Основы джазовой импровизации для фортепиано

Основы джазовой импровизации

Каждый музыкант должен знать, как обозначается тот или иной аккорд. Для этих целей используются буквы, цифры и знаки.

Заглавные буквы или римские цифры означают основной тон, на котором строится аккорд.

Большая буква «M» — большой мажорный септаккорд (обозначается цифрой 7). Можно встретить и другое обозначение этого аккорда, а именно maj7 (англ. major — больший). Это означает, что аккорд содержит большую септиму и мажорное трезвучие.

Маленькая буква m — минорный септаккорд; m рядом с большой буквой — минорное трезвучие, m7 рядом с большой буквой — минорный септаккорд:

Знак «+» перед арабской означает повышение звука на 1/2 тона, знак «-» обозначает понижение на полтона:

Знак «диез» перед римской цифрой или после заглавной буквы означает повышение всего аккорда на 1/2 тона, знак «бемоль» — понижение на 1/2 тона:

Измененные звуки аккорда можно писать сверху справа от заглавной буквы или римской цифры. Прибавленные интервалы пишутся снизу справа
.

Цифра «9» означает прибавленную большую нону к основному тону аккорда, при этом септима всегда присутствует.

Цифры «6» и «9» говорят об аккорде с большой ноной и большой секстой (вместо септимы, но в случае употребления сексты в малом мажорном нонаккорде септима сохраняется). Большая секста прибавляется как к мажорному, так и к минорному трезвучиям.

Маленький кружок — септаккорд уменьшенный. Иногда можно встретить сокращенное обозначение dim (англ. diminished — уменьшенный).

Знак «+» рядом с большой буквой или римской цифрой означает увеличенный септаккорд. Можно встретить сокращенное обозначение aug. (англ. augmented — увеличенный).

Примечание. В английских обозначениях звука си вместо H употребляется В. Поэтому для обозначения си-бемоля после буквы В ставится соответствующий знак (бемоль).
На наших занятиях мы будем использовать метод цифрованного баса. Переход в дальнейшем к буквенным и цифровым обозначениям не представляет практически никакого труда.

Источник

Основы джазовой импровизации в классе фортепиано в ДШИ и ДМШ

Серьезной проблемой современного общества был и остается низкий уровень музыкальной культуры основной части населения. Однотипный подбор музыкального материала низкого художественного уровня на телевидении и радио оказывает постоянное негативное влияние на музыкальные запросы населения, на уровень бытовой культуры в нашей стране. Все это приводит к тому, что классическая в широком смысле музыка не входит в музыкальную сферу обитания современной молодежи, которой ближе танцевальная среда. Джазовая музыка входит в круг музыкальных интересов современной молодежи, как один из слоев музыкальной культуры, связанной с танцевальной сферой. Острая импульсивная ритмика и красочная гармония обусловливают ее достаточно легкое восприятие. В тоже время джаз в отличие от большинства современных популярных музыкальных направлений, отличающихся, как правило, музыкально- художественным примитивизмом, является искусством высокого художественного уровня.

Уровень общемузыкальной и специальной подготовки учащихся должен соответствовать определенным требованиям. Необходимыми условиями для занятий по импровизации являются:

1. Высокая степень природной музыкальной одаренности: основными компонентами которой являются память, чувство ритма, ладогармонический слух, эмоциональные отзывчивость и восприятие музыки.

2. Теоретические знания и практические навыки: усвоенный начальный курс джазовой гармонии; умение определять форму произведения; понятие аппликатуры, основных штрихов и, кроме того, необходимо иметь навыки чтения с листа.

3. Наличие творческой фантазии.

Задача педагога – выявить творческий потенциал ученика, пробудить желание работать над импровизацией, избавить от комплексов, вдохновить, и, в конечном счете, вызвать такую любовь к музыке и музицированию, чтобы воспринимать импровизацию, как высшую степень личностной свободы и художественного откровения.

4. Индивидуальный подход

Педагог инструментального класса – основной воспитатель учащихся. Именно он в первую очередь призван формировать и развивать эстетические воззрения и художественные вкусы детей, приобщать их к миру музыки и обучать их искусству исполнения на инструменте.

Скачать:

Вложение Размер
osnovy_dzhazovoy_improvizatsii_v_klasse_fortepiano_v_dshi_i_dmsh.doc 90 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОРОЛЁВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Детская хоровая школа «Подлипки» им. Б.А. Толочкова»

«Основы джазовой импровизации в классе фортепиано в ДШИ и ДМШ»

преподаватель по классу

Глава 1. Условия для занятий по импровизации 5

Глава 2. Практические занятия при подготовке к импровизации 7

Глава 3. Создание музыкальных интонаций и образов 14

3.1 Способы создания образов с помощью музыкальных интонаций 14

3.3 Импровизация в блюзе 15

Список использованной литературы 18

Джаз – род профессионального музыкального искусства, сложившийся на рубеже 19-20в. в результате синтеза европейской и африканской музыкальной культуры и утвердившейся первоначально в среде негров США.

Характерными чертами джаза являются импровизационное начало, специфическое звукоизвлечение на музыкальных инструментах, отличная от академической музыкальная фразировка, а также сложная многоплановая ритмическая структура и интонационный строй, допускающий отклонение от темперации. Формирование джаза тесно связано с развитием фольклора афроамериканцев, сложившегося в процессе взаимодействия художественных традиций потомков рабов, вывезенных из Африки, и культурой белого населения США, что нашло свое проявление в таких вокальных формах афро — американской музыки, как трудовые песни баллады, спиричуэлс и блюзы.

Серьезной проблемой современного общества был и остается низкий уровень музыкальной культуры основной части населения. Однотипный подбор музыкального материала низкого художественного уровня на телевидении и радио оказывает постоянное негативное влияние на музыкальные запросы населения, на уровень бытовой культуры в нашей стране. Все это приводит к тому, что классическая в широком смысле музыка не входит в музыкальную сферу обитания современной молодежи, которой ближе танцевальная среда. Джазовая музыка входит в круг музыкальных интересов современной молодежи, как один из слоев музыкальной культуры, связанной с танцевальной сферой. Острая импульсивная ритмика и красочная гармония обусловливают ее достаточно легкое восприятие. В тоже время джаз в отличие от большинства современных популярных музыкальных направлений, отличающихся, как правило, музыкально- художественным примитивизмом, является искусством высокого художественного уровня.

Джазовая музыка гармонически насыщенна, ритмически сложна, она рассчитана на достаточно высокий уровень восприятия. В отличие от большинства современных популярных произведений с навязчиво агрессивным ритмическим однообразием, джаз обращается к широкому спектру человеческих эмоций, развивает интеллект слушателей. Все это, в сочетании с доступностью восприятия, характерной даже для сложных форм джаза, делает джазовую музыку своеобразным переходным звеном от легкой музыки к серьезной и побуждает педагогов- музыкантов обратить пристальное внимание на образовательные и воспитательные возможности джаза.

Курс джазовой импровизации для учащихся инструментальных классов имеет цель дать знание основных ее закономерностей, как в теоретическом, так и в практическом плане на основе различных стилей и течений эстрадной и джазовой музыки 20 века.

Глава 1. Условия для занятий по импровизации

Уровень общемузыкальной и специальной подготовки учащихся должен соответствовать определенным требованиям. Необходимыми условиями для занятий по импровизации являются:

1. Высокая степень природной музыкальной одаренности : основными компонентами которой являются память, чувство ритма, ладогармонический слух, эмоциональные отзывчивость и восприятие музыки.

2. Теоретические знания и практические навыки: усвоенный начальный курс джазовой гармонии; умение определять форму произведения; понятие аппликатуры, основных штрихов и, кроме того, необходимо иметь навыки чтения с листа.

3. Наличие творческой фантазии.

Задача педагога – выявить творческий потенциал ученика, пробудить желание работать над импровизацией, избавить от комплексов, вдохновить, и, в конечном счете, вызвать такую любовь к музыке и музицированию, чтобы воспринимать импровизацию, как высшую степень личностной свободы и художественного откровения.

4. Индивидуальный подход

Педагог инструментального класса – основной воспитатель учащихся. Именно он в первую очередь призван формировать и развивать эстетические воззрения и художественные вкусы детей, приобщать их к миру музыки и обучать их искусству исполнения на инструменте.

Поступление ребенка сразу в две школы вносит в его жизнь коренные изменения. Происходит резкий переход от игровой деятельности, характерной для детей в дошкольный период, к учебной работе, которая требует от ребенка больших психических и физических усилий. Столкнувшись с большим объемом школьных заданий и целым потоком новой информации, дети начинают понимать, что учение – это, прежде всего, труд, требующий от них большого терпения, внимания, умственных усилий и различных самоограничений. Не все дети могут сразу приспособиться к такому режиму, поэтому у многих из них наступает разочарование.

Одной их причин падения интереса к занятиям у детей может быть однообразие изучаемого, преобладание в нем инструктивного материала или теоретических заданий, оторванных от практических занятий на инструменте.

Перед начинающим учеником нельзя ставить большое количество задач. Это нарушает основной принцип доступности и последовательности в обучении, вызывает непомерное психическое и физическое напряжение, которое приводит к появлению отрицательных эмоций.

Яркий эмоциональный тонус создает наиболее благоприятные условия для образования рефлекторных навыков. Если у маленького ребенка нет положительного тонуса, то новые рефлекторные навыки не образуются, а уже возникшие – не закрепляются.

Дети младшего школьного возраста не обладают устойчивым вниманием, поэтому изучаемый материал должен быть кратким по поставленной задаче, изучаемые произведения небольшими по протяженности.

В зависимости от уровня подготовки, степени одаренности и развитости каждого учащегося возможна корректировка учебных планов и задач. Основой для приобретения навыков импровизации является, прежде всего, индивидуальная предрасположенность учащегося к творчеству.

Глава 2. Практические занятия при подготовке к импровизации

В основе подготовки учащегося к импровизации – практические занятия с решением специально подобранных тем и задач. Учебный материал должен соответствовать индивидуальным особенностям ученика, уровню его общего музыкального развития и возникающим на каждой ступени этого развития новым педагогическим задачам. На всех этапах обучения необходимо в первую очередь развивать и совершенствовать чувство формы, ритмический и гармонический слух.

Занятия по импровизации проводятся, как правило, в индивидуальном порядке. Но в тех случаях, когда имеется возможность организовывать учащихся в небольшие ансамбли, целесообразно чередовать индивидуальные занятия с групповыми. Умение создать в классе подлинно творческую атмосферу, импровизировать, строить занятия при активном, заинтересованном участии учащихся – одна из основ успешной работы.

1. Музицирование в ансамбле.

Оно всегда вызывает живой интерес и помогает преподавателю проверить результаты своей педагогической работы и все то новое, что вносится в педагогический процесс. Следует учитывать особенности коллективной импровизации в ансамбле как коллективного творческого процесса, психофизическое состояние и эмоциональную совместимость в коллективном творчестве. Очень важно компоновать состав из учащихся примерно одного уровня, чтобы не нарушать так необходимого в коллективном творчестве равенства. В этом смысле каждого учащегося нужно сразу ориентировать не только на яркое соло, но и на яркий аккомпанемент, интересные подголоски и другие не лидерские функции, то есть на взаимопомощь и взаимную поддержку.

Следует также использовать фонограммы – минус, синтезаторы, которые во многих случаях заменяют аккомпанирующую группу и могут без устали работать, повторяя одни и те же задания, что на начальном этапе обучения решает многие психологические проблемы. При использовании аудиозаписей следует помнить, что импровизации выдающихся мастеров можно не только прослушивать и анализировать, но и использовать их в качестве фонограмм для музицирования.

Практический характер занятий по импровизации нужно совмещать с теоретическим обоснованием изучаемого материала, включая работу по слуховому и гармоническому анализу музыкальных произведений, письменные задания и упражнения. Письменные упражнения – вариации на тему, заготовленные импровизационные фрагменты – вызывают рост творческих способностей, пробуждают фантазию. Также следует прибегать к такой простой форме музицирования, как подбор на слух популярных тем и мелодий. Причем, педагог должен приучать ученика к максимально точному и выразительному исполнению музыки, независимо от того, играется она по нотам, подбирается на слух или импровизируется.

2. Содержательная часть курса по импровизации.

Круг теоретических вопросов, входящих в образовательный минимум может быть обозначен следующими темами:

1.Стиль, жанр и форма в импровизации.

2.Стабильность и мобильность музыкальных построений.

3.Фактура, элементы фактурного изложения, фактурное варьирование, фактурная стилистика.

4. Гармоническая основа импровизации. Каденционно – гармонические обороты.

5. Метроритм и метроритмическая конструкция в импровизации.

6. Тематизм и экспозиционность. Мелодическая интонация и форма.

7.Тональность и модальность. Политональность. Стиль и импровизационная техника.

Учитывая творческий характер курса импровизации, следует рассматривать примерный тематический план лишь как рекомендуемый круг тем, в определенной последовательности затрагиваемых в процессе обучения, а не как обязательную программу. Подробность и углубленность изучения каждой темы зависит от конкретных методических задач.

Содержательную часть курса следует предварить историческим обзором, в котором следует проследить пути развития искусства джаза, импровизационных форм музицирования в истории музыкальной культуры.

Особое внимание следует уделить знакомству с различными джазовыми стилями, подробно остановиться на жанрах фортепианной концертной и танцевальной музыки, основанной на традиционном блюзе: традиционный блюз, буги – вуги, ритм – энд – блюз, ранний рок -н- ролл.

3. Гармония в джазе.

Традиционно гармонии в джазовой импровизации уделяется большое значение. Джазовая импровизация немыслима без четкой гармонической схемы. Блюз и вся основанная на нем музыка имеет весьма строгую и постоянную структуру. Пьеса состоит из небольшого(2- 4 такта) вступления, нескольких квадратов, и также небольшого окончания.

Квадрат ( период, рефрен, куплет, хорус) в блюзе, в свою очередь, тоже имеет четкую схему. Это – строго 12 тактов. Состоящих из трех частей, которые соответствуют по формуле – ААВ. Существуют и другие схемы, но подавляющее большинство блюзов используют именно эту.

Гармонически эта схема имеет несколько разновидностей, но некоторые элементы не меняются никогда:

1. Такт всегда начинается с тоники;

2. Такт – тоника или субдоминанта;

3. Такт всегда начинается с тоники;

4. Такт начинается с субдоминанты;

5. Такт всегда начинается с тоники;

6. Такт почти всегда начинается с доминанты;

7. Такт всегда начинается с тоники;

8. Такт, а значит, и весь квадрат, очень часто заканчивается на доминанту.

В реальности музыканты почти всегда используют различные варианты начальной гармонической схемы. Это связано с тем, что в блюзе широко используется импровизационный стиль игры, и небольшие изменения аккордовой схемы позволяют разнообразить ограниченный набор гармонических средств. В процессе обучения нужно постоянно обращаться к типовым схемам, вырабатывая у учащегося опыт стандартных построений на основе любых тематических конструкций. Стандартная гармоническая схема рано или поздно приводит к гармоническому варьированию, обогащению сетки путем усложнения аккордов, использования побочных и альтерированных тонов, проходящих и вспомогательных септаккордов и необходимости ритмического оформления аккомпанемента. Задача педагога – научить разумному обоснованию введения и использования гармонических средств, как способов создания того или иного образа.

Гармония джаза основывается на европейской функциональной системе. Мажорно – минорный лад остается в джазе той основой, на которой зиждется джазовая гармония. Каждый начинающий джазовый музыкант должен четко знать гармонические обозначения. Для обозначения аккордов используются буквы, цифры, знаки, также ступеневые обозначения аккордов, записанные римскими цифрами.

На одном из начальных этапов обучения можно совместить изучение способов гармонической расшифровки цифровых обозначений с принципами арпеджио в импровизационной технике. Следует ориентировать ученика на специфический подход к проблеме использования, а именно, пропуска тонов в том или ином сложном аккорде. Подход этот заключается в конкретной передаче функционального смысла аккорда путем использования четырех самых необходимых для аккордового звучания тонов – основного (бас) характерных ( септимы, ноны, альтерированных тонов).

Параллельно с освоением джазовой аккордики необходимо развивать функциональное мышление и увязывать структуру каждого аккорда с его функцией. В качестве простейшего упражнения можно разучить до автоматизма простую басовую линию в блюзовой гармонической сетке левой рукой и правой рукой играть аккорды соответственно функциональной схеме.

Для джазового импровизатора существуют, как минимум два гармонических правила:

— жесткая функциональная схема;

— реальное звучание аккордов и их последовательность в подразумеваемой схеме.

Если чувство метра, как правило, является врожденным, то чувство ритма можно развить и воспитать в процессе обучения. Наиболее очевидным способом такого воспитания в начальной стадии является ритмическое оформление аккомпанемента в зависимости от жанра. Следующим этапом может быть освоение синкопирования как универсального ритмического средства, которое обучающийся импровизатор может использовать и гармоническом аккомпанементе, и а мелодическом соло, и басовой линии.

5. Шагающий бас в блюзе, буги.

Первое, чего нужно добиться, легко и автоматически играть левой рукой простую басовую линию в блюзовой сетке. Темп должен быть очень ровным, пульс – упругим. Это большая проблема и решить ее можно одним путем: всегда заниматься с метрономом, и очень много заниматься в медленных темпах.

Развивая метроритмический слух учащегося необходимо избегать одной распространенной ошибки. Ни в коем случае нельзя останавливаться, сбиваться с метро – ритмической основы. Нужно научить ученика пропускать « испорченное место» и играть далее, а ошибку пытаться исправить при повторении квадрата. Для этих целей эффективно использовать метроном, аккомпанемент синтезатора, фонограммы З- минус а, также, музицирование с педагогом или в ансамбле. Таким образом воспитывается внутреннее ощущение непрерывности музыки.

Занимаясь синкопированием, следует обращать внимание на атаку звука, артикуляцию и акцентирование. Синкопирование ведет к ритмическому варьированию и постепенному отстранению ритма от ритмической основы. На этом этапе можно подойти к ощущению свинга как метро – ритмического мышления и способа музицирования джазового музыканта. Так называемый «свинговый пульс» — одна из визитных карточек блюза, джаза и буги. Под этим подразумевается неодинаковость длительности первой и второй восьмой в каждой четвертной доле такта. В блюзе и свинге длительность каждой из пары этих восьмых зависит от темпа, в котором играется пьеса. В очень медленных темпах первая восьмая в два раза длиннее второй, в очень быстрых темпах первая восьмая длится столько же, сколько и вторая. А в промежутке между этими темпами соотношение плавно меняется, что зависит от многих причин – характера пьесы, стиля, индивидуальности исполнителя. Более важным и точным является освоение свинга через ритмический аккомпанемент. Затем свингование используется на этапе изучения басовой линии. И лишь после этого следует правильное понимание и использование этого приема в мелодических построениях.

Умение быстро, правильно и со вкусом строить басовую линию – ключевой момент в искусстве джазовой импровизации. «Блуждающий» бас, а также импровизационное соло в басу подчинены системе использования основных и характерных тонов на единицу метрического разделения квадрата. Иначе говоря, учащийся должен освоить несколько простых правил построения басовой линии и в своих импровизациях стараться их придерживаться:

  1. Основные тоны преобладают на сильных, а характерные тоны – на слабых долях такта.
  2. Направление поступенного или арпеджированного обыгрывания функции внутри такта с использованием блюзовых, альтерированных, проходящих и вспомогательных диатонических и хроматических тонов определяется стремлением к основной доле следующего такта.
  3. Ритмический рисунок баса соответствует метрическим долям, и иногда чередуется сбивками в виде синкоп или ритмического дробления.

Работая над басовой линией можно ознакомить ученика с приемом, вносящим разнообразие в цепочку однородных построений, а именно – с мелодико – ритмической сменой, чередованием (ротацией). Особенно важны правила ротации в чередовании четвертей и использовании восьмых долей между ними. При соединении басовой линии с аккомпанементом вводится понятие полиритмии.

Практически освоив и с легкостью импровизируя басовую линию по любой гармонической сетке, можно соединять бас с аккордовым аккомпанементом.

Аккомпанемент типа «бас – аккорд» называется «страйд». В басовой линии часто встречаются децимы, которые играют приемом арпеджато, снизу вверх (иногда наоборот), при этом первая нота (верхняя или нижняя) берется за счет предыдущей доли.

Источник

Оцените статью