Ц. Кюи — Ноты для хора, голоса
Сборники, песенники с нотами
для вокала, хора в pdf
Ц. Кюи
Майский день
песни и хоры для детей в сопровождении фортепиано
составитель В. Логинова
“Музыка”, 1978г.
номер 9777
ПОД ЛИПАМИ. Слова *
ОСЕНЬ. Слова А. Плещеева
МАЙСКИЙ ДЕНЬ. Слова А. Плещеева
ВЕРБОЧКИ. Слова О. Беляевской
ОМЫВШИСЬ НА ЗАРЕ. Слова С. Надсона
ЗАРЯ ЛЕНИВО ДОГОРАЕТ. Слова С. Надсона
ВЕСЕННЕЕ УТРО. Слова И. Белоусова
ВСЮДУ СНЕГ. Слова И. Белоусова
ПУСТЬ СМЯТЕНЬЯ И ГРОМА. Слова С. Надсона
ГРОЗА. Слова И. Белоусова
ЛАСТОЧКА. Слова И. Белоусова
ВЕРБЫ. Слова О. Беляевской
ДНИ ВЕСЕННИЕ. Слова О. Беляевской.
ПТИЦЫ. Слова О. Беляевской
Скачать ноты
Вокальная библиотека художественной самодеятельности
Ц. Кюи
Смеркалось
для высокого голоса в сопровождении фортепиано
слова А.К. Толстого
“Музыка”, 1964г.
номер м3164г
Известный русский композитор и музыкальный критик Цезарь Антонович КЮИ родился в 1835 году в г. Вильнюсе (б. Вильно), умер в 1918 году.
Учился Ц. Кюи в Петербурге. Он был не только музыкантом, но и ученым в области военно-инженерного дела.
Кюи сыграл значительную роль как выразитель идей «новой русской школы» и был поборником реалистического направления в музыке. Он был членом творческого кружка, известного под названием «Могучая кучка», куда входили также М. Балакирев, Н. Римский-Корсаков, М. Мусоргский, А. Бородин.
Значительную роль сыграл Кюи как музыкальный критик.
Композитором создано много опер, ряд фортепианных произведений, но главное место в его творчестве занимают романсы, их насчитывается около 250.
Романсам Кюи свойственно лирически-созерцательное настроение, большая поэтичность, изящество и легкость фактуры. Композитору чужд драматизм, он не увлекается изобразительностью, описательностью, но стремится выделить вокально-декламационное начало.
Романс «Смеркалось», написанный на слова А. Толстого, является одной из поэтических страниц в творчестве Кюи.
Мелодия написана в вокально-декламационной форме. При изучении романса певец должен хорошо вникнуть в литературный текст, ощутить логические акценты и ударения в словах. Для этого полезно продекламировать текст без музыки, но с выражением (так советовала своим ученикам великая русская певица А. В. Нежданова). После этого появится верное внутреннее движение и выразительность в пении, которая совпадает с авторскими динамическими указаниями.
Романс состоит как бы из двух частей. Первая оканчивается на словах «носился предо мной».
В фортепианной партии со второго такта первого эпизода появляется самостоятельная мелодия, которая напоминает звучание скрипки. Ее надо сыграть легким и светлым звуком на фоне выделяющегося баса. Повторяющаяся нота в среднем голосе должна быть «завуалированной». Это создает некоторую монотонность в настроении и словно выражает «засыпание» природы. Певец продолжает это настроение, рассказывая о поэтической картине, которая является фоном лирического воспоминания, составляющего основу романса.
В конце первого эпизода на слове «мной» — высокая нота у певца. Желательно «сфилировать» звук (то-есть постепенно уменьшить его силу до pianissimo) и снять звучание вместе с пианистом. Если дыхания не хватает, то можно взять его перед словами «предо мной», но сделать это надо выразительно, несколько шире, значительнее, чтобы художественно оправдать разрыв во фразе. Во втором эпизоде на слово «коса» приходится нота соль. Здесь звук должен быть более собранным, гласная «а» должна приближаться к «о» (в данной тональности).
В конце романса дважды повторяется фраза «в вечерний тихий час». В первый раз замедление должно быть почти незаметным, во всяком случае меньше, чем при повторении этой фразы. Также для большей выразительности нужно сделать портаменто. На слове «вечерний» и перед словом «тихий» взять дыхание, чтобы хорошо сфилировать ноту и сделать замедление (это все относится к повторению фразы).
В. Подольская
Скачать ноты
Источник
Природа и музыка: Осень
ПРИРОДА И МУЗЫКА
Осень
Самуил Майкапар. Осенью
Цезарь Кюи. Осень (на стихи А. Плещеева)
1-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать настроения музыки.
П е д а г о г. Каждое время года по-своему прекрасно. Осень радует нас красотой деревьев, полей, удивительными сочетаниями цветов: зелёный, жёлтый, оранжевый, красный, серый, бордовый. Богатство красок, их оттенков восхищает, удивляет нас.
Александр Сергеевич Пушкин очень любил осень. Он писал:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы…
Осенью природа словно затихает. Если весной всё приходит в движение — распускаются листья, бегут ручьи, слышится гомон птиц, то осенью природа как будто готовится к зимнему сну, кажется усталой, утомлённой. Деревья скидывают с себя листву. Листья, весной свежие, молодые, даже клейкие, за лето запылились, стали большими, тяжёлыми, начали опадать. Птицы покидают нас и летят в тёплые страны.
Когда смотришь на увядающую осеннюю природу, тебя охватывают разные чувства: и истома, нежность, удивление от любования красотой, и грусть от того, что прощаешься с летом, теплом, что красота осени уходит. Грустно смотреть на опавшие листья, оголившиеся деревья. Если сравнить время года с временем дня, то весна — это утро, ведь всё просыпается, приходит в движение, лето — это середина дня, а осень — сумерки, вечер, конец дня.
Сейчас я сыграю вам пьесу С. Майкапара «Осенью». Какое настроение передано в этой музыке? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Грустное, жалобное.
П е д а г о г. Да, музыка звучит тихо, жалобно, застыло, неторопливо. Природа словно замерла перед сном.
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл.
(Пьеса звучит повторно).
2-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать средства выразительности, изобразительность музыки.
П е д а г о г. Как называется эта пьеса? (Исполняет «Осенью» С. Майкапара.)
П е д а г о г. Да, а какое настроение выражено в музыке?
Д е т и. Грустное, нежное, накрапывает дождик.
П е д а г о г. Да, музыка печальная. Она изображает картину унылого осеннего пейзажа. Каждая фраза заканчивается остановкой, звучит неуверенно, тихо, грустно, удивлённо (исполняет фрагмент). А вот и дождь пошёл (исполняет фрагмент, 17-25-й такты). Вы услышали отрывистые, низкие, сумрачные звуки, напоминающие капли дождя. Он моросит себе тихонько и нагоняет тоску.
Мелодия пьесы напоминает русскую песню — привольную, печальную. В ней можно найти сходство и с колыбельной – она размеренная, неторопливая, спокойная, ласковая (исполняет фрагмент). В ней есть встречающиеся в колыбельных остановки, слышатся баюкающие интонации (исполняет 13-15-й такты).
Природа засыпает под лёгкие порывы ветра (играет 9-16-й такты), лениво, неярко светит солнце, шумит дождь. (Исполняет вторую половину пьесы.)
Замечательный русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет написал стихотворение, в котором передано созвучное этой музыке настроение тоски, уныния, рождённое картиной осени:
Осень
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали,
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится.
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад.
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь — поневоле
Тяжело, хоть плачь!
Смотришь — через поле
Перекати-поле
Прыгает как мяч.
(Пьеса звучит повторно).
3-е занятие
Программное содержание. Учить детей сравнивать произведения с похожими названиями, различать оттенки настроений, выразительные интонации.
П е д а г о г. Вам уже знакома пьеса С. Майкапара «Осенью». Это инструментальная музыка написана для фортепиано. Давайте сравним эту пьесу с вокальным произведением, написанным для голоса с аккомпанементом, имеющим похожее название — «Осень». Эта песня сочинена русским композитором Цезарем Антоновичем Кюи на стихи поэта А. Плещеева. Чем похожи эти произведения? (Исполняет пьесу и песню.)
Д е т и. Они грустные, печальные, жалобные.
П е д а г о г. Да, в обоих произведениях выражено чувство сожаления, грусти, вызванное картиной увядающей, унылой осени, как и в этом стихотворении Константина Константиновича Романова:
Последней стаи журавлей
Под небом крики прозвучали.
Сад облетел. Из-за ветвей
Сквозят безжизненные дали.
Давно скосили за рекой
Широкий луг, и сжаты нивы.
Роняя листья, над водой
Грустят задумчивые ивы.
В красе нетронутой своей
Лишь озимь зеленеет пышно,
Дразня подобьем вешних дней.
— Зима, зима ползёт неслышно!
П е д а г о г. А как меняется настроение в песне Ц. Кюи «Осень»? (Исполняет её.)
Д е т и. Сначала она тихая, печальная, потом звучит громче, с волнением.
П е д а г о г. В песне две части, два куплета. Начинается она вступлением. Мелодия в нём словно застыла, звучит на одной ноте. (Играет вступление.) Мелодия самой песни тоже словно притягивается к этому звуку, возвращается к нему, звучит монотонно, создаёт унылое настроение (исполняет фрагмент мелодии).
В этой песне слова очень тесно связаны с музыкой, мелодия откликается на каждое слово. В стихах и в музыке чувствуется уныние, грусть:
Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Аккомпанемент, как и мелодия, почти не движется, лишь нижние звуки (басы) сползают вниз (исполняет фрагмент аккомпанемента).
На слова «Вянет и желтеет травка на лугах» мелодия поднимается вверх и грустно поникает, словно и впрямь изображает вянущую травку. (Исполняет 13-16-й такты.) На слова «Только зеленеет» появляются «свежие» гармонические звучания (исполняет фрагмент).
Второй куплет песни более взволнованный, трепетный, беспокойный. Музыка очень красива! (Исполняет фрагмент.) Мелодия снова кружится вокруг одного звука, но теперь она поднимается выше, становится взволнованнее. На слова «Зашумели воды быстрого ручья» мелодия поднимается высоко, а сопровождение становится ярким, бурным, встревоженным (исполняет фрагмент). Это самое напряжённое звучание в песне — её кульминация. После неё музыка опять успокаивается, становится унылой, грустной, поникает, звучит с сожалением (исполняет окончание песни).
В пьесе «Осенью» С. Майкапара настроение музыки почти не меняется. Пьеса звучит печально, тоскливо. (Исполняются оба произведения.)
Нарисуйте дома картины осенней природы, которые представились вам, когда вы слушали музыку. (На занятии могут быть использованы репродукции картин осенних пейзажей, перекликающиеся по настроению со звучащей музыкой и контрастные ей.)
Рекомендации по исполнению
С. Майкапар. Осенью. Печальный, заунывный характер пьесы создаётся спокойным темпом, певучей мелодией, мерным ритмом. Важно услышать движение мелодии к вершинам и линию басов, что поможет объединить фразы, избежать статичности исполнения. Темп не должен быть медленным. Счёт на две доли, а не на четыре, помогает играть с ощущением движения. Необходимо слышать гармоническую красочность. Во второй половине пьесы звуки мелодии в басу изображают дождик, звучат тревожно, сумрачно. Мелодию в правой руке важно объединить фразировкой. Педаль, в начале пьесы запаздывающая, во второй части почти отсутствует.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация — 14 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Кюи. Осень, в исполнении младшего хора ДШИ при колледже Московской консерватории, mp3;
Майкапар. Осенью, в фортепианном исполнении Елены Филоновой, mp3;
3. Сопроводительная статья — конспект занятий, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.
Источник
Осень наступила ноты кюи
Русская народная песня, обработка А.Луканина Казачья колыбельная pdf
Русская народная песня, Как за речкою pdf
Русская народная песня, Как по лугу, лугу (канон) pdf
Русская народная песня, Как по морю, морю pdf
Русская народная песня, Как по морю синему pdf
Русская народная песня, Как у нас во садочке pdf
Русская народная песня, Как у нас-то козёл pdf
Русская народная песня, Как у наших у ворот pdf
Н.Афанасьев, хоровая редакция А.Луканина, Калистрат pdf
Норвежская народная песня, Камертон pdf
В.Одоевский, М.Вильегорский, Канон Глинке pdf
В.А.Моцарт, Когда сияет солнце утром (терцет из оперы «Волшебная флейта») pdf
Французский канон, Ко-ко-да pdf
Русская народная песня, гармонизация А.Новикова Колодники pdf
Русская народная песня, Колыбельная pdf
Русская народная песня, Комарочек pdf
Норвежская народная песня, Коричневый орех pdf
В.Самарин, Когда тебя родная мать. (из цикла «Несколько вредных советов») pdf
Польская народная песня, Кукушка pdf
Русская народная песня, Лён зеленой (обработка М.Анцева) pdf
Русская народная песня, Лён зеленой (канцонетта, обработка И.Пономарькова) pdf
Русская народная песня, Лён мой, лён pdf
Русская народная песня, Лучинушка pdf
Старинная детская песня, Лягушка pdf
Ф.Шуберт, Мельник (В путь) переложение для хора С.Благообразова pdf
Немецкая народная песня, Милый Генрих pdf
Русская народная песня, Милый мой хоровод pdf
Д.Бортнянский, Многая лета (переложение Н.Авериной) pdf
Источник