Основные басы аккордов гитары

Выделение основного баса аккорда:

Как правильно выделить основной бас аккорда?

Поняв принцип расположения звуков на гитарном грифе, остается только запомнить их местоположение. Для чего? Найти нужный звук, построить аккорд, изменять его структуру и звучание, правильно определять нужный бас и все это делать быстро — вот причины, по которым гитарист должен знать наизусть «сетку грифа» (расположение звуков на грифе).

Не стоит пытаться выучить все сразу. Давайте разделим работу на несколько этапов. Сначала мы запомним расположение звуков на «басовых» струнах (шестая, пятая и четвертая струны) до VIII лада, так как наиболее часто используемые аккорды расположены именно на этих ладах.

Возможно, вы уже знаете, что первая ступень аккорда (нота) дает название всему аккорду и является основным басом данного аккорда (за исключением некоторых случаев ведения баса).

Например, аккорды A, Am, A7, Am9 и т.д. построены от звука «A» (ля), в качестве основного баса этих аккордов выступает также звук «А», который мы можем встретить на открытой пятой струне и на шестой струне, прижатой на пятом ладу.

Вот мы и будем одновременно запоминать расположение звуков на басовых струнах и находить соответствие данного звука основному басу одноименного аккорда.

Читайте также:  Eja mater fons amoris ноты

Начнем с 6-ой струны. Открытая, она звучит как «Е» (ми). Это основной бас для аккордов семейства «E» (E, Em, E4, E7, . ). Однако в названных аккордах основным басом может быть и четвертая струна, прижатая на втором ладу. Смотрим на «сетку грифа» и видим, что на II ладу на 4-ой струне также звук «E». Озвучьте все варианты аккордов группы «ми», начиная исполнение с основного баса.

На I ладу на 6-ой струне — звук «F» (фа), являющий основным басом аккордов (на баррэ) семейства «F» (F, Fm, . ). Аналогично, на 4-ой струне на III ладу находим звук «F».

На II ладу на 6-ой струне — звук «F#» (или «Gb»).

На III ладу на 6-ой струне — звук «G» — основной бас для аккордов группы «G», расположенных на первых пяти ладах.

Задание 1. Дорисуйте схему всего грифа до VIII лада.

Задание 2. Для каждого звука басовых струн найдите соответствующие аккорды.

Задание 3. Проиграйте на гитаре несколько аккордовых последовательностей из знакомых вам песен и обозначьте «имя» и местоположение основного баса каждого аккорда.

Источник

guitarbloknot.ru

Учитесь играть на классической гитаре, рок гитаре и гитаре фламенко у нас!

Глава 6. Основной бас к аккордам

На прошлом уроке мы разобрали песню « Вологда «.

Для того, чтобы правильно играть аккомпанемент этой песни, необходимо знать, какой бас применять для того или иного аккорда.
По названию аккорда легко определяется его основной бас:

  • у аккорда Ля минор (Am) — это будет звук Ля,
  • у Ре минор (Dm) — звук Ре,
  • у До мажора (С) — звук До,
  • у Ми септа (Е7) — естественно звук Ми и так далее.

Как бы аккорд ни назывался — Ля минор , Ля мажор , Ля септ , Ля секст , Ля нон или как-то по другому — его основным звуком, на котором аккорд был построен, является звук Ля. То есть, этот звук и есть основной бас всех названных аккордов Ля…

Что остается тебе выучить, чтобы «с лёту» определять, на какой струне играть бас аккорда?

  • Во-первых, буквенные обозначения звуков (нот). Их всего 7, как ты знаешь еще с детсада:

ДО обозначается латинской буквой С

РЕ — D

МИЕ

ФАF

СОЛЬG

ЛЯА

СИВ

    Знать назубок, где (на какой басовой струне) находятся все эти звуки, чтобы, в зависимости от аккорда, взять нужный бас. Это представлено на следующем рисунке.

РИСУНОК ДМ-6.1. Места расположения басов на грифе

На рисунке обозначены все семь звуков, которые являются основными басами для соответствующих аккордов. Три из них (Е, A, D) — это звуки открытых струн, то есть, для взятия басов Ми, Ля, Ре прижимать соответственно струны 6, 5, 4 НЕ НУЖНО (эти струны должны быть настроены у гитары именно так):

— 6-я струна открытая (неприжатая пальцами левой руки) настраивается на звук МИ

— 5-я открытая струна — на звук ЛЯ

— 4-я открытая струна — на звук РЕ.

Дальше… Чтобы взять бас ФА (F), нужно прижать 6-ю струну пальцем левой руки на первом ладу. Чтобы взять СОЛЬ (G), нужно прижать 6-ю струну на третьем ладу.

Басы СИ (В) и ДО (С) берутся на втором и третьем ладу 5-й струны.

А теперь потренируйся поиграть песню «Вологда», используя полученные на этом уроке знания. БЕРИ НУЖНЫЕ БАСЫ В КАЖДОМ АККОРДЕ!

Удачи и до следующего занятия !

Источник

Урок 24 — Басовые струны аккордов

В этом уроки мы поговорим о басовых струнах. У каждого аккорда своя басовая струна. В предыдущем уроке мы с вами разучивали перебор. А дальше будем петь песни. Что бы всё получалось, нужно разобраться в этом вопросе.

У некоторых аккордов не должны звучать определенные струны, здесь мы так же в этом разберемся.

Начнем с басовых струн. Для большинства аккордов действует следующее правило: по верхней струне зажатого аккорда. Например, Вы зажали аккорд Am — верхняя зажатая струна у Вас четвертая, верно!? А вот следующая и будет басовой струной, у аккорда Am — следующая пятая струна — она басовая в данном примере. Ещё пример, аккорд Dm — зажимается на первых трёх струнах, соответственно, получается, что верхняя зажатая струна третья, следующая и будет басовой струной — 4. Это правило работает для 80% простых аккордов.

Но не у всех аккордов так, некоторые не попадают под это правило и в рамках данного курса, мы предлагаем вам их просто запомнить. Ниже Вы найдете список аккордов, которые мы разучивали в прошлых уроках. К каждому аккорду пропишем басовые струны. Обязательно просмотрите каждый аккорд и запомните.

Басовые струны основных простых аккордов

Аккорд A — 5 басовая струна

Аккорд Am — 5 басовая струна

Аккорд A7 — 5 басовая струна

Аккорд D — 4 басовая струна

Аккорд Dm — 4 басовая струна

Аккорд D7 — 4 басовая струна

Аккорд E — 6 басовая струна

Аккорд Em — 6 басовая струна

Аккорд E7 — 6 басовая струна

Аккорд C — 5 басовая струна

Аккорд H7 — 5 басовая струна

Аккорд G — 6 басовая струна

Если вдруг вы встречаете незнакомые аккорды, то всегда можете воспользоваться схемами на которых изображаются басовые струны. Либо это можно определить по струнам, которые не должны звучать. Как раз об этом мы с вами сейчас и поговорим, а далее вернемся к схемам и подытожим всё.

Какие струны у аккордов не должны звучать?

Смотрим распространенный вид схемы аккорда:

На данной схеме аккорда Am сверху мы видим крест над определенной струной (в этом примере шестой). Это означает, что данная струна не должна звучать, вот и всё.

Самая верхняя открытая струна на подобной схеме и будет являться басовой. Здесь это 5.

Обозначения басовых струн на схемах

На некоторых схемах басовые струны имеют свои обозначения:

  • Как показано на видео — это толстая струна
  • Над схемой может быть закрашенный круг — над определенной струной

Задание

Вы должны запомнить все басовые струны аккордов, которые мы с Вами изучили. Используйте главное правило, которое я дал выше — для 80% аккордов. Это правило сильно ускоряет процесс запоминания. Через несколько недель ваши пальцы всё будут делать за Вас и Вы даже не будете задумываться какая басовая струна у этого аккорда.

Теперь Вы знаете, какие струны не должны звучать в определенных аккордах. Поэтому можете потихоньку пробовать применять эти знания. Вернитесь к песням, которые мы уже с Вами изучили и пробуйте. Посмотрите конец видео, там мы объяснили что делать, если продолжительное время не будет получаться попадать по нужным струнам.

Источник

Основные басы аккордов гитары

Судя по письмам, многих из вас интересует, как строить и играть аккорды на бас гитаре. Сегодня мы подробно рассмотрим этот вопрос.

Примечание: Ниже изложены основы адаптированные под четырехструнную бас гитару. Более подробную теорию построения и использования аккордов применительно к шестиструнной акустической гитаре можно найти на сайте наших друзей www.7not.ru.

Важнейшие Аккорды

Существует 4-5 наиболее распространенных в современной музыке аккордов. Ниже приведены варианты этих аккордов для основной ноты C.

Как видите, играть все это на шестиструнной гитаре достаточно сложно. На следующем рисунке показано расположение важнейших нот для случая, когда основная нота находится на струне E.

Здесь ‘R’-основная нота аккорда. ‘m’ означает минор, ‘v’ — нота на октаву выше. Имейте в виду, что когда играете эти ноты последовательно, то получаете «шагающую» басовую линию.

Октавы и Квинты

При игре аккордов всегда можно играть октавы и почти всегда квинты (за исключением нескольких джазовых аккордов). Мы уже затрагивали тему игры октав и квинт. Для того чтобы получить аккорд надо сыграть эти ноты одновременно. Вам не придется играть квинты вниз, поскольку самой низкой нотой в аккорде является основная нота.

Как вам известно из урока 3, квинта и октава находятся на два лада выше по грифу от основной ноты, на двух следующих струнах. Попробуйте сыграть большим и указательным пальцами следующие последовательности.

Терции

Мажорные и минорные терции не получили такого широкого распространения, как квинта и октава, однако они часто добавляются к основному тону в балладах. Важно помнить, что чем ниже Вы играете, тем более диссонирующим (неустойчиво) звучит аккорд. Попробуйте играть терции, как показано ниже. Даже если ваша мелодия совершенна, при игре терции вниз создается ощущение неудовлетворенности. Сыграйте октаву вверх, и все будет нормально.

Звенящие Ноты

Еще один способ играть аккорды состоит в том, чтобы позволить первой ноте звенеть, в то время как вы уже играете вторую ноту. И снова октава проявляет себя лучше других нот. Сыграйте следующий риф, но не глушите ноту, когда играете октаву. Этот прием работает хорошо при игре нот на открытых струнах. Для других нот вам, вероятно, придется изменить способ щипка струны, чтобы избежать глушения.

Звенящий октавный риф.

Проходные Ноты

Другим способом является использование проходных нот для построения аккорда. Здесь при игре перехода от F к C, вы можете играть G в качестве проходной ноты, позволяя ей свободно звучать. Этот прием может добавлять различные оттенки аккорду.

Еще один риф

Walk on the Wild Side

Позвольте рассказать вам еще об одном интересном приеме, который используется в песне «Walk on the Wild Side» Lou Reed-а. В этой песне фактически два баса играют контрапунктирующие мелодии. Они отталкиваются от основной ноты и от терции, и один двигается вверх, а другой вниз. Это очень сложно воспроизвести на одной бас гитаре. Однако есть один простой способ, которым пользуются большинство музыкантов. Играются одновременно две ноты: первая и десятая ноты гаммы (основная, октава+терция). Игра такого аккорда не потребует от вас больших усилий.

Thw Wild Side — Lou Reed

Подведем итог. Конечно, не плохо знать, как строятся аккорды. Вы даже можете получать удовольствие, играя их. Будьте осторожны, добавляя более низкие ноты, и вдвойне осторожны при добавлении терций. Не бойтесь использовать звенящие и проходные ноты без глушения. Позвольте гитаре звучать!

Это был последний урок цикла. Надеюсь, Вы почерпнули для себя много полезного.

Источник

Элементарная теория для бас-гитары

Для записи музыки ещё до появления нот использовались особые знаки в европейской музыке – невмы, а в России – крюковое или знаменное письмо. Эти записи указывали направление мелодии, но были несколько несовершенны, т.к. в них не фиксировалась точная высота звуков. В первой половине XI века итальянец Гвидо д’Ареццо придумал обозначать каждый звук нотами, которым дал названия по первым слогам церковного гимна, посвященному святому Иоанну Крестителю. Гимн состоит из семи строк, а мелодия каждой строки все время начинается на тон выше по сравнению с предыдущей.

  • Ut queant la xis (Ут в дальнейшем для удобства проговаривания заменена на До)
  • Resonare fibris (Ре)
  • Mira gestorum (Ми)
  • Famuli tuorum (Фа)
  • Solve poluti (Соль)
  • La bii reatum (Ля)
  • Sancte Iohannes (Си)

Чтобы указать выше звучит та или иная нота или ниже, он стал их записывать на четырёхлинейном нотном стане. Впоследствии система дорабатывалась (добавилась пятая линейка, изменился внешний вид нот, ключи и прочее), и в современном виде она существует с XVII века. Запись звуков музыки осуществляется с помощью нотной строки. Она состоит из пяти параллельных горизонтальных линеек и называется нотным станом или нотоносцем.

Так как на нотном стане можно записать лишь ограниченное число нот, то для записи более высоких и более низких звуков применяются короткие добавочные линейки над или под нотным станом.

Чтобы избежать большого количества добавочных линеек, для записи нот для разных инструментов используют различные ключи, которые закрепляют за каждой линейкой нотного стана определённую высоту ноты. Самые распространённые три вида ключей:

1. Скрипичный ключ (ключ соль), для записи звуков среднего и высокого регистров (гитара, флейта, труба и др.).

2. Басовый ключ (ключ фа) для записи звуков низкого и реже среднего регистров (бас-гитара, контрабас, тромбон, туба).

3. Ключ до (альтовый и теноровый), соответствует ноте до первой октавы (скрипки, фагот, тромбон, иногда вокал)

Нотная партия бас-гитары записывается в басовом ключе. Музыкальный звукоряд состоит из семи нот, кроме названий которые обозначаются ещё и латинскими буквами.

В разных изданиях можно встретить разное обозначение ноты си: нота си как B, а нота сиb как Bb (или нота си как Н, а сиb как B). Наименьшее расстояние между двумя звуками называется полутон. А расстояние, образованное двумя полутонами, называется целым тоном. В звукоряде, состоящем из основных ступеней, полутоны образуются из звуком ми-фа и си-до. Расстояние между остальными соседними звуками составляют целый тон. Промежуточные звуки между нотами имеют производные названия от повышения или понижения этих звуков.

Повышение звука на полутон обозначается знаком # – диез, понижение на полтона –( b)– бемоль.

акое высотное равенство звуков с различными названиями именуется энгармонизмом. Повышение и, соответственно, понижение ноты на тон (или два полутона) имеют названия дубль-диез(x) и дубль-бемоль (bb ). Знак, отменяющий действие диеза и бемоля – бекар

Все эти знаки имеют общее название – знаки альтерации. Они ставятся перед нотой, к которой они относятся , а произносятся в обратном порядке (ре диез, ми бемоль). Кроме знаков альтерации при ноте, есть ещё ключевые знаки альтерации — это диезы и бемоли, которые стоят в начале нотного стана справа от ключа. Они влияют на ноты всей композиции и обозначают её тональность. Отменить эти знаки можно лишь бекаром, расположив его перед нужной нотой.

Расположение нот на грифе

Запомнить расположение нот на грифе бас-гитары поможет поэтапный разбор и разучивание. 1. Выучите ноты на открытых струнах.

  • 1 струна – G – соль
  • 2 струна – D – ре
  • 3 струна – A – ля
  • 4 струна – E – ми

Каждое занятие лучше начинать с настройки инструмента. Если вы пользуетесь электронным тюнером, при извлечении звука каждой струны как раз эти буквенные обозначения нот он должен показывать, если инструмент настроен правильно.

2. Хорошо выучите расположение всех нот на грифе до 5 лада.

Начните с запоминания диатоники (нот натурального ряда) – это ноты без диезов и бемолей (A, B, C, D, E, F, G). Обратите внимание, что есть строгая закономерность в расположении:

– соседние звуки (соседние лады) ми и фа (E – F), си и до (H – C), остальные располагаются через лад
– все ноты идут одна за другой в соответствии с алфавитом от A до G. После G цикл повторяется и снова следует A, но это будет уже более высокая версия ноты ля. Двигаясь по грифу, ноты повторяются в этой последовательности.
A – B – C – D – E – F – G
– или же аналогично за повторяющуюся последовательность можно взять по названию 7 нот: До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си (c-d-e-f-g-a-b). – запомнив интервал октава (наискосок через струну), можно легко найти такую же ноту звучащую выше или ниже.

Хорошо выучив расположение этих нот, вам не составит сложности определить оставшиеся промежутки между ними, т.к. между натуральными нотами находятся диезы (#) и бемоли (♭). Название ноты взятой выше от предыдущей обозначается как диез (например A открытая 3 струна → 1 лад это A#), а нота взятая ниже от предыдущей обозначается как бемоль (например D это 3 струна 5 лад → 4 лад будет D♭). Диезы и бемоли являются взаимозаменяемыми. Например, ноту между C и D можно записать как C# или как D♭.

3. Поиск всех одинаковых нот на грифе. Используйте как упражнение для себя поиск всех одинаковых нот на грифе. Например, на первом занятии найдите все ноты ми (E) на грифе, а на втором – ноту Соль (G) и так далее, отрепетировав настолько, что вам уже не нужно будет считать или слишком долго искать. Практикуя такой способ, вы будете знать расположение всех нот на грифе.

4. Играйте произведения по нотам. Музыка записывается при помощи нот, поэтому умение быстро читать ноты и находить их на грифе – отличный способ быстро выучить все ноты. Для самого начала подойдут небольшие простые этюды, а затем уже можно переходить к большим произведениям. Если вы смогли дойти до уровня «чтения с листа», когда глядя на нотный стан, вы будете находить нужные ноты на грифе прямо в процессе чтения, то вы отлично запомнили все ноты.

Такт и тактовый размер

Если сравнить музыкальную композицию с книгой, то как у книги есть отдельные главы, так и композиция состоит из крупных частей: интро, куплет, припев, проигрыш, соло, бридж (отступление), кода и возможны другие части. Абзацы текста можно сравнить с длинными музыкальными фразами или четверостишьями куплета или припева, предложения – с отдельными строчками куплета или припева, музыкальными рифами. А слова – с тактами, слоги и буквы – с нотами.

Так любое музыкальное произведение делится ритмически на отрезки – такты. Они отделяются друг от друга вертикальными тактовыми чертами. В начале каждого произведения на нотоносце рядом с ключом пишутся две цифры в виде арифметической дроби – это тактовый размер. Верхняя цифра указывает количество долей в такте, а нижняя – длительность одной доли.

Длина звучания каждой ноты обозначается значком её длительности. Самой большой длительности соответствует целая нота. Длительность, которая в два раза короче целой ноты, обозначается половинной нотой – . Очевидно, что две половинные ноты равны по длительности одной целой ноте. Все остальные ноты тоже обозначают доли целой ноты, полученные путём деления на две, четыре, восемь, и т.д. частей.

Самой простой и основной мерой длительности является четверть , когда звук продолжается (выдерживается) в течение одного удара или одного счёта. Поэтому самым распространённым размером для записи музыки является 4/4. Так, целые ноты содержат четыре четверти и их нужно выдерживать четыре счёта, половинные два счёта, четвёртые – один счёт, восьмые – на один счёт две ноты и т.д. Кроме звуков в музыкальных композициях используют паузы – временное молчание, перерыв в звучании. Каждой длительности ноты соответствует равная ей пауза.

Когда же нужно выдержать паузу в несколько тактов, чаще это встречается в ансамблевой и оркестровой музыке, то в нотной записи это обозначается тактовой (оркестровой) паузой. Оркестровая пауза записывается в виде черты с цифрой над ней, указывающей её продолжительность в тактах.

Помимо перечисленных длительностей, в музыке используются и другие их обозначения. Для увеличения длительности нот, в некоторых случаях применяют лиги – дугообразные линии, связывающие две одинаковые ноты. Длительность звучания ноты при этом равна сумме длительностей залигованных нот

Точка, поставленная справа у нотной головки, увеличивает указанную длительность на её половину.

Точки применяются и для увеличения продолжительности пауз – соответственно тому, как они применяются для увеличения длительности нот.

Табулатура

Для записи нот нередко используют табулатуру. Это упрощённая запись партии, где линии обозначают струны, а цифры на линейках – лады на грифе.

Для пяти- и шестиструнных бас-гитар табулатура состоит из пяти или шести линий соответственно. Совместно с нотной записью, табулатура помогает точнее передать аппликатурные особенности исполнения произведения (порядок расположения и чередования пальцев при игре)

Но использование только одной табулатурной записи для разучивания композиций имеет значительный минус. Он состоит в том, что сама табулатура не отражает длительности нот и пауз. И без знания ритмики оригинального звучания произведения довольно сложно воспроизвести партию правильно. Пример фрагмента бас партии Guns N’ Roses – Sweet Child O’ Mine в табулатуре:

Согласитесь, довольно сложно понять ритмику и сыграть правильно, не зная композиции. А вот пример того же фрагмента в нотной записи и табулатуре:

Знания о длительностях нот и паузах легко позволит исполнить данный фрагмент правильно. Поэтому, несмотря на временные трудности в изучении нот и длительностей, рекомендуется учащимся, которые хотят овладеть инструментом профессионально, заниматься тщательным изучением нотной грамоты. В дальнейшем это позволит быть универсальным музыкантом, который с лёгкостью сможет исполнить любую написанную партию, будь то в оркестре или профессиональном ансамбле.

Источник

Оцените статью