Основы музыкального исполнительства фортепиано

Рабочая программа «ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА» (фортепиано)

специалист в области арт-терапии

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Железногорская детская школа искусств»

Управление культуры администрации г.Железногорска

УП.01 . «ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО

дополнительной общеразвивающей программы в области

музыкального искусства ПО.01.«Фортепиано»

(4-летний срок обучения)

Данная рабочая программа по учебному предмету «Музыкальное исполнительство» (фортепиано) является основным компонентом дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Фортепиано» для МОУДО «ЖДШИ» и разработана с учётом требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации, и сроку обучения в качестве образовательной программы. Цель программы — наиболее полная реализация музыкального потенциала учащихся в современном образовательном пространстве.

I .ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА стр.4;

II .СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ стр.6;

III .ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ стр.9;

IV .ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. СИСТЕМА ОЦЕНОК стр.13;

V .МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА стр.14;

VI .СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр.19.

Фортепиано является одним из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный фортепианный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.

Дополнительная общеразвивающая программа направлена на совершенствование многих свойств личности ребёнка, призвана дать учащимся общее музыкальное развитие.

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Основная задача программы — определить объём обязательных знаний и навыков для овладения учениками инструментом; привить любовь к музицированию, научить самостоятельно разучивать и выразительно исполнять фортепианные произведения, развивать умение чтения нот с листа.

Данная программа составлена на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в детских школах искусств.

Программа предпо­лагает использование методик преподава­ния, соответствующих возрастным и индивидуальны­м особенностям учащихся. Она рассчитана на четырёхлетний срок обучения. Возраст детей, приступающих к освоению программы, 6 – 12 лет.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося. Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно.

Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьёзным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.

Задачами предмета музыкальный инструмент «Фортепиано» являются:

— ознакомление детей с фортепиано, исполнительскими возможностями и разнообразием приёмов игры;

— формирование навыков игры на музыкальном инструменте;

— приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

— приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;

— формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;

— оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

— воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;

— воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретённых на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

— словесный (объяснение, беседа, рассказ);

— наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

— практический (освоение приемов игры на инструменте);

— эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объём недельной нагрузки может быть увеличен.

Источник

Программа по учебному предмету «Основы музыкального исполнительства (фортепиано)»дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства

специалист в области арт-терапии

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования

«Медвенская детская школа искусств»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

(срок обучения 4 года)

Рабочая программа по предмету

Основы музыкального исполнительства

I . Пояснительная записка 4 стр.

Содержание учебного предмета 9 стр.

Требования к уровню подготовки учащихся 19 стр.

Формы и методы контроля, система оценок 20 стр.

Методическое обеспечение учебного процесса 23 стр.

Список учебной и методической литературы 26 стр.

I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного процесса, его место

и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в детских школах искусств.

Обучение игре на фортепиано занимает особое место в музыкальном образовании ребенка. «Игра на фортепиано — движение пальцев; исполнение на фортепиано — движение души. Обычно мы слышим только первое» (А. Рубинштейн). Познание мира на основе формирования собственного опыта деятельности в области музыкального искусства позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает развить его эстетические чувства. При этом освоение фортепианной техники не требует от начинающего пианиста значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая интересная игра. Обширный и разнообразный фортепианный репертуар включает музыку различных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования.

Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения.

Возраст детей, приступающих к освоению программы — 6 с половиной – 13 лет.

Занятия фортепианным музицированием развивают музыкальное мышление, расширяют музыкальный кругозор обучающихся, готовят их к восприятию музыкальных произведений в концертном зале, театре, формируют коммуникативные навыки.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 34 недели в год.

Сведения о затратах учебного времени, график аттестации

Вид учебной работы, форма

Затраты учебного времени,

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» при 4-летнем сроке обучения составляет 272 часа. Из них: 136 часов – аудиторные занятия, 136 часов – самостоятельная работа .

Недельная нагрузка в часах:

1 — 4 классы – по 1 час в неделю.

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

1-4 классы – по 1 часа в неделю.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и м елкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи учебного предмета

создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.

приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями; * приобретение знаний основ музыкальной грамотности основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

*воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования на инструменте, стремления к практическому использованию приобретенных знаний, умений и навыков игры на фортепиано .

Программа содержит следующие разделы:

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

распределение учебного материала по годам обучения;

описание дидактических единиц учебного предмета;

требования к уровню подготовки обучающихся;

формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

— словесный (объяснение, беседа, рассказ);

— наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

— практический (освоение приемов игры на инструменте);

— эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации

Реализация программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» обеспечивается:

доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам аудио записей;

учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв.м., оснащенными пианино.

В образовательной организации созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

II . СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебная программа по предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» рассчитана на 4 года. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет обучающимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.

Содержание учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» соответствует направленности общеразвивающей программы на приобщение обучающихся к любительскому музицированию.

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов обучающихся.

Для продвинутых обучающихся, а также с учетом их возрастных возможностей разрабатывается и используется более высокий уровень сложности программных требований.

Требования промежуточной и итоговой аттестации

1 полугодие (декабрь):

2 полугодие (апрель — май):

2 разнохарактерных произведения

2 разнохарактерных произведения

2 разнохарактерных произведения

2 разнохарактерных произведения

2 произведения (одно из них полифония или крупная форма)

Прослушивание (декабрь), выпускной экзамен (май)

3 произведения — полифония, крупная форма, пьеса

Первый год обучения

Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами игры, знакомство со штрихами non legato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владение основными видами штрихов.

Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из «Школы игры на фортепиано» под ред. А.Николае ва или Хрестоматии для 1 класса (сост. Б.Милич) и других сборников для первого года обучения игре на фортепиано.

Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строением тонического трезвучия. Знание понятий: скрипичный и басовый ключи, длительности, размеры, мажорная, минорная гамма, тональность, ключевые знаки и другие.

Гаммы До, Соль –мажор, ля минор отдельно каждой рукой в одну октаву. Аккорд — тоническое трезвучие с обращениями — отдельно каждой рукой. Игра несложных этюдов.

За год обучающийся может выступать на классных и академических вечерах. Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных выступлений выставляются педагогом в I и III четвертях, по полугодиям –проводится промежуточная аттестация в виде зачета с оценкой.

Примерные репертуарные списки

Пьесы полифонического склада

Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах» (по выбору)

Корелли А. Сарабанда ре минор

Моцарт В. Менуэт Фа мажор

Моцарт Л. Бурре ре минор, Менуэт ре минор

Скарлатти Д. Ария

Гнесина Е. «Фортепианная азбука»

«Маленькие этюды для начинающих»

Лешгорн А. «Избранные этюды для начинающих» соч.65

Школа игры на фортепиано под общ. ред. А.Николаева: этюды

Галынин Г. «Зайчик».

Гретри Ф. Серенада

Гречанинов А. Соч.98: «В разлуке», «Мазурка»

Глинка М. Полька

Кабалевский Д. «Клоуны», «Маленькая полька»

Любарский А. «Курочка».

Майкапар А. Соч.28:»Бирюльки», «В садике», «Пастушок».

Моцарт В. А. Аллегро си бемоль мажор.

Роули А. «В стране гномов».

Руббах А. «Воробей»

Салютринская Т. «Ивушка», «Ёлочка».

Штейбельт Д. Адажио

Примеры переводных программ

Старокадомский М. «Веселые путешественники»

Польская народная песня «Висла»

Майкапар А. «В садике»

Второй год обучения

Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки.

Начальные сведения о полифонии. Знакомство с музыкальными произведениями крупной формы.

Аттестация проводится в конце каждой четверти: в 1 и 3 четвертях по результатам текущего контроля и публичных выступлений, во 2 и 4 четвертях проводится промежуточная аттестация в виде зачета с оценкой .

За год обучающийся изучает:

4 разнохарактерные пьесы,

1-2 произведения полифонического стиля,

гаммы До, Ре, Соль мажор двумя руками, ля минор 3-х видов отдельными руками в 2 октавы, аккорды, арпеджио к ним отдельными руками, хроматическая гамма отдельными руками.

Примерные репертуарные списки

Произведения полифонического склада

«Школа игры на фортепиано» (под общ. ред. А.Николаева):

Арман Ж. Пьеса ля минор

Аглинцова Е. Русская песня

Кригер И. Менуэт

Курочкин Д. Пьеса

Левидова Д. Пьеса

Бах И.С. Полонез соль минор; Бурре

Моцарт Л. Волынка; Бурре; Менуэт

Гендель Г.Ф. Менуэт ре минор

Гедике А. Ригодон

Телеман Г.Ф. Гавот

Гедике А. 40 мелодических этюдов, соч. 32, 1 ч.

Гнесина Е. Фортепианная азбука

Беркович И. Этюд Фа мажор

Гурлит М. Этюд ля минор

Майкапар А. Этюд ля минор

Лекуппэ Ф. Этюд До мажор

Черни-Гермер Этюды №№ 1-15 (1 тетр.)

Шитте Л. Этюды соч. 108 №№ 1,3,5,7

Беркович И. 25 легких пьес: «Сказка», «Осенью в лесу»

Гайдн Й. Анданте Соль мажор

Гедике А. Русская песня, соч. 36

Гречанинов А. Соч. 98. Детский альбом (пьесы по выбору)

Соч. 123. Бусинки (по выбору)

Григ Э. Вальс ля минор, соч. 12

Куперен Ф. «Кукушка».

Майкапар А. «Пастушок», «Мотылек», соч. 28

Накала Е. « Танец дикарей».

Чайковский П. «Мой Лизочек», «В церкви»

Шостакович Д. Марш

Шуман Р. Соч. 68. Альбом для юношества: «Мелодия», «Марш», «Первая утрата».

Примеры переводных программ

Гедике А. Этюд ля минор

Левидова Д. Пьеса

Шитте Л. Этюд соч. 108 № 17

Гендель Г.Ф. Менуэт ре минор

Чайковский П. «В церкви»

Третий год обучения

Формирование пианистической техники. Упражнения в виде различных позиционных фигур. В 3 классе можно включать в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения (П.Чайковский «Болезнь куклы», А.Гречанинов «Грустная песенка» и др.).

Формирование навыков полифонической игры. Расширение образного строя исполняемого репертуара. Работа над произведениями крупной формы.

За год обучающийся должен освоить:

4 разнохарактерные пьесы,

1-2 полифонических произведения,

1 часть произведения крупной формы,

гаммы Ля, Фа мажор; ля, ре, ми минор 3-х видов, аккорды и арпеджио по 4 звука к ним двумя руками в 2 октавы, хроматическая гамма отдельными руками.

Примерные репертуарные списки

Произведения полифонического склада

Александров Ан. «Кума»

Арнэ Т. Полифонический эскиз

Бах Ф.Э. Маленькая фантазия

Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги, 1 тетр.:

До мажор, ре минор, Фа мажор;

Полонез соль минор, Ария ре минор, Менуэт ре минор

Гедике А. Фугетты соч. 36: До мажор, Соль мажор

Гендель Г.Ф Ария

Пёрселл Г. Сарабанда

Моцарт Л. 12 пьес под ред. Кувшинникова:

сарабанда Ре мажор, менуэты Ре мажор, ре минор

Чюрленис М. Фугетта

Бертини А. Этюд Соль мажор

Гедике А. 40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32

Гедике А. Соч. 58 «Ровность и беглость»

Лешгорн А. Соч. 65 №№ 4-8,11,12,15

Лемуан А. Этюды соч.37 №№1,2

Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1,2

Шитте Л. Соч. 108 №№ 14-19

Диабелли А. Сонатина

Кулау Ф. Сонатина До мажор

Моцарт В. Сонатина До мажор № 1, 1 ч.

Александров Ан. 6 пьес: «Когда я был маленьким»

Тюрк Д.Г. Песенка

Гедике А. Русская песня

Александров А. Новогодняя полька

Гайдн Й. Анданте

Волков В. 30 пьес для фортепиано: «По волнам», «Вечер»

Гедике А. Соч. 36 №№ 21,23,31

Гречанинов А. «На лужайке», Вальс

Григ Э. Вальс ми минор

Дварионас Б. Прелюдия

Моцарт В.А. 14 пьес: № 8

Майкапар А. Избранные пьесы: «Утром», Гавот, Песенка

Свиридов Г. «Ласковая просьба»

Сигмейстер Э. Блюз

Хачатурян А. Андантино

Чайковский П. Марш деревянных солдатиков

Шуман Р. Соч. 68 «Марш», «Смелый наездник»

Примеры переводных программ

Черни-Гермер Этюд № 21, 1 тетрадь

Дварионас Б. Прелюдия

Лешгорн А. Этюд соч. 65 № 11

Чайковский П. Полька из «Детского альбома»

Четвертый год обучения

Развитие навыков самостоятельной работы обучающегося на доступном учебном материале (по трудности на два класса ниже). Изучение полифонических произведений с опорой на тембральное звучание голосов. Совершенствование фортепианной техники. Работа над осознанной художественной интерпретацией музыкального образа, стиля, формы музыкального произведения.

В конце I полугодия проводится прослушивание выпускной программы. Итоговая аттестация проводится в виде экзамена, на котором выпускники исполняют три произведения: полифонию, произведение крупной формы и пьесу (наизусть).

За год обучающийся изучает:

4 разнохарактерных пьесы (в том числе кантиленного и виртуозного характера);

1- 2 полифонических произведения;

часть произведения крупной формы.

Гаммы: Си, Ми мажор и си, ре минор 3-х видов, аккорды и короткие арпеджио к ним , хроматическая гамма от нескольких звуков в две октавы

Бах И.С. 12 пьес из нотной тетради Анны Магдалены Бах (на выбор)

Бах И. С. 12 маленьких прелюдий , Двухголосные инвенции

Гедике А. Инвенция

Глинка М. Четыре двухголосные фуги

Корелли А. Сарабанда ми минор

Лядов А.-Зилоти А. «Четыре русские народные песни»: Мясковский Н. Соч.33 «Легкие пьесы в полифоническом роде» Пахельбель И. Сарабанда фа-диез минор Пёрсел Г. Клавирная музыка: Печаль королевы, Марш, Ригодон Скарлатти Д. Менуэт ре минор

Тигранян В. Инвенция

Беренс Г. Соч.61 и 88 «32 избранных этюда» Беркович И. Маленькие этюды №3 37, 38, 44, 45, 50 Бертини А. Соч. 100 Этюды №№ 2, 7, 12, 22 Бертини А. Соч.29 «28 избранных этюдов» Геллер С. Соч.47 Этюды :№№ 3, 8, 11, 21 Дювернуа Ж. Соч. 176 Этюды №№ 9, 13, 23, 14, 24. Лак Т. Соч. 172 Этюды №№ 1, 2-6, 8 Лекуппэ Ф. Соч. 24 Этюды №№ 12, 14, 16, 17, 19. Лемуан А. Соч.37 Этюды 4. 5, 8, 11, 12, 15, 16, 20-23. Лешгорн А. Соч.66 Этюды (по выбору), соч. 136, №№ 2-5,9,10,12

Черни К. «Избранные фортепианные этюды», под ред. Гермера, т.2 Шитте Л. Соч. 68 «25 этюдов» (на выбор)

Бетховен Л. Сонатина Фа мажор 1-2 ч Бетховен Л. Вариации на швейцарскую тему Бетховен Л. Соч. 49 Соната Соль мажор, N20 Ванхаль И. Рондо Ля мажор Гайдн И. Шесть сонатин Пасторальная сонатина №2 Гендель Г. Сонатина Си-бемоль мажор Кабалевский Д. соч. 27, Сонатина ля минор Клементи М. Соч.36 Сонатины Фа мажор, Ре мажор Клементи М. Соч. 36 № 2 Сонатина Соль мажор Кулау Ф. Соч.42 вариации соль мажор, Соч.55 № 1 Сонатина до мажор Моцарт В. Сонатины: №6 До мажор, №4 Ре мажор Чимароза Д. Сонаты Соль мажор, ля минор Шуман Р. Соч. 118 Детская соната Соль мажор

Барток Б. Сборник «Детям» (по выбору)

Бетховен Л. Весело-грустно

Гедике. А. Соч.8 Миниатюры (по выбору)

Глиэр Р. В полях, Ариэтта Дварионас Б. Маленькая сюита Майкапар С. Соч.8 Токкатина, Мелодия («Маленькие новеллетты»)

Мак-Доуэлл Э. Соч.51. Пьеса ля минор

Прокофьев С. Соч.65 «Детская музыка»: Утро, Прогулка, Марш, Раскаяние, « Ходит месяц над лугами»

Скарлатти Д. » Пять легких пьес»

Чайковский П. Соч.39 Детский альбом: «Шарманщик поёт», «Камаринская»

Эгейс К. «Русская песня», «Праздник».
Эшпай А. «Перепёлочка».

Примеры итоговых программ:

И. С. Бах. Маленькая прелюдия №7 ми минор .

И. Гайдн. Сонатина Ре мажор, I часть.

Р. Шуман. Дед Мороз.

Д. Циполи. Фугетта ми минор.

Л. Бетховен Сонатина Фа мажор, 1 часть

П.И. Чайковский. Камаринская

III . ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результатом освоения программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» является приобретение

обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

навыков исполнения музыкальных произведений;

умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;

умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

знаний основ музыкальной грамоты;

знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;

знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

навыков публичных выступлений;

навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.

IV . ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости обучающихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» являются:

текущий контроль успеваемости обучающихся,

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и носит стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник обучающегося. В них учитываются:

отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;

качество выполнения домашних заданий;

инициативность и проявление самостоятельности — как на уроке, так и во время домашней работы;

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Формой промежуточной аттестации являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки.

Итоговая аттестация При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Формой итоговой аттестации по учебному предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» является экзамен.

Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок обучающегося, осваивающего общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте.

При оценивании обучающегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном и подборе аккомпанемента;

степень продвижения обучающегося, успешность личностных достижений.

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Критерии оценивания выступления

предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу

программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, недостаточно убедительное донесение образа исполняемого произведения

программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен

Если обучающийся не справляется с указанными требованиями программы, ему предоставляется возможность пересдать промежуточную аттестацию в более поздние сроки.

незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

V . МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Методические рекомендации преподавателям

Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к любительскому музицированию.

Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к обучающимся, учитывающих оценку их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровень подготовки.

Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей обучающихся, полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка позволяют следующие методы дифференциации и индивидуализации:

разработка педагогом заданий различной трудности и объема;

разная мера помощи преподавателя обучающимся при выполнении учебных заданий;

вариативность темпа освоения учебного материала;

индивидуальные и дифференцированные домашние задания.

Основной задачей применения принципов дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных учениками знаний. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала обучающимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую оказывает преподаватель посредством показа на инструменте.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных обучающихся зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара. Целесообразно составленный индивидуальный план, своевременное его выполнение так же, как и рационально подобранный учебный материал, существенным образом влияют на успешность развития обучающегося.

Предлагаемые репертуарные списки, программы к зачетам, включающие художественный и учебный материал различной степени трудности, являются примерными, предполагающими варьирование, дополнение в соответствии с творческими намерениями преподавателя и особенностями конкретного ученика.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения подготавливаются для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана обучающегося.

На заключительном этапе обучающиеся имеют опыт исполнения произведений классической и современной музыки, опыт сольного и ансамблевого музицирования. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков обучающийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются, в том числе, при подборе на слух.

Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей обучающихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений.

VI. СПИСКИ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список учебной литературы

Артоболевская А. Первая встреча с музыкой . М., Сов. композитор , 1992

Хрестоматия маленького пианиста . М., Сов. композитор , 1991

Баренбойм Л., Перумова Н. Путь к музыке . Л., Сов. композитор, 1988

Барсукова С. А. Пора играть, малыш! Для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ

Бах И. С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.. Музыка, 2012

Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги ред. К. Черни , К., Музична Украина, 1973

Бах И.С. Инвенции, ред. Ф. Бузони, М., Музыка, 1980

Беренс Г. Этюды для фортепиано . М., Музыка, 2005

Ветлугина Н. Музыкальный букварь.М., Музыка,1987

Гайдн Й. Избранные сонаты для ф-но . Вып. 1 М.,Музыка, 2011

Гайдн Й. Избранные сонаты для ф-но. Вып. 2 М.,Музыка, 2010

Гнесина Е. Фортепианная азбука М., Музыка, 2003

Гнесина Е. Избранные пьесы для ф-но. М., Советский композитор, 1990

Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып. 1,2 М., Музыка, 2011

Здравствуй, малыш. Вып. 2 для уч-ся мл. и средних кл. ДМШ, Сост. О. Бахмацкая ,М., Советский композитор, 1986

Калинка. Уч. Пособие для уч-ся 1-2 кл. ДМШ, вып. 1 и вып. 2 для уч-ся 2-3 кл. сост. А. Бакулов, К. Сорокин, М.. советский композитор, 1991

Кончаловская Л. Нотная азбука К., Музична Украина ,1985

Лемуан А. 50 характерных и прогрессивных этюдов. Соч.37/М.,Музыка,2010

Лешгорн К. Этюды для ф-но. Соч. 65,66/М.,Музыка,2005

Малыш за роялем. Сост. И. Лещинская, В. Пороцкий, М.. «Советский композитор», 1986

Милич Б. Маленькому пианисту/ изд. Кифара,2012

Милич Б. Фортепиано 1,2,3класс / изд. Кифара,2011

Фортепиано 4 класс/Кифара.

Моцарт В. Шесть сонатин/М.,Музыка,2011

Первые шаги маленького пианиста: песенки, пьесы, этюды и ансамбли для первых лет обучения. Сост. Г.Баранова, А.Четверухина. М., Музыка,2012 Педагогический репертуар. Хрестоматия для фортепиано 1класс. А. Бакулов и К. Сорокин, М., Музыка,1990

Педагогический репертуар. ДМШ 2 класс. Хрестоматия для фортепиано А. Бакулов и К. Сорокин, М., Музыка,1991

Педагогический репертуар. Хрестоматия для фортепиано 3 класс Н. Любомудрова, К Сорокин иА. Туманян, М., Музыка,1985

Педагогический репертуар. Хрестоматия для фортепиано 3 класс, А. Баркулов и К. Сорокин, М.,Музыка1991

Педагогический репертуар. Хрестоматия для фортепиано 4 класс ДМШ Н. Любомудрова, К. Сорокин и А. Туманян, М., Музыка,1985

Педагогический репертуар. Хрестоматия для фортепиано 4 класс, А. Бакулов и К. Сорокин, М.,Музыка 1990

Педагогический репертуар. Хрестоматия для фортепиано «Пьесы» 5 класс, вып.2.,Н.Кончевский, М., Музыка1985

Педагогический репертуар. Хрестоматия для фортепиано 5 класс «Произведения крупной формы» вып.1., И. Антрыпко. А. Батагова, Ф. Виноградова, М.. Музыка 1991

Педагогический репертуар. Хрестоматия для фортепиано 5 класс «Пьесы» вып.2. И. Антыпко, А. Батагова, Ф. Виноградова. М., Музыка 1991

Педагогический репертуар. Хрестоматия для фортепиано 5 класс «Полифонические пьесы», вып.1. . И. Антыпко, А. Батагова, Ф. Виноградова. М., Музыка 1991

Пианист. Шаг за шагом, 1 кл. ,1 часть, сост. И. Рябов, С. Рябов, К., Музична Украина, 1991

Рыбкин Е. « Веселый ковбой» Пьесы и этюды для фортепиано; Белгород,2007

Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор.1973

Смирнова Т. И. Интенсивный курс. Пособие для преподавателей, детей и родителей. Нотное приложение. Тетрадь 1. 1994г..

Фортепианная техника. 4-7 кл., Натансон В., Дельнова В., Малинников В.. М., Музыка, 1983

Фортепианная техника в удовольствие. Сборник этюдов и пьес. Ред. О. Катаргина 1-5 класс

Чайковский П. Детский альбом. Соч.39 / М.,Музыка,2006

Черни К. Избранные этюды. Ред.Г.Гермера / М..Музыка, 2011

Шитте Ф. 25 этюдов. Соч.68/М.,Музыка,2003

Школа игры на ф-но. Сост. А. Николаев, В. Натансон, Л. Рощина М., Музыка,2011

Шуман Р. Альбом для юношества. М. Музыка, 2011

Юдовина-Гальпнрина Т. Большая музыка- маленькому музыканту. Лёгкие переложения для фортепиано. Альбомы 1-5 К. Санкт-Петербург

Юный пианист. Л. Ройзман, В. Натансон , вып.1для начальных кл. ДМШ, М., «Советский композитор», 1987

Юный пианист, Л. Ройзман, В. Натансон, Вып. 2 для средних кл. ДМШ, М., «Советский композитор», 1992

Список методической литературы

Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано – М., 1978

Асафьев Б. Григ — Музыка, Л., 1984

Аберт Герман Моцарт, Монография М., Музыка, 1990

Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л., 1987

Бочкарева Н. П. Применение психологических знаний в практической деятельности музыканта- педагога .-М., 1981.

Браудо И. Артикуляция , Л., 1961

Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста, 1971

Голубовская Н. Искусство педализации, Музыка, Л., 1974

Зарецкая И. « Детский альбом» П. И. Чайковского в педагогическом репертуаре музыкальных школ М.,1972

Зимин П. История фортепиано и его предшественников. М., 1968

Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М., 1988

Милич Б. Воспитание ученика- пианиста. Изд. Кифара, 2002

Малинковская А. Современные зарубежные композиторы в репертуаре фортепианных классов музыкальных школ. М.- 1974

Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры . М. – 1987

Рябов И., Мурзина Е. Воспитание и обучение в ДМШ. Фортепиано 1 класс, М.-У. -1988

Савшинский С. Пианист и его работа, Классика – XXI ,М., 2002

Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и многом другом. М., 1997

Тимакин Е. Навыки координации в развитии пианиста. – М., 1987

Источник

Читайте также:  Виртуальное пианино river flows in you
Оцените статью