- Урок музыки в 3 классе: «Острый ритм — ритм джаза». план-конспект урока по музыке по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- В музыке Гершвина органически сочетаются черты импровизации, джаза, элементы афро-американского фольклора, американской эстрадной музыки. Вершина творчества — опера «Порги и Бесс», первая национальная опера, отмеченная глубоким проникновением в духовный мир и музыкальный фольклор негритянского народа.
- В мелодике оперы ощутимы ладово-гармоническое и ритмическое своеобразие спиричуэлс , блюзов, регтаймов. «Порги и Бесе» получила признание в США и за рубежом, ныне ставится ведущими театрами мира. Порги — обыкновенный бедняк, а Бесс- юная девушка.
- Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу: Гершвин Ритм
- Конспект урока на тему»Острый ритм джаза звуки»
- Конспект урока музыки по теме:
- 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
- 2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Урок музыки в 3 классе: «Острый ритм — ритм джаза».
план-конспект урока по музыке по теме
Урок музыки в 3 классе: «Острый ритм — ритм джаза».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_i_soderzhanie_uroka.docx | 21.29 КБ |
презентация к уроку «Острый ритм — ритм джаза». | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 3 классе: «Острый ритм — ритм джаза».
Структура и содержание урока:
У: Ребята, сегодня на урок я пришла не одна. Со мной – таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал Вам, определить его имя . Прежде чем мы послушаем музыкальное произведение и подумаем, что же это за стиль музыки, послушайте небольшое стихотворение.
Несет волнами радость саксофон
В ответ на вызов дерзкого рояля.
Труба с гитарой вторят в унисон,
Даря прохладу летнего мистраля.
И вдруг вступает голос с хрипотцой,
И чувственностью обжигает кожу.
Начальных нот напев, как бы с ленцой,
Перерастает в страстный звук…, до дрожи
«Хелло, Долли» Луи Армстронг (1)
АКТУАЛИЗАЦИЯ «опорных» знаний учащихся и ФОРМИРОВАНИЕ новых знаний.
У: Помогите отгадать имя таинственного незнакомца.
У: Что натолкнуло Вас на эту мысль? С помощью каких средств музыкальной выразительности Вы определили, что этот господин Джаз?
Д: Характерный сбивчивый (синкопированный) ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.
У: — А вы знаете исполнителя этой композиции?
У: — Это знаменитый Луи Армстронг. Посмотрите на его портрет.
Слайд 1 Портрет Луи Армстронг
У: — А много ли мы знаем об этой необыкновенной музыке? Об этом потрясающем и ни с чем несравнимым джазом. Тема нашего урока называется «Острый ритм – джаза звуки»
Слайд 2 заставка тема.
Перенесемся в 20-е годы 20-го столетия на юг США в Новый Орлеан. Именно там родился джаз.
На юге Америки жило много негров, бывших рабов с плантаций. У них была своя музыка, настоящая африканская, но шли годы, и постепенно в их музыку вошла музыка белых людей, которые жили рядом. А белые пели в основном христианские религиозные гимны. Негры так же стали петь их музыку. Но внесли в нее свои чувства, мысли, переживания, свой колорит, ритм. Так и возникли песни-молитвы – СПИРИЧУЭЛ.
Слайд 3 про спиричуэл
Звучит спиричуэл Louis Armstrong – “Let my people go”. (2)
Мой народ отпустить!
Когда народ в Египте жил —
Ты мой народ освободи!
Он рабство то не заслужил —
Ты мой народ освободи!
Велел Господь: «Иди, Моисей,
Мой народ отпустить!»
Побрел Моисей, до Египта дошел —
Чтобы народ отпустить!
Он фараону слово нашел:
«Мой народ отпустить!»
«Господняя воля», — Моисей произнес —
«Мой народ отпустить!
Первенцев ваших ждет кара всерьез —
Мой народ отпусти!»
Негры удивительно музыкальны и ритмичны. В редкие часы отдыха они пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши или ударяя по всему, что находилось под руками. Оторванные от родины, от близких, изможденные от непосильного труда, они находили утешение в музыке.
Чтобы получше почувствовать ритм и красоту джазовой музыки, давайте попробуем отстучать ритм пальцами, хлопками и ногами.
Звучит композиция «Sweet dreams». Дети хлопают, стучат, щелкают. (3)
Через несколько лет джаз приобрел мировую славу. Он разъезжал по Америке и Европе. Побывал и в нашей стране. И везде умудрился завести себе друзей. Талантливые люди в разных странах собирали коллективы и играли свой джаз. Люди стали интересоваться, а как называется музыка, которую вы играете. Оказывается, в основе джаза не только спиричуэл, но и еще два источника. Это блюз и регтайм.
Звучит композиция Ray Charles – “Georgia On My Mind”(4)
Слайд 5 — рэгтайм
Звучит композиция Регтайма в исполнении Jazz-band.(5)
Что же взял джаз от этих трех источников?
— учтивость, религиозность от спиричуэла
— романтичность, грусть, мечтательность от блюза
— жизнерадостность, веселие от рэгтайма.
У: — А кто же исполняет джаз?
У: — Джаз-Бэнд. А как же он появился?
Сначала они играли на самодельных инструментах. После окончания гражданской войны в США были распущены духовые оркестры воинских частей. Инструменты попали в лавки старьёвщиков, где продавались за бесценок. Негры, наконец-то, смогли их приобрести. Повсюду стали появляться негритянские духовые оркестры, которые играли по любому случаю: на праздниках, свадьбах, пикниках, похоронах. Так в результате переноса негритянской вокальной музыки и негритянского ритма в инструментальную сферу родилась новая оркестровая музыка — джаз
У: — А на каких инструментах исполняли джаз?
Д: — ( Труба, тромбон, саксофон, кларнет, фортепиано, контрабас, скрипка, гитара, барабаны, тарелки )
Слайд 6 — инструменты)
У: — В чем основные особенности джаза?
Д: — В ритме, импровизации.
Импровизация (лат. Внезапный, неожиданный) — играть, одновременно сочиняя.
Давайте посмотрим, как это делают известные музыканты. Певица – Элла Фицджеральд. Пианист – Дюк Элингтон и его оркестр.
Джаз повзрослел. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел, чтобы к нему относились внимательно и серьёзно, чтобы любили его не только в минуты шумных развлечений. Характер его становился переменчивым. Прежде его хвалили за горячий нрав, теперь его видели чересчур уж спокойным, порой даже холодным. А бывало каким-то дёрганым, нервным. И благородного общества перестал чураться – его стали видеть в филармонии и оперном театре.
И сейчас Ярослава расскажет нам об удивительном композиторе. Пожалуйста
В музыке Гершвина органически сочетаются черты импровизации, джаза, элементы афро-американского фольклора, американской эстрадной музыки. Вершина творчества — опера «Порги и Бесс», первая национальная опера, отмеченная глубоким проникновением в духовный мир и музыкальный фольклор негритянского народа.
В мелодике оперы ощутимы ладово-гармоническое и ритмическое своеобразие спиричуэлс , блюзов, регтаймов. «Порги и Бесе» получила признание в США и за рубежом, ныне ставится ведущими театрами мира. Порги — обыкновенный бедняк, а Бесс- юная девушка.
Опера состоит из 3 действий, в которых рассказывается об истории любви двух сердец, на пути которых встречаются опасности и приключения.
Прослушайте колыбельную Клары из оперы «Порги и Бесс» (7)
У: Как звучала мелодия? Схожа ли она с другими колыбельными? (Танцевальная музыка особого ритмического склада – регтайм.)
Что такое песня? Это верный друг.
Песня — это радость, звонкий смех вокруг.
Тысячи мелодий, голосов прибой.
Потому что музыка всегда с тобой!
Тысячи мелодий, голосов прибой.
Потому что музыка с тобой!
Для того, чтобы лучше почувствовать остроту ритма, необычность мелодии давайте исполним песню Г. Гладкова, которая написана в ритме джаза «Мистер Жук»
У: Молодцы, ребята, я увидела в Вас будущих исполнителей джаза. Настоящий джаз-бэнд получился. Я слышу среди Ваших голосов голоса звёзд джаза – Луи Армстронга, Майла Девиса, Бэсси Смит, Леонида Утёсова – одного из первых исполнителей джаза в Россия, Ларисы Долиной и Ирины Отиевой, которые известны как джазовые певицы.
Давайте послушаем, как это делает Лариса Долина.
Звучит композиция Лариса Долина – Весь этот джаз ( 9 )
На каждом уроке мы должны узнавать что-то новое. А вы узнали что-то новое? Давайте проверим.
Итак, попробуем нарисовать музыкальный портрет джаза. В какой стране впервые появился джаз?
Назовите излюбленные инструменты джаза.
Д: — (Труба, тромбон, саксофон, кларнет, фортепиано, контрабас, скрипка, гитара, барабаны)
Какими чертами характера он обладает? (Характерный сбивчивый (синкопированный) ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов).
А теперь аплодисментами покажите, понравился ли вам урок.
Надеюсь, вы полюбите джаз.
Подготовить информацию о джазовых исполнителях с музыкальными фрагментами и презентацию.
Источник
Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
Гершвин Ритм
Перевод: Играть Гершвина . С песней Джорджа Гершвина . Я получил ритм — -. Соло для Bb и Eb инструментов. кларнет.
Перевод: Играть Гершвина . С песней Джорджа Гершвина . Я получил ритм — -. Соло для Bb и Eb инструментов. кларнет.
Перевод: Увлекательный ритм Ноты Джордж Гершвин . Джордж Гершвин . Ира Гершвин . Леди, Be Good. Альфред Publishing Co..
Перевод: Увлекательный Ритм . Джордж Гершвин . Увлекательный Ритм состоит Джорджа Гершвина . Хор ноты. Аранжировка Mac Хафф.
Перевод: Увлекательный Ритм . Джордж Гершвин . Увлекательный Ритм состоит Джорджа Гершвина . Хор ноты. Аранжировка Mac Хафф.
Перевод: Yankee Doodle Ритм Ноты Джордж Гершвин . Джордж Гершвин , Ира Гершвин . Удар состав группы. Альфред Publishing Co..
Перевод: Увлекательный ритм Ноты Джордж Гершвин . Джордж Гершвин , Ира Гершвин . Леди, Be Good. Альфред Publishing Co..
Перевод: Увлекательный ритм Ноты Джордж Гершвин . Джордж Гершвин , Фред Астер, Бенни Гудмен. De Moraes, V. Наследие.
Перевод: Yankee Doodle Ритм . Джордж Гершвин для гитары соло. Свинцовый лист.
Перевод: Увлекательный Ритм . Джордж Гершвин для гитары соло. Свинцовый лист.
Перевод: Джордж Гершвин . Увлекательный Ритм . Джордж Гершвин . Ноты. 1284 725725, чтобы проверить наличие.
Перевод: Увлекательный Ритм . Джордж Гершвин для хора и фортепиано.
Перевод: Увлекательный Ритм . Джордж Гершвин для хора и фортепиано.
Перевод: Увлекательный Ритм . Джордж Гершвин для хора и фортепиано.
Источник
Конспект урока на тему»Острый ритм джаза звуки»
Конспект урока музыки по теме:
1) познакомить со стилем “джаз”; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.;
2) развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале песни Г.Гладкова “Мистер Жук”;
3) воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.
Тип урока : комбинированный, предусматривающий подготовительный этап к восприятию нового материала, этап изучения фактического материала и закрепляющий этап.
Основной метод : объяснительно- иллюстративный
Презентация POWER POINT ;
картинки с музыкальными инструментами;
нотный текст песни.
записи с фонограммами;
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
-Ребята, сегодня у нас не простой урок, а урок с приглашением гостей, учителей нашей школы.
СЛАЙД 1 Сегодня на урок я пришла не одна. Со мной – таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал Вам, определить его имя
(Звучит ярко выраженный джазовый музыкальный фрагмент)
«Хелло, Долли» Луи Армстронг»
У .: Помогите отгадать имя таинственного незнакомца.
У. : Что натолкнуло Вас на эту мысль? С помощью каких средств музыкальной выразительности Вы определили, что этот господин Джаз?
Д. : Характерный сбивчивый (синкопированный) ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.
У: Тема нашего урока «Острый ритм — джаза звуки»
2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
У .: Но чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни.
Перенесёмся в 20-е г.г. XX столетия. Тогда Новый и Старый Свет (так тогда любили называть Америку и Европу) бурлил разговорами о каком-то джаз-банде.
— Какое странное имя?
— Кто он? – возмущались одни.
— Кто он. – восхищались другие.
— Этот дикарь с бандитским именем не знает правил приличия! – кипятились первые.
— Вы слышали, какой шум от него?
— Вы видели, как он развязан в движениях?
— И потом, он же неуч, читать по нотам не умеет.
— Он парень что надо! – больше первых горячились другие. – А ведёт себя так потому, что притворяться не умеет! Зато говорит, что чувствует. И уж поинтереснее иных грамотеев!
Друзья и враги Джаза сходились в одном: все знать хотели, откуда взялась эта скандальная личность.
А было Джазу в ту пору лет 20, не больше. Родился он на юге США и любовно звал свой край Диксиленд.
Здесь, как и по всему югу Америки, жило много негров, бывших рабов с плантаций.
Вопрос: Как Вы думаете, трудно ли жилось неграм в ту пору?
— Небольшие оркестры разъезжали на грузовиках и устраивали настоящие музыкальные сражения. Судила собравшаяся толпа.
Вопрос: А знаете ли Вы, какая участь ожидала побеждённый оркестр?
— С шумным весельем толпа привязывала один грузовик к другому – побеждённые тащили победителей. Вот такое уличное воспитание получил в детстве наш Джаз.
Сорванец с улицы подрос, и лет приблизительно в 15 отправился из родного города на людей посмотреть и себя показать. Да к тому же время пришло и о заработке подумать. Больше всего работы оказалось в двух городах Америки – Чикаго и Нью-Йорке. Работа пришлась ему по вкусу – развлекать публику музыкой и танцами в клубах и увеселительных заведениях.
Так прошла ранняя юность нашего Джаза…
А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Джаз разъезжал по Америке и Европе. Побывал и в нашей стране. И везде умудрился завести верных друзей. Талантливые люди в разных странах не просто подражали Джазу, а делали это по-своему.
Когда Джаз сделался совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И убедились – от серьёзного дядюшки Спиричуэлса, грустного дядюшки Блюза, весёлого дядюшки Регтайма.
Спиричуэл – песни северо- американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых пер еселенцев.
Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком.
Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение.
И ещё. Когда Джаз стал знаменитым, настоящим героем дня, многие пытались запечатлеть его необыкновенный облик. “Похож, — соглашались люди, глядя на его портреты, — но что-то очень важное никак “схватить” не удаётся. В жизни он гораздо интереснее. Попробуйте передать, о чём и как он говорит, его взгляд, походку. Может быть, тогда поймёте, в чём тайна этой удивительной личности”.
Джаз повзрослел. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел, чтобы к нему относились внимательно и серьёзно, чтобы любили его не только в минуты шумных развлечений. Характер его становился переменчивым. Прежде его хвалили за горячий нрав, теперь его видели чересчур уж спокойным, порой даже холодным. А бывало каким-то дёрганым, нервным. И благородного общества перестал чураться – его стали видеть в филармонии и оперном театре.
Но Джаз оставался Джазом, и преданные друзья узнавали его во всяком виде, любили во всяком настроении.
Джаз – ровесник XX века и одна из самых больших его знаменитостей. Ему уже более 100лет. По человеческим понятиям – старик. А по музыкальным, его возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями.
А сейчас познакомимся с инструментами, звучащими в джазовом оркестре.
Источник