Меню

От чего гармонь поет ноты для гармони

От чего гармонь поет ноты для гармони

Автор: И. Королев
Год: 2004
Издательство: РИФМЭ
Страниц: 206
Формат: PDF
Размер: 7,9 МВ
Язык: русский

Дорогие друзья!
Перед вами сборник песен и пьес в переложении для гармони. Ее автором и составителем является инвалид Великой Отечественной войны музыкант-любитель И. С. Королев. Он долгие годы собирал интересные песни и перекладывал их, а затем сам красиво и грамотно их переписывал для издания.
Коллектив редакции посчитал эту работу по переложению и переписке нот уникальной и художественной. Поэтому мы предлагаем ее вам, нашим читателям, без изменений и компьютерного набора в авторском написании нот и литературного текста.
Высокая духовность, трудолюбие, бескорыстие этого пожилого человека поражает. Покоряет и сподвижничество И. С. Королева, страстно желающего, чтобы его труд был востребован и принес пользу людям. Мы надеемся, что этот сборник будет интересен не только гармонистам, но и баянистам, а также всем любителям музыки. (Редакция альманаха «Молодежная эстрада»)

Сборник музыкальных произведений может быть полезен как для начинающих молодых гармонистов, стремящихся овладеть правильным исполнением мелодий на гармони, а также и уже владеющих игрой на двухрядной хроматической гармонике и гармонистов-любителей.
Музыкальные произведения расположены в хронологическом порядке и взяты из нотной литературы для гармони или баяна, которую пришлось собирать несколько лет. Автором переложений всех произведений для гармони, вошедших в сборник, является составитель.
Полезно для правильной игры иметь самоучители, такие, как: П. Лондонов «Самоучитель игры на двухрядной гармонике-хромке»; Г. Тышкевич «Самоучитель игры на двухрядной хроматической гармонике». (И. Королев)

СОДЕРЖАНИЕ:

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

1. Во саду ли, в огороде
2. Пойду ль, выйду ль я
3. Как пошли наши подружки
4. Как у наших у ворот
5. Я на горку шла
6. Я вечор млада
7. Как под яблонькой
8. Посею лебеду на берегу
9. Поехал казак на чужбину
10. На горе-то калина
11. Ты, канава
12. Ходила младешенька
13. Ты поди, моя коровушка, домой
14. Перевоз Дуня держала
15. Чернобровый, черноокий
16. Ах ты, ноченька
17. Ах вы, сени мои, сени. Переложение Н. Липова
18. Последний нонешний денёчек. Переложение И. Королева
19. Лучинушка. Переложение И. Королева
20. Ничто в полюшке не колышется. Переложение Н. Липова
21. Среди долины ровныя
22. То не ветер ветку клонит. Обработка Г. Тышкевича
23. В тёмном лесе
24. Наша жизнь коротка. Переложение Н. Липова
25. Сама садик я садила. Переложение А. Крылусова
26. Над полями да над чистыми
27. Отец мой был природный пахарь. Переложение И. Королева
28. Молода я, молода. Переложение Г. Тышкевича
29. Хорошенький, молоденький. Переложение И. Королева
30. Как ходил, гулял Ванюша. Переложение Г. Тышкевича
31. Над окошком месяц. Переложение Г. Тышкевича
32. Чудный месяц. Переложение Г. Тышкевича
33. Светит месяц. Переложение И. Королева
34. Окрасился месяц багрянцем. Переложение Г. Тышкевича
35. Среди лесов дремучих
36. По муромской дорожке. Обработка В. Грачева
37. Ой да ты, калинушка. Переложение И. Королева
38. По улице мостовой
39. Чёрный ворон. Переложение Н. Липова
40. Соловьём залётным. Переложение И. Королева
41. Липа вековая. Переложение И. Королева
42. Тонкая рябина. Обработка П. Лондонова. Переложение И. Королева
43. Ах ты, степь широкая. Переложение Г. Тышкевича
44. Вдоль да по речке. Переложение И. Королева
45. Вечерний звон. Переложение И. Королева
46. Не слышно шума городского. Переложение Г. Тышкевича
47. Гори, гори, моя звезда. Переложение И. Королева
48. Мой костёр. Обработка П. Лондонова. Переложение И. Королева
49. Вот кто-то с горочки спустился. Переложение В. Грачева
50. Как пойду я на быструю речку
51. Выйду ль я на реченьку. Переложение Н. Липова
52. Что затуманилась, зоренька ясная. Обработка Г. Тышкевича
53. Вниз по Волге-реке. Обработка Г. Тышкевича
54. Ой, при лужку, при лужку. Переложение И. Королева
55. Ой, дивчино, шумит гай. Обработка Г. Тышкевича
56. Бандура
57. Нiч яка мiсячна, зоряна, ясная. Переложение И. Королева
58. Розпрягайте, хлопцi, конi. Переложение И. Королева
59. Там вдали, за рекой. Переложение Г. Тышкевича
60. Помню, я ещё молодушкой была. Обработка Г. Тышкевича
61. Не корите меня, не браните. Переложение Г. Тышкевича
62. А. Дюбюк. Не брани меня, родная
63. Зачем тебя я, милый мой, узнала. Переложение И. Королева
64. Что ты жадно глядишь на дорогу. Переложение Г. Тышкевича
65. Тёмно-вишнёвая шаль. Переложение И. Королева
66. В низенькой светёлке (пряха). Переложение Н. Липова
67. Златые горы (два варианта). Переложение В. Грачева. . Переложение И. Королева
68. Ой, мороз, мороз. Переложение И. Королева
69. Ах, Самара-городок. Переложение И. Королева
70. У меня есть дружок тайный. Переложение И. Королева
71. Сулико. Обработка В. Грачева
73. Б. Мокроусов. Жигули
74. По дону гуляет казак молодой. Переложение В. Залипаева
75. Хас-Булат. Переложение И. Королева
76. Начинаются дни золотые (два варианта). Переложение И. Королева
77. Ой, полна, полна коробушка. Обработка В. Грачева
78. Варяг. Переложение И. Королева
79. Солдатушки, бравы ребятушки. Переложение И. Королева
80. Грянул внезапно гром над Москвою. Переложение Н. Липова
81. По диким степям Забайкалья. Переложение Н. Липова
82. Славное море, священный Байкал. Обработка Г. Тышкевича
83. Из-за острова на стрежень. Переложение И. Королева
84. Есть на Волге утёс. Переложение Г. Тышкевича
85. Раскинулось море широко. Переложение Н. Липова
86. Степь да степь кругом. Переложение Н. Липова
87. Вот мчится тройка почтовая. Переложение Г. Тышкевича
88. Вот мчится тройка удалая. Переложение Н. Липова
89. Когда я на почте служил ямщиком. Переложение И. Королева
90. Меж крутых бережков. Переложение Н. Липова
91. Уж ты, сад. Переложение Н. Липова
92. Хуторок. Обработка В. Грачева
93. Виновата ли я. Переложение В. Грачева
94. Глухой, неведомой тайгою. Переложение И. Королева
95. За грибами в лес подружки
96. Липа вековая. Переложение И. Королева
97. Позарастали стёжки-дорожки. Переложение И. Королева
98. Это было давно. Переложение И. Королева
99. Ермак
100. Жигули (два варианта). Переложение И. Королева
101. Однажды морем я плыла. Переложение И. Королева
102. Миленький ты мой. Переложение И. Королева
103. Москва златоглавая. Переложение И. Королева
104. Выйду на улицу. Переложение И. Королева
105. Бывало, в дни весёлые. Обработка Г. Левдокимова. Переложение И. Королева
106. Шумел камыш. Переложение И. Королева
107. Живёт моя отрада. Переложение И. Королева
108. У церкви стояла карета. Переложение И. Королева
109. Уродилася я. Переложение И. Королева

110. Интернационал. Муз. П. Дегейтера. Переложение И. Королева
111. Варшавянка. Обработка В. Белого. Переложение И. Королева
112. Смело, товарищи, в ногу. Обработка В. Белого. Переложение И. Королева
113. Мы — кузнецы. Обработка В. Шехтера. Переложение И. Королева

ПЕСНИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

114. Прощание. Муз. Дм. Покрасса. Переложение И. Королева
115. Марш Буденного. Муз. Дм. Покрасса. Переложение И. Королева
116. Гулял по Уралу Чапаев-герой. Переложение И. Королева
117. Там вдали, за рекой. Обработка А. Александрова. Переложение И. Королева
118. Орлёнок. Переложение И. Королева
119. Проводы. Переложение И. Королева
120. По долинам и по взгорьям. Переложение И. Королева
121. Конармейская. Муз. Дм. и Дан. Покрассов. Переложение И. Королева
122. Песня о тачанке. Муз. К. Листова. Переложение И. Королева
123. Казачья песня. Муз. И. Дзержинского. Переложение И. Королева
124. Песня о Каховке. Муз. И. Дунаевского. Переложение И. Королева
125. Прощайте, скалистые горы. Муз. Е. Жарковского. . Переложение И. Королева

ПЕСНИ ПРЕДВОЕННЫХ МИРНЫХ ЛЕТ

126. Тучи над городом встали. Сл. и муз. П. Арманд. Переложение И. Королева
127. Спят курганы тёмные. Муз. Н. Богословского. Переложение Г. Тышкевича
128. Катюша. Муз. М. Блантера. Переложение И. Королева
129. Три танкиста. Муз. Дм. и Дан. Покрассов. Переложение И. Королева
130. Песня старого извозчика. Муз. Н. Богословского. Переложение И. Королева
131. Будьте здоровы. Муз. И. Любана. Переложение И. Королева
132. Москва майская. Муз. Дм. и Дан. Покрассов. Переложение И. Королева

ПЕСНИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

133. Грустные ивы. Муз. М. Блантера. Переложение И. Королева
134. Огонёк. Переложение И. Королева
135. До свиданья, города и хаты. Муз. М. Блантера. Переложение Г. Тышкевича
136. В землянке. Муз. К. Листова. Переложение В. Грачева
137. Тёмная ночь. Муз. Н. Богословского. Переложение Г. Тышкевича
138. Моя любимая. Муз. М. Блантера. Переложение И. Королева
139. Синий платочек. Муз. Е. Петерсбургского. Переложение Г. Тышкевича
140. Дороги. Муз. А. Новикова. Переложение И. Королева
141. В лесу прифронтовом. Муз. М. Блантера. Переложение И. Королева
142. Москвичи. Муз. А. Эшпая. Переложение Г. Тышкевича
143. Наш тост. Муз. И. Любана. Переложение И. Королева
144. Солнце скрылось за горою. Муз. М. Блантера. Переложение И. Королева
145. Где же вы теперь, друзья-однополчане? Муз. В. Соловьева-Седого. Переложение И. Королева
146. Летят перелётные птицы. Муз. М. Блантера. Переложение И. Королева

ПЕСНИ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ

147. Моя страна. Муз. А. Аверкина. Переложение И. Королева
148. Родина. Муз. И. Смыслова. Переложение Г. Тышкевича
149. Подмосковные вечера. Муз. В. Соловьева-Седого. Переложение И. Королева
150. Одинокая гармонь. Муз. Б. Мокроусова. Переложение И. Королева
151. Уральская рябинушка. Муз. Е. Родыгина. Переложение В. Грачева
152. Ой, цветёт калина. Муз. И. Дунаевского. Переложение И. Королева
153. Под окном черёмуха колышется. Переложение И. Королева
154. Лучше нету того цвету. Муз. М. Блантера. Переложение И. Королева
155. Хороши весной в саду цветочки. Муз. Б. Мокроусова. Переложение И. Королева
156. Куда бежишь, тропинка милая. Муз. Е. Родыгина. Переложение И. Лунина
157. Оренбургский пуховый платок. Муз. Г. Пономаренко. Переложение И. Королева
158. Ивушка. Муз. Г. Пономаренко. Переложение И. Королева
159. Восемнадцать лет. Муз. О. Гришина. Переложение И. Королева
160. Песня о любви. Из кинофильма «Простая история». Муз. М. Фрадкина. Переложение И. Королева
161. Ромашки спрятались. Песня из кинофильма «Моя улица». Муз. Е. Птичкина. Переложение И. Королева
162. Сладка ягода. Из кинофильма «Любовь земная». Муз. Е. Птичкина. Переложение И. Королева
163. Песня о тревожной молодости. Муз. А. Пахмутовой. Переложение И. Королева
164. На побывку едет. Муз. А. Аверкина. Переложение И. Королева
165. Не плачь, девчонка. Муз. В. Шаинского. Переложение Г. Тышкевича
166. Весёлый марш монтажников. Муз. Р. Щедрина. Переложение С. Павина

ПОПУЛЯРНЫЕ ПЬЕСЫ, ПЕСНИ, ТАНЦЫ И ПЛЯСКИ

167. Прощание Славянки. Муз. В. Агапкина. Переложение Г. Тышкевича
168. На сопках Маньчжурии. Вальс. Муз. И. Шатрова. Переложение Г. Тышкевича
169. Дунайские волны. Вальс. Муз. И. Ивановичи
170. Над волнами. Вальс. Муз. Ю. Розаса. Переложение Г. Тышкевича
171. Краковяк
172. Падеспань (сокращённый вариант). Переложение И. Королева
173. Тустеп. Переложение И. Королева
174. Полька
175. Яблочко. Обработка С. Привалова
176. Танцуй, танцуй (словацкий народный танец). Переложение И. Королева
177. Мне бесконечно жаль. Танго. Переложение И. Королева
178. Барыня. Обработка С. Привалова
179. Цыганочка. Обработка С. Привалова
180. Семёновна. Обработка С. Привалова
181. Страдания (две разных обработки). Переложение В. Бухвостова. Обработка В. Алехина
182. Сормовские частушки. Обработка И. Москалева. Переложение И. Королева
183. Ах ты, белая берёза (тамбовские частушки). Обработка Ф. Филина. Переложение И. Королева
184. Откровенные ребята. Муз. А. Аверкина. Переложение И. Королева
185. Саратовские припевки
186. Пересохни, Волга-речка
187. Санта Лючия. Неаполитанская народная песня. Переложение Г. Тышкевича
188. Рула-тэ. Финская народная песня. Переложение И. Королева
189. Албанское танго. Обработка Г. Левдокимова. Переложение И. Королева
190. Челита. Муз. П. Фернандеса. Обработка Г. Левдокмиова. Переожение И. Королева

МУЗЫКА ДЛЯ БАЯНА

191. Г. Левдокимов. Мамины руки целую
192. Г. Левдокимов. Мы расстаемся ненадолго
193. М. Блантер. Беседка
194. Танголита
195. Голубка
196. Г. Родригес. Кумпарсита
197. С. Бише. Маленький цветок
198. Т. Хиллер, Л. Шеридан, М. Ли. Поцелуй меня
199. Л. Корриган. Кукарача. Румба
200. И. Левин, Л. Браун. Вокруг старого дуба
201. С. Вард, П. Лозито и др. Бабье лето
202. К. Брюн. Парижское танго. Обработка А. Полонского
203. Б. Рэм, Э. Рэнд. Только ты
204. Г. Уоррен. Чаттануга Чу-чу. Из кинофильма «Серенада солнечной долины»
205. Г. Уоррен. Фокстрот. Из кинофильма «Серенада солнечной долины»
206. С. Джоплин. Артист эстрады. Регтайм
207. Рио-рита. Пасодобль
208. Дождь идет
209. Э. Лоуренс. Инес
210. Э. Лоуренс. Цыган

Источник

Пой,гармоника!

Всё о гармони и гармонистах

Урок 4: Основы нотной грамоты для гармониста.Часть1.

Здравствуйте, уважаемые начинающие (и не очень) гармонисты! Рад приветствовать вас на сайте «Пой,гармоника!«. Думаю, настало время нам познакомиться с нотной грамотой… Не спешите морщиться: в этом уроке я попытаюсь простым человеческим языком объяснить вам самые основы нотной грамоты и научить читать нотную запись.

Профессионалам, случайно или намеренно заглянувшим сюда, советую не читать этот материал, чтобы сберечь свои нервы или, напротив, не умереть от смеха, ибо то, как я собираюсь учить начинающих, вероятно, будет противоречить всем канонам обучения нотной грамоте в музыкальных школах(училищах, вузах). Но и цель у меня другая. Я не собираюсь учить играть «с листа», то есть сразу играть произведение по нотам без предварительного разучивания(я и сам этого не умею). Мне хотелось бы, только, чтобы этот урок научил начинающих гармонистов понимать и расшифровывать нотную запись и разучивать мелодии по нотам(не важно за какое время).

Правильно ли-играть на гармони по нотам?

Честно говоря, у меня были некоторые опасения по поводу выбора темы этого урока… Столько людей считают, что нотная грамота — это нечто безумно сложное и под силу только избранным, что переубедить их кажется невыполнимой задачей. Самое интересное, что многие говорят примерно одну фразу, вроде «я пытался разобраться, но ничего не понял»…

Другие же считают изучение нотной грамоты занятием, недостойным настоящего гармониста или просто не нужным ему. Например, Алексей Мехнецов на семинаре в Екатеринбурге высказался, что по его мнению на гармони не стоит играть по нотам(а может он имел ввиду, что не стоит играть по нотам традиционные наигрыши, которым и был посвящён семинар?).

Есть еще люди, которые утверждают, что записать нотами, например, народную игру невозможно… По поводу последних скажу-бред! Что именно там невозможного? Нотная запись имеет все инструменты для полноценной передачи всех нюансов любой мелодии с помощью нотных знаков. Если нажата кнопка на гармони, то звучит музыкальный звук, а если звучит музыкальный звук-то его можно записать на бумаге, используя возможности, предоставляемые нотной грамотой.

Но сейчас мы будем учиться не записывать музыку нотами, а читать уже записанную. В этом уроке я постараюсь на доступном языке и без лишних подробностей объяснить вам основные принципы, которые если и не позволят вам в совершенстве овладеть нотной грамотой, то, по крайней мере, научат вас учить мелодии для гармони полноценно, а не по каким-то там «циферкам», которые еще нужно, чтобы кто написал для вас и передающие, лишь, малую часть информации о музыкальном произведении.

Сразу скажу, что нашей задачей является не научиться по звучанию ноты определять её название, а, глядя на конкретную ноту, визуально представлять её местонахождение на клавиатуре. И, естественно, что без некоторой доли специфических знаний нам не обойтись. Начнем.

Запись нот на нотном стане, скрипичный и басовый ключи

Ноты записываются на нотном стане. Нотный стан — это набор из пяти горизонтальных линеек:

Ноты для гармони(как и для других язычковых инструментов) записываются на двух нотных станах: верхний — для правой руки, нижний — для левой.


Отличаются они специальным знаком — «ключом», стоящим в самом начале нотного стана для каждой руки. Ключ определяет положение конкретной ноты в конкретном месте нотного стана. Поясняю: ноты для правой руки пишутся в скрипичном ключе «соль», который, охватывая своим завитком вторую снизу линейку, показывает, что на данной линейке должна находиться нота «соль».

Ноты для левой руки пишутся в басовом ключе «фа», который показывает, что на четвёртой снизу линейке, заключённой между двумя точками, должна располагаться нота «фа».

Это так, к сведению. Эту информацию про ключи не обязательно глубоко осмысливать, так как все ноты для гармони пишутся именно с такими ключами.

Сами ноты могут располагаться как НА линейках, так и МЕЖДУ линейками:

Звукоряд гармони(в какой-то мере, условно) делится на октавы:

Каждая октава состоит из семи нот, которые должен знать каждый, кто учился хотя бы в школе(в простой, не музыкальной): До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Запись нот в зависимости от длительности звучания

В зависимости от предполагаемой длительности звучания, одна и та же нота записывается по-разному(об этом чуть ниже). Под длительностью ноты подразумевается продолжительность её звучания. По продолжительности звучания ноты делятся на: целые, половинные, четвертные, восьмые, тридцатьвторые и так далее. Наиболее часто употребляются половинные, четвертные и восьмые.

Все эти названия означают кратность времени звучания каждой ноты относительно целой. Каждая последующая из перечисленных длительностей будет ровно вдвое короче предыдущей. То есть, если принять целую ноту за 4 секунды, то половинная будет звучать 2с, четвертная-1с, восьмая-1/2с и так далее.

На практике вам не нужно высчитывать, сколько времени должна звучать каждая нота. Вам достаточно лишь видеть, к примеру, что она звучит вдвое(вчетверо и так далее) короче или длиннее предыдущей, и следовать этому.

Записывается одна и та же нота по разному в зависимости от её длительности. На картинке изображены слева направо целая нота, половинная нота, четвертная, восьмая, шестнадцатая и тридцать вторая:

Из чего состоит нота

Рассмотрим подробнее, как устроена нота и из каких частей она состоит:

Как видите, нота имеет три части: головка, штиль и флажок. Главной из этих частей является головка. Именно по её положению на нотном стане и определяется, какой клавише она будет соответствовать.

Головка есть у всех нот, независимо от длительности. Штиль пишется у нот, начиная с половинной. Он может быть направлен как вверх, так и вниз(это определяется лишь вопросом удобства нотной записи в каждом конкретном месте произведения).

Хвостик при штиле называется флажком. По количеству этих самых флажков мы определяем длительность звучания нот, начиная с восьмых(один флажок-восьмая нота,два флажка-шестнадцатая,три флажка-тридцатьвторая). Обычно, несколько идущих друг за другом нот с флажками объединяются в группы. Вот так будет выглядеть запись из нескольких шестнадцатых нот:

Закономерности расположения нот на нотном стане и их соответствие клавишам гармони

а второго ряда(клавиши с 15 по 25)-вот так:

Самые низкие звуки пишутся внизу нотного стана(на клавиатуре они находятся вверху), а самые высокие-вверху(на клавиатуре они находятся внизу). Таким образом, чем выше звук, тем ниже он находится на правой клавиатуре.

Почему я не говорю про клавиши №№ 1, 2, 14? А потому, что клавиши 1, 2 и 14 — это, так называемые, полутона. Записываются они вот так (слева направо- кнопки 14, 1, 2):

Их расположение нужно просто запомнить. Записываются они со специальным знаком «решётка»(который читается, как «диез»), стоящим перед каждой нотой и наличие этого знака сразу же говорит нам, что данную ноту нужно искать среди трёх первых клавиш сверху.

Следующее, что вам нужно запомнить, это расположение ноты «До» каждой октавы(на стандартной гармони три полных октавы из 7-ми звуков и один звук «до» четвертой октавы — клавиша №25). Их я обозначил на следующей картинке(слева-направо: клавиши №№ 3, 18, 10, 25):

Обратите внимание, что ноты, соответствующие клавишам 3, 10 и 25 пишутся на так называемых добавочных линейках. Добавочные линейки применяются, когда в произведении присутствуют ноты, записываемые на них. То есть: есть нота — есть добавочная линейка, нет ноты — нет линейки.

Но, если у нас в каком то месте произведения есть, например, нота «до» четвертой октавы(25-ая клавиша), а между ней и верхней линейкой нотного стана никаких нот нет, то пустые добавочные линейки всё равно пишутся.

Теперь разберемся, для чего я вам рассказывал про запоминание местоположения нот, соответствующим клавишам 3, 18, 10 и 25. Смотрите, как мы будем применять эти знания. Допустим, мы видим в нотной записи вот такую ноту:

Во-первых, мы сразу видим, что эта нота находится в первом от руки ряду клавиатуры, так как лежит НА линейке(таким образом, область поиска мы сразу же снижаем вдвое!).

Во-вторых, вспоминаем, что на добавочной линейке под нотным станом у нас лежит нота «до», соответствующая клавише №3. Берём её за точку отсчёта и отсчитываем четыре клавиши вниз: три, четыре, пять, ШЕСТЬ. Таким образом получаем искомую клавишу №6.

Давайте рассмотрим для примера первую фразу песни «В лесу родилась ёлочка»:

Смотрим на первую ноту и видим, что она находится ровно на три линейки выше ноты «до» первой октавы, расположеной, как мы знаем, на добавочной линейке под нотным станом. Отсчитываем от неё три клавиши вниз, соответственно(за первую берём ту самую ноту «до»(клавишу №3)). Получаем клавишу №5, с которой и начинается песня. Далее смотрим следующую ноту. Видим, что она находится МЕЖДУ линейками нотного стана, значит она — во втором от руки ряду. Вспоминаем, что между третьей и четвёртой линейкой(снизу) находится нота, соответствующая клавише 18, а искомая нота — всего на одну линейку выше, значит, наша следующая клавиша — №19, которая идёт сразу после 18-ой. То есть, если на нотном стане две ноты, принадлежащие одному ряду клавиатуры находятся на соседних линейках, то и на клавиатуре это будут соседние клавиши(эта закономерность не относится к трём полутонам-диезам( 1, 2, 14),вынесенным вверх клавиатуры). Смотрим следующую ноту песни: это такая же нота, как и предыдущая. Значит, просто нужно нажать ещё раз клавишу 19. Следующую(четвёртую) ноту песни находим также, как и первую: отсчитываем от клавиши №3 количество линеек, на которое она отстоит от неё и выясняем, что это клавиша №7. Попробуйте разобрать фрагмент песни до конца самостоятельно.

Как видите, ничего особо сложного здесь нет. Не пугайтесь! Мучиться с подсчётом клавиш вам не придётся долго: через некоторое время, вы будете находить каждую клавишу практически на автомате, стоит только разобрать несколько простых песен.

Нотная запись звуков левой руки(басы и аккорды)

Здесь, наверное, самый верный способ — просто визуально запомнить соответствие каждой ноты и каждого аккорда конкретной клавише, ибо их не так много: семь звуков-басов(кнопки №№ 2 и 16-дублируются) и восемь аккордов(третий ряд, как вы, наверное, помните, дублирует басы, расположенные в первых двух).

Вот эта картинка вам поможет это сделать(в неё же можно заглядывать при разучивании мелодий):

Запись аккордов правой руки гармони

Немного об аккордах. Аккорды записываются нотами, стоящими строго друг над другом. Собственно, это и определяет, что перед нами именно аккорд, а не перебор, потому что, согласно правилам нотной записи, мы должны сыграть все эти ноты одновременно.

Вот так выглядят аккорды в нотах(на примере — аккорд из трёх нот и тот же самый аккорд из четырёх нот):


Ноты, составляющие аккорд, находятся так же, как описано выше для правой руки, только исполняются одновременно. Со временем, увидев запись аккорда, вы будете интуитивно ставить пальцы на нужные кнопки, без всяких подсчётов.

Играя по нотам уже обеими руками, помните, что они(ноты) располагаются друг под другом не просто так, а совершенно закономерно: если в записи вы, например, видите, что в левой руке нота или аккорд записаны строго под нотой для правой руки, значит они должны играться одновременно. Если же они НЕ располагаются строго друг над другом, то и играются в разный момент времени.

Подведём итоги

Ну вот, наверное, для первой части достаточно.

Давайте выделим самое главное, что мы узнали из этого урока и что нужно усвоить в первую очередь:

  • нотная запись читается слева направо
  • ноты для правой руки, расположенные НА линейках нотного стана, играются в первом от руки ряду клавиш; ноты, расположенные, МЕЖДУ линейками, играются во второму ряду клавиш; но к клавишам №№ 1, 2, 14 это правило не применяется
  • соответствие ноты конкретной клавише клавиатуры определяется её положением на конкретной линейке нотного стана(для каждой ноты оно неизменно), а длительность звучания ноты определяется её внешним видом(чем короче звучит нота, тем больше у неё «флажков» при штиле)

Я думаю, этих знаний достаточно, чтобы начать изучать мелодии по нотам. Вот только начинать я посоветую с самых простых, а ещё лучше — с мелодий знакомых, чтобы вы сами могли понять свои ошибки, если что-то сделаете неправильно.

Ну а во второй части мы рассмотрим специальные знаки, знание и правильное использование которых играет важнейшую роль для правильного чтения нотной записи. Это будет часть, пожалуй, даже более важная, чем первая…

Источник