Балалайка, домра и аккордеон: Оркестр русских народных инструментов в лицах
Когда оркестр исполняет музыку, обычно все видят общую картину, не обращая внимания на детали. А ведь это десятки человек разной внешности и характера. Кто эти люди, как они выглядят и чем живут? Чтобы найти ответ на эти вопросы, корреспондент газеты «Новые округа» отправился в поселение Новофедоровское. Там 7 апреля выступил Оркестр русских народных инструментов города Видное. Коллектив отметил свое 70-летие.
Последние приготовления
Пять минут до начала. В зале на втором этаже Культурного центра «Яковлевское» уже собрались зрители. Все первые ряды заняты детьми. Это ученики Киевской школы искусств. Они приехали группой, специально, чтобы посмотреть на оркестр. Кто-то пришел целыми семьями провести выходной день вместе, а кто-то с подругами вспомнить музыкальное прошлое.
Владимир Глейхман дирижирует оркестру. Фото: Анна Шутова
— В молодости я тоже выступала в оркестре. Я училась в музыкальной школе и играла на домре, но не закончила. Это было 45 лет назад, — поделилась воспоминанием одна из зрительниц Ольга.
На последних рядах — молодые люди. Они пришли поддержать друзей. На сцене уже расставлены стулья. Все ждут.
Мне удается зайти в гримерку. Артисты готовы. Всем, кто когда-либо выступал на сцене, знакомо это томительное ожидание и легкое волнение перед выходом. В углу группой сбились молодые ребята. Они подшучивают между собой и терпеливо ждут начала. Мужчины постарше ходят из стороны в сторону с инструментами в руках. А в другой комнате — женская часть оркестра. На всех одинаковые народные сарафаны: бирюзовые, с золотыми вставками и тесьмой. Со стороны раздается звонкая, одинокая мелодия. Серьезная солистка репетирует партию. Женщины сидят на лавочке, улыбаются моему приходу и просят их сфотографировать.
Увидев в коридоре взрослого мужчину, в черном костюме и белой рубашке с бабочкой, все начали настойчиво подталкивать меня к нему. Это дирижер и художественный руководитель оркестра Владимир Глейхман.
Музыканты оркестра готовятся к выходу на сцену. Фото: Анна Шутова
— Вы что пойдете в этих туфлях? — спрашивает у него, шутя, одна из артисток и указывает на его непраздничную обувь.
— Валентина, зачем вы меня подставляете. Скажи вы мне на ухо, никто бы не заметил, — отвечает он ей.
Он переживает и постоянно выглядывает за дверь. Все должно быть четко и вовремя, как и в оркестре. Уже 16:15, а их еще не зовут.
Все собрались у выхода. Ведущая объявляет:
— Встречайте, Оркестр русских народных инструментов Владимира Глейхмана.
Виват оркестр!
Музыканты заняли свои места. Пытаюсь сосчитать: 27 человек. И это далеко не все. Владимир Глейхман поднимает руку. И начинается музыка.
Балалаечник оркестра Александр Растегин. Фото: Анна Шутова
Одна за другой звучат мелодии: «Светит месяц» Евгения Васильева, «Старый гобелен» Иосифа Тамарина, сочинения композитора Евгения Дербенко, музыка из кинофильмов «Жестокий романс» и «Кубанские казаки». А вы когда-нибудь слышали «Сегидилью» из оперы «Кармен» в исполнении русского народного оркестра? Или «Марш Радецкого» Иоганна Батиста Штрауса?
Мне захотелось узнать, кто скрывается за звуком старинных инструментов и создает эту волшебную атмосферу. Почему артисты пришли в оркестр, и к какому инструменту лежит их душа: балалайке, баяну или, может быть, трещоткам? Я начинаю вглядываться в лица.
Первыми вступают балалаечники. Их пальцы двигаются настолько быстро, что ты не можешь уловить их взглядом. Среди музыкантов — мужчина лет 65-ти. Он выглядит так, как я и представляла почему-то себе балалаечников: улыбчивый, добрый, похожий на персонажа детской сказки.
— Я много раз был в Татарстане и читал о нем. По-татарски «бала» — это дитя. Мне понравилась эта аналогия. Какая-то нежность. Мы же играем мягко, пальцами, а на домре звук получается жестче, — рассказал мне после концерта Александр Растегин.
Гости концерта слушают партию солистов. Фото: Анна Шутова
Балалайку подхватывает флейта, единственная в оркестре. Мальчик с краю ловко сменяет бубен на ксилофон, а потом на звонкий треугольник и колокольчики. Рядом на басовой домре играет молодая женщина. Она полностью отдается своему инструменту и будто ведет с ним диалог, не обращая внимания на происходящее вокруг. На лице легкая улыбка.
— Инструмент сам выбрал меня. Я привела в оркестр свою дочь, она с 11 лет играет на аккордеоне. А получилось так, что осталась сама. Я думала, что буду вязать, — поделилась Наталья Никонорова.
Сзади, на возвышении, сидят аккордеонисты. Они сосредоточены на нотах. Спокойно, но уверенно и с силой музыкант Вадим Головин нажимает на клавиши инструмента. В выражении его лица читается одновременно и доброта, и строгость. Он выступает в коллективе уже более 60 лет.
— Я играл, будучи и главой района, и секретарем райкома, и директором завода. В этом оркестре долгое время выступал мой отец, брат и сын Константин. Он композитор и солист. Сейчас мы готовим к поступлению моего восьмилетнего внука. Он играет на ударных. Оркестр — это наш не второй дом, а первый, — рассказал мне свою историю он.
В перерывах между музыкой Владимир Глейхман не перестает шутить и подбадривать публику: то уча ее хлопать под ритм, то садясь к гостям в зрительный зал.
— Нашему оркестру исполнилось 70 лет. У нас есть свои традиции, праздники и даже семейные династии, — сказал он с гордостью.
Непонятно откуда стали слышны хлопки. Это зазвучали трещотки, а за ними «запели» струны цимбалы. Звуки старинных русских инструментов слились в одну красивую мелодию.
Незаметно концерт подошел к концу. Прозвучала последняя композиция, и все зрители встали. Музыкантов и дирижера наградили аплодисментами и громкими «Браво!». Владимиру Глейхману вручили подарки и благодарственное письмо.
Дирижер Оркестра русских народный инструментов Владимир Глейхман. Фото: Анна Шутова
Оказалось, что у оркестра есть давняя традиция. На каждое выступление они берут с собой книгу отзывов. Это старая, уже потрепанная путешествиями и временем, зеленая тетрадка. Ей около 50-ти лет. Интересно, сколько же людей за эти годы побывали на их концертах? На страницах этой книги целая жизнь. Гости выстроились в очередь, чтобы оставить свои пожелания, я с ними. А оркестр попрощался, чтобы в понедельник снова начать репетиции. Простой и душевный балалаечник, строгий и уверенный аккордеонист, веселая и вдумчивая домристка, а вместе с ними и другие музыканты скрылись в гримерной. На улице их уже ждал автобус.
Источник
Оркестр. Инструменты симфонического оркестра
Разделы: Музыка
Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.
В зависимости от состава оркестры имеют различные, выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования:
- симфонический оркестр (большой и малый),
- камерный, оркестр народных инструментов,
- духовой,
- эстрадный,
- джазовый.
В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы:
I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
IV. Ударные:
а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке – “нитке”.
б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.
V. Клавишные: фортепиано, орган, клавесин, клавикорд.
VI. Добавочная группа: арфа.
Полное звучание оркестра называется “tutti” – (“все”).
Дирижёр – (от французского – “управлять, руководить”) осуществляет руководство коллективом музыкантов – исполнителей, ему принадлежит художественная трактовка произведения.
На пульте перед дирижёром лежит – партитура (полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов).
Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким.
Переложение оркестровой музыки для исполнителя на фортепиано называется клавиром.
Характеристика групп симфонического оркестра
Это инструменты, сходные по виду и окраске звука (тембру). Кроме того, звук у них извлекается смычком. Отсюда и название. Самый виртуозный и выразительный инструмент этой группы – скрипка. По звучанию она напоминает голос певца. Она отличается нежным, поющим тембром. Скрипке обычно поручают главную мелодию произведения. В оркестре есть I и II скрипки. Они играют разные партии.
Альт по виду напоминает скрипку, но по размеру он не много больше и имеет более приглушённый, матовый звук/
Виолончель можно назвать “большой скрипкой”. Этот инструмент не на плече, как скрипку или альт, а опирают на подставку, касающуюся пола. Звук виолончели низкий, но вместе с тем мягкий, бархатный, благородный.
Самый большой инструмент этой группы – контрабас. Играют на нём сидя, потому что он выше роста человека. Этот инструмент в качестве солирующего применяется редко. Звук его самый низкий, гудящий в этой группе.
Струнно-смычковая группа в оркестре является ведущей в оркестре. Она обладает огромными тембровыми и техническими возможностями.
II. Деревянные духовые
Для изготовления деревянных инструментов используется дерево. Духовыми они называются потому, что звук у них получается путём вдувания воздуха в инструмент.
Флейта (с итальянского означает – “ветер, дуновение”). Звук флейты – прозрачный, звонкий, холодный.
Певучим, насыщенным, тёплым, но несколько гнусавым звуком обладает гобой.
Разнообразным тембром обладает кларнет. Это качество позволяет ему исполнять драматические, лирические, скерцозные картины
Басовую партию исполняет фагот – инструмент с густым чуть хрипловатым, тембром.
Самый низкий фагот имеет название контрафагот.
Группа духовых деревянных инструментов широко применяется для зарисовки картин природы, лирических эпизодов.
III. Медные духовые
Для изготовления медно-духовых инструментов используются медные металлы (медь, латунь и др.).
Мощно и торжественно, блестяще и ярко в оркестре звучит вся группа медно-духовых инструментов.
Звонким “голосом” обладает труба. Громкий звук трубы слышен даже тогда, когда играет весь оркестр. Часто труба имеет солирующую партию.
Валторна (“лесной рог”) может звучать в пасторальной музыке.
В момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении, особенно драматического характера, наряду с трубами, играют тромбоны.
Самый низкий медно-духовой инструмент в оркестре – туба. Она часто звучит в сочетании с другими инструментами.
Задача ударных инструментов – усилить звучность оркестра, сделать её более красочной, показать выразительность и разнообразие ритма.
IV. Ударные инструменты
Это большая, пёстрая и разнохарактерная группа, которую объединяет общий способ извлечения звука – удар. То есть по своей природе они не являются мелодическими. Их главное назначение – подчёркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра и дополнять, украшать её различными эффектами. Постоянным участником оркестра являются только литавры. Начиная с XIX века ударная группа стала быстро пополнятся. Большой и малый барабаны, тарелки и треугольники, а затем и бубен, тамтам, колокольчики и колокола, ксилофон и челеста, виброфон. Но эти инструменты употреблялись лишь эпизодически.
V. Клавишные инструменты
Характерным признаком ряда инструментов является наличие белых и чёрных клавиш, которые называются в совокупности клавиатурой или у органа – мануалом.
Основные клавишные инструменты: орган (родственники – портатив, позитив), клавикорд (родственные – спинет в Италии и вёрджинел в Англии), клавесин, фортепиано (разновидности – рояль и пианино).
По источнику звука клавишные инструменты делятся на две группы. К первой группе относятся инструменты со струнами, ко второму принадлежат инструменты органного типа. Вместо струн они имеют трубы разнообразной формы.
Фортепиано – это инструмент, в котором с помощью молоточков извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Отсюда и название инструмента.
Тембр клавесина – серебристый, звук – негромкий, одинаковой силы.
Орган – самый большой музыкальный инструмент. Играют на нем, как и на фортепиано, нажимая клавиши. Всю переднюю часть органа украшали в старину тонкой художественной резьбой. Позади его – тысячи труб различной формы, и каждая имеет свой особый тембр. Следовательно, орган издаёт и самые высокие, и самые низкие звуки, которые только способно уловить человеческое ухо.
VI. Частым участником в симфоническом оркестре является струнно-щипковый инструмент – арфа, представляющий собой позолоченную раму с натянутыми струнами. Арфа обладает нежным, прозрачным тембром. Звучание её создаёт волшебный колорит.
Тембровые характеристики инструментов
Скрипка | Нежный, светлый, яркий, певучий, ясный, тёплый |
Альт | Матовый, мягкий |
Виолончель | Насыщенный, густой |
Контрабас | Глуховатый, суровый, мрачный, густой |
Флейта | Свистящий, холодный |
Гобой | Носовой, гнусавый |
Кларнет | Матовый, носовой |
Фагот | Сдавленный, густой |
Труба | Блестящий, яркий, светлый, металлический |
Валторна | Округлый, мягкий |
Тромбон | Металлический, резкий, мощный |
Туба | Суровый, густой, тяжёлый |
Виды оркестров
Оркестр русских народных инструментов
Состав такого оркестра включает основные группы:
- Струнные щипковые:
- домры, балалайки, гусли
- Духовые:
- свирель, жалейка, рожки владимирские
- Пневматические язычковые:
- баяны, гармоники
- Ударные инструменты:
- бубны и барабаны
- Дополнительные инструменты:
- флейта, гобой и их разновидности
Оркестр белорусских народных инструментов
Примерный состав:
- Струнные инструменты:
- гусли, скрипка, басетля
- Духовые инструменты:
- Свирель, жалейка, дуда, дудка, рог
- Ударные инструменты:
- бубны и цимбалы
- Баян – (или многотембровый, готововыборный баян) это язычковый, пневматический (“воздушный”) клавишный инструмент. Своё название он получил по имени дрене – русского легендарного певца – сказителя Баяна. Этот инструмент имеет с двух сторон кнопки, на которых с правой стоны исполнитель играет мелодию, а с левой – сопровождение, аккомпанемент.
В современном концертном исполнительстве наибольшее распространение получили баяны. Имеющие в левой клавиатуре специальные переключатели тембровых регистров, дающие возможность изменять тембр инструмента, изменять окраску звука.
Есть также электронные баяны, у которых неограниченная мощь звучания и очень большое количество тембровых красок. - Балалайка– родственница лютни, мандолины, гитары. Музыкальный символ русского народа. Это струнный щипковый инструмент. У неё деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натягивают струны. Звук извлекается ударом указательного пальца по всем струнам сразу или щипком. Существует несколько видов балалаек: пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас.
- Гармоника (гармонь, гармошка) – духовой музыкальный инструмент, получивший распространение во многих странах.
Она снабжена мехами и кнопочной клавиатурой. Характерная особенность инструмента: возможность изменения высоты звучания за счёт смены напряжения движения мехов.
Другой разновидностью гармоники является аккордеон. С одной стороны аккордеона находятся клавиши, как у фортепиано, на них играют мелодию, с другой – несколько рядов кнопок для сопровождения. При нажимании нескольких из них звучит целый аккорд. Отсюда и название аккордеон. - Домра – немного похожа на балалайку, только корпус у неё овальный, грушевидный, и струны настроены по квартам.
- Цимбалы– струнный ударный инструмент, представляет собой низкий ящик в форме трапеции или деревянную раму , над которой натянуты струны. Играют на инструменте при помощи палочек или молоточков. Нежное звучание цимбал по тембру напоминает звучание гуслей.
- Гитара – один из немногих музыкальных инструментов, на котором звук подготавливается и извлекается пальцами.
- Гусли – старинный русский струнно-щипковый инструмент.
Духовой оркестр – это коллектив музыкантов, играющий на различных духовых и ударных инструментах.
По своему составу инструменты современного духового оркестра делятся на малый медный оркестр, малый смешанный, средний смешанный и большой смешанный.
Основу малого медного оркестра составляют: корнеты, альты, тенора, баритоны, басы.
С присоединением к этой группе духовых деревянных (флейт, гобоев, кларнетов, саксофонов, фаготов), а также, труб, валторн, тромбонов и ударных инструментов, образуется малый смешанный, средний, большой смешанный составы.
В состав этого оркестра входят традиционные группы инструментов симфонического оркестра – духовые деревянные – валторны и струнные (скрипка, альт, виолончели).
Джазовый оркестр (джаз-бенд)
В состав данного оркестра входят трубы, кларнеты, тромбоны и “ритм – секция” (банджо, гитара, контрабас, ударные и фортепиано).
В работе были использованы материалы:
1. З.Осовицкая, А.Казаринова В мире музыки. Первый год обучения. М., “Музыка”, 1996.
2. М.Шоникова Музыкальная литература. Ростов-на-Дону, 2003.
3. Я.Островская, Л.Фролова Музыкальная литература в определениях и нотных примерах. СПб., 2004.
4. М.Ф. Музыкальное королевство. Минск, 2002.
Источник