Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
Кур.С.Ив. ом
Сайт Курия Сергея Ивановича
Джоан Осборн (Joan Osborne) — история песни «One of Us» (1995)
Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»
На вопрос, кто такая Джоан Осборн (Joan Osborne), некоторые могут сказать, что это жена или дочка Оззи Осборна — «великого и ужасного» (конечно, это не так). Меломаны же с хорошей памятью обязательно ответят, что эта та самая кудряшка с пирсингом в носу, распевающая «Е-е-е!».
Не знаю, грустно это или нет, когда песня, написанная не тобой, написанная, мягко говоря, случайно и даже не планирующаяся к изданию, неожиданно становится твоим единственным широко известным хитом. Но именно так и произошло с композицией «One of us».
Сидел как-то композитор и продюсер Эрик Базилиан (Eric Bazilian) дома и смотрел со своей женой передачу о записи эпохального альбома БИТЛЗ «Сержант Пеппер…». Тут жена возьми, да спроси: «А покажи-ка мне, любимый, как это — записываться на четыре дорожки». Ну, почему бы не показать, если переносная портативная студия стоит рядышком. Взял Эрик Базилиан гитару, подключил, ударил по струнам, м постепенно стал вырисовываться некий несложный гитарный рифф.
А жена не успокаивается — «Теперь пой» — говорит. Что петь, Базилиан поначалу не понимал и начал терпеливо объяснять жене, что так у профессионалов не делается. Нужно, мол, «написать песню, обсудить концепцию, всё переделать и решить, что первый вариант был лучше…». Но жена не отступала, и Эрик начал петь первое, что приходило в голову. Постепенно текст оформился, и демонстрационная запись была готова.
«Это была, наверное, самая быстрая из моих песен, написанная, чтобы покрасоваться перед девушкой» — смеялся сам автор.
Решив, что добру пропадать негоже, Базилиан заявился на студию к своей подопечной Джоан Осборн, которая как раз записывала новый альбом.
Eric Bazilian.
Надо сказать, что по рождению девушка была совсем не Джоан, а Элизабет, но в первом классе она неожиданно решила, что хочет именоваться именно так.
Первый альбом Джоан издала самостоятельно, ее голос, превосходно поющий блюз-рок, оценили и заключили с ней контракт. Материал для второго альбома ей помогало писать несколько композиторов — в том числе и Базилиан…
Итак, Базилиан пришел на студию и показал свою, как он выразился «странную песню». Джоан вспоминает, что поначалу композиция была мрачной и печальной в духе Леонарда Коэна. Ее текст базировался на предположении: «А что, если Богом окажется одинокий незнакомец, который едет с тобой в автобусе?».
Один из Нас
(пер. Маришки Мироновой)
Если бы у Бога было имя, как бы оно звучало?
И смог бы ты обратиться к Нему по имени?
Если бы предстал перед Ним во всём его величии,
Что бы ты спросил, если бы мог задать только один вопрос?
Да, да, Бог всемогущ.
Да, да, Бог всеблаг.
Да, да, да-да-да.
А если бы Бог был одним из нас?
Грубияном, каких немало,
Незнакомцем, добирающимся до дома
На автобусе?
Если бы у Бога было лицо, каким бы оно было?
И захотел бы ты увидеть его, если бы это требовало от тебя
Веры в небеса,
В Спасителя, в святых и в пророков?
Да, да, Бог всемогущ.
Да, да, Бог всеблаг.
Да, да, да-да-да.
А если бы Бог был одним из нас?
Грубияном, каких немало,
Незнакомцем, добирающимся до дома
На автобусе?
Просто добирающимся до дома…
…Назад, на небеса, в полном одиночестве.
Нет, он никому не звонит по телефону.
Может, только Папе Римскому…
Да, да, Бог всемогущ.
Да, да, Бог всеблаг.
Да, да, да-да-да.
А если бы Бог был одним из нас?
Грубияном, каких немало,
Незнакомцем, добирающимся до дома
На автобусе?
Как священный перекати-поле,
…Назад, на небеса, в полном одиночестве….
Он просто добирается до дома…
Нет, он никому не звонит по телефону.
Может, только Папе Римскому…
Джоан Осборн:
«Продюсер услышал песню и сказал: «О! какая красивая песня! Джоан, почему бы тебе не попробовать спеть её?» Я была не против, но не хотела подавать песню в таком виде. Я постаралась привнести в песню более светлый оттенок, в высоком регистре. В итоге на альбоме появилась более нежная версия песни. Я представила себя ребёнком, спрашивающим: «А что если Бог – один из нас?», как обычно дети задают вопросы, на которые на самом деле нет ответов».
Кроме этого певица предварила песню веселым распевом из духовного госпела «Heaven’s Airplane» («Небесный самолёт»).
«One of us» была записана, но Джоан сомневалась — стоит ли ее включать в блюз-роковый альбом — очень уж она выбивалась из общей стилистики.
Как известно, песню в альбом включили, да еще издали на сингле. Сингл вышел 21 февраля 1995 года и быстро достиг 5-го места в США, а спустя год — и 1-го места в Британии. В итоге песня оказалась привлекательной «обманкой», ибо на альбоме «Relish» больше ничего похожего не было. Недаром следующие синглы “Right Hand Man” и “St.Teresa” подобного успеха не имели.
Зато людям незашоренным альбом доставил истинное удовольствие. Приведу о нем отрывок из статьи Павла Губарева, ибо лучше не скажешь.
«Послушайте хотя бы полпесни из альбома Джоан Осборн, о котором идёт речь в этом тексте, – и вы безошибочно определите его как «ну это хорошая музыка». Чёрт знает, почему. Да, там есть формальные «технические» признаки: это и хорошие мелодии, и великолепный голос, и качество записи, и исполнительское мастерство. Но такой музыки, в общем-то, пруд пруди. Сколько в мире сейчас джазовых и блюзовых певиц, которые выкладываются не меньше, чем Осборн? Но в этой пластинке есть что-то ещё, что в моём личном «хит-параде» ставит её вровень, скажем с «Томми» The Who. Речь не идёт об исторической значимости диска. Но это именно такая пластинка, которую хочется слушать и слушать – то запоем, то возвращаться изредка – но всегда с удовольствием».
Что до «One of us», то песня закономерно вызвала негативную реакцию со стороны Католической лиги религиозных и гражданских прав. Ее президент Вильям Донахью заявил, что «даже поклонники певицы видят в песне святотатство» и даже, что «песня совершенно намеренно подводит католиков к искушению».
Сам Базилиан оправдывался тем, что это всего лишь произведение искусства, а не религиозный трактат.
Эрик Базилиан:
«Это не религиозная песня. И я не религиозный человек. Я не пытаюсь никого заставить задуматься о чём либо. Это из тех песен, которые пишешь не ты, а которые пишут тебя. Я не намеренно написал песню, в которой есть слово «Бог», просто такие слова вылились из меня наружу».
Правда, в биографии Джоан Осборн любят писать, что она девушка религиозная, из католической семьи, и песни для нее, «как молитвы». Вот уж не знаю…
Человек, по-настоящему принадлежащий религиозной конфессии, прекрасно знает ответ на любимый вопрос иеговистов, и мгновенно назовет вам имя Бога — Иисус, Аллах, Кришна… Кроме того, по христианскому вероучению две тысячи с лишним лет назад Бог действительно был «одним из нас».
Плюс ко всему Джоан ничтоже сумняшеся исполнила пародию, написанную Бобом Риверсом на ее песню. Пародия носила название «What If God Smoked Cannabis» (Что если бог курил траву) и, как мне кажется, подобные шутки негоже петь истинно религиозным людям.
Пародия на тему «Что если бы бог курил траву, имел хайер и козлиную бородку и подписывался на «Роллинг Стоун»?:)
Но не будем заморачиваться на ортодоксальных вещах, «One of us» — действительно, не философский трактат, и перепевали песню многие.
Во-первых, Принц (ему даже приписывали авторство), сменивший строчку песни на «Если б он был рабом, как один из нас…» (певец пел о наболевшем, когда не мог разорвать кабальный контракт с компанией и в результате остался без своего сценического имени).
Звучала песня и в кинофильмах («Брюс Всемогущий», «Ванильное небо»), и в сериалах («Новая Жанна Д’Арк», «Хор»).
One of us — из к/ф «Vanilla Sky» (Ванильное небо)
Том Круз поет.
One Of Us — из сериала «Glee» («Хор»)
Поют ребята хорошо. Но всё про каких-то голубых. А мы то по Библии знаем — «голубых» Бог не любит. Вот бы узнать, почему?
Gregorian — One Of Us
У ГРЕГОРИАН все каверы хороши, и при этом несколько однообразны. Но этот хорал один из лучших.
Кроме того, на ее мелодию положили глаз аж два отечественных рэппера. У рэпперов это вообще любимая фишка — напевать на чужие фонограммы и сэмплы свои тексты. Так «One of us» стала основой песен «Кастинг» (БАСТА 3) и «Оффициальный Баттл» (Noize MC). И если версия БАСТЫ была обычным рэпперским прогоном и особо не впечатлила, то у Нойза получился отличный ироничный текст, во многом пародирующий религиозную тематику песни:
Это было давно, Касту еще не знали даже в пределах Ростова.
Вова тогда ещё не переехал в Москву из Молдовы.
Тогда ещё даже не было самого Кишинёва.
Не было ни грэндмастера флеша, ни диджея сто восьмого.
Но было слово. Я над водою носился словно овод.
Было холодно, темно, скучно и беспонтово.
Я сказал: «Да будет свет!», и, прикинь, прокатило!
В небе тот час запылало светило.
И понеслась, мне сразу в голову ударила власть.
Да будет то, да будет это, накреативился всласть.
Всю неделю пахал, как гастарбайтер, спать не ложась.
Только к воскресенью кое как улеглась пыль и грязь.
Если бы чёрт меня тогда не дёрнул напоследок в субботу,
сотворить Адама и Еву, сейчас бы не было бы заботы.
Теперь, как не стараюсь, не верят в меня эти сволочи.
Сижу вот и думаю, зачем сдавал трек на отборочный…
Рекомендую.
Автор: Сергей Курий
Источник
БОГОХУЛЬСТВО ИЛИ ХИТ? ИСТОРИЯ ПЕСНИ «ONE OF US»
В статье, вышедшей в понедельник , я говорил о пяти исполнителях, ставших заложниками одного хита. Изначально данная композиция и певица, её исполняющая, должны были войти туда, однако я подумал, что песня эта слишком крута и вполне может стать героиней отдельной статьи.
Так что, уважаемые читатели, прошу любить и жаловать Джоан Осборн и её хит «One of Us» .
Предыстория, название и текст
Как и многое прекрасное в искусстве, песня «One of Us» была написана случайно и во имя женщины. Гитарист Эрик Базилиан показывал принцип записи звука на четыре дорожки своей девушке, которая заинтересовалась этой темой после просмотра документального фильма о группе «The Beatles» (да, вездесущие «The Beatles» — много их стало на моём канале). Буквально за несколько часов, на коленке, Базилиан собрал гитарный рифф и мелодию воедино, а затем добавил текст, который озаглавил «One of Us», что, в контексте песни, логично было бы перевести как «Одним из нас»:
What if God was one of us?
(Что если бы Бог был одним из нас)
Just a slob like one of us
(Таким же неряхой, как один из нас)
Just a stranger on the bus
(Просто путник на автобусе)
Tryin’ to make his way home?
(Пытающийся попасть домой)
Как вы уже, должно быть, догадались, Базилиан не планировал отдавать свою песню какому-бы то ни было исполнителю. Тем более, он не думал об Осборн, с которой был знаком и даже работал.
Сама Джоан Осборн, девушка, воспитанная в католической семье и получившая образование в рамках Католической церкви, на тот момент со всеми своими песнями принадлежала лейблу Mercury Records , и готовила на нём свой дебютный альбом «Relish» . Многие песни, соответственно исполнительнице, крутились вокруг тем Бога, церкви и святых (скажем, открывался альбом композицией под названием «St. Teresa» ). И «божественная» песня Базилиана пришлась как раз кстати.
Музыка
По музыке, как и большинство композиций с альбома «Relish», «One of Us» тяготеет к поп-року с небольшой примесью фолка. Лично я очень хорошо представляю себе эту песню в исполнении, скажем, Боба Дилана . Эрик Базилиан исполнил на записи партии электрогитары и электропианино, а также затесался в бэк-вокале. Его коллега по «The Hooters» , Роб Хайман , исполнил партию ударных, бэк-вокала, а также подыграл на меллотроне — раннем электромеханическом клавишном инструменте, разработанном в начале 1960-х и генерирующем звук посредствам воспроизведения магнитофонных лент.
В альбомной версии композиции, в самом её начале, мы можем услышать первые четыре строчки песни «The Aeroplane Ride» , написанной 27 октября 1937 года американским фольклористом Аланом Ломаксом и его женой Элизабет для архива американской народной песни в Библиотеке Конгресса США (если интересно, расскажу об этом как-нибудь в следующий раз).
Обложка, чарты и реакция
Сингл с песней вышел 21 февраля 1995 года (был переиздан уже в конце года, 28 декабря). Под одной обложкой с «One of Us» увидела свет композиция «Dracula Moon» .
Говоря о приёме песни, хочется вспомнить цитату из интервью Эрика Базилиана:
«. она (Джоан) утвердительно сказала, что может спеть эту песню, и мы записали небольшое живое демо под гитарный аккомпанемент. Когда я сел в машину и вставил кассету, я сразу же начал репетировать речь, которую мы должны были произнести на „Грэмми“
И ведь как в воду глядел — песню действительно ждал большой успех.
Об этом нам говорят первые места в чартах Австрии, Бельгии и Канады, а также вторые — в чартах Чехии, Дании, Исландии и США, (в том числе — и престижнейшего Billboard ). По итогам продаж в Австралии и Норвегии сингл стал платиновым, а в Бельгии и Штатах — золотым.
Критики вознесли песню. В частности, обозреватель AllMusic Рох Паризьен назвал композицию «простым, прямолинейным высказыванием о вере, честным, без приукрашивания. « (c чем, как по мне, нельзя не согласиться). Также отмечали и гитарный рифф, который многим напомнил риффы Нила Янга — одного из известнейших кантри-фолк-рок-музыкантов.
Премию «Грэмми» за песню так, кстати, никто и не получил, и это несмотря на то, что она была выдвинута в трёх номинациях — «Песня года», «Запись года» и » Лучшее женское вокальное поп-исполнение» .
Музыкальное видео
Сами понимаете — ну не могло на такую популярную композицию не появиться классного музыкального видео. И оно появилось.
Клип был снят дуэтом Марка Селигера и Фреда Вудворда . Стилизованное под ретро видео, снятое на фоне едва ли не главного парка развлечений на Кони-Айленде, что в Бруклине, Нью-Йорк, как нельзя лучше дополнило эту композицию, от которой так и веет духом старой Америки.
Жизнь после.
Подобным хитам нужно много времени, чтобы выветриться из голов слушателей. Тем более когда к чисто «слушательскому» успеху прибавляется признание коллег по цеху и других деятелей искусства.
Сложно перечислить, в скольких фильмах, рекламах и ТВ-шоу была использована эта композиция за последние 25 лет. Среди них — кинофильмы «Ванильное небо» и «Брюс Всемогущий» , телесериалы «Хор» , «Люцифер» , «Детектив Раш» , «Убойный отдел» и «Новая Жанна д’Арк» .
Во всей шумихе и всеобщей любви к песне потонули даже различные недовольные выкрики, в том числе — и от особо богобоязненных граждан. Президент Католической лиги религиозных и гражданских прав — не имеющая отношения к Католической церкви организация по защите прав католиков — назвал хит богохульным и приравнял текст песни к «травле христианства».
Сам автор, Эрик Базилиан, объяснял посыл песни следующим образом:
Для меня эта песня, в большей степени, о том, что происходит с тобой, когда ты смотришь на нечто, совершенно изменившее твой взгляд на мир. Это может быть встреча с Богом. Это может быть встреча с инопланетянином. Это может быть пребывание на краю могилы В моем случае, это не религиозная вещь, и я не религиозный человек. Мои отношения с абсолютом очень сокровенные и личные. Я не пытаюсь убеждать кого-то менять точку зрения. Не ты пишешь такие песни – они пишут тебя.
На песню вышло несколько каверов. О двух самых интересных расскажу далее.
Одним из первых своё видение песни Осборн представила на своём альбоме «Emancipation» (1996 г.) легенда 80-х, певец Принц.
Немецкая вокальная группа с говорящим названием «Gregorian» (намёк на средневековые церковные т.н. «григорианские» хоралы) выпустила свою, весьма необычную версию хита Джоан Осборн в 2007-м году.
В 2007-м году песня стала 54-й в списке «Ста лучших песен 90-х» , а её исполнительница — десятой в списке «Сорока величайших артистов одного хита девяностых» . И это был приговор, о котором никто не просил. Тем не менее, он был вынесен, и с его справедливостью очень сложно поспорить: Джоан Осборн осталась в памяти публики исполнительницей одного, хоть и очень громкого хита. А жаль.
Надеюсь, вам понравилась эта статья! Быть может, ею я напомнил вам времена вашей молодости, а может быть — даже открыл для вас новую артистку и новую песню. Кто его знает.
Тем не менее, моя новая статья выйдет уже совсем скоро, а пока — приглашаю вас в комментарии, а также — в мои социальные сети !
Не прощаюсь.
Источник