Осенняя песнь ноты для фортепиано

Времена года – Октябрь. Осенняя песня

«Мне кажется, что я действительно одарён свойством правдивым искренно и просто выражать музыкой те чувства, настроения и образы, на которые наводят текст. В этом смысле я реалист и коренной русский человек» — это слова знаменитого композитора России Петра Ильича Чайковского.

Первые уроки нотной грамоты маленький Петр получил от своей матери. Затем учился в классах музыкального общества, преобразованных в Петербургскую консерваторию. По окончании учёбы Чайковский приглашён преподавать Н. Рубинштейном в открывшуюся Московскую консерваторию. В Москве укрепляется авторитет композитора, издаются и исполняются его произведения, ставшие первыми в русской музыке классическими образцами разных жанров – симфонии, фортепианного концерта, балета, и др.

Лирико-психологическая, драматическая направленность творчества Чайковского особенно проявилась в симфонической увертюре по Шекспиру «Буря» и «Ромео и Джульетта», а также «Франческа да Римини» по Данте. Он обращается и к жанру оперы. Лирические сцены «Евгения Онегина» по Пушкину и Четвёртая симфония стали завершением Московского периода творчества.

Читайте также:  Инструменты для ремонта грифа гитары

Примечательно, что время написания «Евгения Онегина» совпадает с его кратковременным супружеством. И оперу композитор, несмотря на бурные протесты критиков, заканчивает единением влюбленных, ведь во время ее написания, получено письмо-признание от будущей супруги Антонины Ивановны Милюковой. После развода, тем не менее, редактирует оперу, завершая ее по Пушкину.

Благодаря многолетней финансовой и моральной поддержке поклонницы таланта фон Мекк – он смог оставить преподавательскую деятельность в консерватории и всецело отдаться сочинительству. Начало 80-х гг (в эти годы композитор пребывал за границей) ознаменовано созданием опер по Ф. Шиллеру «Орлеанская Дева», «Мазепа» по Пушкину, Скрипичного концерта и др. Ширится мировая слава Чайковского. Среди почитателей его музыки – Григ, Дворжак, Сен-Санс, Малер и др. С 1885 г. Чайковский живёт в окрестностях Клина, где создаёт оперы «Чародейка», «Пиковая дама» по Пушкину, «Иоланта». В «Иоланте» композитор раскрывает философскую мысль о том, что не существует для человека того, о чем он не знает. Слепая девушка думает, что не существует мира зрячих. И только любовь открывает ей истину.

Там же написаны балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», Пятая и Шестая («Патетическая») симфонии, вскоре после Петербургской премьеры, которой, Чайковский скончался. Он считал симфонию «лиричнейшей из всех музыкальных форм», а последнюю, Шестую, назвал «наиискреннейшей» из всех своих вещей, «исповедью души».

Давая последний концерт, перед вынужденной эмиграцией в зале Московской консерватории, когда смолкли звуки виолончели, М.Л. Ростропович, глядя на портрет Чайковского, произнес: «И все-таки он велик – наш Ильич»!

Источник

ПЕСНИ МАЛЕНЬКИХ ЗВЕРЯТ

Ноты детских песен, видео танцев

Осенние песни

Каталог нот детских песен к осеннему празднику (Осенины) для фортепиано, песни про грибы, осенние деревья, дождь, осень, овощи и урожай, листики, зверят в осеннем лесу и птиц предназначены для пения детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Песни про грибы
Песни о деревьях
Песни про дождь
Песни про осень
Песни про овощи
Песни о листиках
Песни о зверятах
Песни о птицах

Так же предлагаем Вашему вниманию сборник осенних песен. В него вошли самые популярные записи. Посетители сайта чаще всего выбирали именно их.

Песни про грибы:

  1. Гриб, гриб, появись! Музыка Ю. Слонова. Слова Л. Некрасовой.
  2. Грибная песенка. Музыка А. Савенкова. Слова Ю. Полухина
  3. Грибок. Музыка А. Белобородова. Слова О. Высотской
  4. Грибок. Музыка Л. Кузьмичевой. Слова О. Высотской.
  5. Грибы играют в прятки. Музыка Е. Пличкина. Слова М. Пляцковского. Из кинофильма «Голубые сыроежки».
  6. За грибами. Музыка и слова З.Б. Качаевой.
  7. Опята. Музыка И. Меньших. Слова Г. Новицкой.
  8. Осень золотая. Музыка и слова И. Фомина.
  9. Песенка Мухоморов. Музыка и слова З. Роот.
  10. Песенка Настеньки. Музыка Н. Лукониной. Слова Л. Чадовой.
  11. По грибы. Музыка А. Самонова. Слова И. Черницкой.
  12. Хоровод грибов (Мы в лесу растем). Музыка Н. Лукониной. Слова Л. Чадовой.
  13. Хоровод грибов (Выходи грибной народ). Музыка Н. Лукониной. Слова Л. Чадовой.
  14. Хоровод в лесу. Музыка М. Иорданского. Слова Н. Найденовой.
  15. Чудо-грибники. Музыка и слова З.Б. Качаевой.

Песни о ягодах:

  1. По малину в сад пойдем. Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной.
  2. Хоровод в лесу. Музыка М. Иорданского. Слова Н. Найденовой.

Песни о деревьях:

  1. Березонька. Музыка и слова З.Роот.
  2. Каштанчики. Музыка и слова Е. А. Гомоновой.
  3. Осенний лес. Музыка Н. Разуваевой. Слова Т. Башмаковой.
  4. Рябиновые бусы. Музыка и слова Е.А. Гомоновой
  5. У Калинушки. Музыка и слова Ю. Михайленко.
  6. Милый лес. Музыка Н. Лукониной. Слова Л. Чадовой.
  7. Могучий дуб. Музыка и слова Н. Лукониной.
  8. На горе-то Калина. Русская народная песня в обр. Ю. Чичкова.
  9. Песня о деревьях. Музыка Н. Лукониной. Слова Л. Чадовой.
  10. Прощай, прощай, осенний лес! Музыка Н. Лукониной. Слова Л. Чадовой
  11. Хоровод в лесу. Музыка М. Иорданского. Слова Н. Найденовой.
  12. Яблонька. Музыка и слова Г. Вихаревой.

Песни про дождь:

  1. Грустная песенка. Музыка и слова Н. Осокиной.
  2. Грустный дождик. Музыка Е. Горбиной. Слова О. Ждановой.
  3. Грустный дождик. Музыка и слова Л. Куклиной.
  4. Дождик, дождик, веселей! Музыка М. Иорданского. Слова народные
  5. Дождик, дождик. Музыка В. Витлина. Слова А. Прокофьева.
  6. Дождик на дорожке. Музыка и слова Е. Макшанцевой.
  7. Дождик озорной. Музыка Е. Тиличеевой. Слова Б. Сильвестрова.
  8. Дождик. Музыка Ан. Александрова. Слова Н. Френкель.
  9. Дождик. Музыка Н. Лукониной. Слова Л. Чадовой.
  10. Дождик. Музыка А. Островского. Слова В. Осеевой.
  11. Дождик. Музыка М. Парцхаладзе. Слова Н. Соловьевой
  12. Дождик. Музыка Ю. Слонова. Слова А.Барто.
  13. Дождик. Музыка Е. Тиличеевой. Слова Л. Дымовой.
  14. Дождик. Музыка О. Юдахиной. Слова Б. Заходера.
  15. Дождика слезинки. Музыка Н. Лукониной. Слова Л. Чадовой.
  16. Дождь. Музыка С. Бодренкова. Слова С. Скаченкова.
  17. Дождь. Музыка Н. Сушевой. Слова М. Веховой.
  18. Если добрый ты. из м/ф «День рождения Кота Леопольда». Музыка Е. Савельева. Слова М. Пляцковского.
  19. Капельки. Музыка В. Павленко. Слова Э. Богдановой.
  20. О чем плачет дождик? Музыка Е. Тиличеевой.
  21. Осенние слезинки. Музыка и слова Г. Вихаревой.
  22. Осень наступила. Музыка и слова С. Насауленко.
  23. Осень-Непогодушка. Стихи М. Ивенсеке.
  24. Осень, осень. Музыка Н. Лукониной. Слова Л. Чадовой.
  25. Песенка о зонтиках. Музыка и слова Г. Голевой.
  26. Песня про дождик. Музыка и слова Г. Вихаревой.
  27. После дождя. Музыка Г. Занорина. Слова С. Баранова.
  28. Танец-игра с зонтиками. Музыка В. Костенко. Слова Е. Макшанцевой.

Песни про осень:

  1. Ах, какая осень! Музыка и слова З. Роот.
  2. Затерялось лето. Музыка С. Нисс. Слова Е. Авдиенко.
  3. Золотая песенка. Музыка Г. Вихаревой. Слова З. Петровой.
  4. Золотая пора. Музыка М. Парцхаладзе.
  5. Мокрый день. Музыка В. Волкова. Слова Е. Карасева.
  6. Несмеяна-осень. Музыка и слова Н. Куликовой.
  7. Осенины-именины. Музыка и слова Е.А. Гомоновой.
  8. Осенние подарки. Музыка и слова В. Шестаковой.
  9. Осенний вальс. Музыка и слова Е. Шаламоновой.
  10. Осенняя загадка. Стихи О. Ждановой.
  11. Осенняя песнь. Музыка и слова Н. Лукониной.
  12. Осенняя песня. Музыка и слова С. Юдиной.
  13. Осенняя. Музыка и слова Е. Шаламоновой.
  14. Осень.
  15. Осень. Музыка Ю. Михайленко. Слова В. Петренко.
  16. Осень. Музыка Ан. Александрова. Слова М. Пожаровой.
  17. Осень. Музыка А. Арутюнова. Слова В. Семернина.
  18. Осень. Музыка Н. Елисеева. Слова К. Бальмонта.
  19. Осень. Музыка Н. Кишко. Слова Т. Волгиной.
  20. Осень. Музыка Л. Покровской. Слова А. Досталя.
  21. Осень. Музыка А. Филиппенко. Слова А. Шибицкой
  22. Осень бродит по лесам. Музыка Е. Тиличеевой.
  23. Осень в гости к нам идет. Музыка и слова Е. Гомоновой.
  24. Осень — гостья дорогая. Музыка и слова Л. Олифировой.
  25. Осень грустная пора? Музыка О. Девочкиной. Слова Г. Якуниной.
  26. Осень золотая. Музыка и слова И. В. Фомина.
  27. Осень золотистая. Музыка В. Иванникова. Слова С. Вигдорова.
  28. Осень наступила. Музыка и слова С. Насауленко.
  29. Осень пришла. Музыка и слова С. Юдиной.
  30. Осень-художник. Музыка и слова З. Роот.
  31. Осень-царица. Музыка и слова А. Фроловой.
  32. Песня об осени. Музыка и слова Г. Вихаревой
  33. Письма осени. Музыка С. Соснина. Слова В. Семериина.
  34. Подарки осени. Музыка и слова М.В. Сидоровой
  35. Промелькнуло лето. Музыка Ю. Слонова. Слова Л. Некрасовой.
  36. Русская сторонка. Музыка и слова С.Е. Кожуховской.
  37. Спасибо тебе, Осень! Музыка и слова Л. Олифировой.
  38. Хоровод Осени и зверят. Музыка и слова М. В. Сидорова.
  39. Что нам осень принесет? Музыка З. Левиной. Слова Я. Акима.

Песни про овощи:

  1. Капуста. Музыка Д. Львова-Компанейца. Слова И. Мазина.
  2. Огородная-хороводная.
  3. Огородная-Хороводная. Музыка Б. Можжевелова. Слова А. Пассовой.
  4. Песенка Кабачка. Музыка и слова З. Роот
  5. Песенка Капусты. Музыка и слова З. Роот.
  6. Песенка Лука. Музыка Н. Лукониной. Слова Л. Чадовой.
  7. Песня Морковки. Музыка и слова З. Роот.
  8. Подарки осени. Музыка и слова М.В. Сидоровой
  9. Репка. Музыка Л. Бирнова. Срова А. Бродского.
  10. Собираем виноград. Музыка М. Парцхаладзе.
  11. Соберем урожай. Музыка и слова С.Г. Насауленко
  12. Урожай собирай. Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной.
  13. Урожайная. Музыка и слова Г. Вихаревой.
  14. Хоровод в лесу. Музыка М. Иорданского. Слова Н. Найденовой.
  15. Хоровод овощей. Музыка Н. Лукониной. Слова Л. Чадовой.
  16. Что нам осень принесет? Музыка З. Левиной. Слова Я. Акима.
  17. Что у осени в корзине? Музыка Е. Тиличеевой. Слова Л. Дымовой.

Песни о листиках

  1. Золотая песенка. Музыка Г. Вихаревой. Слова З. Петровой.
  2. Листики. Музыка Р. Рустамова. Слова Ю. Островского.
  3. Листопад. Музыка Т. Попатенко. Слова Е. Авдиенко.
  4. Листопад. Музыка Т. Попатенко. Слова Н. Найденовой.
  5. На желтеньких листочках. Музыка и слова И. Осокиной.
  6. Найди листок. Музыка ислова Е. Шаламоновой.
  7. Осенние листочки. Музыка и слова Н. Вересокиной.
  8. Осенний листопад. Музыка и слова М. Дорофеевой.
  9. Осенняя песенка. Музыка Ан. Александрова. Слова Н. Френкель.
  10. Осень. Музыка И. Кишко. Слова И. Плакиды.
  11. Осень. Музыка Н. Лукониной. Слова Л. Чадовой.
  12. Падают листья. Музыка М. Красева. Слова М. Ивенсен.
  13. Пляска с листочками. Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной
  14. Последний листопад. Музыка С. Нисс. Слова Е. Авдиенко.
  15. Сарафан надела осень. Музыка Т. Попатенко. Слова И. Черницкой.
  16. Танец осенних листочков. Музыка А. Филиппенко. Слова А. Макшанцевой
  17. Танец осенних листочков. Музыка и слова Г. Вихаревой.
  18. Танец с листочками. Музыка и слова О.П. Григорьевой.
  19. Холодом потянет. Музыка Н. Лукониной. Слова Л. Чадовой

Песни о зверятах:

  1. Вот какие шишки. Музыка и слова Е.А. Гомоновой
  2. Ёжик
  3. Ёжик. Музыка С. Алексеевой. Слова В. Борисова
  4. Марш друзей. Музыка и слова Е. Шаламоновой
  5. На мосточке. Музыка А. Филиппенко. Слова Г. Бойко. Перевод с украинского М. Ивенсен.
  6. От носика до хвостика. Музыка М. Парцхаладзе. Слова П. Синявского
  7. Пляска медвежат. Музыка Е.А. Гомоновой. Слова А. Ануфриевой, О. Митюковой
  8. Хоровод Осени и зверят. Музыка и слова М. В. Сидорова
  9. Песня храбрых зайцев. Музыка и слов Л. Олифировой

Песни о птицах:

  1. Ворон. Русская народная прибаутка
  2. Грустный журавушка. Музыка и слова З. Роот
  3. Гуси. Музыка Н. Лукониной. Слова Л. Чадовой
  4. Жаворонок. Музыка и слова М. Еремеевой
  5. Журавушка. Музыка Е. Зарицкой. Слова А. Вольского
  6. Журавли-журавушки. Музыка А. Перескокова. Слова С. Антоновой
  7. Песенка Синички. Музыка и слова М. Галушка
  8. Прощание с Журавликом. Музыка и слова З. Роот
  9. Скворушка прощается. Музыка Т. Попатенко. Слова М. Ивенсен

Все ноты вы можете скачать абсолютно бесплатно.

Источник

«Времена года» — П.И.Чайковский — ноты для фортепиано

«Времена года » — цикл из 12 произведений Петра Чайковского для фортепиано, созданные в период декабря 1875 — 1876 годов. Количество произведений равно количеству месяцев; к каждому добавлен эпиграф — стихотворение известного русского поэта.

«Времена года» были написаны благодаря Н.М. Бернарду — издателю журнала «Нувеллист».

В архиве ниже Вы найдете ноты всех 12 произведений из цикла «Времена года» для фортепиано:

1. Январь. У камелька
2. Февраль. Масленица
3. Март. Песнь жаворонка.
4. Апрель. Подснежник
5. Май. Белые ночи
6. Июнь. Баркарола
7. Июль. Песнь косаря
8. Август. Жатва
9. Сентябрь. Охота
10. Октябрь. Осенняя песнь
11. Ноябрь. На тройке
12. Декабрь. Святки

МЫ ВКОНТАКТЕ — Подпишитесь, чтобы не пропустить новинки

Популярные ноты:

Лист
Алябьев
Шуберт
Александр Розенбаум
Таривердиев Микаэл
Ludovico Einaudi

Характер произведений цикла «Времена года» Петра Ильича Чайковского

Двенадцать пьес цикла созданы композитором как последовательный ряд картин русской природы и быта, подчиненных естественному годичному круговороту тепла и холода, расцвета и увядания. Написанные без притязаний на виртуозность блеск и эффектность, они отличаются привлекающей мелодичной выразительностью и тонкостью фортепианного листа. Каждая отдельная пьеса представляет собой самостоятельную по характеру, вся цель которых воспринимается как задушевное, идущее от глубины сердца повествование о бесконечно дорого и близко композитору.

№1„У камелька”

Пушкинское четверостишие отражает уютность и поэзию зимнего вечера у камина. Это именно передает и музыка: она спокойная, светлая и в это же время не лишена меланхолии, это наиболее ощущается в средней части – ми минор. Мотив остается незавершенным. Его трижды подряд меняет легкий пассаж – восходящее арпеджио на основе минорного трех звучания. Выделяются две темы: нестойкий, незаконченный мотив скрытого сумму и легкого ветерка. Только на девятом такте на первый план выходит мелодия, она квантовыми ходами и частыми тональными отклонениями достигает полного господства над вторым планом, полностью подчиняет его себе и достигает патетического выражения. И на высоте эмоции прогресс исчезает и вновь начинается сопоставление двух планов.
На этот раз наблюдается более мягкая линия развития. Но конфликт не позволяет: под конец пьесы то же сопоставление повторится. Неустойчивый звукоряд повисает не решенным вопросом. В средней же части мелодическая линия, проходит через тональное отклонение ля – бемоль-мажор – до – минор, продолжает свое развитие. Но оно столь же неустойчивое; большие интервалы вносят в дальнейший ход мелодии много нового, но основная черта всей средней части – сплошная тональная неустойчивость – запоминается до вступления репризы.
Сплошное неустойчивое построение средней части только в конце получает доминантную окраску, вызванную потребностями перехода в основную тональность ля мажор. К этому моменту субдоминантовая функция значительно овладевает. Мы убеждаемся в глубоком меланхолическом характере этой музыки, вступающим в конфликт с заметным «благополучием» основной части пьесы. По ходу опять возвращается тот самый неустойчивый мотив средней части, но это мгновенное напоминание быстро уступает место в заключительной тонике.

№ 2„Масленица” — Ре мажор

Ритм этого произведения, напоминает собой ритм второй русской фортепианной пьесы – «Рынок в Лиможе» Мусорского ,- обладает изобразительный силой: его живая толчея в сочетании с некоторыми гармоническими пряностями, акцентами, имитациями, синкопами, большим количеством динамических оттенков дает разноцветную картину веселой уличной толпы. Средняя часть с ее октавными ходами, резким отделением определенных построений и с изменением регистров, причудлива по тональному плану. Эти же октавные ходы вновь напоминают о себе в басах, где они перебивают стремительное движение к конечной тоники. И контраст между основной и средними частыми вложенный еще в первом повторе пьесы в ре мажоре.

№3 „Песня жаворонка” Соль минор

Источники пьесы лежат в «жаворонке» Глинки. Две эти пьесы схожи печально-трогательным выражением. Эта пьеса Чайковского обладает своеобразной выразительностью. Достаточно обратить внимание на типичную фактуру сопровождения. Типичная романсовая формула аккомпанемента, подобного гитарному звучанию, мелодия имеет характерные черты статичности. В соединении с нисходящим движением мелодии такое распределение тональных функций, сопоставление простому, образует тупик, и для продолжения мелодии композитор вынужден применить имитацию баса. При подобном однообразии основных элементов важное значение приобретают вторичные элементы – звукоподражательные фигуры в средней части с форшлагами и синкопами верхнего голоса, выписано mordento в основной мелодии, и динамические оттенки.
В целом „Песня жаворонка” представляет собой типическое творение, с приемами лирико – элегического письма Чайковского.

№4”Подсежник” — си бемоль мажор

Сюжетная основа — двойное чувство личного горя вперемешку с радостью весны. Смешанное чувство, вызвано пробуждением природы, выражено прекрасной начальной мелодией, сочетает в себе плавное диатонические движение вверх с очередным трехкратным ходом вниз.
Трехкратная интонация очень выразительна и переводит, благодаря своей законченности, внимание слушателей в другую сферу – трауру. И в дальнейшем противостояние обеих тональностей – си бемоль мажор и ре минор – сохраняет свое красноречивое значение. Так, основная часть и реприза звучат в си бемоль мажор, а средняя в ре миноре.
В сравнение деликатной, нежно-чувствительной первой мелодией, лишь постепенно завоевывает себе все больший диапазон, мелодичный рисунок средней части широк и смелый.
Итак, элемент горя и печали превратился в активную, живую силу, значительно облегченную форму вальса. Эту пьесу можно назвать вальсом.

№5„Белые ночи” соль мажор

Спокойные арпеджированные аккорды, сопровождающие мелодию, придают музыке основному разделу характер рапсодичности. Развернутая средняя часть вносит большое оживление. Его „квадратный” мотив — си минор — бесспорно танцевальный; об этом свидетельствует уже сама структура первого восьми такта АВ АВ, характерный народным танцам, а оживший сопровождение придает танцевальной мелодии оттенок „жгучести”. Трудно сказать какой замысел такого Allegretto в его сопоставлении с широкой не торопливой мелодией основной части.

№6”Баркарола” соль минор

Пьеса почти не имеет примет баркаролы. Этот жанр „песни на воде” имеет размер 6\8. Да и сам эпиграф не дает и намека на баркаролу. По музыке пьеса приближается к любимому жанру Чайковского элегической инструментальной песни. Красивая основная мелодия, отличается от большинства элегий Чайковского: она протекает в окружении движущихся голосов, ее гармоничная структура сводится большей частью к полной тонической каденции.
Все это свидетельствует о живости эмоции, об отсутствии меланхолии. Средняя часть – соль мажор – светлая. В ее терцовых ходах есть что-то от настоящих баркарол. Переход в трех дольный размер и патетические акценты придают музыке подобие итальянских напевов.
Музыка „Баркаролы” имеет все качества, благоприятными широкому ее распространению: легкое запоминание прекрасной мелодии, совершенство формы, сопоставление теплой эмоции с живостью мелодического движения, с элементарной простотой гармонии и фактуры.

№7”Песня косаря” ми бемоль мажор

Энергичная, жизнерадостная мелодия моторного характера, подчеркнута сопровождением, задает ритм физического труда и не оставляет места рефлексии. Присоединяются также и другие интонации, не отрицающие основного характера, но дополняющие его новой тематикой – танцевальной и богатырской.
Реприза смягчает определенность моторности благодаря трехдольным орнаментальным фигурам среднего голоса и трехдольным вариантам мелодии. В результате основной ритм теряется уступая место сплошным трехдольным фигурам. Народность пьесы коренится в свежей, исключительной ритмической структуре и в могучих образах марша, танца и труда.

№8„Жатва” си минор

„Жатва” написана в трех частях — репризой и контрастной средней частью. В крайних частях описана постоянная работа жнецов в поле. Тема «Жатвы» описана на звукоряде гармонического минора. Наибольшей выразительности придает средняя часть, которая контрастирует с соседними. Она написана в параллельном мажоре и является более спокойной (видимо в это время крестьяне отдыхают).
Это красивое скерцо в его основном разделе, с постоянными переборами двух-и трехдольного размеров в последовательности и одно временности, передает оживленный много гласный гомон толпы. Напряженные ходы в разных голосах сопровождения насыщают музыку. Пьеса великолепна по темпераменту и форме.

№9”Охота” соль мажор

Бодрая, наполненная сигнальными мотивами и подражания лошадиному топанию, пьеса близка маршу. Сама тема растянута за счет повторения, и представляет собой маршевую мелодию. Благодаря принятию противосторонього движения голосов, частой смены созвучий и частому, настойчивому повторению тех же трьохдольных фигур длинная тема приобретает беспокойное выражение, а дальнейшая музыка розрубного типа только усиливает его.
Реприза снова повторяет музыку основного раздела с некоторым ритмичными вариантами. Кода отсутствует. Все это свидетельствует о незначительности тематического материала и о неясной форме; маршевая тема теряется при модуляциях и тем самым теряет формообразную силу.

№10″ Осенняя песня » ре минор

«Осенняя песня» представляет яркий пример характерной для Чайковского мелодизации фортепианной фактуры. Музыкальная ткань пьесы непрерывно живет и дышит в сплетении самостоятельных поющих голосов.
На фоне аккордовой фактуры появляется мелодичный «поющий голос», основной мотив которого позднее опускается в средние голоса «виолончельный регистр», и дополняется подголосками в верхнем голосе. Все это характерно фортепинному стилю Чайковского.
Музыкальный язык Чайковского напоминает нам скромную, неяркую по краскам русскую природу, тоже очень «немногословную». Гармонический склад пьесы не сложный, однако он имеет свойство постоянного развития. С помощью простых аккордов композитор создает неповторимое звучание пьесы. Аккорды побочных ступеней через альтерированные звуки плавно переходят из одного в другой, как бы переливая из одной краски в другую. Несмотря на минорный, печальный колорит пьесы появление альтерированных, «мажорных» ступеней, придает произведению особую прозрачность, а использование доминантных аккордов к побочным ступеням делают развитие пьесы непрерывным и естественным.
В средней части тональный план становится более неустойчивым (здесь появляются отклонения в тональности Ш и VI ступеней), что приводить к появлению новой, мажорной тональности (ми мажор). Несмотря на мажорный лад новая тональность не вносит большого контраста, она постепенно растворяется и затихает. Вновь появляется образ холодной, прозрачной осени.
Реприза звучит более напряженно, насыщенно в гармоническом плане. Али постепенное напряжение спадает, движение затихает, как бы успокаивая на длинном тоническом органном пункте. Происходит не только гармоничный, но и динамичный состав. Но композитор не ставит в конце произведения точку, останавливая на V ступени в мелодии, делая свой рассказ не законченным. Чайковский создает образ неповторимой русской природы, так дорогой ему и любимой.

№11„На тройке” — ми мажор

„На тройке”- одно из лучших произведений Чайковского для фортепиано. В ней присутствует высокая степень поэтического осмысления повседневности природы и людей. Чайковский в пьесе красиво передал картину дороги. Пьеса стала популярна благодаря чрезвычайному исполнению ее Рахманиновым. Произведение состоит из трех частей.

№12”Святки” ля бемоль мажор

Музыка грандиозного вальса передает скорее танец чем сцену гадания. Структура пьесы не нарушает трех частной форме с кодой. В пьесе трио выдает большую изобретательность. Интересно звучит звук си в теноровому голосовые, с повторяющимся каждые 4 такта – эффект народного бурдона! В целом мелодия вальса, с его двойственным размером типична для целой категории вальсов 19-ст.

Источник

Оцените статью