Основы музыкальной грамоты чтение нот пение по нотам с тактированием

Урок музыки и пения в 3 классе «Расположение нот на нотном стане»
план-конспект урока по музыке на тему

Цель: Используя здоровье сберегающие технологии на уроках музыки — развивать музыкальные способности; через активную творческую деятельность — способствовать закреплению интереса детей к музыкальным занятиям. В игровой форме урока закрепить знания нотной грамоты.

Скачать:

Вложение Размер
raspolozhenie_not_na_notnom_stane.docx 54.59 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»

Урок музыки и пения в 3 классе.

«Расположение нот на нотном стане»

Разработала и провела

учитель музыки и пения

Урок с использованием здоровье сберегающих технологий построен с учётом:

2.Использование средств наглядности.

3.Обязательное выполнение гигиенических требований.

4.Благоприятный эмоциональный настрой.

5.Организация для обучающихся динамической паузы направлены на обучение элементарным приёмам здорового образа жизни.

6.Правильная посадка на уроке, правильная позиция при пении.

7.Проведение на уроке физкультминуток, физкультпауз, зарядки для глаз.

Цель: Используя здоровье сберегающие технологии на уроках музыки — развивать музыкальные способности; через активную творческую деятельность — способствовать закреплению интереса детей к музыкальным занятиям. В игровой форме урока закрепить знания нотной грамоты.

Обучающая – познакомить обучающихся с расположением нот на нотном стане; активно использовать метод вокалотерапии , через лечебное воздействие гимнастики А.Н.Стрельниковой (использование элементов дыхательной гимнастики)

Развивающая – развивать творческое мышление и воображение; развивать интерес к музыке; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.

Воспитательная – уметь говорить о музыке, применяя музыкальные термины; пополнять словарный запас; вовлечь обучающихся в активную деятельность.

  • Метод импровизации;
  • Репродуктивный метод;
  • Игровые методы;
  • Пластическое интонирование;
  • Объяснительно-иллюстрированный метод;
  • Метод общения
  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему урока.
  3. Повторение теоретического материала.

4. Разгадывание ребусов.

5. Дыхательная гимнастика.

7. Работа по карточкам.

9. Закрепление песни

10. Знакомство с новой песней

11. Подведение итога урока

12 Домашнее задание и рефлексия.

Оборудование и оформление: синтезатор, доска, презентация, комплект «Угадай песню» (разрезанные листы с тактами песен), ребусы, ноты-загадки, нотные листки с записанными ритмическими рисунками, карточки для игры.

Дети заходят в класс под музыку.

1. Организационный момент.

Приветствие учителя и учеников (в музыкальной форме).

«-Прозвенел звонок, начался урок.

-Добрый день, ребята!

Разрешаю тихо сесть.
Тсссс, секреты мира здесь.
Прозвенел уже . (звонок),
Начинается . (урок) –
Интересная наука
О чудесном мире звуков.
К нотам тянется рука,
Ведь урок наш – . музыка!

2. Введение в тему урока.

“Сказка о мудрой сове”

Чтобы попасть в царство музыкального языка – нужен КЛЮЧ.

Жила в лесу очень мудрая и добрая Сова.
всем лесным жителям она помогала. И вот…
Как-то прилетела к ней птичка – серенькая невеличка,
Плакать, вздыхать начала и речь такую повела:
– Добрая Сова помоги, от беды меня убереги.
Все знают, что я пою каждое утро песенку свою.
Я с ней солнышко встречаю, ему проснуться помогаю
Но сегодня злые пауки спрятали все ноты в сундуки.
И сундуки те на замки закрыли,
А ключи от замка в земле зарыли,
Без песенки я жить не могу. Как солнышку теперь я помогу?

– Не горюй, я выручу тебя из беды, — успокоила ее сова. Взяла она ветку, начертила на земле нотоносец и начала на нем что-то рисовать, приговаривая:

Я сначала нарисую закорючку вот такую.
Дольше линию продлю, на верхушке закруглю,
Ой, какой-то вышел гусь. Я чуть-чуть его боюсь.
Нет! Я сделаю вот так: чтобы был не гусь, а знак,
Быстро линию прямую жирной точкой завершу я.
Вот и вышел ключ отличный, а зовут его скрипичный
И второе имя есть, напишу его я здесь: Ключ соль.

Запомни птичка – серенькая невеличка, он называется так потому, Что начало завиточка на второй рисую строчке,- где пишется нота соль. Бери. Птичка, этот ключ и лети к паукам сундуки открывать. Как только подлетишь к ним, послушай сначала, в каком из них твои нотки звучат, тогда тот сундук и открывай.

Поблагодарила птичка добрую сову и полетела за нотками.

Вот так помогла сова птичке вернуть ее песенку.

Учитель называет тему урока и ставит цели.

3. Повторение теоретического материала. (Что такое музыка? Где мы встречаем музыку? Чем записывается?)

Повторение: Веселая нотная грамота.

Есть у каждой ноты дом.
Где живешь ты нота “до”?
– Здесь на маленькой скамейке, на добавочной линейке.
Нота “ре”, где живешь? Где ты песенки поешь?
Отгадай сумейка – под первою линейкой.
Смотри, запомни и пойми – пропела нота “ми” –
Не хочу высоко лезть, мне хорошо и здесь.
Между первой и второй – “фа” глядит в окошко.
Между первой и второй – тесно ей немножко.
На второй линейке “соль” с нотой “фа” встречается.
Если скажешь “фа” и “соль” – что же получается?
А вы меня заметили? Спросила нота “ля” –
Между второй и третьей пою я песню детям –
Ля-ля-ля…
А на линейке третьей — “си”, на самой серединке,
Споет, когда не попроси, так звонко без запинки.
Под четвертой, выше третьей ноту “до” опять мы встретим.
“До” вверху, “до” внизу – малышам забава.
Мы споем от “до” до “до” –
Получится октава.

4. Разгадывание ребусов.

5. Дыхательная гимнастика:

  1. Греем ладошки.
  2. Одна рука на живот, другая за спину – дышим.
  3. В том же положении дышим часто (дышит собачка)
  4. Надуваем шарик.
  5. Сдуваем шарик (на букву – с)
  6. Шум леса (на слог – ши – руки вверх)
  7. Нюхаем цветок.
  8. Задуваем свечу.

Гимнастика Стрельниковой А.Н.:

Это одно из упражнений системы оздоровления А.Н.Стрельниковой. Оно носит название «Ладошки».

Встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и покажите ладони зрителю. Делайте короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом. Затем руки опустите, и отдохните 3-4 сек. – пауза.

Сделайте ещё 4 коротких шумных вдоха и снова пауза. Активный вдох носом – неслышный выдох через рот. Плечи в момент вдоха неподвижны! Упражнение «Ладошки» можно делать стоя и сидя.

6. Распевка: «Петь приятно и удобно». )

( повторение правил пения сидя и стоя )

(при исполнении распевки дети поют 1-й куплет сидя, а 2-й куплет — встают на модуляцию исполняемого сопровождения на один тон выше. )

1.Если хочешь сидя петь –

Не садись ты как медведь.

Спинку выпрями скорей,

Ноги в пол упри смелей!

Припев: Раз — вдох, и запел,

Птицей звук полетел.

Руки, плечи — всё свободно-

Петь приятно и удобно!

2.Если хочешь стоя петь –

Головою не вертеть.

Встань красиво — подтянись

И спокойно – улыбнись!

Учитель: Представьте ребята, что мы с вами отправились в лес на прогулку с весёлой песенкой, а лесное эхо нам помогало.

Ход игры: Дети внимательно слушают песню и по четыре раза повторяют последний слог фразы в нисходящем движении мелодии с ослаблением звучания голоса.

Чей, чей, чей, чей,

Среди леса и полей

Лей, лей, лей, лей.

К речке, озеру, куда?

Не угнаться за тобой!

Будет грустно без тебя,

7. Работа по карточкам.

Запись нот на нотном стане

Учитель: Солнце светит! Не зевай!

Из – за парт скорей вставай!

Повернись, не ленись

Влево, вправо наклонись.

А теперь оглянись,

Тому, кто сзади улыбнись!

Дети, ну-ка не балуйте,

Лучше танец вы станцуйте!

Танец-игра «До, ре, ми…»

На урок опять настройтесь.

9. Закрепление песни «Наша бабушка».

— повторить слова и мелодию;

10. Знакомство с новой песней «Солнышко смеется»

— провести беседу о содержании песни;

— разучить мелодию и слова припева.

Учитель : Что нового вы узнали на уроке?

Что ещё хотели бы узнать?

Учитель объявляет оценки за работу на уроке.

12. Домашнее задание . Нарисуй песню. ( Рисунки к песне «Солнышко смеется»)

Учитель: Ребята, а сейчас покажите с каким настроением вы уйдёте с урока?

(На экране рисунки с изображением разной мимики). Дети выбирают тот, который соответствует их настроению.

Из лучиков выкладывают на доске солнышко.

Учитель: До свидания! (поёт)

Дети: До свидания! (поют)

( Дети выходят из класса под музыку).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека». В.А. Сухомлинский Наличие дефекта умственно-отсталых школьников проявляе.

В ходе урока дети узнают новые музыкальные инструменты, приобретают дирижёрские навыки. Закрепляют исполнительские навыки на народных инструментах, пения в хоре и индивидуально. Учащиеся закрепл.

Конспект и презентация (итогового) открытого урока музыки и пения «Три «кита» в музыке» для детей с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

Методическое пособие «Оценка знаний, умений, навыков учащихся на уроках музыки и пения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида».

Конспект урока музыки «Музыка осени».

В материале представлен конспект урока музыки и пения в 6 классе в школе — интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

«Педагогические условия организации работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки. Урок музыки и пения в начальном звене 2-4 класс».Учитель музыкиО.Ю. Манькова.

Источник

Урок музыки в 4 классе. Тема: Музыкальная грамота.
план-конспект урока по музыке на тему

План-конспект урока музыки в 4 классе. Тема: Музыкальная грамота.

Скачать:

Вложение Размер
muzykalnaya_gramota._osnovy_muzykalnoy_gramoty._klyuchevye_znaki_i_tonalnosti_do_dvuh_znakov._chteni.docx 480.84 КБ
muzykalnaya_gramota.pptx 1.86 МБ

Предварительный просмотр:

4 класс. Музыка. 4 урок. 1 четверть.

Тема: Музыкальная грамота.

Основы музыкальной грамоты. Ключевые знаки и тональности. Чтение нот.

— сформировать представления о музыкальной грамоте — записи нот;

— разнообразии знаков в музыке, несущие в себе смысловую значимость;

— сформировать интерес к музыкальному письму.

— развитие представления о музыке, как об искусстве, которое имеет свои законы и правила письменности.

— воспитание уважения к культурному музыкальному наследию прошлого разных народов.

— воспитание потребности в общении с музыкальным искусством, стремления к музыкальному самообразованию;

— приобщение к музыке как к эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений;

— развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).

— формирование развития музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

— формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— формирование эстетической потребности, ценности и чувства, как результата освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

— целеполагание в постановке учебных задач, в опоре на имеющийся жизненно-музыкальный опыт при восприятии музыкальных и художественных произведений;

— коррекция и оценка собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников .

— освоение основных понятий урока путём включения учащихся в различные виды практической деятельности (слушательской, музыкальной, исполнительской);

— выполнение логических действий, работа с информацией (сопоставлять и отбирать информацию, анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты).

-расширение представлений учащихся о музыкальной изобразительной культуре;

— умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки.

— научится понимать ключевые понятия и термины (нотный стан, скрипичный и басовый ключ, интервал октава, бекар, бемоль, диез, тональность);

— приобретут интонационно-слуховой опыт на основе метода визуального и слухового сравнения.

нотный стан, скрипичный и басовый ключ, интервал октава, бекар, бемоль, диез, тональность

Музыка, русский язык

  1. Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. «Музыка» 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений — М.: Просвещение, 2012.
  2. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Уроки музыки. Поурочные разработки 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2012.
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki

Метод визуального и слухового восприятия.

Беседа, работа в тетрадях, слушание и анализ музыкальных произведений, индивидуальная работа, фронтальная, групповая.

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний.

3. Постановка учебной задачи. Введение в тему.

4. Изучение нового материала.

5. Первичное осмысление и применение изученного материала

6. Подведение итогов урока, рефлексия.

I Организационный. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создание доброжелательной атмосферы, способствующей сотрудничеству.

Задача: мотивировать обучающихся к учебной деятельности

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

— Добрый день дорогие ребята! Сядьте удобно, закройте глаза и повторяете за мной: «Я в школе, я разведчик, всё замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к новым знаниям».

Обучающиеся приветствуют учителя. Выполняют указания учителя: садятся на свои места и проговаривают текст.

II Актуализация знаний. Определение темы урока.

Цель: создание условий для формирования мотивации к учению

— актуализация знаний обучающихся,

— вовлечь в определение темы урока.

— давайте вспомним о чём мы говорили на предыдущих уроках.

— мы продолжаем знакомиться с загадочным и интересным миром музыки. А почему «загадочным»? Ответим на этот вопрос в конце урока.

— Взгляните на экран и постарайтесь определить тему урока, зашифрованную в ребусе.

— Правильно «Музыкальная грамота»

Беседа, ответы детей на вопросы учителя:

— о песнях наров мира…

III Постановка учебной задачи.

Цель: вовлечь учащихся в постановку учебных задач.

Задачи : вовлечь в определение целей урока.

Открываем тетради и записываем тему урока.

— на каком уроке мы говорим о грамоте, что это слово обозначает?

— а что ещё означает это слово?

Раз в русском языке грамота обозначает «Правильно писать», то что же предстоит нам узнать на уроке музыке?

— нам предстоит узнать на уроке:

Как записывают музыку, какие знаки и символы записи музыки существуют.

Мы запишем ноты, и будем с вами учиться читать нотную запись.

Беседа. Слушают учителя.

Дети записывают тему урока в тетрадь.

— на уроке русского языка

— когда кого-то награждают.

— как правильно записывать музыку

IV Изучение нового материала.

Цель: создание условий для знакомства с новым материалом

-способствовать формированию ассоциативного мышления;

-развивать у учащихся способность к художественному восприятию произведений музыкального ннародного искусства;

-создать условия для пробуждения у учащихся чувства восхищения при общении с искусством и сопричастности с ним.

Рассказ учителя. Работа с раздаточным материалом. Объяснение нового материала.

Возьмите листочки на вашем столе. Все записи мы будем делать на нотных линеечках – нотном стане.

Прежде, чем записать мелодию из нот, композитор в начале нотного стана поставит ключ. Скрипичный ключ или басовый:

И только потом напишет ноты композитор, сочиняя музыку Ключ – это как заглавная буква в предложении, без которой мы бы не знали, где начало предложения, а где конец.

Взгляните звукоряз наш начинается и заканчивается нотой ДО. Этот интервал (расстояние между звуками) называется ОКТАВА.

На клавиатуре у нас есть и чёрные клавиши, в нотной записи это может быть знак ДИЕЗ, БЕМОЛЬ, БЕКАР.

Знаки при ключе дают нам определённую тональность. ТОНАЛЬНОСТЬЮ мы называем высотное положение музыкального лада. А как мы уже с вами знаем в музыке есть два основных лада: МАЖОР и МИНОР

Беседа. Слушание учителя. Чтение. Работа с раздаточным материалом. Запись в тетрадь.

V Осмысление и применение изученного материала

Цель: создание условий для воспитания у учащихся чувства восхищения произведениями искусства

-развивать образное, творческое мышление учащихся.

Беседа, вокально-хоровая работа.

— Мы с вами узнали как записывают ноты, а теперь попробуем прочитать мелодию…

Читают по нотам знакомую песню. («Маленькой Ёлочке»)

VI Проверка домашнего задания.

VII Подведение итогов урока, рефлексия.

Цель: создание условий для рефлексивной деятельности учащихся.

Задача: обобщить визуальное и слуховое восприятие произведений искусства.

— Что вы сегодня узнали на уроке?

Рефлексия: нарисуйте на своих листочках «Смайл» соответствующий вашему настроению после урока, а рядом напишите почему?

— Я узнал на уроке….

VII Домашнее задание.

Петь татарскую народную песню «Кубялягем». Знать определения музыкальных терминов: нотный стан, скрипичный и басовый ключ, интервал октава, бекар, бемоль, диез, тональность

Источник

Читайте также:  Секрет не переживай аккорду
Оцените статью