«Мелодия из оперы “Орфей и Эвридика”»: ноты для фортепиано
На этой странице представлены ноты классического произведения Кристофа Виллибальда Глюка, известного как «Мелодия из оперы “Орфей и Эвридика”» . Ноты для фортепиано можно скачать бесплатно с нашего сайта в формате pdf чуть ниже. А пока мы предлагаем прослушать данное произведение и посмотреть видео с примером его исполнения на фортепиано.
Слушайте Мелодия — Louise Jones на Яндекс.Музыке
«Мелодия из оперы “Орфей и Эвридика”»: скачать бесплатно ноты для фортепиано
Нотный архив NotaDo.ru представляет ноты произведений Кристофа Виллибальда Глюка для фортепиано, гитары и других инструментов. Все ноты произведений этого композитора можно скачать абсолютно бесплатно с нашего сайта.
Кристоф Виллибальд фон Глюк (1714-1787) – немецкий композитор, один из крупнейших представителей музыкального классицизма. С именем Глюка связана реформа итальянской оперы-сериа и французской лирической трагедии во второй половине XVIII века. Кристоф Виллибальд Глюк был композитором преимущественно оперным, но точное количество принадлежащих ему опер не установлено: музыкальные энциклопедии называют цифру 107, при этом перечисляют только 46 документально подтвержденных произведений.
Источник
Мелодия (из оперы «Орфей и Эвридика»)
Во второй половине XVIII века в Париже началась война, вошедшая в историю искусства как война глюкистов и пиччинистов и превратившая французскую столицу в поле брани, не менее виртуозной, чем пассажи лучших теноров и баритонов. Причиной ее стала премьера реформаторской оперы Кристофа Глюка «Ифигения в Авлиде». На протяжении 5 лет сторонники реформы оперного жанра вели наступление на защитников старой французской и итальянской оперы, а те отстаивали свое право на привычную музыкальную «дрему» с упорством, в котором звучали гневные ноты разбуженного человека.
Примечательно, что маэстро прибыл в Париж совершать революцию в искусстве по приглашению Марии-Антуанетты. Другая революция — политическая будет стоить бывшей ученице кавалера Глюка головы. В отличие от своей ученицы немецкий композитор обладал феноменальным чутьем на новые идеи, что позволило ему в возрасте 50 лет создавать современные по смыслу и форме произведения.
Автор новой музыкальной драмы реформировал традиционные французские лирические трагедии и итальянские оперы-seria, те самые, что принесли ему европейскую славу и орден Золотой шпоры, врученный римским папой (с тех пор рыцарь классической музыки подписывался «Кавалер Глюк»).
Будущий кавалер Глюк родился в июле 1714 года в Баварии, в семье лесничего, поступившего на службу к графу Лобковицу в богемские угодья, когда Кристофу исполнилось 3 года. Так, с Богемии начались его долгие странствия, и менять страны и города он будет не раз, вбирая лучшее из европейских музыкальных школ и народных песенных традиций — но войдет в историю как представитель великой венской классической школы.
Свои главные 5 реформаторских шедевров Глюк напишет за четверть века, в то время как другие композиторы плодили оперы с кошачьей легкостью — старые добрые оперы-seria в декоративном стиле, где смысл заслонялся пышными костюмами и виртуозным пением.
Немецкий композитор тоже иногда брал официальные заказы, и все же материальная независимость позволяла ему посвящать основное время воплощению своих замыслов. Финансовую свободу мастер обрел, женившись на дочери богатого венского купца. Между Кристофом Глюком и Марианной Пергин была большая разница в возрасте — 18 лет, но еще больше было их чувство друг к другу, они не расставались ни дома, в Вене, ни на гастрольных поездках. В личной жизни автору театральных драм удалось обойтись без трагедий.
Победитель в 5-летней войне, кавалер Глюк не скрывал свой фирменный творческий рецепт: «Простота, правда и естественность — вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства»
Скачать ноты для фортепиано, чтобы убедиться в достоинствах творчества немецкого мастера, можно на Нотомании
Источник
Орфей — Популярные пьесы зарубежных композиторов
Ноты для фортепиано в pdf
Орфей
Альбом популярных пьес зарубежных композиторов
для фортепиано
редактор-составитель К. Сорокин
“Музыка”, 1988г.
номер 9062
(pdf, 19 Mb)
Домашнее музицирование с давних пор стало традицией в нашей стране. Русская интеллигенция не довольствовалась посещением оперных и балетных спектаклей и выступлений «славных виртуозов», преимущественно приезжавших из зарубежных стран. Наиболее состоятельные дворяне нередко содержали в своих обширных поместьях оперные и балетные труппы, в состав которых входили крепостные (трагической судьбе, порою выпадавшей на долю одаренных крепостных актеров и актрис, посвящен, например, известный рассказ Н. С. Лескова «Тупейный художник»). Инструментальная музыка была неотъемлемой частью усадебного и городского быта подавляющего большинства русской интеллигенции.
Игре на фортепиано и скрипке, пению обучались с детства, о чем мы знаем из многих воспоминаний, переписки и других материалов, рисующих нам картину этого быта. Музыка играла большую роль в жизни Пушкина. В доме его друга П. А. Вяземского постоянно устраивались концерты. Грибоедов был хорошим пианистом и сам писал недурные пьесы. Друзья великого нашего баснописца Ивана Андреевича Крылова, посещая его, часто выражали желание послушать его проникновенную игру на скрипке. Л. Н. Толстой целые часы проводил за фортепиано, играя подчас даже трудные сочинения Бетховена, Шопена и других композиторов. Но «искусством дивным» (так назвал музыку Пушкин) увлекались не только создатели нашей художественной культуры, а гораздо более широкие круги передовой интеллигенции, интересовавшиеся не только творчеством, но и жизнью музыкантов-исполнителей и композиторов. О таком интересе свидетельствует, например, изданная в Петербурге в 1831 году книга Д. Ф. Кушенова-Дмитревского «Лирический Музеум», где вслед за кратким очерком истории музыки были помещены биографии знаменитых композиторов, певцов и виртуозов-инструменталистов. Уже цена этой книги (10 рублей — деньги по тому времени громадные) показывает, что профессиональная музыка тогда была уделом немногих и что между нею и музыкой народною лежала такая же пропасть, как между помещиком и его крепостными.
В советскую эпоху грань эта стерлась, и все области художественной культуры, по слову В. И. Ленина, стали достоянием всенародным. Стремление к музыкальному искусству сказалось не только в расширении сети театров, концертных организаций, консерваторий и музыкальных училищ, но и в небывалом распространении различнейших форм домашнего музицирования.
Естественно, далеко не каждый любитель музыки в состоянии сколько-нибудь удовлетворительно исполнить сложные композиции великих композиторов прошлого и наших современников. Но если в семье или в каком-нибудь музыкальном кружке найдется пианист, овладевший хотя бы скромными профессиональными навыками, то он может доставить подлинно художественное удовлетворение слушателям, сыграв легкие пьесы или переложения сложных композиций, или, наконец, хотя бы их отдельные части. Выпускаемый ныне альбом «Орфей» составлен именно применительно к домашнему или клубному музицированию. В «Орфее» собраны нетрудные фортепианные пьесы крупнейших западноевропейских композиторов начиная с середины XVII и кончая последними десятилетиями XIX столетия, а также переложения из музыкальных драм Глюка, из Героической симфонии Бетховена и некоторых романсов. Опыт предыдущих сборников такого рода (например, «Лиры») показывает, что они получают широкое распространение, помогая отвечать непрерывно растущим потребностям нашего народа в приобщении к мировой музыкальной культуре.
Сведения о композиторах, произведения которых вошли в данный том, приводятся далее в сборнике..
- Люлли Ж.-Б. ЧЕТЫРЕ ПЬЕСЫ
- 1. Гавот
- 2. Ария
- 3. Куранта
- 4. Сарабанда
- Корелли А. ДВЕ ПЬЕСЫ
- 1. Сарабанда
- 2. Прелюдия
- Пёрселл Г. ТРИ ПЬЕСЫ
- 1. Матросский танец
- 2. Ария
- 3. Менуэт
- Куперсн Ф. ПЯТЬ ПЬЕС
- 1. Маленькие ветряные мельницы
- 2. Тамбурины
- 3. Невинность
- 4. Стыдливость
- 5. Пылкость
- Вивальди А. ЛАРГО
- Рамо Ж.-Ф. ЧЕТЫРЕ ПЬЕСЫ
- 1. Перекликание птиц
- 2. Ригодон
- 3. Менуэт
- 4. Жига
- Гендель Г. Ф. ШЕСТЬ ПЬЕС
- 1. Ария
- 2. Куранта
- 3. Сарабанда
- 4. Менуэт
- 5. Менуэт
- 6. Жига
- Бах И. С. СЕМЬ ПЬЕС
- 1. Прелюдия
- 2. Гавот
- 3. Бурре
- 4. Бурре
- 5. Менуэт
- 6. Гавот
- 7. Органная хоральная прелюдия
- Скарлатти Д. ПЯТЬ ПЬЕС
- 1. Менуэт
- 2. Менуэт
- 3. Гавот
- 4. Пастораль
- 5. Соната
- Глюк К.ДВЕ ПЬЕСЫ
- 1. Мелодия из оперы «Орфей»
- 2. Гавот нз оперы «Ифигения в Авлиде»
- Гайдн И. СЕМЬ ПЬЕС
- 1. Немецкий танец
- 2. Немецкий танец
- 3. Анданте грациозо ..
- 4. Аллегро
- 5. Анданте
- 6. Андантино
- 7. Менуэт
- Моцарт В. А. ПЯТЬ ПЬЕС
- 1. Фантазия
- 2. Турецкое рондо из сонаты № 11
- 3. Аллегретто
- 4. Адажио для стеклянной гармоники
- 5. Менуэт из сонаты № 4
- Бетховен Л. ПЯТЬ ПЬЕС
- 1. Контрданс
- 2. Немецкий танец
- 3. Менуэт
- 4. Багатель
- 5. Багатель
- Вебер К. М. ЧЕТЫРЕ ПЬЕСЫ
- 1. Оригинальный вальс..
- 2. Экосез
- 3. Экосез
- 4. Вальс
- Россини Д. БАГАТЕЛЬ
- Шуберт Ф. СЕМЬ ПЬЕС
- 1. Музыкальный момент..
- 2. Аллегретто
- 3. Немецкий танец
- 4. Лендлер
- 5. Печальный вальс
- 6. Военный марш
- 7. Серенада
- Мендельсон Ф. ДВЕ ПЕСНИ БЕЗ СЛОВ
- 1. Песня венецианского гондольера
- 2
- Шуман Р. ПЯТЬ ПЬЕС
- 1. Вальс
- 2. Вещая птица
- 3. Важное событие
- 4. Отчего?
- 5. Я не сержусь
- Шопен Ф. ПЯТЬ ПЬЕС
- 1. Ноктюрн
- 2. Прелюдия
- 3. Мазурка
- 4. Вальс
- 5. Полонез
Источник
Орфей глюк ноты вокал
Орфей и Эвридика
Опера в трех актах
Либретто Р. Кальзабиджи и де Молина
Сюжет заимствован из античного мифа.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Античный сюжет о преданной любви Орфея и Эвридики — один из самых распространенных в опере. До Глюка он был использован в произведениях Пери, Каччини, Монтеверди, Ланди и ряда второстепенных авторов. Глюк трактовал и воплотил его по-новому. Реформа Глюка, впервые осуществленная в «Орфее», была подготовлена многолетним опытом творчества, работы в крупнейших европейских театрах; богатое, гибкое мастерство, совершенствовавшееся десятилетиями, он смог поставить на службу своей идее создания возвышенной трагедии.
Горячего единомышленника композитор нашел в лице поэта Раньеро Кальзабиджи (1714—1795). Из многочисленных вариантов легенды об Орфее либреттист выбрал тот, что изложен в «Георгиках» Вергилия. В нем античные герои предстают в величавой и трогательной простоте, наделенные чувствами, доступными обычному смертному. В этом выборе сказался протест против ложного пафоса, риторики и вычурности феодально-дворянского искусства.
В первой редакции оперы, показанной 5 октября 1762 года в Вене, Глюк еще не вполне освободился от традиций парадных представлений — партия Орфея поручена альту-кастрату, введена декоративная роль Амура; концовка оперы, вопреки мифу, оказалась счастливой. Вторая редакция, показанная в Париже 2 августа 1774 года, значительно отличалась от первой. Текст был заново написан де Молиной. Выразительнее, естественнее стала партия Орфея; она была расширена и передана тенору. Сцена в аду заканчивалась музыкой финала из балета «Дон Жуан»; в музыку «блаженных теней» введено знаменитое соло флейты, известное в концертной практике как «Мелодия» Глюка.
В 1859 году опера Глюка была возобновлена Берлиозом. В роли Орфея выступила Полина Виардо. С этих пор существует традиция исполнения заглавной партии певицей.
СЮЖЕТ
В красивой уединенной роще из лавров и кипарисов — гробница Эвридики. Орфей оплакивает свою подругу. Пастухи и пастушки, сочувствуя ему, призывают дух умершей услышать стенания супруга. Они разжигают жертвенный огонь, украшают памятник цветами. Орфей просит оставить его наедине с грустными мыслями. Тщетно призывает он Эвридику — лишь эхо повторяет имя возлюбленной в долине, лесах, среди скал. Орфей умоляет богов вернуть ему возлюбленную или отнять у него жизнь.
Появляется Амур; он объявляет волю Зевса: Орфею разрешается сойти в ад, и если голос певца и звуки его лиры растрогают нечестивых, он вернется с Эвридикой. Лишь одно условие должен выполнить Орфей: не смотреть на супругу до тех пор, пока они не достигнут Земли, иначе Эвридика будет потеряна навсегда. Самоотверженная любовь Орфея готова выдержать все испытания.
Густой темный дым окутывает таинственную местность, временами освещаемую вспышками адского пламени. Фурии и подземные духи затевают дикую пляску. Появляется Орфей, играющий на лире. Духи стараются запугать его страшными видениями. Трижды взывает к ним Орфей, умоляя облегчить его страдания. Силой искусства певцу удается смягчить их. Духи признают себя побежденными и открывают Орфею дорогу в подземный мир.
Происходит чудесное превращение. Орфей попадает в Элизиум — прекрасное царство блаженных теней. Здесь он находит тень Эвридики. Ей чужды земные тревоги, мир и радость волшебной страны заворожили ее. Орфей поражен красотой пейзажа, чудесными звуками, пением птиц. Но счастлив он может быть только с Эвридикой. Не оборачиваясь, Орфей берет ее за руку и поспешно удаляется.
Вновь возникает мрачное ущелье с нависшими скалами, запутанными тропинками. Орфей торопится вывести из него Эвридику. Но возлюбленная огорчена и встревожена: супруг ни разу не взглянул на нее. Не охладел ли он к ней, не померкла ли ее красота? Упреки Эвридики причиняют Орфею нестерпимую душевную боль, но он не в силах ослушаться богов. Вновь и вновь Эвридика умоляет мужа обратить на нее свой взор. Для нее лучше умереть, чем жить нелюбимой. Отчаявшийся Орфей уступает ее просьбам. Он оглядывается, и Эвридика падает мертвой. Безутешному горю Орфея нет границ. Он готов поразить себя кинжалом, но Амур останавливает его. Супруг доказал свою верность, и по воле богов Эвридика вновь оживает.
Толпа пастухов и пастушек радостно приветствует героев, развлекая их пением и веселыми плясками. Орфей, Эвридика и Амур славят всепобеждающую силу любви и мудрость богов.
МУЗЫКА
«Орфей» справедливо считается шедевром музыкально-драматического гения Глюка. В этой опере впервые столь органично музыка подчинена драматическому развитию. Речитативы, арии, пантомимы, хоры, танцы полностью раскрывают свой смысл в связи с действием, разворачивающимся на сцене, и, сочетаясь, придают всему произведению поразительную стройность и стилистическое единство.
Увертюра оперы музыкально не связана с действием; согласно существовавшей традиции, она выдержана в живом движении, жизнерадостном характере.
Первый акт представляет собой монументальную траурную фреску. Величественно и печально звучание погребальных хоров. На их фоне возникают полные страстной скорби стенания Орфея. В сольном эпизоде Орфея с эхом трижды повторяется выразительная мелодия «Где ты, любовь моя», выдержанная в духе lamento (жалобных стенаний). Она прерывается драматическими призывными речитативами, которым, точно эхо, вторит оркестр за сценой. Две арии Амура (одна из них написана для парижской постановки) изящны, красивы, но мало связаны с драматической ситуацией. Игривой грацией пленяет вторая ария «Небес повеленье исполнить спеши», выдержанная в ритме менуэта. В конце акта наступает перелом. Заключительный речитатив и ария Орфея носят волевой стремительный характер, утверждая в нем героические черты.
Второй акт, наиболее новаторский по замыслу и воплощению, распадается на две контрастирующих части. В первой устрашающе грозно звучат хоры духов, исполняемые в унисон с тромбонами — инструментами, впервые введенными в оперный оркестр в парижской редакции «Орфея». Наряду с острыми гармониями, «фатальным» ритмом, впечатление жути призваны производить глиссандо оркестра, — изображающие лай Цербера. Стремительные пассажи, острые акценты сопровождают демонические пляски фурий. Всему этому противостоит нежная ария Орфея под аккомпанемент лиры (арфа и струнные за сценой) «Заклинаю, умоляю, сжальтесь, сжальтесь надо мной». Элегически окрашенная плавная мелодия становится все взволнованнее, активней, просьба певца настойчивее. Вторая половина акта выдержана в светлых пасторальных тонах. Свирельные наигрыши гобоя, тихое струящееся звучание скрипок, легкая прозрачная оркестровка передают настроение полной умиротворенности Выразительна меланхоличная мелодия флейты — одно из замечательных откровений музыкального гения Глюка.
Тревожная порывистая музыка вступления к третьему действию живописует мрачный фантастический пейзаж. Дуэт «Верь нежной страсти Орфея» получает напряженное драматическое развитие. Отчаяние Эвридики, ее волнение, горестные причитания переданы в арии «О жребий злосчастный». Скорбь Орфея, печаль одиночества запечатлены в известной арии «Потерял я Эвридику». Завершают оперу балетная сюита и ликующий хор, где солистами, чередуясь, выступают Орфей, Амур, Эвридика.
Исполнители:
Marilyn Horne, Filar Lorengar, Heien Donath.
Дирижёр: Sir Georg Solti
Формат: МР3 (128)
Объём: 96 Мб.
Файлы будут храниться до 21 ноября 2009 года, каждое скачивание файлов продлевает их срок хранения еще на 30 дней.
Источник