- Санкт-Петербургский гитарный оркестр
- Записи сообщества Поиск Санкт-Петербургский гитарный оркестр запись закреплена Санкт-Петербургский гитарный оркестр запись закреплена С 21 по 24 апреля 2021 года, в Санкт-Петербурге пройдёт Восьмой Международный фестиваль «Магия Гитары». На первом концерте фестиваля выступят два наиболее интересных представителя нового поколения гитаристов – Вера Данилина (Нижний Новгород) и Евгений Козлов (Москва). Несмотря на молодой возраст, оба исполнителя обладают очень яркой индивидуальностью, виртуозной техникой и завораживающей энергетикой. Вера Данилина и Евгений Козлов – лауреаты конкурса «Магия Гитары» в 2020 году. Показать полностью. Вера Данилина, начав заниматься гитарой в 5 лет, уже в 16 поступила в консерваторию. Среди достижений юной гитаристки числятся победы на конкурсах в Португалии, Испании, Гонконге, США и России. Выступления Веры впечатляют своей темпераментностью, мощной сценической подачей и великолепным владением инструментом, неизменно производя на публику неизгладимое впечатление. Евгений Козлов уже завоевал любовь аудитории не только как исполнитель, но и как композитор. В активе молодого музыканта 9 первых премий на конкурсах исполнителей, серебряная медаль XVI молодёжных Дельфийских игр, а также премии на конкурсах композиторов. Евгений прекрасно ориентируется в самых разнообразных музыкальных стилях и жанрах, а его манера исполнения, отличается утонченностью и глубоким пониманием музыки, что делает его выступления увлекательными для любого слушателя, Концерт пройдёт 21-го апреля в 19:00 в Культурном Центре Елены Образцовой (Невский 65) Билеты скоро появятся в продаже! В сообщениях сообщества можете предварительно сделать бронь уже сейчас. Пишите vk.com/write-51856768 В первом отделении второго концерта выступит восходящая звезда российской гитарной сцены – Ирина Александрова (Москва). Талант Ирины получил признание на многих международных конкурсах, среди которых победа на конкурсе «Магия Гитары» в 2020 году. Её мастерство было высоко оценено мировыми звездами классической гитары, среди которых: Марчин Дылла, Аниелло Дезидерио, Антигони Гони, Андраш Чаки и другие. Получив образование в Москве, Ирина Александрова продолжила обучение в Бельгии, что позволило ей привнести в своё исполнение также и традиции европейской гитарной школы. Интерпретации Ирины всегда наполнены глубоким смыслом, а её манера игры завораживает и увлекает с первых нот. Во втором отделении на сцене появится Санкт-Петербургский гитарный оркестр. Этот, единственный в России профессиональный оркестр гитаристов, был основан в 2017 году художественным руководителем и дирижёром Анатолием Изотовым. За прошедшие годы коллектив успел завоевать любовь петербургской публики благодаря уникальному звучанию и высокому мастерству каждого артиста. Никколо Паганини и Франц Шуберт называли гитару маленьким оркестром. А руководитель СПБГО — Анатолий Изотов, довёл эту идею до совершенства, собрав настоящий большой оркестр, обладающий очаровывающим звучанием, в котором возможности каждой отдельной гитары раскрываются полностью, и создают удивительную звуковую палитру. Выступления оркестра неизменно собирают аншлаги, а иногда билеты заканчиваются за несколько дней до концерта. В программе будут представлены как переложения шедевров мировой академической музыки, так и оригинальные сочинения, большая часть которых написана специально для Санкт-Петербургского гитарного оркестра. Концерт пройдёт 22го апреля в 19-00 в Концертном Зале «Яани Кирик» (Декабристов 54А) Билеты скоро появятся в продаже! В сообщениях сообщества можете предварительно сделать бронь уже сейчас. Пишите vk.com/write-51856768 На заключительном концерте фестиваля выступит легенда российского гитарного мира, единственный гитарист, удостоенный звания «Национальное достояние России», исполнитель, композитор и аранжировщик – Сергей Руднев. Глубокая и искренняя любовь к русской культуре нашла выражение в создании огромного количества аранжировок народной музыки, которые очень быстро завоевали внимание исполнителей и слушателей по всему миру. Сергей Руднев написал более двухсот произведений для гитары, его сочинения и обработки издаются в России, Италии и США, а его книга «Как сократить время» переведена на несколько языков. В совершенстве владея шестиструнной и семиструнной гитарой, Сергей Руднев также свободно играет на многих инструментах, среди которых: флейта, баян, ударные, гусли, фортепиано, балалайка и другие. Обработки народной музыки представляют собой развернутые, программные картины-образы, вытекающие из внутреннего содержания народных тем. Авторские сочинения Сергея Руднева очень разнообразны, от произведений в русском стиле, до джазовых баллад и пьес в зажигательном стиле страйд. Его владение гитарой поражает воображение: обилие необычных приёмов игры, виртуозные пассажи, джазовый драйв – всё это неизменно приводит публику в восторг. А в сочетании с потрясающей сценической подачей и глубоко эмоциональным исполнением, создаёт незабываемое впечатление. Сегодня Сергея Руднева по праву можно считать живым классиком. Обогатив русское гитарное наследие своим многогранным творчеством, он убедительно доказал, что русская гитарная музыка – это часть общемировой музыкальной культуры, достойная уважения и изучения. Концерт пройдёт 24го апреля в 19-00 во дворце Белосельских-Белозерских (Невский 41) Билеты уже в продаже в кассе зала дворца Белосельских-Белозерских! Для консультации пишите vk.com/write-51856768 Все концерты пройдут с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований Роспотребнадзора. Источник История гитарного ансамбля В настоящее время во всем мире, будь то любители или профессионалы, гитаристы периодически собираются вместе, чтобы выступить в дуэте, трио или квартете, а также в более крупных составах. Исторически, разумеется, это не новое явление. Ансамблевая музыка для большинства музыкантов является и всегда была основным средством зарабатывания на жизнь. Социальные контексты музыки, начиная от танцевального зала и заканчивая религиозными церемониями, от королевского двора до салона, обычно всегда подразумевали несколько инструменталистов, выступающих вместе. Суть классической ансамблевой музыки заключалась в том, что она включала в себя инструменты различных тембров, от перкуссии до медного или тонкоголосого деревянного духового инструмента, с полным набором смычковых инструментов, заполняющих всю тесситуру. На протяжении веков композиторы расширяли свои ресурсы, чтобы сделать концертные залы великолепными соборами звука. История лютни и гитары происходила в несколько иной области — на частном собрании, в дворцовом будуаре, компактном салоне, маленьком концертном зале. В то время, когда профессиональные музыканты искали себе в качестве покровителя, например, аристократа, на низовом уровне были популярны щипковые струнные инструменты, особенно для сопровождения песен. К сожалению, столетия развития народной песни и импровизационной музыки сегодня доступны нам только в той мере, в какой их влияние было передано через тех композиторов, которые записывали свои композиции. Для лютни елизаветинской эпохи в Англии (вторая половина XVI — начало XVII века) сохранилось удивительно мало дуэтов. Например, это «Toy for two lutes» Томаса Робинсона (Thomas Robinson) или аранжировка Джона Доуленда (John Dowland) «My Lord Willoughby’s Welcome Home» для двух исполнителей на одной лютне. Важно отметить, что благодаря записям «Julian Bream Consort» мы имеем возможность услышать ансамбли XVI века, включающие лютневые партии. Книга Томаса Морли (Thomas Morley) «First Book of Consort Lessons» (1599/1611) антологизировала различных композиторов, которые написали великолепную музыку для «Broken Consort» — комбинации щипковых и смычковых инструментов с добавлением флейты. Эпоха композиторов барокко Франческо Корбетта (Francesco Corbetta), Франсуа де Визе (Francois de Visee), Гаспара Санза (Gaspar Sanz), Сантьяго-де-Мурсии (Santiago de Murcia ) и так далее не несёт никаких доказательств того, использовалась ли их музыка ансамблями. Но лютнист Пол О’Детт (Paul O’Dette) пишет, что «торжественные, строго сконструированные Фантазии 16-го века из репертуара виуэлы (испанская лютня) были заменены более экстравертированным стилем импровизационной танцевальной музыки на новой пятиструнной гитаре. Записи 17-го и 18-го веков в Испании часто описывают исполнения новых танцев на нескольких гитарах с кастаньетами или тамбуринами». Чтобы проиллюстрировать это, запись Пола О’Детта под названием «Jacaras» (на лейбле Harmonia Mundi) представляет музыку Сантьяго-де-Мурсии с барочными гитарами, арфой, псалтерионом и перкуссией, тем самым связывая опубликованные страницы исторических записей с концепциями танцевальных традиций. Начало аутентичных традиций гитарного исполнения в дуэтах, трио и квартетах мы находим в начале 19-го вка. Одним из первых был немецкий гитарист Кристиан Готтлиб Шайдлер (Christian Gottlieb Scheidler, 1747 — 1829), чья «Sonata in D» для двух гитар — условно популярный номер из этого репертуара. Братья Абреу (Abreu) сделали великолепную запись этой пьесы, которая доступна на YouTube. Рожденный 20 лет спустя после Шайдлера, австрийский гитарист Леонард фон Колл (Leonhard von Call, 1767 — 1815) писал пьесы для гитарных дуэтов и трио, а также музыку для гитары с комбинациями других инструментов. В то же время французский гитарист Антуан де л’Ойер (Antoine de l’Hoyer, 1768 — 1836) опубликовал произведения для двух гитар и «Trio Concertant for Three Guitars», Op. 29 (1817, Париж), а также «Air Varie et dialogue for Four Guitars». Последняя считается первой публикацией для гитарного квартета. Современники Антуана де л’Ойера, в частности Карулли (Carulli, 1770 — 1841), Сор (Sor, 1778 — 1839) и Джулиани (Giuliani, 1781 — 1829) создали не только сольный репертуар, но и отличные гитарные дуэты. Ансамблями являются «Serenade in A», Op. 96 и «Duo in G», Op. 34 Карулли, «L’Encouragement», Op. 34 Сора, а также «Variazioni concertante», Op. 130 Джулиани, записанные Джулианом Бримом (Julian Bream) и Джоном Вильямсом (John Williams). Эти маленькие шедевры можно услышать на альбоме лейбла RCA Victor «Together: The Ultimate Collection». Сор, как известно, играл свои дуэты с Агуадо (Aguado, 1784 — 1849), объединив вместе двух лучших исполнителей эпохи. Из того же поколения Антон Диабелли (Anton Diabelli, 1781 — 1858) создал много полезного педагогического материала для дуэтов, например «Variations on a Favorite Theme», Op. 57, «Grand Trio in F», Op. 62, «Grand Serenade for Two Guitars», Op. 100. Малоизвестной для многих классических гитаристов является музыка Марко Аурелио де Ферранти (Marco Aurelio de Ferranti, 1801-1878). Его «Concertante for two guitars», Op. 22, и «Polonaise Concertante for three guitars», Op. 27 указывают на высокий уровень развития, достигнутый инструментом в этом периоде. Продолжателем традиций ансамбля был Иоганн Каспар Мерц (Johann Kaspar Mertz, 1806 — 1856), который внес огромный вклад в гитарный дуэт, подняв его эмоциональный уровень. Музыка Мерца для двух гитар до недавнего времени пренебрегалась ведущими дуэтами. Может быть потому, что дуэты Мерца используют обычную гитару с нормальной мензурой и настройкой вместе с терц-гитарой, меньшим по размеру инструментом с более высокой настройкой. Йоханнес Мёллер (Johannes Moller) и Лаура Фратичелли (Laura Fraticelli) записали 13 дуэтов Мерца, в том числе глубоко трогательный «At the Grave of the Beloved», на их альбоме «Guitar Duets» на лейбле Naxos. В равной степени обычно пренебрегают тремя виртуозными дуэтами Наполеона Коста (Napoleon Coste, 1805 — 1883), который, согласно исследованиям Саймона Уинберга (Simon Wynberg), выступал в дуэте с Сором по крайней мере один раз и, возможно, писал дуэты, «вдохновлённые композициями Сора в этом жанре». «Grand Duo» можно услышать на YouTube в превосходном исполнении Юдикель Перро (Judicael Perroy) и Жереми Джув (Jeremy Jouve). Может показаться удивительным, что ведущий маэстро второй половины XIX века, Франциско Таррега (Francisco Tarrega, 1852 — 1909), не был увлечён сочинением для ансамбля. Однако он сделал маленький «Waltz for two guitars» и предложил аналогичную обработку для мазурки, известной как «Petit Minuet». С другой стороны, Таррега был трудолюбив в аранжировке классических произведений для двух гитар. Биография Тарреги, написанная Эмилио Пухолем (Emili Pujol), перечисляет работы в этой области над музыкой Бетховена (Beethoven), Бизе (Bizet), Бретона (Breton), Чапи (Chapi), Гуно (Gounod), Гайдна (Haydn), Мендельсона (Mendelssohn), Моцарта (Mozart) и Шуберта (Schubert); Всего 20 транскрипций. Этот прецедент, возможно, вдохновил двух выдающихся учеников Тарреги: Мигель Льобет (Miguel Llobet, 1878 — 1938) аранжировал для двух гитар произведения Агирре (Aguirre), Альбениса (Albeniz), Д’Акина (D’Aquin), Брамса (Brahms ), Чаварри (Chavarri), Фалья (Falla), Гранадоса (Granados), Мендельсона (Mendelssohn), Моцарта (Mozart), Рогатиса (Rogatis) и Чайковского; в то же время Эмилио Пухоль (1886 — 1980) сделал то же самое для произведений Альбениса (Albeniz), Бизе (Bizet), Броки (Broqua), Сервантеса (Cervantes), Круса (Cruz), Фалья (Falla), Гранадоса (Granados), Пуленка (Poulenc), Равеля (Ravel), Родриго (Rodrigo) и Вила-Лобоса (Villa-Lobos). Пухоль также транскрибировал менует Бизе из L’Arlesienne для трех гитар. Оба художника неизмеримо усилили привлекательность гитарного дуэта в начале 20-го века — Льобет в лице Марии Луизы Анидо (Maria Luisa Anido, 1907 — 1997) и Пухоль в лице его жены Матильды Куервас (Matilda Cuervas, 1888 — 1956), блеск их соответствующих записей остаётся без изменений. Гитарный дуэт как художественная ценность позже был увековечен дуэтом «Presti-Lagoya Duo», который повсеместно известен как несравненные пионеры в искусстве дуэта. Ида Прести (Ida Presti, 1924 — 1967) и ее муж Александр Лагойя (Alexandre Lagoya, 1929 — 1999) остаются лучшим историческим примером игры дуэтом, а многие их записи существуют, чтобы вдохновлять последующие поколения. В своем эссе «Генрих Альберт и первый гитарный квартет» (доступном в интернете) Аллан Моррис (Allan Morris) прослеживает историю гитарного квартета. Историк Фриц Буек (Fritz Buek) основал «Munich Guitar Quartet» в 1907 году, который стал первым в развитии инструмента. Исполнителями были Буек, Генрих Альберт (Heinrich Albert), Герман Ренш (Hermann Rensch) и Карл Керн (Karl Kern). Они решили потенциальную проблему звучания гитарного квартета — использования четырёх стандартных гитар — путём применения разнообразных инструментов. Так например, они использовали «Terz Bogengitarre» (настроенную на малую терцию выше обычной гитары, с резонансными струнами), «Lyra-Terzgitarre» (с 24 ладами и несколькими резонансными струнами), «Quintbassogitarre» (настроенную на квинту ниже обычной гитары) и «Wappenformgitarre» в форме большой мандолины. Они дали свой первый концерт в 1909 году в Мюнхене и продолжали в 1920-х годах. Когда Генрих Альберт покинул квартет, его место на первой терц-гитаре занял не кто иной, как Герман Хаузер (Hermann Hauser, 1882 — 1952), которому было суждено стать одним из величайших гитарных мастеров столетия. В 1960-е годы «Los Romeros» — Селедонио Ромеро (Celedonio Romero, 1913 — 1996) и его три сына, Селин (Celin), Пепе (Pepe) и Ангел (Angel) получили международную репутацию лучшего гитарного квартета (их часто называли «Королевская семья гитары»), и как замечательные сольные исполнители сами по себе. Как и «Presti-Lagoya Duo», «Los Romeros» установили стандарт технических и выразительных возможностей для своего жанра. Их многочисленные записи и прочная ассоциация с «Concierto Andaluz» Хоакина Родриго для четырех гитар позволяют выделить их из других квартетов той эпохи. (Родриго также писал пьесы для «Presti-Lagoya».) Одним из самых популярных и влиятельных современных ансамблей является «Los Angeles Guitar Quartet»: Недооценённой Золушкой гитарных ансамблей, похоже, является трио гитары. И всё же, выдающиеся трио-ансамбли создали себе хорошую музыкальную и концертную репутацию. Например, «Amsterdam Guitar Trio», чьи транскрипции «The Four Seasons» Вивальди и «Brandenburg Concertos» Баха , а также интерпретация «El Amor Brujo» Фальи являются изысканными и виртуозными. Работа гитарного трио в настоящее время развивается такими ансамблями, как «Mobius Trio», сформированным в 2010 году гитаристами Робертом Нэнсом (Robert Nance), Мейсоном Фишем (Mason Fish) и Мэтью Холмс-Линдером (Matthew Holmes-Linder), когда они учились в консерватории в Сан-Франциско. Они были названы Серджио Асадом (Sergio Assad) как «самый изобретательный и захватывающий молодой гитарный ансамбль сегодня». Их исполнения в 2016 году на International Guitar Research Centre Conference в университете Surrey в Англии специально подготовленных работ и музыки Равеля были захватывающими. Также следует упомянуть феномен гитарного оркестра, который приобрёл популярность в последние годы. В целом, большинство из них более интересны сами по себе, нежели чем для целей прослушивания. Репертуар часто предназначен для удовлетворения интересов любителей, и, хотя некоторые гитарные оркестры постоянно повышают уровень своей техники, пьесы, которые вы обычно слышите, подчёркивают участие, а не музыкальное совершенство. На протяжении многих лет гитаристы казались менее компетентными, чем другие инструменталисты при чтении с листа и ансамблевой деятельности, но предпринимаются усилия для исправления ситуации. Полностью профессиональный гитарный оркестр еще предстоит создать, и в конечном итоге такое предприятие будет осуществлено. Возможно, они начнут с чего-то вроде «Electric Counterpoint» Стива Райха (Steve Reich), который представляет собой веху в истории ансамбля гитары, где действительно был достигнут настоящий прорыв. Источник
- История гитарного ансамбля
Санкт-Петербургский гитарный оркестр
Санкт-Петербургский Гитарный Оркестр – первый в России профессиональный музыкальный коллектив, состоящий только из классических гитар. В составе оркестра лучшие гитаристы города, имеющие профессиональное образование, многие из которых являются лауреатами международных конкурсов.
Показать полностью.
Никколо Паганини и Франц Шуберт называли гитару маленьким оркестром. А руководитель СПБГО — Анатолий Изотов, довёл эту идею до совершенства, собрав настоящий большой оркестр, обладающий очаровывающим звучанием, в котором возможности каждой отдельной гитары раскрываются полностью, и создаёт удивительную звуковую палитру.
Репертуар оркестра состоит как из переложений шедевров мировой классики, написанных Вивальди, Боккерини, Франком, Дебюсии и пр., так и из оригинальных сочинений современных авторов.
Художественный руководитель и дирижер – Анатолий Изотов, концертмейстер оркестра — Данила Севостьянов.
- Записи сообщества
- Поиск
Санкт-Петербургский гитарный оркестр запись закреплена
Санкт-Петербургский гитарный оркестр запись закреплена
С 21 по 24 апреля 2021 года, в Санкт-Петербурге пройдёт Восьмой Международный фестиваль «Магия Гитары».
На первом концерте фестиваля выступят два наиболее интересных представителя нового поколения гитаристов – Вера Данилина (Нижний Новгород) и Евгений Козлов (Москва).
Несмотря на молодой возраст, оба исполнителя обладают очень яркой индивидуальностью, виртуозной техникой и завораживающей энергетикой. Вера Данилина и Евгений Козлов – лауреаты конкурса «Магия Гитары» в 2020 году.
Показать полностью.
Вера Данилина, начав заниматься гитарой в 5 лет, уже в 16 поступила в консерваторию. Среди достижений юной гитаристки числятся победы на конкурсах в Португалии, Испании, Гонконге, США и России. Выступления Веры впечатляют своей темпераментностью, мощной сценической подачей и великолепным владением инструментом, неизменно производя на публику неизгладимое впечатление.
Евгений Козлов уже завоевал любовь аудитории не только как исполнитель, но и как композитор. В активе молодого музыканта 9 первых премий на конкурсах исполнителей, серебряная медаль XVI молодёжных Дельфийских игр, а также премии на конкурсах композиторов. Евгений прекрасно ориентируется в самых разнообразных музыкальных стилях и жанрах, а его манера исполнения, отличается утонченностью и глубоким пониманием музыки, что делает его выступления увлекательными для любого слушателя,
Концерт пройдёт 21-го апреля в 19:00 в Культурном Центре Елены Образцовой (Невский 65)
Билеты скоро появятся в продаже! В сообщениях сообщества можете предварительно сделать бронь уже сейчас.
Пишите vk.com/write-51856768
В первом отделении второго концерта выступит восходящая звезда российской гитарной сцены – Ирина Александрова (Москва).
Талант Ирины получил признание на многих международных конкурсах, среди которых победа на конкурсе «Магия Гитары» в 2020 году.
Её мастерство было высоко оценено мировыми звездами классической гитары, среди которых: Марчин Дылла, Аниелло Дезидерио, Антигони Гони, Андраш Чаки и другие. Получив образование в Москве, Ирина Александрова продолжила обучение в Бельгии, что позволило ей привнести в своё исполнение также и традиции европейской гитарной школы. Интерпретации Ирины всегда наполнены глубоким смыслом, а её манера игры завораживает и увлекает с первых нот.
Во втором отделении на сцене появится Санкт-Петербургский гитарный оркестр.
Этот, единственный в России профессиональный оркестр гитаристов, был основан в 2017 году художественным руководителем и дирижёром Анатолием Изотовым.
За прошедшие годы коллектив успел завоевать любовь петербургской публики благодаря уникальному звучанию и высокому мастерству каждого артиста.
Никколо Паганини и Франц Шуберт называли гитару маленьким оркестром. А руководитель СПБГО — Анатолий Изотов, довёл эту идею до совершенства, собрав настоящий большой оркестр, обладающий очаровывающим звучанием, в котором возможности каждой отдельной гитары раскрываются полностью, и создают удивительную звуковую палитру.
Выступления оркестра неизменно собирают аншлаги, а иногда билеты заканчиваются за несколько дней до концерта.
В программе будут представлены как переложения шедевров мировой академической музыки, так и оригинальные сочинения, большая часть которых написана специально для Санкт-Петербургского гитарного оркестра.
Концерт пройдёт 22го апреля в 19-00 в Концертном Зале «Яани Кирик» (Декабристов 54А)
Билеты скоро появятся в продаже! В сообщениях сообщества можете предварительно сделать бронь уже сейчас.
Пишите vk.com/write-51856768
На заключительном концерте фестиваля выступит легенда российского гитарного мира, единственный гитарист, удостоенный звания «Национальное достояние России», исполнитель, композитор и аранжировщик – Сергей Руднев.
Глубокая и искренняя любовь к русской культуре нашла выражение в создании огромного количества аранжировок народной музыки, которые очень быстро завоевали внимание исполнителей и слушателей по всему миру.
Сергей Руднев написал более двухсот произведений для гитары, его сочинения и обработки издаются в России, Италии и США, а его книга «Как сократить время» переведена на несколько языков.
В совершенстве владея шестиструнной и семиструнной гитарой, Сергей Руднев также свободно играет на многих инструментах, среди которых: флейта, баян, ударные, гусли, фортепиано, балалайка и другие. Обработки народной музыки представляют собой развернутые, программные картины-образы, вытекающие из внутреннего содержания народных тем.
Авторские сочинения Сергея Руднева очень разнообразны, от произведений в русском стиле, до джазовых баллад и пьес в зажигательном стиле страйд.
Его владение гитарой поражает воображение: обилие необычных приёмов игры, виртуозные пассажи, джазовый драйв – всё это неизменно приводит публику в восторг. А в сочетании с потрясающей сценической подачей и глубоко эмоциональным исполнением, создаёт незабываемое впечатление.
Сегодня Сергея Руднева по праву можно считать живым классиком. Обогатив русское гитарное наследие своим многогранным творчеством, он убедительно доказал, что русская гитарная музыка – это часть общемировой музыкальной культуры, достойная уважения и изучения.
Концерт пройдёт 24го апреля в 19-00 во дворце Белосельских-Белозерских (Невский 41)
Билеты уже в продаже в кассе зала дворца Белосельских-Белозерских!
Для консультации пишите vk.com/write-51856768
Все концерты пройдут с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований Роспотребнадзора.
Источник
История гитарного ансамбля
В настоящее время во всем мире, будь то любители или профессионалы, гитаристы периодически собираются вместе, чтобы выступить в дуэте, трио или квартете, а также в более крупных составах. Исторически, разумеется, это не новое явление. Ансамблевая музыка для большинства музыкантов является и всегда была основным средством зарабатывания на жизнь. Социальные контексты музыки, начиная от танцевального зала и заканчивая религиозными церемониями, от королевского двора до салона, обычно всегда подразумевали несколько инструменталистов, выступающих вместе.
Суть классической ансамблевой музыки заключалась в том, что она включала в себя инструменты различных тембров, от перкуссии до медного или тонкоголосого деревянного духового инструмента, с полным набором смычковых инструментов, заполняющих всю тесситуру. На протяжении веков композиторы расширяли свои ресурсы, чтобы сделать концертные залы великолепными соборами звука.
История лютни и гитары происходила в несколько иной области — на частном собрании, в дворцовом будуаре, компактном салоне, маленьком концертном зале. В то время, когда профессиональные музыканты искали себе в качестве покровителя, например, аристократа, на низовом уровне были популярны щипковые струнные инструменты, особенно для сопровождения песен. К сожалению, столетия развития народной песни и импровизационной музыки сегодня доступны нам только в той мере, в какой их влияние было передано через тех композиторов, которые записывали свои композиции.
Для лютни елизаветинской эпохи в Англии (вторая половина XVI — начало XVII века) сохранилось удивительно мало дуэтов. Например, это «Toy for two lutes» Томаса Робинсона (Thomas Robinson) или аранжировка Джона Доуленда (John Dowland) «My Lord Willoughby’s Welcome Home» для двух исполнителей на одной лютне. Важно отметить, что благодаря записям «Julian Bream Consort» мы имеем возможность услышать ансамбли XVI века, включающие лютневые партии. Книга Томаса Морли (Thomas Morley) «First Book of Consort Lessons» (1599/1611) антологизировала различных композиторов, которые написали великолепную музыку для «Broken Consort» — комбинации щипковых и смычковых инструментов с добавлением флейты.
Эпоха композиторов барокко Франческо Корбетта (Francesco Corbetta), Франсуа де Визе (Francois de Visee), Гаспара Санза (Gaspar Sanz), Сантьяго-де-Мурсии (Santiago de Murcia ) и так далее не несёт никаких доказательств того, использовалась ли их музыка ансамблями. Но лютнист Пол О’Детт (Paul O’Dette) пишет, что «торжественные, строго сконструированные Фантазии 16-го века из репертуара виуэлы (испанская лютня) были заменены более экстравертированным стилем импровизационной танцевальной музыки на новой пятиструнной гитаре. Записи 17-го и 18-го веков в Испании часто описывают исполнения новых танцев на нескольких гитарах с кастаньетами или тамбуринами». Чтобы проиллюстрировать это, запись Пола О’Детта под названием «Jacaras» (на лейбле Harmonia Mundi) представляет музыку Сантьяго-де-Мурсии с барочными гитарами, арфой, псалтерионом и перкуссией, тем самым связывая опубликованные страницы исторических записей с концепциями танцевальных традиций.
Начало аутентичных традиций гитарного исполнения в дуэтах, трио и квартетах мы находим в начале 19-го вка. Одним из первых был немецкий гитарист Кристиан Готтлиб Шайдлер (Christian Gottlieb Scheidler, 1747 — 1829), чья «Sonata in D» для двух гитар — условно популярный номер из этого репертуара. Братья Абреу (Abreu) сделали великолепную запись этой пьесы, которая доступна на YouTube.
Рожденный 20 лет спустя после Шайдлера, австрийский гитарист Леонард фон Колл (Leonhard von Call, 1767 — 1815) писал пьесы для гитарных дуэтов и трио, а также музыку для гитары с комбинациями других инструментов. В то же время французский гитарист Антуан де л’Ойер (Antoine de l’Hoyer, 1768 — 1836) опубликовал произведения для двух гитар и «Trio Concertant for Three Guitars», Op. 29 (1817, Париж), а также «Air Varie et dialogue for Four Guitars». Последняя считается первой публикацией для гитарного квартета.
Современники Антуана де л’Ойера, в частности Карулли (Carulli, 1770 — 1841), Сор (Sor, 1778 — 1839) и Джулиани (Giuliani, 1781 — 1829) создали не только сольный репертуар, но и отличные гитарные дуэты. Ансамблями являются «Serenade in A», Op. 96 и «Duo in G», Op. 34 Карулли, «L’Encouragement», Op. 34 Сора, а также «Variazioni concertante», Op. 130 Джулиани, записанные Джулианом Бримом (Julian Bream) и Джоном Вильямсом (John Williams). Эти маленькие шедевры можно услышать на альбоме лейбла RCA Victor «Together: The Ultimate Collection». Сор, как известно, играл свои дуэты с Агуадо (Aguado, 1784 — 1849), объединив вместе двух лучших исполнителей эпохи.
Из того же поколения Антон Диабелли (Anton Diabelli, 1781 — 1858) создал много полезного педагогического материала для дуэтов, например «Variations on a Favorite Theme», Op. 57, «Grand Trio in F», Op. 62, «Grand Serenade for Two Guitars», Op. 100. Малоизвестной для многих классических гитаристов является музыка Марко Аурелио де Ферранти (Marco Aurelio de Ferranti, 1801-1878). Его «Concertante for two guitars», Op. 22, и «Polonaise Concertante for three guitars», Op. 27 указывают на высокий уровень развития, достигнутый инструментом в этом периоде.
Продолжателем традиций ансамбля был Иоганн Каспар Мерц (Johann Kaspar Mertz, 1806 — 1856), который внес огромный вклад в гитарный дуэт, подняв его эмоциональный уровень. Музыка Мерца для двух гитар до недавнего времени пренебрегалась ведущими дуэтами. Может быть потому, что дуэты Мерца используют обычную гитару с нормальной мензурой и настройкой вместе с терц-гитарой, меньшим по размеру инструментом с более высокой настройкой. Йоханнес Мёллер (Johannes Moller) и Лаура Фратичелли (Laura Fraticelli) записали 13 дуэтов Мерца, в том числе глубоко трогательный «At the Grave of the Beloved», на их альбоме «Guitar Duets» на лейбле Naxos.
В равной степени обычно пренебрегают тремя виртуозными дуэтами Наполеона Коста (Napoleon Coste, 1805 — 1883), который, согласно исследованиям Саймона Уинберга (Simon Wynberg), выступал в дуэте с Сором по крайней мере один раз и, возможно, писал дуэты, «вдохновлённые композициями Сора в этом жанре». «Grand Duo» можно услышать на YouTube в превосходном исполнении Юдикель Перро (Judicael Perroy) и Жереми Джув (Jeremy Jouve).
Может показаться удивительным, что ведущий маэстро второй половины XIX века, Франциско Таррега (Francisco Tarrega, 1852 — 1909), не был увлечён сочинением для ансамбля. Однако он сделал маленький «Waltz for two guitars» и предложил аналогичную обработку для мазурки, известной как «Petit Minuet». С другой стороны, Таррега был трудолюбив в аранжировке классических произведений для двух гитар. Биография Тарреги, написанная Эмилио Пухолем (Emili Pujol), перечисляет работы в этой области над музыкой Бетховена (Beethoven), Бизе (Bizet), Бретона (Breton), Чапи (Chapi), Гуно (Gounod), Гайдна (Haydn), Мендельсона (Mendelssohn), Моцарта (Mozart) и Шуберта (Schubert); Всего 20 транскрипций.
Этот прецедент, возможно, вдохновил двух выдающихся учеников Тарреги: Мигель Льобет (Miguel Llobet, 1878 — 1938) аранжировал для двух гитар произведения Агирре (Aguirre), Альбениса (Albeniz), Д’Акина (D’Aquin), Брамса (Brahms ), Чаварри (Chavarri), Фалья (Falla), Гранадоса (Granados), Мендельсона (Mendelssohn), Моцарта (Mozart), Рогатиса (Rogatis) и Чайковского; в то же время Эмилио Пухоль (1886 — 1980) сделал то же самое для произведений Альбениса (Albeniz), Бизе (Bizet), Броки (Broqua), Сервантеса (Cervantes), Круса (Cruz), Фалья (Falla), Гранадоса (Granados), Пуленка (Poulenc), Равеля (Ravel), Родриго (Rodrigo) и Вила-Лобоса (Villa-Lobos). Пухоль также транскрибировал менует Бизе из L’Arlesienne для трех гитар. Оба художника неизмеримо усилили привлекательность гитарного дуэта в начале 20-го века — Льобет в лице Марии Луизы Анидо (Maria Luisa Anido, 1907 — 1997) и Пухоль в лице его жены Матильды Куервас (Matilda Cuervas, 1888 — 1956), блеск их соответствующих записей остаётся без изменений. Гитарный дуэт как художественная ценность позже был увековечен дуэтом «Presti-Lagoya Duo», который повсеместно известен как несравненные пионеры в искусстве дуэта. Ида Прести (Ida Presti, 1924 — 1967) и ее муж Александр Лагойя (Alexandre Lagoya, 1929 — 1999) остаются лучшим историческим примером игры дуэтом, а многие их записи существуют, чтобы вдохновлять последующие поколения.
В своем эссе «Генрих Альберт и первый гитарный квартет» (доступном в интернете) Аллан Моррис (Allan Morris) прослеживает историю гитарного квартета. Историк Фриц Буек (Fritz Buek) основал «Munich Guitar Quartet» в 1907 году, который стал первым в развитии инструмента. Исполнителями были Буек, Генрих Альберт (Heinrich Albert), Герман Ренш (Hermann Rensch) и Карл Керн (Karl Kern). Они решили потенциальную проблему звучания гитарного квартета — использования четырёх стандартных гитар — путём применения разнообразных инструментов. Так например, они использовали «Terz Bogengitarre» (настроенную на малую терцию выше обычной гитары, с резонансными струнами), «Lyra-Terzgitarre» (с 24 ладами и несколькими резонансными струнами), «Quintbassogitarre» (настроенную на квинту ниже обычной гитары) и «Wappenformgitarre» в форме большой мандолины. Они дали свой первый концерт в 1909 году в Мюнхене и продолжали в 1920-х годах. Когда Генрих Альберт покинул квартет, его место на первой терц-гитаре занял не кто иной, как Герман Хаузер (Hermann Hauser, 1882 — 1952), которому было суждено стать одним из величайших гитарных мастеров столетия.
В 1960-е годы «Los Romeros» — Селедонио Ромеро (Celedonio Romero, 1913 — 1996) и его три сына, Селин (Celin), Пепе (Pepe) и Ангел (Angel) получили международную репутацию лучшего гитарного квартета (их часто называли «Королевская семья гитары»), и как замечательные сольные исполнители сами по себе. Как и «Presti-Lagoya Duo», «Los Romeros» установили стандарт технических и выразительных возможностей для своего жанра. Их многочисленные записи и прочная ассоциация с «Concierto Andaluz» Хоакина Родриго для четырех гитар позволяют выделить их из других квартетов той эпохи. (Родриго также писал пьесы для «Presti-Lagoya».)
Одним из самых популярных и влиятельных современных ансамблей является «Los Angeles Guitar Quartet»:
Недооценённой Золушкой гитарных ансамблей, похоже, является трио гитары. И всё же, выдающиеся трио-ансамбли создали себе хорошую музыкальную и концертную репутацию. Например, «Amsterdam Guitar Trio», чьи транскрипции «The Four Seasons» Вивальди и «Brandenburg Concertos» Баха , а также интерпретация «El Amor Brujo» Фальи являются изысканными и виртуозными. Работа гитарного трио в настоящее время развивается такими ансамблями, как «Mobius Trio», сформированным в 2010 году гитаристами Робертом Нэнсом (Robert Nance), Мейсоном Фишем (Mason Fish) и Мэтью Холмс-Линдером (Matthew Holmes-Linder), когда они учились в консерватории в Сан-Франциско. Они были названы Серджио Асадом (Sergio Assad) как «самый изобретательный и захватывающий молодой гитарный ансамбль сегодня». Их исполнения в 2016 году на International Guitar Research Centre Conference в университете Surrey в Англии специально подготовленных работ и музыки Равеля были захватывающими.
Также следует упомянуть феномен гитарного оркестра, который приобрёл популярность в последние годы. В целом, большинство из них более интересны сами по себе, нежели чем для целей прослушивания. Репертуар часто предназначен для удовлетворения интересов любителей, и, хотя некоторые гитарные оркестры постоянно повышают уровень своей техники, пьесы, которые вы обычно слышите, подчёркивают участие, а не музыкальное совершенство. На протяжении многих лет гитаристы казались менее компетентными, чем другие инструменталисты при чтении с листа и ансамблевой деятельности, но предпринимаются усилия для исправления ситуации.
Полностью профессиональный гитарный оркестр еще предстоит создать, и в конечном итоге такое предприятие будет осуществлено. Возможно, они начнут с чего-то вроде «Electric Counterpoint» Стива Райха (Steve Reich), который представляет собой веху в истории ансамбля гитары, где действительно был достигнут настоящий прорыв.
Источник