Оркестр с аккордеоном балалайкой

Балалайка, домра и аккордеон: Оркестр русских народных инструментов в лицах

Когда оркестр исполняет музыку, обычно все видят общую картину, не обращая внимания на детали. А ведь это десятки человек разной внешности и характера. Кто эти люди, как они выглядят и чем живут? Чтобы найти ответ на эти вопросы, корреспондент газеты «Новые округа» отправился в поселение Новофедоровское. Там 7 апреля выступил Оркестр русских народных инструментов города Видное. Коллектив отметил свое 70-летие.

Последние приготовления

Пять минут до начала. В зале на втором этаже Культурного центра «Яковлевское» уже собрались зрители. Все первые ряды заняты детьми. Это ученики Киевской школы искусств. Они приехали группой, специально, чтобы посмотреть на оркестр. Кто-то пришел целыми семьями провести выходной день вместе, а кто-то с подругами вспомнить музыкальное прошлое.

Владимир Глейхман дирижирует оркестру. Фото: Анна Шутова

— В молодости я тоже выступала в оркестре. Я училась в музыкальной школе и играла на домре, но не закончила. Это было 45 лет назад, — поделилась воспоминанием одна из зрительниц Ольга.

На последних рядах — молодые люди. Они пришли поддержать друзей. На сцене уже расставлены стулья. Все ждут.

Мне удается зайти в гримерку. Артисты готовы. Всем, кто когда-либо выступал на сцене, знакомо это томительное ожидание и легкое волнение перед выходом. В углу группой сбились молодые ребята. Они подшучивают между собой и терпеливо ждут начала. Мужчины постарше ходят из стороны в сторону с инструментами в руках. А в другой комнате — женская часть оркестра. На всех одинаковые народные сарафаны: бирюзовые, с золотыми вставками и тесьмой. Со стороны раздается звонкая, одинокая мелодия. Серьезная солистка репетирует партию. Женщины сидят на лавочке, улыбаются моему приходу и просят их сфотографировать.

Читайте также:  Гитара washburn wpj5s b

Увидев в коридоре взрослого мужчину, в черном костюме и белой рубашке с бабочкой, все начали настойчиво подталкивать меня к нему. Это дирижер и художественный руководитель оркестра Владимир Глейхман.

Музыканты оркестра готовятся к выходу на сцену. Фото: Анна Шутова

— Вы что пойдете в этих туфлях? — спрашивает у него, шутя, одна из артисток и указывает на его непраздничную обувь.

— Валентина, зачем вы меня подставляете. Скажи вы мне на ухо, никто бы не заметил, — отвечает он ей.

Он переживает и постоянно выглядывает за дверь. Все должно быть четко и вовремя, как и в оркестре. Уже 16:15, а их еще не зовут.

Все собрались у выхода. Ведущая объявляет:

— Встречайте, Оркестр русских народных инструментов Владимира Глейхмана.

Виват оркестр!

Музыканты заняли свои места. Пытаюсь сосчитать: 27 человек. И это далеко не все. Владимир Глейхман поднимает руку. И начинается музыка.

Балалаечник оркестра Александр Растегин. Фото: Анна Шутова

Одна за другой звучат мелодии: «Светит месяц» Евгения Васильева, «Старый гобелен» Иосифа Тамарина, сочинения композитора Евгения Дербенко, музыка из кинофильмов «Жестокий романс» и «Кубанские казаки». А вы когда-нибудь слышали «Сегидилью» из оперы «Кармен» в исполнении русского народного оркестра? Или «Марш Радецкого» Иоганна Батиста Штрауса?

Мне захотелось узнать, кто скрывается за звуком старинных инструментов и создает эту волшебную атмосферу. Почему артисты пришли в оркестр, и к какому инструменту лежит их душа: балалайке, баяну или, может быть, трещоткам? Я начинаю вглядываться в лица.

Первыми вступают балалаечники. Их пальцы двигаются настолько быстро, что ты не можешь уловить их взглядом. Среди музыкантов — мужчина лет 65-ти. Он выглядит так, как я и представляла почему-то себе балалаечников: улыбчивый, добрый, похожий на персонажа детской сказки.

— Я много раз был в Татарстане и читал о нем. По-татарски «бала» — это дитя. Мне понравилась эта аналогия. Какая-то нежность. Мы же играем мягко, пальцами, а на домре звук получается жестче, — рассказал мне после концерта Александр Растегин.

Гости концерта слушают партию солистов. Фото: Анна Шутова

Балалайку подхватывает флейта, единственная в оркестре. Мальчик с краю ловко сменяет бубен на ксилофон, а потом на звонкий треугольник и колокольчики. Рядом на басовой домре играет молодая женщина. Она полностью отдается своему инструменту и будто ведет с ним диалог, не обращая внимания на происходящее вокруг. На лице легкая улыбка.

— Инструмент сам выбрал меня. Я привела в оркестр свою дочь, она с 11 лет играет на аккордеоне. А получилось так, что осталась сама. Я думала, что буду вязать, — поделилась Наталья Никонорова.

Сзади, на возвышении, сидят аккордеонисты. Они сосредоточены на нотах. Спокойно, но уверенно и с силой музыкант Вадим Головин нажимает на клавиши инструмента. В выражении его лица читается одновременно и доброта, и строгость. Он выступает в коллективе уже более 60 лет.

— Я играл, будучи и главой района, и секретарем райкома, и директором завода. В этом оркестре долгое время выступал мой отец, брат и сын Константин. Он композитор и солист. Сейчас мы готовим к поступлению моего восьмилетнего внука. Он играет на ударных. Оркестр — это наш не второй дом, а первый, — рассказал мне свою историю он.

В перерывах между музыкой Владимир Глейхман не перестает шутить и подбадривать публику: то уча ее хлопать под ритм, то садясь к гостям в зрительный зал.

— Нашему оркестру исполнилось 70 лет. У нас есть свои традиции, праздники и даже семейные династии, — сказал он с гордостью.

Непонятно откуда стали слышны хлопки. Это зазвучали трещотки, а за ними «запели» струны цимбалы. Звуки старинных русских инструментов слились в одну красивую мелодию.

Незаметно концерт подошел к концу. Прозвучала последняя композиция, и все зрители встали. Музыкантов и дирижера наградили аплодисментами и громкими «Браво!». Владимиру Глейхману вручили подарки и благодарственное письмо.

Дирижер Оркестра русских народный инструментов Владимир Глейхман. Фото: Анна Шутова

Оказалось, что у оркестра есть давняя традиция. На каждое выступление они берут с собой книгу отзывов. Это старая, уже потрепанная путешествиями и временем, зеленая тетрадка. Ей около 50-ти лет. Интересно, сколько же людей за эти годы побывали на их концертах? На страницах этой книги целая жизнь. Гости выстроились в очередь, чтобы оставить свои пожелания, я с ними. А оркестр попрощался, чтобы в понедельник снова начать репетиции. Простой и душевный балалаечник, строгий и уверенный аккордеонист, веселая и вдумчивая домристка, а вместе с ними и другие музыканты скрылись в гримерной. На улице их уже ждал автобус.

Источник

Оркестр. Инструменты симфонического оркестра

Разделы: Музыка

Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.

В зависимости от состава оркестры имеют различные, выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования:

  • симфонический оркестр (большой и малый),
  • камерный, оркестр народных инструментов,
  • духовой,
  • эстрадный,
  • джазовый.

В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы:

I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
IV. Ударные:

а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке “нитке”.
б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.

V. Клавишные: фортепиано, орган, клавесин, клавикорд.
VI. Добавочная группа: арфа.

Полное звучание оркестра называется “tutti” – (“все”).

Дирижёр – (от французского – “управлять, руководить”) осуществляет руководство коллективом музыкантов – исполнителей, ему принадлежит художественная трактовка произведения.

На пульте перед дирижёром лежит – партитура (полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов).

Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким.

Переложение оркестровой музыки для исполнителя на фортепиано называется клавиром.

Характеристика групп симфонического оркестра

Это инструменты, сходные по виду и окраске звука (тембру). Кроме того, звук у них извлекается смычком. Отсюда и название. Самый виртуозный и выразительный инструмент этой группы – скрипка. По звучанию она напоминает голос певца. Она отличается нежным, поющим тембром. Скрипке обычно поручают главную мелодию произведения. В оркестре есть I и II скрипки. Они играют разные партии.
Альт по виду напоминает скрипку, но по размеру он не много больше и имеет более приглушённый, матовый звук/
Виолончель можно назвать “большой скрипкой”. Этот инструмент не на плече, как скрипку или альт, а опирают на подставку, касающуюся пола. Звук виолончели низкий, но вместе с тем мягкий, бархатный, благородный.
Самый большой инструмент этой группы – контрабас. Играют на нём сидя, потому что он выше роста человека. Этот инструмент в качестве солирующего применяется редко. Звук его самый низкий, гудящий в этой группе.
Струнно-смычковая группа в оркестре является ведущей в оркестре. Она обладает огромными тембровыми и техническими возможностями.

II. Деревянные духовые

Для изготовления деревянных инструментов используется дерево. Духовыми они называются потому, что звук у них получается путём вдувания воздуха в инструмент.
Флейта (с итальянского означает – “ветер, дуновение”). Звук флейты – прозрачный, звонкий, холодный.
Певучим, насыщенным, тёплым, но несколько гнусавым звуком обладает гобой.
Разнообразным тембром обладает кларнет. Это качество позволяет ему исполнять драматические, лирические, скерцозные картины
Басовую партию исполняет фагот – инструмент с густым чуть хрипловатым, тембром.
Самый низкий фагот имеет название контрафагот.
Группа духовых деревянных инструментов широко применяется для зарисовки картин природы, лирических эпизодов.

III. Медные духовые

Для изготовления медно-духовых инструментов используются медные металлы (медь, латунь и др.).
Мощно и торжественно, блестяще и ярко в оркестре звучит вся группа медно-духовых инструментов.
Звонким “голосом” обладает труба. Громкий звук трубы слышен даже тогда, когда играет весь оркестр. Часто труба имеет солирующую партию.
Валторна (“лесной рог”) может звучать в пасторальной музыке.
В момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении, особенно драматического характера, наряду с трубами, играют тромбоны.
Самый низкий медно-духовой инструмент в оркестре – туба. Она часто звучит в сочетании с другими инструментами.

Задача ударных инструментов – усилить звучность оркестра, сделать её более красочной, показать выразительность и разнообразие ритма.

IV. Ударные инструменты

Это большая, пёстрая и разнохарактерная группа, которую объединяет общий способ извлечения звука – удар. То есть по своей природе они не являются мелодическими. Их главное назначение – подчёркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра и дополнять, украшать её различными эффектами. Постоянным участником оркестра являются только литавры. Начиная с XIX века ударная группа стала быстро пополнятся. Большой и малый барабаны, тарелки и треугольники, а затем и бубен, тамтам, колокольчики и колокола, ксилофон и челеста, виброфон. Но эти инструменты употреблялись лишь эпизодически.

V. Клавишные инструменты

Характерным признаком ряда инструментов является наличие белых и чёрных клавиш, которые называются в совокупности клавиатурой или у органа – мануалом.
Основные клавишные инструменты: орган (родственники – портатив, позитив), клавикорд (родственные – спинет в Италии и вёрджинел в Англии), клавесин, фортепиано (разновидности – рояль и пианино).
По источнику звука клавишные инструменты делятся на две группы. К первой группе относятся инструменты со струнами, ко второму принадлежат инструменты органного типа. Вместо струн они имеют трубы разнообразной формы.
Фортепиано – это инструмент, в котором с помощью молоточков извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Отсюда и название инструмента.
Тембр клавесина – серебристый, звук – негромкий, одинаковой силы.
Орган – самый большой музыкальный инструмент. Играют на нем, как и на фортепиано, нажимая клавиши. Всю переднюю часть органа украшали в старину тонкой художественной резьбой. Позади его – тысячи труб различной формы, и каждая имеет свой особый тембр. Следовательно, орган издаёт и самые высокие, и самые низкие звуки, которые только способно уловить человеческое ухо.

VI. Частым участником в симфоническом оркестре является струнно-щипковый инструмент – арфа, представляющий собой позолоченную раму с натянутыми струнами. Арфа обладает нежным, прозрачным тембром. Звучание её создаёт волшебный колорит.

Тембровые характеристики инструментов

Скрипка Нежный, светлый, яркий, певучий, ясный, тёплый
Альт Матовый, мягкий
Виолончель Насыщенный, густой
Контрабас Глуховатый, суровый, мрачный, густой
Флейта Свистящий, холодный
Гобой Носовой, гнусавый
Кларнет Матовый, носовой
Фагот Сдавленный, густой
Труба Блестящий, яркий, светлый, металлический
Валторна Округлый, мягкий
Тромбон Металлический, резкий, мощный
Туба Суровый, густой, тяжёлый

Виды оркестров

Оркестр русских народных инструментов

Состав такого оркестра включает основные группы:

  • Струнные щипковые:
    • домры, балалайки, гусли
  • Духовые:
    • свирель, жалейка, рожки владимирские
  • Пневматические язычковые:
    • баяны, гармоники
  • Ударные инструменты:
    • бубны и барабаны
  • Дополнительные инструменты:
    • флейта, гобой и их разновидности

Оркестр белорусских народных инструментов

Примерный состав:

  • Струнные инструменты:
    • гусли, скрипка, басетля
  • Духовые инструменты:
    • Свирель, жалейка, дуда, дудка, рог
  • Ударные инструменты:
    • бубны и цимбалы
  • Баян – (или многотембровый, готововыборный баян) это язычковый, пневматический (“воздушный”) клавишный инструмент. Своё название он получил по имени дрене – русского легендарного певца – сказителя Баяна. Этот инструмент имеет с двух сторон кнопки, на которых с правой стоны исполнитель играет мелодию, а с левой – сопровождение, аккомпанемент.
    В современном концертном исполнительстве наибольшее распространение получили баяны. Имеющие в левой клавиатуре специальные переключатели тембровых регистров, дающие возможность изменять тембр инструмента, изменять окраску звука.
    Есть также электронные баяны, у которых неограниченная мощь звучания и очень большое количество тембровых красок.
  • Балалайка– родственница лютни, мандолины, гитары. Музыкальный символ русского народа. Это струнный щипковый инструмент. У неё деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натягивают струны. Звук извлекается ударом указательного пальца по всем струнам сразу или щипком. Существует несколько видов балалаек: пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас.
  • Гармоника (гармонь, гармошка) – духовой музыкальный инструмент, получивший распространение во многих странах.
    Она снабжена мехами и кнопочной клавиатурой. Характерная особенность инструмента: возможность изменения высоты звучания за счёт смены напряжения движения мехов.
    Другой разновидностью гармоники является аккордеон. С одной стороны аккордеона находятся клавиши, как у фортепиано, на них играют мелодию, с другой – несколько рядов кнопок для сопровождения. При нажимании нескольких из них звучит целый аккорд. Отсюда и название аккордеон.
  • Домра – немного похожа на балалайку, только корпус у неё овальный, грушевидный, и струны настроены по квартам.
  • Цимбалы– струнный ударный инструмент, представляет собой низкий ящик в форме трапеции или деревянную раму , над которой натянуты струны. Играют на инструменте при помощи палочек или молоточков. Нежное звучание цимбал по тембру напоминает звучание гуслей.
  • Гитара – один из немногих музыкальных инструментов, на котором звук подготавливается и извлекается пальцами.
  • Гусли – старинный русский струнно-щипковый инструмент.

Духовой оркестр – это коллектив музыкантов, играющий на различных духовых и ударных инструментах.
По своему составу инструменты современного духового оркестра делятся на малый медный оркестр, малый смешанный, средний смешанный и большой смешанный.
Основу малого медного оркестра составляют: корнеты, альты, тенора, баритоны, басы.
С присоединением к этой группе духовых деревянных (флейт, гобоев, кларнетов, саксофонов, фаготов), а также, труб, валторн, тромбонов и ударных инструментов, образуется малый смешанный, средний, большой смешанный составы.

В состав этого оркестра входят традиционные группы инструментов симфонического оркестра – духовые деревянные – валторны и струнные (скрипка, альт, виолончели).

Джазовый оркестр (джаз-бенд)

В состав данного оркестра входят трубы, кларнеты, тромбоны и “ритм – секция” (банджо, гитара, контрабас, ударные и фортепиано).

В работе были использованы материалы:

1. З.Осовицкая, А.Казаринова В мире музыки. Первый год обучения. М., “Музыка”, 1996.
2. М.Шоникова Музыкальная литература. Ростов-на-Дону, 2003.
3. Я.Островская, Л.Фролова Музыкальная литература в определениях и нотных примерах. СПб., 2004.
4. М.Ф. Музыкальное королевство. Минск, 2002.

Источник

Оцените статью