Основы джаза для фортепиано

Джазовая гармония (часть 1)

Джазовая гармония достаточно часто воспринимается непосвященными в нее музыкантами, как некое таинство, мистическая, я бы даже сказал иллюминатная система, понятная только избранным и которая кардинально отличается от принятых в классической гармонии стандартов
Конечно же это не так…
Появление джазовой гармонии было бы невозможным без открытий таких гениев, как Дебюсси, Равель, Стравинский, Скрябин, Римский-Корсаков и многих других.

Джазовые музыканты раннего периода не были мастерами теории музыки или гармонии, поэтому большую часть аккордов они заимствовали из профессиональной музыки. И хотя джаз имеет характерные, узнаваемые черты в контексте гармонии, на самом деле они не так далеки от принятой академической системы.
Функциональная логика, строение аккордов, кадансы, соотношение аккордов и мелодии — все это в джазе очень похоже на то, что можно найти в академической гармонии.
Поэтому стоит начать с такого заявления:

джазовая гармония — тональна и функциональна.

Если взять сборник 1000 джазовых стандартов, то лишь 5-10 процентов от общего числа будут содержать небольшие элементы нетонального движения.

В остальном же, большая часть гармонических прогрессий будет опираться на стандартное движение TSD, завуалированное септаккордами и эллипсисами.
Для джазовой гармонии нехарактерно уникальное движение аккордов. Джазовая гармония это фонизм звучания, в первую очередь. Просто сыграйте аккорд Cmaj7, а затем Db maj – любой, даже далекий от музыки человек скажет, что это что-то джазовое. Если вы сыграете тоже самое трезвучиями, то эффект будет совсем другой.

Это указывает нам на то, что именно звуковой состав аккордов и их фонизм создают неповторимую, матовую, джазовую, ламповую атмосферу:)
Основа джазовой гармонии, как это не странно, гармонизация мажорной гаммы и в первую очередь свойственные ей тяготения. Достаточно просто спеть мажорную гамму вверх и вниз, чтобы почувствовать следующее:
1,3,5 – фундаментальны и не требуют разрешения. Это напоминание о давнем прошлом современной ладовой системы. Любая из этих нот в качестве устоя образует новый лад.

2 ступень стремится в тонику

4 ступень стремится в 3 ступень

6 ступень тяготеет в 5 ступень

Эти тяготения ступеней связаны не только с природой мажорного лада, но и с природой дочерних ладов, которые дают нам 3 и 5 ступень (Фригийский и миксолидийский соответственно).
Из курса классической теории вы также помните, что 2 ступень может разрешаться в 3, 4 в 5, а 6 и 7 ступень могут опосредованно разрешаться в 1 и 5 соответственно. Это фундаментальная основа тональной музыки.
Сведем это в наглядную схему:

Сравните это с буквами в языке. Словами же будут являться аккорды и их сочетания, которые мы рассмотрим.

Септаккорды

Первое, главное и фундаментальное отличие джаза от остальной музыки состоит в отношении к септиме. Для классической музыки септима это диссонанс, который должен быть разрешен. Соответственно трезвучие это устойчивый аккорд, а септаккорд это неустойчивый аккорд.

В джазе септаккорд это устойчивый аккорд и септима не должна никуда двигаться, скорее наоборот, разрешение в септаккорд рассматривается как устойчивое, а остальные аккорды базируются на основе септаккорда на основе надстроек, которые являются сущностью джазового гармонического языка.
Тем не менее, функциональность аккордов в джазовой гармонии сохраняется.

Функция или роль аккорда это то, что описывает характер его звучания и устремленность в движении гармонии. Тоника, субдоминанта, доминанта это три состояния аккорда в движении.

Первое состояние это покой или направленность во вне, второе состояние это неопределенность, третье состояние это направленность к разрешению. По сути, функциональность гармонии это то, что свойственно любому жизненному явлению. Мы можем либо быть в покое, либо быть активными, либо быть в состоянии между покоем и активностью.
Функции описывают состояние аккорда и его связь с предыдущим и следующим аккордом, что позволяет музыкантам прогнозировать гармонию композиции и легко импровизировать.

Тоника
Тоническая функция это дом, база, основа. То от чего все исходит и то к чему все возвращается. Это точка отсчета, с которой сверяются остальные аккорды и тональности. Для джаза такой точкой являются аккорды maj7, 6, 9/6. Большинство джазовых мелодий начинаются с тоники и заканчиваются на тонике.
Базовая идея тоники состоит в том, что один аккорд и одна нота являются базовыми, фундаментальными.
Субдоминанта контрастна тонике, но нейтральна по звучанию и подготавливает доминантовую функцию.

В джазе субдоминантовую функцию выполняет аккорд IVmaj или IV6. Из важных особенностей субдоминантовой функции стоит отметить то, что она расположена на чистую квинту ниже тонической. Субдоминанта содержит в своем составе звук тоники, но тем не менее представляет собой отдельную функцию, отличную по звучанию и от тоники и от доминанты, что связано с наличием в ней полутонового тяготения к 3 ступени от примы аккорд (IV) с одной стороны и слабого тяготения к 5 ступени с другой.

Именно тяготения IV ступени создает неустойчивое звучание субдоминантового аккорда, а наличие в его составе тоники делает его звучание не таким напряженным, то есть тоника сглаживает его тяготение и делает звучание нейтральным.
В джазовой гармонии звуки субдоминанты могут разрешаться как нисходящим движением, так и косвенным. В этом случае 6 ступень остается на месте.

Субдоминанта не является неустойчивой по следующим причинам:

1)В субдоминанте нет 7 ступени, которая является самой неустойчивой ступенью тональности

2)Субдоминанта связана с тоникой через 1 ступень входящую в состав аккорд S

3)Движение баса при разрешении в тонику от субдоминанты является квартовым, а не квинтовым, которое является более сильным в гармоническом тяготении

Однако гармоническое напряжение между субдоминантой и тоникой существует, что используется для создания последовательностей, о чем мы поговорим немного позже.

Доминанта
Задача доминанты заставить слушателя ожидать появление тоники, создать напряжение.
Аккорды 5 ступени является классическим примером доминантовой функции.
В состав 7 входят 2 самых неустойчивых звука лада это 7 и 2 ступени, кроме того в его составе есть 4 ступень. Все они неустойчивы и стремятся перейти в устойчивые звуки тонического аккорда. 5 ступень, которая является примой аккорда самая неустойчивая из устойчивых ступеней отстоит от тонического аккорда на интервал квинты, который является базовым в гармонических тяготениях. Все эти факторы являются определяющими в звучании аккорда доминанты. Наличие тритона между 4 и 7 ступени требует разрешения. Здесь мы видим классический вариант разрешения в трезвучие.

Для джаза более характерно использование 4-х звучных аккордов, поэтому 7 разрешается чаще всего так:

Здесь 7 ступень переходит в более нейтральную 6. Для создания более классического звучания возможен вариант в котором 7 ступень идет в 1, 5 ступень в 6, 4 в 5, 2 в 3

Источник

Джазовая импровизация на фортепиано

Упражнения для фортепиано по джазовой импровизации.

Пару недель назад я натолкнулся на видео англоязычного канала в Ютубе (NewJazz), в котором автор показывает простые и мощные упражнения по джазовой импровизации для фортепиано. Надо сказать, что я долго искал нечто подобное и вот тебе пожалуйста — нашёл! ) Я искал урок, в котором была бы не просто демонстрация импровизации и заучивание каких-то готовых музыкальных фраз, а некий инструмент, который позволял бы, не особо задумываясь, импровизировать в джазовом стиле.

И упражнения, которые приводит автор — просто БОМБА! ) Простые и мощные, использующие короткие шаблоны из 3х пальцев, позволяющие больше думать о красоте исполнения, нежели о том, как построить саму импровизацию. Имея в своём арсенале такой способ импровизации, всегда можно найти возможность применить эти знания практически в любом джазовом соло.

Зная о том, что многие из моих подписчиков не знают английский язык, или знают его не на таком уровне, чтобы суметь быстро понять, что говорится в уроке, я решил перевести субтитры к видео. Я договорился с автором видео и он включил возможность перевода субтитров на другой язык. Дня три я работал над переводом и наконец он готов!

Чтобы включить субтитры на русском языке, нажмите на «шестерёнку» в правом нижнем углу, далее «субтитры» и выберите русский язык. Включите отображение субтитров (кнопка слева от «шестерёнки») и наслаждайтесь видео с адекватным переводом! )

Напишите в комментариях, что Вы думаете об этом уроке? Интересна ли Вам вообще джазовая импровизация? Нужен ли Вам русскоязычный курс по джазовой импровизации моего производства? Стоит ли начинать его делать? )

38 комментариев к записи “Упражнения для фортепиано по джазовой импровизации.”

Классное упражнение. Понятно даже без перевода.

Перевод 2.37 — 3й палец ставим ! У вас 4й

Точно! Спасибо, что заметили! В принципе в видео видно, что там третий палец. Думаю, что никто не перепутает. Я изменил в субтитрах, но чтобы появилась новая версия, нужно, чтобы снова проверил автор видео. 🙂

Класс!
Спасибо за перевод!

Сергей, огромное спасибо за урок! Определенно стоит развивать направление обучения джазовой импровизации, было-бы интересно заняться )

Сергей! Очень интересно, большое спасибо. Продолжать нужно обязательно, будем ждать ваши дальнейшие уроки.

СпасиБо, Сергей и за видео, и за субтитры, и за Вашу работу!!))

Супер урок. Большое спасибо.

Мне очень нравится.Большое спасибо

Сергей ты просто Молодчина. Такое откопать. Очень признателен! Покорнейше благодарю!

Сергей, отличная находка!Спаоибо! Молодец!

Спасибо Сергей! Очень здорово!

Спасибо! Нужен курс! обязательно!

До невозможности простая методика, дающая совсем непростые результаты. Не верится, что никто не додумался до этого раньше.

Отлично, Сергей! Интересный урок. Уверена, что ваши занятия будут не менее увлекательны. Спасибо! Я уже пробовала научиться джазовой импровизации . Был такой курс на английском «All piano» (кажется так назывался…) Если найду у себя на компе, то пришлю точное название. Всё было прекрасно, но мне оказалось сложным играть разный ритм в двух руках одновременно. Имея за плечами классический ритм в целом одинаковый для обоих рук…Хотя и сонаты Бетховена имеют фрагменты разноритмической игры в двух руках одновременно… (С этим я справлялась). Возможно данная методика помогла бы с этой сложностью справиться… Жаль, что сейчас мне неначем играть. Разве летом смогу,в России. Удачи вам с разработкой своего курса по джазовой импровизации! Полагаю, что это будет востребовано. Джазовая импровизация «погружает в себя», расслабляет и завораживает движением. Это прекрасно!

Спасибо, что нашёл и поделился.Я думаю твой курс нужен и будет востребован.

Все очень интересно и полезно для развития. Я как раз параллельно и английский учить начал.Вот только тот урок джазблюз за который заплатил где то больше года назад, так и не смог открыть. Тогда интернет был плохой. Теперь усилил и кое чему научился как в музыке так и во владением комп. Могу попробовать еще раз если конечно опять платить не надо.

Сергей этот урок просто высший пилотаж. Это простая идея-теория о постановке трёх пальцев как мотора просто супер в соответствии физиологии руки. Такой курс очень нужен особенно хотелось бы разобраться в теории ладов какие общие ноты и выучить построение пентатоники от любой ноты. Огромное спасибо за работу.

Огромное спасибо! Вдохновляет!

Спасибо всем! Все комментарии читаю! )

Огромное спасибо, Сергей! Полезнейшее видео! Вы Молодцы!

Очень полезное видео и урок. респект !

Отлично! Спасибо! Жду следующее видео с переводом.

Посмотрел этот урок с удовольствием, много полезного «вынес». Немного трудновато стало, когда речь пошла о каких-то головоломках с ладами. Для знающего это — само собой разумеющееся. А для несведущего — сплошная «головная боль»: какие это там ноты на бумажке с кругами выстраиваются в лад и зачем мне это крутить в голове?
И ещё: когда его слушаешь, то интересно разнообразие. Но оно достигается не только за счёт наборов нотных шаблонов. Здесь есть разные ритмо-формулы, которые придают живое звучание. А иначе, если строго следовать за одними шаблонами, то было бы «мертво». А про разнообразие ритмов в мотивах как-то умолчалось.

Каждый в видео может почерпнуть только то, до чего может дойти головой на данном этапе. Ничего, что Вы ещё в ладах не сильно разбираетесь. Возьмите пока то, что лежит на поверхности и идите дальше. В уроке очень важно рассматривать какой-то один навык и с ним работать. С ритмом в данном уроке работа не предполагалась, поэтому и «умолчалось». Думаю, что это было сделано намеренно.

Вэтом упражнении убивается много зайцев быстро учатся пент минор. блюз гаммы и расклад аккорда пример сm-gm.

Классный урок! Спасибо за перевод. Помогай Вам Бог.

Вся физика в том, что это реально, просто упражнение, как он и сказал. Если сильно присесть на это..можно отупить свою джазовую мелодику..и пипец! Еще. конечно можно пустить пыль в глаза..тем кто не рубит в джазе. Музыканты четко вычисляют тех..кто лупит бездумно по пентатонике. Поэтому…не заигрывайтесь..и развивайтесь джазовыми словами и фразами великих..первое время.. а потом и свои придут слова и фразы. А пентатоника.это сироп. Много не добавляйте.

Супер! Очень интересно!

Спасибо Вам огромное за перевод.Это видео ответило на многие мои вопросы

Здравствуйте, да, через эти упражнения начинаешь понимать саму суть игры, без особых заморочек с теорией, главное постоянно тренироваться)

Да, и огромное спасибо за перевод)

Я уже давно для себя отметил , что момент понимания (осознания) одной и той же информации у разных людей ОЧЕНЬ сильно зависит от её подачи.
Учитель может знать материал, но донести до другого человека (ученика) , чтобы он всё понял так сказать «на пальцах» оказывается не так просто. Ранее я тоже искал литературу по джазовым аккордам и читал их. Но правильной подачи и технологии так рассказать , чтобы не оставалось никаких вопросов — не находил. Очень грубо и может не совсем удачно приведу пример — на эмблеме Бэтмена кто то видит саму чёрную летучую мышь, а кто то белые зубы в чьём то чёрном рту. Но один учитель будет рассказывать ТОЛЬКО про летучую мышь без дара
художественного мышления , другой же видя два образа может донести обе мысли до ученика. В этом и заключается правильная и понятная подача информации , как в этом видео.
Сергей Спасибо за перевод .
Классный материал.

Отличный урок — чётко, ясно и при этом креативно. С удовольствием посмотрю ещё)

Очень рада, что нашла Ваш сайт! Огромное спасибо за урок джазовой импровизации. Думаю, что курс такой импровизации будет пользоваться популярностью. Я долго собиралась и всё же всё время возвращаюсь, даже в свои 60 лет, к желанию снова играть самой на ф-но, тем более я бываю на джазовых концертах. Вот 11 марта будут в джаз-клубе Козлова на Балу свинга Большого джазового оркестра Петра Востокова! Вы занимаетесь очень нужным делом!

Это просто фантастика! Я не ожидала такой простоты понимания. Спасибо огромное!

Оставить комментарий

Поделитесь информацией о нашем сайте в социальных сетях:

Мы принимаем к оплате:

Многие думают, что научиться играть на фортепиано очень сложно и для этого просто необходим хороший преподаватель, который будет неусыпно следить за учеником. Конечно, грамотный преподаватель — это всегда большой плюс, но самое главное — это Ваше большое желание НАУЧИТЬСЯ ИГРАТЬ. Многие великие пианисты были самоучками, несмотря на то, что фортепиано всегда считался одним из самых сложных инструментов. Святослав Рихтер, например, начал карьеру пианиста ещё до того, как поступил в профессиональное учебное заведение, а до двадцати двух лет он оставался просто самоучкой. Рэй Чарльз стал слепым в семилетнем возрасте, но тем не менее, он стал одним из самых известных музыкантов США, перед которым преклонялись многие другие известные музыканты. Мишель Петруччиани считался одним из лучших джазовых пианистов Франции и имел орден почетного легиона, хотя не дотягивался даже до педалей, т.к. был карликом. Каждый из этих людей верил в себя и свой талант, несмотря ни на что и победил. Вы тоже сможете, если не будете сомневаться. Наша школа поможет Вам в этом.

Кое-кто скажет: «У меня нет музыкального слуха, поэтому играть на пианино я не смогу»! Это большое заблуждение. Человечество существует много тысячелетий и более или менее талантливые люди по отношению к музыке. Однако, если Вы слышите музыку, чувствуете её ритм и Вам хочется её сыграть, то нельзя сказать, что Вы «полный ноль». Многие не умеют петь то, что хотят спеть, но это уже касается в большей степени способности «управлять голосом», а не музыкального слуха. Огромное количество музыкантов отлично играют музыку, но абсолютно не умеют петь. Поэтому ничто не мешает Вам самостоятельно научиться играть на фортепиано, изучая видеоуроки и курсы нашей онлайн-школы фортепиано. Мы всегда оказываем помощь и поддержку нашим ученикам, а если в итоге у Вас ничего не получится и Вы будете недовольны качеством Вашего обучения, то мы полностью вернём Вам деньги.

Источник

Оцените статью