Основы сольфеджио для гитары

Теория музыки для гитаристов

В этом разделе приведены основы теории музыки: звуки, звукоряд, октавы, гаммы, лады, построение аккордов, тональность, запись и чтение нот и табулатур.

Расположение нот на грифе гитары

Эта статья полезна будет новичкам, чтобы сориентироваться в расположении нот на грифе шестиструнной гитары в стандартном строе.

Как читать табулатуры

Распространенные варианты записи табулатур. Запись приемов игры в табулатурах.

Советы начинающим бас гитаристам

Несколько советов, следуя которым, можно значительно повысить свой уровень игры на бас гитаре.

Создание басовой линии

Иногда возникают ситуации, когда вашей группе необходимо срочно исполнить малознакомую, например, эстрадную песню. В любом источнике без труда можно найти подробную последовательность аккордов. Для ритм-гитары этого достаточно. Информации по басу, как и по барабанам, намного меньше. Что делать?

Техника игры на бас гитаре

Если Вы решили играть на бас гитаре, и находитесь в самом начале пути, то несколько советов должны помочь в освоении инструмента

Музыкальные интервалы

Мелодический и гармонический интервал. Простые и составные интервалы. Обращение интервалов. Понятия консонанс и диссонанс.

Читайте также:  Розенбаум вальс бостон фортепиано ноты для фортепиано

Гаммы, лады и пентатоника

В этой стать рассмотрены гаммы, диатонические лады и пентатоника. Это необходимо знать, если Вы хотите играть осознано.

Обозначение пальцев, ладов и струн гитары

Обозначение пальцев ладов и струн гитары, принятые в записи композиций для гитаристов.

Запись нот

Нотное письмо. Обозначение высоты звука, его длительности, такта композиции, темпа, пауз.

Звукоряд, октавы и ноты

Что такое звукоряд и октава. Натуральный звукоряд. Наименование октав и нот.

Музыкальные звуки.

Что такое музыкальный звук и его характеристики.

Источник

Сольфеджио для начинающих за 15 минут. Часть I

Расскажу о базе, которую хорошо бы знать любому музыканту . Мы называем ее «сольфеджио».

Что такое сольфеджио?

Сольфеджио — это дисциплина, предназначенная для развития музыкального слуха . Она изучает ноты, октавы, ключи, длительности, интервалы и т. д.

С помощью музыкальных диктантов, подбора на слух и анализа можно сильно улучшить свои навыки вокалиста.

Всего нот семь, их условные обозначения придется выучить:

Если у вас не фортепиано, вы можете скачать приложение на телефон или на ваш компьютер, чтобы заниматься сольфеджио.

Что такое октава?

Октава — музыкальный интервал, состоящий из 8 ступеней (6-ти тонов или соответственно, 12-ти полутонов)

Кстати — физическая частота колебаний верхней ноты в октаве ровно в 2 раза выше нижней! Поэтому 2 ноты октавы звучат так. похоже, хотя и отличаются по высоте.

Есть еще одно важное понятие — звукоряд . Так называют последовательности звуков, расположенных в восходящем и нисходящем порядке в сольфеджио.

Октавы на фортепиано

Всего октав на фортепиано «почти» восемь :

  • cубконтроктава (эта октава неполная, начинается с «ля» и имеет всего 3 ноты);
  • контроктава;
  • большая октава;
  • малая октава;
  • первая октава;
  • вторая октава;
  • третья октава;
  • четвертая октава;
  • пятая октава (имеет всего одну ноту «до»).

У инструмента 88 клавиш: 52 белых и 36 черных.

Ключи

Ключи влияют на расположение нот на нотном стане . Если вы только начинаете погружаться в мир музыки, вам придется в основном иметь дело со скрипичным ключом (для мужчин — басовым).

  1. Скрипичный — там, где он начинается, находится нота «соль» первой октавы.
  2. Басовый — его начало на линейке, на которой пишут ноту «фа» малой октавы.
  3. Третий ключ менее популярен в музыке : Альтовый — он обозначает своим центром ноту «до» первой октавы.

Продолжение следует — а пока ставьте 👍🏻 лайк если было полезно!

Источник

Основы сольфеджио для гитары

guitar_school
[ alex_insh ]

Предлагаю поговорить о гитарном сольфеджио. Что это, за чем это вообще надо и почему гитарное?

Мой опыт говорит, что сольфеджио — дело полезное и благородное. Но! Как правило, все методики построены на обучении с помощью фортепиано. Это понятно — фо-но гораздо более наглядно (визуально легко понять, где какая нота, интервал, аккорд) а в силу этого и играть на нем упражнения для сольфеджио проще, чем на гитаре. И это не плохо. Но гитаристу необходимо петь с гитарой, что бы развивать предслышание нот на грифе — умение слышать ноту до того как ее сыграл.

Я заметил, что многие поют только под фо-но. А потом берут гитару и не чувствуют дискомфорт. Нужно что-то сочинить, а на гитаре оказывается не удобно, проще на фоно — ведь пели под него и предслышание клавиш развито, а грифа нет 🙁

Поэтому петь под гитару необходимо. Если занимаетесь под фоно — просто переносите то же самое на гитару. А если уже играете на гитаре, можно на ней и заниматься.

Упражнение №1.
Начнем с того, что выучим, как звучит большая и малая секунда. Секунда это интервал равный одному шагу по гамме. Например от До до Ре, от Ре до Ми, от Ми до Фа и т.д. Интервал может быть мелодическим (две ноты играются по очереди) и гармоническим (две ноты играются одновременно). Секунда бывает большая и малая. Посмотрите на клавиатуру фортепиано — между некоторыми белыми клавишами есть черная, а между некоторыми нет. Например между До и Ре есть черная клавиша и интервал между этими двумя нотами называется большая секунда. Между Ми и Фа нет черной клавиши — это малая секунда.

Перенесем на гитару. Нота До находится на 2 струне 1 ладу, Ре — 2 струна 3 лад. Т.е. До и Ре находятся через один лад друг от друга — это большая секунда. Нота Ми — 2 струна 5 лад, Фа 2 струна 6 лад. Они находятся на соседних ладах — это малая секунда.

Отлично! Теперь мы знаем, что такое большая и малая секунда и скорее всего даже можем ее сыграть 🙂

Сыграйте ноту До. Теперь попробуйте ее спеть. Постарайтесь запомнить, как она звучит. Пойте а затем играйте ее проверяя себя. Желательно делать именно так, что бы предслышать, а не просто повторять за гитарой. Проделайте то же самое с нотой Ре. Пойте их по очереди. Задача — запомнит на слух большую секунду. Когда будете петь более или менее уверенно, попробуйте спеть большую секунду от другой ноты. Например, от Ре к Ми. Фокусируйтесь на расстоянии между звуками, оно точно такое же как и между До и Ре.

Затем переходите к малой секунде. В до мажоре 2 малые секунды, между Ми и Фа, между Си и До. Проделайте с ними то же самое, что и с большой секундой.

Выучив большую и малую секунду, мы сможем спеть гаму, т.к. она состоит именно из секунд. Об этом пойдет речь в следующей части. Удачи!

Источник

Обучение гитаре с нуля: нотная грамота

В предыдущей статье мы говорили о том, как играть на гитаре без знания нот, однако, если вы хотите стать действительно хорошим гитаристом, то рано или поздно, вам придется постичь хотя бы азы нотной грамоты. Именно поэтому в этой части цикла обучающих статей, речь пойдет именно о нотах и нотной грамоте.

Что такое нота

Нота (с латинского «метка») — это условное изображение музыкального звука, в частности его высоты и длительности. Однако, в сочетание с другими символами, с помощью нот можно указать не только эти параметры, но и очередность исполнения с другими звуками.

Графически нота состоит из: головки, флажков и штиля.

Такой вид ноты приобрели относительно недавно, а их прообраз выглядел примерно так, как показано на рисунке ниже.

Помимо всем знакомых названий нот, таких как: до, ре, ми, фа, соль, ля и си, они имеют так же и буквенные обозначения.

Звукоряд и нотный стан

Звукоряд — это ряд музыкальных звуков, выстроенных по порядку от самых низких до самых высоких и создающих тем самым единую систему.

Ноты звукоряда записываются на нотном стане. Нотный стан — это линейка из пяти параллельных линий, положение нот на котором определяет их высоту и порядок исполнения. Так же, для точного обозначения высоты звука, в самом начале нотного стана стоят ключи, это или всем знакомый скрипичный ключ или басовый.

Звукоряд разделяют на отрезки — октавы, каждая из которых состоит из одинаковых нот (до, ре, ми, фа, соль, ля и си).

На рисунке ниже показана часть гитарного звукоряда в который входит малая и первые октавы:

Схематически же гитарный гриф разделенный на октавы выглядит так:

Знаки альтерации

Нельзя не упомянут и знаки альтерации, при помощи которых обозначается повышение или понижение какой-то ноты, без изменения ее названия.

Всего таких знаков три — это диез повышающий звук на полтона (один гитарный лад), бемоль понижающий звук так же на полтона и бекар отменяет действие диеза и бемоля.

Ноты на грифе гитары

Познакомившись с понятием звукоряда, нотного стана и знаками альтерации, можно начать изучение расположения нот на грифе гитары. Данные знания крайне помогли автору статьи, в своё время, начать нормально импровизировать. Естественно, без наставничества Михаила Русакова и его курса тоже не обошлось. Именно благодаря курсу, автор стал интуитивно понимать, как правильно использовать знания нотной грамоты.

Подробная схема такого расположения приведена на данном рисунке:

Если эта схема покажется вам через чур сложной, ниже мы приводим схему проще, с буквенным обозначением нот:

Длительность нот и пауз

Если до этого момента, в статье мы в основном говорили о высоте нот, то сейчас самое время поговорить о их длительности.

На рисунке ниже, схематически представлены изображения как нот так и пауз, с присущими им названиями:

Длительность нот не измеряется абсолютными величинами времени, такими как секунда, минута и т.п. Представить их длительность можно только в отношении других нот, наглядно это можно посмотреть на следующей схеме:


На нотном стане ноты разной длительности выглядят так:

А паузы соответственно вот так:

Так же следует отметить, что если у головки ноты стоит точка, длительность этой ноты увеличивается на половину продолжительности, то есть в 1.5 раза.

Заключение

В заключении хочется сказать, что не следует бояться нот. В самом начале возможно их освоение вызовет некоторые сложности, в этом случае можно сделать паузу, но не бросать изучение нотной грамоты совсем.

Поверьте со временем все окупится, так как знание нот дает значительное преимущество при игре не только на гитаре, но и на абсолютно любом музыкальном инструменте.

Комментарии (2):

Добавить комментарий Отменить ответ

В тексте ошибка! После фразы «На рисунке ниже показана часть гитарного звукоряда в который входит малая и первые октавы» приведены 2 рисунка, которые не совпадают между собой: на первом в диапазон гитары полностью укладывается малая и первая октавы, а на втором — первая и вторая октавы. Так какой из этих рисуноков правильный?

Да, там не правильно на нотном стане. не Малая а первая октава. На схеме грифа изображено верно

Источник

Гитара по нотам. Виртуальный учебник. Введение

Этот “он-лайн” учебник – является пособием для индивидуального и самостоятельного обучения игре по нотам, на шестиструнной гитаре.

Данное руководство предназначено как для начинающих гитаристов, так и для тех, кто уже имеет опыт игры по нотам, но желает разнообразить свой практический репертуар, зачастую основанный на стандартных пособиях общепринятого формата, рекомендованного для детских музыкальных школ.

На сегодняшний день, многие люди, желающие учиться играть по нотам, правильным и подобающим образом, не могут этого сделать по некоторым причинам. Во-первых, не у всех есть возможность найти хорошего учителя. Во-вторых, большинство учебных пособий с нотами,(даже для начальных классов), слишком сложны для того, чтобы заниматься по ним самостоятельно, без помощи учителя, так-как в большинстве своём, являются лишь сборниками произведений и не включают в себя подробную информацию о пошаговом механизме обучения. Человек не знающий базовых техник и терминов не сможет сразу читать с листа, пусть это будут даже самые лёгкие произведения.

Именно поэтому данное пособие спланировано и создано так, чтобы каждый человек самостоятельно мог запоминать ноты и термины, а также развивать технику игры, постепенно добиваясь нужного результата.

Для эффективности работы необходимо помнить следующие пункты и следовать следующим правилам:

1) Произведения даны в порядке “от лёгкого – к сложному”, при игре каждого нового упражнения добавляются дополнительные элементы, поэтому все произведения и упражнения необходимо играть по порядку и все задания выполнять. Программа данного курса тщательно рассчитана и систематизирована, по ней обучались и обучаются многие ученики – как взрослые, так и дети.

2) Самоучитель включает в себя известные классические произведения, отечественный и зарубежный фольклор, гитарные обработки к песням и мелодиям, а также упражнения составленные автором. Последнее необходимо для более “надёжной” и качественной работы, ввиду того, что добавление новых нот, новых терминов, и описание новых техник должно осуществляться в формате закономерного и постепенного повышения уровня сложности, чего непросто достичь играя лишь популярные композиции.

3) Некоторые песни и мелодии упрощённы, что делает их более “доступными” для начинающих. В некоторых случаях даны лишь отдельные части произведений.

4) Часть произведений “транспортирована” автором в отличные от оригинальных, но более “удобные” для начинающих гитаристов, тональности.

5) Уровень сложности материала самоучителя: 1-й, 2-й класс ДМШ.

ДРУЗЬЯ! ПОЖАЛУЙСТА, ПОДДЕРЖИТЕ НАС. ПОЖЕРТВОВАВ ЛЮБУЮ СУММУ, ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ПРОЕКТА И ПОМОЧЬ САЙТУ СОЗДАВАТЬ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ. СПАСИБО.

Источник

Оцените статью