- Что такое тональность
- Тональности и их тонические трезвучия
- Мажорные тональности и их основные аккорды
- Минорные тональности и их основные аккорды
- Видео на тему «Тональность»
- Тональности и таблица аккордов
- Аккорды в тональности — таблица с примерами и описаниями, последовательность аккордов в тональности
- Виды аккордов
- Мажорные
- Минорные
- Уменьшенные
- Аккорды с задержанием
- С надстройками
- Тональность и ее ступени
- Аккорды входящие в тональность – таблицы
- Мажор
- Минор
- Паттерны аккордов в тональности
- Мажор
- Минор
- Возможные исключения
- Использование аккордов с надстройками
- Примеры аккордовых прогрессий
- Заключение
- Что такое тональность? Основные аккорды тональности.
Что такое тональность
Тональность – это определённый набор нот и ключевых знаков (диезов или бемолей), построенных от какой либо ноты. Можно также сказать, что тональность в музыке – это гамма, состоящая из семи нот. Тональности могут быть мажорного и минорного лада и построить их можно от любой ноты.
Перед Вами изображение нескольких тональностей. Они построены от разных нот. В названии тональности присутствует наименование ноты, от которой она построена и обозначение лада (мажор или минор).
Тональности и их тонические трезвучия
В большинстве тональностей присутствуют ключевые знаки, в некоторых нет. Немного разъясню понятие ключевых знаков.
У каждой тональности есть характерные для неё аккорды. Существует три основных аккорда. Тоническое трезвучие (T) – это основной аккорд тональности. По нему называют тональность, от него отсчитывают все остальные аккорды, им чаще всего начинается и всегда заканчивается песня. Тоническое трезвучие состоит из первой, третьей и пятой ступеней тональности. На картинке Вы можете видеть изображения тонических аккордов, соответствующих каждой тональности.
Второй основной аккорд тональности называется субдоминантой (S). Субдоминанта строится на четвёртой ступени тональности и состоит из трёх звуков.
И третий основной аккорд тональности – доминанта (D). Доминанта – это трезвучие, строящееся на пятой ступени тональности.
В тональности ля минор тоническим трезвучием будет Am, субдоминантой – Dm и доминантой E.
Для лучшего освоения вышеописанных аккордов приведу две таблицы тональностей.
Мажорные тональности и их основные аккорды
Минорные тональности и их основные аккорды
Всё вышесказанное есть на следующем видео:
Видео на тему «Тональность»
Источник
Тональности и таблица аккордов
Все песни написаны в каких-то тональностях. Их, как и нот – семь, а вместе с диезными (#) и бемольными (b) – двенадцать. Тональности бывают мажорные и минорные. Мажорные – это «весёлые» тональности, минорные – «грустные». Каждой тональности соответствует один «главный» тонический аккорд. Он построен от тоники – I ступени тональности. Он имеет ту же «окраску» что и тональность, т.е. для тональности До-мажор основным будет До-мажорный аккорд или в обозначении для гитары – С.
У каждой тональности есть так называемая параллельная её тональность. В ней те же самые ноты, но другая тоника и «окраска» её тоже другая. Они находятся друг от друга через одну ноту. Для тональности До-мажор (С), параллельной будет тональность Ля-минор (Am) и наоборот.
В песне обычно присутствует несколько аккордов. Это аккорды разных ступеней гаммы, как правило, I-й, IV-й и V-й. Они называются соответственно Тоника, Субдоминанта и Доминанта. Все они имеют ту же «окраску», что и основная тональность: для мажора – они все мажорные, для минора – минорные (за исключением V-й ступени). Также используются аккорды параллельных тональностей. Разберём на примере:
Тональность До-мажор (С), в ней могут быть использованы аккорды С, F, G, Am Dm и Em. Например, последовательность из песни «Звезда по имени Солнце»:
Белый снег, серый лёд на растрескавшейся земле. Одеялом лоскутным на ней. Город в дорожной петле.
Кроме параллельных тональностей есть ещё одноимённые. У этих тональностей общая тоника, но разная окраска и ноты (а соответственно и аккорды). Например, До-мажор (C) и До-минор (Cm). Аккорды одноимённой тональности встречаются в одной и той же песне гораздо реже. Часто их наличие говорит о переходе песне в её одноимённую тональность. Это бывает в сложных, джазовых пьесах.
Особое внимание заслуживает аккорд V-й, доминантовой, ступени тональности. Для его усиления он превращается в т.н. доминантсептаккорд, что усиливает его тяготение к тоническому аккорду. Он используется в конце куплета или припева, чтобы подчеркнуть нарастание напряжение перед тоническим аккордом. Переход «неустойчивого» доминантсептаккорда в тонический в музыке называется «разрешением».
Ниже приведена таблица аккордов для тональностей от основных семи нот:
Это есть общие сведения о тональностях и принципах построения аккордов и аккомпанемента к песням. Более подробно мы поговорим об этом в последующих статьях.
Источник
Аккорды в тональности — таблица с примерами и описаниями, последовательность аккордов в тональности
Начинающие музыканты часто используют один и тот же набор аккордовых последовательностей. Но вскоре юный гитарист замечает, что его композиции звучат однообразно и похожи друг на друга. Тогда он задается мыслью, а какие еще гармонии можно использовать для создания несложных песен или инструменталов. На помощь приходит информация об интервалах и созвучиях, которые они образуют. Особенно в этом может помочь таблица тональностей аккордов (её вы увидите на рисунках).
Виды аккордов
Ознакомимся с принципами построения как знакомых, так и малоизвестных (для новичков). Обозначения:
- Т – Тоника;
- 3 – Терция;
- Б – Большая (2 тона);
- М – Малая (1,5 тона).
Мажорные
Традиционно их звучание характеризуется как возвышенное и радостное. За счет чего образуются эти «солнечные» звуки? Чтобы получить мажор, нужно сочетать Т – Б3 – М3.
Например, в C-Dur (до-мажор) это будет C – E – G.
Минорные
Минорные соотносятся с тоской, печалью, грустью. Их можно построить, опираясь на последовательность интервалов Т – М3 – Б3.
Пример, в С-moll (до-минор) это будет выглядеть как C – Eb – G.
Уменьшенные
Уменьшенные в тональности обозначаются знаком dim.Строить их можно как от натуральных трезвучий, так и от септаккордов. Главное, соблюдать правильное построение.
Для обычных аккордов используется комбинация 1 – 3 – 5. А dim-трезвучия можно сформировать за счет уменьшения большего интервала. Это говорит о том, что вместо стандартного Т – Б3 – М3 будет использовано Т – М3 – М3.
Например, уменьшенный аккорд в «ля» будет выглядеть таким образом: A – C – Eb.
Аккорды с задержанием
Sus-аккорды – это особый тип трезвучий, внутри которых минорная или же мажорная терция заменяется на другой интервал. После подобной замены звук меняется, приобретая нейтральное звучание.
- sus₂ – в данном случае цифра 2 означает, что терцию заменили на секунду, то есть, вторую ступень;
- sus₄ – здесь же терция была заменена на кварту, то есть, 4 ступень.
Пример построения аккордов с задержание в до мажоре Csus2: C – D – G. Как это произошло? В обычном мажорном трезвучии были бы такие ноты C – E – G. Но в задержанном аккорде мы меняем 3 ступень (E) на вторую (D), то есть, на секунду. Как раз цифра «2» и указана в самом названии Csus2.
По аналогии строится Csus4: C– F – G (сменили 3-ю на 4-ю ступень, на кварту).
С надстройками
Самая объемная группа. Аккорды с надстройками еще именуют слешами. Это такие же трезвучия, но к ним музыкант добавляет еще одну дополнительную тонику из другого аккорда.
Одним из распространенных примеров является септаккорд, в котором к трезвучию добавляется ещё один звук. Также можно встретить перемещение 2, 5, 9 и даже 11, 13 ступеней. Как правило, ступени присоединяют на гамму выше, чем у основного трезвучия.
Тональность и ее ступени
Опытные музыканты уже знают, какие гармонии лучше поставить в той или иной тональности. Для начинающих часто является загадкой, почему играется именно эта гармония, а не другая. В музыке есть некоторые элементы математики. Присутствуют «формулы» в виде таблиц и последовательностей.
В каждой гамме есть ступени – от 1 до 7. Скажем, известная каждому схема «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» является ступенями До-мажорной гаммы. Дело в том, что для гармоничного звучания необходимо использовать ноты, которые входят в определенную тональность.
Ступени всегда начинают считать от тоники – она самая главная и устойчивая в ладу (основа аккорда). В До-мажоре будут ноты CDEFGAB, но в соответствии с кругом тональности, их же можно будет встретить и в Ля-миноре, только в иной последовательности.
Разумеется, бывают отклонения от нормы, многие жанры музыки шагнули за рамки классической гармонии. Но для начала хорошо изучить стандартные таблицы.
Как определить тональность песни? Ответ у нас на сайте в статье по ссылке.
Аккорды входящие в тональность – таблицы
На приведенных таблицах наглядно обозначена последовательность аккордов в тональности. Также указаны ступени, на которых они строятся. Таблицы удобны, прежде всего, для транспонирования мелодий. Также подойдут и для сочинения собственной музыки на начальных этапах.
Мажор
Минор
Паттерны аккордов в тональности
Взглянув на приведенные таблицы, можно выделить закономерности. Они помогают запомнить материал и вспомнить, куда и что нужно применить, не заглядывая в шпаргалку. Первое, что нужно усвоить начинающему гитаристу – в тональности присутствуют как мажорные, так и минорные аккорды. Чтобы более подробно разобраться во всем, стоит взять самые простые тональности До-мажор и Ре-минор.
Мажор
Устойчивые ступени в До-мажор (dur) – 1, 4, 5 – на них располагаются мажорные аккорды (такие же как и сами тональности).
Неустойчивые – 2, 3, 6 – на них минорные гармонии (moll):
На 7 (вводный тон) – уменьшенный.
Классический До-мажор – расположение нот
Минор
Здесь несколько сложнее:
- На устойчивых – 1, 4, 5 – минорные аккорды.
- На 3 ,6, 7 – мажорные.
- И на 2-ой – уменьшенный.
Возможные исключения
Не всегда обязательно ставить тот или иной аккорд на своё место. В некоторых случаях вы можете произвести замену. Но это возможно только в мажорных тональностях.
Так, чтобы сделать подобную замену, нужные трезвучия должны располагаться на 2-3 ступенях лада. Тогда получится вместо минорного аккорда сыграть мажорный, и при этом он будет подходить к тональности.
Использование аккордов с надстройками
При повторном круге гаммы (уже после 7 ступ-ни) находятся надстройки – 9, 11, 13. Их можно использовать для создания нон, децим и ундецим аккордов. Но важно помнить, что ноты обязательно должны входить в тональность.
Примеры аккордовых прогрессий
Для новичка показательными будут следующие примеры аккордовых прогрессий в тональности:
- Мажор: E – A – D, C – F – G — Hdim.
- Минор: Am – Fdim – Dm – Em, Em – E7 – Am – H7.
Заключение
Аккорды в тональности – не сложная тема в музыкальной грамоте. Здесь самое главное разобраться в том, какие есть ступени в тональности, запомнить основные интервалы, а также принцип построения трезвучий. Новичку может показаться эта тема сложной, потому ему в помощь идут специальные таблице. Выучив их, можно строить собственные трезвучия, добиваясь уникального звучания.
А как вы учились нотной грамоте? Самостоятельно или посещали музыкальную школу? Напишите в комментариях. Поделитесь статьей в социальных сетях и сохраните ее в закладках, чтобы не потерять.
Также рекомендуем посмотреть подобранные видео по нашей теме.
Как построить аккорды в тональности.
Функции аккордов в тональности (тоника, субдоминанта, доминанта).
Аккорды. Виды и принцип построения.
Источник
Что такое тональность? Основные аккорды тональности.
Как известно звуков в музыке семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
На каждом из звуков можно построить аккорд и он будет называться его именем. На звуке до – аккорд до, на звуке ре – аккорд ре.
Тональностью определяется, какой звук и аккорд главный. Если тональность ля-минор – главный аккорд ля-минор. Если тональность ре-минор – главный аккорд ре-минор.
Главный – он называется тоника. С него начинается тональность, он первый или аккорд первой ступени. Далее аккорд второй ступени, аккорд третьей ступени и так по порядку, всего семь.
Основные аккорды тональности расположены на первой, четвертой и пятой ступенях. У них есть свои дополнительные названия. Аккорд первой ступени – тоника. Аккорд четвертой ступени – субдоминанта. Аккорд пятой ступени – доминанта.
В каждой тональности свои основные аккорды. Их можно найти, посчитав от первого по порядку:
A B C D E F G A B C D
В тональности C это – C, F, G. В тональности D – D, G, A. И так далее.
В мажорной тональности – основные аккорды мажорные.
В минорной тональности – тоника и субдоминанта (первый и четвертый) минорные, а доминанта – может быть мажорной или минорной.
Тоника, субдоминанта и доминанта – аккорды первой, четвертой и пятой ступени. Это и есть легендарные три аккорда, на которых держатся все простые песни под гитару.
Другие статьи по теме:
- Теория музыки для чайников.
- Как подобрать аккорды, если знаешь мелодию?
- Ноты учить необязательно.
- Гитарный «бой»
- Как называются аккорды
- Каким «боем» играть? Разбор песни
Источник