Король танго – Оскар Строк. 5 лучших танго.
Оскар Давидович Строк — латвийский, российский и советский композитор, выдающийся мелодист, прозванный ещё при жизни «королём танго».
Оскар Строк родился 6 января 1893 в Динабурге (Российская империя; ныне Латвия).
В семье было восемь детей. Отец будущего композитора тоже был музыкантом — играл в оркестре местного театра. Стремясь дать детям хорошее образование, Давид Строк добился разрешения покинуть еврейскую черту оседлости, в которую входил Двинск, и переехать в Петербург. Там Оскар поступил в консерваторию по классу фортепиано, где стал самым юным абитуриентом: ему исполнилось всего 13 лет. Ну как можно не принять подростка, на счету которого уже были десятки собственных сочинений.
Учась в Петербургской консерватории он работал как аккомпаниатор на эстраде и в кинематографе. Он аккомпанировал на концертах многим звёздам эстрады.
«Мне не было еще четырнадцати лет, когда я набрался храбрости и решил показать свои песни первой звезде дореволюционной эстрады Анастасии Вяльцевой. Она была кумиром публики, однако эта добродушная полная женщина встретила меня приветливо, закормила конфетами и, что самое главное, благосклонно отнеслась к моему творчеству», — вспоминал Строк.
Оскар Строк занимался издательским делом в Риге и Париже. Но издательства не приносят дохода. Тогда Строк открывает в Риге кабачок «Барберина» на Бривибас, недалеко от Александро–Невской церкви. Все вроде продумано, кроме одного — в радиусе 500 метров от храмов запрещена торговля алкоголем. Не успев открыться, ресторан обречен. Вскоре «Барберину» закрывают, а владельца за долги упекают в тюрьму. Другой бы застрелился, а Строк не унывает. В тюрьме он сочиняет танго «Банкрот».
В те годы сочинительством он занимался попутно, не рассчитывал, что на эти деньги можно жить. Вышло наоборот. Слава короля танго приходит к нему в 1930–е. «Черные глаза», «Скажите, почему», «Синяя рапсодия» быстро становятся шлягерами. Пластинки с песнями Строка выпускают крупнейшие студии грамзаписи Европы. А в Риге их первый исполнитель Константин Тарасович Сокольский, друг композитора. Аккомпанирует Сокольскому сам автор.
В 1930–е он познакомился с Шаляпиным:. «Приехав как–то в Ригу, Шаляпин разыскал меня, пригласил в гостиницу «Метрополь» и после угощения, лукаво посмотрев, начал, аккомпанируя себе на рояле, напевать мои песни. Он понимал, как приятно мне, что он, великий русский артист, знает мои скромные произведения. Потом он попросил сыграть что–либо из моих инструментальных вещей, известных тогда по записям на пластинках английского хора», — вспоминал Строк.
Строк был блестящим аккомпаниатором. Один пример: в 1920–е в Ригу приехала на гастроли известная исполнительница русских романсов Надежда Плевицкая. Ей представили десятки аккомпаниаторов, но выбрала она Оскара Строка. Позднее они много гастролировали.
Слава пришла, а денег по–прежнему не хватало. Точнее — они не задерживались надолго. Строк любил красиво жить. Званые вечера, женщины, рулетка, бега съедают львиную долю гонораров. Еще в середине 1930–х композитор, которого приглашали выступать не только в Европу, но и в Японию, ютился с семьей в двухкомнатной коммуналке на окраине Риги.
Наконец он обрел семейную пристань — с русской женой. Кстати, сам композитор, еврей по происхождению, по духу был скорее русским. Не случайно и дочь — Валю Строк — он отдал в рижскую русскую гимназию. Для довоенной еврейской общины Риги это было нонсенсом. Но останься он летом 1941 года в Риге, это не спасло бы его от Румбулы, где в ноябре и декабре 1941 года было расстреляно более 25 тысяч евреев.
Источник