ХХ столетия сыграла музыкально-педагогическая концепция К. Орфа. Результатом его музыкально-педагогической практики стал знаменитый «Шульверк» – уникальная ш.

Набор техник и приемов Орф-Шульверка настолько обширен, но при этом прост и доступен, что с его помощью закладываются основы музыкального воспитания, понимание музыки, как системы, и любовь к музыке, .

Набор техник и приемов Орф-Шульверка настолько обширен, но при этом прост и доступен, что с его помощью закладываются основы музыкального воспитания, понимание музыки, как системы, и любовь к музыке, .

Одной из целей музыкальных занятий детей является сохранение здоровья детей. Наиболее важно это при занятиях с дошкольниками, так как именно в этом возрасте происходит формирование личности человека, .

Инновационный подход к музыкальному образованию дошкольников.

Источник

Читайте также:  Для гитары нужен слухи
Оцените статью